УДК 343 .82 МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ ГРОМОВ,
кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры организации режима и надзора в УИС
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО НАДЗОРУ ЗА ОСУЖДЕННЫМИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Реферат: в статье рассматриваются вопросы организации принятия решений по надзору за осужденными в исправительных учреждениях, дается понятие управленческих решений, раскрываются особенности их подготовки в ИУ по вопросам надзора за осужденными, а также виды решений и основания их принятия.
Стадия подготовки решений, в том числе по вопросам надзора, складывается из следующих операций:
1) формулировка задачи (проблемы), в которой отражаются сложившаяся ситуация, сроки выполнения;
2) разработка вариантов решения проблемы (проектов решения);
3) выбор альтернатив из предложенных вариантов;
4) окончательное принятие решения.
На данной стадии условием организации осуществления надзора является информационное обеспечение, а также аналитическая работа.
Среди видов решений по надзору рассматриваются планы надзора, содержащиеся в Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях.
Таким образом, вопросы организации принятия решений (планов) по надзору за осужденными в основном регламентируются в ведомственном нормативно-правовом акте (Инструкция о надзоре). При их подготовке и принятии следует также использовать имеющиеся теоретические положения и разработки.
Ключевые слова: управленческие решения, информация, надзор за осужденными, планы надзора, операции подготовки и принятия решений по надзору.
Процесс управления, в том числе надзора, в исправительных учреждениях состоит из двух стадий: подготовка и принятие решений и организация их исполнения. Каждая из этих стадий включает в себя конкретные операции. Рассмотрим первую стадию более детально.
Стадия подготовки и принятия решения складывается из следующих последовательно осуществляемых операций (действий) [1, с. 345-348]:
1) формулировка задачи (проблемы), в которой должны быть отражены характеристика сложившейся ситуации (оперативной обстановки в ИУ), сроки выполнения (планируемый период выполнения), критерии оценки эффективности решения;
2) разработка при необходимости возможных вариантов решения проблемы;
3) выбор альтернатив из предложенных вариантов, если они имелись;
4) принятие решения.
Принимает решение тот, кто несет за него непосредственную ответственность (начальник ИУ или руководитель территориального органа УИС).
Непременным условием организации осуществления надзора является надежное информацион-
ное обеспечение, заключающееся в создании системы сбора, обработки, анализа, распределения и хранения информации, необходимой для принятия решения, достижения поставленной цели и выполнения намеченных задач.
В теории и практике информация рассматривается как сведения, на основе которых формируется определенное знание о явлении, событии, процессе, ситуации, связанных с осуществлением надзора за осужденными.
Содержание информации в органах и учреждениях УИС охватывает большое количество разнообразных сведений, относящихся к характеристике внутренней и внешней среды, сил, средств и способов деятельности и оценке ее результатов. Информация по надзору должна отражать: - состояние исполнения наказания и организации исправительного воздействия на осужденных (их численность и квалификационную принадлежность, количество, характер и условия совершенных правонарушений, состояние профилактической и воспитательной работы с осужденными, степень их трудовой занятости и т. д.);
© Громов М. А., 2015
- состояние сил и средств ИУ, их подразделений и служб;
- способы, методы и результаты деятельности ИУ.
Носителями информации являются всевозможные документы: аналитические справки, пояснительные записки, различные формы отчетности, указания, планы и т. д.
К информации предъявляются следующие требования: ценность, полезность, полнота, достоверность, своевременность, непрерывность сбора и обработки сведений. Реализация этих требований создает благоприятные условия для повышения эффективности деятельности по осуществлению надзора, выполнению задач ИУ.
Информационное обеспечение надзора за осужденными осуществляется для создания условий организации аналитической работы, которая представляет собой деятельность по сбору, обработке и анализу информации, необходимой для принятия решений по надзору. Эта работа позволяет определять цели, задачи и возможности, имеющиеся в распоряжении конкретного органа и учреждения, принимать своевременные решения, контролировать действия органов и учреждений УИС, направленные на достижение целей исправления и ресо-циализации осужденных.
Содержание информационно-аналитической работы охватывает:
- выявление проблем и информационных потребностей для их разрешения;
- определение необходимых источников информации;
- организацию сбора необходимой информации, ее обработку и оценку полноты;
- анализ собранной информации и выявление тенденций, способов и сроков решения задач;
- разработку прогнозов решения возникающих проблем и предложений по их решению, формирование проекта решения.
Среди основных требований, предъявляемых к этой работе, следует особо отметить комплексное применение различных методов:
- общенаучных (дедукция, индукция, системный, сравнительный, логический, анализ, синтез, наблюдение, методы статистики, математики, эксперимент и др.);
- частнонаучных (системный и комплексный подходы, исторический, методы социологических исследований, моделирование и др.).
В любой системе управления, в том числе в УИС, разрабатывается и принимается большое количество решений. Управленческое решение представляет собой программу действий, выраженную в форме предписания, содержащего постановку целей, определяющих трудовые и материальные
ресурсы, пути и средства достижения этих целей, формы деятельности субъектов и объектов управления [2, с. 156].
Основаниями принятия решений, в том числе по надзору, в ИУ являются указания вышестоящих органов, недостатки в системе, истечение срока действия предыдущего решения, необходимость корректировки ранее действовавшего решения, новое состояние управляемого объекта, изменение оперативной обстановки.
Решения по осуществлению надзора многообразны. Они могут быть классифицированы по уровню управления, кругу разрешаемых вопросов, юридическим свойствам, сроку действия, форме выражения и др.
Рассмотрим подробнее виды решений по надзору. В Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, рассматривается такой вид решений, как планы. Разрабатываемые планы по надзору делятся на три вида: план надзора на год, план мероприятий по надзору на месяц, суточные планы надзора.
План является утвержденным порядком будущей деятельности со строго определенными ресурсами и сроками исполнения всех работ и операций, которые являются директивными и не могут произвольно изменяться исполнителями [3, с. 165].
План надзора на год разрабатывается отделом безопасности ИУ и состоит: из схем, на которые наносятся сектора, изолированные участки, жилые, бытовые, производственные объекты, помещения, подземные коммуникации, прилегающая к учреждению территория, на которой устанавливаются режимные требования, места погрузочно-разгрузочных работ, маршруты движения транспорта, посты и маршруты несения службы по осуществлению надзора, места нахождения средств связи и сигнализации, возможные места совершения побегов и др., а также из табеля постам, инструкции должностным лицам по осуществлению надзора, расчета сил и средств для действий при чрезвычайных обстоятельствах.
Данный план подписывается начальником учреждения, согласовывается с заместителем начальника территориального органа, курирующего вопросы безопасности и оперативной работы, и утверждается начальником УФСИН России. Один экземпляр плана хранится в отделе безопасности УФСИН России, второй - в отделе безопасности колонии. С учетом изменения численности сотрудников, привлекаемых к осуществлению надзора, и оперативной обстановки в колонии в план могут вноситься коррективы, утверждаемые начальником УФСИН России.
При разработке плана надзора на месяц учитывается состояние правопорядка за истекший период, виды совершенных правонарушений и условия, им способствующие, силы и средства надзора, прогноз развития оперативной обстановки.
В плане предусматриваются меры, направленные на предупреждение и пресечение правонарушений со стороны осужденных, установление и перекрытие каналов поступления запрещенных предметов, контроль за наличием осужденных на объектах ИУ, проведение осмотров и обысков, внедрение инженерных и технических средств надзора и контроля, проведение тактико-специальных занятий и тренировок с личным составом.
План разрабатывается заместителем начальника колонии по безопасности и оперативной работе и начальником отдела безопасности и утверждается начальником учреждения. Первый экземпляр плана хранится у заместителя начальника ИК по безопасности и оперативной работе, второй - у начальника отдела безопасности.
План надзора на сутки оформляется в виде суточной ведомости надзора, которая разрабатывается заместителем начальника колонии по безопасности и оперативной работе совместно с начальником отдела безопасности и утверждается началь-
ником учреждения, после чего передается дежурному помощнику начальника колонии (ДПНК) для исполнения.
В суточной ведомости определяются вариант несения службы, состав дежурных смен, посты и сотрудники, которые на них несут службу, объекты, подлежащие обыску в жилой и производственной зонах, график проверок службы по объектам, записи о происшествиях, применении спецсредств, оценка результатов несения службы младшими инспекторами. Ведомость подписывается ДПНК каждой смены и заместителем начальника колонии. По окончании службы ведомость надзора сдается в отдел безопасности для анализа результатов надзора и доклада руководству учреждения о выполнении запланированных мероприятий и приобщении к делу.
Таким образом, основные вопросы организации принятия решений (планов) по надзору за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, регламентируются в ведомственном правовом акте (Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях). При этом следует учитывать и использовать имеющиеся на этот счет теоретические положения и разработки.
Список литературы
1. Основы теории управления : учеб. пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. М., 2003. 560 с.
2. Основы управления в органах внутренних дел : учебник / под ред. А. П. Коренева. М., 2003. 396 с.
3. Мухин В. И. Основы теории управления : учебник. М., 2003. 256 с.
MICHAIL ALEXEEVICH GROMOV,
phd in law, professor,
professor, supervision and prison regime organization department
(Academy of the FPS of Russia), е-mail:[email protected]
ORGANIZATION OF DECISION MAKING FOR THE SUPERVISION OF PRISONERS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS
Annotation: the article discusses the issues of making decisions on supervision for prisoners in correctional institutions, the concept of administrative decisions, features of preparation in correctional institutions concerning prisoners security, and also the types of decisions and reasons for their adoption.
The stage of preparing decisions, including the matters of supervision, consists of the following:
1) formulation of the problem, which reflects the current situation, the deadlines;
2) development of solutions to the problem (project solutions);
3) the choice of alternatives among the proposed options;
4) final decision.
At this stage the condition of security organization is subtracted in software and analytical work. Among the kinds of decisions on supervision there are the monitoring plans contained in the Instruction on supervision of convicts in correctional colonies.
© Gromov M. A., 2015
Thus, the organization of decision making (plans) for the supervision of convicted is mainly regulated in the normative legal act (Instruction on supervision). In their preparation and adoption the existing theoretical concepts and developments should also be used.
Key words: administrative decisions, information, supervision of prisoners, plans of supervision, operations of preparation and decision-making on supervision.
References
1. Osnovy teorii upravlenija [Bases of the theory of management]. Under the editorship of V. N. Parahina, L. I. Ushvickii. Moscow, 2003. 560 р.
2. Osnovy upravlenija v organah vnutrennih del [Bases of management in law-enforcement bodies]. Under the editorship of A. P. Korenev. Moscow, 2003. 396 р.
3. Muhin V. I. Osnovy teorii upravlenija [Bases of the theory of management]. Moscow, 2003. 256 р.