Проведенные исследования позволили выбрать модели повседневной одежды и определиться с цветовыми сочетаниями для мужских и женских комплектов. Так как зеленый цвет имеет благоприятное воздействие на физиологическое и психологическое здоровье, он был выбран основным. В качестве дополнительных выбраны желтый и белый, так как желтый цвет - это цвет интеллекта, коммуникабельности, позитивного настроя, а белый - цвет совершенства и завершенности, цвет равенства.
На базе данных цветовых сочетаний были предложены варианты для выбора ткани форменной одежды и выявлены гендерные предпочтения. Девушки выбрали цветовое сочетание: основной цвет - темный сине-зеленый; дополнительные - лимонно-желтый и белый. Юноши предпочли цветовое сочетание: желто-зеленый с добавлением серого; дополнительные - желтый и белый. Полученные данные позволили разработать рекомендации по созданию форменной одежды для учебных заведений среднего профессионального образования, которые смогут обеспечить интерес к форме со стороны учащихся и соответствие темпераменту, выполнять воспитательную функцию, корректировать характер и положительно влиять на качество учебного процесса.
Литература
1. Бурняшева Л. Н., Стрижакова Н. Е. Социальное воспитание молодежи как составная часть профессиональной подготовки и воспитания будущих специалистов // Проблемы педагогики, 2016. № 2 (3). С. 105.
2. Досаева Н. А., Ревякина О. В. Задачи комплексного проектирования одежды для школьников // Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2014): тезисы докладов всероссийской научной студенческой конференции. ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2014. С. 7.
3. Мухаммадиев Б. Ж., Норматова Р. Н. Воспитание и современные социальные технологии // Проблемы педагогики, 2016. № 5 (16). С. 52.
4. Особенности ассортимента и задачи проектирования детской одежды различного назначения / Баландина Е. А., Рашева О. А., Ревякина О. В., Фот Ж. А., Шалмина И. И. Омск, 2015.
5. Смирнова Т. Г. Влияние цвета на восприятие форменной одежды студентами // Молодежь наука творчество 2015. Материалы XIII международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Омск, 2013. Сборник в 2 частях. Ч. 1. 125 с.
6. Шаронова Е. Г. Современные педагогические технологии и возможности их использования в социально-экологическом воспитании будущего учителя // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 2.
7. Шиян А. А. Руководство по социальным технологиям. [Электронный ресурс]: А. А. Шиян. Режим доступа: http://soctech.narod.ru/ (дата обращения: 19.10.2016).
Organization of design activity of students in the professional training Vinichenko I.1, Nehaenko A.2 Организация проектной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки Виниченко И. В.1, Нехаенко А. В.2
'Виниченко Ирина Владимировна / Vinichenko Irina — кандидат исторических наук, доцент, 2Нехаенко Алёна Валерьевна / Nehaenko Aljona - магистрант, кафедра конструирования и технологий лёгкой промышленности, Омский государственный технический университет, г. Омск
Аннотация: процесс формирования компетенций в области высшего профессионального образования представляет теоретический и практический интерес. В статье рассматриваются особенности внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Раскрывается значимость проектной деятельности при организации самостоятельной работы студентов.
Abstract: the process of formation of competences in the field of higher education is theoretical and practical interest. The article discusses the features of the introduction in the educational process of active learning methods. The importance of the project activities in the organization of independent work of students is revealed.
Ключевые слова: формы обучения, активные методы обучения, общекультурные и профессиональные компетенции, проектная деятельность.
Keywords: teaching methods, active learning methods, commoncultural and professional competences, project activities.
В основу профессиональной подготовки специалистов в высшей школе положен компетентностный подход. Компетенции подразделяются на профессиональные и общекультурные. Таким образом, для того чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью этих компетенций. Общекультурные компетенции являются универсальными, востребованы всеми профессиями. Профессиональные компетенции - это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста.
Для формирования компетенций у студентов необходимо применять не только традиционные методы контроля, но и различные активные методы обучения, способствующие личностно направленному обучению.
Наиболее интенсивно компетенции формируются:
1) при выполнении проблемно-ситуационных заданий;
2) в процессе научно-экспериментальной работы;
3) в процессе разработки проектов;
4) в процессе подготовки выступлений на конференциях, в исследовательской деятельности;
5) при выполнении неаудиторных групповых самостоятельных работ студентов;
6) при самостоятельном (аудиторном и внеаудиторном) индивидуальном выполнении ситуационных заданий;
7) при использовании метода «мозгового штурма»;
8) при оформлении отчётов по итогам выполненных работ с контролем и оценкой результатов;
9) при обслуживании выполнения работ в виде дискуссий, на семинарах, «круглых столах»;
10) при подготовке рефератов и выступлений на «круглых столах».
Наиболее эффективно и целостно эту задачу решает внедрение в педагогическую практику проектной деятельности.
Рассматривая вопросы, связанные с проектной деятельностью, важно уточнить сущность понятия «проект». Различные определения лексического значения данного слова (по словарям С. И. Ожегова, В. И. Даля и др.) позволяют сделать вывод, что проект (от лат. projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) - это набор процессов, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определенным требованиям, в том числе ограничения на получение результатов, таких как время, деньги и ресурсы. Другими словами, проект - это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги) [1].
Проектная деятельность рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств студентов, как самостоятельность и инициативность. В соответствии с доминирующим методом и видом деятельности все виды проектов можно разделить на следующие [2]:
1) Прикладные;
2) Исследовательские;
3) Информационные;
4) Ролево-игровые.
Таким образом, проектные формы обучения отличаются разнообразием и могут широко использоваться в формировании ключевых компетенций студентов и подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности. Рассмотрим для примера учебный план подготовки бакалавров по специальности «Конструирование изделий лёгкой промышленности».
Можно отметить, что базовая и вариативная части ФГОС предусматривают большой объём самостоятельной работы студентов - не менее 50% от общего времени, уделяемого дисциплине. При распределении по дисциплинам он может варьироваться от 40 до 80%.
Автор предполагает, что для активизации познавательного интереса к выбранной профессии, развитие конкурентоспособных кадров, необходимо выбрать такую форму организации самостоятельной работы студентов, как проектно-исследовательскую деятельность. Тематика проектов может касаться теоретических вопросов дисциплины с целью углубления знаний студентов по этому вопросу, но чаще она относятся к какому-то сложному
вопросу, актуальному для практической жизни и освоения профессиональных навыков. Проект предполагает привлечения знаний студентов из смежных дисциплин, исследовательских навыков и творческого мышления, что ведёт к интеграции знаний.
При организации проектной деятельности можно рекомендовать следующую последовательность действий:
1) В начале учебного года обозначаются темы, по которым планируется выполнение проектных работ.
2) Перед началом выполнения проекта должна быть чётко определена основная проблема и задачи, даётся характеристика выполняемой работы:
- какие знания, умения, навыки потребуются при работе над проектом;
- какие новые знания, умения, навыки должны быть приобретены в ходе работы над проектом;
- какой инструментарий может быть привлечён (источники информации, готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты, приборы);
- какими методами можно воспользоваться.
3) Формируется перечень исполнителей и состав исследовательских групп для выполнения проекта.
4) В ходе выполнения работ по проекту на аудиторных занятиях могут проводиться какие-то эксперименты, исследования, обсуждения.
5) По завершении проектных действий происходит защита проектов. Каждая группа определяет форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности, но результаты выполненных проектов должны быть материальны (альбом, презентация, макет и т. п.).
Преимущество метода проектов заключается в том, что он ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую в течение определённого отрезка времени. Осуществляется их взаимодействие друг с другом, они собирают и анализируют информацию, советуются друг с другом, спорят, вырабатывают общую стратегию действий и представляют результат, сто способствует общественной адаптации студента [3, с. 84]. Осуществляется взаимодействие с преподавателем, его роль на разных этапах выполнения проекта меняется. Преподаватель выполняет функцию контроля, соисполнителя проекта, консультанта. В работе над проектом каждый участник проекта не только вносит свой вклад в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов, но и в равной мере несёт ответственность за выполнение проекта.
Литература
1. Токарчук Е. Ю. Теоретический анализ понятия «проектно-конструкторская культура»
будущего инженера-педагога // Проблемы современного педагогического образования.
Сер.: Педагогика и психология: сб. статей. Вып. 47. Ч. 5. Ялта: РИО ГПА, 2015. С. 224-230.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева,
А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
3. Виниченко И. В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе // Проблемы
современной науки и образования, 2016. № 27 (69). С. 83-85.