Научная статья на тему 'Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы'

Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы»

щеобразовательной школе в 90-е гг. и поступивших в вуз в начале XXI в., ниже, чем поколения, обучавшегося в школе в 5080-е гг. Таким образом, молодые люди, вступающие в самостоятельную жизнь в 10-е гг. XXIв., имеют уровень образования ниже, чем их родители, а должно быть наоборот.

Переход индустриального общества в новое качество - информационное общество - требует изменения содержания и повышения уровня образования, его качества и доступности. Работник в таком обществе должен учиться не только в школе и после получения профессии, но и на протяжении всей своей производственной жизни. В этих условиях будут меняться методы и средства управления образовательными процессами в вузе. Однако даже если эти изменения и заденут первичный кафедральный коллектив как подразделение вуза, то роль и место

заведующего кафедрой сохранится как важное звено, осуществляющее стратегию и тактику, реализующее перспективные и текущие цели и задачи преподавательского коллектива.

Новое время предъявляет сегодня новые требования и к заведующему кафедрой, его статусу. Если сегодня проблема номер один в высшей школе - это изменение содержания подготовки специалистов высшего образования, то реализация этого содержания в вузе находится в первую очередь в руках заведующего кафедрой. Поэтому одной из важнейших задач высшего образования сегодня является профессиональная подготовка заведующих кафедрами. Для этого нужна, возможно, и государственная программа.

Хотелось бы думать, что принцип профессионализма возобладает в подготовке не только заведующих кафедрами, но и ректоров, и деканов.

Н. МАТУШКИН, профессор, проректор М. ГИТМАН, профессор В. СТОЛБОВ, профессор Пермский государственный технический университет Е. ГИТМАН, профессор Пермский областной ИПК работников образования

Введение. В настоящее время проблема организации подготовки специалистов высшей квалификации, к которым мы относим магистров, кандидатов и докторов наук, в России становится все более острой. Это связано со многими причинами. Приведем некоторые из них.

Начнем с проблем магистерской подготовки. До сих пор полностью не определен статус магистра: или это специалист высшей категории по данному направлению подготовки (вместо инженера в старой системе образования), или это первая ступень

Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы

подготовки научного работника, или то и другое вместе. Последний приказ Министерства образования и науки РФ по этому поводу (№ 62 от 22.04.2006 г.) расширяет рамки магистерской подготовки и одновременно упрощает процедуру открытия в вузе новых магистерских образовательных программ. Однако многие российские вузы пока не готовы к этому по причине несовершенства механизмов организации системы многоступенчатой вузовской подготовки специалистов высшей квалификации. Более того, многим студентам непонятно,

зачем «терять» два года в магистратуре, если в аспирантуру, по существующему законодательству, можно поступить сразу после окончания бакалавриата или через год, получив диплом специалиста.

Другой проблемой видится резкое падение эффективности работы аспирантуры во многих вузах: через год после ее окончания кандидатами наук становятся менее 30% от числа поступивших. Это является прямым следствием низкого уровня вузовской подготовки аспирантов. В качестве косвенной причины снижения эффективности работы аспирантуры можно назвать отсутствие у выпускников вузов мотивации к дальнейшей научной деятельности, что обусловлено падением социального статуса научного работника.

В современной российской системе послевузовского образования существует еще ряд проблем. Не секрет, что многие юноши рассматривают аспирантуру как легальный способ уклонения от призыва в армию. Очевидно, что диссертационные работы таких «исследователей» в большинстве случаев имеют низкое качество, поэтому далеко не всегда аспирантура заканчивается защитой диссертации. Кроме того, происходит сокращение бюджетных мест в аспирантуре с одновременным увеличением мест на коммерческой основе. Многим аспирантам в этом случае приходится совмещать процесс обучения с работой, абсолютно не связанной с тематикой их кандидатских исследований, что негативно сказывается на качестве последних.

Между тем задача создания конкурентоспособной и наукоемкой продукции требует значительного роста числа высококвалифицированных специалистов. Потребность в молодых научных кадрах в стране как никогда велика, для чего государство пытается поднять престиж профессии научного работника, что подтверждается значительным повышением надбавок за степени кандидата и доктора наук.

Таким образом, необходимость поис-

ка путей повышения эффективности подготовки научных кадров очевидна. Некоторые вузы пошли по пути ужесточения условий приема в аспирантуру, рассматривая в качестве одного из них наличие у претендента некоторого научного «задела», который может быть получен при работе по выбранному направлению исследования до поступления в аспирантуру. Безусловно, такой подход может повысить показатели эффективности работы аспирантуры. Однако не исключена возможность, что это отпугнет часть перспективных выпускников вузов от научной деятельности, и количество желающих поступить в аспирантуру сократится.

На наш взгляд, одним из механизмов организации вузовского и послевузовского образования, отвечающим современным вызовам общества и опирающимся на имеющийся зарубежный опыт, является создание интеграционного пространства, объединяющего образование, науку и бизнес.

Зарубежный опыт интеграции в образовании. Посмотрим,как происходит пост-вузовское образование в США и в странах Западной Европы.

В странах Западной Европы весь процесс обучения (для большинства вузов) можно разбить на три этапа: mldergmduate,

обеспечивающий получение выпускниками степени бакалавра (Bachelor’s Degree), graduate - степени магистра (Master’s Degree) и postgraduate - степени доктора наук (Ph.D.) [1]. Причем следует отметить, что получение степени доктора наук возможно только при наличии соответствующего гранта у научного руководителя. Формы получения этого гранта могут быть различными: он может быть предоставлен на основании заказа со стороны промышленного предприятия (типа хозяйственного договора в нашем понимании), научноисследовательского института и т.п. Таким образом, в странах Западной Европы степень Ph.D. может быть получена соискателем после обучения, финансирование которого целенаправленно осуществляется посредством гранта, полученного (выигранного) его научным руководителем. Другими словами, необходимым условием пост-вузовского образования является заинтересованность некоторых бизнес-структур в выполнении соответствующего исследования. Здесь мы видим механизм интеграции в действии: объединение образовательных, научных и производственных ресурсов при подготовке специалистов высшей квалификации.

Интересен опыт Франции по подготовке магистров. Магистерская образовательная программа длительностью от1 до 2 лет предназначена для специализации или приобщения к научно-исследовательской деятельности - в зависимости от выбранного направления подготовки. В первом случае по окончании магистратуры выдается диплом о высшем специализированном образовании. Причем профессиональная специализация происходит при непосредственном участии заинтересованных бизнес-структур. Во втором случае(исследовательская ориентация) выдается диплом об углубленном образовании, получение которого, при условии хороших академических результатов, является основанием для поступления без вступительных экзаменов на программу, завершающуюся присужде-

нием степени доктора наук (Ph.D.). Другими словами, магистерская подготовка может иметь профессиональную специализацию, после которой дипломированный специалист идет на производство, или научную направленность, когда магистратура является этапом подготовки доктора наук [1].

В США процесс обучения чаще всего разбивается на два этапа: undergraduate -для степени бакалавра (Bachelor’s Degree) и graduate, в рамках которого может быть получено две степени - магистра (Master’s Degree) и доктора наук (Ph.D. ) [1, 2]. Отметим, что в отличие от Западной Европы степень доктора наук может быть получена студентом при обучении в рамках обычного второго этапа обучения (graduate) и не требует дополнительного финансирования с помощью гранта научного руководителя.

Хотелось бы обратить внимание на возможность получения степени Ph.D. в США в рамках дуальной образовательной программы. Детально дуальные образовательные программы рассмотрены в статье [2]. Для нашего исследования интерес представляет дуальная программа «Master -Ph.D.» («магистр - кандидат наук»).

Практически каждый университет

США предлагает довольно широкий спектр дуальных программ, в том числе и интересующих нас. Некоторые из них, на наш взгляд достаточно показательные, приведены в табл. 1. В первом столбце представлено буквенное обозначение дуальных степеней, во втором - их полное название, в третьем - университет, их предлагающий.

довательного обучения «магистратура - аспирантура» (магистратура - 2 года, аспирантура - 3 года, всего 5 лет), дуальная программа позволит уменьшить этот срок до 4 лет (магистратура - 2 года, аспирантура - 2 года). При этом качество подготовки, на наш взгляд, не ухудшится, поскольку дуальная программа - это сквозная проТаблица 1

MA /Ph.D. Master of Arts in Psychology / Doctor of Philosophy in Psychology Capella University, Harold Abel School of Psychology [3]

MA /Ph.D. Master of Arts in Bioethics / Doctor of Philosophy in Genetics Case Western Reserve University, Department of Bioethics [4]

PharmD / Ph.D. Doctor of Pharmacy / Doctor of Philosophy in Pharmaceutics University of Michigan, Rackham Graduate School [5]

Из табл. 1 видно, что по сравнению с магистерской программа на степень Ph.D. является более специализированной. Она направлена на получение новых знаний в более узкой области в рамках выбранного направления подготовки специалиста высшей квалификации.

Теперь рассмотрим подробнее некоторые особенности подобных дуальных программ.

Дуальная образовательная программа как эффективный механизм внутривузов-ской и межвузовской интеграции. Россия в соответствии с Болонской декларацией переходит на двухуровневую систему вузовского образования «бакалавр - магистр». Однако у нас послевузовское образование, в отличие от одноуровневого на Западе, двухуровневое: кандидат наук, доктор наук.

Попытаемся наметить некоторые пути усовершенствования послевузовского образования, ограничиваясь рамками подготовки кандидатов наук. Представляется, что одним из направлений в этом случае может стать дуальная программа «магистр - кандидат наук». Преимущества обучения по такой программе очевидны. Во-первых, это сокращение срока обучения. Например, в отличие от после-

фильная программа. Тема исследования не изменяется, а лишь корректируется во времени. Кандидатская диссертация в этом случае является логическим продолжением и обобщением магистерской, творческим развитием всех результатов, достигнутых на первом этапе. Более того, итоговые экзамены государственной аттестации в рамках магистерской образовательной программы могут (и должны, как нам кажется) стать вступительными экзаменами в аспирантуру. Можно услышать возражение, что уменьшение срока обучения в аспирантуре не позволит соискателю подготовить качественную диссертацию, и вообще, срок

обучения в очной аспирантуре необходимо продлить до 4 лет. Оставляя за рамками дискуссии некоторые возможные исключения, приведем следующие аргументы. Во-первых, в рамках дуальной программы на подготовку кандидатской диссертации соискателю предоставляется уже не 3, а 4 года. Магистерскую диссертацию в данном случае можно рассматривать как начальный этап (первый вариант) кандидатской диссертации. Во-вторых, сокращается время, необходимое для сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру (по крайней мере, по специальности). Кстати, вступительные экзамены по иностранному языку и философии, на наш взгляд, необходимо сдавать при поступлении на дуальную программу, а кандидатские экзамены по этим предметам - в рамках магистерской образовательной программы. И наконец, еще одно преимущество дуальной программы связано с финансовыми аспектами: поскольку сокращается время обучения, уменьшается и его стоимость.

Хотелось бы привести еще один аргумент в поддержку дуальной программы. Если человек не заинтересован в научных исследованиях, а часто и не в состоянии их грамотно провести, говорить о законченной работе, качественно выполненной диссертации весьма проблематично. Очевидно, что, выбирая между четырьмя или пятью годами подготовки кандидатской диссертации, такой контингент соискателей выберет более длительный срок - и это хорошо, дуальная программа не будет ими обременена. Вместе с тем, закончив аспирантуру с защитой диссертации в более раннем возрасте (после дуальной программы), молодые талантливые исследователи могут принести намного больше пользы в научной, образовательной и производственной деятельности. Поэтому, на наш взгляд, воспользоваться возможностью обучения по дуальной программе должны только те студенты, которые подтвердили свои способности к исследовательской работе в рамках бакалавриата.

Еще одним аспектом улучшения подготовки специалистов высшей квалификации может стать выбор тематики исследований. Особенно это касается прикладных задач, в решении которых заинтересованы различные бизнес-структуры. Значительно увеличив финансирование исследований, можно повысить привлекательность поствузовско-го обучения для соискателей, увеличить число мест в аспирантуре и привлечь к работе с аспирантами больше талантливых ученых.

Отметим, что дуальная образовательная программа может быть реализована как внутри одного вуза, так и в рамках межвузовской интеграции. В последнем случае ее отдельные разделы реализуются в различных вузах, объединенных в единое образовательное пространство в области подготовки соответствующих специалистов [6].

Учебно-научный центр (УНЦ) и учебно-производственный центр (УПЦ) как механизмы интеграции образования, науки и бизнеса. Если спросить ректора любого государственного вуза, чего ему не хватает для организации качественной подготовки специалистов высшей квалификации, то ответ будет очевиден: финансового, материального и кадрового обеспечения. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что единовременное мощное финансовое вливание отнюдь не решит данную проблему. Даже при наличии денег требуется длительное время для закупки и наладки современного оборудования, обучения и подготов-

ки кадров и организации выпуска качественных специалистов. Между тем в России еще сохранились высококвалифицированные кадры и необходимое оборудование, сосредоточенное на ведущих предприятиях и в академических институтах РАН. К сожалению, эти ресурсы не используются в полном объеме для подготовки молодых специалистов. Именно поэтому есть возможность выстроить механизмы интеграции для повышения эффективности всех имеющихся резервов.

Одним из таких механизмов интеграции научной, производственной и образовательной деятельности при подготовке кадров высшей квалификации является создание интегрированных структур - учебнонаучных центров и учебно-производственных центров.

Остановимся подробнее на основных подходах к организации деятельности УНЦ, схема которого изображена на рис. 1.

В качестве заказчика здесь могут выступать различные бизнес-структуры или государство, заинтересованные в разработке наукоемких и конкурентоспособных технологий, а также в подготовке высококлассных специалистов, способных сопровождать данный продукт при внедрении его в производство. Необходимо подчеркнуть, что результатом деятельности УНЦ должен являться не только научный продукт, но и специалист, способный внедрить данную разработку в реальное производство. Другими словами, УНЦ в некотором смысле является бизнес-инкубатором, позволяющим привить исследователям навыки инновационной деятельности.

УНЦ, по нашему мнению, должны использовать объединенные ресурсы вуза, отраслевых НИИ и академических институтов РАН и включать несколько дуальных образовательных программ «магистр -кандидат наук» по выбранному наукоемкому направлению.

УНЦ создается как структурное подразделение вуза для выполнения следующих задач:

■ удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования по разработанным дуальным программам;

■ удовлетворение потребностей предприятий в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и в научных кадрах высшей квалификации;

■ организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических и опытно-конструкторских работ по интересующим проблемам;

■ привлечение высококвалифицированных специалистов отраслевых НИИ и РАН к совместной образовательной деятельности;

■ разработка новых программ и методов, способствующих внедрению в вузе международной практики эффективной интеграции науки и образования, в частности программ подготовки специалистов высшей квалификации в рамках дуальной программы «магистр - кандидат наук»;

■ разработка программ поддержки молодых ученых.

Основными направлениями научной и образовательной деятельности УНЦ являются:

• разработка, методическое обеспечение и реализация дуальных образовательных программ «магистр- кандидат наук » по выбранному направлению подготовки специалистов;

• организация, координация и выполнение комплексных фундаментальных, поисковых и прикладных исследований;

• создание и продвижение на рынке инновационных проектов опытной наукоемкой продукции и технологий;

• организация взаимодействия кафедр и других подразделений вуза при выполнении научных работ по выбранной тематике, а также осуществление взаимосвязи образовательной и научной деятельности вуза в соответствующих областях знаний;

Бакалавриат Вуз

по направлению

подготовки

УНЦ

Научно-исследовательская лаборатория отраслевого института или института РАН

Выход

Научный продукт

Специалисты по наукоемким технологиям

Рис. 1. Структура учебно-научного центра

• организация совместного использования материально-технической базы вуза, НИИ и РАН, в том числе научного оборудования, приборов и материалов при выполнении подразделениями вуза научных работ по различным проблемам;

• осуществление информационно-аналитической и консалтинговой деятельности, включая формирование баз данных и других программно-информационных про-

дуктов, а также маркетинг научных разработок, наукоемкой продукции и технологий;

• организация и проведение выставок, конкурсов, семинаров, конференций, симпозиумов совместно с отраслевыми НИИ и институтами РАН по выбранной тематике.

Следует отметить, что финансирование УНЦ должно осуществляться в основном на бюджетной основе с привлечением дополнительных средств заинтересованных бизнес-

структур. При этом бюджет дуальных образовательных программ должен складываться из бюджетных средств, выделенных на магистерскую программу и обучение в аспирантуре по типовому учебному плану. Все отклонения от типового плана, связанные с выбором дополнительных курсов или практик по желанию работодателей, должны оплачиваться из средств заказчика.

В отличие от УНЦ учебно-производственный центр ориентирован в основном на специализированную подготовку магистров по заказу предприятий и бизнес-струк-

тур региона. Структура УПЦ представлена на рис. 2.

Она во многом повторяет структуру УНЦ, но направлена на решение меньшего числа задач, т.к. не связана с достижением нового научного результата. Магистр-специалист не должен создавать научный продукт; его основной задачей является развитие и внедрение существующих передовых технологий по выбранному направлению. Поэтому направления деятельности УПЦ сокращаются до разработки, методического обеспечения и реализации специа-

і Выход ■ 1 1

1 ■ Специалисты і

і і по целевому заказу і 1

і і 1

Рис. 2. Структура учебно-производственного центра

лизированных образовательных программ «магистр - специалист», согласованных с основными работодателями. Отметим, что финансирование УПЦ должно осуществляться в основном за счет предприятий региона. Такая форма интеграции (в рамках целевой подготовки дипломированных специалистов) давно и успешно используется в некоторых вузах, и этот опыт желательно перенести на специализированную подготовку магистров.

Заключение. Проблема улучшения качества подготовки специалистов высшей квалификации нерешаема без нахождения действенных механизмов ее реализации. На наш взгляд, именно интеграция имеющихся образовательных, научных и производственных ресурсов может существенным образом продвинуть решение этой проблемы в нужном направлении.

Для этой цели предлагается в рамках вузов создавать учебно-научные центры (УНЦ) и учебно-производственные центры (УПЦ), интегрирующие образовательную, научную и производственную деятельность при подготовке специалистов.

Важнейшим элементом в структуре УНЦ является возможность получения дуального образования в рамках направлений «магистр - кандидат наук». Преимущества этой образовательной программы: сокращение срока и уменьшение стоимости обучения, повышение качества подготовки специалистов за счет применения проблемно-ориентированных технологий образования. Кроме

того, УНЦ позволят объединить ресурсы образования, науки и бизнеса для подготовки специалистов высшей квалификации.

Создание УПЦ дает возможность задействовать существующий российский опыт и осуществлять подготовку специалистов по заказу предприятий в более короткие сроки за счет эффективного использования объединенных ресурсов вуза и предприятия. При этом работодатели должны более активно участвовать в разработке учебных планов и образовательных программ, а также в формировании требований к специалисту нового поколения.

Литература

1. Организация, уровни и квалификации об-

разования в зарубежных странах: Справ.-метод. пособие / Под ред. В.М. Филиппова. - М., 2004.

2. Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Гитман Е.К.

Дуальная образовательная программа в высшей школе: зарубежный опыт и российские перспективы // Высшее образование в России. - 2006. - № 10.

3. Байденко В.И. Болонский процесс: Курс

лекций. - М., 2004.

4. Capella University, Harold Abel School of Psychology. - http://www.capella.edu/ schools_programs/ psychology/ psychology_index.aspx

5. Case Western Reserve University, Department

of Bioethics. - http://www.case.edu/med/ bioethics/dualdegree.htm

6. University of Michigan, Rackham Graduate

School. - http://www.rackham.umich.edu/ Programs/dual.html#dual

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.