Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / метод проектов / проектная деятельность студентов / мотивация / познавательная потребность / учебная мотивация / project / project method / project activity of students / motivation / cognitive need / learning motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аппоева Лаура Иссаевна, Байрамкулова Белла Ожаевна

Данное исследование посвящено проблеме повышения учебной мотивации магистрантов. Особое внимание уделено анализу содержания понятий «проект», «метод проектов», «проектная деятельность», «проектная деятельность студентов». Основное содержание исследования заключено в определении педагогических условий повышения учебной мотивации студентов в процессе проектной деятельности. Автор показывает, что повышение учебной мотивации студентов в процессе проектной деятельности зависит от её правильной организации, степени удовлетворения познавательных потребностей студентов, успешного завершения проекта и апробации результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аппоева Лаура Иссаевна, Байрамкулова Белла Ожаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This study is devoted to the problem of increasing the educational motivation of undergraduates. Particular attention is paid to the analysis of the content of the concepts "project", "method of projects", "project activity", "project activity of students". The main content of the study lies in the definition of pedagogical conditions for increasing the educational motivation of students in the process of project activities. The author shows that increasing the educational motivation of students in the process of project activities depends on its proper organization, the degree of satisfaction of the cognitive needs of students, the successful completion of the project and testing the results.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ»

вариантов такой школы в России являются «воскресные школы». На сегодня в Татарстане насчитывается 34 воскресные школы. В 1995 году Постановлением главы администрации г. Казани был зарегистрирован Центр образования «Многонациональная воскресная школа». Школа была создана «для того, чтобы и дети, и взрослые разных национальностей, проживающие в Казани, могли изучать свой родной язык, культуру и обычаи своего народа, фольклор, песни, танцы, историю и географию своей исторической родины» [4]. Программа обучения рассчитана на 1 год. Занятия проводятся в форме лекций, встреч, экскурсий, праздников, прогулок, сюжетно-ролевых игр. В воскресной школе Казани были открыты 32 группы 20 языковых направлений, в которых обучалось около 400 учащихся. В школе не только обучают родному языку и литературе, но и выполняют воспитательную, просветительскую работу. Школа находится на государственном бюджете, но ее существование зависит и от желания людей, обучающих и обучающихся в ней. Аналогично, модель «этнической школы» реализуется в многочисленных региональных этнических общественных центрах. Так, в 63 регионах Российской Федерации созданы татарские общественные объединения, реализующие в той или иной форме модель «этнический школы» [1]. Например, в татарском культурном центре г. Москва открыты курсы для изучения татарского языка, действует изостудия с использованием татарских художественных традиций, изучается наследие татарской литературы, созданы фольклорные вокальная и танцевальная группы [2]. Опыт этих небольших образовательных учреждений можно осмыслить как возможный бесконфликтный путь сохранения этносов России, с одной стороны, и поддержания в целом общественной стабильности, с другой стороны.

Перспективной, на наш взгляд, формой «этнической» школы является дистанционное изучение языков. Формат онлайн-обучения позволяет сформировать учебные группы из проживающих в разных концах страны и мира учащихся. Одним из самых успешных курсов дистанционного изучения татарского языка был проект «Ана теле», организованный в 2013 году при поддержке компании EF Education First. Доступ к онлайн-школе был возможен из любой точки мира. В «Ана теле» было реализовано девять языковых уровней, что давало возможность изучать язык с разной степенью подготовки. Эффективность овладения языком обеспечивали разговорные классы с преподавателями татарского языка [5]. К 2022 году численность учащихся достигла более 20тыс. человек. В связи с уходом EF Education First с российского рынка дистанционная языковая школа закрывается летом 2023, но эта драматичная ситуация стала толчком к поиску российских производителей программного обеспечения, и в перспективе накопленный опыт позволит сохранить и обновить этот важный языковой обучающий проект.

Выводы. В заключение отметим, что именно модель «этнической» школы в полиэтничных сообществах позволяет формировать этническую идентичность и, одновременно, межэтническую толерантность. Сосуществование этих двух образовательных моделей нивелирует конфликтный потенциал процесса глокализации, позволяя сочетать общенациональную государственную образовательную школу с сохранением исторических культурных традиций локальных этнических общностей.

Литература:

1. Всемирный конгресс татар: сайт. - URL: https://tatar-congress.org/ru/about/tatarskie-organizatsii-v-tatarstane-strane-mire/obshestvennye-organizatsii-regionov-rossiyskoy-federatsii/?ysclid=liiqlzxsue634817985 (дата обращения: 05.06.2023)

2. Общественная организация «Федеральная национально-культурная автономия татар»: сайт. - URL: https://fnkat.tatarstan.ru/moskva (дата обращения: 05.06.2023)

3. Гатауллина, М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985-2000 гг.) / М.Х. Гатауллина. - Казань: «Печатный двор», 2001. - 128 с.

4. Многонациональная воскресная школа Казани: сайт - URL: https://addnt.ru/school (дата обращения: 05.06.2023)

5. «Ана теле». Онлайн-школа татарского языка: сайт. - 2013 - URL: https://tel.tatar.ru/ru/anatele (дата обращения: 05.06.2023)

6. Ходжаева, Е. Татарский язык в школах Татарстана: общественные дебаты и мнение населения / Е. Ходжаева // Неприкосновенный запас. - 2011. - №6. - URL: https://magazines.gorky.media/nz/201 l/6/tatarskij-yazyk-v-shkolah-tatarstana-obshhestvennye-debaty-i-mnenie-naseleniya.html (дата обращения: 05.06.2023)

7. Эпштейн, М. Говорить на языке всех культур / М. Эпштейн // Наука и жизнь. - 1990. - № 1,- С. 100-103

Педагогика

УДК 378.14

кандидат географических наук, доцент Аппоева Лаура Иссаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат географических наук, доцент Байрамкулова Белла Ожаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ

МОТИВАЦИИ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме повышения учебной мотивации магистрантов. Особое внимание уделено анализу содержания понятий «проект», «метод проектов», «проектная деятельность», «проектная деятельность студентов». Основное содержание исследования заключено в определении педагогических условий повышения учебной мотивации студентов в процессе проектной деятельности. Автор показывает, что повышение учебной мотивации студентов в процессе проектной деятельности зависит от её правильной организации, степени удовлетворения познавательных потребностей студентов, успешного завершения проекта и апробации результатов.

Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность студентов, мотивация, познавательная потребность, учебная мотивация.

Annotation. This study is devoted to the problem of increasing the educational motivation of undergraduates. Particular attention is paid to the analysis of the content of the concepts "project", "method of projects", "project activity", "project activity of students". The main content of the study lies in the definition of pedagogical conditions for increasing the educational motivation of students in the process of project activities. The author shows that increasing the educational motivation of students in the process of project activities depends on its proper organization, the degree of satisfaction of the cognitive needs of students, the successful completion of the project and testing the results.

Key words: project, project method, project activity of students, motivation, cognitive need, learning motivation.

Введение. Изменения, происходящие в российском обществе и образовании, а также на рынке труда, детерминируют преобразования в учебно-воспитательной системе вузов. Уровень базового высшего образования не вполне удовлетворяет требованиям, предъявляемым работодателями к выпускникам вузов. Вследствие этого многие выпускники бакалавриата продолжают углубленное изучение профессиональных дисциплин в магистратуре. Обучение в магистратуре способствует дальнейшему развитию профессиональной компетентности будущего работника.

Многолетние наблюдения за учебной деятельностью магистрантов дают основание отметить, что успешность учения студентов в магистратуре во многом зависит от проявления познавательного интереса к изучаемым дисциплинам и как следствие этого активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. В связи с этим в современном высшем образовании особенно востребованы виды учебной деятельности студентов, вызывающие желание учиться, повышающие учебную мотивацию.

«Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность». [2, С. 294]. «Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [11]. В нашей работе важно заметить, что «мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в процессе деятельности» [13, С. 259]. Как указывают психологи, активная поисковая деятельность, в которой обучающиеся проявляют самостоятельность и инициативность способствует возникновению интереса к учению. Этим требованиям вполне соответствует проектная деятельность как один из видов учебной деятельности студентов. Следовательно, в современной образовательной ситуации исследование проблемы организации проектной деятельности магистрантов в вузе как способа повышения учебной мотивации магистрантов при изучении географии становится все более актуальной в педагогической науке и практике и требует дальнейшего изучения.

Цель нашего исследования - изучить возможности проектной деятельности в повышении учебной мотивации студентов при изучении географии.

Задачи исследования: раскрыть сущность проектной деятельности студентов; определить основные педагогические условия организации проектной деятельности студентов как способа повышения учебной мотивации.

Изложение основного материала статьи. Известный американский философ и педагог Джон Дьюи начинает научную разработку метода проектов в образовании в конце XIX начале XX века. Исходя из основных положений прагматизма, Д. Дьюи предполагает, что ребенок для успешного овладения изучаемым материалом должен применить теоретические знания, полученные в процессе обучения, при решении реальных жизненных проблем в самостоятельной практической деятельности и увидеть результаты работы. Такая деятельность, он считает, выступает источником познавательной активности обучающегося, вызывая интерес как к процессу, так и результату учебного труда.

В России метод проектов интенсивно разрабатывается в конце XIX и в первой четверти XX века. Так, С.Т. Шацкий в 1906 году организовывает собственную школу - детский поселок «Сетлемент». В этой школе дети изучают не только учебные предметы, но и выполняют проекты. Это было необходимо для овладения различными ремеслами (слесарное дело, резьба по камню и др.). В советское время метод проектов получает свое дальнейшее развитие, однако в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» его использование в образовательной практике запрещается из-за нецелесообразности его дальнейшего применения.

В настоящее время в практике как общего, так и высшего образования проектная деятельность находит широкое применение, продолжаются также и теоретические исследования в этой области. Среди многочисленных исследований для нас особую значимость имеют работы (В.П. Беспалько, И.В. Богданова, В.В. Гузеева, В.В. Давыдова, А.Н. Джуринского, Д. Дьюи, H.H. Нечаева, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.). В них находит отражение сущность, содержание, технология разработки проектной деятельности.

Изучение литературы по проблеме исследования и анализ содержания понятий «проект», «метод проектов», «проектная деятельность» показывает отсутствие единого подхода к трактовке данных понятий.

Так, в Большом энциклопедическом словаре приводится следующая трактовка: «проект - (от лат. projectus, буквально -брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчётов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения либо изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план» [1, С. 206].

Существенно отметить, что понятие «проект» имеет различные толкования. Выделим основные характеристики проекта: во-первых, проект - предварительный чертеж, расчет, как продукт деятельности человека, который в последующем может найти практическое применение в форме сооружения или изделия, то есть проект в данном случае выступает как модель; во-вторых, проект как предшественник текста документа для ознакомления с его содержанием; в-третьих, проект представляет собой замысел или план предстоящей деятельности. При выполнении проекта необходимо показать действенность и оптимальность предполагаемого варианта деятельности. Основным отличием проекта является его неповторимость (единственный) и целостность, разработанный проект должен обеспечить методологию практической деятельности.

В монографии «Реализация метода проектов в подготовке педагога» Н.П. Петрова, С.Р. Халилов отмечают, что «понятие и термин «проект» в педагогическом контексте впервые появился в Римской Академии» [5, С. 13]. В 1702 году в Риме в Высшей школе искусств (Academia di San Luca) объявляется «конкурс» на лучшую разработку студентами эскизов дворца, церкви и т.п. Работы студентами выполняются самостоятельно и предполагают творческий подход в применении усвоенных знаний. Основная цель «конкурса» - научить студентов применять теоретические знания в практической деятельности, результат которой оценивается. Этот конкурс в последующем становится ежегодным и прикрепляется к учебной дисциплине. Выполненные студентами эскизы работ не находят практического применения, поэтому их называют «progetti». Таким образом, метод проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса студентов.

«Под методом проектов понимается система обучения, при которой обучающийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов» [6, С. 14].

Наше исследование направлено на изучение условий повышения учебной мотивации студентов в процессе проектной деятельности. Основные методы исследования: наблюдение (учебная деятельность магистрантов, в том числе и проектная деятельность), опрос (респонденты: магистранты первого и второго года обучения), изучение документации (журналы учета посещаемости и успеваемости). В КЧГУ функционирует балльно-рейтинговая система обучения как на бакалавриате, так и в магистратуре. В ходе исследовательской работы изучены журналы учета посещаемости и успеваемости магистрантов. Так, у магистрантов активно занимающихся выполнением проектов баллы как за посещаемость, так и за успеваемость выше среднего по всем изучаемым дисциплинам.

База исследования: КЧГУ, студенты естественно-географического факультета КЧГУ, обучающиеся по магистерской программе составленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность

«Географическое образование». Основную образовательную задачу магистратуры составляет подготовка выпускника, способного успешно работать в профессиональной сфере, требующей географическое образование, а также осуществлять в дальнейшем научно-исследовательскую работу по профилю подготовки. В учебный план, составленный по данной образовательной программе включены учебные дисциплины, способствующие формированию у магистрантов универсальных, общепрофессиональных компетенций, указанных в ФГОС ВО, а также профессиональных компетенций, определяемых вузом. Обучение в магистратуре предполагает организацию проектной деятельности студентов: выполнение обязательных учебных проектов (курсовая работа, выпускная квалификационная работа), проектов по заказу работодателей, конкурсных проектов.

Основное внимание в магистратуре уделяется формированию компетенций, способствующих формированию проектной компетентности студентов. В соответствии с ФГОС ВО одной из универсальных компетенций направленной на развитие у магистров проектных умений и навыков является (УК-2): «способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла» [12]. ФГОС В результате освоения данной компетенции студенты осваивают способы разработки и реализации проектов. «Проект не только предоставляет студентам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно, вооружает необходимым деятельностным инструментарием» [3, С. 151].

Наиболее эффективному освоению способов разработки и реализации проектов способствует проектная деятельность студентов. «Проектная деятельность - это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами)» [6, С. 11].

Студенту в ходе проектной деятельности необходимо: провести анализ проблемы; поставить цель и определить задачи проекта; осуществить выбор средств для достижения поставленной цели и решения выдвинутых задач; искать, извлекать, обрабатывать необходимую информацию; выполнять самоконтроль и самооценку полученных результатов. Основная задача преподавателя - организовать и руководить проектной деятельностью студентов (давать консультации).

Одним из важных условий успешности деятельности является мотивация. В своем исследовании, при определении роли проектной деятельности студентов в повышении учебной мотивации мы опираемся на теорию А.Н. Леонтьева о деятельностном происхождения мотивационной сферы человека. А.Н. Леонтьев и его сторонники (Л.И. Божович, А.К. Маркова) рассматривают мотив как опредмеченную потребность, отмечая при этом, что потребность носит внутренний характер, входит в структуру самой деятельности. Мотив по А.Н. Леонтьеву это «внешняя самой деятельности (т.е. целям и средствам, включенным в деятельность) движущая причина деятельности» [7, С. 83].

Успешность повышения учебной мотивации студентов в процессе проектной деятельности зависит от степени удовлетворения их познавательных потребностей. Изучение психолого-педагогической научной литературы показывает, что познавательная потребность в студенчестве достигает высокого уровня развития, когда формируются устойчивые осознанные стремления к получению знаний. Доминирующими познавательными мотивами студентов становятся познавательные интересы.

С.Л. Рубинштейн отмечает, что «интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности» [8, С. 566]. Проектная деятельность вызывает познавательный интерес у студента, из-за личностной значимости, то есть знания, умения, навыки, способности, приобретаемые им необходимы для дальнейшего успешного обучения и плодотворной профессиональной деятельности. У магистрантов вследствие этого появляется познавательная потребность.

«Потребность познавательная - точнее - потребность во внешних впечатлениях. Как таковая - как потребность в приобретении новых знаний - складывается лишь в ситуациях, способствующих осознанию необходимости этих знаний для жизни и деятельности» [9, С. 119]. Следовательно, при организации проектной деятельности магистрантов преподавателю нужно указать на необходимость осваиваемых в процессе выполнения проекта знаний, умений, навыков.

«Ощущая потребность, субъект становится целеустремлённым. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение потребностей возможно лишь через достижение цели» [13, С. 256]. Целеустремлённость позволяет студенту поставить конкретные цели, осознать свои намерения и способствует их достижению приложив все свои усилия.

Таким образом, проектная деятельность приобретает личностную значимость для студента, если им определена цель и тем самым представлен конечный результат проектной деятельности; поставлены задачи для решения в ходе выполнения проекта. Свершение намеченного при проектной деятельности требует от студентов определенных умственных усилий, проявления решительности, терпения и ответственности за действия и результат.

Студента необходимо информировать о сроках сдачи проекта. Проектная деятельность магистрантов завершается оформлением работы в виде определенного продукта - проекта. Оформление проекта зависит от цели и характера проектной деятельности. Учебные проекты (курсовые работы и выпускные квалификационные работы) и исследовательские проекты оформляются по установленному вузом образцу.

Так, магистранты участвуют в разработке и реализации исследовательских проектов, способствующих активизации научной деятельности студентов приобретению новых знаний о географических явлениях, объектах и процессах путем выдвижения и проверки научных гипотез. Результатом исследовательских проектов магистрантов служат статьи, публикации, отчеты, заявки на научный грант, методические пособия или иной научный продукт.

По результатам научно-исследовательской деятельности студенты участвуют на научно-практических конференциях и конкурсах вузовского, регионального, всероссийского, а также международного уровня. Магистранты КЧГУ участвовали в XXIII Международном конкурсе научно-исследовательских работ «Взгляд науки и практики-2021», в У-м Международном конкурсе научных и творческих работ «Социализация, воспитание, образование детей и молодежи» и других.

Выводы. По результатам наблюдений за учебной деятельностью магистрантов можно сделать следующие выводы: проектная деятельность дает студенту возможность проявить активность, вызывает желание работать, увидеть результат работы (проект). Студенты обращаются за консультацией к преподавателю, при этом внимательно выслушивают замечания и стараются исправить допущенные ошибки.

Как показывает исследование, повышенный интерес к изучению географии проявляют студенты, активно занимающиеся исследовательской деятельностью, выполняющие конкурсные проекты, успешно демонстрирующие результаты своей работы на конференциях, конкурсах.

Итак, повышение учебной мотивации магистрантов к изучению географии - это процесс образования мотива, который определяет познавательный интерес и личную активность студента в учебном процессе, способствует повышению успеваемости. Проведенное исследование показывает, что проектная деятельность способствует повышению учебной мотивации магистрантов, если: педагогом выявлены потенциальные возможности (готовность) студентов к проектной деятельности, налажен контроль и самоконтроль за ходом проектной деятельности; студентом самостоятельно выбрана тема проекта, правильно определены цель, задачи проектной деятельности, не нарушена последовательность этапов выполнения проекта, результаты проектной деятельности имеют практическую значимость.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь. ГВ 2 т.1. Гл. ред. A.M. Прохоров. Т. 2. -Москва: Сов. энцикл., 1991. - 768 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.-480 с.

3. Лайпанова, И.Б. Вопросы повышения качества образования в вузе в связи с внедрением инноваций в педагогический процесс / И.Б. Лайпанова // Инновационные процессы в системе образования: теория и практика. Материалы региональной научно-практической конференции. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2018. - С. 147-151

4. Михалкина, Е.В. Организация проектной деятельности: учебное пособие / Е.В. Михалкина, А.Ю. Никитаева, H.A. Косолапова; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016.- 146 с.

5. Петрова, Н.П. Реализация метода проектов в подготовке педагога (на примере гуманитарных дисциплин): монография / Н.П. Петрова, С.Р. Халилов. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 196 с.

6. Применение проектного метода обучения в инженерном вузе: Учебное пособие / Павлова И.В., Шагеева Ф.Т., Хацринова О.Ю., Сангер Ф.А., Сунцова М.С. - В 2 частях, на русском и английском языке. - Казань: РИЦ «Школа», 2019.-223 с.

7. Психологические основы развития ребенка и обучения: [сборник] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, A.A. Леонтьева. - Москва: Смысл, 2009. -422 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

9. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин: Харвест; Минск; 1998. - 554 с.

10. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 343 с.

11. Стародубцева, В.К. Мотивация студентов к обучению / В.К. Стародубцева // Современные проблемы науки и образования. -2014. -№ 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 11.03.2023)

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 126. - https://fgos.ru/fgos/fgos-44-04-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-126

13. Харченова, И.С. Мотивы как основа становления эмотивно-аксиологической сферы субъекта / И.С. Харченова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №6. - С. 254-267. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/motivy-kak-osnova-stanovleniya-emotivno-aksiologicheskoy-sfery-subekta (дата обращения: 16.05.2023).

Педагогика

УДК 373.55

кандидат сельскохозяйственных наук Арюкова Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук Ляпина Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студентка Чарыева Гунча

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Статья нацелена на обоснование значения консультировании в биологическом образовании для профессиональной ориентации старшеклассников. Раскрывается понятие «консультирование», которое является одним из необходимых факторов профессиональной ориентации школьников при определении своего места в мире профессий. В качестве практических мероприятий профессионального ориентирования авторами приводится мастер-класс направленный на усиление развивающего потенциала профессиональной стратегии старшеклассников, построению профессиональных планов и готовности к самостоятельному выбору ВУЗа.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, консультирование, биология, мастер-класс, старшеклассники. Annotation. The article is aimed at substantiating the importance of counseling in biological education for the professional orientation of high school students. The concept of "counseling" is revealed, which is one of the necessary factors of professional orientation of schoolchildren in determining their place in the world of professions. As practical measures of professional orientation, the authors present a master class aimed at strengthening the developing potential of the professional strategy of high school students, building professional plans and readiness for independent university choice.

Key words: professional orientation, counseling, biology, master class, high school students.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогическийуниверситет имени М.Е. Евсевьева) по теме «Проектная исследовательская деятельность обучающихся при изучении химии на основе

ресурсов технопарка»

Введение. Важное место в профессиональной ориентации личности занимает образ «будущей профессии», который позволит ей целенаправленно организовать свою жизнь. Так образ «будущей профессии» становится вектором образовательной траектории определяющей выбор ВУЗа. Следовательно, образовательная траектория должна быть реализуема по принципу непрерывности образования в системе школа-ВУЗ, тем самым формируя личность более конкурентоспособную на рынке труда.

Существующая сегодня работа по профессиональной ориентации не в полной мере удовлетворяет потребности, обучающихся в информировании, позволяющем сделать осознанный выбор профессии. В этих условиях представляет интерес проведение консультирования профессиональной ориентации старшеклассников как эффективного старта в будущую профессию преподавателями и студентами ВУЗа [1,3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.