Научная статья на тему 'Развитие детского художественного творчества в детско-родительском взаимодействии'

Развитие детского художественного творчества в детско-родительском взаимодействии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детское творчество / детско-родительское взаимодействие / педагогическое сопровождение / работа с семьей / детско-взрослое сообщество / художественно-эстетическое воспитание / children’s creativity / child-parent interaction / pedagogical support / work with the family / child-adult community / artistic and aesthetic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева Елена Евгеньевна

Актуальность. В последнее время актуален вопрос о соотношении творческого развития и художественно-эстетического воспитания. Хотя в советский период были подробно разработаны вопросы художественно-эстетического развития дошкольников, исследователи продолжают говорить о снижении творческой активности современных детей. Статья предлагает один из способов творческого развития детей, основанный на взаимодействии семьи и детского сада. Ход исследования. На теоретическом уровне были соединены концепции взаимодействия ребенка со значимым взрослым, единства общения и деятельности, положения диалогического подхода о равном взаимовлиянии субъектов диалога. Эти положения были положены в основу конструирования прогностической модели педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества, выделения ее компонентов и этапов содержательного блока. Результаты исследования. В результате исследования была спроектирована прогностическая модель педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества. Выводы. Развитие творческой деятельности во взаимодействии с родителем будет наиболее эффективно в дошкольном детстве. Мотивация совместной деятельностью с родителем крайне важна для ребенка, ребенок при этом получает позитивный опыт творчества, а старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования отношения к творчеству и к себе как к творческой личности. Для сглаживания и гармонизации детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности разумно применять педагогическое сопровождение детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of children’s artistic creativity in child-parent interaction

The relevance of the subject of the article. Recently, the question of the relationship between creative development and artistic and aesthetic education has become relevant. Although the issues of the artistic and aesthetic development of preschool children were elaborated in the Soviet period, researchers continue to talk about a decrease in the creative activity of modern children. The article offers one of the ways to develop children’s creativity, based on the interaction of the family and the kindergarten. Description of the research progress. The concepts of interaction between a child and a significant adult, the unity of communication and activity, and the provisions of the dialogical approach on the equal mutual influence of the subjects of dialogue were combined at the theoretical level. These provisions formed the basis of a predictive model of pedagogical support for child-adult interaction in the process of artistic creativity, constructed by the author. It made possible to identify its components and stages of the content block. Research results. As a result of the study, a predictive model of pedagogical support for child-adult interaction in the process of artistic creation was designed. Conclusion. The development of creative activity in interaction with the parent will be most effective in preschool childhood. Motivation for joint activities with the parent is extremely important for the child, especially when the child receives a positive experience of creativity, and the senior preschool age is sensitive for the formation of an attitude towards creativity and towards oneself as a creative person. To smooth and harmonize child-adult interaction in creative activity, it is reasonable to use pedagogical support for child-adult interaction.

Текст научной работы на тему «Развитие детского художественного творчества в детско-родительском взаимодействии»

��������� ����� ����������.

������������� �������������� �������� ����������� �����������, ������, ������

������������. � ��������� ����� �������� ������ � ����������� ����������� �������� � �������-������-������������� ����������. ���� � ��������� ������ ���� �������� ����������� ������� �������������-������������� �������� ������������, ������������� ���������� �������� � ���-����� ���������� ���������� ����������� �����. ������ ���������� ���� �� �������� ����������� �������� �����, ���������� �� �������������� ����� � �������� ����. ��� ������������. �� ������������� ������ ���� ��������� ��������� �������������� ������� �� �������� ��������, �������� ������� � ������������, ��������� �������������� ������� � ������ ������������� ��������� �������. ��� ��������� ���� �������� � ������ ��������������� ���-������������ ������ ��������������� ������������� ������-��������� �������������� � �������� ��������������� ����������, ��������� �� ����������� � ������ ��������������� �����. ���������� ������������. � ���������� ������������ ���� �������������� ��������������� ������ ��������������� ������������� ������-��������� �������������� � �������� ��������������� ����������. ������. �������� ���������� ������������ �� �������������� � ��������� ����� �������� �����-����� � ���������� �������. ��������� ���������� ������������� � ��������� ������ ����� ��� �������, ������� ��� ���� �������� ���������� ���� ����������, � ������� ���������� ������� �������� ����������� ��� ������������ ��������� � ���������� � � ���� ��� � ���������� ������-��. ��� ����������� � ������������ ������-��������� �������������� � ���������� ������������ ������� ��������� �������������� ������������� ������-��������� �������������� � ���������� ������������.

�������� �����: ������� ����������, ������-������������ ��������������, �������������� �����-

��������, ������ � ������, ������-�������� ����������, �������������-������������ ����������. ��� �����������: ��������� �.�. �������� �������� ��������������� ���������� � ������-����-�������� �������������� // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �5(119). � �. 42�55. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-42-55

���������: 3.08.2023. ������� � ����������: 25.08.2023.

. lenkqui@ya.ru

�������� � ��������

����������� ��������������� � �������-������ �������� ����������� �������� �����-������ ������� ���������� � ����������� �������� ������������� ���������, ����-��� �������� � ���������� �������� �����-����� � ���������� ��������� �� ������ �� 2025 ����� � ������� � ���������� �������-�� ����������, ��������� ���������� � ����-������� ���������� �����, ����������� � ��-�����-������������ � ������������ �������. ���������� ���������� �������� ������ ����-���� ����������� ���������.

� ��������� ����� ������������� ������-������ � ����������� ����������� ��������

UDC 373.2 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-42-55

Development of Children�s Artistic Creativity in Child-Parent Interaction

Elena E. Dorofeeva.

International Pedagogical Academy of Preschool Education, Moscow, Russia

The relevance of the subject of the article. Recently, the question of the relationship between creative development and artistic and aesthetic education has become relevant. Although the issues of the artistic and aesthetic development of preschool children were elaborated in the Soviet period, researchers continue to talk about a decrease in the creative activity of modern children. The article offers one of the ways to develop children�s creativity, based on the interaction of the family and the kindergarten. Description of the research progress. The concepts of interaction between a child and a significant adult, the unity of communication and activity, and the provisions of the dialogical approach on the equal mutual influence of the subjects of dialogue were combined at the theoretical level. These provisions formed the basis of a predictive model of pedagogical support for child-adult interaction in the process of artistic creativity, constructed by the author. It made possible to identify its components and stages of the content block. Research results. As a result of the study, a predictive model of pedagogical support for child-adult interaction in the process of artistic creation was designed. Conclusion. The development of creative activity in interaction with the parent will be most effective in preschool childhood. Motivation for joint activities with the parent is extremely important for the child, especially when the child receives a positive experience of creativity, and the senior preschool age is sensitive for the formation of an attitude towards creativity and towards oneself as a creative person. To smooth and harmonize child-adult interaction in creative activity, it is reasonable to use pedagogical support for child-adult interaction.

Keywords: children�s creativity, child-parent interaction, pedagogical support, work with the family, child-adult community, artistic and aesthetic education.

For citation: Dorofeeva E.E. (2023). Development of children�s artistic creativity in child-parent interaction. Preschool Education Today. 5:17, 42�55 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-42-55

Recieved: 3.08.2023. Accepted: 25.08.2023

. lenkqui@ya.ru

� �������������-������������� ����������, �������� ����� ���� ������ ��� ������ �� ����������� ����������� � �������� ����� �������� ��������� (���� 2020). ���� ������ ��� ���������� ��������� ���� ����� ������-���� ������������ ��������, ������ ������ ��-�������, � �� �������� ���������� �������� ��� ����, ������������ �������������� ����-������ ��� ��� �����.

� ��������� ������ ���� �������� �����-������ ������������� ������� ������������� ���������� ������������ ���������� ������-���������� ��������� � �������������� ����-����������� ������������. �������������� ����� � �������� ���� �� ��������� ������-�����-����������� ��������� ��������� ��-���������� �.�. ��������� (��������, 2014), � ������� �.�. ������������ (�����������, 1981) ��������������� ������� �����������-���� ���������� ����� ����������� ������-�� �� ������������ ����������, �.�. �������� (��������, 1968) ������ ����� ������� ��-�������� � ����������� � �������� ���-������ �����. �.�. �������� �����������-�� ����������� �������� ������� ���������� ���������������� ��������� (��������, 1965). �.�. �������� (��������, 1979) ������� ��-������ ���������-�������������� ������� ������������ � ������������ ����������� ������� � ������ ��� ���������� �������� ��������, ������� ������������ ����� �����-���� ���������� ������������, ������� ����-��� �������������-���������� ������������ ������������ �� �������� ���������� ������-������, �������� ����� �������� ���������� ������ �������.

��� �� ����� � ����������� �������-������ A.B. ���������� (���������, 2005), �.�. ��������� (��������, ������, 2000), �.�. ����������� (����������, 2012. �. 23) ���������� �������� ���������� �����-����� ����� ����������� ��������. ������� ���������� ���������� ������������ ��-���� (�.�. ���������, A.A. �����-������, �.�. ���������, �.�. ����� (���������, 2001; �����-������, 2013)), ��������� ����������-������ ����������� �������� ����������� �����.

���� ��� �� ����� ���������� ��������-��� ���������� �������� �����, ����� �����-���������� ����� �� ���� �� ���������. �� � �������� �������� ������� ��������� � �������� ������� ���������� ��������� ��-������ ���� ����� ���������������� �������-���� ��������� ���������������� � ������� �����������, ��� ������������ ���������� ��-������ ���������� (�������, 2023). ���������� �����,�����������������������,��������� ��� ������ � �����. � ����� �������� ������-�� ���������� ���������� �������� ��������-�� ����� ��������� ����������� ��������-��� � ��������� ���������� (��������, 2013), � �������������� ����� �������� ������ ���-�������� ��������, � �������������� ��� � ������. �� ���� �������������� ������ ��-��������� ��� � ������� ��������� ���-������ ���������� �������� ����� �� ���-����������� �������� ����������� �������� �����, ��������� ����������� ���������� ������� �������.

��� �������� �������� ����������, ��� ���-�����������H.A.����������,�.�.���������, �.�. ������������, H.H. ����������, �.�. �������, �.�. ���������, �.�. ���������, �.�. ����������, �.�. ��������, �.�. ���-������� � ��. (����������, 1996; ��������, 1979; ���������, 1994; ��������, 1965; ���-����, 1961), ������� ������ ����� ����� ����-������ ����: ���������� ������� ����������� ���������, ���������� ������������ �������-���� ���������, ���� ����������� ���������� ������������, ������� ��� ���������� ����-������� ���������. ����� ���� ���� ����� �������� � ���������� ������-������������ ���������� ������������.

���������� ����������� �������� ����-������ �������� ������� �������� �������-���� �������� �� ��������� ��������������� ����������.

�������������� ������� � ��������� � ���������� ������������

�������������� �� ��������� �������� ��-����� ����������� �������� �������. ����� � �������� ��������� ���������� �������� � ���������� �������� ��������������� � ��������, ��������� ������� � �������-��� ����� � ���� ������. � ������������� ���������� ���� ���������� ������������ ��-����� � ��������� �������� ����������� ���-��, ������ ������� �������� ������� ��������. �������� ��������� � ��� �������, � ��� ����-��� �� ���������� ������������, � ��� �����-��� (��������, 1964).

������������ ������-������������ ����-�����, �� ��������� � ������� ������ ����-��-�������� ���������, �������� �� ������� ���������� ��� ����� ������. �������������, ��������������������������������������� ������������ ������ ������������ �������� ����������������������.���������������-����������� ����������� �������������, ��-����� �������, ��� 97% ����� �������� ����-������ �������������� ����������� ������ � ���������, ������ ���������� ����� �� ��-��� ��������������� ���������� � �� 7% ������ (���������, 2022). �� ���� ���������� ��������������������������������������-�������� ��� �������.

� ������������� ���������� ��������-���� ���� �������� ������� � ����������-��. ��� ��� ����� ����� ������� �������� � ������������� ����� ���������� �������-����� � ���� �� ������ �������� � �������� ���������� ��� ��������� �������, �� ��� ������ �������� � ��������� ������������, ��� ������� ��� (�����, 1988). ����� ����-���, ������� ��� ������� ��������������� ���������� ��� ��������� ��������������� ���������� ������� ������������ ��������� �������� �� ������ � �������� ����� �������-�����, �� � � ������� ���� ������������ � ��-���. ������� ������ ������ ���� � ������-����� ���������, ����������� ���������� ������������.

��� �� �������������� ���������� �.�. ������� (������, 1997), ������� ����-������ ��������� �������� ������� ������� � ����������. ������� � ������ ��������� �������� ��������� �� ��������� � ����� ������������, � ��� ����� � ��������������. ����� � ���� ������������ ����� ������ ��� ������������ � ��������� ������������ ������ � ���������� � ���� ������������. ��� ����-������, ��������� ����� �� ������ ���������� ������������ ������� � ���������, �� � ��-����� �� ������ ���� ������������, ������� ������-������������ �������������� ������ �������� ������ ���� ������������: ��� ���-������� �������������� ���������� ������� � ���������, ��� � ������� � �������� ����-����������� ���������� � ������� �� ������ ��������� ��������������� ����������.

�������������.�.�������(������,2009), ��� ������� ��������� ��������� � ������� � ���������� ������������ ���������� ����-����� � ������ �� ���������. �������������� ��� ���� ����� ���� ���������� (����������-��) � ������� (���������� ������, ������, ��-��� ���������, ���������, �������).

������� ������� �� �������� ����� ���-����������� �����������, ���������� ��� �� ������� ����� ���� � ������. � ���� ��-����� ������� ���� ����������� �������-�� (������, 1974. �. 59). �. ���� (Berne, 1961) �������, ��� ������� �� ������������ �����-�����, ��������� �� ��� ��������, ������� �� �� ��������. ��������, ������� �� ����-����, ������� ����� �������, �������� �����-�� ������ ����������. �������� �������� ����� ���� �������� � ������������ �����-��, � ����� ��������� �������� � ����������. �������� ������� �������� �������� ����-�����-���������������� ������� ������� � �������� ��� ������������ �������� ������� (�.�. ����������, �.�. �������, �.�. ����-����� (����������, �������, ���������, 1996)).

������ �������� ��������, �� ���� ����-����, �������� ������� ������������ ����-����� � ���������� ������������ ��� �������-�������� ������������-����������� ���� � �������������� ���������� ���� ��� ����-������ �������� (��������, 1965).

����� ������� ��������� ���������� ���-������ ��� ���������� ��������� �� ������� ���������, ������������� ������ ��������-��� ����������, ��������� ���������� ��-����������, ��������� ������������� ������� ��� �������� ���������� (����, 2000). ������ �������� � ���������� ������������ � ������ �� �������� ��������������� � ��������� � ��-����� �������� ����������� ���������� ��� ������ �����.

�.�. �����, A.M. ������ (�����, ������, 1988) ��������� �� ������������� ���������-�� ������������ ������� � ����������, ��� ��� �� ����������� ����� ��� ������� ��������� ������, �� ����� ��������� ����� ����� ���-������� ������������� �����. � ���������� ��-����������, ������������ �� �������� ������ ��������, �� �������� ������� � �������� ��-�������������� � �.�., ������� ���������� ������������ ����������� ���������� �����-��� ���������.

��, �������, �� ������ ������� ������-������ ����������� �� �������� ���������� ������������, ������� ������ ����� ������-�� ������������ �������������� ��������-����� ������-������������� �������������� � �������� ��������������� ����������.

�������� ��������� ������� �.�. ������� (�������� ������� �������� �����, 1994), ����-������������ � ��� �������� ���������. �������� ����� ���������������� �� ������� �.�. ������� (������� �������� ������� ���-����� �����, 2008) �������� �������� �����; �������� ��������������� ������������ �������.

������-������������ �������������� (� ������������ ���������� ���� ������ ��-����������� �parent-child interaction�) � ��-������ ������� ������ �������� ������� ��-��������� ���������� ������������ ����� �������� � ��������� (������-������������ �������������� � �������� ������� ������� ��������, 2019), �� �� �������������� ��.

������� ��������������� ������� (������� ��������������� �������, 1998) ���������� �������������� ��� ������� �������������-���� ��� ��������������� ����������� ���-����� ��� ��������� ���� �� �����, �������-���� �� �������� ��������������� � �����. �������������� ��������� ��� ����������-��� ������, �������������� ����������� ��������. ������ �� ����������������� ���-��� ��������� ��� ������� ������ � ��� ����-����� �������������� ��������� ������� ���-������������ �������, ��� ������������� �������� �������� � �� ��������. ���� � ���-����� �������������� �������������� ���-���������, �� ��� ��������� ���������� ��-���������� � ������������ ��������. ��� ��������������� � ���������� ���������� ������ ���������� �� ������ ������� ����� ���� �� �����, �� � ����������� �� ���������� ��������.

�������������� �������� ��������� �������� ������� ���� �������������� ��-������, ��������� ��� ������������ ����-�� � ��������� � ����������, � ������-��, ��������� � ���������� ��������� ���� ������. �������������� ��������������� ���-���� � ��������� ��������, ��������� �����-��. �������� �������������� ������������� ������ � ���������������� �������������-��, ���� ��� ����� ���� � ��������������, ��������, �������������� ��������������. ������� �������� ����������� ����� ������, ���������� � ������� �������������� ����-���� � ��������, ������� ���������� �����-���� ������� ��� ��������� �� �������, ��� � ������� �� ��������� (�.�. ������, �.�. �����, �.�. ������������ � �.�. (�����, 1986; ������, 1999; ������������, 1999)).

� ������ ������ �� ���������� ������-��-���������� �������������� ��� ������� ���-������� � ������������ ���������� �������� ������� � ��������, ���������� �������� ��������� �� ���������, ������������, ����-����� � �����������.

� 6�7 ��� � ������� ��������� ����������� ������ ������������ ���������, ��� � �����, ��� � � ����� ������� ���� ���������� ����-����� (�������, 1995), ������� ������� ��-�������� ������� �������� ����������� ��� ������������ ��������� ������� � ������-���� ������������ � �������� ���� ������-���� ���������.

��� ���� ����� �������������� ��������� � ������� ������������� �������� �������� ���������� ������������, ��������� �������-���������������������,�����������������-����� ���� ���������� ���������, �������-���� ������������� ��������� � ����������, �� ������� �������������� ������������� ��������������� ������������� ������-��-����������� �������������� � �������� ����-����������� ����������.

��������������� ������ ��������������� ������������� ������-������������� �������������� � �������� ��������������� ����������

�� ������ ������ � ���������, �������-������ ����, �� ��������������� �������-�������� ������ ��������������� ��������-����� ������-������������� �������������� � �������� ��������������� ���������� ��-����� �������� ����������� ��������, ����-��� ����� �������������� �������� ������-�� ���������� (���. 1). ������� ��������, ��� �������������� ������������� ����� ���� ��������� � ���������� ����� � ����������-�� ������ ��� ��� ��������� � �����������. �� ���� ��� ������� ��� � ������ ������ ��-��� ������� ����� ����� ���� �����������.

������ �������� ��������� �����: ���-������-�������, ��������������-��������-���, �������������-�������������� � ��-������������.

���������-������� ���� �������������� ������ ������ ��������� � ��������� ������-���������������������������������������-���. ���������������� ��� ����� ���������� �������� ���� ��������������� ����������-���, ������, �������� � �������� ��������.

����: �������� ��������������� �������-��� � ����� �������� ����������� �������� � �������-���������� �������������� �� ���-����� ��������.

������:

�������� ���������������-��������-�� ���������� ��� ����������� �����������-���� ���������� ����� � ���������;

��������� �������������� ��������� � ����� �������� ��������������� ���������� �������;

����������� ������-������������� ��-����� �� ���� ��������������� ����������;

������������ ������-�����������-�� �������������� � �������� ���������� ������������;

�������� ������� � ���������� ����� �������� ���� ��� �������� ��������������� ���������� �����;

�������� ������� � �������� ����-�����-���������������� ����� ��� �������� ��������������� ���������� �����;

�������� ������������ ������� �����-����� �� ������ ��������������� ����������;

��������� �������� ���� ��� ������-���� ��������.

������ �������� �� ��������������� ���-������. ������������ � ���������������� �������� �������������� ��������������� ������� � ���������, ��� ��� �������� ��� ����� ������� ���� ����� �������� ���-�������� � ������ �������, �����, ��� ��� ������ ������������, ��� ��� ����� ������ � ������ ������. � �� �� ����� ������� ����� ������������ ��������� ������������� ��-�����, ������ �������� ������� � ��������. ��������� ������� ������ �������� ���-�� �������� � ������������ �������, ����-������ � ������������ �������� �������� (�� �.�. ���������), ������������ �������-

���. 1. ��������������� ������ ������-������������� �������������� � �������� ��������������� ���������� ����� �������� ����������� ��������

��� ���������� ��������������� ����������-��, ������� � ���������. ��������� ������� ����������� � ������������ ��������� �� ������ ���������, �������������, ������-����, ������� �������� ������� ������-����-��������� ��������������. ���������� ����-������ �������������� �������������������� ��������, � ������� ������� ����� �������-���������������������������������������-��� � �������������� ������������. ����� ����, ������ ��������� �� ���������� ������-��: �������� �����, ����� � �����, �������� �������, ����������, �������� ����������� � �.�.; � ����� ������������ �������� � ���-����� ������� � �������� ����������� ���� � ��������� ����������.

������������������������������������ ������-������������� �������������� � ���-����� ��������������� ���������� ��������:

������� �����������, ������� �����-�������� ������ ������ ��������, �������� ������������ ��������� � �����������;

������� �������, ������������ �� �������-���������� ������ �������, ��� ���-������ ���������� ������� ������������� �� �������������� �������� � ��������, �������� � �������, �������� � �������;

������� ���������� � ����������� ������������� ��������, ���� ������ � ����-������� ��������� �������������, ������� ��������������;

���������� � ���� ���������� � ���-������� ������������ ��������� �����������-���� �������������;

������� ��������������� ������-��������, ������� ������������ �� ������ ������������ ���������� ��������, �� � ��� ������.

������ � �������� ��������� ���������-������ ���������� ��������������-��������-���� �����, ������������ ��������� ��������-������� �������������.

��������������-����������� ����. ���-��� ���� �������� ��� ����, ����� � ������ ������������ ���������� ������.

�������������� ������������� ����� ��-������ ������� ��������� � �������� ���� �������� ���������: ���������, ��������� � �����. ������� �� �������� ������������� ������ ����� �������������� ����� � ������-��� � �������� ��������������� ����������.

������ ����������� �� ���� �������: �� ������ ���, �� ������ �������� ������ ����-�� �������� ���� � �� ������ ����� ��������-���� ���. ������ �������� ���� ���������: �����������������������������������(����-����, ����������� ��������, ��������, ����-���� ��������������� �����������, ��������-�����), ����� �������� ����������� ��������, ��������� (�������� ��������).

������ ������������ ������ ���������� �������������� ���������� ����� � ���������, ������������ ���������� ������� � ��-������ (����� ������� � �������� ���������� �������������� ����������� ������������, �� ������ ������ ���� ������), ����������� ����������� �������� ���������� (��������-���, ��������, ��������), ������� ������� � �������� �� ������ ��������� �����������-���� ����������. �������� ������-��������-���� ������������� �������� �������������� ���������� ��� ������������� �������.

� ���� ��������� ������� �������� �����-��� �� ����������� ���������� ������������ ������� � ��������. �.�. ������ (������, 2007) �������, ��� ������� ���������� ���������� ������������ ������������ �� �����������. ���������������������������������������-�� �������, � �������� ��� ������������ ���-������������-��������� ������. ��������� ������� ���������� ������������ (������, ��������) ����� ���� ��� ����������, ��� � ��������������. ���������� �������� ��-��� ��������, ���� �������� ��� ���� �������-��� ���������. ��� ���������� ������� ���� ��������� ������ ����������������� ������-��� ����� �� ��������� (Berne, 1961).

����������� ��� �������� ���� ������-�������� ��������������: �������������� ��������������(�����������,��������,1998). �������������� ������������ ��������� ��-�������� ���������� ������������ � ����-���� ����������� ������ ���������� ������-������ ����� ������� ������. ���������� ��������� ���������, ����� ��� ������������� ��� ���������, ���������� ����� ���������� � ����� ���������� ���� � ���������� ������-������ (Dong, Lin, 2022), ������� ��� ����� ��-���������� ��������������, �� ���� ��������, ����� �������� ������� �������� ���������-����� ������������ ���������� ����� ����.

�� �������� ����� ��������������, ��-����� ������������ � ���������� ������, �� �������� ���������� ���������� ���������-�����: ������ �������������� ������������-������, �������������� ���������� ����� (��� ������������������), ����� ������������ ��-��� � ��������� ������. ����� ����� ���-������ ���������� ��������������������� �������������� �������� � ��������; ������-�������� � ������, ��������� �� �������� ������,��������������������������������-�� ����� � ���������; ����������� ���� ����� � ��������� ������, ��� ������������ ������-��� ������-��������� ����������.

���������� ������-������������� ������-�������� ����� ��������� ���������� ����-������ ������� (������� �.�., ������� �.�., 2020), ������� �� ������ ����������� ���-����� ��������������� ����������, �� � ���-��������� ����������� ������-��������� ���������� ������ (��������� ������ � ����-�����, �������� ������������� �������), ���� (�������� ��������� ��� �������-������� ���, ������� ��� ������������ ���), ������-�� (� ������, �� ���������� ���, � ������-���� ��� ���������� ������), ��������� (����� � �����, ��������� ��������� �������), ���-���-������ ��� ����� � ���������� (���-����-���, ��������� ����� �����), ��������� (����-������� �������, �������� �����, �������� ������� ���������).

�������� ��������������� ����������-��� ����� ���������: ����������� ������, ����� ��������, ������, ������� �������-��� �������� � ����� ��������������� ����-������, ������ �������������-�����������-�� ����������: ����� ������� (�.�. �������� � ��.), ����� ���������� ������������� ����� (�.�. �����������, �.�. ��������); ����� ��-����������� ���������, ����� ����������� � �������������, ����� ���������� ������-���, ����� ������������� ������, ����� ��-����������� � ��������� ��������, ����� ���-���������� �������������� �������� � ��. (�.�. ������); ������, ������������ �� ���������� ����� � ����������������� �������������� ������������, ������, ��-���������� �� �������� ������������ � ����-���������� ������������ (�.�. ����������, �.�. ��������); ����� �������������� ����-������ ���������� (�.�. ��������) � ��.

������������������������������������ � ������� ����� ���������� ������ � ������-�� ������������� ���������, ���������� ���-�������������� ��������� � ������ �������, ��������� ������� ���������� � ���������-�����, ��������� ��������� ����� � ������-��� � ���������� ���������� ������������.

�������������-�������������� ���� ������������ ����� ���������� �����������-������ ���������� �����, ������� �������� �������� ���������� ������.

������������� ���� ������������ ���-���������� ����� ������������ �������� �� ��������������� �������������, �������� ������������� ����� ��������� ��������� � ������, ��������� ����� � ��������������� ����������.�����������������������������-������� ���������������� ��������, ������� ��������������� �� �������������� ������-��� ����� � ���������� ���������� ��������, �������������� ������������ ��� ������� ����� � ��������� �� ������ ��������������� ����������, �������������� � �������� ����-������. � ������ �������� ������ �������� � ��������������� ������� ���������� �����-���, ������� ����� ������ ���������� ����-����������� ����������, �������� ���������-���� ������� �����������, ������������ ��� ������������� � ������������ ����� �����-�����. ����� �������, ��������� ����� ����� �������� �� ������������� ���������, �����-��������� �������� ������� ���������� ��-������, ���������� � �������������.

�� �������������� ����� ������, ��� ���������� ���������� ������������ �� ����-���� � ���� ����������� ��������. �������� ����������� ������� � ������� �������� ���-��������� ��������������� ������, �.�. ���-�� ������������ ��� ���������� ���������� ������ � ���������������� �������������, ������� ������� ����� ������������ � ����-������ ������������, � ������ �������. � ���-��������������������������������������-��� ������� ��������������� ����������, � �� �������� ���������, ������������� ������-������� ���������� � �������� �����������.

� ��������, ����� ������� ����� ����-��� � ��������� ���������� ����������-����-��� �������, ������ ��� ������� ��������-�� ��������� ������� � ������� ��������: �������������� � ���������, ������������� �������, ������� ����� ���������� ������ (������, 1974). ����� ���������� ������, ��� ��� ����� �������� �� ������ ���������, ��� �������� �������������� � ������ �������, � ����� ����������� ������� ��������� � ��� ��� ������������ ������� ��������, �������-���� �������������� �����������.

��������� ����� ���������� �������� ���������� ������������ � �������� ������� ��������. ����� ����� � ��������� ������ ��, ��� ����� ���� ������������ � ����� (�����-���, ��������� ��� ������, �������� ��� ��-�������-�������� ����, ������� ��� �����-������� ���, �������� ��� �������-������� ����).

� ������� ������������ ������� ���� ��-���� ���������������������������������-����������. ��� ������� � ���������� ������ ��������������,�����������������������-����� ����� ���������. ����� ����� ��������-���� �������� ��������������� �������� ��� �����, ��������, ���������� ���������� ���-���� �����, ���� ������� �������, �������� ����������� ������ � ���������.

��� � 6 ����� ������� �������� ���� � ������������ ����. ����������� �������-�� ������� �� ��� ���� ������������ ������-�� �����������. �������������, ��� ������� ����� ����� ��������� �������������� � �������� ������ ������������ ������������� ����,�������������������������(�������, ��������, 2022). ��� ����� ��������������� � ��������� ����� ������������ ������, ���-��������� ������������ ����� � ���, ���-������������ ������ �������� ���� � �.�.

������ ���� ������ ��������� ������-����� ��������. ����� �������� ������ ��-�������� ������������ ������������ � ������, ��������, ��� ��������� ��������, ��������-���� � ���, �������� �������� ����� �� �����-������ � ��������, ���������� ���� � �������. ������� ���� ������ ��������� � ��������-��� �������� ����� �������������� � ������, �������� ���������� � ��������� ���������� ������������ ��� ���������� (�������, 2023).

��� ���������� ������ �����, ����� ��-���������� ������� � �������� �� ������ ��������������� ���������� ���������� ��-������� � ������ ���� �� ������� ������� � ���������� (� � ������ �������� ��������-���) � ������������� �������.

��� ��������� �������������� ������� ������ ���� ������� � �������� ������ �����-��, ��� ������ ������ � ����������. ������ ����� ����� ������� �������������� �������-��� ��������� � ����������� ������������-����� ���������. ��� ��������� ���������-����� ����� � ���������, ������� �� ������ ��������������� ���������� ���������� ���-������ ������������� �����, ���������� � ����� � ���������. ������� ��������, ��� �������� �������������� ����� ��������� ��-�����, � ������� ����� ����������� �� ����-�� �������, �� � ������������ ����������. ���������� ������� �������������� �����-���� � ������� � ������������ ���������� ������� ������ �������� ������������ ���-������� ������������ ���������� ��������� ������� ��������� � ������� (�����, ������, 1988; ���������, 1986).

��������� �������� � ��������������� ������� �������� ����� ������ ����������� ����������� ����������� � ���������� ��-�������� �����������, ����� �������������� ����� ������� �������������� � ����������. ������ ����� ����� ��� ���������, ��� � ��-�������, ������� ������ ������� � ��������-�� ������� �������� ���������� ��������-���� ���������, � ����� ������ ��������� � �������� �������� ��������������� ������-���� ����� �������������� ����������� �����-��� ����� �� ������ � ���, �� � � �������� �����.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������� ���� ����������� ��������-�� ������-������������� �������������� � �������� ��������������� ����������, ��-������ �� ������ ��������� �������������-�� ����������, �������������� ����������-���� ������-������������� ��������������, ��������� ������� ��� ������-�����������-�� ��������������, ��� ��������������� ����������. �������������� ������������� �� ������ ����� �������� �������� ������� ��������� ������������, ������ ������-��, ���������� ����� ���������� � ������. ����������� ����������� ��������������� ������������� �������� ����������, ����-�����, �������, ���������� ��������� ����-�����, ���������� � ��������������, ������-������ ���������.

��� ���������� ������ ������� ������� �������� ��������� ������ �������� ����-������: �������������, ��������, ��������� � ���������� �������, ����������� ����� ��������, �������� ������, ������ ���������-���� ���������� (��������, 1979). ��������� ������ ������������ ���������� ��������-������ ���������� ��� ������������� �����-��, ���������� �� �������, �������� ������-������ �������������� ��������, ���������� ���������� ����� � ���������, ���������� ����������� ��������� ���������� �������� � ���������, ����������� ��������� ������-��������� � ������������� ���������� �����-��� ��� ������ ��������.

���������������������������������, �������������� � ���� ��������������� ��-�����������, ����� ����������� ��������� � ������� ������������ ����������, ������� �� �������������� � �������� �� ����� ���-���������������������������������,������� � ���������� ���������� � �������� ����-������ ������� � ��������, ������������ ��� ������������� ��������-����������, ������ ������� ������� ��� ���������� � �������� ����, ���������������� ������� � ��������-������� ��������, ������� ��������� ����-���. ����� ���� ��������, ��� �������� � ����-��������������������������������������� ����������, � �������, ��������, �� �������-��� ������� �������������� ����������.

������ �������� ������������ ������-�������� �������� ��������������� (������, 1975; ������, 2007). ���������� ������������ ������� � ��������, ���������� �� ��������-������� (������, 2007), ��������:

� ������������ ��������;

����������� �������� ������� (��������);

��������� ����������� ������� � ��-����� ���������� ������� ������������;

��������� � �������� ����� ���-��� ����������� (������������� �������� �����, ������������� ������� ���������� ������������);

��������� ���������� � ������ �����-��� ������ ����������������� ������� (��-���������� �������������� �������);

�������� ����� �������, �������� ������� ���������� ���� ������������;

� ������������� ���������;

�������� �������������� ���-�� ���������� �������� ��������������� ����������.

���������� �������������� �������� ����-���������� ������� � �������� ��� � ������, ��� ���� ������� ���� ������������.

������������ ����. ������ ���� ������-������������������������������������-��� ���������� ������������� ������������ ����� � ����� ������ ��������� ����������� ���������, ���������� ����������, ������-��� � ��������������� ����������, � �����-����� ������. �� ����� ��������������� � ���� ��������� ��������� (������ ��������-�� �������� ����, �������� � ����������, ��-������ � ������), ������ ����� � �����������, ������� � �������������. � ���� ������ � ��-�������� ����������� ����� ���������� ��-����, ������ � �������������� �����������, ���������� � �����������. ��� ��� �������-��� ������ ������������ ��������� ������� � �����������, �� ����������� ��������� ��������� ����� ������� �����������, �� � ������� ������.

� ����� ����� ��������� ����������� ���-���� ����������: ��� �� ������ ����� �����-������, ��� �� �����������, ��� �����������. � ����������� �� ������� ����� �������� ��-���������� �������: ��� ������ ��������, ��� ������� ����������� ��� �����.

��� ����� � ��������� �������������� ���-���� �����-��� � ������������� ��������, ������������ ��� �������� �������������� ������� � ��������, ����������� � ������ ��-���� �� ������� ���, ��������� � ����������-���������������������������������.����� ����, ����� ������� ����������� ����� ����-������ ���������, ��� ����������� �� ����-��� ���������� ������������ � ����������� �� ��������� ����� ����� � ��������������. ����� ������������ ����� ����� �������� �����, ��� ������� ������������� � ��������� ���������, ��������� ����� ��� ����� � ���-���������, ������ ������ � ����������.

�������������� ���� ������ �����������-���� ������������� ��������������� � ���� ����������: ��� ������������ � �����������-���. � ������������ ����������� ��������� �������� ���������� ������������, �����-������ �����������, ������������, �������-��� ����� ������ ��������������� ��������-�����. �������������� ���������� �� ����� ������ �� ������� ���������� � ���������-������, ������� ����������� � ������� ���-�������, �������������, �����, � ���������� ���������� � ��������� ��������� ������� (� ��������, � ������ ����������) � �������� �������������������������,�������������-������� ���������.

� ����������� �������� ���������� ����-�� ����� ���������� �������� ������� � ����-�����-���������������� ����� �������� ���� � � �������� ����� ��� �������� ��������-������� ���������� �����, ��������� ���-�������� ��������� � ����� �������� ����-����������� ���������� �������, ���� ������ ����������� �������� ����� �������� ��-��������� ��������, ������ ������� ������-������ ������� ������� ����������, ���-������� ���������� ������ ����� � ������� ��������������� ����������, ��������� ���-����������� � �������� �������������� � ��-������� �� ���� ����������.

������

�������������� ������� � �������� ��-�������� ������ � ��������� � ����������, � ��������, ��������� � ���������� ������-��� ���� ������. ����� �����, ����� ��� ���-����������� ������������ ����� ���������� ���������, � ������� � �������, � �������� ������������� ���� ����� ��� ��������, ��-�������� ��������������� �������������, ���������� � �������������.

� ��� �����, � ��� ��������� �������� ���������, ������������ ������������� ��� ��������������, ������ ����� ������ ����, �� ������� ���������� ��� ������� ���-������� ����������� ����� ���������� ��-���������� � �������� � ���������� ���-����. �������������, �������� ���������� ������������ (� ��� ����� � ��������������� ����������) ������ �� �������������� �� ���-����� �������� ����� �������� ���������� � ���������� �������.

�������� � ���������� ������� ������-�� ������� ������������ ������������� ��-������� � ���������� ������������ ��� ��-������������� ������������-����������� ���� � ������������ ���������� �������� ���� ��� ���������� ��������. � ������� ��-�������� ������� ��� ����� ������ ������ ������������ ��������� � ����� ���������� ��������� �������� ����������� ��� ���-��������� ��������� ������� � ���������� ������������.

��� ���� ������� �� �������� �������� ��������� �� ��������� � ����� �������-�����. ������� ��������� � ������� �� ��-���� ������������ ������������ ����� ����� �������� ���� ������������, �������� � �� ��-����, ����������� ��� ����������, ��� ����-�� ��������� ������� � ���� ������������. n

�� ������

��������� ����� ����������, ������������� ������������� �������������� �������� ��-��������� �����������, �������� ����������� ��������������� ���������������� ����������-�� (������, ������), lenkqui@ya.ru, https://orcid. org/0009-0002-4640-0547

About author

Elena E. Dorofeeva, lecturer at the International Pedagogical Academy of Preschool Education, postgraduate student of the Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, lenkqui@ya.ru, https:// orcid.org/0009-0002-4640-0547

����������

1.

����������� �.�., �������� �.�. � ���-����� ������������ // ���������� ��������. ����� ������������. � �., 1998.

2.

���������� �.�. ���� � ������� ���-���� ������ // ��� ����������. � 1996. � �2. � �. 101�104.

3.

����������� �.�. ������������ � ������. � �.: ��������� ��������, 1981.

4.

������ �.�. ����� � ������. � �.: �������������� ����������, 1975. � �. 72�233.

5.

������� �.�. �������� ������������ ��������: ��������� ��������������� ����� / ��� ���. �.�. �����������. � �.; �������: ��-� ����-�������� ����������, 1995.

6.

������� �������� ������� �������� ���-��: ����������� �������� / �.�. ������. � �.: ��� ���������� �����, 2008.

7.

�������� �.�. �������������� ����� � ���-����� ���� � ������������ �������������� ������-��� � ����� �������� ����������� �������� �����-���������������������������������-����������� ��������� / ����... �-�� ���. ����. � �., 2014.

8.

����� �.�. ��������� � ���� ������������� ��������� / ����� ����. ������. ����. � �., 1986.

9.

������ �.�. ��������������� �����������-����� � �����������: ������������ �����������. � �.: �������, 2007.

10.

������� �.�. ������������ ������� ���������� / ����� ���������� ��������. [����������� ������]. URL: https://www.youtube. com/watch?v=XHybYT86pxY (���� ��������� 01.03.2023).

11.

������� �.�., ������� �.�. ������������ ������� ����������: ��������� ������������ ��-����������. � �.: �������-������, 2020.

12.

������-������������ �������������� � �������� ������� ������� �������� / ��� ���. �.�. ���������: ������������ ����������. � ������������, 2019.

13.

��������� �.�. ��������� ��������� � �������� ��������������� ����������: ������-���� ������������� ������������ // ���������� ������������ �� ������ ������������ �����-��-������������ ��������� ������� ���������� ���������. ���������-���������� ����������. ������� ������ ������-������������ ��������-���. 26�27 �������� 2022 �. � �.: �������-������, 2022. � �. 60�66.

14.

������� �.�., �������� �.�. ���������-����� �������������� �������� ������ � �������-��� ��������������� �����������: ���������� ���-����� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �6 (114). � �. 54�68.

15.

�������� �.�. ����������� � ��� �������� � ���������� ������������ ��������. � �.: ������, 1968.

16.

����� �.�. ��� �������: �������� ���-���������� ���������. � �., 1988.

17.

����� �.�., ������ A.M. ������� ��� ���-����� � ��� ���������� // ������� ����������. � 1988. � �4. � �. 25�34.

18.

�������� �.�. �������� ���������� �����-����� ������������ ��� ���������-�������������� ��������. [����������� ������], 2013. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskoy-aktivnosti-doshkolnikov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema/viewer (���� ��������� 14.09.2023).

19.

�������� �.�. ������ � �������� �����-��� ��������������� ������������ � ������� ���� / ����� �-�� ���. ����. � �., 1979.

20.

�������� �.�., �������� �.�., �������� �.�. � ��. �������� �������� ��������������� �������-

����� � ���������������. 3-� ���., �����. � �.: �����������, 1991.

21.

��������� C.B. ������� ���������� ��-����� � �������� �� ��������� � ���� ������� / ����� ����. ������. ����. � �., 1975.

22.

������� ��������������� �������. � ������-��-����: ������, 1998.

23.

��������� �.�. ������� ����������� ��� ������� ��������������� ������� / ����� �-�� ���. ����. � �����, 2005.

24.

���� �.�. ������������ ������� � �������-��� �������. � �.: ����-�����, ��� �������������-��� �����, 2000.

25.

������ �.�. ������������� � �������� ��-�������������-�������������� ������� �� �����-���� � ����� ������� ��������� ����� // �������� ������� � ������������. � �.: �����, 1974. � �. 51�126.

26.

������ �.�. �������, �������� � �����-�� �������. � �.: ��-� �����. ����������, �������: �����, 1997.

27.

������ �.�. �������� ������� ������� �� �������� � ������������ // ������������ ������-�� ������� � �������. � ���.: �����, 2009.

28.

������ H.A. ���������� �������� ��������-������� � ������� ������� ������������ �� ����-�������� / ����... ����. ���. ����. � ���., 2007.

29.

��������� �.�. ���������� ������������-����� ��� �������� �������� ������������ / ����� ����. ������. ����. � �., 2001.

30.

�����-������ �.�. ���� �� ������, ����� ������������ � ���������� ������� �����-��� �������� // The Epoch Times [����������� ��-����], 2013. URL: https://www.epochtimes.ru/content/ view/71958/54/ (���� ��������� 14.09.2023).

31.

���������� �.�., ������� H.H., ����-����� �.�. �������� ��������������� ���������� � ����������� ��� ������� �������� ����������� ��������������� ������� � ������ // ����������� ��������. ���������. ����������. ����������. � �., 1996. � �. 22�47.

32.

������ �.�. ���������� ����������: ��-����������� ��������, �������, ����������. � �.: ��������, 1999.

33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������� �.�. �������� �������� ���-������ ��������� �������� ������� // ������� ����������. � 1986. � �5. � �. 90�95.

34.

���������� �.�., ������� �.�. ���������� ��� ������� ������-������������ ��-������� // ������� ����������. � 2001. � �1.

35.

��������� H.H. ���������� � ���������-��� ����� ����������� �������� (�������������� ������). � ���������: ��������, 1994.

36.

���������� �.�., ������� �.�. �����-���������� ����������� �������� ����������

������������ � ����� ����������� �������� // ���������� �������� ������ � �������� ���������-������, ���������-�������������� � �������������� ������������: ������� ������ ������������� ��-����-������������ ����������� �XV ����������� ������� (������, 15�16 ������ 2020 �.): � 3 �. / ���. ����.: �.�. �������� (���. ���.), �.�. ���������, �.�. ��������� � ��. � �.: ����, 2020. � �. 3. � �. 287�292.

37.

�������� �.�. ��������� � ���������� �������. � �.: �����������, 1965.

38.

�������� �.�. ��������� ������������ ����������� ������� // ������������ ���������-������ ������. � 2019. � �2(34) [����������� ��-����]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sovremennogo-doshkolnogo-detstva (���� ��������� 14.09.2023).

39.

�������� �.�., ������ �.�. ���� �����-������� ��������� � �������� ������������� ����-����� // ������� ����������. � 2000. � �3.

40.

�������� �.�., ������� �.�. �����-���������� ����������� ������� ����������-�� ����������� ������������ // �������� �.�. ���������-�������������� ������������ �������-���� �������. ��������� ������. � �.: ������������ ���, 2002. � �. 331�342.

41.

�������� ������� �������� ����� / �.�. ������, �.�. �������; ���������� ��, ��-� ���. ��., ���������� ���� ��������. 2-� ���., ����. � ���. � �.: ���, 1994.

42.

��������� �.�. ��������� �����������-���� ���������� �.�. ������������ // ����������� ������� ������������ � ���������. � 2019. � �8 [����������� ������]. URL: https://web.snauka.ru/ issues/2019/08/90119 (���� ���������: 05.09.2023).

43.

���������� �.�. ����������� ������� ��� ��������������� � ��������������� ������� // Universum: ������� ������������� ������������. � 2012. � �1. � �. 20�29 [����������� ������]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-detstvo-kak-sotsiokulturnyy-i-psihologicheskiy-fenomen/viewer (���� ��������� 14.09.2023).

44.

������� �.�. ������������ ���������� �����������. � �., 1961.

45.

������������ �.�. ����� ������� �������. � �.: ��������, 1999. � 175 �.

46.

�������� �.�. � �������� ���������-��� ������������ �������� � ������� �������� // ������� ����������. � 1971. � �4. � �. 6�20.

47.

�������� �.�. ���������� ����� �������-���� �������� / ��� ���. �.�. ���������, �.�. ���-������. � �., 1964.

48.

Berne, E. Transactional Analysis in Psy-chotherapy. N-Y: Grove Press, 1961.

49. Dong, Y., Lin, J. How parenting styles affect children�s creativity: Through the lens of self // Thinking Skills and Creativity Volume 45, September 2022. [����������� ������]. URL:https://www.sciencedirect. com/science/article/abs/pii/S1871187122000487 (���� ��������� 14.09.2023).

References

1.

Abul�khanova K.A., Slavskaya A.N. (1998). K probleme egotsentrizma. Psikhologiya lichnosti [On the problem of egocentrism. Psychology of Personality]. Novye issledovaniya [New Research]. Moscow.

2.

Amonashvili Sh.A. (1996). Vera v rebenka rozhdaet geniev [Faith in a child gives birth to geniuses]. Mir psikhologii [The World of Psychology]. 2. 101�104.

3.

Bakhtin M.M. (1975). Slovo v romane [The word in the novel]. Moscow. Khudozhestvennaya literatura Publ., 72�233.

4.

Bakushinskii A.V. (1981). Issledovaniya i stat�I [Research and articles]. Moscow. Sovetskii khudozhnik Publ.

5.

Berne, E. (1961). Transactional Analysis in Psychotherapy. N-Y: Grove Press.

6.

Bocharova N.B. (2014). Vzaimodeistvie sem�i i detskogo sada v formirovanii poznavatel�nykh interesov u detei starshego doshkol�nogo vozrasta sredstvami russkogo narodnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva [Interaction between family and kindergarten in the formation of cognitive interests in children of senior preschool age using Russian folk arts and crafts]. Diss... d-ra ped. nauk. Moscow.

7.

Bol�shoi tolkovyi slovar� russkogo yazyka: sovremennaya redaktsiya (2008). [Large explanatory dictionary of the Russian language: modern edition].

D.N. Ushakov. Moscow. Dom Slavyanskoi knigi Publ.

8. Bozhovich L.I. (1995). Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannye psikhologicheskie trudy. Pod red.

D.I. Fel�dshteina [Problems of personality formation: selected psychological works. Ed. D.I. Feldstein]. Moscow. Voronezh: Institut prakticheskoi psikhologii.

9.

Detsko-roditel�skoe vzaimodeistvie i razvitie rebenka rannego vozrasta. Pod red. L.V. Tokarskoi: kollektivnaya monografiya [Child-parent interaction and early child development. Ed. L.V. Tokarskaya: collective monograph]. Ekaterinburg, 2019.

10.

Dong, Y., Lin, J. (2022). How parenting styles affect children�s creativity: Through the lens of self. Thinking Skills and Creativity Volume 45, September. [Elektronnyi resurs]. URL:https://www.sciencedirect. com/science/article/abs/pii/S1871187122000487 (data obrashcheniya 14.09.2023).

11.

Dorofeeva E.E. (2022). Otnoshenie roditelei k detskomu khudozhestvennomu tvorchestvu: rezul�taty empiricheskogo issledovaniya. Vospitanie doshkol�nikov na osnove traditsionnykh dukhovno-nravstvennykhtsennosteinarodovRossiiskoiFederatsii.

Kabardino-Balkarskaya Respublika. Sbornik statei nauchno-prakticheskoi konferentsii. 26�27 sentyabrya 2022 g. [Parents� attitudes towards children�s artistic creativity: results of an empirical study. Education of preschool children on the basis of traditional spiritual and moral values of the peoples of the Russian Federation. Kabardino-Balkarian Republic. Collection of articles of the scientific and practical conference. September 26�27, 2022]. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publ. 60�66.

12.

El�konin D.B. (1964). Psikhologiya detei doshkol�nogo vozrasta [Psychology of preschool children]. Pod red. A.V. Zaporozhets, D.B. El�konin. Moscow.

13.

El�konin D.B. (1971). K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste [On the problem of periodization of mental development in childhood]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology]. 4. 6�20.

14.

Ezopova S.A., Solntseva O.V. (2022). Proektirovanie infrastruktury detskogo chteniya v doshkol�noi obrazovatel�noi organizatsii: postanovka problemy[Designingchildren�sreadinginfrastructureina preschool educational organization: problem statement]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 6 (114). 54�68.

15.

Fedoseeva L.A. (2019). Kontseptsiya pedagogicheskogo vospitaniya E.V. Bondarevskoi [The concept of pedagogical education E.V. Bondarevskaya]. Sovremennyenauchnyeissledovaniyaiinnovatsii[Modern ScientificResearchandInnovation].8[Elektronnyiresurs]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/08/90119 (data obrashcheniya: 05.09.2023).

16.

Fel�dshtein D.I. (2012). Sovremennoe detstvo kak sotsiokul�turnyi i psikhologicheskii fenomen [Modern childhood as a sociocultural and psychological phenomenon]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Universum: Bulletin of Herzen University].

1. 20�29 [Elektronnyi resurs]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennoe-detstvo-kak-sotsiokulturnyy-i-psihologicheskiy-fenomen/viewer (data obrashcheniya 14.09.2023).

17.

Flerina E.A. (1961). Esteticheskoe vospitanie doshkol�nika [Aesthetic education of a preschooler]. Moscow.

18.

Ignat�ev E.I. (1968). Voobrazhenie i ego razvitie v tvorcheskoi deyatel�nosti cheloveka [Imagination and its development in human creative activity]. Moscow. Znanie Publ.

19.

Kagan M.S. (1988). Mir obshcheniya: Problema mezhsub�ektnykh otnoshenii [The world of communication: The problem of intersubjective relations]. Moscow.

20.

Kagan M.S., Etkind A.M. (1988). Obshchenie kak tsennost� i kak tvorchestvo [Communication as a

value and as creativity]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology]. 4. 25�34.

21.

Kasimova A.M. (2013). Razvitie tvorcheskoi aktivnosti doshkol�nikov kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Development of creative activity of preschool children as a psychological and pedagogical problem]. [Elektronnyi resurs]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskoy-aktivnosti-doshkolnikov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema/viewer (data obrashcheniya 14.09.2023).

22.

Khomentauskas G.T. (1999). Sem�ya glazami rebenka [Family through the eyes of a child]. Moscow. Akademiya Publ., 175.

23.

Komarova T.S. (1979). Teoriya i praktika obucheniya izobrazitel�noi deyatel�nosti v detskom sadu [Theory and practice of teaching visual arts in kindergarten]. Diss� d-ra ped. nauk. Moscow.

24.

Komarova T.S., Sakulina N.P., Khale-zova N.B. et al. (1991). Metodika obucheniya izobrazitel�noi deyatel�nosti i konstruirovaniyu [Methods of teaching visual arts and design]. Moscow. Prosveshchenie Publ.

25.

Kornitskaya C.B. (1975). Vliyanie soderzhaniya obshcheniya s vzroslym na otnoshenie k nemu rebenka [The influence of the content of communication with an adult on the child�s attitude towards him]. Diss� kand. psikhol. nauk. Moscow.

26.

Kratkii psikhologicheskii slovar� (1998) [Brief psychological dictionary]. Rostov-na-Donu: Feniks Publ.

27.

Kulemzina A.V. (2005). Detskaya odarennost� kak predmet pedagogicheskogo analiza [Children�s giftedness as a subject of pedagogical analysis]. Diss� d-ra ped. nauk. Tomsk.

28.

Kuli Ch.Kh. (2000). Chelovecheskaya priroda i sotsial�nyi poryadok [Human nature and social order]. Moscow. Ideya-Press, Dom intellektual�noi knigi Publ.

29.

Lisina M.I. (1974). Vozniknovenie i razvitie neposredstvenno-emotsional�nogo obshcheniya so vzroslymi u detei pervogo polugodiya zhizni. Razvitie obshcheniya u doshkol�nikov [The emergence and development of direct emotional communication with adults in children in the first half of life]. Moscow. Nauka Publ. 51�126.

30.

Lisina M.I. (1997). Obshchenie, lichnost� i psikhika rebenka [Communication, personality and psyche of the child]. Moscow. In-t prakticheskoi psikhologii, Voronezh: MODEK Publ.

31.

Lisina M.I. (2009). Razvitie obshcheniya rebenka so vzroslym i sverstnikami. Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii [Development of child�s communication with adults and peers. Formation of a child�s personality in communication]. St. Petersburg. Piter Publ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32.

Lyalina H.A. (2007). Vospitanie kul�tury vzaimoponimaniya v obshchenii starshikh doshkol�nikov so sverstnikami [Fostering a culture of mutual understanding in communication between older preschoolers and peers]. Diss... kand. ped. nauk. St. Petersburg.

33.

Maksimova S.V. (2001). Tvorcheskaya nerealizovannost� kak istochnik shkol�noi dezadaptatsii [Creative unfulfillment as a source of school maladjustment]. Diss� kand. psikhol. nauk. Moscow.

34.

Melik-Pashaev A.A. (2013). Poka ne pozdno, nuzhno pozabotit�sya o vospitanii dukhovno razvitoi lichnosti [Before it�s too late, you need to take care of raising a spiritually developed personality]. The Epoch Times[Elektronnyiresurs].URL:https://www.epochtimes. ru/content/view/71958/54/ (data obrashcheniya 14.09.2023).

35.

Meshcheryakova S.Yu., Avdeeva H.H., Ganoshenko N.I. (1996). Izuchenie psikhologicheskoi gotovnosti k materinstvu kak faktora razvitiya posleduyushchikh vzaimootnoshenii rebenka i materi. Sorosovskie laureaty [Study of psychological readiness for motherhood as a factor in the development of subsequent relationships between the child and mother. Soros laureates]. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Philosophy. Psychology. Sociology]. Moscow. 22�47.

36.

Mukhina V.S.(1999).Vozrastnayapsikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Developmental psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence]. Moscow. Akademiya Publ.

37.

Nekrasova Yu.B. (1986). Osnovnye printsipy korrektsii narusheniya rechevogo obshcheniya [Basic principles of correction of speech communication disorders].Voprosypsikhologii[QuestionsofPsychology].

5. 90�95.

38.

Petrovskii V.A., Polevaya M.V. (2001). Otchuzhdenie kak fenomen detsko-roditel�skikh otnoshenii [Alienation as a phenomenon of parent-child relationships]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology]. 1.

39.

Podd�yakov N.N. (1994). Tvorchestvo i samorazvitiedeteidoshkol�nogovozrasta(kontseptual�nyi aspekt) [Creativity and self-development of preschool children (conceptual aspect)]. Volgograd: Peremena Publ.

40.

Rachkovskaya N.A., Ivanova N.A. (2020). Psikhologicheskie osobennosti razvitiya tvorcheskikh sposobnostei u detei doshkol�nogo vozrasta. Aktual�nye problemy teorii i praktiki psikhologicheskikh, psikhologo-pedagogicheskikh i pedagogicheskikh issledovanii: sbornik trudov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii �XV Levitovskie chteniya�

(Moskva, 15�16 aprelya 2020 g.): V 3 t. [Psychological features of the development of creative abilities in preschool children. Current problems of the theory and practice of psychological, psychological-pedagogical and pedagogical research: collection of proceedings of the International Scientific and Practical Conference �XV Levitov Readings� (Moscow, April 15�16, 2020): In 3 volumes]. Red. koll.: T.S. Komarova (otv. red.), T.N. Mel�nikov, V.K. Vittenbek i dr. Moscow. Pero Publ., Vol.

3. 287�292.

41.

Sakulina N.P. (1965). Risovanie v doshkol�nom detstve [Drawing in preschool childhood]. Moscow. Prosveshchenie Publ.

42.

Smirnova E.O.(2019).Spetsifikasovremennogo doshkol�nogo detstva [Specifics of modern preschool childhood.]. Natsional�nyi psikhologicheskii zhurnal [National Journal of Psychology]. 2(34) [Elektronnyi resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sovremennogo-doshkolnogo-detstva(dataobrashcheniya 14.09.2023).

43.

Smirnova E.O., Bykova M.V. (2000). Opyt issledovaniya struktury i dinamiki roditel�skogo otnosheniya [Experience in studying the structure and dynamics of parental relationships]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 3.

44.

Smirnova E.O., Ryabkova I.A. (2002). Psikhologicheskie osobennosti igrovoi deyatel�nosti sovremennykhdoshkol�nikov.SmirnovaE.O.Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya doshkol�nogo detstva. Izbrannye stat�I [Psychological features of play activity of modern preschoolers. Smirnova E.O. Psychological and pedagogical studies of preschool childhood. Selected articles]. Moscow. MGU Publ., 331�342.

45.

Tolkovyi slovar� russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova; Rossiiskaya AN, In-t rus. yaz., Rossiiskii fond kul�tury. Moscow. Az� Publ., 1994.

46.

Varga A.Ya. (1986).Strukturaitipyroditel�skogo otnosheniya[Structureandtypesofparentalrelationships]. Diss� kand. psikhol. nauk. Moscow.

47.

Venger A.L. (2007). Psikhologicheskoe konsul�tirovanieidiagnostika:prakticheskoerukovodstvo [Psychological counseling and diagnosis: a practical guide]. Moscow. Genezis Publ.

48.

Veraksa N.E. Prostranstvo detskoi realizatsii [Space of children�s realization]. Forum �Orientiry detstva�.[Elektronnyiresurs].URL:https://www.youtube. com/watch?v=XHybYT86pxY (data obrashcheniya 01.03.2023).

49.

Veraksa N.E., Veraksa A.N. (2020). Prostranstvo detskoi realizatsii: proektnaya deyatel�nost� doshkol�nikov [Space for children�s realization: project activities of preschoolers]. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.