Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБ КАК ФУНКЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ВРАЧА НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБ КАК ФУНКЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ВРАЧА НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ВРАЧА / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова Дарья Валерьевна, Игнатович Светлана Сергеевна, Мелконян Карина Игоревна

Введение: В статье освещена проблема наставничества как условие эффективности профессиональных проб будущих врачей на этапе довузовской подготовки. Погружение учащихся в научно-исследовательскую деятельность обосновано как основное содержание профессиональных проб на этапе довузовской подготовки. Наставничество рассмотрено как функция поддержки профессионального самоопределения учащихся, реализуемая ведущими учеными медицинских вузов. Цель - обоснование роли наставничества в формировании личностных качеств будущего врача на этапе довузовской подготовки. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, системный анализ и синтез, показан педагогический опыт и имитационное моделирование, анализ материалов, размещенных на сайтах медицинских вузов. Гипотеза исследования: процесс формирования личностных качеств будущего врача на этапе довузовской подготовки эффективен, если наставничество осуществляется в форме организации профессиональных проб в сфере научно-исследовательской деятельности. Выводы и заключение: Выделены основные компоненты деятельности педагога-наставника в процессе выполнения научно-исследовательской работы на этапе довузовской подготовки будущего врача. Проведение научной работы на базе профильного вуза позволяет «прикоснуться» к будущей профессии и способствует сознательному, обоснованному выбору специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веселова Дарья Валерьевна, Игнатович Светлана Сергеевна, Мелконян Карина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEST ORGANIZATION AS A MENTORING FUNCTION IN THE PROCESS OF FORMING PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A FUTURE DOCTOR AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY TRAINING

Introduction: The article highlights the problem of mentoring as a prerequisite for the effectiveness of professional tests of future doctors at the stage of pre-university training. Students’ involvement research activities is substantiated as the main content of professional tests at the stage of pre-university training. Mentorship is considered as a function of supporting the professional self-determination of students, implemented by leading scientists of medical universities. The goal is to substantiate the role of mentoring in shaping the personal qualities of a future doctor at the stage of pre-university training. Research methods: analysis of psychological and pedagogical literature, system analysis and synthesis, pedagogical experience and simulation modeling, analysis of materials posted on the websites of medical universities. Research hypothesis: it is assumed that the process of shaping of personal qualities of a future doctor at the stage of pre-university training is effective if mentoring is carried out in the form of organizing professional trials in the field of research activities. Conclusions: The main components of the activity of a teacher-mentor in the process of performing research work at the stage of pre-university training of a future doctor are identified. Conducting scientific study using the platform of a specialized university allows one to closely examine the future profession and contributes to a conscious, informed choice of specialty.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБ КАК ФУНКЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ВРАЧА НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

Наставничество МвМвгзМр

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-2-101-114 УДК 37:377(378)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБ КАК ФУНКЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ВРАЧА НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Дарья Валерьевна Веселова

магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» канд. фарм. наук ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-1199-7550 veselovadv@ksma.ru

Светлана Сергеевна Игнатович

канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

г. Краснодар, Россия https://orcid.org/ 0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru

Карина Игоревна Мелконян

канд. мед. наук, доц. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет»

Минздрава России г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003 -2451-6813 melkonyanki@ksma.ru

Аннотация. Введение: В статье освещена проблема наставничества как условие эффективности профессиональных проб будущих врачей на этапе довузовской подготовки. Погружение учащихся в научно-исследовательскую деятельность обосновано как основное содержание профессиональных проб на этапе довузовской подготовки. Наставничество рассмотрено как функция поддержки профессионального самоопределения учащихся, реализуемая ведущими учеными медицинских вузов.

Цель - обоснование роли наставничества в формировании личностных качеств будущего врача на этапе довузовской подготовки.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, системный анализ и синтез, показан педагогический опыт и имитационное моделирование, анализ материалов, размещенных на сайтах медицинских вузов. Гипотеза исследования: процесс формирования личностных качеств будущего врача на этапе довузовской подготовки эффективен, если наставничество осуществляется в форме организации профессиональных проб в сфере научно-исследовательской деятельности.

Выводы и заключение: Выделены основные компоненты деятельности педагога-наставника в процессе выполнения научно -исследовательской работы на этапе довузовской подготовки будущего врача. Проведение научной работы на базе профильного вуза позволяет «прикоснуться» к будущей профессии и способствует сознательному, обоснованному выбору специальности.

Ключевые слова: довузовская подготовка, профессиональная проба, профессиональное самоопределение, профессионально-важные качества врача, наставничество.

Для цитирования: Веселова Д.В., Игнатович С.С., Мелконян К.И. Организация проб как функция наставничества в процессе формирования профессионально важных качеств будущего врача на этапе довузовской подготовки // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том 5. № 2. С. 101-114 DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-2-101-114

Original article.

TEST ORGANIZATION AS A MENTORING FUNCTION IN THE PROCESS

OF FORMING PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A FUTURE DOCTOR AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY TRAINING

Daria Valerievna Veselova

Kuban State University; Kuban State Medical University Krasnodar, Russia https://orcid.org/ 0000-0002-1199-7550 veselovadv@ksma.ru

Svetlana Sergeevna Ignatovich

Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/ 0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru

Karina Igorevna Melkonyan

Kuban State Medical University Krasnodar, Russia https://orcid.org/ 0000-0003-2451-6813 melkonyanki@ksma.ru

Abstract. Introduction: The article highlights the problem of mentoring as a prerequisite for the effectiveness of professional tests of future doctors at the stage of pre-university training. Students' involvement research activities is substantiated as the main content of professional tests at the stage of pre-university training. Mentorship is considered as a function of supporting the professional self-determination of students, implemented by leading scientists of medical universities.

The goal is to substantiate the role of mentoring in shaping the personal qualities of a future doctor at the stage of pre-university training.

Research methods: analysis of psychological and pedagogical literature, system analysis and synthesis, pedagogical experience and simulation modeling, analysis of materials posted on the websites of medical universities.

Research hypothesis: it is assumed that the process of shaping of personal qualities of a future doctor at the stage of pre-university training is effective if mentoring is carried out in the form of organizing professional trials in the field of research activities. Conclusions: The main components of the activity of a teacher-mentor in the process of performing research work at the stage of pre-university training of a future doctor are identified. Conducting scientific study using the platform of a specialized university allows one to closely examine the future profession and contributes to a conscious, informed choice of specialty.

Keywords: pre-university training, professional trial, professional self-determination, professionally important qualities of a doctor, mentorship.

For citation: Veselova D.V., Ignatovich S.S., Melkonyan K.I. Test organization as a mentoring function in the process of forming professionally important qualities of a future doctor at the stage of pre-university training. Pedagogy: history, perspectives. 2022. Vol. 5. No. 2. PP. 101-114 (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-2-101-114

Введение.

Проблема профессионального самоопределения в современных условиях является одной из самых распространенных среди молодежи. Будущие абитуриенты имеют ошибочные представления, в том числе, и о профессии врача. Основным деструктивным элементом является снижение социального уважения к профессии врача, зачастую эту деятельность рассматривают не в качестве служения «высшей цели», а как обслуживание населения [1].

Важным и, в то же время, достаточно непростым этапом в жизни каждого человека является выбор профессии. От верного понимания своей предрасположенности к той или иной специальности, осознания сферы интересов в рамках профессиональной деятельности и, соответственно, правильного выбора профессии при поступлении в вуз зависит дальнейшая удовлетворенность человека своей жизнью. Поэтому очень важно, чтобы выбор этот выбор был сделан осознанно [2].

Высокий балл по единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ) при поступлении в медицинский вуз не гарантирует наличие профессионально важ-

ных качеств у абитуриента. Это вызывает сложности на этапе обучения в вузе, разочарование в профессии и соответственно приводит к «отсеву» студентов, которые осознали, что выбранная профессия совершенно не соответствует их представлениям и не вызывает никакого интереса. Поэтому еще на этапе довузовской подготовки следует уделять внимание профессиональному самоопределению и морально-нравственному развитию [3, 4].

Кроме того, врач должен иметь такие качества, как самообладание, коммуникабельность, чуткость и храбрость, быструю реакцию и способность нести ответственность за принятые решения. В настоящее время для профессионального самоопределения будущих врачей и подготовки к сдаче ЕГЭ по профильным дисциплинам при медицинских вузах существуют факультеты довузовской подготовки. Профессионально важные качества возможно сформировать на этапе довузовской подготовки посредством проведения профессиональных проб.

Профессиональная проба позволяет получить опыт профессиональной деятельности и раскрыть профессиональный потенциал учащегося [5]. В современных условиях развития науки в нашей стране, одна из форм профессиональной пробы - выполнение научно-исследовательской работы школьниками, возможна благодаря грантовой поддержки научных проектов, в состав коллектива которых наряду с профессорско-преподавательским составом организаций высшего образования входят и учащиеся школ. В процессе реализации гранта молодые ученые получат уникальную возможность участия в эксперименте, обработки данных и других видов работ, что также позволяет «прикоснуться» к будущей профессии. Кроме того, эффективными средствами формирования профессионального самоопределения школьников является элективные курсы, олимпиады, творческие конкурсы и научно-практические конференции, что также реализуется в рамках научно-исследовательской работы [2].

Целью данного исследования является обоснование роли наставничества в формировании личностных качеств будущего врача на этапе довузовской подготовки.

Обзор литературы.

В качестве основных исследований можно выделить следующие работы известных ученых:

- по вопросам профессионального самоопределения в современном мире -это Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Дж. Холланд и др.,

- раскрывающие ценностные основы профессионального самоопределения А.В. Батаршев, В.В. Болучевская, Л.И. Божович, Б.С. Волков, М.Р. Гинзбург и др.,

- научно-методические основы профориентации и профессиональной подготовки в системе «школа-вуз» С.Н. Васенкин, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.И. Шалавина, Е.А. Ямбург, В.П. Бедерханова и др. [6, с. 24-28; 7, с.17-19; 8, с.10-26; 9; 10].

Личность врача в процессе профессионализации, компоненты психологической компетентности медицинских работников изучались Б.А. Ясько, Б.В. Казариным, довузовская подготовка в медицинских вузах -Т.Н.Литвиновой [4, 12].

Вопросы профессиональных проб рассмотрены в работах: А.В. Гапоненко, Е.А. Климова, В.К. Игнатовича, Е.В. Неумоевой-Колчеданцевой и др. [11].

Материалы и методы.

Методами исследования явились анализ психолого -педагогической литературы, изучение педагогического опыта и имитационного моделирования, осуществляемого в рамках проведения занятий на этапе довузовской подготовки в вузах подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации.

Проведен анализ материалов, размещенных на страницах сайтов медицинских и фармацевтических вузов.

Результаты исследования.

Анализ материалов, размещенных на 46 сайтах медицинских и фармацевтических вузов России, позволил установить, что в нашей стране довузовская подготовка будущих врачей осуществляется в 28 университетах:

- на факультетах довузовской подготовки;

- в центрах довузовского образования и профориентации;

- в медицинских предуниверсариях.

Однако довузовский этап учащихся, решивших связать себя с профессией врача имеет отличительную особенность и от того насколько сформированы профессионально важные качества будущего врача, в дальнейшем напрямую будет зависеть удовлетворенность пациента, качество оказания медицинской помощи и человеческая жизнь.

Мировоззрение врача отличается от мировоззрения представителей других профессий гибкостью, оно обусловлено господствующими мировоззренческими и социально-культурными тенденциями, системой ценностей и приоритетов нынешнего общества и его социальных институтов [13; 14, с. 6, 7, 14]. Первые упоминания о принципах морально-этического поведения врача отражены еще в «Клятве» Гиппократа (III век до н. э.) и остаются актуальны по сей день. Решивший стать врачом должен приносить пользу народу, уважительно отно-

__" и ТЛ

сится к своим коллегам и воздерживаться от предосудительных действий. В сути «Клятвы» лежит идея уважения к больному человеку, постулат «не навреди» и запрет разглашать врачебную тайну [13, 15].

Согласно профессиональному стандарту «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» приказ 293н от 21.03.2017 г., «Врач -педиатр участковый» приказ 306н от 27.03.2017 г., «Врач-стоматолог» приказ 227н от 10.05.2016 г. врачу необходимо соблюдать врачебную тайну, Клятву врача, а также принципы врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами [17, 18, 19].

Ряд исследователей (Е.Б. Ермолаева, Б.А. Ясько, Б.В. Казарин, В.Н. Левина) выделяют следующие профессионально важные качества современного врача:

- волевые;

- интеллектуальные и

- эмоционально-нравственные [16, с. 6 ,12; 20, с.14].

В свою очередь, волевые качества обеспечивают выполнение профессиональных стандартов и направлены на осуществления помощи пациенту. К ним относятся:

- аккуратность;

- дисциплинированность;

- пунктуальность;

- решительность;

- самообладание;

- трудолюбие;

- терпение;

- усердие;

- целеустремленность.

Интеллектуальные качества - это способности к рациональному получению, переработки и осознанной оценки информации, необходимые для правильного определения тактики лечения пациента. К таким качествам относятся:

- диалектичность мышления;

- профессиональная компетентность;

- логичность;

- мудрость;

- наблюдательность;

- проницательность;

- эрудированность.

Эмоционально-нравственные качества служат ориентиром на принципы и нормативы врачебной этики. К таким качествам относятся:

- альтруизм;

- вежливость;

- внимательность;

- милосердие;

- моральная ответственность;

- сострадательность;

- тактичность;

- честность [16, с. 6, 12; 20, с. 14].

Определить свои качества, способности, склонности, а также выявить основные ограничители и способы их компенсации школьнику позволяет профессиональная проба. Широкий спектр профессионально -важных качеств врача обуславливает необходимость проведения профессиональных проб еще на довузовском этапе, что, на наш взгляд, предположительно, позволит предотвратить ошибку в выборе профессии.

По мнению Е.В. Неумоевой-Колчеданцевой профессиональная проба вызывает искренний интерес учащихся и мотивирует к овладению профессиональных компетенций и может обеспечить адаптацию к условиям реальной профессиональной действительности еще на этапе довузовской подготовки. А также при условии педагогической и методической поддержки педагога-наставника дает возможность внести необходимые коррективы в индивидуальную траекторию личностно-профессионального развития школьника [11, с. 40 - 41.].

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная проба представляет собой мини-модель профессиональной деятельности врача. При этом ученики получают не эфемерные теоретические знания, а имеют возможность на собственном опыте соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями к практической деятельности врача.

Одной из форм профессиональной пробы, может стать организация научно-исследовательской работы среди учащихся на этапе довузовской подготовки

под руководством профессорско-преподавательского состава медицинских университетов. Учащиеся школ постигают азы научных исследований, вектор которых, зачастую, приобретает профессионально-ориентированный характер [3].

Ключевая роль в проведении профессиональной пробы принадлежит личности наставника - человека, обладающего богатым профессиональным опытом и эмпирическими знаниями, способного мотивировать людей, оказывать необходимую психологическую поддержку и делиться с ними своими интеллектуальными и прикладными ресурсами [21].

Педагог-наставник, состоявшийся как личность, способствует раскрытию профессионального потенциала учащегося, формирует у него общественно значимые интересы и общекультурные качества.

Важно отметить, что педагог-наставник в процессе выполнения научно -исследовательской работы на этапе довузовской подготовки будущего врача выполняет ряд функций [22, 23].

В первую очередь это профессионально-образовательная функция, направленная на повышение уровня общенаучной и методической подготовки, которая и определяет успех профессиональной пробы учащегося и способствует формированию интеллектуальных качеств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующая не менее важная функция наставника - воспитательная, направленная на формирование ценностных ориентиров и эмоционально -нравственных качеств будущего врача.

Далее следует отметить влияние авторитета наставника на процесс профессионального самоопределения, что является пассивной, но очень значимой функцией педагога-наставника. Авторитет педагога-врача как наставника способствует формированию как интеллектуальных, так волевых и эмоционально-нравственных качеств.

И последняя функция наставника это - самообразовательная. Для реализации данной функции педагог учится, осваивая новейшие достижений в области психолого-педагогической науки с целью грамотно организовать образовательный процесс развития современной молодежи.

Изучив работы исследователей (Н.Ф. Родичева, М.В. Кларина, Н.В. Ковалевой) в вопросах наставничества, можно выделить следующие методы деятельности педагога-наставника в процессе выполнения научно-исследовательской работы с учащимся [24, 25; 26, с.9 - 10]:

- наблюдение за деятельностью обучающегося;

- курирование в процессе профессионального самоопределения;

-коррекция - исправление допущенных учащимся ошибок на этапе выполнения научных исследований;

- психолого-педагогическая поддержка;

- консультирование - предварительное обсуждение дизайна исследования и тактики его выполнения.

Выводы и заключение.

Таким образом, педагог-наставник в процессе профессионального самоопределения будущего врача, на этапе довузовской подготовки, выполняет профессионально-образовательную и воспитательную функции, служит личным примером и непрерывно совершенствует свои педагогические, научно -

исследовательские и профессиональные навыки. Деятельность наставника в процессе выполнения научно-исследовательской работы заключается в методической и методологической поддержке, наблюдением за развитием профессионально-важных компетенций школьников, оценкой индивидуального эмоционального фона, помощи при подготовке докладов к представлению результатов на конференциях молодых ученых.

Наставничество справедливо можно считать эффективным средством передачи знаний, умений и навыков от педагога -профессионала к молодым ученым. Особенно актуальным его использование представляется в рамках организации и совместного выполнения научно-исследовательских работ с привлечением талантливой молодежи на довузовском этапе, что будет способствовать профессиональному самоопределению будущих врачей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бедоева К.О., Веселова Д.В. Историко-медицинская экскурсия как средство культурно-патриотического воспитания студентов Кубанского государственного медицинского университета/ К.О. Бедоева, Д.В. Веселова // Инновации в образовании. Материалы XI Международной учебно -методической конференции. Часть 2. Издательство Кубанский государственный медицинский университет (Краснодар). 2021. С. 22 - 24. URL: https://www.elibraryru/item.asp?id=46172828 (дата обращения 10.02.2022).

2. Гурьянова М.Н. Урок-проба для старшеклассников как форма реализации деятельностного подхода к профориентационной работе вуза / М.Н. Гурьянова, В.М. Томилова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7921 (дата обращения: 10.02.2022).

3. Балачевская О.В. Формирование образовательных траекторий студентов фармацевтического факультета в процессе обучения на кафедре фундаментальной и клинической биохимии в условиях цифровой трансформации / О.В. Балачевская, И.М. Быков, Е.Е. Есауленко, Т.Г. Юдина, Н.И. Вальтер, Л.В. Ненашева, Т.С. Хвостова, Е.Е. Брещенко // Биохимия XXI века. Материалы научно-практической конференции с международным участием. 2021. С. 37 - 43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47244780 (дата обращения 18.01.2022).

4. Ясько Б.А. Мотивационно-смысловая основа выбора профессии старшеклассниками, включенными в систему довузовской подготовки / Б.А. Ясько, Т.Н. Литвинова, Т.А. Гайдук, Л.В. Тхагалижокова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 (162). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7motivatsionno-smyslovaya-osnova-vybora-professii-starsheklassnikami-vklyuchennymi-v-sistemu-dovuzovskoy-podgotovki (дата обращения: 17.02.2022).

5. Игнатович В.К. Моделирование локального образовательного пространства профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе / В.К. Игнатович, П.Ю. Николаева, Е.Ф. Пономарева // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 3. С. 23-34. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-23-34

6. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие. М.: МПСУ: Флинта. 2003. 320 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия. 2010. 304 с.

8. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пособие. М.; Воронеж: Изд-во МПСИ: МОДЭК. 2003. 4000 с.

9. Пряжникова Е.Ю. Проблема профессионального становления личности / Е.Ю. Пряжникова, Т.А. Егоренко // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. №2. С. 111-122.

10. Бедерханова В.П. Трудности профессионального становления студентов в вузе / В.П. Бедерханова, Ю.А. Миленина //Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Кубанский государственный университет. 2019. С. 18-23.

11. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Развивающий потенциал профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. C. 34—44. doi: 10.17759/pse.2017220603

12. Ясько Б.А. Формирование управленческих компетенций врача в системе послевузовского образования / Б.А. Ясько, Б.В. Казарин // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 67-77.

13. Ермолаева Е.В. Медицинская профессия: требования современного общества / Е.В. Ермолаева, Л.А. Павлова // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития. Материалы Всероссийской научно -практической конференции с международным участием. 2013. С. 369 -375.

14. Коновалова В.В. Формирование мировоззрения современного врача: социально-философский анализ: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 - Челябинск. 2015. 208с. URL: https:// https://dlib.rsl.ru/01008133251 (дата обращения: 23.02.2022).

15. Пильщикова В.В. Роль истории медицины в формировании культуры личности студентов медицинского вуза /В.В. Пильщикова, Д.В. Веселова, Ю.А. Васильев // 2017.. С. 211-212. URL:

https://elibrary.ru/download/elibrary_28846463_80693948.pdf (дата обращения: 23.02.2022).

16. Левина В.Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие / В.Н. Левина. Ижевск. 2016. 60 с. URL: "https ://igma.ra/sveden/files/Metod_Kachestva_vracha.pdf"pdf (дата обращения: 19.02.2022).

17. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 293н от 21.03.2017 Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215436/ (дата обращения: 19.02.2022).

18. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 306н от 27.03.2017 Об утверждении профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215685/ (дата обращения: 19.02.2022).

19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 227н от 10.05.20160б утверждении профессионального стандарта «Врач -стоматолог» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199094/2ff7a8c72de3994f3 0496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 19.02.2022).

20. Этико-правовые основы медицинской деятельности: справочник / сост. Р.Н. Башилов, под ред. Е.А. Евстифеевой. Тверь. 2017. 191 с.

21. Кочкина С.Н. Роль педагога-наставника в современном мире / С.Н. Кочкина // Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 2. С. 46 -51. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-46-51

22. Криворучко А.В. Роль педагогического наставничества в подготовке будущих учителей химии к оцениванию учебных достижений учащихся /

А.В. Криворучко // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2.С. 120-122. URL:

https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3991 (дата обращения: 11.03.2022).

23. Ignatovich V.K. Startup diagnostics of the degree of well-formedness of student design competence as an integral means of students plotting their own individual learning route / V.K. Ignatovich, S.S. Ignatovich // European Journal of Contemporary Education. 2015. № 3 (13). С. 187-197. DOI: 10.13187/ejced.2015.13.187

24. Родичев Н.Ф. Отечественный и зарубежный опыт профориентационно значимого наставничества/ Н.Ф Родичев // Сборник лучших мировых технологий и практик по вопросам развития и управления талантами «Discovery of Talents / Открытие талантов / Сэлэтлелэрачылышы». Профессиональное самоопределение // под общ. ред. С.С. Гиля, М.А. Сикорской-Декановой. Казань, 2015. С. 40.

25. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века / М.В. Кларин// ЭТАП. 2016. №5. С. 99 -112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-nastavnichestvo-novye-cherty-traditsionnoy-praktiki-v-organizatsiyah-xxi-veka (дата обращения: 11.02.2022).

26. Ковалева Н.В. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска». Сборник научно-методических материалов // Н.В. Ковалева, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева, и др.; Под общей ред. Е.Н. Панченко - Москва-Майкоп, 2006. 180 с. URL: : https://umc38.ru/wp-content/uploads/2016/02/Nastavnichestvo-kak-protsess-soprovozhdeniya-detej-i-podrotskov-grupp-riska.pdf (дата обращения: 11.02.2022).

REFERENCES

1. Bedoeva K.O. Istoriko-medicinskaya ekskursiya kak sredstvo kul'turno-patrioticheskogo vospitaniya studentov Kubanskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. K.O. Bedoeva, D.V. Veselova. Innovacii v obra-zovanii. Materialy XI Mezhdunarodnoj uchebno-metodicheskoj konferencii. CHast' 2. Izdatel'stvo Kubanskij gosudarstvennyj medicinskij universitet (Kras-

nodar). 2021. S. 22-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46172828 (data obrashcheniya 10.02.2022).

2. Gur'yanova M.N. Urok-proba dlya starsheklassnikov kak forma realizacii deyatel'nostnogo podhoda k proforientacionno jrabotevuza. M.N. Gur'yanova, V.M. Tomilova. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya. 2012. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7921 (data obrashcheniya: 10.02.2022).

3. Balachevskaya O.V. Formirovanie obrazovatel'nyh traektorij studentov farma-cevticheskogo fakul'teta v processe obucheniya na kafedre fundamental'noj i klinicheskoj biohimii v usloviyah cifrovoj transformacii. O.V. Balachevskaya, I.M. Bykov, E.E. Esaulenko, T.G. YUdina, N.I. Val'ter, L.V. Nenasheva, T.S. Hvostova, E.E. Breshchenko. Biohimiya XXI veka. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2021. P. 37-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47244780 (data obrashcheniya 18.01.2022).

4. YAs'ko B.A. Motivacionno-smyslovaya osnova vybora professii starsheklassni-kami, vklyuchennymi v sistemu dovuzovskoj podgotovki. B.A. YAs'ko, T.N. Litvinova, T.A. Gajduk, L.V. Thagalizhokova. Vestnik Adygejskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2015. №3 (162). URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionno-smyslovaya-osnova-vybora-professii-starsheklassnikami-vklyuchennymi-v-sistemu-dovuzovskoy-podgotovki (data obrashcheniya: 17.02.2022).

5. Ignatovich V.K. Modelirovanie lokal'nogo obrazovatel'nogo prostranstva profes-sional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov v obshcheobrazovatel'noj shkole. V.K. Ignatovich, P.YU. Nikolaeva, E.F. Ponomareva. Pedagogika: istori-ya, perspektivy. 2021. Tom. 4. № 3. P. 23-34. DOI: 10.17748/2686-9969-20214-3-23-34

6. Klimov E.A. Puti v professionalizm (Psihologicheskij vzglyad): ucheb. posobie. M.: MPSU: Flinta. 2003. 320 p.

7. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya. 2010. 304 p.

8. Pryazhnikov N.S. Metody aktivizacii professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya: ucheb.-metod. posobie. M.; Voronezh: Izd-vo MPSI: MODEK. 2003. 4000 p.

9. Pryazhnikova E.YU. Problema professional'nogo stanovleniya lichnosti, E.YU. Pryazhnikova, T.A. Egorenko. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2012. T. 1. № 2. P. 111-122.

10. Bederhanova V.P. Trudnosti professional'nogo stanovleniya studentov v vuze. V.P. Bederhanova, YU.A. Milenina. Aktual'nye problemy realizacii social'nogo, professional'nogo i lichnostnogo resursov cheloveka. Materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kubanskij gosudarstvennyj universitet. 2019. P. 18-23.

11. Neumoeva-Kolchedanceva E.V. Razvivayushchij potencial professional'noj proby kak metoda obucheniya budushchih pedagogov. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. T. 22. № 6. P. 34—44. doi: 10.17759/pse.2017220603

12. YAs'ko B.A. Formirovanie upravlencheskih kompetencij vracha v sisteme poslevuzovskogo obrazovaniya. B.A. YAs'ko, B.V. Kazarin. Voprosy psihologii. 2015. № 2.P. 67-77.

13. Ermolaeva E.V. Medicinskaya professiya: trebovaniya sovremennogo ob-shchestva. E.V. Ermolaeva, L.A. Pavlova. Obshchestvo i zdorov'e: sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2013. P. 369-375.

14. Konovalova V.V. Formirovanie mirovozzreniya sovremennogo vracha: so-cial'no-filosofskij analiz: dis. ... kand. filosof. nauk: 09.00.11. CHelyabinsk. 2015. 208 p. URL: https:// dlib.rsl.ru/01008133251 (data obrashcheniya: 23.02.2022).

15. Pil'shchikova V.V. Rol' istorii mediciny v formirovanii kul'tury lichnosti studen-tov medicinskogo vuza. V.V. Pil'shchikova, D.V. Veselova, YU.A. Vasil'ev. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2017. № 41. P. 211-212. URL:

https://elibrary.ru/download/elibrary_28846463_80693948.pdf (data obrashcheniya: 23.02.2022).

16. Levina V.N. Lichnostnye kachestva vracha v sotrudnichestve s pacientom: uchebnoe posobie. V.N. Levina. Izhevsk. 2016. 60 p. URL: https://igma.ru/sveden/files/Metod_Kachestva_vracha.pdf (data obrashcheniya: 19.02.2022).

17. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii № 293n ot 21.03.2017 Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Vrach -lechebnik (vrach-terapevt uchastkovyj)» URL:

http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21543 6/(data obrashcheniya: 19.02.2022).

18. 18.Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii № 306n ot 27.03.2017 Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Vrach-pediatr uchastkovyj» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215685/(data obrashcheniya: 19.02.2022).

19. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii № 227n ot 10.05.20160b utverzhdenii professional'nogo standarta «Vrach-stomatolog» URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199094/2ff7a8c72de3 994f30496a0ccbb 1 ddafdaddf518/(data obrashcheniya: 19.02.2022).20.

20. Etiko-pravovye osnovy medicinskoj deyatel'nosti: spravochnik. sost. R.N. Bashi-lov, pod red. E.A. Evstifeevoj. Tver'. 2017. 191 p.

21. Kochkina S.N. Rol' pedagoga-nastavnika v sovremennom mire. S.N. Kochkina. Pedagogika: istoriya, perspektivy. 2020. Tom. 3. № 2. P. 46-51. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-46-51

22. Krivoruchko A.V. Rol' pedagogicheskogo nastavnichestva v podgotovke bu-dushchih uchitelej himii k ocenivaniyu uchebnyh dostizhenij uchashchihsya. A.V. Krivoruchko. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2012. № 4-2.P. 120-122. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3991 (data obrashcheniya: 11.03.2022).

23. Ignatovich V.K. Startup diagnostics of the degree of well-formedness of student design competence as an integral means of students plotting their own individual

learning route. V.K. Ignatovich, S.S. Ignatovich. European Journal of Contemporary Education. 2015. № 3 (13). P. 187-197. DOI: 10.13187/ejced.2015.13.187

24. Rodichev N.F. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt proforientacionno znachimogo nastavnichestva. N.F Rodichev. Sbornik luchshih mirovyh tekhnologij i praktik po voprosam razvitiya i upravleniya talantami «Discovery of Talents. Otkrytie ta-lantov. Calatlelarachylyshy». Professional'noe samoopredelenie. Pod obshch. red. S.S. Gilya, M.A. Sikorskoj-Dekanovoj. Kazan', 2015. P. 40.

25. Klarin M.V. Sovremennoe nastavnichestvo: novye cherty tradicionnoj praktiki v organizaciyah XXI veka. M.V. Klarin. ETAP. 2016. №5. P. 99-112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-nastavnichestvo-novye-cherty-traditsionnoy-praktiki-v-organizatsiyah-xxi-veka (data obrashcheniya: 11.02.2022).

26. Kovaleva N.V. Nastavnichestvo kak process soprovozhdeniya detej i podrostkov «grupp riska». Sbornik nauchno-metodicheskih materialov. N.V. Kovaleva, I.V. Detkova, A.V. Leont'eva, i dr.; Pod obshchej red. E.N. Panchenko. Moskva-Majkop, 2006. 180 p. URL: https://umc38.ru/wp-content/uploads/2016/02/Nastavnichestvo-kak-protsess-soprovozhdeniya-detej-i-podrotskov-grupp-riska.pdf (data obrashcheniya: 11.02.2022).

Информация об авторах: Веселова Дарья Валерьевна, магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Россия, г. Краснодар

https://orcid.org/0000-0002-1199-7550

veselovadv@ksma.ru

Игнатович Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент

кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный

университет»

Россия, г. Краснодар

https://orcid.org/ 0000-0003-0479-6117

ssign67@mail.ru

Мелконян Карина Игоревна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий ЦНИЛ ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, г. Краснодар

https://orcid.org/ HYPERLINK "https://orcid.org/0000-0003-2451-6813"0000-0003-2451-6813

melkonyanki@ksma.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Veselova Darya Valerievna, Undergraduate Kuban State Medical University, Cand.farm.Sciences, Associate Professor, Department of Public Health, Public Health and Medical History Kuban State Medical University, Russia, Krasnodar

https://orcid.org/ 0000-0002-1199-7550 veselovadv@ksma.ru

Ignatovich Svetlana Sergeevna, Cand. ped. Sciences, Assoc. Kuban State University, Krasnodar, Russia

https://orcid.org/ 0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru

Melkonyan Karina Igorevna, Cand. Sci.(Med.).Sciences, Assoc.Head of the Central Research Laboratory Kuban State Medical University, Russia, Krasnodar https://orcid.org/ 0000-0003-2451-6813 melkonyanki@ksma.ru

The authors have read and approved the final manuscript. Статья поступила в редакцию/ The article was submitted: 06.03.2022 Одобрена после рецензирования и доработки/ Approved after reviewing and revision: 18.04.2022

Принята к публикации/ Accepted for publication: 25.04.2022

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов/ The authors declare no conflicts of interests

© Веселова Д.В. 2022 © Игнатович С.С. 2022 © Мелконян К.И.2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.