Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕГУЛЯТОР ПОЛИЭТНИЧНОГО ОБЩЕСТВА'

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕГУЛЯТОР ПОЛИЭТНИЧНОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнические аспекты образования / «национальная» и «этническая» модели образования / образование в Республике Татарстан / ethnic aspects of education / "national" and "ethnic" model of education / education in the Republic of Tatarstan

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аппакова-шогина Нурия Закариевна, Гут Анжелика Викторовна

В рамках процесса глокализации рассматривается позитивный и негативный аспекты фактора этничности в образовательном пространстве, рассмотрены две образовательные модели «национальная школа» и «этническая школа» как возможного пути разрешения потенциально конфликтного противоречия глокализации (на примере Республики Татарстан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Within the framework of the glocalisation process, the positive and negative aspects of the ethnicity factor in the educational space are considered. Two educational models "national school" and "ethnic school" are considered as a possible way to resolve the potentially conflicting contradiction of glocalisation (on the example of the Republic of Tatarstan).

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕГУЛЯТОР ПОЛИЭТНИЧНОГО ОБЩЕСТВА»

дополнением к процессу обучения. Но они пока не способны в полной мере обеспечить сотрудников всей полнотой получения необходимых мышечных ощущений. Вот почему учебный пистолет является самым главным и самым необходимым тренажером, для обучения сотрудников силовых ведомств, стрельбе из пистолета. А отказ от него не принесет учебному процессу ни чего, кроме вреда.

Для эффективности процесса обучения стрельбе из пистолета, следует использовать на занятиях, комплексные обучающие упражнения, с применением учебного оружия. Потому, как их использование позволяет получать наиболее полные мышечные ощущения, необходимые для приобретения практических навыков владения пистолетом. А для того, чтобы это было возможным, подразделения должны быть обеспечены учебным оружием.

Литература:

1. Андрианов, A.C. Подготовка сотрудников полиции с помощью современных огневых технических средств обучения / A.C. Андрианов, В.Е. Баранов // Вестник НЦБЖД. - 2022. - № 2 (52). - С. 7-11

2. Семёнов, В.В. К вопросу готовности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции Российской Федерации / В.В. Семёнов, И.В. Медведев, A.C. Андрианов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. -2023. -№23-1. - С. 123-124

Педагогика

УДК 37.014.1

кандидат исторических наук, доцент Аппакова-Шогина Нурия Закариевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Гут Анжелика Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕГУЛЯТОР ПОЛИЭТНИЧНОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В рамках процесса глокализации рассматривается позитивный и негативный аспекты фактора этничности в образовательном пространстве, рассмотрены две образовательные модели - «национальная школа» и «этническая школа» -как возможного пути разрешения потенциально конфликтного противоречия глокализации (на примере Республики Татарстан).

Ключевые слова: этнические аспекты образования, «национальная» и «этническая» модели образования, образование в Республике Татарстан.

Annotation. Within the framework of the glocalisation process, the positive and negative aspects of the ethnicity factor in the educational space are considered. Two educational models - "national school" and "ethnic school" - are considered as a possible way to resolve the potentially conflicting contradiction of glocalisation (on the example of the Republic of Tatarstan).

Key words: ethnic aspects of education, "national" and "ethnic" model of education, education in the Republic of Tatarstan.

Введение. Динамика современных социальных процессов подобна маятнику, амплитуда которого попеременно выбрасывает общество к противоположным полюсам объективно существующих противоречий, расширение же этой амплитуды приводит к росту конфликтного потенциала социальных взаимодействий и регулярным «протуберанцам» социальных конфликтов. Афишируемая глобализация мировых процессов (политических, экономических, социальных, культурных, образовательных, научно-технологических и т.д.) сопровождается столь же динамично углубляющейся локализацией этих процессов, и это взаимно развертывающееся действие в современной гуманитаристике определяется термином «глокализация» («glocalisation»), отражающим, пожалуй, самое масштабное объективное противоречие в развитии современного мира. Одним из проявлений процесса глокализации является углубляющееся в современном мире противоречие «национальное-этническое»: с одной стороны - стремление в национальных государствах к унификации культурных норм («национальное» как общее), с другой стороны - дифференциация культурных норм («этническое» как особенное).

Изложение основного материала статьи. Человеческое сообщество в своем развитии формировало и формирует системы регулирования социальных противоречий, в числе которых и различные по форме и содержанию образовательные системы. Система образования на всех уровнях, с одной стороны, осуществляет трансляцию накопленных предыдущими поколениями знаний, с другой стороны - формирует актуальные для современного общества социальные потребности, духовные ценности, психологическую мотивацию, мировоззренческие ориентиры. Государственная система образования (системы дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего, дополнительного образования), или Школа в общем смысле, будучи необходимым элементом социализации молодежи, объективно сталкивается с проблемой этнофоров, их потребностями и комплексами. Этничность согласно примордиалистскому подходу является объективной характеристикой человеческой личности, что обозначается научным термином «этнофор». Можно рассуждать о «степени этнофорности» отдельного человека, но в любом случае каждый человек является носителем этничности, этнической идентичности. В связи с этим мы хотим остановиться на двух проблемах в современном образовательном процессе, вытекающих из этнической природы личности.

Первая проблема связана с влиянием этнического чувства и этнического сознания на педагогический процесс. С одной стороны, «этническое» в системе образования имеет мощный интегрирующий потенциал, системно связанный с процессами формирования национальных общин и государств. Этот потенциал раскрывается в следующих процессах:

1. в формировании системы национальной (общегосударственной) педагогики, интегрирующей различного уровня образовательные учреждения, учебные дисциплины, методическую и научную литературу, и, как результат, в развитии «высокой культуры» (Э. Геллнер), которая, в свою очередь, придает этническим территориальным и языковым «разнородностям» единую основу и целостность, формирует «национально-государственную идентичность»;

2. в расширении педагогического арсенала как с точки зрения культурно-исторического содержания, так и «народных» педагогических методов;

3. в объективно необходимом формировании толерантного мышления и поведения педагогов и учащихся;

4. в создании комфортного «фона общения», основанного на общей этничности педагогов и учащихся, что особенно ярко проявляется в поликультурных обществах, где ученики и педагоги порою работают и учатся в иной, «чужой» языковой и культурной среде. Именно в таких ситуациях владение различными языками, знание культурных традиций и поведенческих норм может стать для участников образовательного процесса инструментом повышения эффективности

педагогического воздействия. Так, в нашем регионе владение татарским языком является тем ключиком, который может установить и облегчить взаимодействие с учащимися, выросшими в татарской языковой и культурообразующей среде.

С другой стороны, проявление «этнического» в образовательном процессе может иметь конфликтную природу, несущей потенциал дезинтеграции и разобщения. К таким негативным проявлениям «этнического» в образовательном процессе можно отнести следующее:

1. «этничность» как субъектная характеристика содержит как объединяющий, так и конфликтный потенциал; будучи чертой духовной, этничность может стать ресурсом для мировоззренческих, ценностных конфликтов, каковые, как известно, практически неразрешимы и неуправляемы. Поэтому этнически неоднородные учебные и трудовые коллективы требуют от педагогов деликатности, чуткости, ответственности за речь и поступки;

2. «этничность» при определенных социально-политических кризисных обстоятельствах может стать конструктивным орудием влияния на молодое поколение, в силу чего общечеловеческие нравственные нормы и ценности теряют свое влияние в процессе социализации, и это деструктивные содержание этничности является мощным конфликтогенным обстоятельством в многонациональных сообществах.

Таким образом, повсеместно мультикультурный, полиэтничный характер современного общества требует от педагогов не только «теоретической подкованности» в этнонациональном вопросе, но и владения навыками практических коммуникаций, чтобы «стать представителем Культуры в своей культуре, внести в нее всечеловеческий масштаб и вместе с тем возлюбить ту малость, частичность, условность, которая составляет ее удел в царстве культур» [7].

Вторая проблема, на которой мы хотим остановиться, является проблема «национальной школы». И в этой проблеме мы выделяем два понимания этого термина. Безусловно, любая этнообшность имеет объективно обусловленную потребность в сохранении и передаче своих исторически сформированных ценностей. Этот процесс осуществляется в многообразии форм - от «фольклорного творчества» до символических дискурсов «высокой культуры». Следовательно, содержательно термин «национальная школа» может пониматься как «школа народная» и как «школа государственная», иначе говоря, мы предлагаем рассмотреть две модели: «этническую» и «национальную» школы. Собственно, модель «национальной школы» унифицирует культурные потребности общества средствами политическими, государственными, в то время как модель «этнической школы» - силами общества, поэтому «национальная модель» базируется на вертикальных связях «государство-общество», а «этническая» - на горизонтальных связях. «Национальная» модель эффективна в моноэтнических государствах, в полиэтничных же государствах, ориентирующихся на мультикультурность, эта модель входит в противоречие с этническим разнообразием. Опыт школы в Советском Союзе наглядно демонстрирует этот конфликт: интернациональная риторика, на практике сопровождалась элиминацией этнической школы народов СССР. В постсоветский период этнические сообщества получили шанс возродить свою этническую Школу. Постсоветская история Татарстана является наглядным тому примером. В 1991 году в бурном процессе законотворчества была разработана новая Концепция национального просвещения. Программа была реализована благодаря спешно созданной системе подготовки учительских кадров в вузах республики. К началу 2000-х годов, за 10 лет образовательных реформ, в татарстанских школах в 3 раза увеличилось количество учителей татарского языка и литературы. К 2010г. в республике в соответствии с Концепцией была создана система школ с разной долей этнического компонента: татарские, татаро-русские, русско-татарские, русские школы. Возможно, самым важным результатом этих реформ на сегодняшний день является возможность изучать татарский язык в рамках школьной программы всеми учащимися татарстанских школ. Если в 2001 году согласно социологическим опросам только треть русскоязычного населения Татарстана ответили, что в разной степени владеют татарским языком, то в 2010-м году уже около половины опрошенных ответили, что знают татарский язык. Доля же русскоязычной молодежи, владеющей в разной степени татарским языком, достигла почти 80%, из них 8% ответили, что владеют татарским языком свободно.

Результаты опроса показали, что изучение татарского языка в государственных школах Татарстана имело скорее формальный характер.

Интересно в связи с этой темой, на наш взгляд, сравнить оценку населения Татарстана в целом политики двуязычия. Татарстан - многонациональный регион, здесь проживает более 4 млн человек. В населении республики преобладает два этноса - татарский и русский. Чуть более половины населения республики составляют татары, и около половины - русские. Согласно опросу, 63% населения (72% татар, 49% русских) республики в целом высказали одобрение формату двуязычия исходя из преобладающих этникосов. Однако, обязательность его преподавания в школе поддерживали только 44% татар и 14% русских. Так, 80% русских родителей предпочли школы с русским языком обучения или с углубленным изучением одного из европейских языков, и только 14% готовы были отдать своего ребенка в двуязычную школу с преподаванием на русском и татарском языках. Еще более наглядны результаты опроса родителей-татар: 40% ответили так же, как и большинство русских родителей, и столько же - готовы были отдать детей в двуязычные школы; лишь 10% родителей хотели бы, чтобы их дети обучались в школах с татарским языком обучения [6]. Результаты опросов показывают, что выбор образовательной программы слабо коррелирует с поддержкой двуязычия.

Результаты образовательных реформ конца1990-х - начала 2000 гг. согласно результатам социологических опросов имели положительный эффект, но во многом - формальный характер [6]. Повсеместное внедрение татарского языка как обязательного для изучения в школах Татарстана привело к напряженной обстановке: наспех подготовленные кадры наряду со слабой, не подготовленной для русскоговорящих детей, методической базой и учебной литературы создало определённые перегибы в образовательном процессе (например, уроков татарского языка для всех учеников было больше, чем уроков русского языка). К 2017 году негативных последствий проведенных языковых реформ в образовании накопилось больше, нежели позитивных, и было принято политическое решение об изменении образовательных программ: татарский язык теперь изучается на добровольных началах в рамках курса «родной язык». При этом в регионе сохраняется система национальных (татарских) учебных заведений, а с 2020 года реализуется проект полилингвального образования в школе «Адымнар». Проект «Адыманр» (в переводе с татарского - «шаги») создан как проект школы будущего, в которой народные традиции сосуществуют с новейшими технологиями. Школа построена в соответствии с передовыми образовательными технологиями, реализует обучение на трех языках - русском, английском, татарском. В школе имеется интернат для особо одаренных детей из глубинки, где, как известно, и сохраняются народные традиции. Школа пользуется огромной популярностью, и именно такой подход должен лежать в основе создания и развития «татарской» модели «национальной школы».

Таким образом, главным результатом проведенных в республике образовательных реформ стало развитие языковой грамотности и формирование позитивного отношения к проблеме двуязычия в многонациональном сообществе республики.

Трудности, с которыми сталкивается «национальная» школа в мультикультурном обществе, на наш взгляд, наиболее эффективнро разрешаются моделью «этнической» школой. Модель «этнической школы» была ядром концепции культурно-национальной автономии, созданной в начале XX века австрийскими марксистами К.Реннером и О.Бауэром. Мировая практика, в том числе и российская, демонстрирует большие возможности этой модели в полиэтничном обществе. Одним из

вариантов такой школы в России являются «воскресные школы». На сегодня в Татарстане насчитывается 34 воскресные школы. В 1995 году Постановлением главы администрации г. Казани был зарегистрирован Центр образования «Многонациональная воскресная школа». Школа была создана «для того, чтобы и дети, и взрослые разных национальностей, проживающие в Казани, могли изучать свой родной язык, культуру и обычаи своего народа, фольклор, песни, танцы, историю и географию своей исторической родины» [4]. Программа обучения рассчитана на 1 год. Занятия проводятся в форме лекций, встреч, экскурсий, праздников, прогулок, сюжетно-ролевых игр. В воскресной школе Казани были открыты 32 группы 20 языковых направлений, в которых обучалось около 400 учащихся. В школе не только обучают родному языку и литературе, но и выполняют воспитательную, просветительскую работу. Школа находится на государственном бюджете, но ее существование зависит и от желания людей, обучающих и обучающихся в ней. Аналогично, модель «этнической школы» реализуется в многочисленных региональных этнических общественных центрах. Так, в 63 регионах Российской Федерации созданы татарские общественные объединения, реализующие в той или иной форме модель «этнический школы» [1]. Например, в татарском культурном центре г. Москва открыты курсы для изучения татарского языка, действует изостудия с использованием татарских художественных традиций, изучается наследие татарской литературы, созданы фольклорные вокальная и танцевальная группы [2]. Опыт этих небольших образовательных учреждений можно осмыслить как возможный бесконфликтный путь сохранения этносов России, с одной стороны, и поддержания в целом общественной стабильности, с другой стороны.

Перспективной, на наш взгляд, формой «этнической» школы является дистанционное изучение языков. Формат онлайн-обучения позволяет сформировать учебные группы из проживающих в разных концах страны и мира учащихся. Одним из самых успешных курсов дистанционного изучения татарского языка был проект «Ана теле», организованный в 2013 году при поддержке компании EF Education First. Доступ к онлайн-школе был возможен из любой точки мира. В «Ана теле» было реализовано девять языковых уровней, что давало возможность изучать язык с разной степенью подготовки. Эффективность овладения языком обеспечивали разговорные классы с преподавателями татарского языка [5]. К 2022 году численность учащихся достигла более 20тыс. человек. В связи с уходом EF Education First с российского рынка дистанционная языковая школа закрывается летом 2023, но эта драматичная ситуация стала толчком к поиску российских производителей программного обеспечения, и в перспективе накопленный опыт позволит сохранить и обновить этот важный языковой обучающий проект.

Выводы. В заключение отметим, что именно модель «этнической» школы в полиэтничных сообществах позволяет формировать этническую идентичность и, одновременно, межэтническую толерантность. Сосуществование этих двух образовательных моделей нивелирует конфликтный потенциал процесса глокализации, позволяя сочетать общенациональную государственную образовательную школу с сохранением исторических культурных традиций локальных этнических общностей.

Литература:

1. Всемирный конгресс татар: сайт. - URL: https://tatar-congress.org/ru/about/tatarskie-organizatsii-v-tatarstane-strane-mire/obshestvennye-organizatsii-regionov-rossiyskoy-federatsii/?ysclid=liiqlzxsue634817985 (дата обращения: 05.06.2023)

2. Общественная организация «Федеральная национально-культурная автономия татар»: сайт. - URL: https://fnkat.tatarstan.ru/moskva (дата обращения: 05.06.2023)

3. Гатауллина, М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985-2000 гг.) / М.Х. Гатауллина. - Казань: «Печатный двор», 2001. - 128 с.

4. Многонациональная воскресная школа Казани: сайт - URL: https://addnt.ru/school (дата обращения: 05.06.2023)

5. «Ана теле». Онлайн-школа татарского языка: сайт. - 2013 - URL: https://tel.tatar.ru/ru/anatele (дата обращения: 05.06.2023)

6. Ходжаева, Е. Татарский язык в школах Татарстана: общественные дебаты и мнение населения / Е. Ходжаева // Неприкосновенный запас. - 2011. - №6. - URL: https://magazines.gorky.media/nz/201 l/6/tatarskij-yazyk-v-shkolah-tatarstana-obshhestvennye-debaty-i-mnenie-naseleniya.html (дата обращения: 05.06.2023)

7. Эпштейн, М. Говорить на языке всех культур / М. Эпштейн // Наука и жизнь. - 1990. - № 1,- С. 100-103

Педагогика

УДК 378.14

кандидат географических наук, доцент Аппоева Лаура Иссаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат географических наук, доцент Байрамкулова Белла Ожаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ

МОТИВАЦИИ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме повышения учебной мотивации магистрантов. Особое внимание уделено анализу содержания понятий «проект», «метод проектов», «проектная деятельность», «проектная деятельность студентов». Основное содержание исследования заключено в определении педагогических условий повышения учебной мотивации студентов в процессе проектной деятельности. Автор показывает, что повышение учебной мотивации студентов в процессе проектной деятельности зависит от её правильной организации, степени удовлетворения познавательных потребностей студентов, успешного завершения проекта и апробации результатов.

Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность студентов, мотивация, познавательная потребность, учебная мотивация.

Annotation. This study is devoted to the problem of increasing the educational motivation of undergraduates. Particular attention is paid to the analysis of the content of the concepts "project", "method of projects", "project activity", "project activity of students". The main content of the study lies in the definition of pedagogical conditions for increasing the educational motivation of students in the process of project activities. The author shows that increasing the educational motivation of students in the process of project activities depends on its proper organization, the degree of satisfaction of the cognitive needs of students, the successful completion of the project and testing the results.

Key words: project, project method, project activity of students, motivation, cognitive need, learning motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.