Пунина Г.А.
начальник Управления кадров РГСУ Punina G.A.
Head of personnel RSSU E-mail:PuninaGA@rgsu.net
Кравцова Е. В.
начальник Управления финансового планирования, контроля и аудита РГСУ Kravtsova E. V.
Head of Financial Planning, Control and Audit RSSU E-mail:KravtsovaEV@rgsu.net
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И СОТРУДНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Effect of style of management education companies in saving the life and health of students and employees during training
Аннотация: в статье рассмотрены основные вопросы влияние стиля руководства образовательной организации на сохранение жизни и здоровья студентов и сотрудников в процессе обучения, на условия обучения и трудовой деятельности сотрудников. Проведен анализ основных понятий и выработана методика проведения социологического исследования двух групп: студентов и административно-управленческого персонала. Проведено социологическое исследование характера влияние стиля руководства Централизованного деканата РГСУ на сохранение жизни и здоровья студентов и сотрудников в процессе обучения. Выявлены особенности и характерные черты. Результаты опроса показали, что стиль руководства не стал основным фактором, влияющим на сохранение жизни и здоровья студентов и сотрудников в процессе обучения.
Abstract: The article examines the main issues influence leadership style educational organization for the preservation of life and health of students and staff in the learning process, the terms of study and work of employees. The analysis of the basic concepts and developed a methodology for conducting a sociological study of two groups of students and administrative staff. A sociological study of the nature of the impact of leadership style centralized deanery RSSU to preserve the life and health of students and staff in the learning process. The features and characteristics. The results showed that the leadership style did not become a major factor in the preservation of life and health of students and staff in the learning process.
Ключевые слова: условия труда, сохранение жизни, здоровье, стиль руководства, обучение, образовательная организация
Keywords: working conditions, the preservation of life, health, style of leadership, training, educational organization
Эффективность любой организации зависит от многих факторов, а образовательной, прежде всего, от благоприятных условий обучения и труда сотрудников. Одним из самых влиятельных, особенно в России, является характер, стиль управления подчиненными [2]. От этого зависит порядок организации всех процессов, прежде всего, связанных с управлением персоналом, особенно в период реорганизации, проведению грейдинга [8].
Стилем руководства интересовались как ученые, так и практики, в том числе его влияния на условия обучения, трудовой деятельности сотрудников организации. Изучение стилей управления началось с ученых - бихеовиристов, которые выделили три подхода определению важнейших факторов эффективного управления: подход позиций личных качеств, поведенческий подход и ситуативный. Подход позиций личных качеств вызвал ряд критических замечаний. В частности, американский ученый Ральф Стогдилл выразил уверенность, что данный подход не эффективен и противоречив, так как человек не может стать лидером только при наличии определенных комбинаций качеств.
Последние два подхода стали основой для классификации стилей управления. Вклад поведенческого подхода помог выявить модели стиля управления, такими учеными как Курт Левин, Дуглас Макгрегор, Рэнсис Лайкерт, Роберт Блейк и Джейн Мутон. То, что не смогли выявить вышеперечисленные ученые, исследователи ситуационного подхода - Роберт Танненбаум, Уоррен Шмидт, Фред Фидлер, Теренс Митчелл, Роберт Хауз, Пол Херсли, Кен Бланшар, Виктор Врум, Филипп Йеттон, Артур Яго -, определили зависимость применения стиля управления от различных ситуаций.
В толковом словаре В. Даля стиль означает - род, образ, вкус, манера. Под стилем руководства понимается - совокупность своеобразных приемов управления, манеру повседневного поведения руководителя по отношению к подчиненным. Казначевская Г.Б. дает определение понятию стиль руководства «как индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов и приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения управленческих функций». Понятие стиль лидерства - поведение человека, с лидерскими качествами, добиваясь выполнения своей воли и побуждая к достижению цели подчиненных [1]. Впервые в истории понятие стиль управления был поднят германо-американским психологом Куртом Левином в 1930-х гг., который выделил три стиля управления поведенческого подхода: авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) [4]. Авторитарному стилю управления характерна власть, находящаяся в личном владении руководителя. Автократ склонен единолично принимать решения, не допуская обсуждений, возражений и критики. Не считает необходимым предоставлять какую-либо информацию подчиненным, так как мало кому доверяет, обычно не распространяется о своих идеях и планах. Такой
руководитель отдает распоряжения приказным тоном. За несоблюдением запретов подчиненными от руководителя часто следуют угрозы. Похвала и порицание работников предвзята и необъективна [5]. Согласно ситуативному подходу существует теория жизненного цикла, разработанная Полом Херси и Кеном Бланшар. Эффективность стиля зависит от «зрелости» последователей. Зрелость определяется способностью нести ответственность, стремлением достичь цели, образованием и опытом в отношении конкретных задач, которые необходимо выполнить [7]. Согласно данной теории существует четыре стиля управления: 1) Стиль - приказ (низкий уровень зрелости) имеет отличительную особенность нацеленности на задачу, и незначительно - на человека. В данном стиле подчиненные нуждаются в жестком контроле и в определенных инструкциях и указаниях, так как они безответственны. 2) Стиль - внушение (средний уровень зрелости) отличается высокой степенью ориентации на задачу и отношения. Подчиненные хотят, но не могут быть ответственными. Руководителю необходимо давать подчиненным конкретные указания по выполнению задания, подвигнуть к стремлению подчиненных выполнять работу лучше. 3) Стиль - участие (умеренно высокая степень зрелости). Подчиненные могут быть ответственными, но не хотят этого. Стилю управления характерно участие подчиненных в принятие решений. Конкретных указаний не требуется. Совместное принятие решение. 4) Стиль -делегирование (высокая степень зрелости). Подчиненные могут и хотят быть ответственными. Руководителю характерен стиль делегирования, подчиненным разрешается действовать по их усмотрению. Они не нуждаются в поддержке и в указаниях руководителя, поскольку присутствует взаимовыручка. Данная теория не признана окончательно, так как руководителям необходимо адаптироваться и иметь гибкий стиль управления. Также представителями ситуативного подхода являются Т.Митчел и Р. Хауз, которые выдвинули теорию подхода соответствия целей и средств. Согласно данной теории руководитель может стимулировать подчиненных к достижению целей. Р.Хауз выделил изначально два стиля руководства: 1) Поддерживающий стиль формируется у дружелюбных руководителей, которые заботятся о статусе, благополучии и потребностях подчиненных. Руководитель воспринимает подчиненных как к себе равных. 2) Инструментальному стилю характерно то, что подчиненным дают конкретные указания, также им устанавливаются определенные правила, требующие строгого соблюдения.
Теоретические аспекты только тогда актуальны, когда они используются на практике и приводят к желаемым результатам [6]. Особенно это важно в условиях появления проблемных зон в управлении и отражении их локальных актах и других документах [3]. Для выявления характера влияния стиля руководства образовательной организации на сохранение жизни и здоровья студентов и сотрудников в процессе обучения в Российском государственном социальном университете (РГСУ) было проведено социологическое исследование. Оно проводилось в два этапа с применением методов: контент-анализа, включенного наблюдения, анкетирования, интервьюирования, опроса.
Исследование проводилось в два этапа: первый - январь-февраль 2016 г. среди группы студентов, май-июнь 2016 г. - среди административно-управленческого персонала (Централизованного деканата РГСУ).
Первый этап. В результате удалось установить, что стиль управления руководителя разнонаправленно влияет на здоровье студентов и качество их жизни (Рисунок 1). В результате удалось установить, что больше половины (56%) не считают этот показатель критичным. Видимо, ввиду отсутствия трудового опыта качество руководства не видится проблематичным. При этом 16% высказались негативно по этому вопросу, что свидетельствует об отрицательном опыте трудовой деятельности в плане корректного, умелого и эффективного руководства.
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
56%
28%
положительно
отрицательно
не влияет
Рис.1. Влияние стиля руководства на здоровье и качество жизни
Второй этап. Для начала необходимо было выявить, как сами работники Централизованного деканата РГСУ оценивают свое здоровье.
И Отлично нХорошо
-I Удовлетворительно
Рис.2. Оценка состояния здоровья работниками Централизованного
деканата
Из данных Рисунка 2 видно, что подавляющее большинство оценивает свое здоровье на хорошо или отлично, и только 5% дают оценку «удовлетворительно». Не может не радовать тот факт, что ни один из
сотрудников не оценил состояние своего здоровья как плохое. В основе этого лежит и эффективный тайм-менеджмент сотрудников [10].
Сотрудники Централизованного деканата на вопрос о влиянии на их здоровье стиля руководства разделились в своем мнении (Рисунок 3). В результате анализа результатов были сделаны следующие выводы: более половины (65%) сотрудников считают, что стиль руководства их начальника никак не влияет на их здоровье, 25% отметили положительное влияние и 10% заметили негативные изменения в их здоровья от взаимоотношений с руководителями.
65%
Положительно Отрицательно Не влияет
Рис.3. Влияние стиля руководства на здоровье и качество жизни
Другим аспектом, отражающим характер влияния стиля руководства образовательной организации на сохранение жизни и здоровья студентов и сотрудников в процессе обучения, стало влияние организации труда руководителем на здоровье сотрудников [9].
Положительно
Отрицательно
Не влияет
Рис.4. Влияние организации труда руководством на сохранение жизни здоровье сотрудников
Результаты опроса выглядят следующим образом: подавляющее большинство считает, что организация труда руководителем либо положительно влияет, либо вообще не оказывает никакого влияния на их
здоровье (результаты разделились практически поровну - 40% и 45% соответственно, Рисунок 4).
Таким образом, в ходе исследования удалось установить, что в ряде случаев наблюдается определенное влияние стиля руководства образовательной организации на сохранение жизни и здоровья студентов и сотрудников в процессе обучения. Своеобразное мнение высказали сотрудники Централизованного деканата по поводу влияния самого стиля руководства, а также организации труда руководством на сохранение жизни здоровье сотрудников. 65% и соответственно 45% отметили, что стиль руководства и организация труда руководством на сохранение жизни здоровье сотрудников никак не влияет. Это говорит о высокой самоорганизации сотрудников, хорошем их здоровье, а также необходимости руководству Централизованного деканата в будущем больше внимания уделять вопросу совершенствования стиля руководства.
Большинство студентов также выразили мнение, что стиль руководства на сохранение жизни здоровье сотрудников влияет опосредованно или никак (56%) или влияет положительно.
В целом, стиль руководства не стал основным фактором, влияющим на сохранение жизни и здоровья студентов и сотрудников в процессе обучения.
Литература
1. Бондалетов В.В. Проблемы подготовки специалистов в области управления персоналом. Материалы Афанасьевских чтений. 2009. Т. 1. № 7. С. 235-237.
2. Виниченко М.В. Эффективность, как основа KPI. Материалы Ивановских чтений. 2015. № 5. С. 209-216.
3. ДОУ антикризисного управления. Русанов В.Ю., Кириллов А.В., Виниченко М.В., Агеев Н.В., Дуплий Е.В., Макушкин С.А., Мельничук А.В. Контрольно измерительные материалы / Москва, 2012.
4. Ногатов Т.П. Руководитель и стиль руководства. - М: Лаборатория Книги, 2010. - С.12-13
5. Первякова С. А. Стиль руководства и его влияение на эффективность управленческой деятельности//Среднее профессиональное образование №11, 2009. - С.1-3
6. Проблемные вопросы развития технологий управления персоналом в отечественной практике и пути их решения. Кириллов А.В., Виниченко М.В., Мельничук А.В., Макушкин С. А. Москва, 2015. - 280 с.
7. Сергеева В.Б., Токарева А.А. Лидерство в менеджменте///Вестник НГИЭИ №9, 2012. - С.81-102
8. Higher éducation institutions grading: administrative and support personnel. Kirillov A.V., Vinichenko M.V., Melnichuk A.V., Melnichuk Yu.A., Lakina Y. International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. T. 5. № 5. С. 173182.
9. Issues of concern in the development of personnel management technologies in Russian practice and ways to resolve them: monograph / A.V. Kirillov, M.V. Vinichenko, A.V. Melnichuk, S.A. Makushkin, M.V. Nevskaya, L.G. Buzuk, V.N. Dolzhenkov. — M.: RU-SCIENCE, 2016. — 252 c.
10. Theory and practice of time-management in education. Kirillov A.V., Tanatova D.K., Vinichenko M.V., Makushkin S.A. Asian Social Science. 2015. T. 11. №19. C. 193-204.