ОСНОВЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ИСПАНИИ
СИРЯКОВ Алексей Николаевич, доцент кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России, кандидат юридических наук
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1
E-mail: 643350@mail.ru
Статья посвящена важнейшему документу в сфере пенитенциарной системы Испании — Органическому закону от 26 сентября 1979 г. «Основы исправительных учреждений».
Цель статьи — анализ ключевых положений организации исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. Определена система исправительных учреждений: места предварительного заключения; обычные, открытые и закрытые учреждения, исполняющие уголовные наказания; специальные учреждения. Сформулировано назначение исправительных учреждений: перевоспитание; социальная реинтеграция заключенных; подготовка их к освобождению; оказание им помощи; содержание под стражей; осуществление надзора за задержанными. Установлены организационные, кадровые, материальные основы деятельности исправительных учреждений. Выделены права, обязанности и ответственность субъектов уголовно-исполнительного процесса: лиц, содержащихся в исправительных учреждениях; сотрудников; судьи по надзору за исправительными учреждениями. Обозначены такие основные направления деятельности системы исполнения наказаний, как содержание под стражей и осуществление надзора за задержанными, исполнение лишения свободы, организация труда, обучение и воспитание, исправительный процесс, медицинское обслуживание, религиозная помощь и помощь при освобождении. Изучение опыта правового регулирования и исполнения уголовных наказаний в Испании — стране Европейского Союза создает возможности ознакомления с ее уголовно-исполнительным законодательством, сравнения и внесения предложений по улучшению действующего российского законодательства.
Методы исследования (статистический, сравнительно-правовой, систематизации) позволили сделать вывод о системообразующем характере рассматриваемого Органического закона. Его нормы находят продолжение и развитие в королевских декретах, законах, приказах, инструкциях и циркулярах в области исполнения уголовных наказаний.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, зарубежный опыт, Испания, Органический закон, система исправительных учреждений, пенитенциарный режим, исправление осужденных, помощь при освобождении.
BASES OF THE SPANISH PENAL LEGISLATION
A. N. SIRYAKOV, associate professor at the Department of criminal-executive law of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, candidate of legal sciences
1, Sennaya st., Ryazan, Russia, 390000
E-mail: 643350@mail.ru
The article is devoted to the most important document in the field of the Spanish penitentiary system — the Organic Law of September 26, 1979 "Fundamentals of Correctional Institutions".
The purpose of the article is to analyze the key provisions of the organization of execution of criminal penalties in the form of imprisonment. The system of correctional institutions is defined: places of pre-trial detention; ordinary, open and closed institutions executing criminal penalties; special institutions. The purpose of correctional institutions is formulated: re-education; social reintegration of prisoners; preparation for their release; assistance to them; detention; supervision of detainees. The organizational, personnel, material bases of activity of correctional institutions are established. The rights, duties and responsibility of subjects of criminal-Executive process are allocated: the persons held in correctional institutions; employees; judges on supervision of correctional institutions. The main activities of the penal correction system, such as detention and supervision of detainees, execution of deprivation of liberty, organization of work, training and education, correctional process, medical care, religious assistance and assistance in release, are outlined. The study of the experience of legal regulation and execution of criminal sanctions in Spain, a member of the European Union, creates opportunities to get acquainted with its criminal enforcement legislation, compare and make proposals to improve the current Russian legislation.
Research methods (statistical, comparative-legal, systematization) allowed drawing a conclusion about the system-forming nature of the Organic law under consideration. Its rules are continued and developed in Royal decrees, laws, orders, instructions and circulars on the enforcement of criminal sanctions.
Keywords: penal laws, foreign experience in Spain, the Organic law, the correctional system, the prison regime, rehabilitation of offenders, assistance in the liberation.
DOI: 10.12737/art.2018.6.16
В специализированных изданиях регулярно появляются научные публикации, касающиеся зарубежной практики исполнения уголовных наказаний. Вместе с тем к настоящему времени сохраняется потребность в дополнительном изучении этого вопроса, в особенности европейских пенитенциарных систем. По данным авторитетного Института исследований уголовной политики (ICPR), образованного при Бирбеке — учебном заведении, входящем в структуру Лондонского университета, Королевство Испания среди членов Европейского Союза является государством со значительным уровнем осужденных из расчета на 100 тыс. жителей. Так, если средний уровень на начало 2017 г. для 28 государств — членов ЕС составляет 124 осужденных, то в Испании этот показатель равен 1291. Из числа пяти самых крупных по населению стран ЕС по указанному показателю Испания занимает второе место, уступая лидирующие позиции Великобритании, а среди южных государств Объединенной Европы (Румыния, Португалия, Мальта, Болгария, Франция, Италия, Греция, Республика Кипр, Хорватия, Словения) Испания располагается на третьем месте. Эти статистические сведения в совокупности с довольно развитой пенитенциарной системой Испании без учета Каталонии, состоящей из 68 исправительных центров, 32 центров социальной интеграции, трех специализированных учреждений для содержания осужденных-матерей с детьми до трех лет, двух психиатрических больниц, 56 управлений по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией, и альтернативных мер, позволяют говорить о существовании обширной сферы уголовно-исполнительных отношений, требующей подробной правовой регламентации. В Каталонии располагаются 10 исправительных центров, пять центров социальной интеграции (centre penitencian obert), одно специализированное учреждение для содержания осужденных-матерей с детьми до трех лет и одна психиатрическая больница.
В Испании в области исполнения уголовных наказаний действуют около 30 нормативных правовых документов в виде Органического закона (Ley Orgánica), королевских декретов (Real Decreto), законов (Ley), приказов (Orden), инструкций (Instruccion) и циркуляров (Circular). Однако ввиду отсутствия каких-либо переводов на русский язык таких документов научная общественность и практические работники не только лишены возможности ознакомиться с испанским правовым опытом, но и не могут подвергнуть проверке отдельные утверждения об отсутствии иных, помимо Уголовного кодекса Испании, регламентирующих вопросы испол-
1 См.: Сводка тюремного мира Института исследований уголовной политики (The World Prison Brief the Institute for Criminal Policy Research). URL: http://www.prisonstudies.org/ map/europe (дата обращения: 12.05.2018).
нения уголовных наказаний актов2. Лишь сравнительно недавно стали появляться серьезные работы по данной проблеме3.
Предметом исследования данной статьи выступает характеристика основополагающего правового документа для пенитенциарной системы Испании — Органического закона 1/1979 от 26 сентября 1976 г. «Основы исправительных учреждений» (Ley Orgánica 1/1979, de 26 de septiembre, General Penitenciaria). Указанный Закон явился поворотным моментом в пенитенциарном деле Испании. Он повысил статус правовых норм, в нем содержащихся, оформил систему исполнения уголовных наказаний, обеспечил научную индивидуализацию исполнения наказания, распределив осужденных по степеням4. В нем определяются: цели деятельности учреждений; их виды; основные права и обязанности лиц, находящихся в местах принудительного содержания; общие вопросы пенитенциарного режима; положения об исправлении; помощь при освобождении; полномочия судьи по надзору; основы организации деятельности персонала исправительных учреждений.
Органический закон состоит из семи частей (вводная и I—VI), переходных и заключительных положений. Наибольшее внимание уделено ч. II «Пенитенциарный режим», в которой содержатся главы о труде (ст. 26—35); медицинском обслуживании (ст. 36—40); дисциплинарном режиме, в том числе поощрениях, свиданиях, выездах (ст. 41—53); религиозной помощи (ст. 54); обучении и воспитании (ст. 55—58). Отдельные части Закона также регулируют вопросы исправления, помощи при освобождении, полномочия суда и сотрудников.
Ознакомление с текстом Органического закона позволяет сформулировать следующие правовые установления.
Во-первых, Законом определяется система исправительных учреждений (ИУ): места предварительного заключения; учреждения, исполняющие наказания; специальные учреждения. Места предварительного заключения (establecimientos de preventivo) предназначены для содержания задержанных и арестованных лиц, а также осужденных, срок наказания которых не превышает шести месяцев. Учреждения, исполняющие наказание (establecimientos de
2 См., например: Багреева Е. Г., БагрееваЕ. В., Зульфугар-заде Т. Э. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран: срав -нительный анализ (уголовно-исполнительная компаративистика целей и задач): учеб. пособие / под общ. ред. Е. Г. Ба-греевой. М., 2011.
3 См.: ТепляшинП. В. Европейские пенитенциарные системы: монография. М., 2018.
4 См.: Fernández Bermejo D. El sistema de ejecución de condenas en España: el sistema de individualización científica // Estudios penales y criminológicos. 2015. No. 35. P. 127.
cumplimiento de penas), для мужчин и отдельно для женщин представлены в трех видах: обычные, открытые и закрытые. В них отбывают уголовные наказания лица в зависимости от степени их исправления. Так, осужденные, отнесенные к второй и третьей степеням исправления, отбывают наказание в учреждениях с обычным режимом и учреждениях с открытым режимом. В учреждениях с закрытым режимом находятся осужденные, которых отнесли к первой степени исправления, т. е. крайне опасные или неспособные к адаптации в других учреждениях люди, исследование личности которых свидетельствует о наличии аномалий или недостатков. Законом также допускается создание в рамках учреждения с одним режимом изолированных отделений, функционирующих в ином режиме. Например, в учреждении обычного режима может создаваться отделение, функционирующее как учреждение закрытого режима, отделения для женщин, несовершеннолетних. Специальные учреждения (establecimientos especiales) предназначены для социальной поддержки и представлены больницами, психиатрическими больницами, центрами социальной реабилитации. Последние не следует путать с центрами социальной интеграции — Centros de Inserción Social (CIS), одной из разновидностей ИУ с открытым режимом, самостоятельных или существующих при исправительных центрах, в которых также отбываются наказания, не связанные с изоляцией от общества.
Во-вторых, Законом формулируется назначение исправительных учреждений, устанавливаются организационные, кадровые, материальные основы их деятельности.
Целями деятельности ИУ являются перевоспитание, социальная реинтеграции заключенных, подготовка их к освобождению, оказание им помощи, а также содержание под стражей и осуществление надзора за задержанными. Указанные цели обеспечиваются работой специально обученного персонала, должностные лица которого являются государственными служащими. Кроме того, в учреждениях работают врач-терапевт, обладающий знаниями в области психиатрии, врач-стоматолог и соответствующий вспомогательный персонал, а также специалисты, задействованные в процессе исправления, в том числе представители общественных организаций. Для создания надлежащих условий исправления в ИУ устанавливается соответствующий режим, предполагающий различные степени ограничений.
Лица, находящиеся в ИУ, содержатся в индивидуальных камерах, при этом допускается временное коллективное размещение, в том числе на период лечения. Вне зависимости от этого данные помещения должны удовлетворять требованиям гигиены и быть оборудованы таким образом, чтобы площадь, вентиляция, освещение и водоснабжение соответствовали
климатическим условиям местности. В каждом ИУ не должно размещаться более 350 человек.
Для осуществления своей деятельности в учреждении имеются: медицинский пункт с достаточным числом кроватей, оснащенный медицинским оборудованием, инструментами, лекарствами первой необходимости и стоматологическими препаратами; помещение, предназначенное для психиатрического наблюдения и работы с наркоманами; блок для инфекционных больных; помещение, оснащенное необходимым оборудованием для акушерства, лечения беременных женщин и приема срочных родов — в учреждениях или отделениях для женщин; помещение для детского сада — в учреждениях, где содержатся матери с детьми, не достигшими трех лет; библиотека, оснащенная книгами; школа; места для занятий спортом и отдыха, спортивные площадки; мастерские; парикмахерская; столовая; помещения для краткосрочных и длительных свиданий; иные помещения.
При поступлении лица в учреждение проводится его распределение с учетом пола, возраста, эмоциональности, образования, физического состояния и психического здоровья и др. В связи с этим осуществляется разделение: мужчин от женщин; несовершеннолетних от взрослых; задержанных, заключенных под стражу, от осужденных и в обоих случаях от лиц, повторно совершивших преступление; имеющих болезни, физические или умственные недостатки от здоровых; заключенных под стражу, осужденных за умышленные преступления от тех, кто совершил преступление по неосторожности.
В учреждениях устанавливается распорядок дня, в котором время распределяется так, чтобы обеспечивать восемь часов ночного отдыха, а также время на удовлетворение духовных, физических потребностей, исправительное воздействие, осуществление культурных и трудовых прав. Лица, содержащиеся в учреждении, бесплатно обеспечиваются туалетными принадлежностями, необходимыми для ежедневного использования, а женщины — предметами, необходимыми для интимной гигиены, им предоставляется питание с учетом философских и религиозных убеждений, а также каждый час питьевая вода.
В-третьих, Органическим законом закреплены отдельные права, обязанности и ответственность лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Устанавливается, что деятельность ИУ осуществляется при соблюдении законных прав и интересов личности, без каких-либо различий по признаку расовой принадлежности, политических взглядов, религиозных убеждений, социального статуса и других обстоятельств аналогичного характера. К числу этих прав относятся: право на жизнь, неприкосновенность и здоровье; гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права; право на участие в выборах, за исключением тех, что несовместимы с
целью заключения или наказания; право называться собственным именем; право носить свою одежду при условии, что она соответствует погодным условиям и лишена всех элементов, которые могут повлиять на достоинство осужденного; право на получение книг, газет и журналов, находящихся в свободном обращении, но с ограничениями, связанными с потребностью в индивидуальном исправлении, по предварительному мотивированному разрешению группы наблюдения исправительного учреждения; право на предоставление информации, в том числе о режиме учреждения, своих правах и обязанностях, дисциплинарных правилах и способах подачи прошений, жалоб или средств защиты; право на краткосрочные свидания, в том числе общение с адвокатом, прокурором, которое проводится в соответствующих кабинетах и не может приостанавливаться или контролироваться иначе как по постановлению судьи или по делам о терроризме (в таких же условиях, но по предварительному заявлению может быть разрешено общение с аккредитованными специалистами, связанными с деятельностью социальных работников, священнослужителями, однако это общение может прослушиваться в форме, установленной Регламентом исправительных учреждений); право на длительные свидания с родственниками; право на религиозную свободу; право участвовать в органах управления создаваемых при учреждении кооперативов; право на выезды в случае смерти или тяжелой болезни родителей, супруга, детей, братьев, сестер и других лиц, тесно связанных с заключенным, родов жены, равно как иных важных и подтвержденных оснований, а также право на выезд до семи дней при подготовке к жизни на свободе, а всего до 36 или 48 дней в году к заключенным второй и третьей степени соответственно при условии отбытия ими четвертой части приговора и отсутствии нарушений; право помощи при освобождении; право на поощрение и др.
Среди обязанностей устанавливаются следующие: находиться в учреждении в распоряжении органа, ко -торый назначил содержание под стражей или исполнение приговора, вплоть до момента освобождения; соблюдать правила внутреннего распорядка, регламентирующие жизнь учреждения; отбывать все дисциплинарные наказания; поддерживать нормальные отношения, уважение и внимание со служащими пенитенциарных учреждений и судебных органов как в пределах тюремных учреждений, так и вне их во время перемещения; придерживаться правильного поведения с другими заключенными; трудиться в соответствии со своими физическими и психическими особенностями.
К мерам дисциплинарных взысканий относятся: изоляция в камере на срок более 14 дней; изоляция, превышающая семь выходных; лишение разрешения на выезд свыше двух месяцев; ограничение телефонных переговоров до минимума, предусмотренного
Регламентом, на срок не более месяца; лишение прогулки и отдыха в местах общего пользования, если это совместимо с физическим и психическим здоровьем заключенного, на срок не более месяца; выговор. К виновным в двух или более нарушениях, по возможности одновременно, применяются дисциплинарные меры, связанные с каждым нарушением. Если одновременное их исполнение невозможно, то они исполняются по порядку, соответствующему тяжести дисциплинарных мер. При этом предельное время их исполнения не может превышать тройного периода времени, соответствующего самому серьезному нарушению, или 42 дням подряд в случае изоляции в камере.
Важно отметить, что несмотря на закрепление прав осужденных, практике исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы известны случаи нарушений их прав. В отчете испанского омбудсмена за 2017 г. представлена информация о пытках и жестоком обращении сотрудников пенитенциарной администрации по отношению к спецконтингенту. В частности, омбудсмену поступило семь жалоб (5% от всех обращений), в которых назывались случаи избиения лежащих на полу осужденных, привязывания их к кровати без матраца и т. п. Народный защитник указывает на трудности в расследовании подобных инцидентов. В силу этого в отчетном периоде лишь семь бывших государственных служащих отбывали уголовное наказание за жестокое обращение и пытки, а девять — за нападения, угрозы и оскорбления5. СМИ Испании также придали широкой огласке информацию Комитета по предупреждению пыток ООН о злоупотреблении сотрудниками пенитенциарной администрации этой страны наказанием в виде механического удержания осужденных (например, привязывание ремнями из ткани к кровати за лодыжки или запястья лицом вверх или вниз). Среди зафиксированных случаев указывается пример связывания осужденного в течение 84 часов и 15 минут; в течение этого периода он справлял нужду в свою одежду6. Отсюда можно сделать вывод о наличии фактов пыток осужденных в испанских пенитенциарных учреждениях со стороны персонала. Однако они не носят массового характера, как это имеет место в России на примере серии уголовных дел, возбужденных в 2018 г. в отношении сотрудников ИУ.
5 См.: Mecanismo Nacional de Prevención Supervisión de lugares de privación de libertad en España, de acuerdo con el Protocolo facultativo a la Convención de las Naciones Unidas contra la tortura y otros tratos o penas crueles, inhumanos o degradantes (OPCAT): Informe anual 2017. Madrid, 2018. P. 266— 279.
6 См.: Rodríguez-Pina G. El Comité de Prevención de la Tortura denuncia la práctica de atar a los presos en las cárceles españolas // El Pais. 2017. 16 nov. URL: https://elpais.com/politica/2017/11/16/ actualidad/1510826787 208952.html.
В-четвертых, Законом обозначены основные направления деятельности исправительных учреждений: организация труда, обучение и воспитание, исправительный процесс. Труд является оплачиваемым, обязательным, признается основным элементом в процессе исправления и организуется в следующих формах: профессионально-техническое обучение, которому администрация отдает предпочтение; самообразование и образование, производственная занятость в кооперативе; профессиональная занятость; помощь персоналу учреждения в качестве подсобного рабочего; интеллектуальное и художественное ремесло. Законом предусматриваются случаи, при наступлении которых лицо может быть освобождено от выполнения трудовых функций.
Обучение и воспитание осуществляется в школах (очно) и в университетах (дистанционно), а также посредством библиотечного обслуживания. В школе осуществляется обучение неграмотных несовершеннолетних и молодежи. Обучение на занятиях в учреждении производится в соответствии с действующим законодательством в области образования и профессиональной подготовки. В целях обеспечения осужденным доступа к высшему образованию пенитенциарная администрация подписывает предварительные соглашения с системой образования и своевременно соответствующие соглашения с государственными университетами. Чаще всего такие соглашения заключаются с Национальным университетом дистанционного образования. Содержащиеся в исправительных учреждениях могут пользоваться как стационарной библиотекой, так и передвижными библиотеками, созданными администрацией ИУ или организацией частных лиц с той же целью.
Особое внимание в Органическом законе уделено исправлению, которое заключается в комплексе мероприятий, посвященных перевоспитанию и социальной реинтеграции осужденных. Исправление направлено на формирование осужденного как гражданина, способного жить, соблюдая уголовный закон. С этой целью в учреждениях предпринимаются усилия, насколько это возможно, для развития уважительного отношения и ответственности к себе, своей семье, ближнему, обществу в целом. Важно, что процесс исправления направлен на личность каждого. Для этого еще в момент нахождения под следствием в отношении каждого лица проводится комплекс мероприятий по изучению его личности. После оглашения приговора формируется информация о криминологическом типе осужденного, диагностируется преступный потенциал и социальная приспосабливаемость, осужденного распределяют к одной из трех степеней исправления, в соответствии с которой назначается исправительное учреждение. В учреждении разрабатывается план исправления, и каждые шесть месяцев происходит новое распределение осужденных в зависимости от прогресса или
регресса в исправлении. Для исправления определенных групп заключенных организуются центры с соответствующими программами, основанными на принципах терапевтического сообщества. При осуществлении исправления внимание уделяется организации сеансов группового психолого-педагогического и психотерапевтического консультирования, а также проведению поведенческой терапии и процедур, направленных на изменение системы отношений заключенного — от неблагоприятных и негативных к абсолютному уважению личности. В программу исправления интегрируются программы обучения и повышения квалификации субъектов, которые нуждаются в переподготовке. Завершается исправление осужденного изданием заключительного отчета-прогноза, в котором отражаются результаты, достигнутые в ходе исправления, и суждение о вероятности будущего поведения субъекта на свободе, что учитывается при условно-досрочном освобождении. Интересно, что указанные законодательные положения вызывают сомнения в среде испанских ученых. Отмечается, что цели исправления и ресоциализации в условиях лишения свободы полностью не достигаются. По этой причине судами назначаются уголовные наказания, не связанные с изоляцией преступника: общественные работы (работа на благо общины), штрафы, арест в выходные дни и другие7.
За всем процессом исполнения уголовного наказания наблюдает судья по надзору, полномочный рассматривать и разрешать заявляемые участниками уголовно-исполнительных отношений ходатайства.
Таким образом, рассматриваемый Органический закон раскрывает главные вопросы организации системы исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в Испании. Определяет систему ИУ, формулирует их назначение, устанавливает организационные, кадровые, материальные основы их деятельности, закрепляет права, обязанности и ответственность субъектов, исполняющих и отбывающих наказание. Большинство специалистов положительно оценивают данный Закон, называя его самым крупным событием за последние десятилетия, указывая, что принятый почти 40 лет назад документ не утратил своей актуальности и способности адаптироваться к изменяющейся социальной, политической и экономической реальности8. Отметим, что значительная часть правовых документов в сфере исполнения уголовных наказаний, действующих в Испании в настоящее время, принята в развитие положений данного Закона. Однако наибольшая детализация и
7 См.: LópezMeleroM. Evolución de los sistemas penitenciarios y de la ejecución penal // Anuario de la Facultad de Derecho. 2012. No. 5. P. 441.
8 См.: Sancha Diez J. P. Derechos fundamentales de los reclusos: tesis doctoral. Madrid, 2017. P. 90.
развитие идей Закона содержатся в Королевском декрете 190/1996 от 9 февраля 1996 г. «Об утверждении Регламента исправительных учреждений» (Real Decreto 190/1996, de 9 de febrero, por el que se aprueba el Reglamento Penitenciario).
Дальнейшие исследования правового регулирования исполнения уголовных наказаний в Испании необходимы не только с познавательной точки зрения, но и в связи с необходимостью дальнейшего изменения отечественного уголовно-исполнительно-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
го законодательства в сторону его улучшения. В настоящее время страны — участницы СНГ проводят активную работу по обновлению уголовно-исполнительного законодательства, заимствуя при этом опыт правового регулирования исполнения уголовных наказаний членами Европейского Союза, и Российская Федерация может пойти по тому же пути, воспринимая лучшие и эффективные способы организации и осуществления уголовно-исполнительной деятельности.
Fernández Bermejo D. El sistema de ejecución de condenas en España: el sistema de individualización científica // Estudios penales y criminológicos. 2015. No. 35.
López Melero M. Evolución de los sistemas penitenciarios y de la ejecución penal // Anuario de la Facultad de Derecho. 2012. No. 5.
Mecanismo Nacional de Prevención Supervisión de lugares de privación de libertad en España, de acuerdo con el Protocolo facultativo a la Convención de las Naciones Unidas contra la tortura y otros tratos o penas crueles, inhumanos o degradantes (OPCAT): Informe anual 2017. Madrid, 2018.
Rodríguez-Pina G. El Comité de Prevención de la Tortura denuncia la práctica de atar a los presos en las cárceles españolas // El Pais. 2017. 16 nov. URL: https://elpais.com/politica/2017/11/16/actualidad/1510826787_208952.html.
Sancha Díez J. P. Derechos fundamentales de los reclusos: tesis doctoral. Madrid, 2017.
Багреева Е. Г., Багреева Е. В., Зульфугарзаде Т. Э. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран: сравнительный анализ (уголовно-исполнительная компаративистика целей и задач): учеб. пособие / под общ. ред. Е. Г. Багреевой. М., 2011.
Сводка тюремного мира Института исследований уголовной политики (The World Prison Brief the Institute for Criminal Policy Research). URL: http://www.prisonstudies.org/map/europe.
Тепляшин П. В. Европейские пенитенциарные системы: монография. М., 2018.
О