ют себя к смелым, решительным людям, легкомысленно, без чувства сожаления относятся к факту утраты своей свободы. Эта категория осужденных нередко противодействует воспитательным мероприятиям, добиваясь признания своего верховенства над другими, стремится подчинить их своему влиянию, что часто ведет к конфликтам, разрешаемым с позиции силы, чтобы утвердить свое лидерство [3]. Опытным взглядом человека, круглосуточно анализирующего окружающих, такой осужденный в течение короткого времени сможет составить для себя психологический портрет молодого специалиста, после чего, в зависимости от того, какие основные черты личности он для себя отметит, попытается войти в доверие к сотруднику, запугать его или попытаться обманным путем заставить действовать в своих интересах. Во избежание подобных сценариев на этапе подготовки молодых специалистов к службе в практических органах необходимо уделять большое внимание психологической устойчивости их личности, вести разъяснительную работу, раскрывать и предупреждать те ситуации, в которые могут попасть молодые сотрудники в процессе общения с осужденными. Следует четко сформировать у обучаемых такие принципы поведения, при которых даже матерые осужденные не смогут поставить их в трудное положение. Таковыми принципами могут являться невосприимчивость к рассказам осужденных, немногословность, недоверчивость сотрудника к их словам, отказ от дачи каких бы то ни было обещаний спецконтингенту и неприемлемость никаких просьб, не обусловленных непосредственно интересами службы.
Необходимо также отметить, что, попадая в новый коллектив, молодые сотрудники не всегда могут сразу в нем сориентироваться. Для помощи таким сотрудникам в учреждениях и органах, исполняющих наказания, существует и успешно применяется институт наставничества. Наставниками у вновь прибывших молодых специалистов, как правило, являются наиболее опытные и авторитетные сотрудники учреждения, ветераны УИС, а также лица старшего начальствующего состава, прямые и непосредственные начальники. В процессе обучения следует разъяснять, что в любой, даже самой сложной ситуации, не обязательно связанной с осужденными, но и в случае, когда молодой сотрудник испытывает трудности в новом коллективе, он всегда сможет рассчитывать на помощь со стороны наставника, который введет молодого специалиста в курс дела, объяснит все нюансы, связанные с его новой работой, а если потребуется, и поддержит его своим авторитетом.
Одним из главных отличий, которым характеризуется работа в учреждениях и органах, исполняющих наказания (особенно в отделе безопасности), по сравнению с процессом обучения, является то, что сотрудник, пришедший на службу, должен самостоятельно принимать ключевые решения и нести ответственность не только за свои поступки, но и за поступки других людей, как подчиненных ему по службе, так и спецконтингента. Следует выделить еще одну особенность психологической подготовки молодых специалистов, а именно подготовка их к необходимости принимать правильные решения, от которых будет зависеть нормальное функционирование учреждения и состояние оперативной обстановки на вверенном сотруднику объекте в частности. Для этого необходимо в форме ролевой игры моделировать различные ситуации, при которых обучаемые могли бы самостоятельно принимать решения, последствия которых должны разбираться и анализироваться. Необходимо также развивать у обучаемых организаторские и руководящие навыки, добиваться, чтобы будущие специалисты - «режимники» не боялись брать на себя руководство на объектах в пределах своей компетенции, были требовательны к подчиненным, но при этом четко руководствовались нормативными актами, должностными инструкциями и проявляли разумную инициативу.
Необходимо отметить, что до сих пор не разработано психологических основ, которые могли бы послужить достаточной базой для создания эффективных технологий профессионального развития будущих специалистов, не говоря уже о технологиях профессионального развития отдельных категорий специалистов, например специалистов в области организации режима и надзора в исправительных учреждениях. Ведь их профессиональное развитие осложняет немало специфических моментов. Например, начальники и сотрудники правоохранительных органов часто не разделяют декларируемой миссии своей организации, ее ценностей и целей, не заинтересованы лично в их достижении. В результате передаваемое обучаемым видение профессиональной деятельности и ее методы, ориентированные на «декларируемые» цели, оказываются невостребованными.
Таким образом, можно констатировать разрыв в теоретических и практических аспектах профессионального развития будущих специалистов [5]. Из этого следует, что подготовка молодых специалистов в области организации режима и надзора в исправительных учреждениях невозможна без детального прохождения обучаемыми практики в различных видах исправительных учреждений. Нередко, приходя на службу в исправительное уч-
реждение, молодой специалист слышит: «Чему же вас там учили, раз ты в первый раз видишь ШИЗО-ПКТ (СУОН, производственную зону и т. п.)?!» И действительно, ни одно, даже самое детальное теоретическое занятие не способно дать перспективным сотрудникам исправительных учреждений столь полной картины о своей будущей работе, как учебная практика. В процессе ее прохождения у будущих сотрудников практических органов не только складывается общее представление о предстоящей работе, но и происходит знакомство с конкретными аспектами службы на различных объектах, спецификой работы на них. Именно на практике у обучаемых есть возможность максимально близко познакомиться с особенностями обращения со спецконтингентом, взаимоотношениями между сотрудниками, процессами взаимодействия между собой различных отделов и служб, изучить различные ухищрения, которые осужденные используют в процессе отбывания ими уголовного наказания. Несмотря на то что отделы безопасности привлекают всех сотрудников колонии к осуществлению мероприятий по укреплению правопорядка, устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений [2], нередко там имеет место формальное отношение к практикантам, занятие их непрофильной работой, лишь бы «не мешались под ногами». В процессе прохождения практики ответственным преподавателям необходимо добиваться от руководства учреждения более внимательного отношения к практикантам, распределение их, если позволяет обстановка, поочередно на все объекты несения службы в соответствии с суточной ведомостью надзора, исключать формальный подход к этому важному аспекту подготовки молодых специалистов. В результате, придя на службу после обучения, такие молодые специалисты будут более явно представлять себе детали службы в учреждениях и органах, исполняющих наказания, а соответственно будут в большей мере подготовлены и защищены от совершения ошибок в своей служебной деятельности на первом этапе работы.
Нельзя не отметить и такую важнейшую особенность подготовки молодых специалистов в области организации режима и надзора в исправительных учреждениях, как ветеранская работа с будущими сотрудниками, передача ценнейшего опыта, накопленного старшими поколениями в процессе их службы, а также патриотическое воспитание и привитие профессионально-нравственных ценностей, процесс формирования которых играет особую роль в системе воспитания современных курсантов специализированных образовательных учреждений. Однако следует отме-
тить, что проведенные в этой области исследования выявили ряд серьезных недостатков, таких как отсутствие учета различий социального и возрастного факторов, слабое использование руководством учебно-строевых подразделений богатого научного педагогического наследия, касающегося проблем формирования личности. Между тем формирование профессионально-нравственных ценностей личности сотрудника происходит на всем его жизненном и профессиональном пути, но наибольшую значимость в этом процессе имеет этап обучения в вузе, так как именно в это время закладываются базовые нравственные принципы, основы профессионализма, навыки самосовершенствования, развитие интеллекта, определяется круг межличностных взаимодействий в будущей служебной деятельности [6]. Таким образом, на первоначальном этапе подготовки молодых специалистов ветеранская работа приобретает в этом свете особый смысл. Ведь именно в ходе обмена опытом с молодежью в области режима и надзора у опытных сотрудников есть возможность передать, а у молодых - почерпнуть те знания, которые порой не найдешь ни в одном учебнике. Из опыта личной практики ветераны УИС могут донести до сведения молодых специалистов, как им действовать в той или иной сложной ситуации, где осужденные прячут запрещенные предметы, какие ухищрения и уловки применяют к сотрудникам. Именно на личном опыте им проще всего уберечь молодых сотрудников от совершения типичных для всех начинающих «режимников» ошибок.
Таким образом, будущий специалист в области режима и надзора должен:
- знать нормативно-правовые акты, регулирующие организацию режима в исправительных учреждениях, иметь четкое представление об организации режима в исправительном учреждении;
- уверенно использовать профессиональные знания, умения и навыки по применению на практике средств и методов обеспечения режима, основных его требований;
- быть психологически устойчивым, готовым мыслить и принимать решения в нестандартной ситуации, а также при необходимости брать на себя ответственность и проявлять разумную инициативу;
- иметь четкие представления о специфике службы в уголовно-исполнительной системе на основе пройденного теоретического и практического обучения и быть готовым к работе в подразделениях режима исправительных учреждений;
- обладать высокими морально-этическими качествами, такими как честность, принципиальность при исполнении служебного долга, уважение к законам Российской Федерации, правам челове-
ка, высокий патриотизм и осознание важности работы в уголовно-исполнительной системе, своей причастности к делу борьбы с преступностью, исправлению осужденных и предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Особенностей подготовки молодых специалистов в области режима и надзора существует множество. В статье рассмотрены только основные, те, без которых эта подготовка в принципе невозможна. Но наиболее эффективно такая подготовка будет осуществляться только в том случае, если ука-
занные выше ее особенности будут учтены и применены в процессе обучения комплексно и сбалансированно.
Итогом подготовки молодых специалистов в области режима и надзора должно стать формирование у них целостного представления и комплексных знаний о порядке исполнения наказания и отбывания осужденными лишения свободы, привитие практических навыков и умений по применению норм уголовно-исполнительного и иных отраслей права в сфере организации режима в своей будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации : учебник / под ред. И. Л. Трунова. М., 2005. 768 с.
2. Горбунов А. А. Обеспечение безопасности в УИС : курс лекций. Рязань, 2013. 149 с.
3. Литвишков В. М. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста : курс лекций. М., 2011. 191 с.
4. Артемьев Н. С., Морозова Ю. А. Соблюдение законности в следственных изоляторах ФСИН России // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 43-46.
5. Горностаев С. В. Реинтегрирующий подход к профессиональному развитию сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2007. № 1. С. 37-43.
6. Киселев А. М., Флоча М. В. О проблеме формирования профессионально-нравственных ценностей будущих сотрудников полиции // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2. С. 121-123.
DMITRI OLEGOVICH STRELKOV,
lecturer of the department of organization and supervision in the penal system
(Academy of the FPS of Russia) Е-mail: [email protected].
PECULIARITIES OF TRAINING OF YOUNG PROFESSIONALS IN THE AREA OF TREATMENT AND SUPERVISION IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS
Annotation: there are the main aspects of the training of young professionals of the penal system in the article, as well as some of the most important characteristics in the area of treatment and supervision.
The author raises the most pressing issues facing young professionals coming into the practical authority, as it is in the initial stage of an employee the basis of conduct is laid that will guide its work. The author draws attention to the lack of knowledge of job responsibilities, as well as the psychological reluctance of some alumni to take independent decisions according to its competence, they have poor perception of the specificity of their work, whose result may be poor quality performance of their duties, in addition to the prisoners and the possibility of premature disappointment in their chosen profession.
The author describes some of the most characteristic features in the article, which should focus on the training of young specialists, pay attention to the urgency of the specialization of its immediate focus on training practitioners for institutions and bodies which implement sentences. In addition to the legal, the author draws attention to the need for more in-depth practical and psychological preparation of young specialists, lists the skills, the development of which is of paramount importance in training future correctional officers. So, the author states that in the course of practice provide specific assistance to staff on duty shifts, and not just be limited to the monitoring of their work. The question of psychological preparedness is to act in unusual and sometimes in emergency situations. Also are drawn to the attention of those responsible for training, non-formal approach heads of correctional institutions to undergo the practice of students.
At the end of the article the author provides a exact list of knowledge, skills and abilities, which, in the opinion of the author, should have a young specialist in the field of treatment and supervision necessary for its successful work in practice.
This article will be interesting not only for future specialists in the field of the treatment and supervision, but also to employees of correctional institutions to which these experts will come to work after graduation.
Key words: mode, supervision, convicted, young professionals, the rule of law, corrections, criminal-executive system.
References
1. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo Rossiiskoi Federacii: uchebnik / pod red. I. L. Trunova [Penal law of the Russian Federation]. Under the editorship of I. L. Trunov. Moscow, 2005, 768 p.
2. Gorbunov A. A. Obespechenie bezopasnosti v UIS [Safety in criminal and executive system]. Ryazan, 2013, 149 p.
3. Litvishkov V. M. Psichologiya i pedagogica v professional'noi deyatel'nosti jurista [Psychology and pedagogy in professional activities of lawyer]. Moscow, 2011, 191 p.
4. Artemyev N. S., Morozova U. A. Soblyudenie zakonnosti v sledstvennih izoljatorah FSIN Rossii [Legality observance in pre-trial detention centres of the Federal Penal Service of Russia]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo -Penal law, 2012, no. 1, pp. 43-46.
5. Gornostaev S. V. Reintegrirujushii podhod k professional'nomu razvitiyu sotrudnikov pravoohranitel'nih organov [Reintegrating approach to the professional development of law enforcement officers]. Prikladnaya ju-ridicheskaya psihologiya - Applied legal psychology, 2007, no. 1, pp. 37-43.
6. Kiselyov A. M., Flocha V. M. O problem formirovaniya professional'no-nravstvennyh cennostey budushih sitrudnikov policii [About problems of formation of professional and moral values of the future policemen]. Chelovek : prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2013, no. 2, pp. 121-123.
УДК 343 .2(049.32) АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГРИШКО,
ББК 67.408.0-1 доктор юридических наук, профессор,
Г85 председатель Центрального регионального отделения
Союза криминалистов и криминологов, Уполномоченный по правам человека в Рязанской области
(Правительство Рязанской области) Е-шай: [email protected].
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ А. В. НАУМОВА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ»
Вышел в свет большой многолетний труд известного юриста-криминалиста доктора юридических наук, профессора А. В. Наумова под названием «Преступление и наказание в истории России» [1].
Эту работу в полном смысле слова можно назвать эпохальной. История преступления и наказания в ней охватывается со времен Древнерусского государства (Х-Х1У вв.) и до современного периода.
Автор рассматривает вопросы преступления и наказания во времена Московского государства (ХУ-ХУ1 вв.), абсолютной монархии при Петре I (конец XVII - первая четверть XVIII в.), дворцовых переворотов (вторая половина - середина XVIII в.), правления Екатерины II и Павла III (вторая половина XVIII в.), царствования Александра I (1801-1825 гг.), реформ Александра II (1855-1881 гг.), контрреформы Александра III (1854-1894 гг.), правления Николая II (1855 г. - март 1917 г.), революций 1905-1907 гг. и 1917 г., падения Российской империи, правления Временного Правительства (февраль - октябрь 1917 г.), гражданской войны (октябрь 1917-1921 гг.), Советского государства (1921-1928, 1930-1940 гг.), Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и послевоенного восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.), хрущевской оттепели (1954-1964 гг.), развитого социализма (1964-1985 гг.), перестройки и распада СССР (1985-1991 гг.), постсоветской России (1992-2014 гг.).
В современный период, когда предпринимаются попытки пересмотреть мировую историю в целом и историю России в частности, подтверждается своевременность и актуальность указанного фундаментального труда, тем более, что он основан на задокументированных исторических фактах.
Отличительной чертой рассматриваемой книги является многоаспектность, солидарная криминологическая аргументация. Автор не замыкается на догматическом толковании тех или иных фактов, документов с точки зрения формальной науки уголовного права.
«Обычно под историей понимается история его законодательства и науки. Но дело в том, что такой подход слишком обедняет эту историю. Во-первых,
уголовный закон и уголовно-правовая наука любого исторического периода не могут быть поняты вне характеристики состояния преступности в соответствующем историческом отрезке времени. И в этом смысле оформившийся в отечественном правоведении «развод» уголовного права и криминологии по самостоятельным «квартирам» (самостоятельным отраслям науки) неизбежно привел к однобокости рассмотрения преступления и наказания: у криминологов «занижается» роль уголовно-правового в анализе преступности, а в науке уголовного права - соответственно роль криминологической характеристики преступности. Разумеется, что подлинную картину рассматриваемой проблемы может дать лишь комбинированный подход к ее решению. При этом криминологическая составляющая (данные о состоянии преступности) должна лежать в основе последующей ее уголовно-правовой характеристики (уголовного законодательства), то есть опережать последнее, а не быть приложением к рассмотрению уголовного законодательства. В таком порядке происходит механическое соединение уголовно-правовой и криминологической проблем. В подлинно научном смысле их соотношение должно быть иным», - замечает А. В. Наумов [1, с. 3].
Особо следует отметить позицию автора относительно соотношения криминологии и уголовного права: «Криминологическая составляющая исследования преступления и наказания (данные о состоянии преступности) должна выступать как одно из важнейших социальных оснований социальной обусловленности криминализации тех или иных общественно опасных деяний и объявления их преступными и наказуемыми» [1, с. 3].
Такое умозаключение - бальзам для любого криминолога, тем более когда это звучит из уст представителя уголовно-правовой науки.
Однако автор книги не останавливается на этой констатации, он идет дальше, утверждая, что «криминологический аспект - лишь первая составляющая исторического исследования о преступлении и преступности в России» [1, с. 4].
История науки уголовного права - его другая составляющая. Однако ограничиваться лишь ана-
лизом сугубо доктринальных уголовно-правовых исследований - значит существенно обеднять представление о преступлении и наказании в их историческом развитии. Для полной исторической картины требуется рассмотрение философских основ криминализации и пенализации, отраженных в трудах отечественных философов (от Герцена и Чернышевского до Бердяева и Зиновьева).
Необходимой составляющей (не менее важной, чем предыдущие) являются уголовно-правовые взгляды отечественных писателей, нашедшие отражение в их художественных и публицистических произведениях.
Дело в том, что преступление как центральная категория уголовного права нередко обнажает тайники человеческой души, делает видимой психологию поведения человека. В связи с этим обращение к материалам судебной практики для классической литературы всех времен и народов является не просто обычным, а вполне закономерным. Достаточно вспомнить бессмертные творения Н. В. Гоголя, Ч. Диккенса, Ф. М. Достоевского, Э. Золя, А. С. Пушкина, Ф. Стендаля, Л. Н. Толстого, В. Шекспира и многих других выдающихся писателей. С точки зрения А. В. Наумова, в этом смысле, например, для проникновения в проблему мотива преступления прочтение «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского не менее важно, чем изучение учебников уголовного права и специальной монографической и учебной литературы «точно так же, например, постижение тоталитарной сути советского социалистического уголовного права и уголовной политики от времен Октябрьской революции и Гражданской войны, сталинских репрессий 30-х годов XX века вплоть до так называемой хрущевской оттепели невозможно без внимательного прочтения и изучения книги «Архипелаг ГУЛАГ» - этого настоящего историко-литературного подвига А. И. Солженицына» [1, с. 5].
«Художественная литература (настоящая, большая) - вовсе не служит лишь иллюстрацией к научному пониманию проблемы преступления и наказания. Более того, она может даже обогнать определенные доктринальные представления, в особенности в глубине подходов к социологии преступности. Так, со страниц учебников криминологии 80-х годов XX века преступник предстает перед нами в таком социологическом «обличье»: занимающийся неквалифицированным трудом, скорее холостой, чем женатый, от силы закончивший 7-8 классов, распивающий в подъездах «на троих», по своей «уголовно-правовой» квалификации чаще всего - хулиган, вор или расхититель социалистического имущества. В то же время де-
тективная литература (а также ее интерпретация в кино и на телевидении) даже не очень высокого в художественном отношении уровня рисовала совсем иной портрет преступника: внешне нередко обаятельного, элегантного в одежде, приятного в манерах, с высшим образованием, с достаточно высоким интеллектом и принципиально употребляющего французские коньяки или иное заморское зелье. Вскоре наше общество на своем опыте почувствовало правоту писателя или кинорежиссера, а не ученого-криминолога» [1, с. 5-6].
У нас еще мало, а точнее нет исследований произведений художественной литературы, содержащих уголовно-правовые и криминологические идеи. Достаточно редко можно встретить в рекомендуемой для занятий по данным дисциплинам литературе произведения указанных нами классиков.
А. В. Наумов обращает внимание на весьма существенную деталь художественных произведений, которую следует взять на вооружение криминалистам.
«Как могло случиться, - пишет он, - что авторы не очень серьезных в художественном плане детективов не были вооружены социологическим методом, не изучали уголовную статистику, материалы следственной и судебной практики, не опрашивали находящихся в местах лишения свободы. Все это так. Но это вовсе не значит, что они не использовали социологические методы. Они в известном смысле опередили наших криминологов, потому что, в отличие от них, не абсолютизировали строгие требования социологической науки к репрезентативности изучаемых ими фактов, как не абсолютизировали и источники получения своей информации. Для них неважно было, есть ли необходимые им сведения в официальной информации о преступности, которой располагали наши правоохранительные органы. Наблюдение жизни как таковой, а не через призму признаваемых криминологической наукой материалов, и делало их социологический подход более широким и осмысленным» [1, с. 5-6].
Очень актуальной является тема, затронутая писателем относительно идеологической направленности научного исследования, «самое трудное, с чем неизбежно столкнется любой исследователь (в том числе и автор данной работы) истории преступления и наказания в России, - это проблема идеологической направленности соответствующего исследования. Проще всего пытаться вообще «отречься» от идеологии (призывы к этому в уголовно-правовой науке специалистам известны). Последнее невозможно, так как будет попросту не исторично. Общественные науки в принципе не