Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
метод проектов / иностранные студенты / проблемное обучение / творческий проект / коммуникативные навыки / учебный проект.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савш Ирина Юрьевна

В статье рассматривается возможность применения проектного метода обучения на занятиях по английскому языку с иностранными студентами медицинского направления, получающих высшее образование в Сургутском государственном университете и описывается опыт по созданию учебного журнала как результата работы по курсу за полугодовой период. В работе автор описывает опыт отечественных и зарубежных исследователей по изучению эффективности применения метода проектов для развития коммуникативных навыков, повышения интереса и мотивации к учебе, улучшения самоорганизации и умения работать в команде, необходимых для будущих специалистов медицинских специальностей. Выбор данного метода обоснован высоким уровнем владения английским языком среди обучающихся, их активном вовлечении в процесс занятий и с целью поддержания интереса и мотивации как к целевому предмету, так и смежным дисциплинам. Результатом стал электронный журнал, созданный на базе пройденного материала. По окончании проекта студентам было предложено подвести итоги по проделанной работе, а также поделиться своими впечатлениями об эффективности подобных заданий для их будущего профессионального становления. Получившийся электронный журнал можно использовать в учебных целях с русскоговорящими студентами, как способ подведения итогов обучения, а также как наглядный материал для преподавателей и родителей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-376-382 NIION: 2018-0076-6/23-465 MOSURED: 77/27-023-2023-6-465

САВШ Ирина Юрьевна,

преподаватель кафедры иностранных языков Сургутского государственного университета,

Сургут,

e-mail: savsh.irina@mail.ru

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается возможность применения проектного метода обучения на занятиях по английскому языку с иностранными студентами медицинского направления, получающих высшее образование в Сургутском государственном университете и описывается опыт по созданию учебного журнала как результата работы по курсу за полугодовой период. В работе автор описывает опыт отечественных и зарубежных исследователей по изучению эффективности применения метода проектов для развития коммуникативных навыков, повышения интереса и мотивации к учебе, улучшения самоорганизации и умения работать в команде, необходимых для будущих специалистов медицинских специальностей. Выбор данного метода обоснован высоким уровнем владения английским языком среди обучающихся, их активном вовлечении в процесс занятий и с целью поддержания интереса и мотивации как к целевому предмету, так и смежным дисциплинам. Результатом стал электронный журнал, созданный на базе пройденного материала. По окончании проекта студентам было предложено подвести итоги по проделанной работе, а также поделиться своими впечатлениями об эффективности подобных заданий для их будущего профессионального становления. Получившийся электронный журнал можно использовать в учебных целях с русскоговорящими студентами, как способ подведения итогов обучения, а также как наглядный материал для преподавателей и родителей обучающихся.

Ключевые слова: метод проектов, иностранные студенты, проблемное обучение, творческий проект, коммуникативные навыки, учебный проект.

SAVSH Irina Jurievna,

Lecturer,

The Department of Foreign Languages Surgut State University, Surgut

EXPERIENCE OF APPLYING PROJECT-BASED LEARNING IN ENGLISH LESSONS WITH FOREIGN MEDICAL STUDENTS

Annotation. The article discusses the possibility of using the project-based learning in English classes with foreign medical students who receive higher education at Surgut State University and describes the experience of creating an educational journal as a result of a six-month course. In this paper, the author describes the experience of domestic and foreign researchers in studying the effectiveness of using the project method to develop communication skills, increase interest and motivation in learning, improve self-organization and teamwork skills necessary for future medical specialists. The choice of this method is justified by the high level of language proficiency among students, their active involvement in the learning process and in order to maintain interest and motivation both in the target subject and related disciplines. The result was an electronic journal created on the basis of the material covered. At the end of the project, students were asked to draw conclusions on the work done, as well as share their impressions about the effectiveness of such tasks for their future professional development. The resulting electronic journal can be used for educational purposes with Russian-speaking students, as a way to sum up the results of training, as well as visual material for teachers and parents.

Key words: project-based learning, foreign students, problem-based learning, creative project, communication skills, educational project.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

В последние годы все большую популярность среди иностранных студентов приобретают медицинские факультеты российских вузов, аккредитованных по стандартам Всемирной организации медицинского образования, позволяющей будущим специалистам после успешного освоения программы и подтверждения своих знаний на международном экзамене, приступить к стажировке и последующей врачебной практике в родной стране. Молодые люди приезжают из таких стран, как Индия, Китай, Вьетнам, Нигерия, Египет и других. Медицинские специальности пользуются особым интересом среди индийских студентов. Профессия врача считается одной из самых привилегированных в стране. Согласно информации, представленной на сайте журнала «Регионы России», на данный момент число молодых людей, которые обучаются в России, составляет более 15 тысяч человек и эта цифра с каждым годом будет только увеличиваться. Иностранные студенты выбирают для получения высшего образования вузы в таких городах, как Пермь, Оренбург, Казань, Волгоград, Марий Эл, Сургут, вузы Дальнего Востока, а также Москвы и Санкт-Петербурга [9].

Аккредитация вузов по международным стандартам не единственная причина, которая побуждает иностранных студентов выбирать российские университеты для получения медицинского образования. Современное оснащение учебных аудиторий, высококлассный преподавательский состав, практическая направленность занятий, удобная инфраструктура и условия проживания, идентичный подобному в других странах набор учебных дисциплин, финансовая доступность, новый лингвокультурный опыт, обучение на двух языках - русском и английском, участие в научных исследованиях и возможность общения с пациентами во время практики, при условии владения русским языком на достаточно хорошем уровне являются неоспоримыми преимуществами получения высшего специализированного образования в России.

Наряду с указанными плюсами, существуют недостатки, требующие пристального изучения и последующей корректировки. Так, в своей статье Яворская С. Д., Шкуркина Л. Н. и другие отмечают в числе прочих такие факторы, как недостаточная лингвистическая компетенция преподавателей и нехватка учебно-методического материала на английском языке, что может в свою очередь негативно воздействовать на качество образования [15]. Индия в настоящее время занимает второе место в мире по количеству населения, говорящего на английском языке. Английский язык является вторым официальным в стране и в условиях

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

мульти культурности зачастую выполняет функцию языка-посредника. Образование за границей могут себе позволить не все жители страны, соответственно, студенты, которые приезжают в Россию на обучение зачастую выходцы их обеспеченных семей, где знаниям уделяется огромное внимание с самого детства.

Принимая во внимание опыт вузов Южного федерального округа, мы можем также отметить, что по прибытии в Россию иностранные студенты проходят достаточно сложную адаптацию к новой обстановке, погодным условиям, культуре, правилам общения как на вербальном, так и на невербальном уровне, вынуждены менять гастрономические привычки и изучать русский язык [11]. Как результат, интенсивная академическая нагрузка, осложненная необходимостью адаптироваться к новым условиям жизни может привести к спаду интереса и мотивации, что в дальнейшем негативно скажется на результатах обучения и может стать причиной низких показателей при аккредитации в своей стране.

В этом случае, при условии правильного подхода и выбора методов, такой предмет как иностранный язык может стать безопасным пространством для повышения заинтересованности в получении знаний, желания развиваться в личном плане и эффективно взаимодействовать с окружающими, для чего, несомненно, необходимо понимание социальных норм, умение оценивать ситуацию, поведение собеседника, правильно выбирать стиль общения, что позитивно скажется на профессиональной реализации и конкурентоспособности в будущем [3]. Также, учитывая высокий уровень владения английским языком среди иностранных студентов, целесообразно фокусировать процесс обучения в большей степени на коммуникативной и творческой деятельности, а не на углубленном изучении лингвистических единиц. Как отмечают исследователи Терехова Т. Н., Бутвиловский А. В., Кармалькова Е. А. подобные задачи невозможно решить традиционным методом обучения, при котором у студентов нет возможности самостоятельно справляться с текущими заданиями, используя для этого нестандартный подход, а также творческую деятельность, которая способствует процессу познания, изучения нового материала, «субъективному открытию новых обобщенных знаний, устранение пробелов в изучаемом материале» [14, с. 155]. Таким образом, высокий уровень владения английским языком среди иностранных студентов, необходимость стимулировать интерес к обучению, в том числе по смежным дисциплинам, способствовать росту мотивации и возможности сформировать и укрепить необходимые для

успешной коммуникации навыки обусловили выбор метода проектов на занятиях по английскому языку со студентами первого курса медицинского направления для подведения итогов полугодия.

Метод проектов подробно исследован и описан в работах как отечественных, так и зарубежных ученых, таких как В. Килпатрик [1], Е. Коллингс [2], Н. Ю. Пахомова [5], Е. С. Полат [6] и используется в педагогической практике уже более столетия [10]. Создание и разработка данного метода неразрывно связано с идеями американского философа и педагога Дж. Дьюи, который считал, что обучение должно базироваться на активной основе, быть неразрывно связано с практикой и личным интересом обучаемого [6]. Теоретическая формулировка и первая классификация проектов принадлежит авторству ученика Дж. Дьюи В. Кил-патрику [1], а проведение экспериментов, доказывающих превосходство этого метода над традиционным обучением и выводы по проделанной работе описаны в книге Е. Коллингса «Опыт работы в американской школе по методу проектов» [2]. В СССР после достаточно длительного запрета на использование данного метода в школьном образовании интерес к нему возродился в 80х годах ХХ века и наиболее ярко он описан в работах Н.Ю. Пахомовой [5], где рассказывается о дидактических возможностях учебного проекта и методических особенностях его осуществления и Е.С. Полат [7,8], в чьих трудах разработана теоретическая основа внедрения метода проектов в России.

Согласно исследованиям Стародубцева В.А., Минина М.Г., Костюковой Т. А., среди положительных характеристик этого подхода можно выделить такие, как развитие коммуникативных навыков, мотивация обучающихся, возможность применения на практике полученных ранее теоретических знаний, связь научных дисциплин, которая ярко проступает в процессе создания проекта, воспитание упорства и самоорганизации, без которых невозможно достичь результата ни в одном деле, развитие творческого мышления, уверенности в себе и своих способностях, умение анализировать найденную информация и на ее базе синтезировать новые идеи, умение ставить перед собой цель и добиваться ее, ценя затраченное время и ресурсы, а также работа в команде и готовность прийти на помощь, когда она потребуется [13].

По словам Смирновой Ж.В. проектная деятельность не только формирует универсальные и профессиональные компетенции, но также способствует интенсификации обучения, создает ситуации для самостоятельного и творческого

решения задач, способствует лучшему усвоению материала и более качественной подготовке студентов в результате чего учебное заведение формирует грамотного выпускника, готового к профессиональной деятельности [12].

В статье Нагорного Д.О. и Щербакова С.М. отмечается, что основная цель метода проектов в условиях обучения в вузе остается в первую очередь образовательной, не смотря на то, должны студенты решить научно-исследовательскую задачу или создать готовый продукт. Несомненным достоинством по словам авторов является тот факт, что многие проекты вписаны в учебный процесс вуза, что положительно сказывается на мотивации студентов и экономии их времени [4].

Таким образом, для финальной работы был выбран проектный метод как способ обобщения полученных студентами в ходе обучения знаний, и построения навыков командной работы. Форматом проекта был выбран учебный журнал на английском языке. Время работы над основной частью проекта заняло 3 недели.

Целью данного задания для студентов стало применение учащимися знаний, умений и навыков, которые они приобрели за время прохождения курса для создания тематического учебного журнала на базе собранного за полугодовой период материала.

Для достижения цели студенты должны были выполнить следующие задачи:

• проанализировать зарубежные и российские журналы,

• выделить тематические секции,

• распределить роли и ответственность за разделы будущего журнала внутри группы,

• выбрать лидеров,

• совместно проанализировать собранный за полугодие материал и отобрать из него лучшие и более подходящие по тематике работы,

• создать дизайн страниц и соединить их в единый документ по окончании работы.

Всего в подготовке проекта приняли участие 36 первокурсников, разделенных на две группы (18 и 16 человек). Все студенты обучаются в Сургутском государственном университете по медицинской специальности.

Подготовительный этап проекта.

Данный этап совпадает с ходом обучения по программе курса. В течение семестра студенты были вовлечены в активную деятельность по темам разделов и полученные работы легли в основу проекта. На занятиях им было предложено участвовать в коммуникативных играх и квизах, дебатах и обсуждениях на базе прочитанных статей и просмотренных видео по темам курса. Они

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

составляли диалоги, по рассказам о юном враче и его первом профессиональном опыте, создавали обучающие занятия для школьников используя при этом адекватный и понятный для слушателей язык. С помощью докладов и созданных на их базе презентаций, они учились разрушать медицинские мифы и корректно доносить информацию об этом до своих гипотетических пациентов. Студенты писали сочинения, подводя итог пройденному материалу и справлялись с неприятными воспоминаниями с помощью творческих заметок. В процессе занятий многие обнаружили себя как поэты, художники, изобретатели и актеры. За полгода обучения набрался материал, который необходимо было сохранить и в последствии использовать для учебных целей. Таким образом, формой для подобного собрания был выбран электронный студенческий журнал. Результатом проекта стали два журнала, созданных по одинаковому принципу, но наполненных разной информацией и атмосферой в силу личностных различий обучающихся.

Основной этап.

На основное задание, которое явилось финальным в семестре, было выделено три недели. Несмотря на свободу в творческом плане, студенты должны были следовать определенному алгоритму в процессе создания страниц. Состоялось встреча, на которой обучающимся необходимо было проанализировать различные журналы и выяснить количество и наполнение разделов. По результатам занятия и под руководством преподавателя все студенты выбрали роли, которые они посчитали для себя подходящими. Для предстоящего выпуска были выделены такие составляющие части, как обложка, содержание, письмо главного редактора, страницы с рекламой, раздел авторов, основные статьи, страницы с советами, секция новостей, обзоры, игры, фото-сет, вдохновение, литературный раздел, раздел с интервью. Лидерами обеих групп выступили главные редакторы, за которых проголосовали сами студенты. Отдельное занятие было посвящено обложке и смыслам, которые она несет, на примере выпусков известных зарубежных и российских изданий. В основу журнала легли все записи, которые были сделаны в течение полугодия. Сочинения по заданным темам были использованы как центральные статьи номера, литературный раздел заполнили стихотворения и рассказы, созданные на предыдущих занятиях, раздел обзоров заполнился впечатлениями от просмотренных на занятиях видео, прочитанных историях и проделанных коммуникативных упражнениях. Работы, попавшие в журнал, были отобраны

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

общим голосованием. Индивидуально или в парах, советуясь с главным редактором, остальные участники должны были создать набор страниц, которые по окончанию работы лидер группы объединил в единый документ, предварительно убедившись в логичности и корректности использованного материала, правильной последовательности страниц, соответствию оформления. На занятиях было предложено поэкспериментировать с пробными образцами журналов на бесплатном интернет портале. Преподаватель не принимал участие в голосовании, выборе секций, отборе, создании дизайна, а только направлял студентов, задавая вопросы или приводя примеры, стимулировал студентов на отстаивание своей точки зрения.

Важно отметить, что студенты очень серьезно восприняли задание и были полностью в него вовлечены, споря с одногруппниками, выбирая варианты, предлагая идеи, формируя единую структуру работы и решая конфликтные ситуации. По некоторым вопросам они считали нужным совещаться с преподавателем, но большую часть сделали самостоятельно. Данная группа отличается сильным соревновательным духом и студентам из разных подгрупп было важно обойти друг друга в некоторых моментах. Так, они сравнивали дизайн, смысловое наполнение и творческий подход к созданию работы и позднее интересовались мнением преподавателя о более удачном экземпляре.

Презентация проектов.

Для представления журнала было выделено отдельное занятие и всем участникам было предложено рассказать о своем разделе, впечатлениях от работы с материалом и товарищами, о возникших проблемах, приятных моментах, дополнительных знаниях и умениях, которые они приобрели в процессе создания журнала. Все они отметили, что были довольны выполнением своей части задания, как в процессе, так и увидев результат. Каждый столкнулся с необходимостью получения нового знания в той или иной сфере: многие впервые работали с дизайном страницы, для некоторых студентов сложность представляло отсутствие идей, все столкнулись с необходимостью работать в команде и договариваться мирным путем, чтобы прийти к цели в нужный срок и с готовым результатом, некоторые студенты, объединившись в пары с товарищами, переложили на них часть своей ответственности, другим было сложно с самоорганизацией, лидерам команд пришлось учиться руководить своими подопечными, настаивать на своем, а иногда прислушиваться к их мнению. Все участники отме-

тили, что подобная практика и опыт, приобретению которого она способствовала пригодится им в будущей профессиональной деятельности, когда они станут частью врачебной команды.

Результаты работы.

По окончании работы, студентам было предложено пройти опрос на английском языке на выявление сложностей в процессе создания проекта и собрать общие впечатления от совместной работы. В опросе приняли участие 34 человека из 36. Большинство студентов отметило, что на продуктивное обучение их мотивирует позитивная атмосфера на занятиях, возможность узнавать новое и использовать творческое мышление, постановка цели и ее реализация, а также похвала от преподавателя (27, 26, 22, 22 и 20 человек соответственно). Больше половины (53%) в том числе отметили, что им необходимо видеть результат своей работы, который основывается на разнообразии заданий. Меньше всего ответов получили пункты по работе в команде и взаимопомощи, что соответствует результатам вопроса о предпочтительном методе обучения, которым оказался индивидуальный (32,4%). Тем не менее, всем студентам без исключения понравилось работать с проектом (100%), несмотря на то, что 26 студентов ранее были задействованы в групповой работе, а для 8 этот опыт был первым. 85,3% студентов довольны результатом проделанной работы и только 14,7% хотели бы внести корректировки в журнал. На вопрос о том, есть ли у студентов желание выпустить подобный журнал в следующем семестре 32 человека ответили положительно и, более того, 91,2% из опрошенных считают, что подобную работу можно применить и на других курсах. Также, судя по результатам опроса, больше всего обучающиеся были довольны выбранной ролью (25 человек), возможностью работать в команде и общаться внутри группы (17 и 17 человек соответственно), тогда как наличие видимого результата отметили только 15 человек. Далее по убывающей стоит необходимость помогать другим и предоставленная свобода действий. Меньше всего ответов, а именно 4 из 34 получил пункт «дедлайн», что, возможно, говорит о сложностях с самоорганизацией и самодисциплиной, либо о постоянной нехватке свободного времени, принимая во внимание направление обучения.

Также в анкете были использованы открытые вопросы, на которые нужно было ответить самостоятельно. На вопрос о том какие навыки или опыт студентам удалось развить или приобрести в процессе работы над журналом чаще всего упоминались такие компетенции как работа

в команде, творческая деятельность, коммуникативные навыки, практика устной и письменной речи, умение слушать и разбираться с конфликтными ситуациями, лидерские качества, а также редактирование изображений и текстов. По словам одного из студентов среди прочего им понравилось делиться идеями и быть принятыми группой «We enjoyed creating the magazine together as a group, sharing the ideas and choosing the best out of them, exploring ourselves, letting others know our point of view, and a lot more». (Нам понравилась совместная работа над журналом, возможность делиться идеями и выбирать лучшие из них, узнавать больше о себе и выражать свою точку зрения). На вопрос о том, как можно было бы усовершенствовать проект, многие написали о важности вовлеченности и мотивации среди всех без исключения участников, необходимость обсуждать все возникающие вопросы совместно, не перекладывая ответственность на других, умении слушать и принимать чужую точку зрения. Как отметил один из студентов «It's better if everyone in the team understands that no one is dominating over them or ordering them, everyone wants to make the project best as much as they can» каждый участник проекта должен стремиться к общей цели, не пытаясь доминировать и навязывать свое мнение остальным. На последний вопрос о том, насколько необходимы подобные задания для подготовки к будущей карьере почти все студенты упомянули о важности командной работы и навыках общения для преодоления конфликтных ситуаций, и необходимости отстаивать свою точку зрения. А также, многие написали о том, что подобные задачи стимулируют творческое мышление и мотивируют на получение новых знаний. Из ответа одного из студентов мы видим, что, по их мнению, подобное задание развивает коммуникативные навыки и заставляет выйти из зоны комфорта, чтобы получить новый опыт «It can help us develop communication skills and help us get out of our comfort zone to work on some things that we lack in».

Выводы.

Таким образом, готовые журналы и анализ результатов опроса показали, что проектный метод обучения можно и нужно использовать в образовательном процессе с иностранными студентами как для углубления знаний по программе курса и интенсификации обучения, так и для развития общих и профессиональных компетенций, таких как работа в команде, коммуникативные навыки, творческое мышление, умение разрешать конфликты, самоорганизация, ответственность, активное слушание, анализ и интеллектуальная обработка данных, эмпатия, гибкость, лидерские

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

навыки и другие. А также с целью стимулировать интерес к обучению и мотивировать на получение новых знаний не только в области заданного предмета, но и в смежных дисциплинах. Электронный журнал, получившийся в процессе работы над проектом, можно использовать с целью привлечения интереса к занятиям иностранным языком у русскоговорящих студентов, в учебных целях, как способ подведения итогов обучения, а также как наглядный материал для преподавателей и родителей обучающихся.

Список литературы:

[1] Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л.: Брокгауз и Барон, 1925. - 44 с.

[2] Коллингс Е. Опыт работы в американской школе по методу проектов. - М.: Новая Москва, 1926. - 96 с.

[3] Крапивина М.Ю., Стренева Н.В. Лингво-культурные особенности обучения языку для специальных целей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 2 (202). - С. 3-7.

[4] Нагорный Д.О., Щербаков С.М. Проектная деятельность в вузе: особенности, проблемы, технологии управления // Информатизация в цифровой экономике. 2021. Т. 2. № 4. - С. 167-180.

[5] Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогического вуза. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.

[6] Полат Е.С. Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. - Мн.: РИВШ БГУ, 2003. С. 39-47.

[7] Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. 2002. № 9. - С. 9-17.

[8] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2003. - 187с.

[9] Регионы России [Электронный ресурс]. -URL: https://www.gosrf.ru/eksport-rossijskogo-obrazovaniya-kak-realizuetsya-strategicheskaya-zadacha-postavlennaya-prezidentom/ (дата обращения: 12.04.2023).

[10] Ретивых М. В. Становление и развитие метода проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике // Вестник Брянского государственного университета. 2008. С. 24-31.

[11] Смирнов В.М. Анализ социально-психологической адаптации иностранных студентов в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

медицинских вузах Южного федерального округа / В.М. Смирнов, В.В. Болучевская, Л. В. Михайлова [и др.] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4.

[12] Смирнова Ж. В., Ваганова О. И., Макеева А. В. Технология организации проектной деятельности студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32).

[13] Стародубцев В.А., Минин М.Г., Костюкова Т. А., Веряев А.А. Проблемно-ориентированное и проектно-организованное обучение в образовательной деятельности. - Томск: Издательский Дом томского государственного университета, 2017. - 144 с.

[14] Терехова Т. Н., Методы активного обучения в преподавании профессиональных знаний и умений на кафедре стоматологии детского возраста / Т. Н. Терехова, А. В. Бутвиловский, Е. А. Кармалькова // Медицинский журнал. 2010. № 2. - С. 153-156.

[15] Яворская С.Д., Шкуркина Л.Н., Николаева М.Г., Терехина В.Ю., Ремнева О.В., Бельниц-кая О.А., Болгова Т.А., Востриков В.В. Взгляд российских и иностранных студентов на образовательный процесс в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5.

Spisok literatury:

[1] Kilpatrik V.H. Metod proektov. Primenenie celevoj ustanovki v pedagogicheskom processe. - L.: Brokgauz i Baron, 1925. - 44 s.

[2] Kollings E. Opyt raboty v amerikanskoj shkole po metodu proektov. - M.: Novaya Moskva, 1926. - 96 s.

[3] Krapivina M.Yu., Streneva N.V. Ling-vokul'turnye osobennosti obucheniya yazyku dlya special'nyh celej // Vestnik Orenburgskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2017. № 2 (202). - S. 3-7.

[4] Nagornyj D.O., SHCHerbakov S.M. Proekt-naya deyatel'nost' v vuze: osobennosti, problemy, tekhnologii upravleniya // Informatizaciya v cifrovoj ekonomike. 2021. T. 2. № 4. - S. 167-180.

[5] Pahomova N.YU. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii: Posobie dlya uchitelej i studentov pedagogicheskogo vuza. - M.: ARKTI, 2003. - 112 s.

[6] Polat E.S. Metod proektov. Seriya «Sovre-mennye tekhnologii universitetskogo obrazovaniya»; vypusk 2 / Belorusskij gosudarstvennyj universitet. Centr problem razvitiya obrazovaniya. Respublikan-skij institut vysshej shkoly BGU. - Mn.: RIVSH BGU, 2003. - S. 39-47.

[7] Polat E.S. Metod proektov: tipologiya i struk-tura // Licejskoe i gimnazicheskoe obrazovanie. 2002. № 9. - S. 9-17.

[8] Polat, E.S. Novye pedagogicheskie i infor-macionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. - M.: Akademiya, 2003. - 187s.

[9] Regiony Rossii [sajt]. - URL: https://www. gosrf.ru/eksport-rossijskogo-obrazovaniya-kak-reali-zuetsya-strategicheskaya-zadacha-postavlen-naya-prezidentom/

[10] Retivyh M.V. Stanovlenie i razvitie metoda proektov v otechestvennoj i zarubezhnoj pedagogich-eskoj teorii, i praktike // Vestnik Bryanskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2008. - S. 24-31.

[11] Smirnov V.M. Analiz social'no-psihologich-eskoj adaptacii inostrannyh studentov v medicinskih vuzah Yuzhnogo federal'nogo okruga / V.M. Smirnov, V.V. Boluchevskaya, L.V. Mihajlova [i dr.] // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020. T 8. № 4.

[12] Smirnova Zh.V., Vaganova O.I., Makeeva A.V. Tekhnologiya organizacii proektnoj deyatel'nosti studentov // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2018. № 6 (32).

[13] Starodubcev V.A., Minin M.G., Kostyukova T. A., Veryaev A.A. Problemno-orientirovannoe i proektno-organizovannoe obuchenie v obrazova-tel'noj deyatel'nosti. - Tomsk: Izdatel'skij Dom tom-skogo gosudarstvennogo universiteta, 2017. - 144 s.

[14] Terekhova T.N., Metody aktivnogo obu-cheniya v prepodavanii professional'nyh znanij i umenij na kafedre stomatologii detskogo vozrasta / T.N. Terekhova, A.V. Butvilovskij, E.A. Karmal'kova // Medicinskij zhurnal. - 2010. - № 2. - S. 153-156.

[15] Yavorskaya S.D., Shkurkina L.N., Nikolaeva M.G., Terekhina V.Yu., Remneva O.V., Bel'nickaya O.A., Bolgova T.A., Vostrikov V.V. Vzglyad rossijskih i inostrannyh studentov na obrazovatel'nyj process v medicinskom vuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. № 5.

jr

Mi)

ЮРКОМПАНИ

www.law-hooks.ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ИЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.