Научная статья на тему 'Организация проектной деятельности обучающихся на основе социодидактического подхода'

Организация проектной деятельности обучающихся на основе социодидактического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
993
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социодидактика / социальная педагогика / проектная деятельность / православие. / socio-didactics / social pedagogy / project activity / Orthodoxy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И М. Морозова

В статье доказывается, что организация проектной деятельности обучающихся соответствует основным принципам социодидактического подхода. Показано, как дифференциация заданий в ходе проектной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, способствует повышению их учебной мотивации. Применение основных методов социодидактического подхода — методов социально-педагогической поддержки и сопровождения — при организации проектной деятельности проиллюстрировано на примере реализации комплексного образовательного проекта «Православие на Дону: страницы истории».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS ON THE BASIS OF THE SOCIO-DIDACTIC APPROACH

The author of the article proves that the organization of the project activity of students corresponds to the basic principles of the socio-didactic approach. The author shows how the differentiation of tasks in the course of the project activity makes it possible to take into account the individual peculiarities of the students, and also contributes to the increase of their educational motivation. The author has illustrated the application of the basic methods of the socio-didactic approach, namely the methods of socio-pedagogical support, in the organization of the project activity using the example of the implementation of the comprehensive educational project “Orthodoxy on the Don: Pages of History”.

Текст научной работы на тему «Организация проектной деятельности обучающихся на основе социодидактического подхода»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СОЦИОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В статье доказывается, что организация проектной деятельности обучающихся соответствует основным принципам социодидакти-ческого подхода. Показано, как дифференциация заданий в ходе проектной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, способствует повышению их учебной мотивации. Применение основных методов социодидактического подхода — методов социально-педагогической поддержки и сопровождения — при организации проектной деятельности проиллюстрировано на примере реализации комплексного образовательного проекта «Православие на Дону: страницы истории».

Ключевые слова: социодидактика, социальная педагогика, проектная деятельность, православие.

Введение

Основной задачей, стоящей перед современным образованием, принято считать всестороннюю подготовку ребенка к самостоятельной взрослой жизни. Эта подготовка включает в себя получение опыта познавательной и творческой деятельности, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Процесс и результат присвоения ребенком социального опыта, социально-нравственных ценно-

Как цитировать статью: Морозова И. М. Организация проектной деятельности обучающихся на основе социодидактического подхода // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3(51). С. 73-89.

И. М. Морозова

Учитель географии, методист, частное общеобразовательное учреждение «Свято-Георгиевская православная средняя общеобразовательная школа», г. Ростов-на-Дону E-mail: morozova_ [email protected]

Irina M. Morozova

Teacher of Geography, Methodist, Private Educational Establishment "St. George's Orthodox Secondary School", Rostov-on-Don, Russia

стей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения по мере психологического, интеллектуального и личностного развития принято называть социализацией. Среди наиболее значимых направлений современной педагогики особое место стало уделяться социодидактике, то есть теории обучения детей в логике институализированной, формально закрепленной формы процесса социализации.

Частное общеобразовательное учреждение «Свято-Георгиевская православная средняя общеобразовательная школа» г. Ростова-на-Дону является экспериментальной площадкой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». В настоящее время научно-практическая работа педагогов школы посвящена решению методической проблемы «Социодидактический подход в культурологическом образовании школьников». Организация проектной деятельности обучающихся в связи с этим также строится на основе социодидактического подхода.

Цель проекта — определение возможностей организации проектной деятельности обучающихся с использованием основных положений социодидактического подхода.

Задачи:

- определить возможности проектной деятельности для эффективной социализации ребенка;

- соотнести особенности организации проектной деятельности с этапами разработки социально-педагогической программы на основе социодидактического подхода;

- определить основные шаги в реализации проекта как этапы разработки и осуществления социально-педагогической программы;

- выявить критерии оценки особенностей развития ребенка для определения траектории реализации проектной деятельности;

- определить основные методы и приемы социально-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся в ходе реализации учебного проекта;

- применить основные принципы социодидактического подхода при индивидуализации и дифференциации проектных заданий.

Содержание проекта

Невозможно переоценить значение проектной деятельности в образовательном процессе: она направлена на социализацию обучающихся,

обучает планированию, сбору и обработке информации, умению презентовать результаты работы и т.д.

Целью проектной деятельности является применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Проект предполагает прежде всего самостоятельную работу обучающегося. Можно сказать, что работа над проектом — это своего рода репетиция, тренировка в решении будущих задач, которые встанут перед ребенком в его взрослой жизни.

Эффективной социализации ребенка, подготовке его к жизни в современном высокотехнологичном и конкурентном мире, безусловно, должна способствовать реализация основных задач проектной деятельности, а именно:

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, четко презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения:

1. Рефлексивные умения — умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения — умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию, запросить ее у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности — умение оценивать действия одноклассников, товарищей по групповой работе, проводить самоанализ.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования, навыки делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д., вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.

6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения.

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать разнообразные УУД (универсальные учебные действия), что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС.

Однако успешность проектной деятельности во многом зависит от ее организатора — педагога. Опыт показывает, что невозможно из года в год планировать осуществление одних и тех же проектов в разных классах — проектная деятельность требует индивидуального подхода и дифференциации заданий с учетом особенностей каждого ребенка.

В классическом определении назначения (цели) социальной педагогики Л. В. Мардахаев указывает на необходимость учета своеобразия человека (группы), под которым «понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями)» [2, с. 15]. Там же выделены три наиболее важных принципа социальной педагогики: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.

Реализация любой проектной деятельности также должна учитывать индивидуальные особенности его исполнителей. Можно сказать, что для успешной организации проектной деятельности педагог должен составить социально-педагогическую программу своих действий в ходе проекта (Таблица 1).

Процедура разработки индивидуально ориентированной социально-педагогической программы основывается на определенной методике,

включающей в себя ряд обязательных моментов [1]. Рассмотрим их, сопоставив с деятельностью учителя при подготовке к организации проектной деятельности.

Таблица 1

Этапы разработки социально-педагогической программы при организации проектной деятельности обучающихся

Этап Сущность этапа разработки социально-педагогической программы Деятельность педагога при организации проектной деятельности обучающихся

Составление плана реализации программы Составляется план реализации программы, разрабатываются методические материалы и документы ее сопровождения. На этом этапе определяются цель, задачи, содержание важнейших направлений социально-педагогической деятельности, выделяются наиболее важные мероприятия и возможные проблемы. Определяются методы анализа и инструментарий осуществления промежуточной оценки реализации мероприятий программы, выдвигаются рабочие гипотезы и планируются ожидаемые результаты и др. Составление плана реализации проекта, целеполагание. Определение основных тем проектной деятельности обучающихся. Составление планов осуществления проектной деятельности (технологических карт) по каждой теме, выявление основных источников информации и характера необходимой деятельности обучающихся в ходе работы над проектом. Определение индивидуального или группового характера осуществления проектной деятельности. Обозначение круга лиц, которые могут оказать помощь обучающимся в ходе работы над проектом в случае затруднения.

Сбор информации об участниках проектной деятельности Осуществляется сбор информации об исходном состоянии социальной ситуации ребенка и ее преобразовании в ходе реализации программы, об эффективности проводимых социально-педагогических мероприятий, об участии в них как педагогов, так и представителей микросоциального окружения ребенка, общественности и т.д. Как правило, педагог уже имеет определенную информацию об участниках проектной деятельности — своих учениках. Организация проектной деятельности в незнакомом детском коллективе всегда сопряжена с риском недостаточного учета индивидуальных особенностей участников. Выбранные темы проектов должны быть соотнесены с возможностями и личным выбором обучающихся. При выборе темы проекта может и должен учитываться личный опыт ребенка — например, знакомство с темой в ре-

Обработка полученных данных Систематизируются результаты деятельности с выделением достижений и результатов (признаков) отрицательного характера; проводится анализ

выполненной социально-педагогической деятельности или значительных мероприятий, требующих, например, длительной подготовки и т.п. зультате путешествия, связанного с данной проблемой, участие родственников в изучаемых событиях и т.п. При групповом характере проекта стоит учитывать личные симпатии детей.

Анализ эффективности Анализ эффективности деятельности непосредственных исполнителей социально-педагогической программы, выполнения ими поставленных задач, конкретных функциональных обязанностей и др. Учитывается уже имеющийся у ребенка опыт участия в проектной деятельности, в частности степень ее самостоятельности.

Анализ и оценка особенностей ребенка Делаются выводы о состоянии ребенка, формулируются конкретные задачи и определяется содержание мероприятий по сопровождению и поддержке ребенка в процессе его социализации. Определяется возможность самостоятельной работы над проектом или необходимость осуществления поддержки и сопровождения со стороны педагога, старшеклассников, ровесников, родителей. Составляются и конкретизируются Листы планирования самостоятельной деятельности в индивидуальных или групповых проектах.

Основными критериями для оценки особенностей развития ребенка для определения траектории реализации проектной деятельности могут быть:

- возрастные и половые индивидуальные особенности;

- природные задатки ребенка и его личные предпочтения;

- имеющийся опыт самостоятельной проектной деятельности.

Таким образом, организация проектной деятельности призвана

способствовать индивидуализации обучения, осознанию учеником своих возможностей, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора собственных смыслов и мотивов обучения. Индивидуальный подход при организации проектной деятельности способствует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности детей. Индивидуальный характер проектной деятельности проявится и в дифференциации проектных заданий, их подборе в соответствии с возможностями и желаниями обучающихся.

С учетом принципов индивидуализации и дифференциации выстра-

иваются траектории реализации проектных заданий. В зависимости от выбранной траектории роль педагога может быть определена как социально-педагогическая поддержка или сопровождение.

В социодидактике под педагогической поддержкой понимают процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам. При осуществлении работы над проектом такая поддержка — это помощь педагогов, старших товарищей, родителей, направленная на преодоление конкретных проблем, с которыми столкнулся ребенок.

Педагогическое сопровождение понимается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога. Условием успешности такого метода социодидактического подхода в проектной деятельности станет непрерывная, заранее спланированная деятельность учителя, направленная на преодоление обучающимися возможных трудностей.

Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении в целом и в работе над проектом в частности. Педагогическое сопровождение рассматривается как одна из форм педагогической поддержки, предполагающая большую самостоятельность деятельности обучающихся при выполнении проектного задания.

Таким образом, организация проектной деятельности обучающихся соответствует основным принципам социодидактического подхода, так как направлена на эффективную социализацию детей, подготовку их к самостоятельной жизни. Дифференциация заданий в ходе проектной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, способствует повышению их учебной мотивации. Основными подходами в деятельности учителя в ходе реализации проектов являются социально-педагогическая поддержка и сопровождение — основные методы социодидактического подхода.

В качестве примера организации проектной деятельности обучающихся приведем комплексный образовательный проект «Православие на Дону: страницы истории», реализованный в 2017/18 учебном году в ЧОУ «Православная СОШ». Механизм реализации проекта приведен в Таблице 2.

Таблица 2

Механизм реализации комплексного образовательного проекта _«Православие на Дону: страницы истории»_

Этап Цель Содержание работы

1. Определение творческого названия и целей проекта Постановка целей проектной деятельности обучающихся и определение тем проекта, определение сроков реализации проекта Обсуждение и формулирование темы и целей проектной деятельности, определение сроков реализации проекта

2. Формирование групп для проведения исследования и определение формы представления результатов Определение состава индивидуальных заданий и заданий для малых рабочих групп для осуществления проекта, определение тем их проектной деятельности и формы представления результатов Формирование малых рабочих групп обучающихся (по их желанию), выбор ими темы исследований и формы представления результатов

3. Обсуждение плана работы обучающихся в группах, определение индивидуальных заданий Планирование проектной деятельности обучающимися, выделение основных задач и распределение индивидуальных обязанностей по осуществлению проекта Составление обучающимися плана реализации проекта, выделение основных задач и определение индивидуальных заданий

4. Самостоятельная работа обучающихся в группах Проведение исследований по выбранным темам Работа с источниками информации — научной, научно-популярной и художественной литературой, архивными материалами, статьями в СМИ с целью отбора необходимого фактического материала

5. Подготовка обучающимися презентации проекта Презентация результатов проектной деятельности Оформление отчетов о проектной деятельности, отбор самой важной информации для представления перед обучающимися школы (защиты проекта); составление компьютерной презентации

6. Защита выполненных проектов Презентация результатов проектной деятельности учащимися школы Выступление рабочих групп с презентацией результатов проектной деятельности

7. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем Подведение итогов проектной деятельности обучающихся, оценивание результатов Рефлексия обучающихся по итогам проектной деятельности, оценивание работы каждого ученика

Деятельность обучающихся Деятельность учителя

Обсуждение целей и названия проекта Составление социально-педагогической программы реализации проекта. Мотивация обучающихся на осуществление проекта, постановка целей и определение конечного результата и сроков проектной деятельности

Объединение обучающихся в малые рабочие группы, выбор темы исследования и формы представления результатов На основе анализа индивидуальных особенностей участников проекта и социально-педагогической поддержки и сопровождения — выстраивание индивидуальных траекторий проектной деятельности. Представление тем исследований обучающимся, помощь в формировании малых рабочих групп, представление возможных вариантов результата проекта — презентация, фотоотчет, сообщение, статья в школьной газете и т.п.

Составление плана проектной деятельности, определение ключевых задач и основных этапов реализации проекта, распределение индивидуальных заданий, заполнение Листов планирования самостоятельной деятельности обучающихся в группе Помощь в составлении плана реализации проекта, определении ключевых вопросов и задач. Осуществление социально-педагогической поддержки и сопровождения

Чтение художественной и научно-популярной литературы, работа со справочниками, отбор необходимой информации, написание исследовательской статьи по теме проектной деятельности Помощь в подборе необходимых источников информации (научная, научно-популярная и художественная литература, публицистика, интернет-ресурсы, личное общение). Осуществление социально-педагогической поддержки и сопровождения

Определение состава выступающих на защите проекта, составление выступлений по защите проекта; создание компьютерной презентации по теме проекта в программе PowerPoint Помощь в отборе самой важной информации для защиты группами своих проектов; помощь в создании компьютерной презентации. Осуществление социально-педагогической поддержки и сопровождения

Выступление рабочих групп с результатами проектной деятельности Организация защиты проектов в рамках школьной конференции, определение основных этапов православной истории Дона

Рефлексия по итогам проектной деятельности, самооценка и оценка индивидуальной и групповой работы Организация рефлексии обучающихся, оценивание результатов работы каждого ученика

Цель комплексного образовательного проекта: изучить малоизвестные страницы истории православия на Дону. Тема проекта направлена на расширение знаний обучающихся об истории своей малой Родины, а потому отличается актуальностью и созвучна Посланию Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию: «Сохранить свою идентичность крайне важно в бурный век технологических перемен, и здесь невозможно переоценить роль культуры, которая является нашим общенациональным цивилизационным кодом, раскрывает в человеке созидательные начала» [3].

Участниками проектной деятельности стали обучающиеся 6-х — 9-х классов. Участие обучающихся — исключительно на добровольной основе, большая часть работы проведена в рамках внеурочной деятельности.

Форма организации деятельности — индивидуальная или в малых группах — определялась по выбору участников проекта. Некоторые малые группы (2-3 человека) были сформированы из детей, являющихся членами одного православного прихода, другие группы формировались по личным симпатиям детей. Отдельные обучающиеся выразили желание работать над проектом индивидуально.

Работы в основном носили реферативный характер, включали элементы учебного исследования: предполагали работу с архивными источниками, научной и научно-популярной литературой, интернет-ресурсами, встречи со специалистами и т.п.

Основные направления тематики проектных работ обучающихся:

- Историческое прошлое значимых православных объектов города;

- История православной церкви в период 1917-2017 гг.;

- Новейшая история православия на Дону.

Среди выбранных тем наиболее часто встречаются связанные с историей одного их храмов города Ростова-на-Дону, как правило того храма, прихожанином которого является обучающийся. Вызвала живую заинтересованность детей и тема новомучеников — православного духовенства и мирян, пострадавших за веру в годы советской власти.

Результаты проектной деятельности обучающихся представлены в виде письменных работ-исследований.

Траектория социально-педагогической программы по каждому под-проекту выстраивалась отдельно. В зависимости от возраста участников, их личных качеств и уже имеющегося опыта проектной деятельности учителем определялась степень необходимого участия в работе обуча-

ющихся над проектом. Так, при работе над подпроектом «Ростовский кафедральный собор на крутых поворотах истории Отечества ХХ века» (автор — ученик 9 класса «А» Арсений Яицков) применен метод социально-педагогического сопровождения: совместно с обучающимся был рассмотрен план работы над проектом, определены основные источники информации, а затем лишь контролировалось соблюдение календарных сроков проектной деятельности. Проекты «Жизнь и смерть священника Константина Верецкого» (автор — ученик 7 класса «А» Иван Красников) и «Новые храмы Ростова-на-Дону: Георгиевский храм в Халтуринском переулке» (автор — ученик 6 класса «А» Арсений Алехин), потребовали более серьезной помощи со стороны учителя — здесь применялся метод социально-педагогической поддержки, предполагающий контроль выполнения каждого этапа исследования, помощь в оформлении результатов проектной деятельности.

План реализации проекта включал два основных этапа: исследовательский и презентационный. Исследовательский этап включает работу по подпроектам (в качестве примера ниже приведен лист планирования самостоятельной деятельности обучающегося по подпроекту «Ростовский кафедральный собор на крутых поворотах истории Отечества ХХ века»). Дискуссионно-презентационный этап предполагает представление и обсуждение результатов проектной деятельности; презентацию (защиту) проектов в рамках школьной конференции.

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ самостоятельной деятельности Автор(ы) подпроекта: Яицков Арсений, ученик 9 класса «А» Тема подпроекта:

«Ростовский кафедральный собор на крутых поворотах истории Отечества ХХ века» Основополагающая задача: Исследование истории главного храма Ростова-на-Дону в ХХ веке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы проектной темы:

1. Составление исторической справки о создании Ростовского кафедрального собора.

2. Изучение архивных материалов о Ростовском соборе в годы советской власти.

3. Сбор информации о возрождении Собора, реставрационно-вос-становительных работах на Соборном подворье.

4. Подбор фотографических материалов, иллюстрирующих основные события истории Ростовского кафедрального собора.

5. Презентация результатов работы над подпроектом.

Календарное планирование проектной деятельности:

№ Назва- Сроки Вид деятельности участников проекта

эта- ние

па этапа

1 Орга-низа-цион-ный 16.10 Определение основных вопросов проектной темы, составление плана работы над подпроектом

2 Иссле- 17.10- Изучение исторической и научно-популярной лите-

дова-тель-ский 31.10 ратуры по теме: Ильин А. М. История города Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1991. Монахова В. И. Краткая история Ростовского Собора Рождества Пресвятой Богородицы. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовской епархии, 1990.

01.11- Работа в Донской государственной публичной биб-

12.11 лиотеке: изучение исторической и научно-популярной литературы по теме: Малаховский Е. И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ро-стов-н.-Д.: ЫВ, 2006. Славина Т. А. Константин Тон. Л.: Стройиздат, 1989.

13.11- Работа с интернет-ресурсами, составление истори-

18.11 ческой справки: Дон православный. Официальный сайт Ростов-ской-на-Дону епархии; Википедия — свободная энциклопедия; Официальный сайт Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы; Сайт «Паломники»

20.11- Работа с интернет-ресурсами, подбор фотографи-

10.12 ческих материалов, иллюстрирующих основные события истории собора: Дон православный. Официальный сайт Ростов-ской-на-Дону епархии; Официальный сайт Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы; Поисковая система «Яндекс»

3 Подготовка презентации 11.1229.12 Составление письменной работы-исследования

15.0126.01 Подготовка компьютерной презентации в программе PowerPoint

10.0520.05 Составление текста выступления для презентации подпроекта

4 Пре-зен-тация под-проекта 21.05 Представление результатов проектной деятельности на школьной конференции

5 Рефлексия деятельности 21.05 Самооценка деятельности

Критерии оценки эффективности проекта, предполагаемые результаты и перспективы проекта, порядок контроля и оценки результатов проекта

При подготовке проекта был разработан подробный план его реализации, включавший технологические карты подпроектов, социально-педагогические программы сопровождения и поддержки обучающихся в проектной деятельности, проектные задания по каждой теме с указанием сроков их исполнения. На основании этих заданий участники каждой группы и авторы индивидуальных проектов составляли Листы планирования самостоятельной проектной деятельности. Главным критерием для самооценки результатов проектной деятельности, таким образом, было выполнение в срок всех запланированных видов работ.

Результатом (продуктом) проектной деятельности разных групп являлись:

а) письменные работы (исторические и биографические справки, эссе, сочинения);

б) электронные модели (компьютерные презентации, коллажи);

в) отчетные материалы по проекту, которые могли включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты, в обязательном порядке включались:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) краткая пояснительная записка к отчету о результатах проектной деятельности с указанием исходного замысла, цели и назначения проекта, краткого описания хода выполнения работы и полученных результатов, списка использованных источников.

Примерная структура представления отчета о результатах проектной деятельности:

- Тема подпроекта, над которым я(мы) работали, — «............».

- В ходе проектной деятельности перед нами стояли задачи: ...

- Мы изучили ...

- Мы исследовали.

- Мы провели.

- Мы анализировали.

- Результаты своей работы мы представили.

- В ходе работы мы узнали.

- Нас заинтересовало ...

- Было полезно узнать.

- Мы испытали сложности в ...

3) краткий отзыв руководителя, содержащий характеристику работы группы в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативность и самостоятельность каждого учащегося; б) ответственность (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительская дисциплина. Также отмечалась новизна подхода и полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Порядок контроля и оценки результатов проекта: на I этапе проекта были организованы самоконтроль и самооценка выполнения проектных заданий. Педагогом в зависимости от выбранной траектории социально-педагогической программы осуществлялась поддержка или сопровождение обучающихся в их проектной деятельности; итоговая защита проектной деятельности осуществлялась в ходе II этапа проекта перед всеми участниками проектной работы.

Проектная деятельность обучающихся оценивалась по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению

проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов, обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно, в соответствии с рассматриваемой проблемой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить возникающие проблемы учителю, оформить выполненную работу и представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

В ходе проектной работы обучающиеся живут интересной насыщенной жизнью, решают сложные познавательные задачи, ищут индивидуальные и коллективные решения, сотрудничают, учатся понимать и принимать других. Другими словами, проходит процесс эффективной социализации, в рамках проектной деятельности они учатся принимать собственные решения, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, проводить рефлексию по результатам проведенной работы.

В связи с этим к числу основных показателей эффективности проекта «Православие на Дону: страницы истории» можно отнести не столько количественные показатели, сколько показатели социального развития и социальной адаптации личности, а также показатели общественного мнения (проект получил высокую оценку администрации ЧОУ «Православная СОШ» и учредителя школы — Отдела религиозного образования и катехизации Ростовской-на-Дону епархии). Технологические и экономические показатели реализации проекта тоже достаточно высоки (проект показал высокий уровень организации, четкость и эффективность управления, продемонстрировал организационную культуру участников, оптимальное соотношение затрат и социально-педагогического эффекта).

Проект «Православие на Дону: страницы истории» имеет хорошие перспективы развития в дальнейшем. Мы считаем возможным продолжение исследовательской работы по рассмотренным темам, их углубление и конкретизацию. Данные, полученные в ходе проектной деятельности, могут использоваться в качестве дополнительного материала на уроках истории, обществознания, географии. Проект может быть продолжен циклом воспитательных мероприятий, классных часов, общешкольных линеек и т.п. по теме истории православия на Дону.

Работа над комплексным образовательным проектом оказалась чрезвычайно интересной и полезной и для педагогического коллектива школы. Обсуждение идей, этапов работы, выстраивание ее логики, поиск очередного шага, который предоставлял бы участнику выбор, свободу действий, побуждал к выдвижению им самим научной гипотезы, способствовал его самовыражению — это те незабываемые радостные минуты, которые восхищали всех участников проектной деятельности неожиданными находками, вовлекали каждого в творческий поиск, помогали выбрать оптимальный вариант. В то же время работа над проектом помогла педагогам осознать преимущества использования социодидактического подхода в проектной деятельности обучающихся. В этой связи можно сказать, что проводимая работа оказалась созвучной Посланию Президента РФ Федеральному Собранию: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху» [3].

Литература

1. Жданова М. А. Индивидуализированный подход к разработке программ социально-педагогической поддержки и сопровождения ребенка // Эмиссия-онлайн: электронное научное издание (педагогические и психологические науки): [сайт]. URL: http://www.emissia.org/ offline/2017/2545.htm (дата обращения: 02.04.2018).

2. МардахаевЛ. В. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2005. 269 с.

3. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774 (дата обращения: 02.04.2018).

ORGANIZATION OF THE PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS ON THE BASIS OF THE SOCIO-DIDACTIC APPROACH

The author of the article proves that the organization of the project activity of students corresponds to the basic principles of the socio-didactic approach. The author shows how the differentiation of tasks in the course of the project activity makes it possible to take into account the individual peculiarities of the students, and also contributes to the increase of their educational motivation. The author has illustrated the application of the basic methods of the socio-didactic approach, namely the methods of socio-pedagogical support, in the organization of the project activity using the example of the implementation of the comprehensive educational project "Orthodoxy on the Don: Pages of History".

Keywords: socio-didactics, social pedagogy, project activity, Orthodoxy.

References

• MardahaevL. V. Social'naya pedagogika: uchebnik. M.: Gardariki, 2005. 269 s. [In Rus].

• Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V. V. Putina Federal'nomu sobraniyu Rossijskoj Federacii 1 marta 2018 goda // Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema: [sajt]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774 (data obrashcheniya: 02.04.2018). [In Rus].

• Zhdanova M. A. Individualizirovannyj podhod k razrabotke programm social'no-pedagogicheskoj podderzhki i soprovozhdeniya rebenka // EHmissiya-onlajn: ehlektronnoe nauchnoe izdanie (peda-gogicheskie i psihologicheskie nauki): [sajt]. URL: http://www.emissia.org/offline/2017/2545.htm (data obrashcheniya: 02.04.2018). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.