Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГРАММАТИКА / ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ РЕЧИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоев Павел Викторович, Юзбашева Элина Георгиевна

Пандемия коронавирусной инфекции послужила катализатором разработки новых инновационных методик обучения иностранному языку, реализуемых дистанционно в онлайн- и офлайн-форматах. Обучение грамматической стороне иноязычного речевого высказывания студентов выступает составляющей учебной цели обучения иностранному языку. Вместе с тем разработка методики формирования грамматических навыков речи студентов в условиях дистанционного обучения не выступала предметом отдельного исследования. Целью статьи является описание поэтапной методики обучения и анализ результатов педагогического эксперимента, направленного на проверку ее эффективности. В работе уточняется перечень продуктивных и рецептивных грамматических навыков речи. К продуктивным грамматическим навыкам относятся: образовывать грамматические формы и конструкции; выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от функционального типа текста (эссе или комментарий при обсуждении темы); изменять грамматическое оформление высказывания в зависимости от функционального типа текста и коммуникативной задачи; интерпретировать значение грамматического оформления речевого высказывания; выявлять грамматические ошибки и анализировать их. К рецептивным навыкам относятся: узнавать/вычленять грамматические конструкции в письменной речи и определять их значение; соотносить значение грамматической конструкции с контекстом; определять структуру разных по своей сложности типов предложений; устанавливать логические, временные, причинно-следственные связи между частями предложения; устанавливать связи между предложениями, абзацами и фрагментами текста. Инновационная методика формирования грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов включает в себя четыре этапа и двенадцать шагов: знакомство с сущностью метода проектов; интернет-дискуссия по теме «Обеспечение безопасной работы в интернете. Нэтикет»; обсуждение алгоритма выполнения индивидуальных и групповых интернет-проектов; тренировочная работа на платформах pbworks.com (вики-технология) и blogger.com (блог-технология); изучение грамматического материала средствами онлайн-платформ; определение темы проекта; изучение требований к реализации проекта и его оформлению; поисковая работа; индивидуальная и совместная работа студентов в рамках проекта; создание письменного высказывания установленного образца на онлайн-платформе; оценивание студентами участия в проектной деятельности, самооценка и рефлексия; оценка преподавателем проекта. Подробно представлено содержание каждого этапа и составляющих шагов. Эффективность предлагаемой методики была доказана в ходе проведения экспериментального обучения и анализа его результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоев Павел Викторович, Юзбашева Элина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' GRAMMATICAL SKILLS USING FOREIGN LANGUAGE INTERNET PROJECTS

The 2019 coronavirus pandemic served as a catalyst for the development of new innovative methods for teaching foreign languages, realized in distance online and offline formats. Teaching the foreign language grammar is a component of the educational goal of teaching a foreign language. At the same time, the development of a methodology for the formation of grammatical speech skills of students in distance learning conditions has not been the subject of a dedicated study. The purpose of the article is to describe a step-by-step training methodology and analyze the results of a pedagogical experiment aimed at checking its effectiveness. The work clarifies the list of productive and receptive grammatical speech skills. Productive grammatical skills include: formation grammatical forms and constructs; selection and use of grammatical constructs depending on the functional type of text (essay or commentary when discussing a topic); changing the grammatical design of a statement depending on the functional type of the text and the communicative task; interpreting the meaning of a grammatical speech utterance; and identifying and analyzing grammatical errors. Receptive skills include: learning/isolating grammatical constructs in written speech and determining their meaning; correlating the value of a grammatical construct with the context; defining the structure of different types of proposals; establishing logical, temporal, causal relationships between parts of the proposal; and establishing links between sentences, paragraphs and text fragments. The innovative method of forming students' grammatical speech skills based on the implementation of foreign-language Internet projects includes four stages and twelve steps: familiarization with the essence of the project method; Internet discussion on “Ensuring Internet security. Netiquette”; discussion of the algorithm for individual and group Internet projects; training work on platforms pbworks.com (wikitechnology) and blogger.com (blog-technology); learning grammar material through online platforms; definition of the project theme studying the requirements for the implementation of the project and its design; searching for information; individual and joint work of students in the framework of the project; creating a written statement of the established pattern on the online platform; student assessment of participation in project activities, self-assessment and reflection; and evaluation by the project instructor. The article details the content of each stage and the constituent steps. The effectiveness of the proposed methodology has been proven through the conduct of pilot training and the analysis of its results.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ»

Язык и культура. 2022. № 57. С. 258-273 /Language and Culture. 2022;57: 258-273

Научная статья УДК 378

аог 10.17223/19996195/57/13

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ

Павел Викторович Сысоев1, Элина Георгиевна Юзбашева2

1 Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия, р$у$оуеу@уапЗех.ги, НЫрз://ога&о^/0000-0001-7478-7828 2 Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2229-5260

Аннотация. Пандемия коронавирусной инфекции послужила катализатором разработки новых инновационных методик обучения иностранному языку, реализуемых дистанционно в онлайн- и офлайн-форматах. Обучение грамматической стороне иноязычного речевого высказывания студентов выступает составляющей учебной цели обучения иностранному языку. Вместе с тем разработка методики формирования грамматических навыков речи студентов в условиях дистанционного обучения не выступала предметом отдельного исследования. Целью статьи является описание поэтапной методики обучения и анализ результатов педагогического эксперимента, направленного на проверку ее эффективности. В работе уточняется перечень продуктивных и рецептивных грамматических навыков речи. К продуктивным грамматическим навыкам относятся: образовывать грамматические формы и конструкции; выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от функционального типа текста (эссе или комментарий при обсуждении темы); изменять грамматическое оформление высказывания в зависимости от функционального типа текста и коммуникативной задачи; интерпретировать значение грамматического оформления речевого высказывания; выявлять грамматические ошибки и анализировать их. К рецептивным навыкам относятся: узнавать/вычленять грамматические конструкции в письменной речи и определять их значение; соотносить значение грамматической конструкции с контекстом; определять структуру разных по своей сложности типов предложений; устанавливать логические, временные, причинно-следственные связи между частями предложения; устанавливать связи между предложениями, абзацами и фрагментами текста. Инновационная методика формирования грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов включает в себя четыре этапа и двенадцать шагов: знакомство с сущностью метода проектов; интернет-дискуссия по теме «Обеспечение безопасной работы в интернете. Нэтикет»; обсуждение алгоритма выполнения индивидуальных и групповых интернет-проектов; тренировочная работа на платформах pbworks.com (вики-технология) и blogger.com (блог-технология); изучение грамматического материала средствами онлайн-платформ; определение темы проекта; изучение требований к реализации проекта и его оформлению; поисковая работа; индивидуальная и совместная работа студентов в рамках проекта; создание письменного высказывания установленного образца на онлайн-платформе; оценивание студентами участия в проектной деятельности, самооценка и рефлексия; оценка преподавателем проекта. Подробно представлено содержание каждого этапа и составляющих шагов. Эф© П.В. Сысоев, Э.Г. Юзбашева, 2022

фективность предлагаемой методики была доказана в ходе проведения экспериментального обучения и анализа его результатов.

Ключевые слова: грамматика, грамматические навыки речи, метод проектов, интернет-проект, иностранный язык в вузе

Для цитирования: Сысоев П.В., Юзбашева Э.Г. Формирование грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов // Язык и культура. 2022. № 57. С. 258-273. аог 10.17223/19996195/57/13

Original article

doi: 10.17223/19996195/57/13

DEVELOPMENT OF STUDENTS' GRAMMATICAL SKILLS USING FOREIGN LANGUAGE INTERNET PROJECTS

Pavel V. Sysoyev1, Elina G. Yuzbasheva2

1 Tambov State University, Tambov, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7478-7828 2 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2229-5260

Abstract. The 2019 coronavirus pandemic served as a catalyst for the development of new innovative methods for teaching foreign languages, realized in distance online and offline formats. Teaching the foreign language grammar is a component of the educational goal of teaching a foreign language. At the same time, the development of a methodology for the formation of grammatical speech skills of students in distance learning conditions has not been the subject of a dedicated study. The purpose of the article is to describe a step-by-step training methodology and analyze the results of a pedagogical experiment aimed at checking its effectiveness. The work clarifies the list of productive and receptive grammatical speech skills. Productive grammatical skills include: formation grammatical forms and constructs; selection and use of grammatical constructs depending on the functional type of text (essay or commentary when discussing a topic); changing the grammatical design of a statement depending on the functional type of the text and the communicative task; interpreting the meaning of a grammatical speech utterance; and identifying and analyzing grammatical errors. Receptive skills include: learning/isolating grammatical constructs in written speech and determining their meaning; correlating the value of a grammatical construct with the context; defining the structure of different types of proposals; establishing logical, temporal, causal relationships between parts of the proposal; and establishing links between sentences, paragraphs and text fragments. The innovative method of forming students' grammatical speech skills based on the implementation of foreign-language Internet projects includes four stages and twelve steps: familiarization with the essence of the project method; Internet discussion on "Ensuring Internet security. Netiquette"; discussion of the algorithm for individual and group Internet projects; training work on platforms pbworks.com (wiki-technology) and blogger.com (blog-technology); learning grammar material through online platforms; definition of the project theme studying the requirements for the implementation of the project and its design; searching for information; individual and joint work of students in the framework of the project; creating a written statement of

the established pattern on the online platform; student assessment of participation in project activities, self-assessment and reflection; and evaluation by the project instructor. The article details the content of each stage and the constituent steps. The effectiveness of the proposed methodology has been proven through the conduct of pilot training and the analysis of its results.

Keywords: grammar, grammar speech skills, project method, Internet project, foreign language at the university

For citation: Sysoyev P.V., Yuzbasheva E.G. Development of students' grammatical skills using foreign language internet projects. Language and Culture. 2022;57: 258-273. doi: 10.17223/19996195/57/13

Введение

Формирование грамматических навыков речи выступает неотъемлемой частью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на всех этапах обучения. Этим объясняется факт присутствия грамматической или лингвистической компетенций во всех известных моделях иноязычной коммуникативной компетенции [1-4]. Основывая свои учения на разной методологической основе, а также разрабатывая свои модели для разных педагогических контекстов, все авторы были едины в том, что владение грамматическим материалом и сформированность грамматических навыков необходимы для полноценного и эффективного общения на иностранном языке.

Традиционно формирование грамматических навыков речи осуществлялось в процессе выполнения обучающимися грамматических упражнений репродуктивного и заданий продуктивного коммуникативного характера, включая грамматические игры [5, 6]. Пандемия ко-ронавирусной инфекции способствовала переходу обучения в дистанционный формат и разработке новых инновационных методик обучения иностранному языку в целом и формированию грамматических навыков речи в частности на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Следует заметить, что в методической литературе последних лет появился целый корпус научно-методических работ, посвященных использованию современных ИКТ в обучении иностранному языку [710]. Изучение этих и других исследований свидетельствует о значительном лингводидактическом потенциале данных технологий, позволяющих сочетать дистанционную и очную, индивидуальную и групповую формы работы. Вместе с тем в центре внимания ученых было формирование лексических навыков речи и развитие видов речевой деятельности. На основе одной из платформ сети Интернет организовывалась проектная деятельность обучающихся, направленная на формирование конкретных языковых навыков, развитие речевых умений или социокультурной и межкультурной компетенций. Формирование грам-

матических навыков в процессе выполнения интернет-проектов системно и на основе нескольких интернет-технологий не выступало предметом отдельного изучения. Цель данной работы состоит в обосновании и разработке методики формирования грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов.

Методология исследования

Методологическая основа настоящего исследования опирается на гуманистическую личностно ориентированную педагогическую парадигму и основывается на следующих подходах: а) системном; б) ком-петентностном; в) личностно-деятельностном. Системный подход [11] выступает одним из основных методологических подходов и заключается в восприятии конкретного объекта изучения как системы - единства отдельных компонентов, находящихся в иерархической взаимосвязи и зависимости. Данный подход позволяет рассматривать процесс формирования грамматических навыков во взаимосвязи с формированием всех аспектов иноязычной коммуникативной компетенции.

Компетентностный подход дает возможность сформулировать результат обучения в терминах компетенций. В процессе формирования грамматических навыков обучающиеся формируют грамматическую компетенцию, которая, в свою очередь, будет частью их иноязычной коммуникативной компетенции.

Личностно-деятельностный подход [12] включает две составляющие: личностную и деятельностную. Реализация личностной составляющей в обучении иностранному языку будет происходить в отборе содержания обучения в соответствии с интересами и потребностями конкретной группы студентов. Деятельностная составляющая реализуется в формировании грамматических навыков речи обучающихся посредством их участия в иноязычной речевой деятельности. В рамках нашего исследования студенты будут формировать грамматические навыки посредством выполнения иноязычных письменных проектов.

Содержание обучения грамматической стороне речи студентов языкового вуза

Один из ключевых компонентов разработки методики обучения -это определение содержания обучения. В центре внимания настоящего исследования находится формирование грамматических навыков речи. Согласно Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез [13], языковые навыки являются «автоматизированными компонентами сознательной речевой деятельности в устной и письменной форме» [13. С. 133]. Традиционно грам-

матические навыки разделяют на продуктивные и рецептивные. Продуктивные грамматические навыки реализуются в процессе порождения устной (говорение) и письменной речи, а рецептивные - в процессе восприятия речи при чтении и аудировании. Перечень грамматических навыков, формируемых у обучающихся на уровнях А1-В1, является универсальным и получил широкую известность и распространение среди ученых и практиков. В этой связи его можно воспринимать в качестве неварьируемой переменной. Изменения будут относиться к технологии обучения - выбору комплекса упражнений и заданий, а также этапов обучения. В рамках данного исследования содержание обучения грамматической стороне речи студентов младших курсов языкового вуза будет включать формирование следующих навыков:

- продуктивных:

- образовывать грамматические формы и конструкции;

- выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от функционального типа текста (эссе или комментарий при обсуждении темы);

- изменять грамматическое оформление высказывания в зависимости от функционального типа текста и коммуникативной задачи;

- интерпретировать значение грамматического оформления речевого высказывания;

- выявлять грамматические ошибки и анализировать их;

- рецептивных:

- узнавать/вычленять грамматические конструкции в письменной речи и определять их значение;

- соотносить значение грамматической конструкции с контекстом;

- определять структуру разных по своей сложности типов предложений;

- устанавливать логические, временные, причинно-следственные связи между частями предложения;

- устанавливать связи между предложениями, абзацами и фрагментами текста [13].

Таким образом, содержание обучения грамматической стороне речи студентов в рамках настоящего исследования связано с восприятием, интерпретацией и порождением иноязычного речевого высказывания.

Этапы формирования грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов

Несмотря на то что основы метода проекта были заложены отечественными учеными еще в начале ХХ в., динамичное развитие иссле-

дований, посвященных реализации проектной методики в обучении учащихся и студентов аспектам языка и видам речевой деятельности, приходится на 2000-е гг. Авторы изучали лингводидактический потенциал метода проектов и выделяли отдельные аспекты проектной методики, которые необходимо учитывать для достижения эффективности обучения. В частности, в своих работах Е.С. Полат [14], В. В. Сафонова и П.В. Сысоев [15] выделяли основные шаги реализации проектной методики: от целеполагания до защиты проектов (продуктов проектной деятельности). Многие другие авторы в своих исследованиях в зависимости от цели и средств обучения дополняли и видоизменяли предложенные этапы.

Пандемия коронавирусной инфекции способствовала новому витку исследований в области организации проектной деятельности учащихся и студентов. Технологии и алгоритмы обучения стали в большей степени отражать смешанную модель, сочетая аудиторную и внеаудиторную (дистанционную) формы обучения. Анализ исследований последних лет показывает, что в центре внимания ученых были следующие вопросы: определение методологии проектной деятельности, выделение этапов организации проектной деятельности учащихся и студентов и управление проектами [16, 17], использование корпусных технологий в обучении письменной речи обучающихся [18] и прагматической стороне иноязычного речевого высказывания [19], использование блог-технологии и вики-технологии в развитии умений письменной речи обучающихся [20-22].

Анализ этих и других работ позволяет сделать следующие выводы:

1. Для большей эффективности организация проектной деятельности учащихся или студентов должна быть четко регламентирована, методики обучения должны включать отдельные этапы и шаги.

2. До начала работы над проектом обучающиеся должны четко представлять результат проектной работы (продукт) и критерии оценки (продукта и участия в проектной деятельности).

3. Методика обучения должна включать этапы, проводимые как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.

4. Переход на дистанционную форму обучения позволяет видоизменить технологию обучения. Языковые проекты могут полностью реализовываться в дистанционной форме обучения, сочетая этапы, проводимые в онлайн- и офлайн-форматах.

5. В зависимости от опыта обучающихся на организационном этапе обучения целесообразно обсуждать вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности при реализации иноязычных интернет-проектов.

6. Важным этапом обучения является рефлексия учащихся и студентов на процесс и результат своей проектной деятельности. Это поз-

волит им увидеть свои «сильные» и «слабые» стороны с целью дальнейшего развития.

7. При выполнении коллективных проектов обучающимся должна выставляться одна общая оценка за результат работы (продукт). С учетом ключевых этапов реализации проектной деятельности обучающихся, носящих общедидактический характер [14-16], а также приведенных выше положений нами были выделены этапы и шаги формирования грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Этапы формирования грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов

Функции преподавателя | Функции студентов | Форма работы

Этап 1. Допроектный Шаг 1. Знакомство с сущностью метода проектов

Предоставление информации о теоретических основах и практическом применении метода проектов в условиях дистанционного обучения иностранному языку; мониторинг восприятия и понимания Овладение сущностью метода проектов в условиях дистанционного обучения иностранному языку Дистанционная онлайн

Шаг 2. Интернет-дискуссия по теме «Обеспечение безопасной работы в интернете. Нэтикет»

Организация и проведение разъяснительной беседы по теме; проверка имеющихся у студентов сведений о кибербез-опасности и толерантности при общении в сети Интернет Активное взаимодействие с преподавателем и другими студентами в ходе занятия; готовность и открытость к изменению своего отношения к обеспечению собственной кибер-безопасности, а также помощи другим участникам проектной деятельности в сохранении благоприятной атмосферы сотрудничества в Сети Дистанционная онлайн

Шаг 3. Обсуждение алгоритма выполнения индивидуальных и групповых интернет-проектов

Обоснование хода проектной деятельности согласно требованиям и временным срокам выполнения Принятие и следование установленному алгоритму действий по реализации проектной деятельности Дистанционная онлайн

Шаг 4. Тренировочная работа на платформах pbworks.com (вики-технология) и blogger.com (блог-технология)

Объяснение технических и содержательных аспектов использования платформ pbworks.com и blogger.com; организация пробных занятий Изучение технических и содержательных аспектов использования платформ pbworks.com и blogger.com; участие в пробных занятиях Дистанционная онлайн и офлайн

Функции преподавателя | Функции студентов | Форма работы

Этап 2. Изучающий Шаг 5. Изучение грамматического материала средствами онлайн-платформ

Составление и организация учебного материала в соответствии с содержанием обучения; проверка понимания грамматических явлений; корректирование восприятия студентами нового учебного материала Овладение грамматическим материалом под контролем преподавателя; своевременное информирование преподавателя о затруднении в понимании грамматических правил Дистанционная онлайн и офлайн

Этап 3. Практический

Шаг 6. Определение темы проекта

Обсуждение со студентами тем предстоящих проектов Выбор тем предстоящих проектов; осознание индивидуальной и групповой ответственности за качество финального продукта Дистанционная онлайн и офлайн

Шаг 7. Изучение требований к реализации проекта и его о юрмлению

Знакомство студентов с критериями оценки проектов Знакомство студентов с критериями оценки проектов Дистанционная офлайн

Шаг 8. Поисковая работа

Мониторинг учебно-познавательной деятельности студентов Осуществление поиска информации по теме в сети Интернет Дистанционная офлайн

Шаг 9. Индивидуальная и совместная работа студентов в рамках проекта

Мониторинг учебно-познавательной деятельности студентов Индивидуальная и совместная работа студентов над написанием совместной работы (эссе на базе вики-технологии или базе блог-технологии) или сетевого обсуждения (комментариев на базе блог-технологии); написание черновой версии письменной работы (эссе на базе вики-технологии или базе блог-технологии) Дистанционная офлайн

Шаг 10. Создание письменного высказывания установленного образца на онлайн-платформе

Мониторинг учебно-познавательной деятельности студентов Создание и размещение на он-лайн-платформе письменной работы Дистанционная офлайн

Этап 4. Оценочный Шаг 11. Оценивание студентами участия в проектной деятельности, самооценка и рефлексия

Мониторинг оценивания студентами участия в проектной деятельности; организация рефлексии студентов Оценка работы друг друга; самооценка; рефлексия Дистанционная онлайн

Шаг 12. Оценка преподавателем проекта

Оценка выполненного студентами проекта (эссе или интернет-дискуссии) Знакомство с оценкой проектов Дистанционная онлайн/офлайн

Как свидетельствуют материалы табл. 1, алгоритм формирования грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов разработан для дистанционной формы обучения, когда студенты участвуют в проектной деятельности дистанционно в онлайн- или офлайн-форматах в соответствии с этапом обучения. В зависимости от опыта студентов участия в подобных языковых интернет-проектах некоторые этапы могут быть опущены. В частности, четыре шага допроектного этапа могут быть сокращены до 1-2 -объяснения целей проекта и обсуждения работы с конкретной интернет-платформой. Также шаги 9-10 практического этапа могут быть расширены и детализированы в зависимости от цели проекта и выбранной интернет-платформы.

Метод

Экспериментальное обучение по предлагаемой методике формирования грамматических навыков речи студентов проводилось на базе кафедры иноязычного образования Московского педагогического государственного университета (МГПУ) и в Тамбовском государственном университете (ТГУ) имени Г.Р. Державина в период с февраля по июнь 2021 г. Участниками эксперимента выступили 46 студентов 1-го курса направления подготовки «Лингвистика» (в МПГУ - профиль «Английский язык и межкультурная коммуникация» (экспериментальная группа), в ТГУ имени Г.Р. Державина - профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (контрольная группа)). Исследование включало три этапа: 1) диагностирующий; 2) формирующий; 3) завершающий. На диагностирующем этапе обучения студенты экспериментальной и контрольных групп обучения выполнили грамматический тест, содержащий задания для проверки изначального уровня сформированности грамматических навыков речи. На завершающем этапе в качестве измерительного инструмента студентам было предложено выполнить этот же тест.

На формирующем этапе студенты экспериментальной и контрольной групп изучали английский язык в рамках дисциплины «Английский язык» с применением следующего учебного пособия: Roberts R., Buchanan H., Pathare E. Navigate. Oxford University Press, 2015. Для изучения и закрепления грамматического материала использовался учебник по грамматике: Murphy R. Essential English Grammar. Cambridge University Press, 2000. Учебная нагрузка по данной дисциплине составляла две пары в неделю (1,5 часа каждая). Студенты экспериментальной группы обучались дистанционно в онлайн- и офлайн-форматах. Формирование грамматических навыков осуществлялось в процессе выполнения интернет-проектов. В рамках каждого проекта

студенты должны были выполнить письменную работу с использованием нового грамматического материала. Студенты также должны были принять участие в интернет-дискуссии на платформе blogger.com по изучаемым темам. Тематика письменных работ определялась предметно-тематическим содержанием обучения студентов 1-го курса. Участники контрольной группы обучались в очном формате. Для формирования грамматических навыков речи они использовали те же учебные материалы. В табл. 2 представлено содержание обучения студентов экспериментальной группы и тематика интернет-проектов.

Т а б л и ц а 2

Содержание обучения студентов экспериментальной группы и тематика интернет-проектов

Период Тема проектов Грамматическая тема Вид письменного высказывания Вид проекта

Февраль 2021 Работа: изменения в условиях труда; современный офис; профессии будущего Модальные глаголы: формы выражения нереальности Эссе (например: «Работа моей мечты») Групповой (ви-ки-технология)

Модальные глаголы: структурно зависимые использования в предложении Эссе (например: «Моя профессия») Индивиду аль-ный (блог-технология)

Модальные глаголы: отличия сослагательного наклонения от условного наклонения Интернет-дискуссия «Актуальность моей профессии: настоящее и будущее» Индивидуальный (блог-технология)

Март 2021 Семья: семейные ценности; различия поколений Глагол: двойственная природа инфинитива Эссе (например: «Черты современного поколения молодежи») Групповой (ви-ки-технология)

Глагол: формы герундия и их использование в предложении Сообщение (например: «Три поколения моей семьи») Индивидуальный (блог-технология)

Глагол: причастие настоящего времени и причастие прошедшего времени Интернет-дискуссия «Поведение в Сети представителей поколения интернет-мигрантов и поколения интернет-резидентов» Индивидуальный (блог-технология)

Апрель 2021 СМИ: виды современных СМИ; влияние СМИ на общественное мнение Прилагательное: категории имени прилагательного Сравнительный отзыв (например: «Разновидности современных СМИ: их отличия и сходства») Парный (вики-технология)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Период Тема проектов Грамматическая тема Вид письменного высказывания Вид проекта

Наречие: структура и роль английских наречий Эссе (например: «Отражение новостей в печатной и онлайн-прессе») Групповой (ви-ки-технология)

Прилагательное и наречие: схожесть и различие Интернет-дискуссия «СМИ: прошлое, настоящее, будущее» Индивидуальный (блог-технология)

Май 2021 Литература: мое любимое произведение / автор / литературный жанр Повторение пройденного: модальные глаголы, глагол, наречие, прилагательное Рецензия (например: «Сценическая адаптация произведения Мери Шелли «Франкенштейн» в проекте «Национальный театр в прямом эфире») Индивидуальный (блог-технология)

Эссе (например: «Байрон и Лермонтов: сравнение несравнимого») Групповой (ви-ки-технология)

Интернет-дискуссия «Жанровые предпочтения в литературе» Индивидуальный (блог-технология)

Июнь 2021 Саморазвитие: дополнительное образование; дистанционное образование; курсы Закрепление пройденного: модальные глаголы, глагол, наречие, прилагательное Отзыв (например: «Дистанционный курс по истории английского языка») Индивидуальный (блог-технология)

Эссе (например: «Преимущества и недостатки занятий онлайн: с точки зрения студента») Групповой (ви-ки-технология)

Интернет-дискуссия «Международные он-лайн-площадки курсов дополнительного образования» Индивидуальный (блог-технология)

Результаты и обсуждение

С целью выявления эффективности разработанной методики обучения данные контрольного и экспериментального срезов были обработаны с помощью методики г-критерия Стьюдента. Уникальность мето-

дики заключается в том, что она позволяет определить статистическую значимость в различиях между двумя выборками. Результаты контрольного среза представлены в табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Сравнение результатов контрольного среза в контрольной и экспериментальной группах

Группа N Среднее Среднеквадратичное отклонение Среднеквадратичная ошибка среднего /-критерий Р

КГ 23 20,78 4,482 0,935 1,629 0,110

ЭГ 23 23,04 4,922 1,026

Примечание. Здесь и в табл. 4, 5 КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа.

Данные табл. 3 свидетельствуют об отсутствии статистической значимости между результатами выполнения грамматического теста между студентами контрольной и экспериментальной групп до эксперимента. Это говорит о том, что в двух учебных заведениях после окончания средней общеобразовательной школы и первого курса обучения в вузе студенты владели английским языком на одинаковом уровне.

В табл. 4 представлены данные сопоставления результатов контрольного и экспериментального срезов в каждой из групп. Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты в обеих группах за период обучения улучшили свои результаты (в контрольной группе t = 5,385 при p < 0,001; в экспериментальной группе t = 13,982 при p < 0,001). Это свидетельствует о том, что обе методики обучения - традиционная с использованием учебных пособий и инновационная, основанная на участии студентов в интернет-проектах, - являются эффективными для формирования грамматических навыков речи студентов.

Т а б л и ц а 4

Сравнение результатов контрольного и экспериментального срезов в контрольной и экспериментальной группах*

Группа N Среднее Среднеквадратичное отклонение Среднеквадратичная ошибка среднего /-критерий наблюдаемый /-критерий критический

КГ до 23 20,78 4,482 0,935 5,385 2,074

КГ после 26,70 5,636 1 ,1 75

ЭГ до 23 23,04 4,922 1 ,026 13,982 2,074

ЭГ после 33,00 4,503 0,939

* Здесь и в табл. 5 р < 0,001.

Для определения эффективности предлагаемой методики обучения были сопоставлены данные экспериментального среза в контрольной и экспериментальной группах (табл. 5).

Т а б л и ц а 5

Сравнение результатов экспериментального среза в контрольной и экспериментальной группах

Группа N Среднее Среднеквадратичное отклонение Среднеквадратичная ошибка среднего /-критерий

КГ 23 26,70 5,636 1,175 4,191

ЭГ 23 33,00 4,503 0,939

Материалы табл. 5 свидетельствуют о наличии статистически значимого различия между результатами экспериментального среза в контрольной и экспериментальной группах (г = 4,191 при р < 0,001). Данное обстоятельство подтверждает эффективность предлагаемой методики формирования грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов по сравнению с традиционной методикой обучения грамматике.

Заключение

В ходе экспериментального обучения была доказана эффективность формирования грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов. Инновационная методика обучения заключается в отработке грамматического материала в ходе выполнения интернет-проектов по написанию письменных работ на основе блог-технологии и вики-технологии. Алгоритм обучения включает в себя четыре этапа и двенадцать шагов: знакомство с сущностью метода проектов; интернет-дискуссия по теме «Обеспечение безопасной работы в интернете. Нэтикет»; обсуждение алгоритма выполнения индивидуальных и групповых интернет-проектов; тренировочная работа на платформах pbworks.com (вики-технология) и blogger.com (блог-технология); изучение грамматического материала средствами онлайн-платформ; определение темы проекта; изучение требований к реализации проекта и его оформлению; поисковая работа; индивидуальная и совместная работа студентов в рамках проекта; создание письменного высказывания установленного образца на онлайн-платформе; оценивание студентами участия в проектной деятельности, самооценка и рефлексия; оценка преподавателем проекта.

В работе подробно представлено содержание каждого этапа и составляющих шагов. Эффективность предлагаемой методики была доказана в ходе проведения экспериментального обучения и анализа его результатов.

Список источников

1. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1 (1). P. 1-48.

2. Ek van J.A. Objectives for foreign language learning. Strasbourg : Council of Europe, 1986.

3. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М. : Еврошкола, 2004. 233 с.

4. Гураль С.К., Подъянова Т.О. Повышение уровня коммуникативной компетенции студентов через оценку результативности входного тестирования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. № 1. С. 103-118.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М. : Просвещение, 2002. 239 с.

6. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М. : Филоматис, 2004.

7. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования дистанционных технологий на современном этапе // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 80-90.

8. Поляков О. Г. Организация педагогической практики студентов в условиях дистанционного образования // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 74-79.

9. Сысоев П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1 (17). С. 120-133.

10. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практики. М. : МГУ, 2009.

11. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системных исследований. М. : Мысль, 1970. С. 748.

12. Зимняя И.А Личностно-деятельностный подход в обучении как фактор гуманизации образования // Русский язык за рубежом. 1991. № 3. С. 91-95.

13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М. : Академия, 2004. 336 с.

14. Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.

15. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-16.

16. Сысоев П. В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управление проектами // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 15-28.

17. Титова С. В. Рефлексия в онлайн-обучении иностранным языкам в школе: подходы, способы, механизмы реализации // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 2937.

18. Сысоев П.В., Семич Ю.И. Обучение студентов направления подготовки «Журналистика» иноязычному письменному высказыванию на основе корпусных технологий // Язык и культура. 2019. № 47. С. 260-277.

19. Сысоев П.В., Золотов П.Ю. Формирование прагматической компетенции студентов на основе корпусных технологий // Язык и культура. 2020. № 51. С. 229-246.

20. Sysoyev P. V., Evstigneeva I.A., Evstigneev M.N. Modern information and communication technologies in the development of learners' discourse skills // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. № 154. P. 214-219.

21. Харламенко И. В. Использование вики-технологии для организации совместной работы по составлению вики-глоссария терминов специальности силами студентов неязыкового вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, вып. 11 (163). С. 73-81.

22. Евстигнеев М.Н., Завьялов В.В., Евстигнеева И.А Обучение профессиональному письменному дискурсу студентов-юристов на основе блог-технологии // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 49-55.

References

1. Canale M., Swain M. (1980) Theoretical bases of communicative approaches to second

language teaching and testing // Applied Linguistics. 1(1). pp. 1-48.

2. Ek van J.A. (1986) Objectives for foreign language learning. Strasbourg: Council of Europe.

3. Safonova V.V. (2004) Kommunikativnaya kompetentsiya: sovremennyye podkhody k

mnogourovnevomu opisaniyu v metodicheskikh tselyakh: Monografiya [Communicative competence: modern approaches to multilevel description for methodological purposes: Monograph]. M.: Evroshkola. 233 p.

4. Gural' S.K., Podyanova T.O. (2018) Povysheniye kommunikativnoy kvalifikatsii studentov

cherez vysokuyu otsenku rezul'tatov testirovaniya [Increasing the level of communicative competence of students through the assessment of the effectiveness of entrance testing] // Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 1. pp. 103-118.

5. Solovova E.N. (2002) Metodika obucheniya inostrannym yazykam [Methodology of teach-

ing foreign languages]. M.: Prosveshcheniye. 239 p.

6. Shchukin A.N. (2004) Obucheniye inostrannym yazykam: Teoriya i praktika [Teaching

Foreign Languages: Theory and Practice]. M.: Filomatis.

7. Evstigneyev M.N. (2020) Kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti

ispol'zovaniya distantsionnykh tekhnologiy na sovremennom etape [Competence of a foreign language teacher in the field of using distance technologies at the present stage] // Inostrannyye yazyki v shkole. 9. pp. 80-90.

8. Polyakov O.G. (2020) Organizatsiya pedagogicheskoy praktiki studentov v usloviyakh

distantsionnogo obrazovaniya [Organization of pedagogical practice of students in the context of distance education] // Inostrannye yazyki v shkole. 9. pp. 74-79.

9. Sysoyev P.V. (2012) Sovremennyye informatsionnye i kommunikatsionnyye tekhnologii:

didakticheskiye svoystva i funktsii [Modern information and communication technologies: didactic properties and functions] // Yazyk I kultura. 17. pp. 120-133.

10. Titova S.V. (2009) Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii: teoriya i praktika [Information and Communication Technologies in Humanities Education: Theory and Practice]. M.: Moscow State University Press.

11. Blauberg I.V., Sadovskiy V.N., Yudin E.G. (1970) Sistemnyy podkhod v sovremennoy nauke [System approach in modern science] // Problemy metodologii sistemnykh issledo-vaniy. M.: Mysl'. pp. 7-48.

12. Zimnyaya I.A. (1991) Lichnostno-deyatel'nostnyy podkhod v obuchenii kak factor gumanizatsii obrazovaniya [Personal-activity approach in teaching as a factor in the hu-manization of education] // Russkiy yazyk za rubezhom. 3. pp. 91-95.

13. Gal'skova N.D., Gez N.I. (2004) Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika i metodika [Theory of teaching foreign languages: Linguodidactics and methodology]. M.: Izd. tsentr "Akademiya". 336 p.

14. Polat E.S. (2000) Metod proyektov na uroke inostrannogo yazyka [Method of projects in a foreign language lesson] // Inostr. yazyki v shkole. 2. pp. 3-10.

15. Safonova V.V., Sysoyev P.V. (2005) Elektivnyy kurs po kulturovedeniu SSHA v sisteme pro-fil'nogo obucheniya angliyskomu yazyku [Elective course in US cultural studies in the system of profile teaching of the English language] // Inostrannyye yazyki v shkole. 2. pp. 7-16.

16. Sysoyev P.V. (2020) Organizatsiya proyektnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya na os-nove sovremennykh informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy i yiupravleni-ye proyektami [Organization of project activities of students on the basis of modern information and communication technologies and project management] // Inostrannye yazyki v shkole. 9. pp. 15-28.

17. Titova S.V. (2020) Refleksiya v onlayn-obuchenii inostrannykh yazykov v shkole: podkhody, deystviya, realizatsii [Reflection in online teaching of foreign languages at school: approaches, methods, implementation mechanisms] // Inostrannye yazyki v shkole. 9. pp. 29-37.

18. Sysoyev P.V., Semich Y.I. (2019) Obucheniya studentov napravleniya podgotovki "Zhur-nalistika" inoyazychnomu pis'mennomu vyskazyvaniyu na osnove korpusnykh tekhnologiy [Teaching Journalism major students foreign language writing skills using corpora] // Yazyk i kul'tura. 47. pp. 260-277. DOI: 10.17223/19996195/47/15

19. Sysoyev P.V., Zolotov P.Yu. (2020) Formirovaniye pragmaticheskoy kompetentsii studentov na osnove korpusnykh tekhnologiy [Building students' pragmatic competence using corpora] // Yazyk i kul'tura. 51. pp. 229-246. DOI: 10.17223/19996195/51/12

20. Sysoyev P.V., Evstigneeva I.A., Evstigneev M.N. (2014) Modern information and communication technologies in the development of learners' discourse skills // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 154. pp. 214-219. DOI: 10.1016/J.SBSPRO.2014.10.138

21. Kharlamenko I.V. (2016) Ispol'zovaniye viki-tekhnologii dlya organizatsii sovmestnoy raboty po sostavleniyu viki-glossariya terminov spetsial'nosti silami studentov neyazy-kovogo vuza [Using wiki to organize joint work on compiling a wiki glossary of specialty terms by students of a non-linguistic university] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnyye nauki. Tambov, Vol. 21, 11(163). pp. 73-81.

22. Evstigneyev M.N., Zav'yalov V.V., Evstigneyeva I.A. (2021) Obucheniye profession-al'nomu pis'mennomu diskursu studentov-yuristov na osnove blog-tekhnologii [Teaching Professional Written Discourse to Law Students Based on Blogs] // Inostrannye yazyki v shkole. pp. 49-55.

Информация об авторах:

Сысоев П.В. - доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией языкового поликультурного образования, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (ул. Интернациональная, 33, Тамбов, Россия, 392000). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-7478-7828. Scopus Author ID: 8419258800. Researchers ID: I-6136-2016

Юзбашева Э.Г. - старший преподаватель, Московский педагогический государственный университет (ул. Малая Пироговская, 1, Москва, Россия, 119991). E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2229-5260

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Sysoyev P.V. - D.Sc. (Education), Professor, Head of Foreign Language Multicultural Education Research Laboratory, DerzhavinTambov State University (Internacional'naya str., 33, Tambov, Russia, 392000). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-7478-7828. Scopus Author ID: 8419258800. Researchers ID: I-6136-2016

Yuzbasheva E.G. - senior lecturer, Moscow Pedagogical State University (Malaya Pirogovskaya str., 1, Moscow, Russia, 119991). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-2229-5260

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 12.01.2022; принята к публикации 07.02.2022 Received 12.01.2022; accepted for publication 07.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.