Д.С. Ушаков
доктор экономических наук, профессор Международного колледжа, Университета Суан Сунанда Раджабат, Бангкок, Таиланд
D.S. Ushakov
doctor of Economic Sciences, assistant professor, International College Suan Sunandha Rajabhat University, Bangkok, Thailand
E-mail:[email protected]
М. В. Виниченко
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом и кадровой политики, заместитель декана факультета управления по науке, Российский государственный социальный университет, Москва, Российская Федерация.
M. V. Vinichenko
Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of Personnel Management and Personnel Policy, Deputy Dean of the Faculty of Management for Scientific Research, Russian State Social University, Moscow,
Russia.
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ КОРОЛЕВСТВА ТАИЛАНД
И РОССИИ
Professional competencies development during training universities Kingdom of Thailand and Russia
Аннотация: В статье на основе исследования современной деятельности государственных университетов Таиланда и анализа современных проблем подготовки кадров в России на примере Российского государственно социального университета выявляются пути повышения эффективности образовательного процесса, делаются рекомендации по модернизации отечественного высшего образования с позиций развития профессиональных компетенций студентов.
Ключевые слова: подготовка кадров, университет, профессиональные компетенции, Россия, Таиланд
Abstract: Based on the study of Thailand state universities contemporary activities and analysis of current personnel training in Russia (an example of the Russian State Social University), paper identifies ways to improve an educational process, and offers recommendations on national higher education modernization from the standpoints of students professional competencies development.
Keywords: personnel training, university, professional competences, Russia, Thailand
Ведущей стратегической целью модернизации системы университетского образования в России выступает его адаптация требованиям рынка труда, которая проявляется, в том числе, в ориентации образовательной деятельности современного вуза на формирование практических навыков, профессиональных компетенций студентов.
Государство планомерно формирует институциональные основы для кардинального роста профессионализации выпускников, что выражается во введении трех ступеней высшего образования (окончательно отделившее профессионально-образовательный контент от академического, научно-исследовательского), а также в существенной модернизации существующих образовательных стандартов в пользу практических навыков и умений выпускников бакалаврских программ [1].
Очевидно, что данная инициатива государственной власти в качестве своих стратегических приоритетов предусматривает: рост адекватности системы отечественного университетского образования требованиям рынка труда страны, активизацию реального сотрудничества и взаимодействия потенциальных работодателей и учреждений высшей школы, рост конкурентоспособности (в том числе и на международной арене) отечественного образования и отдельных университетов, в том числе, и за счет большего соответствия российского образования принятым глобальным образовательным практикам и стандартам [2].
Сложность и длительность реформирования системы отечественного образования, обилие проблем и критики в адрес инициаторов и проводников реформ объясняются спецификой сложившейся в начале XXI века в нашей стране системы подготовки специалистов.
Опыт управления аналогичной образовательной моделью в мировой практике просто отсутствует, и, следовательно, копирование и внедрение достижений зарубежных образовательных рынков в условиях многолетней, неоднократно доказавшей в прошлом свою эффективность и результативность университетской системы - наследницы и хранительницы имперских и советских образовательных традиций - просто деструктивно для общества и страны [3].
К примеру, государства Азии или Ближнего Востока, вовлекаемые в орбиту интересов стран Запада столетия назад, существенно уступали последним в развитии науки и образования, не имели ничего, могущего быть противопоставленным западному влиянию, а, следовательно, могли оперативно построить «с чистого листа» образовательную систему, полностью следующую канонам европейских или американских представлений [4].
Развитие глобальных и региональных экономических и социальных процессов, в частности, хозяйственные успехи ряда азиатских и восточноевропейских стран, интеграционные тренды в Европе, Азии и Латинской Америке, рассеивание инноваций и центров исследований по всему миру (благодаря прогрессу информационно - коммуникационных
технологий), персонификация науки (возрастания роли личностного фактора в определении вектора и динамики научно-технического прогресса) привели в настоящий момент к тому, что авторитет, роль и конкурентоспособность ведущих образовательных центров России нередко ниже, чем у частных университетов стран догоняющего развития!
Так, согласно оценке авторитетного Шанхайского рейтинга в 2013 году в числе лучших 500 университетов мира было только два российских (столько же у Таиланда, Малайзии, Мексики) и, например, 3 университета ЮАР, 4 - Саудовской Аравии, 6 - Бразилии, 11 - Южной Кореи [5]. Мировой рейтинг университетов QS отмечает среди лучших 50 университетов стран БРИКС только 6 российских (ниже лишь показатель ЮАР - 3 университета), и 7 индийских, 11 бразильских и 22 китайских образовательных центра [6].
Данный дисбаланс между потенциалом отечественной высшей школы, ее научным и методическим наследием, с одной стороны, и современными показателями ее глобального влияния и конкурентоспособности - с другой, на фоне актуальных требований инновационной модернизации отечественной хозяйственной системы, формирования высокотехнологичных сфер российской промышленности и наращивания интеллектуального потенциала нашей страны, определяют своевременность и остроту проблем модернизации отечественного университетского образования [7].
Как уже отмечалось выше, одним из направлений формирования конкурентоспособной системы высшего образования в России, является развитие профессиональных компетенций будущих выпускников бакалаврских программ. В формировании эффективного, мощного контента профессиональных знаний, навыков и умений, позволяющего студентам карьерный старт еще во время обучения на старших курсах, рекомендовано и даже требуется активно заимствовать опыт и достижения зарубежных университетов при условии решения еще одной институционально-инфраструктурной проблемы отечественного профессионального образования, существенно ограничивающей потенциал его модернизации. Эта проблема - принадлежность высшего учебного заведения.
Безусловно, активно развивать взаимодействия с представителями бизнеса (что выступает залогом формирования конкурентной университетской системы профессиональной подготовки студентов) в большей степени может только частное учебное заведение, свободное в процессе принятия решений относительно распределения денежных средств и выбора стратегических партнеров. В это же время в России наиболее востребованными среди студентов (как и работодателей) выступают именно государственные вузы, способные выдерживать стандарты подготовки специалистов, обладающие определенным брендом, историей и узнаваемостью на рынке как труда, так и образовательных услуг [8]. Следует признать, что часть из них уже встало на путь внедрения
инноваций в учебный процесс и становятся все более конкурентоспособными, о чем говорят различного рода отечественные и зарубежные рейтинги.
В связи с этим, в деле совершенствования процесса профессионального образования России логично использовать опыт иностранных государственных университетов, функционирующих в схожих с отечественными условиях финансирования, отчетности, нормирования и оплаты труда.
Исследование развития профессиональных компетенций выпускников бакалаврских программ с целью определения возможностей использования зарубежного опыта в модернизации отечественной системы высшего профессионального образования было проведено на примере образовательных программ экономика и управление, сфера обслуживания, гуманитарного профиля (специальности «экономика», «международный бизнес», «туризм и гостиничное хозяйство», «туристская индустрия», «ресторанный сервис», «сервис на транспорте», «бизнес на авиалиниях», «управление персоналом», «менеджмент», «документоведение и архивоведение») государственных университетов (Чулалонгкорн 1 ,
2 3 4
Махидол , Касесат , Суан Сунандха Раджабат ), расположенных в Бангкоке, королевство Таиланд, а также РГСУ (Москва).
Современная образовательная система Таиланда основана на достижениях западного университетского образования и является его копией, адаптированной под местную специфику (роль государства, система школьного образования, роль королевской семьи, роль религии, особенности социального устройства).
В рамках образовательного процесса формирование профессиональных компетенций будущих выпускников идет сразу в нескольких направлениях. Это характерно как для университетов королевства Таиланд, так и для российских университетов, например, Российского государственного социального университета (РГСУ). Конечно же, есть свои особенности.
Во-первых, сама образовательная программа в королевстве Таиланд по всем специальностям не предполагает традиционного для России деления на лекционные и семинарские занятия - еженедельный класс длится три часа и обязательно включает в себя все виды активности студентов - лекция (монолог), вопросы-ответы, дискуссия, решение кейсов, индивидуальная самостоятельная и групповая работа.
Преподаватель сам (в зависимости от специфики предмета, темы класса, аудитории) определяет, сколько по времени длится и в какой очередности следуют все эти типы студенческой активности. В ходе
1 №2 в рейтинге университетов Таиланда, № 137 в Глобальном рейтинге университетов в 2012 году
2 № 1 в рейтинге университетов Таиланда, № 92 в Глобальном рейтинге университетов в 2012 году
3 Государственный аграрный университет
4 Государственный классический университет, участник национальной сети государственной университетской сети Раджабат (включает 96 университетов во всех провинциях Таиланда)
каждого класса должен формироваться задел и развиваться тот или иной вид профессиональной компетенции будущего выпускника - например, умение дискутировать, делать презентацию, задавать вопросы, анализировать ситуацию, применять профессиональные знания на практике и так далее.
Преподаватель оценивает студенческую активность во время аудиторных занятий, отмечая проблемы реализации мероприятий по развитию профессиональных компетенций будущих специалистов. На регулярной основе (обычно раз в семестр) преподаватели обсуждают возникшие проблемы и делятся опытом стимулирования профессиональных навыков и умений студентов.
В образовательный план каждой программы в исследованных университетах включены так называемые «внеаудиторные» курсы, например, «Организация пробной поездки», «Организация семинара», «Организация делового визита», «Самостоятельное исследование» и так далее. В зависимости от программы обучения студенты на протяжении всего семестра вовлекаются в организацию и проведение мероприятия, непосредственно связанного с их будущей профессией. Стоит отметить, что для организации проведения этих курсов преподаватель приглашает представителей бизнеса и органов государственной власти. В большинстве случаев активное участие студента в проведении таких курсов оценивается более высоко (5 кредитов), нежели его достижения в изучении традиционных дисциплин программы (до 3 кредитов).
В РГСУ определена модульная система подготовки кадров с бально-рейтинговой системой оценки знаний. Весь курс делится на модули, включающие различные дисциплины, позволяющие вырабатывать у студентов компетенции, закрепленные ФГОС, а также те компетенции, которые востребованы рынком труда. Сами компетенции ФГОС делятся на общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). Профессиональные компетенции, в свою очередь, должны обеспечивать эффективность в организационно-управленческой и экономической, информационно-аналитической, социально-
психологической, проектной деятельности. Приобретение этих компетенций строго регламентируется учебным планом, основной профессиональной образовательной программой, рабочими программами учебных дисциплин. Кроме того, в рамках педагогического эксперимента, студенты разрабатывают план индивидуального развития, в котором отражают компетенции ФГОС и актуальные для работодателя. Важным элементом индивидуального плана развития является разработка механизма получения необходимых компетенций как в рамках обучения в вузе, так и в ходе обучения в других структурах, практической деятельности по специальности при прохождении практики, выполнения трудовых функций у работодателя в качестве сотрудника при переходе на обучение по индивидуальному плану.
Несмотря на то, что формально занятия делятся на лекционные, семинарского типа и лабораторные занятия, в образовательном процессе активно используются инновационные формы их проведения. Идет разделение на аудиторные занятия с использованием мультимедийных программ, разработкой проектов, аналитических уроков и др. Отдельно стоит получение знание студентами при помощи электронной среды обучения. С помощью нее активизируется самостоятельность в получении знаний, выполнения индивидуальных творческих заданий. В некоторых случаях она используется как самостоятельный обучающий элемент -«Студент в электронной сред обучения». Активно используется геймификация обучения, применяются инновационные методики [8,9].
Организацию и контроль качества выработки необходимых компетенций в ходе образовательного процесса осуществляет, прежде всего, выпускающая кафедра. Для этого за каждой учебной группой закрепляется куратор, который следит за тем, как студенты в течение образовательного процесса приобретают те или иные компетенции. Они должны соответствовать тем компетенциям, которые отражены в рабочей программе учебной дисциплины.
В рамках бально-рейтинговой системой оценки успеваемости студент по дисциплине может набрать не более 100 рейтинговых баллов. Они складываются из суммы баллов, набранных по результатам текущего контроля, и баллов, полученных на итоговом контроле. В течение семестра рейтинг студента складывается из оценки преподавателем посещения занятий, текущей учебной работы и аудиторного контроля знаний. Базовые компетенции развиваются и закрепляются в ходе текущей работы.
На экзамене максимально возможный балл - 40, на зачете - 20. Соответственно курс структурируется так, чтобы студент мог набрать по дисциплине с экзаменом не более 60 баллов, с зачетом - 80.
Во-вторых, развитие профессиональных компетенций студентов в Таиланде достигается в результате так называемых социальных услуг университета. Согласно декрету о высшем образовании Королевства Таиланд, все университеты на регулярной основе проходят оценку со стороны других университетов и Министерства образования страны. Одной из важнейших компонент оценки качества образования в университете является социальное значение учебного заведения, выражающееся, в том числе, и в качестве оказываемых им социальных услуг.
Программа социальных услуг конкретного факультета (или программы подготовки) разрабатывается профессорско-преподавательским составом и должна быть непосредственно связана с процессом формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров. Стратегическая цель этой программы - улучшить имидж университета за счет безвозмездного оказания социально важных услуг народу страны. Так, студенты могут вовлекаться в демонстрационные туры для школьников,
работать с детьми в детских садах, учить английскому языку фермеров, проводить социологические опросы, быть волонтерами и так далее.
В Российского государственном социальном университете также активно проводится работа по взаимодействию с государственными и частными структурами в рамках оказания реальных социальных услуг и одновременного продвижения бренда университета. Многие студенты вовлечены в волонтерское движение, в рамках которого оказывают помощь органам местной власти, непосредственно населению, людям с ограниченными возможностями, инвалидам. Создаются благоприятные условия обучения и труда [10].
В-третьих, профессиональные навыки студентов формируются в результате их плотного сотрудничества с членами ассоциации выпускников. Ассоциация выпускников в Таиланде - это необходимый атрибут любого университета, залог его эффективности, объект гордости, дополнительная возможность развития взаимодействий учебного заведения и бизнеса, спонсорской поддержки и так далее. В ассоциацию выпускников входят бывшие студенты университета, продолжившие обучение и научную деятельность, либо устроившиеся на работу по специальности, достигшие определенных результатов и карьерного роста. Отношения между различными поколениями студентов в тайском университете выстраиваются с помощью семинаров, встреч, консультаций и прочих мероприятий с участием выпускников.
В России, в ряде вузов, выпускники в лучшем случае регулярно встречаются в стенах учебного заведения. Однако передовые вузы уже давно взяли за практику создания реально действующих Клубов выпускников. Активно и эффективно с 2008 года действует Клуб выпускников РГСУ. Миссия Клуба выпускников - объединение накопленного опыта и свежих умов выпускников РГСУ для поддержки и развития каждого участника Клуба, университета, России. Его главной задачей является объединение и поддержка людей, окончивших вуз [11]. Помимо этого, идет слияние возможностей бизнес структур с потребностями университета по продвижению брэнда РГСУ, получения помощи и поддержки различного рода от успешных выпускников. Клуб выпускников удобно вписан в сайт университета и постоянно поддерживает связь с большинством выпускников РГСУ, организует встречи, конкурсы и т.д., рассматриваются вопросы трудоустройства выпускников [12].
Важным направлением формирования профессиональных навыков студентов, обучающихся в Таиланде по различным программам, являются бизнес-симуляторы, позволяющие воссоздавать реальные ситуации из практической деятельности, находить решения возникающих проблем, в том числе и нестандартные, анализировать поведение вовлеченных участников.
Так, в университете Махидол работает студенческая туристическая фирма с собственным автобусом, Интернет-сайтом, системой
документооборота и он-лайн продаж. В университете Суан Сунандха Раджабат есть опытная гостиница (на базе общежития), макет салона авиалайнера, зал ожидания и регистрационная стойка аэропорта, а также кафе с оборудованной кухней (для практических занятий студентов специальностей «ресторанный бизнес» и «лаунж-сервис»). Огромная территория и расположение университета Чулалонгкорн позволяют иметь собственный торговый центр, ресторанный комплекс, гостиничные предприятия, спа-салоны, автозаправку, Интернет-центр, концертный и спортивный зал, и даже коммерческий театр, где практикуются студенты. При этом все эти предприятия являются прибыльными и коммерческими по своей сути. На территории университета Касесат работают «офисы» сельскохозяйственных предприятий (рисовая мельница, мини-цех по разливу молока и консервированию фруктов), оборудованные необходимой техникой. Кроме того, студенты сервисных специальностей постоянно задействованы в организации университетских мероприятий (встречи, поездки, семинары, конференции, банкеты).
Все вышеперечисленные инструменты формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров являются «внутри-университетскими», организованными с учетом возможностей и за счет средств самого университета. Безусловно, процесс получения профессионального образования был бы не полным без вовлечения студентов непосредственно в бизнес-процессы на предприятиях отрасли. Для развития данной сферы необходимы активные контакты университета и представителей местного бизнеса.
Уровни партнерских отношений между университетом и коммерческим предприятием представлены на рис. 1.
Рисунок 1 - Уровни партнерских отношений между университетом и коммерческим предприятием
Важной особенностью функционирования современного государственного университета в Таиланде является обязательное наличие у него стратегических партнеров - компаний, которые не только зачастую выступают местом прохождения итоговой производственной практики студентов, но и их перспективным работодателем, спонсором проводимых в университете мероприятий, грантодателем, заказчиком научных исследований и работ (бизнес-тренинги для персонала, обучающие семинары и так далее), проводимых в университете.
К примеру, одним из стратегических партнеров университета Махидол является тайский сотовый оператор True, гостиничная цепь Dusit Thani, Туристская ассоциация Таиланда. Университет Чулалонгкорн в качестве стратегического партнера выступает для авиакомпании Bangkok airways, Тайских железных дорог, сети миниотелей Take a nap, кофеен Canyon и S&P, гостиничной цепи Banyan Tree. Университет Суан Сунанха Раджабат подписал договор о стратегическом партнерстве с Тайскими авиалиниями, круизной компанией Chaopraya Princess, сетью туристических агентств Faith Travel и ботаническим садом Nong-Nooch Park.
Для представителей бизнес-сообщества наличие партнерских отношений с университетами является важной компонентой корпоративной социальной ответственности, активно используется в улучшении имиджа предприятия, его позиции на рынке.
Развитие партнерских отношений в сфере подготовки студентов в государственном университете, чаще всего, возможно только в случае предоставления определенных дополнительных полномочий факультету (институту, колледжу, программе), например, право подписания договоров о сотрудничестве, относительную финансовую самостоятельность (например, в сфере развития договорных исследований или получения грантов со стороны стратегического партнера), отчетность и так далее. В этом случае традиционные для крупных государственных образовательных учреждений проблемы - бюрократичность, затянутость процедур, дублирование функций и сложная подотчетность нивелируются, и партнерство бизнеса и университета получает дополнительные преимущества.
В исследованных государственных университетах на базе профильных факультетов создавались автономные учреждения, полностью отвечающие за координацию взаимодействия с бизнесом.
К примеру, на базе экономического и правового факультетов университета Чулалонгкорн создана бизнес-школа Сасин, курирующая не только профильные программы МВА для работающих управленцев, но и вовлечение бизнеса в развитие традиционных бакалаврских программ по направлениям экономика, международный бизнес, право и так далее. В университете Махидол создан Колледж Менеджмента, в университете Суан
Сунандха Раджабат одновременно работают - международный колледж, Школа изящных искусств, Центр индустриального дизайна и так далее.
Перечисленные автономные организации гибки в принятии управленческих решений, имеют права субъекта хозяйствования, в том числе и на распределение прибыли (за вычетом определенной доли отчислений в общий бюджет университета), предложение коммерческих курсов и программ, проведение договорных исследований (сумма полученного гранта или бюджета исследования, реализуемого на базе университета в таком случае делится на две неравные части: 10-20% - в фонд университета, 90-80% - непосредственно команде ученых).
Автономное учреждение на базе государственного университета5 в рамках программ повышения профессиональных компетенций будущих бакалавров:
- привлекает бизнес к организации итоговой практики студентов. По аналогии с преддипломной практикой в России, итоговая практика (стажировка) студентов в Таиланде проводится в предпоследний семестр их обучения и длится 14-16 недель;
- привлекает представителей бизнес - структур к проведению дисциплин специализации (на условиях частичной или долевой занятости), оценке эффективности образовательных программ и учебных планов университета;
- обеспечивает участниками корпоративных грантов (корпоративные гранты - это заказы предприятий, направленных на решение конкретной маркетинговой, бизнес или управленческой задачи со строго лимитированным бюджетом, формой отчетности, сроком исполнения и ожидаемыми результатами);
- вовлечение университета в орбиту корпоративной активности, направленной на формирование социально ответственного бизнеса. К примеру, университет Чулалонгкорн активно участвует в ежегодной акции гостиничной цепи Four Season по сохранению популяции диких слонов в Таиланде. Студенты университета Касесат ежегодно сажают мангровые деревья в провинциях Самут-Сакхон и Самут-Сонгкран совместно с работниками компании Singh - corporation. Студенты университета Суан Сунандха Раджабат являются организаторами лагеря по изучению английского языка для детей из бедных семей на территории ботанического сада Nong-Nooch.
Таким образом, проведенное исследование развития профессиональных компетенций выпускников бакалаврских программ с целью определения возможностей использования зарубежного опыта в модернизации отечественной системы высшего профессионального
5 Стоит отметить, что формирование автономных структур на базе государственных университетов с целью развития стратегического партнерства с представителями бизнес-сообщества свойственно, в первую очередь, для известных, крупных университетов Таиланда. В то же время малые, провинциальные университеты способны реализовывать эффективные программы стратегического сотрудничества с бизнесом непосредственно от своего имени.
образования на примере образовательных программ экономики и управления, сфера обслуживания, гуманитарного профиля государственных университетов королевства Таиланд и России позволяет сделать ряд выводов, полезных для модернизации отечественной системы подготовки кадров. Во-первых, представляется целесообразным использования многостороннего, творческого подхода к формированию компетенций в ходе подготовки кадров по бакалаврским программам. Для этого применять различные технологии обучения студентов, применять геймификацию образовательного процесса, совершенствовать студенческий тайм-менеджмент, использовать наставничество, менторин, коучинг. Во-вторых, искать новые подходы к развитию взаимодействия с социальной средой, бизнес структурами, оказания студентами различного рода социальных услуг, развивающими их профессиональные компетенции. В-третьих, развивать профессиональные навыки студентов в результате их плодотворного сотрудничества с членами ассоциации выпускников.
Считаем, что эффективная реализация предложенных рекомендаций будет способствовать повышению эффективности образовательной деятельности, внешней конкурентоспособности как отдельно взятого государственного университета в частности, так и всей системы российского высшего образования - в общем.
Список литературы:
1. Ushakov, D. (2017). Government Expenditures On Education In The XXI Century: Quantitative Evaluation And Limits Of Rationality. Actual problems of economics. 1 (187). P. 253-263.
2. Фролова Е.В. Подготовка управленческих кадров в современных условиях развития местного самоуправления. Материалы Ивановских чтений. 2015. № 4. С. 265-268.
3. Ushakov, D., Arkhipov, A. 2017. Effectiveness Of Government Expenditures On Education: Economic Conditions Of Growth. Actual problems of economics. 2 (188).
4. Кириллов А.В., Виниченко М.В., Макушкин С. А. Система управления персоналом организации. Курс лекций электронного контента / Москва, 2015.
5. По данным www.shanghairanking. com
6. По данным www.wikipedia.com
7. Ushakov, D. (2015). Innovative climate development as a factor for national economy progress (the case of Thailand). Proceedings of International conference Actual economy: local solutions for global challenges, Pattaya, 02.07.2015.
8. Gureva M.A., Kirillov A.V., Vinichenko M.V., Melnichuk A.V., Melnychuk Y.A. Management of innovations and innovative process: concept, essence, classification and diffusion. International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S6) 147-153.
9. Kirillov A.V., Vinichenko M.V., Melnichuk A.V., Melnichuk Y.A., Vinogradova M.V. Improvement in the learning environment through gamification of the educational process. IEJME — MATHEMATICS EDUCATION, 2016, VOL. 11, NO. 7, 2071-2085
10. Ushakov, D., Saksiriruthai, S. (2014). Intelligent Marketing as an Instrument to increase a modern University competitiveness. The 5Th National and International Academic Research Conference "The enhancement to World-class University", Suan Sunandha Rajabhat University, Bangkok, Thailand, 2425, April, 2014.
11. Рогач О.В., Фролова Е.В., Медведева Н.В. Инновационные механизмы деятельности общеобразовательных учреждений г. Москвы. Цикл обучающих семинаров №4 / Москва, 2012.
12. Vinichenko M.V., Makushkin S.A., Melnichuk A.V., Frolova E.V., Kurbakova S.N. Student employment during college studies and after career start. International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S5) 23-29.
References
1. Ushakov, D. (2017). Government Expenditures On Education In The XXI Century: Quantitative Evaluation And Limits Of Rationality. Actual problems of economics. 1 (187). P. 253-263.
2. Frolova E. V. Podgotovka upravlencheskih kadrov v sovremennyh uslovijah razvitija mestnogo samoupravlenija. Materialy Ivanovskih chtenij. 2015. № 4. S. 265-268.
3. Ushakov, D., Arkhipov, A. 2017. Effectiveness Of Government Expenditures On Education: Economic Conditions Of Growth. Actual problems of economics. 2 (188).
4. Kirillov A.V., Vinichenko M.V., Makushkin S.A. Sistema upravlenija personalom organizacii. Kurs lekcij jelektronnogo kontenta /Moskva, 2015.
5. Po dannym www.shanghairanking.com
6. Po dannym www.wikipedia.com
7. Ushakov, D. (2015). Innovative climate development as a factor for national economy progress (the case of Thailand). Proceedings of International conference Actual economy: local solutions for global challenges, Pattaya, 02.07.2015.
8. Gureva M.A., Kirillov A.V., Vinichenko M.V., Melnichuk A.V., Melnychuk Y.A. Management of innovations and innovative process: concept, essence, classification and diffusion. International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S6) 147-153.
9. Kirillov A.V., Vinichenko M.V., Melnichuk A.V., Melnichuk Y.A., Vinogradova M. V. Improvement in the learning environment through gamification of the educational process. IEJME — MATHEMATICS EDUCATION, 2016, VOL. 11, NO. 7, 2071-2085
10. Ushakov, D., Saksiriruthai, S. (2014). Intelligent Marketing as an Instrument to increase a modern University competitiveness. The 5Th National and International Academic Research Conference "The enhancement to World-
class University ", Suan Sunandha Rajabhat University, Bangkok, Thailand, 2425, April, 2014.
11. Rogach O.V., Frolova E.V., Medvedeva N.V. Innovacionnye mehanizmy dejatel'nosti obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij g. Moskvy. Cikl obuchajushhih seminarov №4 /Moskva, 2012.
12. Vinichenko M.V., Makushkin S.A., Melnichuk A.V., Frolova E.V., Kurbakova S.N. Student employment during college studies and after career start. International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S5) 23-29.