часто дают по тому же принципу: «Не знаю, но, мне кажется...», «Звонок другу», «Помощь зала» и т. д. К сожалению, наши дети с введением ЕГЭ разучились аналитически мыслить, разучились говорить».
Единого «госа» все еще нет. Только в 2009-м Единые госы станут обязательными для всех российских выпускников и по всем 12 предметам. А пока есть эрзац-ЕГЭ. Кроме русского языка выпускники-2007 сдавали обязательные алгебру и литературу, а также два предмета по выбору. Но тут применимы «традиционные» формы. Причем повсеместно. То есть - в своей школе, своему учителю.
В сущности, затея с ЕГЭ - это ярко выраженный министерский вердикт недоверия школьному учителю. Но антикоррупционная составляющая оказалась мизерной. В Интернете вы без труда найдете сайт, предлагавший тест, текст вчерашнего Единого государственного экзамена по цене, сопоставимой со стоимостью теста в американском университете. Сервис на уровне информа-
ционного века: «Все наши клиенты получат доступ к Wap и sms-поддержку для списывания ответов с экрана мобильного телефона».
Еще один элемент профанации. Раньше у выпускника школы был единственный документ об образовании, тот самый «аттестат зрелости». Теперь буде два - еще и свидетельство о сдаче ЕГЭ в баллах от 100. Почти официально признано, что сотни не наберет никто. Поэтому баллы будут как-то трансформировать в общечеловеческие «пятерки», «четверки» или на худой конец, «тройки».
Но вот еще потрясающая деталь - система + 1! Говорят, временная. Это значит, что в борьбе с ЕГЭ и аттестата побеждает высшая оценка. Тогда, по логике от противного, двойку на Едином го-сэкзамене получить невозможно! В родной школе уж как-нибудь да натянут трояк! И он победит инновацию министра Фурсенко. А что до бумажки с высчитанными компьютером баллами, то, как сказал однажды Эрасту Фандорину Никита Михалков: «Засуньте его себе... в портмоне!»
М. Б. Гитман, Е. К. Гитман, Н. Н. Матушкин
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА В АСПИРАНТУРУ В УСЛОВИЯХ ДВУХСТУПЕНЧАТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Участвуя в Болонском процессе, Россия уверенно входит в мировое образовательное сообщество [1]. На этом пути должен быть осуществлен переход на двухступенчатую (бакалавриат и магистратура) систему подготовки в сфере высшего образования. Один из сложнейших вопросов, возникающих в связи с этим, касается организации приема в аспирантуру [2].
В российских вузах процесс поступления в аспирантуру отлажен и действовал долгие годы практически в неизменном виде. Все просто и понятно: специалист с высшим образованием имел право поступления в аспирантуру, в то время как человек, не получивший высшего образования, такого права был лишен.
Следует отметить, что во многих вузах исторически сложилась следующая практика. Ученый, к которому будет прикрепляться аспирант, по существу, сам выбирает претендента, с которым он хотел бы работать. Чаще всего это
студент, который какое-то время занимался под его научным руководством. Конкурс в аспирантуру в подобном случае превращается в формальность, а вступительные экзамены как орудие отбора не работают. Возможно, это не худший вариант, т.к. в аспирантуру принимают человека, имеющего некоторый опыт научной работы. Но и не лучший, поскольку при таком подходе многие способные выпускники остаются за бортом.
Пока система высшего образования оставалась одноступенчатой, прием в аспирантуру осуществлялся по традиционной схеме. Проблемы усугубились, когда ступеней стало две, а выпускник официально получает диплом о высшем образовании после окончания не только магистратуры, но и бакалавриата. Итак, бакалавр, как человек с высшим образованием, имеет полное право поступать в аспирантуру Заметим, что при этом он имеет преимущество перед магистром
66
© М. Б. Гитман, Е. К. Гитман, Н. Н. Матушкин, 2008
в виде выигрыша по времени в год или два. Однако многие специалисты довольно скептически расценивают возможность его приема: у бакалавра недостаточно знаний для обучения в аспирантуре. Значит, путь только один - бакалавриат, затем магистратура и только потом аспирантура. Получается, что с точки зрения научной карьеры бакалаврское высшее образование - это образование второго сорта, не вполне или недостаточно высшее. Как-то не очень логично. Вот и возникла проблема, как в условиях двух-ступенчатости высшего образования организовать прием в аспирантуру.
Для того чтобы не изобретать велосипед, стоит обратиться к опыту стран, в которых такая структура высшего образования - норма, а проблема отбора кадров для будущей научной карьеры успешно решена. Одной из таких стран являются США.
Известно, что к научным сотрудникам высшей квалификации в России относят кандидатов и докторов наук, а в большинстве западных стран, включая США, к этой категории относят только докторов философии (Ph.D.). Подготовка Ph.D. ведется через докторантуру (Ph.D. degree program).
Приведем несколько примеров.
1. University of Illinois at Urbana-Champaign, Department of Materials Science and Engineering
[3]. Требования при поступлении в докторантуру здесь следующие:
- претендент должен иметь степень бакалавра или магистра по естественным или техническим наукам;
- так называемый Grade Point Average (GPAA) должен быть не ниже, чем 3.0 по 4-балльной шкале; GPA - это, с некоторой долей приближения, средний балл по предметам, указанным в приложении к диплому;
- должны быть представлены результаты Graduate Record Examination (GRE), при этом минимально допустимый балл GRE не оговаривается; GRE - это стандартизованный общеамериканский тест, который сдают студенты, желающие продолжить свое образование на уровнях, следующих после бакалавриата;
- три рекомендации.
В этом же университете кафедра статистики
[4] предъявляет дополнительное требование: к моменту поступления на программу Ph.D. студенты должны пройти следующие курсы:
Calculus, Linear Algebra, Advanced Calculus or Real Analysis, Statistics and Probability I & II, Computer programming language. Однако это требование не жесткое, и допускается прохождение каких-либо из этих курсов уже в процессе обучения в докторантуре.
2. College of Pharmacy of the Medical University of South Carolina. При поступлении на программу Ph.D. на кафедре фармацевтических наук [5] студент должен иметь как минимум степень бакалавра по химии, биохимии, физиологии, биологии или фармацевтике. К моменту поступления в докторантуру вне зависимости от специализации должны быть пройдены следующие курсы: Human Physiology, Mathematics (Calculus или выше), Chemistry (Analytical, Organic, and Physical), Medicinal Chemistry, Pharmacology, Pharmaceutics, Pharmacokinetics.
Кафедра биостатистики, биоинформатики и эпидемиологии этого же университета требует от поступающих в докторантуру обязательного наличия степени магистра [6].
3. Интересный вариант требований предъявляет Florida A &M (Agricultural And Mechanical) University and Florida State University (FAMU-FSU), College of Engineering, Department of Chemical and Biomedical Engineering [7]:
- студент, как минимум, должен изучить основные курсы (core courses [8]) магистерской программы, при этом обязательное наличие магистерской степени не оговаривается;
- GPA должен быть не менее 3.3 из 4.0;
- перед поступлением студент должен успешно сдать кафедральный Ph.D. - квалификационный письменный экзамен (в большинстве университетов подобный экзамен сдается в первом, втором или даже третьем семестре обучения в докторантуре).
4. West Virginia University, College of Engineering and Mineral Resources. При поступлении в докторантуру кафедры Mechanical and Aerospace Engineering [9] требуется, чтобы специализация предшествующего образования совпадала со специализацией Ph. D. программы. При этом в зависимости от уровня подготовки предлагаются различные требования для поступающих на программу Ph.D.
Для магистров: GPA должен быть не менее 3.3 из 4.0; три рекомендации; сдача GRE не является обязательной, но приветствуется; высо-
кий результат GRE при прочих равных условиях дает студенту преимущество при поступлении в докторантуру.
Для бакалавров: GPA должен быть не менее 3.5 из 4.0; три рекомендации; сдача GRE является обязательной, причем установлены жесткие минимальные уровни результатов по каждой из секций этого теста (языковой, вычислительной, аналитическим).
5. Довольно простые на первый взгляд требования к поступлению на программу Pb.D. предлагает, как это ни странно, Гарвардский университет. При подаче документов, например, в докторантуру Harvard Business School [10] студенту достаточно представить диплом бакалавра по любой специальности, три рекомендации, а также результаты стандартизированного теста Graduate Management Admission Test (GMAT), который является аналогом GRE для бизнес-школ. И это все. Но при конкурсе более 600 человек на 20 мест (данные 2005 г.) можно себе представить уровень академических успехов, продемонстрированный студентами и подтвержденный рекомендующими. В частности, результаты GMAT студентов, принятых в докторантуру harvard Business School, входят в 10% лучших результатов среди тех, кто одновременно с ними сдавал этот экзамен где бы то ни было еще. Кстати, в 2006 г. из 21 человека, принятого на программу Ph.D., 12 имели степень бакалавра [10].
Анализируя вышеизложенные примеры, можно сделать некоторые выводы по поводу приема в докторантуру.
Первое и, пожалуй, главное. Нет единой, жестко установленной системы правил приема на Ph.D. degree program. Каждый университет, колледж и даже кафедра внутри колледжа может установить свои правила.
Второе. Зачисление в докторантуру возможно и при наличии только степени бакалавра.
Третье. Далеко не все вузы выдвигают требование соответствия профиля специальности, полученной на предыдущем этапе, профилю искомой программы Ph.D.
Четвертое. При поступлении на Pb.D. degree program чаще всего требуется предоставление результатов стандартизированного теста.
Пятое. При решении вопроса о приеме кандидата в программу большое внимание уделяется рекомендациям.
Шестое. Даже в таких, достаточно нежестких, условиях имеет место индивидуальный подход к рассмотрению каждого заявления. Он может заключаться в рассмотрении вопроса об эквивалентности прослушанных курсов и возможности их перезачета, в организации изучения недостающих курсов уже при обучении в докторантуре, в решении проблемы «смежности» программ и т.п.
Остается открытым вопрос о различной степени подготовленности поступивших в докторантуру бакалавров и магистров. С нашей точки зрения, в американских вузах он решен достаточно удачно. Здесь также возможны варианты. В некоторых университетах это различие просто не принимается во внимание, при организации процесса обучения в докторантуре разница степеней принятых бакалавров и магистров формально не учитывается. К таким университетам относится, в частности, Harvard University. Так, на кафедре математики декларируется, что единственное отличие, которое будет иметь PhD-студент при наличии у него степени магистра, это то, что он имеет лучшую степень подготовленности к квалификационному экзамену [11].
В других случаях для того, чтобы нивелировать разницу в уровне подготовки принятых бакалавров и магистров, процесс обучения в докторантуре для них организован по-разному. Здесь следует иметь в виду, что, обучаясь в докторантуре в американских вузах, PhD-стуцент должен прослушать определенный набор курсов, а также выполнить исследование и написать диссертацию (thesis). И то и другое измеряется кредитами, которые являются количественным эквивалентом объема проделываемой работы, а значит, и затрачиваемого времени.
Во многих университетах при организации обучения по программе Ph.D. предполагается, что суммарное количество кредитов, заработанных за все время обучения в докторантуре, будет разным для студента, поступившего со степенью магистра, и для студента со степенью бакалавра. Так, например, в University of Illinois at Urbana-Cbampaign, чтобы получить степень Ph.D. на кафедре Materials Science and Engineering, студент, имеющий при поступлении степень бакалавра, должен заработать 96 кредитов. Из них 48 отводится на изучение определенных курсов и 48 - на работу над диссер-
тацией. Студент, имеющий при поступлении степень магистра, должен заработать 24 кредита за курсовую работу, и 40 ему отводится на диссертацию [3]. В этом же университете, чтобы получить степень Pb.D. на кафедре Mechanical Science and Engineering, бакалавр должен набрать 56 кредитов при изучении определенных дисциплин и 40 кредитов при работе над диссертацией, а магистр соответственно 32 и 32 кредита [12]. Приведем еще один пример. В University of Alabama in Huntsville, Civil and Environmental Engineering Department соотношение следующее: бакалавр должен набрать 48 кредитов за курсовую работу и 24 за диссертационное исследование, магистр - 24 и 18 кредитов соответственно [13].
Выскажем предположение, что есть определенная зависимость между конкурсом на программу Ph.D. и способом организации процесса обучения в докторантуре. В ведущих университетах нет никакого смысла в организации разной траектории обучения по программе Ph.D. для бакалавров и магистров, т.к. в условиях огромного конкурса будут приняты такие студенты, которые просто не будут нуждаться в выравнивании уровня их подготовки вне зависимости от имеющейся у них при поступлении степени. В университетах, где конкурсы меньше, а стало быть, и уровень подготовки поступающих ниже, разная организация обучения в докторантуре для бакалавров и магистров вполне целесообразна.
Кстати говоря, интересны подходы к получению степени магистра в тех университетех, где ее наличие не является обязательным условием поступления на программу Ph.D. В некоторых университетах получение магистерской степени является обязательным условием прохождения программы Ph.D., в других университетах этого не требуется. Однако магистерскую степень можно получить, так сказать, «попутно» [10, 11]. Речь идет об организации обучения по дуальной программе, предполагающей получение степеней магистра и доктора философии одновременно. Подробно вопрос о дуальных программах был рассмотрен авторами в работах [2, 8].
Как мы видим, не только в различных университетах, но даже внутри одного университета на разных кафедрах нет единых требований по организации процесса обучения по программе Ph.D.
***
Возвратимся к российским реалиям. Очевидно, что правила поступления в аспирантуру будут меняться. В связи с этим попробуем разобраться, какими качествами должен обладать будущий аспирант, а значит, какие критерии имеет смысл положить в основу конкурсного отбора в аспирантуру. Хотелось бы высказать следующие предположения.
Во-первых, нам важно, чтобы будущий аспирант обладал вполне определенными профессиональными знаниями. Эти знания он может получить при изучении соответствующих учебных дисциплин на этапе предшествующей подготовки. Кафедре, открывающей аспирантуру по какой-либо специальности, следует разрешить самостоятельно определить необходимый минимальный перечень учебных дисциплин, которые будущий аспирант должен изучить к моменту поступления. В этом перечне обязательно должно быть указано минимально допустимое количество часов, отведенное на изучение каждого предмета. При приеме в аспирантуру необходимо проанализировать диплом претендента или, вернее, приложение к диплому на предмет изучения им этих предметов. При этом возможно рассмотрение эквивалентов соответствующих дисциплин, поскольку сейчас под несколько отличающимися друг от друга названиями может скрываться примерно одинаковое содержание. В случае несовпадения названий предметов студенту следует представить не только академическое приложение к диплому, но и программу Соответствующих дисциплин.
Мы считаем, что необходимо принимать во внимание не только факт изучения требуемых предметов, но и уровень их усвоения, который определяется оценками. Здесь возможны варианты: можно обращать внимание на оценки по всем предметам, а можно учитывать оценки только по тем; которые вошли в список, отобранный кафедрой. Для того чтобы было легко ранжировать поступающих, имеет смысл принять средний балл. Его можно посчитать двумя способами. В первом случае средний балл определяется как частное от деления суммы оценок по предметам на число этих предметов. Во втором средний балл подсчитывается так: сумму произведений оценок за каждый предмет на число часов, отведенное на этот предмет, делят
на сумму часов, затраченных на изучение всех предметов. Считаем второй способ более точным. Именно по такой методике рассчитывается GPA (только вместо часов - кредиты).
Если кафедра будет иметь право определять список минимально необходимых предметов, то при приеме в аспирантуру, по большому счету, становится неважным установление уровня, на котором студент изучил эти предметы и какую степень соответственно получил к моменту поступления (бакалавр, магистр или специалист). Также уходит с первого плана вопрос о формальном соответствии специальности, полученной претендентом на предыдущем этапе обучения, профилю аспирантуры. Главным становится вопрос о содержании и уровне усвоения изученных предметов. То есть важны не формальные записи в дипломе, а фактические знания студента. Если же студентом не изучены какие-либо дисциплины из необходимого списка или не хватает часов по каким-либо из них, то это его дело, где, как и когда он доберет необходимое. Вузы, в свою очередь, могут в этом отношении помочь студенту - через систему дополнительного образования, дистанционное обучение, экстернат. В рамки рассмотренного выше дуальная программа «магистр - кандидат наук» вписывается очень органично. Ее внедрение позволит повысить эффективность аспирантуры и одновременно снизить время и затраты на подготовку научных кадров [2, 8].
Перейдем ко второму комплексу характеристик, которые нужно оценить у будущего аспиранта. Это навыки, необходимые при обучении в аспирантуре. Мы говорим именно о навыках, т. е. о практически автоматическом умении применять имеющиеся знания. А это значит, что проверке должны подлежать не только знания, которые человек использует при выполнении каких-то действий, но и скорость их выполнения. Таким образом, задания на проверку соответствующих навыков должны быть выполнены не просто правильно, а быстро и правильно. При этом уровень сложности заданий определяется из минимально необходимого, а не максимально возможного, как практикуется в нашей системе оценивания. Другими словами, не одно задание на 3 часа, а 60 заданий на 60 минут. Именно так мы оценим навыки, а не только знания. В этом кардинальное отличие существующих приемных экзаменов от стандарти-
зированного тестирования, которым мы и предлагаем их заменить.
Разработка таких тестов - чрезвычайно сложная задача. Для начала следует определить предметные области, которые должны быть покрыты этими тестами. Мы считаем, что это обязательно должен быть русский язык, поскольку аспиранту предстоит написать большое количество материалов (статьи, отчеты, диссертация и т. д.), а значит, навык владения грамотной письменной речью очень важен. Следующая область - это английский язык как язык международного научного общения. Совершенно необходима оценка вычислительных навыков (арифметических, алгебраических, статистических и т. п.). Мы считаем, что эти навыки необходимы аспирантам, занимающимся как точными, так и гуманитарными науками. И наконец, аналитические навыки. Этот раздел на уровне теста формализовать сложнее всего. Возможно, это могут быть несколько небольших научных текстов, сопровождаемых соответствующими вопросами. Или задание на написание короткого аналитического эссе на заданную тему. Необходимо отметить, что вариант с эссе значительно усложнит проверку, потребует большего времени и привлечения экспертов, в то время как весь экзаменационный комплекс без эссе может быть проверен моментально в машинном режиме. В этот тестовый комплекс может войти раздел для проверки специфических профессиональных навыков, соответствующих специализации аспирантуры. По существу, предложенная структура тестового комплекса близка экзамену GRE. Для справки: каждый такой экзамен содержит не одну сотню вопросов, но сдается за один подход с фиксированным и очень небольшим временем, отведенным на каждую секцию. Длительность экзамена - около 4-5 часов. На первый взгляд, задания, предлагаемые американскими стандартизированными тестами, не очень сложны, однако, обладая только знаниями, а не устойчивыми навыками, невозможно получить приличный результат.
Наконец, третье, что следует рассмотреть, принимая решение о приеме в аспирантуру, -это личностные качества претендента. А именно - творческий потенциал, трудолюбие, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, кругозор, интерес к научным исследованиям, энтузиазм, самостоятельность,
умение работать в команде, умение принимать решения и т. д. и т. п. С одной стороны, хотелось бы, чтобы будущий аспирант обладал этими качествами и пришел в аспирантуру по велению сердца, а не потому, что аспирантура -удобный способ избежать призыва в армию. С другой стороны, эти характеристики практически не обладают никаким количественным выражением, не фиксируются в дипломе и не могут быть проверены экзаменом или стандартизированным тестом. Мы считаем, что единственный способ фиксации этих характеристик
- это рекомендации. Для объективности их требуется не менее двух, а лучше три Рекомендации могут давать только люди знающие претендента в течение достаточно длительного времени, а значит, имеющие возможность оценить его личностные качества. Очевидно, что как только рекомендации превратятся в инструмент конкурсного отбора в аспирантуру, рекомендующие начнут более ответственно относиться к правдивости информации, под которой они будут подписываться. Хорошо было бы сделать попытку формализовать структуру рекомендаций с введением в нее некоторых объективных показателей, например вопросов типа «ваш студент входил в число первых...% студентов курса по вашему предмету» и т. п. На наш взгляд, удачным примером формализован ной структуры рекомендации может слу жить бланк, предлагаемый University of California, Berkeley [14]. Для справки; американский опыт предполагает, что студент, обратившись за рекомендацией к преподавателю, может получить как отказ, так и согласие. Но даже в случае согласия студент в соответствии с существующими правилами не знает и может никогда не узнать, что написано в рекомендации. Рекомендующий сам отправляет рекомендацию в запечатанном конверте непосредственно в конкурсную комиссию.
Выводы. Мы считаем, что необходимо дать возможность кафедрам или как минимум университетам самостоятельно определять набор критериев для приема в аспирантуру. Среди этих критериев нам представляются наиболее важными следующие:
- уровень подготовки, определяемый не столько степенью (бакалавр, магистр или специалист), сколько содержанием изученных ранее дисциплин с учетом уровня их усвоения, выраженного в виде среднего балла по предметам;
- навыки, необходимые для успешной учебы в аспирантуре, которые могут быть оценены по результатам комплексного вступительного тестирования;
- личностные характеристики, которые могут быть представлены в рекомендациях.
На наш взгляд это позволит формальный конкурс в аспирантуру превратить в фактический, что может и должно существенно повысить качество приема. Хотелось бы еще отметить, что все вышеперечисленное относится к приему в аспирантуру не только на бюджетной, но и на коммерческой основе.
Библиографический список
1. Байденко В. И. Болонский процесс: Курс лекций. М., 2004.
2.Матушкин Н. Н., Гитман М. Б., Столбов В. Ю., Гитман Е. К. Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы // Высшее образование в России. 2007. № 1.
3. http://courses.uiuc.edu/cis/programs/urbana/2007/ fall/graduate/matse.html
4. http://www.stat.uiuc.edu/degrees/admission.shtml
5.http://www.musc.edu/pharmacy/ academic_programs/phd. shtml
6.http://www.musc.edu/dbbe/academics/ biostatistics.php
7. http://www.eng.fsu.edu/cheme/biomed/phd/ admission.html
8.Гитман М. Б., Столбов В. Ю., Гитман Е. К. Дуальная образовательная программа в высшей школе: зарубежный опыт и российские перспективы // Высшее образование в России. 2006. № 10.
9. http://www.mae.cemr.wvu.edu/grad/admission.php
10. http://www.math.harvard.edu/Zgraduate/ index.html
11. http://www.math.harvard.edu//graduate/ index.html
12. http://courses.uiuc.edu/cis/programs/urbana/2007/ fall/graduate/mie.html
13. http://coeweb.eb.uah.edu/cee/phd7o20req.htm
14. http://www.grad.berkeley.edu/admissions/pdf/ form_G.pdf