Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ LMS CANVAS ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ (НА МАТЕРИАЛЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ LMS CANVAS ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ (НА МАТЕРИАЛЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА ЗАДАНИЙ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошенко Татьяна Евгеньевна, Штукарева Елена Борисовна

Цель исследования - обосновать эффективность электронной системы управления обучением (Learning Management System - LMS) Canvas в рамках балльно-рейтинговой системы, действующей в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС», на материале учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». В статье описаны принципы организации балльной-рейтинговой системы вуза в общем и кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий в частности, которая реализует программу подготовки лингвистов, правила начисления баллов, особенности подачи и оценивания учебных материалов курса в информационной системе; проанализированы результаты опроса обучающихся на тему их удовлетворенности работой в Canvas. Научная новизна заключается в представлении структуры курса «Русский язык и культура речи», адресованного будущим лингвистам, и системы баллов для его оценивания с целью размещения его в информационной системе Canvas. В результате получены подтверждения эффективности курса и сформулированы рекомендации по его улучшению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE CAPABILITIES OF LMS CANVAS IN THE POINT-RATING SYSTEM IMPLEMENTATION (BY THE MATERIAL OF THE COURSE “RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH”)

The aim of the study is to substantiate the effectiveness of the electronic learning management system (Learning Management System - LMS) Canvas in the framework of the point-rating system operating at the National Research Technological University “MISIS”, by the material of the academic discipline “Russian Language and Culture of Speech”. The article describes the principles of organizing the point-rating system of the university in general and the Department of Foreign Languages and Communication Technologies in particular, which implements the training program for linguists, the rules for scoring, the features of submitting and evaluating course educational materials in the information system; the results of a survey of students on their satisfaction with the work in Canvas are analysed. The scientific novelty lies in presenting the structure of the course “Russian Language and Culture of Speech”, addressed to future linguists, and the point system for its evaluation in order to place it in the Canvas information system. As a result, the confirmation of the course effectiveness was obtained and the recommendations for its improvement were formulated.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ LMS CANVAS ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ (НА МАТЕРИАЛЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»)»

ИЗДДТЕЛЬСТ

Í фатою

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 7. С. 722-730 | 2022. Volume 7. Issue 7. P. 722-730

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Использование возможностей LMS Canvas

при реализации балльно-рейтинговой системы

(на материале курса «Русский язык и культура речи»)

Тимошенко Т. Е., Штукарева Е. Б.

Аннотация. Цель исследования - обосновать эффективность электронной системы управления обучением (Learning Management System - LMS) Canvas в рамках балльно-рейтинговой системы, действующей в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС», на материале учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». В статье описаны принципы организации балльной-рейтинговой системы вуза в общем и кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий в частности, которая реализует программу подготовки лингвистов, правила начисления баллов, особенности подачи и оценивания учебных материалов курса в информационной системе; проанализированы результаты опроса обучающихся на тему их удовлетворенности работой в Canvas. Научная новизна заключается в представлении структуры курса «Русский язык и культура речи», адресованного будущим лингвистам, и системы баллов для его оценивания с целью размещения его в информационной системе Canvas. В результате получены подтверждения эффективности курса и сформулированы рекомендации по его улучшению.

EN

Using the Capabilities of LMS Canvas in the Point-Rating System Implementation

(by the Material of the Course "Russian Language and Culture of Speech")

Timoshenko T. E., Shtukareva E. B.

Abstract. The aim of the study is to substantiate the effectiveness of the electronic learning management system (Learning Management System - LMS) Canvas in the framework of the point-rating system operating at the National Research Technological University "MISIS", by the material of the academic discipline "Russian Language and Culture of Speech". The article describes the principles of organizing the pointrating system of the university in general and the Department of Foreign Languages and Communication Technologies in particular, which implements the training program for linguists, the rules for scoring, the features of submitting and evaluating course educational materials in the information system; the results of a survey of students on their satisfaction with the work in Canvas are analysed. The scientific novelty lies in presenting the structure of the course "Russian Language and Culture of Speech", addressed to future linguists, and the point system for its evaluation in order to place it in the Canvas information system. As a result, the confirmation of the course effectiveness was obtained and the recommendations for its improvement were formulated.

Введение

Особенности функционирования, преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы в высшем образовании, внедрение которой в России сначала в экспериментальном, а затем уже и в массовом порядке идет с 2002 года, освещены в работах многих авторов (Соколова, 2017, с. 75-77; Саввинова, 2018, с. 286-291; Степанов, Давыдова, 2014, с. 61-65). Принципы действия данной системы, детали оценивания учебной деятельности студентов рассматриваются на материале преподавания отдельных дисциплин: естественнонаучных (Руцкова, 2014, с. 2902-2909), гуманитарных (Володина, 2017, с. 106-110), педагогических (Лапчинская, Котылева, 2017, с. 448-453) - и на примерах определенных электронных образовательных платформ, например Moodle (Седов, 2016, с. 139-140; Ходакова, Ясаревская, 2019, с. 363-366), Eliademy, Stepic, ШиШ (Баданова, Баданов, 2016, с. 102-108).

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220118

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Цели внедрения такой системы оценивания с применением современных цифровых технологий заключаются в повышении объективности и достоверности оценки уровня подготовки выпускника; повышении мотивации обучающихся; активизации самостоятельной работы обучающихся; повышении уровня организации учебного процесса; получении информации для анализа работы учебного подразделения и преподавателей. Использование балльно-рейтинговой системы на дистанционной образовательной платформе оправдано и насущной потребностью в эпоху COVID-19 в условиях вынужденного экстренного массового дистанцирования образования. Актуальность настоящей работы связана с сохраняющейся и на сегодняшний момент проблемой объективности оценки студенческих работ, с необходимостью в выстраивании индивидуальных траекторий обучения студентов в условиях современного ритма жизни на примере отдельно взятых учебных дисциплин. Использование балльно-рейтинговой системы на материале дисциплины «Русский язык и культура речи» на дистанционной образовательной платформе Canvas рассматривается впервые.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать принципы функционирования балльно-рейтинговой системы вуза в общем и кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий в частности (на примере Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»);

- описать возможности электронной платформы LMS Canvas для реализации балльно-рейтинговой системы с учетом специфики учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»;

- проанализировать удовлетворенность студентов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» их работой на платформе LMS.

Основными методами исследования явились общенаучные теоретические методы анализа, синтеза, описания, а также эмпирический метод анкетирования.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в педагогической деятельности в ходе разработки онлайн-курса по русскому языку и культуре речи и другим лингвистическим дисциплинам.

Основная часть

Принципы организации балльно-рейтинговой системы в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС»

Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения (далее - БРС), являющаяся частью внут-ривузовской системы управления качеством образования, внедрена в Национальном исследовательском технологическом университете (НИТУ) «МИСиС» с 2012 года в качестве гибкого средства ранжирования обучающихся по результатам их учебной деятельности, увеличивающего соревновательность в учебном процессе.

Основными принципами БРС в университете являются следующие:

- накопительность баллов (баллы последовательно и равномерно набираются студентами в течение всего периода изучения дисциплины);

- непрерывность начисления баллов (подсчет баллов осуществляется в ходе как текущего, так и рубежного контроля успеваемости на протяжении всего периода обучения);

- комплексность системы оценивания (подсчет баллов осуществляется за все виды выполненной работы, включая домашние и контрольные задания, устный ответ на экзамене и т.д.; оценка производится как по отдельным дисциплинам, так и в целом по семестрам - подсчитывается общий средний семестровый рейтинг, а также выводится усредненный балл за весь период обучения);

- систематичность контрольных срезов (как правило, организация учебного процесса предусматривает не менее двух контрольных работ как элемент текущей аттестации в семестре);

- разнотипность заданий (обязателен разнообразный характер заданий в ходе изучения каждой дисциплины, например тестирование знаний, редактирование текстов, творческие задания, групповые проекты, лабораторные работы, расчетно-графические работы, контрольные работы и т.д.);

- регулярность самостоятельной работы (каждое практическое занятие предполагает последующее самостоятельное выполнение определенного вида задания, которое не обязательно оценивается; оно может быть помечено как «выполнено» или «не выполнено», что также отражает работу студента);

- дифференцированный подход к начислению баллов в зависимости от формы итоговой аттестации по дисциплине (экзамен или зачет);

- электронное подтверждение выполнения работ (письменные и графические работы, выполненные студентом в качестве домашнего задания, должны быть загружены в соответствующий раздел на образовательной платформе Canvas, результаты выполнения письменных и устных аудиторных видов работ также регистрируются на образовательной платформе, формируя таким образом индивидуальное электронное портфолио каждого студента);

- гибкость сроков выполнения заданий студентами, имеющими уважительные причины (при наличии подтверждающего уважительную причину документа студент может выполнить работу позже назначенного преподавателем срока без потери баллов);

- наличие мер, принимаемых при нарушении сроков выполнения заданий (при отсутствии уважительных причин задание, загруженное в личный кабинет обучающегося с опозданием, не проверяется и не оценивается,

если студент набрал результативное (минимальное) количество баллов (см. Таблицу 1), если же студент не достиг необходимого для получения удовлетворительной оценки порогового минимума баллов, работы, выполненные с нарушением сроков, оцениваются преподавателем на 18-й неделе семестра и только в 75% от полученных за работу баллов; выше удовлетворительной оценки такой студент получить уже не может);

- своевременность проверки заданий преподавателем (так, преподаватели кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий должны, согласно принятому в ходе коллективного обсуждения решению, проверить работы студентов в течение одной недели после завершения срока их загрузки);

- унифицированность курса по дисциплине (в случае если одну дисциплину ведут несколько преподавателей, они назначают одни и те же задания и контрольные работы, что способствует оптимизации учебного процесса в разных группах).

Таблица 1. Шкала перевода баллов, полученных обучающимся в течение периода изучения дисциплины, в оценку

Баллы Оценка

0-50 Неудовлетворительно

51-69 Удовлетворительно

70-84 Хорошо

85-100 Отлично

Успешность освоения дисциплины в каждом семестре оценивается по 100-балльной шкале. Если формой итоговой аттестации по дисциплине является зачет или дифференцированный зачет, то электронное порт-фолио студента составляет 100% оценки (в этом случае итоговая оценка полностью зависит от количества баллов, полученных за работы, выполненные в течение семестра и загруженные на образовательную платформу), при наличии экзамена по предмету оценки электронного портфолио формируют только 70% от итоговой оценки, которая также должна включить в себя баллы за экзамен, представляющие собой оставшиеся 30% от итоговой оценки.

Возможности LMS Canvas для реализации балльно-рейтинговой системы на материале дисциплины «Русский язык и культура речи»

В качестве информационной системы, поддерживающей БРС, в НИТУ «МИСиС» начиная с 2016 года используется одна из широко известных массовых открытых интерактивных онлайн-систем управления обучением Canvas. Данная система позволяет осуществлять взаимодействие с обучающимися как в синхронном (в формате видеоконференций), так и в асинхронном режиме (преподаватель размещает учебные материалы, устанавливает сроки выполнения заданий, студент изучает материалы и выполняет задания в удобное для себя время), создавать новые курсы (можно размещать структурированный, разбитый на модули контент курса: лекционный материал в формате презентации и/или видеолекции, текстового документа; задания для самостоятельной работы разнообразных форм: тестов, контрольных работ, групповых проектных работ; основную и дополнительную учебную литературу; дополнительные теоретические и занимательные материалы в текстовом формате, а также в видео- и аудиоформате), импортировать уже разработанные курсы, хранить их, актуализировать и архивировать, а также автоматизировать процессы реализации балльно-рейтинговой системы при оценке знаний студентов (назначать баллы за каждый вид работы, указывать критерии оценивания каждой работы, настраивать сроки выполнения задания, осуществлять автоматизированный суммарный подсчет баллов). Кроме того, система предлагает возможности общения со студентами в режиме электронной переписки в разделе «Обсуждения» или в виде комментария к каждому отдельно взятому заданию, разрешает использовать механизмы оценивания не только преподавателем, но и другими участниками обучения, предусматривает возможности выполнения групповых заданий.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» является обязательной для студентов университета, обучающихся по направлению 45.03.02 Лингвистика (профили «Перевод и переводоведение», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»), и включает обширный теоретический материал по языковым нормам современного русского языка, его функционально-стилистическим особенностям. Изучение курса продолжается в течение двух семестров первого года обучения и включает в себя 252 часа, в т.ч. 85 аудиторных.

В LMS Canvas материал дисциплины структурирован в виде следующих шести модулей:

Модуль 1. Вводный. Включает аннотацию дисциплины, видеовизитку преподавателя(-ей), ведущего(-их) курс, планнер курса (представляет собой последовательный перечень тем, изучаемых в ходе лекционных и практических занятий - см. Таблицу 2), систему начисления баллов за задания (см. Таблицу 3), вопросы к экзамену, структуру и образец экзаменационного билета, критерии оценивания экзамена. Он завершается тестом на проверку знаний особенностей организации курса и правил начислений баллов за него, тест не предполагает оценки и может выполняться обучающимися любое количество раз до достижения ими удовлетворительного результата.

Модуль 2. Учебные пособия. Содержит электронные копии учебных пособий авторов курса (Тимошенко, 2018; Штукарева, 2013).

Модуль 3. Лекционные материалы. Включает в себя теоретический материал, оформленный в виде презентаций; доступ к лекциям открывается постепенно после того, как каждая лекция будет прочитана в синхронном режиме; в некоторых случаях (когда лекционный материал опирается на уже имеющиеся у обучающихся

знания), доступ открывается до лекции, чтобы обучающиеся могли заранее посмотреть, о чем пойдет речь, и актуализировать свои знания по данной теме.

Модуль 4. Задания. Содержит практические задания, индивидуальные или групповые, которые студенты выполняют в асинхронном режиме дома, доступ к заданиям открывается также последовательно и сохраняется до конца следующего семестра.

Модуль 5. Аудиторные задания. Включает контрольные задания, которые выполняются студентами в синхронном режиме в аудитории, результаты заносятся преподавателем в систему после занятия.

Модуль 6. Дополнительные материалы. Содержит дополнительные учебные материалы, занимательную информацию, например тесты на определение словарного запаса, знание устаревших мер длины и веса, фрагменты наиболее удачных творческих работ студентов предыдущих курсов и др.

Таблица 2. Фрагмент планнера курса «Русский язык и культура речи» в первом семестре

Неделя Форма занятия Содержание

Неделя 1 Л* Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Понятие о современном русском литературном языке. Языковые нормы.

ПЗ** Язык как отражение истории и культуры народа. Функционально-стилевое расслоение лексики.

Неделя 2 Л -—

ПЗ Стили речи. Особенности официально-делового стиля. Смешение стилей.

Неделя 3 Л Многозначные слова. Омонимия. Стилистические функции многозначных слов и омонимов.

ПЗ Лексическая сочетаемость слов. Речевая недостаточность и речевая избыточность.

Неделя 4 Л -—

ПЗ Использование в речи многозначных слов и омонимов.

Неделя 5 Л Синонимия. Стилистические функции синонимов. Антонимия. Стилистические функции антонимов.

ПЗ Использование в речи синонимов и антонимов.

* Л - лекция

** ПЗ - практическое занятие

Таблица 3. Система начисления баллов за выполнение заданий курса первого семестра

Форма контроля Максимальное кол-во баллов

Задания, выполняемые в асинхронном режиме:

Домашнее задание № 1 «Работа со словарем на умение читать и понимать содержание словарной статьи, самоанализ собственного словарного запаса» 3

Домашнее задание № 2 «Работа со словарем на умение правильно толковать стилистические и экспрессивные пометы» 3

Домашнее задание № 3 «Анализ изобразительно-выразительных средств в приведённых примерах» 5

Творческая работа «Анализ языковых особенностей текстов разных стилей» 5

Проверочная работа № 1 «Устаревшие слова» 5

Проверочная работа № 2 «Фразеологизмы» 5

Групповой проект «Стили речи» 5

Активность на занятиях (оценивается по результатам тестов сразу по окончании прослушивания каждой лекции) 7 лекций * 1 балл = 7 баллов 7

Задания, выполняемые в синхронном режиме (в аудитории):

Тест «Стили речи» 10

Контрольная работа «Синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, прямое и переносное значение слов. Устранение лексических ошибок» 10

Онлайн-тесты:

«Основные лексические единицы (синонимы, антонимы, омонимы)» 2

«Паронимы и парономазы» 2

«Заимствования, устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы, социолекты» 2

«Фразеологизмы» 2

Обобщающий тест 4

Экзамен (проводится в синхронном режиме):

Вопрос 1 10

Вопрос 2 10

Практическое задание (включает в себя лексико-стилистический анализ 5 предложений, каждое оценивается в 2 балла) 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТОГО 100

Задания последовательно, по мере изучения теоретического материала, открываются студентам с указанием сроков их выполнения (в среднем 2 недели). Каждое задание сопровождается рубрикой «Критерии оценивания», в которой указываются требования к работе и детализированный расчет начисления баллов (см. Рисунок 1).

Критерии оценивания работы "Устаревшие слова"

Вы уже оценили студентов с помощью этой рубрики, Серьезные изменения могут повлиять на результаты оценки,

Критерии Оценки Pts

Кол-во ошибок 5 баллы 4 баллы 3 баллы 2 баллы 1 баллы

Метки заполнения 2-3 ош. 4 ош. 5-6 ош. Нет отметок 5 pts

0-1 оси. 7 ош.

Общее число баллов: 5

Рисунок 1. Пример рубрики «Критерии оценивания работы» в рамках курса «Русский язык и культура речи» в LMS Canvas

Каждая оценка студента может быть сопровождена комментарием со стороны преподавателя, и студент может также ответить на него (см. Рисунок 2).

Отправлено: 18 окт. 2021 а 21:15

Отправленные файлы: (Нажмите, чтобы загрузить)

Фауст_БЛГ-21-10_ПроверочнаяраОотапостилямpe4ii.docx А

Про верка знаний

Оценить

из 5

Просмотр рубрики

Комментарии задания

Загружайте файлы pdf.

X

ЕЛЕНА БОРИСОВНА ШТУКАРЕВЛ. 22 окт 2021 в 17:44

Текст 4. Физик, До свиданья - разг. Не указали оОщ.-голит. лексику.

X

ЕЛЕНА БОРИСОВНА ШТУКАРЕВА. 22 окт. 2021 в 17:46

Рисунок 2. Пример комментария преподавателя к оцениванию задания в рамках курса «Русский язык и культура речи» в LMS Canvas

Журнал оценок позволяет преподавателю видеть работы, сданные с опозданием (они выделяются цветом), вносить баллы, корректировать автоматически начисляемые баллы (такая необходимость появляется при снижении баллов за онлайн-тесты, выполненные с опозданием), анализировать успеваемость каждого студента в зависимости от характера задания (аудиторная работа, творческая работа, текущее домашнее задание) (см. Рисунок 3).

Вопросы к лекции 6 Из 1 Контрольная работа Из 10 Текущие задания Аудиторные тесты и контроль.. Творческие работы Добор баллов ... Imported Assignment Всего

1 9.25 78.17% 93.18% 75% 100% 56.87

1 4.75 77.19% 52.27% 85% 100% 52.37

1 8.75 78.17% 88.64% 90% 100% 57.12

1 - 76.63% 100% 40% 100% 36.65

Рисунок 3. Фрагмент журнала оценок в рамках курса «Русский язык и культура речи» в LMS Canvas

В случае если студент в течение семестра не набирает необходимого для удовлетворительной оценки количества баллов, ему назначаются индивидуальные задания (см. колонку «Добор баллов» на Рисунке 3).

Таким образом, для реализации принципов БРС, изложенных выше, информационная система Canvas позволяет преподавателю и администрации вести полный автоматизированный учет всех баллов, полученных в ходе курса (за аудиторную и домашнюю работу), видеть время загрузки заданий, создавать задания разнообразного характера, корректировать баллы за тесты, выполненные с опозданием, назначать дополнительные задания отстающим студентам, хранить переписку со студентами на случай апелляционных обращений.

Удовлетворенность студентов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» работой в LMS Canvas

С целью выяснить степень удовлетворенности обучающихся работой на платформе Canvas был проведен опрос 81 студента, обучающегося по направлению 45.03.02 Лингвистика (профили «Перевод и переводоведе-ние», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»), по завершении курса «Русский язык и культура речи» - с 01.06.2022 по 10.06.2022, для чего использовался онлайн-сервис «Google Формы». Вопросы были связаны с содержанием материалов курса, размещенных в системе Canvas, понятностью заданий, их формулировок, разъяснений преподавателей, активностью использования материалов курса. Как было указано выше, в число материалов, размещенных на платформе, входят организационно-методические материалы, теоретические материалы, дополнительные материалы и собственно задания.

Как показал опрос, значительное количество студентов (46% респондентов) вовсе не обращаются к организационно-методическим материалам. Теоретические материалы более востребованы (84% изучают лекции, 40% - учебники, 38% - дополнительные материалы), не обращаются к теоретическим материалам единицы (2%).

Наибольшую ценность для преподавателей курса представляют ответы обучающихся, связанные с особенностями выполнения практических заданий - обязательной части курса, избежать обращения к которой студент не может, так как оценки, полученные за эти задания, и формируют оценку за курс. Важно отметить, что с наибольшим удовольствием выполняются тесты (70% участников анкетирования), основной причиной такого отношения к данному виду работы называется небольшая временная затратность: «не нужно делать лишних действий», «кратко, информативно», «тесты помогают быстро найти пробелы в знаниях», «тесты помогают лучше запомнить многочисленные исключения из правил», «легче запоминаю информацию, если решать постоянно повторяющиеся онлайн-тесты», «информация дозирована», «отвечать на вопросы теста удобнее, чем выполнять одну большую работу», «в конце теста сразу можно узнать результат», «есть варианты ответов» и др.

На втором месте по степени интереса к заданиям стоят творческие работы (37%), предполагающие самостоятельный анализ текстов: «люблю писать и выполнять задания, которые не имеют строгих рамок», «могу выделить достаточное количество времени для задания и не зависеть от работы случайных людей», «можно проявить творческий потенциал и проще запомнить необходимую информацию», «есть возможность проявить себя», «возбуждают интерес к курсу», «интересует возможность получить как можно больше баллов».

Групповая работа нравится немногим меньше (35%) по причине того, что «оценка зависит от работы каждого», «трудно коммуницировать с участниками команды».

Контрольные работы занимают последнее место (15%) по степени интереса опрошенных студентов к заданиям, поскольку, по утверждению респондентов, выполнение их связано с наибольшим волнением.

Отношение студентов к заданиям по характеру их трудности выглядит несколько иначе: наименее трудными, как и ожидалось, указаны тесты (7%), затем следуют творческие (27%) и контрольные работы (47%), наибольшее затруднение вызывают групповые проекты (54%), что объясняется сложностями во взаимодействии с участниками команды: «в группе уровень продуктивности у каждого разный, а быть креативным нас не учили»; «бывает сложно найти общий язык и скоординировать людей»; «все работают в разном темпе»; «выдаются на слишком большую группу людей без возможности выбрать команду»; «из-за ошибки одного человека теряет баллы вся группа»; «предпочитаю делать все быстро сам(-а)».

Важно было также понять, все ли ресурсы LMS Canvas знакомы студентам и используются ими. Оказалось, что к электронной переписке с преподавателем в случае возникновения каких-то проблем или непонимания задания не обращаются более половины обучающихся - 62%, около 20% не принимают во внимание критерии оценивания работы, в то время как знание критериев, осознание требований к работе могли бы привести к получению более высокого результата.

Около 20% студентов начинают выполнять задания в последний день, несмотря на то что в среднем на выполнение задания дается две недели, чтобы у студента была возможность изучить дополнительные источники и задать вопросы преподавателю. В качестве причины выполнения работы с опозданием опрашиваемые указали болезнь, технические сбои, неумение контролировать свое время, загруженность по другим дисциплинам, отсутствие оповещения о последнем дне сдачи работы.

Интересно отметить, что подавляющее большинство респондентов аудиторным заданиям предпочитают задания, размещенные на электронной платформе (более 90%).

Достаточно высокими оказались оценки студентов в отношении понятности заданий, их эффективности, комментариев преподавателей и объективности оценивания (см. Рисунок 4).

Проведенное анкетирование позволило обратить внимание на следующие факторы, которые влияют на снижение результативности использования БРС.

Наименее всего у студентов первого курса развито умение взаимодействовать в команде, отвечать за общий результат. Работая в команде, ее участники распределяют между собой отдельные части задания, таким образом, каждый выполняет лишь свой фрагмент работы, а этап коллективного обсуждения и взаимопроверки работы отсутствует, и получается, что ошибки, допущенные одним студентом, снижают оценку за групповой проект в целом.

Выполнение задания на исходе установленного срока, во-первых, приводит к тому, что студент не использует возможности задать уточняющий вопрос преподавателю в режиме онлайн или офлайн (а такая возможность всегда есть на занятии), а во-вторых, может привести к тому, что студент не рассчитает свои

силы, так как задание требует больших временных затрат. Игнорирование студентом рубрики «Критерии оценивания работы» влечет за собой непонимание требований к работе и, как следствие, снижение баллов.

Рисунок 4. Результаты анкетирования студентов относительно их удовлетворенности работой на платформе Canvas (понятность заданий и комментариев, объективность оценивания)

Полученные в ходе анкетирования результаты позволяют усовершенствовать курс «Русский язык и культура речи» с использованием дистанционных технологий на платформе Canvas следующим образом. Чтобы простимулировать обращение студентов к организационно-методическим материалам курса, разъясняющим содержание курса и правила начисления баллов, студенты выполняют онлайн-тест (без оценки) на знание БРС и других организационных особенностей курса, открывающий доступ ко всем остальным материалам курса (то есть без выполнения данного теста сдавать другие работы не получится, для этого необходимо изучить материалы вводного модуля).

Преподавателям следует предусмотреть более низкое количество баллов за первый опыт создания группового проекта. Выполняемый в первом семестре, он оценивается только в 5 баллов, в последующем семестре групповой проект оценивается уже в 10 баллов. Кроме того, администрации вуза было внесено предложение об организации для студентов-первокурсников на первой неделе обучения в ходе традиционного мероприятия по адаптации первокурсников «Погружение» игровых занятий на командообразование.

Помимо инструктажа по техническим особенностям системы Canvas обучающимся необходимо обращать внимание на такие моменты, как распределение своего рабочего времени (не откладывать выполнение задания на последний день), использование возможности онлайн-общения с преподавателем и необходимость изучения критериев оценивания каждой работы.

Заключение

Информационная онлайн-система управления обучением Canvas предоставляет целый ряд возможностей для реализации балльно-рейтинговой системы. Прежде всего это автоматизация оценивания всех видов учебной деятельности, включая аудиторную и самостоятельную работу студентов, при этом у преподавателя при необходимости есть возможность «ручной» корректировки оценки с обоснованием этого.

Управление сроками доступа к заданиям для группы или отдельного студента позволяет формировать индивидуальный план обучения студента, обучающийся уже в самом начале курса может увидеть объем предстоящей работы по курсу «Русский язык и культура речи», систему начисления баллов, что способствует самоорганизации обучающегося.

Хранение всех материалов курса на единой онлайн-платформе допускает организацию совместной работы преподавателей, занятых в рамках одной дисциплины, что дает возможность решать вопросы взаимозаменяемости и ежегодной оптимизации курса.

Данные журналов оценок становятся базой для аналитики процесса обучения и по всему курсу, и по каждому обучающемуся в отдельности, что важно для принятия решений об актуализации курса, а также эти данные принимаются во внимание комиссией, рассматривающей проблемы отстающих студентов.

Цифровая фиксация времени назначения преподавателем заданий, загрузки выполненных студентами работ, переписки со студентами позволяет разрешать проблемные ситуации, связанные с неудовлетворенностью студентов своими оценками. Открытость системы для всех преподавателей, занятых в преподавании одной дисциплины, и для сотрудников деканата также способствует ее объективизации.

Об эффективности применения БРС с использованием возможностей LMS Canvas свидетельствует и рост успеваемости студентов по курсу «Русский язык и культура речи», который мы наблюдаем за последние три года: количество неудовлетворительных оценок начиная с 1 семестра 2019/2020 учебного года снизилось на 7%, количество оценок «отлично» и «хорошо» в совокупности выросло на 21%, обращает на себя внимание значительный рост оценок «отлично» по итогам последнего семестра (см. Таблицу 4).

Таблица 4. Успеваемость студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» (2019-2022 гг.)

оценка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно

1 семестр 2019/2020 13% 35% 40% 12%

2 семестр 2019/2020 19% 35% 32% 14%

1 семестр 2020/2021 19% 41% 31% 9%

2 семестр 2020/2021 21% 42% 29% 8%

1 семестр 2021/2022 19% 51% 29,5% 0,5%

2 семестр 2021/2022 32% 37% 26% 5%

Таким образом, мы можем утверждать, что информационная система поддержки БРС Canvas способствует объективности оценки и эффективности оценивания, что подтверждают как данные проведенного анкетирования, так и данные успеваемости студентов.

Перспективы дальнейшего исследования видим в продолжении обратной связи со студентами в виде анкетирования с целью ежегодного совершенствования курса «Русский язык и культура речи» и принципов его балльно-рейтингового оценивания.

Источники | References

1. Баданова Н. М., Баданов А. Г. Использование СДО (LMS) в электронном обучении // Школьные технологии. 2016. № 2.

2. Володина О. В. Особенности системы тестирования при обучении иностранному языку в вузе в условиях балльно-рейтинговой системы // Язык и коммуникация в контексте культуры: мат. Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2017.

3. Лапчинская Н. В., Котылева В. Е. Балльно-рейтинговая система как элемент контроля за формированием компетенций в системе физического воспитания в вузе // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: мат. XVI Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2017.

4. Руцкова И. Г. Использование возможностей электронной системы обучения Moodle при реализации балль-но-рейтинговой системы оценки освоения математических дисциплин // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат. Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург, 2014.

5. Саввинова Д. А. Внутренняя система оценки качества образования в университете с внедрением балльно-рейтинговой системы // Образование и наука в современных реалиях: сб. мат. V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2018.

6. Седов Р. Л. О балльно-рейтинговой системе вуза и системе дистанционного контроля на базе облачных технологий Moodle // Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: мат. IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. СПб., 2016.

7. Соколова М. А. Балльно-рейтинговая система: слепое следование западным стандартам или эффективная система оценки знаний студента? // Вестник Нижегородской правовой академии. 2017. № 13 (13).

8. Степанов Б. Ф., Давыдова М. С. Проблемы реализации балльно-рейтинговой системы в высшей школе // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: мат. Междунар. науч.-метод. конф. Новосибирск, 2014.

9. Тимошенко Т. Е. Русский язык и культура речи: сборник нестандартных заданий. М.: Изд-во НИТУ «МИСиС», 2018.

10. Ходакова М. Д., Ясаревская О. Н. Российская практика использования балльно-рейтинговой системы оценивания знаний в образовательной среде Moodle // VII Авдеевские чтения: сб. ст. по мат. Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей, учителей, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников. Пенза, 2019.

11. Штукарева Е. Б. Русский язык и культура речи: уч. пособие. М.: Перо, 2013.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Тимошенко Татьяна Евгеньевна1, к. пед. н., доц. Штукарева Елена Борисовна2, к. филол. н., доц.

1 2 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва

Timoshenko Tatyana Evgenievna1, PhD Shtukareva Elena Borisovna2, PhD

1 2 National University of Science and Technology MISIS, Moscow

timoshenko07@rambler.ru, 2 shtukareva@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 08.07.2022; опубликовано (published): 25.08.2022.

Ключевые слова (keywords): русский язык; культура речи; балльно-рейтинговая система; LMS Canvas; система заданий; критерии оценивания заданий; система управления обучением; Russian language; culture of speech; point-rating system; task system; criteria for evaluating tasks; learning management system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.