Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»'

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТА / РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошенко Татьяна Евгеньевна, Штукарева Елена Борисовна

Целью настоящего исследования является обобщение практического опыта работы по организации групповой проектной деятельности студентов Национального исследовательского технологического университета «МИСИС», обучающихся по направлению 45.03.02 Лингвистика (профили «Перевод и переводоведение» и «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»), в ходе изучения курса «Русский язык и культура речи». В статье рассмотрено понятие «проектная технология», сформулировано авторское определение понятия «информационно-исследовательский проект», предложен алгоритм реализации двух информационно-исследовательских проектов, направленных на изучение теоретических основ функциональной стилистики и формирование навыков стилистического анализа текста, - «Функциональные стили речи» и «Анализ грамматических языковых средств, используемых в научном стиле речи», описаны критерии оценивания проектов, представлены результаты рефлексии студентов по итогам их реализации. Научная новизна заключается в разработке пошаговой реализации технологии проектного обучения и формулировке критериев оценивания выполненных студентами проектов в рамках учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». В результате продемонстрирована эффективность применения проектной технологии в ходе изучения вышеназванного учебного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошенко Татьяна Евгеньевна, Штукарева Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PROJECT-BASED TEACHING OF LINGUISTS IN THE COURSE “RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE”

The research aims to summarise the practical experience of organising group project activities for the students of the National University of Science and Technology MISIS pursuing a degree in training programme 45.03.02 Linguistics (the programme specialisations “Translation and translation studies” and “Theory and methodology of teaching foreign languages and cultures”) in the course “Russian language and speech culture”. The researchers discuss the notion of “project-based technology”, provide their own definition for the notion of “information research project”, propose an algorithm for the implementation of two information research projects aimed at studying the theoretical foundations of functional stylistics and forming the skills of stylistic text analysis, “Functional styles of speech” and “Analysis of the grammatical language means used in the scientific style”, describe the criteria for evaluating the projects, present the results of the students’ reflection on the outcomes of the projects. The scientific novelty lies in developing a step-by-step implementation of project-based teaching technology and formulating the criteria for evaluating the projects completed by the students within the framework of the academic discipline “Russian language and speech culture”. As a result, the effectiveness of using project-based technology in the above-mentioned training course was demonstrated.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»»

фгротота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 9 | 2023. Volume 8. Issue 9

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Технология проектного обучения лингвистов в ходе изучения курса «Русский язык и культура речи»

Тимошенко Т. Е., Штукарева Е. Б.

Аннотация. Целью настоящего исследования является обобщение практического опыта работы по организации групповой проектной деятельности студентов Национального исследовательского технологического университета «МИСИС», обучающихся по направлению 45.03.02 Лингвистика (профили «Перевод и переводоведение» и «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»), в ходе изучения курса «Русский язык и культура речи». В статье рассмотрено понятие «проектная технология», сформулировано авторское определение понятия «информационно-исследовательский проект», предложен алгоритм реализации двух информационно-исследовательских проектов, направленных на изучение теоретических основ функциональной стилистики и формирование навыков стилистического анализа текста, - «Функциональные стили речи» и «Анализ грамматических языковых средств, используемых в научном стиле речи», описаны критерии оценивания проектов, представлены результаты рефлексии студентов по итогам их реализации. Научная новизна заключается в разработке пошаговой реализации технологии проектного обучения и формулировке критериев оценивания выполненных студентами проектов в рамках учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». В результате продемонстрирована эффективность применения проектной технологии в ходе изучения вышеназванного учебного курса.

EN

Technology of project-based teaching of linguists in the course "Russian language and speech culture"

Timoshenko T. E., Shtukareva E. B.

Abstract. The research aims to summarise the practical experience of organising group project activities for the students of the National University of Science and Technology MISIS pursuing a degree in training programme 45.03.02 Linguistics (the programme specialisations "Translation and translation studies" and "Theory and methodology of teaching foreign languages and cultures") in the course "Russian language and speech culture". The researchers discuss the notion of "project-based technology", provide their own definition for the notion of "information research project", propose an algorithm for the implementation of two information research projects aimed at studying the theoretical foundations of functional stylistics and forming the skills of stylistic text analysis, "Functional styles of speech" and "Analysis of the grammatical language means used in the scientific style", describe the criteria for evaluating the projects, present the results of the students' reflection on the outcomes of the projects. The scientific novelty lies in develop-ping a step-by-step implementation of project-based teaching technology and formulating the criteria for evaluating the projects completed by the students within the framework of the academic discipline "Russian language and speech culture". As a result, the effectiveness of using project-based technology in the above-mentioned training course was demonstrated.

Введение

В настоящее время в методической и научной литературе предлагается широкий спектр реализации проектной образовательной технологии, при этом каждый проект отличают свои особенности, исходя из возраста обучающихся, специфики учебной дисциплины и условий ее реализации. Актуальность работы связана с поиском эффективных приемов обучения стилистике и культуре речи в высшей школе с учетом рекомендаций современной педагогической науки, требований федеральных государственных образовательных стандартов, способствующих активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс, пробуждающих

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230147

© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

их познавательную и творческую инициативу, развивающих критическое мышление и способность командного взаимодействия, а также запросов современного работодателя, ожидающего от выпускников вуза умения работы в команде, инициативности, нацеленности на достижение результата.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие «проектная технология» и обосновать необходимость применения технологии проектного обучения в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов лингвистического направления на основе информационно-исследовательского проекта;

- разработать алгоритм реализации информационно-исследовательских проектов в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов лингвистического направления и критерии их оценивания;

- проанализировать результаты использования данного вида учебной деятельности и обосновать ее эффективность.

Методами исследования послужили общетеоретические методы: анализа педагогической и методической литературы о сущности проектного обучения, его функциях и особенностях организации, систематизация научных подходов к определению понятия «проектная технология», краткое описание содержания курса «Русский язык и культура речи», адресованного лингвистам, для определения места и роли в нем групповых проектов, поэтапное описание хода их реализации и критериев оценивания, а также эмпирический метод анкетирования студентов с целью оценки эффективности проектной деятельности в рамках указанного курса.

Теоретическая база. Сущность проектной деятельности описана в работах Я. Р. Якуповой (2007), Г. Ф. Приваловой (2014), Е. А. Ураковой, М. И. Колдиной, В. М. Корнусовой (2023), типология проектов и требования к их структуре разработаны Е. С. Полат (1999), функции проектной технологии выявлены И. М. Горбачевой, С. И. Пудиной, Е. А. Горбачевой (2023), этапы реализации проекта рассмотрены С. П. Калитой, И. Н. Юркиным (2019). Целый ряд работ предлагает алгоритмы реализации проектной технологии на материале различных учебных дисциплин как в вузе, так и в колледже и школе: на занятиях по математике (Сеч-кина, 2022), иностранному языку (Герасимова, 2017), русскому как неродному (Черновол, Чирич, Штукаре-ва, 2014), русскому языку в начальной школе (Теория и практика..., 2012), при подготовке инновационных инженеров (Хасанова, Шагеева, Иванов, 2014). Актуальные и интересные примеры внедрения проектных форматов в образовательные программы в российских университетах представлены в методическом пособии «Проектное обучение: практики внедрения в университетах» (2018).

Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных алгоритмов информационно-исследовательских проектов в педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений в ходе учебных курсов «Современный русский язык», «Культура речи», «Стилистика».

Обсуждение и результаты

В современной педагогической практике отсутствует однозначное толкование понятия «проектная технология». Термин может употребляться в качестве характеристики целостного образовательного процесса, включая совокупность целей, содержания, средств и методов обучения: в этом случае под проектной технологией понимают «особую образовательную систему, в рамках которой процесс формирования знаний и умений обучающихся неразрывно связан с планировочной деятельностью, выполнением дифференцированных постепенно усложняющихся заданий в целой системе, именующихся проектом» (Уракова, Колдина, Корнусова, 2023, с. 282). Как многоаспектную целостную систему, объединяющую различные виды деятельности (индивидуальную, научно-исследовательскую, организационно-педагогическую, профессионально-предметную, профессиологическую, интегративную), проектную технологию рассматривают С. М. Маркова и В. Г. Горлова (2014). Данное понятие может отождествляться с видом учебной деятельности, которая характеризуется наличием «значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, практической и теоретической познавательной значимостью предполагаемых результатов, самостоятельной деятельностью на уроке и во внеурочное время, способом использования материала, интеллектуальным содержанием» (Ермакова, Зольникова, Юздова, 2021, с. 29).

Распространено представление о проектной технологии как об одном из интерактивных методов обучения, представляющих собой активное взаимодействие между всеми участниками общения: обучающиеся контактируют не только с преподавателем, но и друг с другом, в результате чего каждый участник взаимодействия может проявлять интеллектуальную и творческую активность (Привалова, 2014). В этом случае термин является синонимичным по отношению к понятиям «технология проектной деятельности», «технология проекта», «технология проектного обучения», «метод проекта». Такое разнообразие подходов к дефиниции проектной технологии связано с многозначностью в научной литературе понятия «педагогическая технология», которое может употребляться в обобщенном значении 'педагогическая система' или более частных значениях - 'совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания' и 'способ решения отдельных дидактических и воспитательных задач' (Мухина, 2013, с. 7).

В настоящей работе мы следуем последнему, узкому, пониманию проектной технологии (или технологии проектного обучения, метода проекта) как «технологии обучения, основанной на моделировании социального взаимодействия в малой группе. при котором учащиеся в вузе берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу» (Азимов, Щукин, 2009, с. 226).

Проектная технология обучения применяется при организации групповой самостоятельной работы студентов Национального исследовательского технологического университета (НИТУ) МИСИС над информационно-исследовательскими проектами в ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», которая включает обширный теоретический материал, предполагающий изучение лингвистических понятий из области лексикологии и грамматики, языковых норм современного русского языка, его функционально-стилистических особенностей, средств создания выразительности. Изучение курса продолжается в течение двух семестров первого года обучения и включает в себя 252 часа, из которых только 85 отводятся для работы в аудитории. Характер практических заданий отличается разнообразием как по содержанию, так и по форме. Среди них - работа с печатными и цифровыми лингвистическими словарями, языковой анализ текстов различных стилей, редактирование предложений с речевыми и грамматическими ошибками. Студенты выполняют упражнения на материале письменных и аудиотекстов, онлайн-тестов, письменных контрольных работ, произносят слова, в которых наиболее часто допускаются ошибки, с параллельным записыванием чтения на аудионосители, смотрят кинофильмы и диафильмы. Так, при изучении устаревшей лексики мы обращаемся к фильму о жизни лицеистов «18-14» (реж. А. Пуустусмаа, 2007), при изучении диалектизмов -к фильму «Живи и помни» (реж. А. Прошкин, 2008) (Тимошенко, Штукарева, 2023).

В результате курса обучающиеся должны получить большой объем теоретических знаний (который не может быть полностью отражен в лекционном материале) и овладеть навыками лингвистического анализа текстов разных стилей. Решить эти задачи помогает технология проектного обучения. Обязательным элементом курса является выполнение двух групповых учебных информационно-исследовательских проектов (по одному в каждом семестре). Под информационно-исследовательским проектом мы понимаем такой вид учебной деятельности обучающихся, который предполагает выполнение ряда операций с научной информацией: поиск и самостоятельное изучение теоретического материала в разных источниках, его анализ и синтез (систематизация, обобщение, свертывание) и последующее применение полученных знаний в ходе анализа предложенного продукта (в нашем случае, применительно к дисциплине «Русский язык и культура речи», - текста определенного стиля).

Алгоритм учебного информационно-исследовательского проекта представляет собой последовательность действий всех его участников:

1. Организационный этап включает в себя следующие шаги:

1.1. Инициация проекта преподавателем:

1.1.1. Формулирование проблемы, которая должна быть значимой для студента.

1.1.2. Постановка цели и задач таким образом, чтобы студенты осознавали, что они являются пользопо-лучателями конечного продукта.

1.1.3. Знакомство студентов с алгоритмом и сроками выполнения работы, особенно важно акцентировать внимание на критериях оценивания проекта (Таблицы 1, 2).

1.1.4. Объединение студентов в команды и выбор руководителя.

1.2. Планирование (на этом этапе полномочия по управлению деятельностью участников команды переходят к ее руководителю):

1.2.1. Определение состава выполняемых работ и их последовательности (в этом поможет перечень задач, сформулированных преподавателем).

1.2.2. Распределение полномочий между членами команды.

1.2.3. Составление графика выполнения работ и организационных встреч (офлайн или онлайн). График обязательно должен включать такой вид работ, как доработка представленных материалов с учетом замечаний и предложений руководителей, членов команды, преподавателя.

2. Поисково-аналитический этап предполагает выполнение проекта в соответствии с разработанным графиком (на этом этапе важно наличие возможности консультирования преподавателем):

2.1. Изучение и анализ теоретической литературы.

2.2. Подбор языкового материала, иллюстрирующего теоретические положения.

2.3. Систематизация информации (обобщение собранного теоретического и иллюстративного материала в виде сводной таблицы).

2.4. Оформление презентации и подготовка к публичной защите.

3. Презентационный этап представляет собой демонстрацию результатов в виде презентации и командного выступления.

4. Рефлексивный этап завершает данный проект и включает в себя оценивание и анализ преподавателем сильных и слабых сторон представленных проектов, рекомендации по улучшению (устные или письменные на цифровой образовательной платформе LMS Canvas).

Групповые проекты были включены в программу курса «Русский язык и культура речи» НИТУ МИСИС в 2021-2022 учебном году, и, как показал анализ удовлетворенности студентов организацией учебного процесса в этот период, 54% студентов отметили сложности во взаимодействии с участниками команды (Тимошенко, Штукарева, 2022).

Поскольку в НИТУ МИСИС начиная с 2012 г. реализуется балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения, каждый проект предполагает оценку в виде баллов по определенной шкале в соответствии с критериями оценивания. Первый проект - с учетом того, что это первый опыт командной работы в новом коллективе, - оценивается в 5 баллов, а второй - в 14 баллов (Таблицы 1, 2).

Первый проект - «Функциональные стили речи» - выполняется студентами в составе небольших групп (5-7 человек) в самом начале курса, обычно не позднее октября. Проблемной предпосылкой для работы становится многообразие теоретического материала по данной теме и при этом определенная неполнота, непропорциональность объема необходимой информации о разных стилях речи в каждом конкретном источнике. Практической значимостью проекта обладает его конечный продукт - компрессия обширного теоретического материала в виде таблицы, которая может быть использована для подготовки к экзамену и последующей профессиональной деятельности, так как понимание стилей речи является одним из фундаментальных лингвистических знаний.

Цель проекта - углубление теоретических знаний о системе функциональных стилей русского языка и овладение навыком анализа текстов различных функциональных стилей русского языка.

Перед участниками ставятся следующие задачи:

1) изучить учебную литературу по теме «Функциональные стили речи»;

2) заполнить теоретическими сведениями и иллюстрирующими их примерами таблицу «Характеристика научного/официально-делового/публицистического/литературно-художественного стиля» по предложенному образцу на примере разговорного стиля, в которой следует отразить сферу общения, стилевые черты, жанры, языковые особенности, проиллюстрированные конкретным примером;

3) опираясь на таблицу, выполнить анализ заданного текста;

4) оформить результаты выполненной работы в виде презентации в соответствии с предложенным планом;

5) подготовить сообщение по теме выполненного проекта.

Таблица 1. Критерии оценивания проекта «Функциональные стили речи»

Критерий 1 балл 0 баллов

Содержание речи Информация представлена полно, взята из авторитетных источников (учебников), строго соответствует теме; все пункты освещены Представленный материал частично соответствует теме; не все пункты освещены

Культура речи Отсутствуют грамматические, лексические, стилистические и прочие ошибки; отсутствуют дискурсивы Присутствуют грамматические, лексические, стилистические и прочие ошибки; присутствуют дискурсивы

Произнесение речи Есть контакт с аудиторией, информация донесена до аудитории; речь произнесена громко, выделено голосом всё необходимое; правильно расставлены логические акценты Слабый контакт с аудиторией, речь произнесена не очень громко, не всегда выделено голосом всё необходимое

Распределение ролей в команде Демонстрируется слаженная групповая работа, ярко выражены позиции ведущего и соведущих, представляющих в своих выступлениях целостную информацию по проблеме проекта Не все участники продемонстрировали активность в представлении результатов проекта; работа в группе разобщена

Анализ заданного текста Правильно определен жанр текста, отмечены и классифицированы все его языковые особенности Неправильно определен жанр текста; не все языковые особенности отмечены, или они неверно классифицированы

В данном проекте приняли участие 30 групп студентов (всего 211 человек), из которых максимальное количество баллов (5) набрали только 4 группы (13%), среднее количество баллов (3-4) получили 18 групп (60%), низкое количество баллов (2) - 8 групп (27%). Доля низких оценок достаточно велика, что говорит о трудностях, которые вызывает у студентов совместная аналитическая работа.

Второй проект - «Анализ грамматических языковых средств, используемых в научном стиле речи» - выполняется во втором учебном семестре, поскольку в этот период студенты изучают морфологические и синтаксические особенности и нормы русского литературного языка.

Алгоритм выполнения данного проекта включает те же этапы, поисково-аналитический этап выстраивается в соответствии с новыми целями и задачами. Целью данного проекта является овладение навыком анализа научных и научно-популярных текстов.

Перед командами (в составе 5-8 человек) ставятся следующие задачи:

1) изучить учебную литературу по теме «Морфологические и синтаксические языковые особенности научного стиля речи»;

2) изучить материал презентаций, выполненных однокурсниками в 1-м семестре учебного года по теме «Функциональные стили речи: языковые особенности научного стиля», уделив особое внимание разделу «Грамматические языковые особенности текстов научного стиля»;

3) выполнить анализ одного из заданных текстов (указать его жанр и грамматические языковые особенности (морфологические и синтаксические));

4) оформить результаты выполненной работы в виде презентации по предложенному плану.

Критерии оценивания данного проекта усложняются, становятся многокомпонентными (Таблица 2).

Во втором проекте приняли участие 29 групп студентов (всего 200 чел.), из которых высокое количество баллов (12-14) набрали 7 групп (24%), среднее количество баллов (8-11) получили 20 групп (69%), низкое количество баллов (5-6) - только 2 группы (7%). Полученные данные в сравнении с данными по итогам первого проекта свидетельствуют о более высоком качестве выполненной работы и некоторой сформированное™ у студентов умения работы в команде.

Таблица 2. Критерии оценивания проекта <Анализ грамматических языковых средств, используемых в научном стиле речи»

Описание критериев и баллы

е и Информация пред- Информация пред- Информация пред- Представленный Представленный

и и ставлена полно, ставлена неполно, ставлена неполно, материал частично материал частично

н а & р Я а т строго соответству- соответствует теме; соответствует теме; соответствует теме; соответствует теме;

н е со е ет теме; все пункты 1 пункт плана от- 2 пункта плана от- 3 пункта плана от- освещены отдель-

е н заданного плана сутствует сутствуют сутствуют ные пункты

О и р п освещены 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл

Полно и правильно Полно и правильно Отдельные (1-2) 3-4 части речи / Более 4 частей речи

О Б* описаны все его описана большая части речи / кон- конструкции не и конструкций

О н грамматические часть грамматиче- струкции не рас- рассмотрены / не- не рассмотрены /

н а а языковые особен- ских языковых осо- смотрены / непра- правильно охарак- неправильно оха-

н CS т с ности, подтвер- бенностей, подтвер- вильно охарактери- теризованы. Отсут- растеризованы

со со к е т жденные примера- жденных примера- зованы Отсутствие ствуют примеры 1 балл

и ила ми по тексту статьи ми по тексту статьи. отдельных приме- 2 балла

5 баллов Отдельные (1-2) ров по тексту

не рассмотрены 4 балла 3 балла

Сдержанный, дело- Неудачный выбор Иллюстративное

вой стиль в оформ- шрифта, отдельные и шрифтовое

лении презентации, недостатки в оформление

и и наличие заголовка у оформлении от- не соответствует

я а каждого слайда, ил- дельных слайдов содержанию, нару-

т н в о люстрации соответ- 1 балл шено единообразие

е со ч « ствуют содержанию, шрифтов, меж-

е р а лс оформление рубри- строчных интерва-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С Щ н - - кации, лов, форматирова-

и н IS а единообразие ние текстовой ин-

е л со и шрифтов, исполь- формации, нечита-

£ р Ч зование возможно- бельность шрифта,

о Ф стей шрифтов для нерациональное

О выделения разноплановой информации 2 балла распределение текстовой информации на слайде 0 баллов

Отсутствуют орфо- Присутствует 1 Присутствует более

и В1 графические, пунк- ошибка (орфогра- 1 ошибки

е р туационные, грам- фическая/ 0 баллов

а а матические, лекси- пунктуацион-

£ ческие, стилистиче- ная/лексическая/ст

■а ские и грамматиче- илистическая/

^ ские ошибки 2 балла грамматическая) 1 балл

По окончании учебного года проводится обобщающий для обоих проектов рефлексивный этап, нацеленный на саморефлексию со стороны студентов в виде анонимного онлайн-опроса. В 2022-2023 учебном году такой опрос прошел с 1 по 12 июня на платформе Google. В опросе приняли участие 108 студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика». Часть вопросов касалась организации проекта (понятности формулировок заданий и критериев оценивания, общения во время выполнения работы в команде и с преподавателем). Другие вопросы были направлены на то, чтобы инициировать у студентов анализ собственной вовлеченности в командную работу, выяснить степень осознанности значимости таких заданий в процессе обучения («Как Вы оцениваете свой вклад / вклад других участников в общую работу над проектом?»; «Как Вы думаете, для чего в наш курс включены групповые проектные задания?»; «Чему Вы научились при выполнении групповых проектов, какие выводы для себя сделали?»).

Результаты опроса подтвердили хороший уровень организации проектной деятельности. Только 2,8% опрашиваемых отметили, что была непонятна формулировка заданий, 6,5% респондентов не поняли критериев оценивания, при этом 70% подтвердили, что использовали возможность общения с преподавателем в чате платформы LMS Canvas, а 6,5% вовсе не стали изучать критерии оценивания. Важно, что 75% студентов приступили к выполнению задания за несколько дней до окончания срока, 25% - сразу в первые дни получения заданий, а в последний день - никто.

Примечательно, что каждый респондент отметил важность совместного выполнения проектов для формирования навыков коммуникации. 56% признали, что выполнение проектов вызывало затруднения: большая их часть связана с поиском информации, в том числе оценкой ее достоверности, выбором из большого массива данных (25%), для 13% сложным оказался анализ языкового материала (предложенных текстов), 12% отметили проблемы с коммуникацией и распределением обязанностей, единицы не поняли задания, критериев оценивания или указывали на технические неполадки во время работы.

56% студентов обратили внимание на то, что работать над вторым проектом было труднее, и связали это с отсутствием навыка работы с научными текстами, однако при этом 25% человек выполняли его с наибольшим интересом. И только двое анкетируемых (1,8%) сообщили, что испытывали психологический дискомфорт при работе в группе.

Анализируя то, чему научились в ходе работы над групповыми проектами, подавляющее количество обучающихся (98%) указали развитие коммуникативных навыков («работать в команде», «брать инициативу в свои руки», «принимать различные точки зрения», «уметь отстаивать свою точку зрения», «искать подход к каждому человеку», «идти на уступки ради хорошего результата»). На другие навыки обратили внимание единицы («стал свободнее ощущать себя в морфологическом анализе», «научился оформлять маркированные списки», «емко оформлять информацию в презентации»).

На вопрос: «Как Вы думаете, другим участникам команды было легко или трудно работать вместе с Вами? Почему?» - большинством был дан ответ «легко» или «несложно», только двое респондентов критически оценили себя, четверо избежали ответа. Дали неудовлетворительную оценку своего вклада в общую работу 1% за участие в первом проекте и 0% - за второй, «хорошо» и «отлично» поставили себе 83% - за первый проект, 96% -за второй. Чужую работу критиковали чуть больше: «неудовлетворительно» - по 4% за первый и второй проекты.

Оценили на «отлично» практическую пользу от выполнения проекта 43% участников опроса, на «хорошо» - 35%, на «удовлетворительно» - 18,5%, на «неудовлетворительно» - 3,5%. Все студенты использовали материалы проектов при подготовке к экзаменам.

Заключение

Необходимость групповой проектной деятельности в курсе «Русский язык и культура речи» не только продиктована требованиями современной педагогики и федерального государственного образовательного стандарта, но и подтверждена мнением самих обучающихся. Применение проектной технологии дает возможность организовать самостоятельную работу студентов, предполагающую изучение большого объема теоретического материала. Если студенты на этапе постановки проблемы видят практическую значимость проекта, то проектная деятельность становится более осознанной, результативной, выполнение задания не откладывается на последний момент. Чтобы, помимо познавательной значимости, проект носил практико-ориентированный характер, следует так организовать работу, чтобы студент был не только ее исполнителем, но и в последующем пользователем конечного продукта.

Являясь частью комплексного учебного процесса, предложенные в статье проекты формируют у обучающихся исследовательский тип мышления, развивают стремление к самостоятельному приобретению знаний, их углублению и интеграции, улучшают умения и навыки, позволяющие ориентироваться в информационном пространстве и коммуницировать с партнерами.

Перспективы исследования видим в дальнейшем применении проектной технологии и продолжении обратной связи со студентами в виде анкетирования с целью ежегодного совершенствования курса «Русский язык и культура речи» и принципов его балльно-рейтингового оценивания.

Источники | References

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.

2. Герасимова А. М. Метод проектов как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка в вузе // Аллея Науки. 2017. № 16.

3. Горбачева И. М., Пудина С. И., Горбачева Е. A. Перспективы проектной методики в преподавании гуманитарных дисциплин // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37).

4. Ермакова Е. Н., Зольникова Н. Н., Юздова Л. П. Проектная технология в обучении студентов русскому языку как иностранному // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 3.

5. Калита С. П., Юркин И. Н. Проектный метод преподавания гуманитарных дисциплин как актуальная образовательная технология // Современное педагогическое образование. 2019. № 2.

6. Маркова С. М., Горлова В. Г. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.

7. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе. Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2013.

8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 1999.

9. Привалова Г. Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.

10. Проектное обучение: практики внедрения в университетах / под ред. Л. А. Евстратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешукова. М., 2018.

11. Сечкина И. В. Проектная деятельность в инженерном образовании (групповая проектная деятельность на занятиях по математике в техническом вузе) // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7 (99).

12. Теория и практика преподавания русского языка в учебных заведениях всех типов: коллективная монография, посвященная 85-летию профессора Михаила Ростиславовича Львова / под науч. ред. О. В. Сос-новской, Т. В. Рыженковой. М.: Прометей, 2012.

13. Тимошенко Т. Е., Штукарева Е. Б. Изучение лексики ограниченного употребления в курсе «Русский язык и культура речи» будущими переводчиками и преподавателями иностранного языка // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 3.

14. Тимошенко Т. Е., Штукарева Е. Б. Использование возможностей LMS Canvas при реализации балльно-рейтинговой системы (на материале курса «Русский язык и культура речи») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 7.

15. Уракова Е. А., Колдина М. И., Корнусова В. М. Сущность и характеристика технологии проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2.

16. Хасанова Г. Ф., Шагеева Ф. Т., Иванов В. Г. Групповая проектная деятельность студентов как средство подготовки инновационных инженеров в исследовательском университете // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 23.

17. Черновол М. П., Чирич И. В., Штукарева Е. Б. Проектные технологии как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся многонациональных классов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2014. Т. 6. № 2.

18. Якупова Я. Р. Активные формы обучения - фактор интенсификации учебного процесса // Высшее образование сегодня. 2007. № 10.

Информация об авторах | Author information

RU

Тимошенко Татьяна Евгеньевна1, к. пед. н., доц. Штукарева Елена Борисовна2, к. филол. н., доц.

1 2 Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва

EN

Timoshenko Tatyana Evgenievna1, PhD Shtukareva Elena Borisovna2, PhD

1 2 National University of Science and Technology MISIS, Moscow

1 timoshenko07@rambler.ru, 2 shtukareva@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 31.07.2023; опубликовано online (published online): 18.09.2023.

Ключевые слова (keywords): проектная технология; информационно-исследовательский проект; метод проекта; русский язык и культура речи; интерактивные методы обучения; project-based technology; information research project; project-based method; Russian language and speech culture; interactive teaching methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.