Научная статья на тему 'Опыт реализации проектной деятельности при преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе'

Опыт реализации проектной деятельности при преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / научный проект / творческий проект / мотивация / образовательный процесс / технический вуз / project activities / a science project / a creative project / motivation / an educational process / a technical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заровняева Сильвия Сергеевна, Шагдарова Туяна Владимировна

В статье рассматривается опыт применения проектной технологии в образовательном процессе вуза. Авторы описывают структуру проектной работы, определяют способы привлечения студентов к участию в них. Дан анализ реализации проекта по разработке многоязычного терминологического словаря тезаурусного типа по направлению «Нефтегазовое дело» и творческого проекта по организации внеурочного мероприятия по дисциплине «Основы проектной деятельности». Подчеркивается тот факт, что проектная деятельность формирует способность студентов к обучению, самосознанию, самоопределению и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заровняева Сильвия Сергеевна, Шагдарова Туяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case study of implementing project activities in the humanities teaching at a technical university

The article deals with the experience of applying the project technology in the educational process at the university. The authors describe the structure of the project work, identify ways to involve students into them. The implementation of the project to create a multilingual terminological thesaurus-type dictionary for the “Oil and Gas Business” training program and the creative project for organizing extracurricular activities in the “Fundamentals of Project Activities” subject have been analyzed. The authors emphasize the fact that project activities form the students’ ability to learn, as well as their self-awareness, self-determination and selfrealization.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации проектной деятельности при преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-190-199

ББК 74.48

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

CASE STUDY OF IMPLEMENTING PROJECT ACTIVITIES IN THE HUMANITIES TEACHING AT A TECHNICAL UNIVERSITY

Заровняева Сильвия Сергеевна

Доцент кафедры английской филологии, Политехнический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» в г. Мирном, Республика Саха (Якутия), кандидат педагогических наук E-mail: silka86@mail.ru

Zarovnyaeva Silviya S.

Assistant Professor at the English Philology Department, Mirny Polytechnic Institute (branch) of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Republic of Sakha (Yakutia), PhD in Education E-mail: silka86@mail.ru

Шагдарова Туяна Владимировна

Старший преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических, правовых дисциплин и физического воспитания, Политехнический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» в г. Мирном, Республика Саха (Якутия) E-mail: tuyanash.21@mail.ru

Shagdarova Tuyana V.

Senior Lecturer at the Department of Humanities, socio-economic, legal disciplines and physical training, Mirny Polytechnic Institute (branch) of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Republic of Sakha (Yakutia) E-mail: tuyanash.21@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается опыт применения проектной технологии в образовательном процессе вуза. Авторы описывают структуру проектной работы, определяют способы привлечения студентов к участию в них. Дан анализ реализации проекта по разработке многоязычного

Abstract. The article deals with the experience of applying the project technology in the educational process at the university. The authors describe the structure of the project work, identify ways to involve students into them. The implementation of the project to create a multilingual terminological

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Заровняева С. С., Шагдарова Т. В., 2023

терминологического словаря тезаурусного типа по направлению «Нефтегазовое дело» и творческого проекта по организации внеурочного мероприятия по дисциплине «Основы проектной деятельности». Подчеркивается тот факт, что проектная деятельность формирует способность студентов к обучению, самосознанию, самоопределению и самореализации.

thesaurus-type dictionary for the "Oil and Gas Business" training program and the creative project for organizing extracurricular activities in the "Fundamentals of Project Activities" subject have been analyzed. The authors emphasize the fact that project activities form the students' ability to learn, as well as their self-awareness, self-determination and self-realization.

Ключевые слова: проектная деятельность, научный проект, творческий проект, мотивация, образовательный процесс, технический вуз.

Keywords: project activities, a science project, a creative project, motivation, an educational process, a technical university.

Для цитирования: Заровняева С. С., Шагдарова Т. В. Опыт реализации проектной деятельности при преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 190-199. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-190-199.

Cite as: Zarovnyaeva S. S., Shagdarova T. V. Case study of implementing project activities in the humanities teaching at a technical university. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 4, pp. 190-199. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-190-199.

Современное развитие общества характеризуется быстрыми темпами и динамичными изменениями во всех сферах деятельности человека, что предъявляет повышенные требования не только к его интеллектуальному развитию, но и творческим и адаптивным способностям. Перед каждым преподавателем вуза сегодня стоит задача - формирование у обучающихся способности к самосознанию, самоопределению и самореализации. Одним из способов решения этой важной задачи является модернизация системы образования путем внедрения инновационных технологий проектирования в учебный процесс высших учебных заведений.

В образовательных нормативно-правовых актах вуза одной из ключевых компетенций является способность студентов к обучению, под которой понимается целостное индивидуально-психологическое образование, интегрирующее индивидуальный опыт успешной учебной работы студента. В сформированном виде эта компетенция позволяет избежать перегрузки, активизирует познавательную активность студента, инициативу, способствует рациональному использованию времени и образовательных ресурсов, самостоятельному поиску и анализу информации, постановке задач в соответствии с целью исследования, выбору эффективных способов их решения, а также способность студентов к социальному взаимодействию, умение работать в команде и проявлять лидерские качества [1].

Для успешного формирования данных компетенций современные педагоги-исследователи призывают применять проектные технологии, которые направлены

на стимулирование интереса учащихся к новым знаниям, на их развитие через решение проблем и использование этих знаний в конкретной практической деятельности.

Нами были применены следующие методы исследования:

• теоретические: анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов о практиках применения проектной технологии в обучении, изучение и анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в вузе;

• эмпирические: опрос, наблюдение за работой студентов в процессе реализации проекта.

Применение проектного метода особенно актуально, когда современное образование переориентируется на специализированную подготовку. Проектный метод был известен еще в 1920-х гг. Основан на концепции прагматизма американского педагога Дж. Дьюи, предложившего построение учебного процесса на основе активности и целенаправленности деятельности обучающихся, с учетом их личной заинтересованности в получении знаний [2, с. 67]. Воплощение метода проектов в педагогической практике рассматривается в трудах американских педагогов В. Х. Килпатрика [3], Е. Коллингса [4]. В России метод проектов был реализован С. Т. Шацким, который утверждал о необходимости создать в школах коллектив единомышленников из малых и больших групп, дружно осуществляющих одно дело [5].

Применение проектных методов обучения в зарубежных вузах продиктовано потребностями общества и зависят от ряда внутренних и внешних факторов: экономических, политических, социальных, а также ментальности населения.

Анализ зарубежной литературы позволил выделить основные спецификации проектного обучения [6, с. 74].

1. Обучение, фокусирующееся на актуальных социальных вызовах (challenge-based learning), суть которого состоит в решении реальной задачи, сформулированной конкретной организацией. Цель обучения состоит не только в поиске вариантов решения данной проблемы, но и в реализации его на практике.

2. Проблемно-ориентированное обучение (problem-based learning) рассматривает процесс постановки проблемы как первый элемент обучающего процесса. Студенты должны самостоятельно изучить и определить проблему; выявить известные и неизвестные данные для ее решения, найти способы получения необходимой информации или инструментов; рассмотреть возможные пути решения проблемы; решить проблему; написать отчетную работу.

3. Обучение, привязанное к месту (place-based learning), в качестве основной цели рассматривает создание опыта обучения через реальную среду, окружающую студентов, ее особенностей, погружаясь в культуру. Одной из задач такого обучения является привлечение студентов для решения важных для конкретного общества проблем. Студенты становятся «классной комнатой», поскольку студенты узнают больше о локальных проблемах и учатся у местных экспертов. Благодаря этому опыту учащиеся предлагают решения, которые впоследствии могут применяться на глобальном уровне.

4. Обучение, основанное на деятельности (activity-based learning) - это процесс обучения путем выполнения задач или действий на практике, путем экспериментов,

исследовательской деятельности. Мотивирует учащихся получать собственный опыт посредством практических действий, таких как независимое исследование и решение проблем.

5. Обучение через дизайнерскую работу (design-based learning) представляет собой форму обучения, основанную на запросах общества, или педагогику, которая основана на интеграции дизайн-мышления. Учащиеся проектируют и создают артефакт, требующий понимания и применения знаний [7, с. 40].

В трудах отечественных исследователей В. В. Гузеева [8], Б. В Игнатьева [9], М. В. Кларина [10], Д. Г. Левитеса [11], Е. С. Полат [12] проектное обучение рассматривается как целостная технология обучения, формирующая у учащихся методологические знания, исследовательские умения, социальные навыки, общие способности.

На сегодняшний день применение метода «проектов» в вузах позволяет реализовать личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению и воспитанию будущих специалистов. Данные подходы основаны на применении на разных дисциплинах в разные периоды обучения, интеграции в ходе работы над проектом, обеспечивающие высокую мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирующие самостоятельную творческую активность учащихся при реализации проектной деятельности [13, с. 38].

Технология проектного обучения предполагает детальную разработку значимой для студентов проблему, которая завершается практическим результатом, оформленным в виде некоего конечного продукта [14]. Создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс обучения студентов личностно значимым и мотивированным для каждого.

Структура проектной работы со студентами включает в себя следующие этапы:

• утверждение темы проекта, типа проекта, определение количества участников;

• распределение задач по группам, обсуждение с обучающимися возможных методов исследования;

• самостоятельная работа участников проекта в соответствии с групповыми исследовательскими задачами;

• проведение промежуточных обсуждений полученных данных в группах на учебных занятиях;

• презентация и защита проектов;

• коллективное обсуждение результатов проекта, проведение экспертной оценки (экспертизы с привлечением преподавателей-специалистов);

• внедрение полученных результатов в практическую деятельность [15, с. 264].

Представленная структура нашла свое практическое применение студентами

при разработке научного проекта «Электронный учебный трехъязычный терминологический словарь тезаурусного типа для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»» в МПТИ (ф) СВФУ. Целью данного студенческого проекта выступило создание личностного образовательного продукта в виде терминологического словаря тезаурусного типа на основе знакомых профессиональных знаний и ситуаций,

а также возможность дальнейшего использования данного словаря в процессе обучения иноязычной профессиональной коммуникации.

Перед началом работы над проектом по созданию словаря необходимо было выявить уровень мотивационной готовности студентов к образовательной деятельности в целом и изучению иностранного языка в частности, а также установить уровень заинтересованности студентов в изучении иностранного языка по специальности. В результате проведенного опроса нами выявлено следующее: почти 70% респондентов изучают иностранный язык лишь потому, что он входит в учебную программу, но они не считают, что изучение иностранного языка - это долг учащегося как члена учебной группы, института, будущего специалиста. Что касается профессионального мотива, то почти 85% студентов думают, что для чтения литературы по специальности не требуется знание иностранного языка, пессимистично относятся к возможности применения иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

Выявленный в результате опросника значительный уровень внешней мотивации обучающихся, то есть преобладание непознавательных мотивов, побудил нас использовать новую стратегию обучения иностранному языку по специальности, а именно: вовлечь студентов в работу по созданию личностного образовательного продукта. Данная стратегия способствует, на наш взгляд, повышению внутренней мотивации студентов, при этом мы задействуем их разнообразные умения, навыки и знания, используя активные методы обучения, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся.

Следует подчеркнуть, что разработка учебного многоязычного терминологического словаря тезаурусного типа требует тщательной подготовки и много времени. Для создания словаря нам потребовался один учебный год. Это объясняется тем, что необходимо было выявить семантическое содержание терминов, которые входят в профессиональную картину мира будущего специалиста по направлению подготовки «Нефтегазовое дело». Для этого нами была организована самостоятельная работа студентов с разъяснениями о рациональном распределении времени при выполнении проекта. В частности, самостоятельная работа обучающихся была направлена на усвоение значения и формы языкового материала по проекту и на поиск в сети Интернет необходимой дополнительной информации в сфере будущей профессиональной деятельности. Мы исходили из того, что стимулирование студентов к самостоятельной деятельности является одним из основных подходов личностно ориентированных технологий в учебном процессе [16].

Следующей важной задачей проектной работы явилось непосредственно создание электронной версии разработанного корпуса терминологического словаря тезаурусного типа. Для реализации данной задачи были привлечены студенты направления подготовки «Прикладная математика и информатика» и их научный руководитель. Создание электронного терминологического словаря тезаурусного типа началось с разработки программы для ЭВМ. Программа была разработана с помощью языка Delphi 7 с собственным кодом.

Так как словарь разрабатывался с нуля, студентам нужно было объяснить, какие блоки информации должны быть представлены, как они должны быть связаны друг с другом. В итоге мы получили офлайн-словарь с компактным экранным интерфейсом. В результате работы были получены свидетельства о государственной регистрации базы данных № 2019620159 от 21.01.2019 и двух программ для ЭВМ № 2019611785 от 04.02.2019, № 2020617354 от 06.07.2020, зарегистрированных в Реестре Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

Результаты реализации проектной деятельности при разработке многоязычного терминологического словаря позволяют сделать выводы о том, что проектная технология:

• стимулирует мотивацию изучения дисциплины, так как в ходе работы над словарем у студентов повышается интерес к дисциплине, они чувствуют себя ответственными участниками этого процесса, так как лучше понимают суть своей специальности;

• активизирует познавательную деятельность студентов, следовательно, повышает качество их знаний по нефтегазовому делу;

• влияет на лучшее усвоение изучаемого материала, так как студенты много времени уделяют работе с аутентичными текстами, энциклопедиями, словарями.

О повышении внутренней мотивации студентов также свидетельствуют результаты повторного опроса, которые показали, что мотивация к изучению иностранного языка увеличилась с 30% до 70%.

Необходимо отметить, что проектная работа заключается не только в создании личностного образовательного продукта, но и является средством получения профессиональных умений и навыков. На сегодняшний день во многих образовательных учреждениях введена дисциплина «Основы проектной деятельности», целью которой является формирование системного методического подхода к проектной деятельности и приобретение практических навыков проектной работы в профессиональной деятельности, формирование высокой проектной культуры [17, с. 875].

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий. Дисциплина направлена на формирование теоретических знаний, компетентности в области теоретических основ проектирования, технологии проектирования, классификации проектов; освоения современных методов и техник, применяемых в проектной деятельности.

В рамках данной дисциплины в МПТИ (ф) СВФУ студентами направления подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Иностранный язык (английский) и Информатика)» был реализован творческий проект в виде внеурочного мероприятия, посвященного 430-летию со дня рождения основоположника педагогики как науки Яна Амоса Коменского. Перед выбором типа и темы проекта был проведен опрос среди студентов в Google Forms, где были представлены идеи будущего проекта. Выбор студентов был обусловлен следующими причинами: 1) необходимость получения опыта в организации внеурочного мероприятия перед прохождением производственной

педагогической практики в школе; 2) преодоление боязни выступления перед незнакомой аудиторией; 3) закрепление теоретического материала по дисциплине «Педагогика».

Далее студенты под руководством наставника составили паспорт проекта, который включал в себя обоснование, цель, задачи, результаты и критерии оценки успешности проекта. При проведении мероприятия были применены проблемный метод и эвристическая беседа.

В ходе реализации проекта студенты разделились по командным ролям, которые были выявлены по результатам тестирования по Р. М. Белбину. Даннное тестирование распределяет роли в соответствии с индивидуальными характеристиками участников проекта. Каждый член команды выполнял определенное задание, например, подготовка сценария мероприятия, расчет расходов и составление сметы мероприятия, разработка заданий для команд, оформление раздаточных материалов, сертификатов для участников, грамот победителям.

В целом организация внеурочного мероприятия соответствовала структуре проведения внеурочного занятия в школе (табл. 1).

Таблица 1

Структура внеурочного занятия, направленного на формирование познавательных

(логических) УУД

№ Этап Содержание

1 Мотивационно-вступительная часть (5-10 мин) • организация внимания; • целеполагание, мотивация; • актуализация прежних знаний - подготовка к восприятию нового материала

2 Операционно-познавательная часть. Усвоение новых знаний и способов действий (30-45 мин) • выдвижение проблемной ситуации; • проблемная задача; • модель поисков решения проблемной задачи; • решение проблемной задачи; • первичная проверка понимания; • повторение выделенного блока; • динамическая пауза (через 20-25 мин после начала мероприятия, если мероприятие длится дольше часа, то не менее 2 динамичных пауз); • закрепление полученных знаний и способов действий; • обобщение и систематизация результатов усвоения знаний и новых способов действия; • проверка/самоконтроль полученных знаний и умений

3 Рефлексия, оценочная часть (10 мин) • подведение итогов; • рефлексия; • задание (планирование дальнейшей деятельности, рекомендации)

Данная проектная работа позволила будущим педагогам на практике применить свои знания и умения в сфере профессиональной деятельности. Полученные положительные отзывы по результатам рефлексии позволили студентам оценить собственную

деятельность, свою работу. Студенты отметили, что работа над проектом стимулирует их сотрудничество, переговоры в группе, повысилась мотивация к изучению дисциплины. Однако некоторые студенты сообщили об отсутствии мотивации для работы в команде, также возникли трудности с организацией времени в период подготовки к мероприятию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность в процессе обучения студентов мотивирует их к изучению дисциплины путем повышения ответственности, придания значимости каждого члена команды и раскрытия творческого потенциала участников. Работа над проектами активизирует познавательную деятельность студентов, следовательно, повышает качество их знаний по профильным дисциплинам, а также влияет на лучшее усвоение изучаемого материала. Процесс реализации проекта способствует преобразованию теоретических знаний в профессиональный опыт и создает условия для самосознания, самоопределения и самореализации личности, что, в конечном счете, формирует общую способность студентов к обучению, их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Список литературы

1. ФГОСВО (3++) по направлениям бакалавриата. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94 (дата обращения: 20.12.2022).

2. Гейхман Л.К. Проектная и коммуникативная компетентности как интегральные результаты проектного обучения иностранному языку // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2010. № 1 (177). С. 67-71.

3. Килпатрик В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. 43 с.

4. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.

5. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1980. Т. 2.

6. Технологические ресурсы современного высшего образования / Н. А. Асташова, С. Л. Мель -ников, А. П. Тонких, В. Л. Камынин // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 74-101.

7. Казун А. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 32-59.

8. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии // Директор школы. 1996. № 6. С. 24-32.

9. Игнатьев Б. В. О методе проектов как основном методе работы трудовой школы // На путях к методу проектов / под ред. Б. В. Игнатьева, М. В. Крупенина. М., 1930.

10. Кларин М. В., Осмоловская И. М. Образовательные модели, проекты и программы в контексте конструктивно технической функции дидактики // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 6 (61). С. 94-100.

11. Левитес Д. Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999. 288 с.

12. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе. 2000. № 2. С. 3.

13. Гусарова Л. В. Проектная деятельность как составляющая повышения качества знаний младших школьников // Вестник научных конференций. 2018. № 11-2 (39). С. 38-41.

14. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 1999. 270 с.

15. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.

16. Заровняева С. С. Обучение студентов иноязычной профессиональной коммуникации на основе тезауруса в условиях субординативного билингвизма: технический вуз, английский язык: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2021.

17. Спешилова Н. В. Опыт формирования у студентов технических направлений подготовки компетенций экономического содержания с учетом отраслевой специфики в рамках дисциплины «Основы проектной деятельности» // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2022. С. 874-877.

References

1. FGOS VO (3++) po napravleniyam bakalavriata. Available at: https://fgosvo.ru/fgosvo/ index/24/94 (accessed: 20.12.2022).

2. Geykhman L. K. Proektnaya i kommunikativnaya kompetentnosti kak integralnye rezultaty proektnogo obucheniya inostrannomu yazyku. Vestn. Yuzhno-Uralskogo gos. un-ta. Ser.: Lingvistika. 2010, No. 1 (177), pp. 67-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kilpatrik V. Kh. Metod proektov. Primenenie tselevoy ustanovki v pedagogicheskom protsesse. Leningrad: Brokgauz-Efron, 1925. 43 p.

4. Kollings E. Opyt raboty amerikanskoy shkoly po metodu proektov. Moscow, 1926.

5. Shatskiy S. T. Selected Pedagogical Works. In 2 vols. Moscow, 1980. Vol. 2.

6. Astashova N. A., Melnikov S. L., Tonkikh A. P., Kamynin V. L. Tekhnologicheskie resursy sovremennogo vysshego obrazovaniya. Obrazovanie i nauka. 2020, Vol. 22, No. 6, pp. 74-101.

7. Kazun A. P., Pastukhova L. S. Praktiki primeneniya proektnogo metoda obucheniya: opyt raznykh stran. Obrazovanie i nauka. 2018, Vol. 20, No. 2, pp. 32-59.

8. Guzeev V. V. "Metod proektov" kak chastnyy sluchay integralnoy tekhnologii. Direktor shkoly. 1996, No. 6, pp. 24-32.

9. Ignatyev B. V. O metode proektov kak osnovnom metode raboty trudovoy shkoly. In: Ignatyev B. V., Krupenin M. V. (eds.) Na putyakh k metodu proektov. Moscow, 1930.

10. Klarin M. V., Osmolovskaya I. M. Obrazovatelnye modeli, proekty i programmy v kontekste konstruktivno tekhnicheskoy funktsii didaktiki. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana. 2015, No. 6 (61), pp. 94-100.

11. Levites D. G. Sovremennye obrazovatelnye tekhnologii. Novosibirsk, 1999. 288 p.

12. Polat E. S. Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka. Inostrannyy yazyk v shkole. 2000, No. 2, p. 3.

13. Gusarova L. V. Proektnaya deyatelnost kak sostavlyayushchaya povysheniya kachestva znaniy mladshikh shkolnikov. Vestnik nauchnykh konferentsiy. 2018, No. 11-2 (39), pp. 38-41.

14. Polat E. S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. Moscow: Akademiya, 1999. 270 p.

15. Mirolyubov A. A. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: traditsii i sovremennost. Obninsk: Titul, 2010. 464 p.

16. Zarovnyaeva S. S. Obuchenie studentov inoyazychnoy professionalnoy kommunikatsii na osnove tezaurusa v usloviyakh subordinativnogo bilingvizma: tekhnicheskiy vuz, angliyskiy yazyk. PhD dissertation (Education). Ulan-Ude, 2021.

17. Speshilova N. V. Opyt formirovaniya u studentov tekhnicheskikh napravleniy podgotovki kompetentsiy ekonomicheskogo soderzhaniya s uchetom otraslevoy spetsifiki v ramkakh distsipliny "Osnovy proektnoy deyatelnosti". In: Universitetskiy kompleks kak regionalnyy tsentr obrazovaniya, nauki i kultury. Orenburg: Orenburgskiy gos. un-t, 2022. Pp. 874-877.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 4

Статья поступила в редакцию 22.01.2023 The article was received on 22.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.