Научная статья на тему 'Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ'

Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / GRADUATE AND POST-GRADUATE EDUCATION / DUAL DEGREEPROGRAM / DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гитман Михаил Борисович, Гитман Елена Константиновна, Матушкин Николай Николаевич

Дуальные образовательные программы открывают дополнительные возможности повышения эффективности подготовки кадров высшей квалификации. Дуальные программы обеспечивают диверсификацию профессионального образования, а именно позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ;обучение по дуальным программам способствуют более разностороннему профессиональному развитию студентов; дуальные программы обеспечивают взаимосвязь,взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т. п.), что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ»

М.Б. ГИТМАН, профессор Е.К. ГИТМАН, профессор Н.Н. МАТУШКИН, проректор, профессор

Пермский государственный технический университет

Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ

Дуальные образовательные программы открывают дополнительные возможности повышения эффективности подготовки кадров высшей квалификации. Дуальные программы обеспечивают диверсификацию профессионального образования, а именно позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ; обучение по дуальным программам способствуют более разностороннему профессиональному развитию студентов; дуальные программы обеспечивают взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т. п.), что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании.

Ключевые слова; высшее и послевузовское профессиональное образование, дуальные образовательные программы, диверсификация.

Вузы РФ переживают не самые легкие времена. Необходимо решить большое количество задач, в том числе - в сфере совершенствования организации вузовского и послевузовского образования. Внедрение дуаль-ныхобразовательныхпрограмм [1] отвечает современным вызовам общества и опирается на имеющийся зарубежный опыт. Дуальные образовательные программы открывают дополнительные возможности повышения эффективности подготовки кадров высшей квалификации. Дуальные программы профессиональной подготовки представляют собой объединение программ подготовки специалистов на разных уровняхи/или по разным направлениям и научным специальностям. Внедрение подобных программ требует от вузов глубокого анализа содержания соответствующих учебных планов с целью их интеграции и тесного взаимодействия в процессе обучения студента. По существу, речь идет о системной интеграции содержания обучения при организации двойного образования по разным направлениям или специальностям или сквозного обучения на разных уровнях с присуждением соответствующих степеней. Подробнее опыт реализации дуальных программ за рубежом и возможности их внедрения в российских вузахавторы рассматривали в статьях [1, 2].

Дуальные программы обеспечивают диверсификацию профессионального образования за счет их некоторых особенностей, а именно: дуальные программы позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ; обучение по дуальным программам способствует более разностороннему профессиональному развитию студентов; дуальные программы обеспечивают взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство, направление подготовки магистра и научная специальность подготовки кандидата наук, магистратура и аспирантура и т. п.), что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании.

Благодаря реализации дуальных программ возможно расширение спектра траекторий получения профессионального образования, предлагаемых абитуриентам, сокращение срока и уменьшение стоимости обучения, повышение качества подготовки специалистов, возможность объединения ресурсов образования, науки и бизнеса для подготовки специалистов высшей квалификации. Дуальные образовательные программы представляют собой одно из направлений реформирования профессионального образования, которое расширяет

шансы учебных заведений на успешное функционирование и развитие в условиях рынка.

Вместе с тем внедрение дуальных программ сопряжено с решением ряда задач. К ним относятся: определение типов дуальных программ, их структуры, сроков реализации; обоснование условий внедрения дуальных программ в практику вузов и правил обучения по этим программам; создание системы внутривузовской и межвузовской кооперации в целях реализации дуальных программ; рассмотрение номенклатуры объединяемых ступеней и специальностей; разработка системы вступительных и контрольно-аттестационных мероприятий (так как в настоящее время отсутствуют общие подходы к отбору претендентов для обучения по дуальной программе), а также проведение комплекса процедур итоговой государственной аттестации (включая экзамены и подготовку и защиту выпускных квалификационных работ).

Дуальная образовательная программа представляет собой комбинацию, как правило, двух программ, каждая из которых соответствует какой-либо одной конкретной специальности (направлению) и степени, назовем их исходными программами. Основу программ обучения по любой специальности составляют три группы дисциплин: фундаментальные дисциплины (foundation), базовые (core) дисциплины и дисциплины по выбору (electives). Фундаментальные дисциплины представляют собой общие теоретические основы подготовки соответствующего специалиста. Базовые (core) дисциплины составляют инвариантное ядро любой программы. Они являются ее основной частью и жестко определены. Элективная часть программы непосредственно связана с областью специализации и представляет собой набор дисциплин, с помощью которых студенты углубляют и оттачивают полученные знания.

При составлении дуальной программы некоторые базовые дисциплины могут быть взаимно замещены в случае, если одна дис-

циплина удовлетворяет требованиям обеих программ. Студент обязан взять оба пакета соге-дисциплин, составляющих сердцевину исходных программ. Замещение дисциплин в этой части маловероятно, особенно когда речь идет о разных специальностях. Максимальная возможность замещения дисциплин обеспечивается в элективных разделах, что позволяет составить достаточно гибкую программу, в которой то или иное количество дисциплин будет одновременно удовлетворять требованиям обеих исходных программ.

Можно обнаружить определенные преимущества обучения по дуальным программам. Во-первых, это экономия времени. Очевидно, что на освоение дуальной программы будет затрачено меньше времени, нежели при последовательном освоении двух исходных программ. Во-вторых, студентам предлагается некоторое количество дисциплин, дающих возможность одновременно специализироваться в двух избранных сферах деятельности. Третье преимущество связано с финансовыми аспектами и, соответственно, вытекает из первого, что является особенно актуальным в условиях обучения на коммерческой основе. Поскольку сокращается количество дисциплин, которые будут освоены студентом, постольку уменьшается стоимость его обучения. При этом надо заметить, что плата за обучение по дуальной программе выше, чем плата за обучение по каждой из исходных программ по отдельности, что вполне естественно.

Необходимым условием, обеспечивающим реализацию дуальных программ, является индивидуализация процесса обучения. В условиях индивидуализации образовательная траектория для студента, выбравшего дуальную программу, будет выстроена так же легко, как и для тех, кто выбрал учебу по обычным программам. Однако при создании механизма реализации дуальной программы необходимо учесть то, что в российских вузах практически не развит индивидуальный подход к организации

процесса обучения с разработкой индивидуальной образовательной траектории для каждого студента [см. 1, 3]. В подавляющем большинстве случаев процесс обучения построен с опорой на учебную группу. Поэтому в условиях, связанных с обязательностью освоения определенного комплекса учебных дисциплин, что особенно характерно для бакалаврского и магистерского этапов профессиональной подготовки, подходы креализации индивидуальной дуальной программы видятся в следующем.

• Для освоения предметов и/или предметных областей, которые невозможно освоить в составе учебной группы, необходимо максимально привлечь дистанционное обучение, что позволит максимально индивидуализировать учебный процесс.

• Наряду с постоянными группами в вузе (или, как минимум, на факультете) можно организовать сводные (временные) группы студентов, изучающих в данный момент одни и те же предметы в соответствии с индивидуальной программой. Для этих групп целесообразно организовать специальное расписание, варианты которого могут быть различными.

Индивидуальный подход к организации процесса обучения дает каждому студенту возможность выбрать ту или иную дуальную программу обучения и не зависеть в своем выборе от всех остальных студентов. При этом на протяжении всего срока обучения студент должен постоянно работать с консультантом (в американских вузах -adviser), чья основная функция - разработка, уточнение и коррекция индивидуальной гибкой программы обучения для каждого студента с учетом его личных возможностей и потребностей в рамках условий, определяемых вузом (вузами). При реализации дуальной программы этот специалист адаптирует ее для конкретного студента с построением удобной и гибкой образовательной траектории. В настоящее время в вузах РФ вводятся соответствующие должности, но, в принципе, этим могут заниматься заместители деканов по

учебной работе с привлечением ППС с соответствующих кафедр.

При переходе на дуальные образовательные программы вместе с уменьшением времени обучения возрастает его интенсивность, а значит, и ответственность студента. При этом студент должен знать начальные и граничные условия его продвижения по этапам учебного процесса, дающие ему возможность самостоятельно распределить время, силы и интенсивность своей работы [4]. Нам, преподавателям, имеет смысл озаботиться разработкой для каждого изучаемого курса плана-проспекта, фиксирующего эти условия. В американской системе образования преподаватели и студенты давно привыкли к наличию такого документа, там он называется syllabus [5].

Условия реализации дуальных программ подразумевают развитие материально-технической составляющей образовательного процесса, что в современных условиях невозможно без развитых интеграционных процессов в сфере образования, науки и производства как основы научно-технического обеспечения подготовки. В целях обеспечения дуальных диверсифицированных программ подготовки кадров высшей квалификации могут быть задействованы новые интегрированные структуры типа учебно-научных центров (УНЦ) и учебно-производственных центров (УПЦ) [2].

Таким образом, можно выделить условия реализации дуальных образовательных программ в системе высшего и послевузовского образования. Они включают:

• структурирование программ с выделением фундаментальных, базовых и элективных дисциплин;

• индивидуализацию процесса обучения, дающую возможность каждому студенту выбрать свой вариант дуальной программы;

• материально-техническое,кадровое (advisers) и документальное (каталог, план-проспект курса и т.п.) сопровождение процесса обучения по дуальным программам.

Дуальные программы повышают воз-

можность вариативности образования с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и способностей личности благодаря реализации многообразных образовательных траекторий. Дуальные программы со своей двойственностью обеспечивают развитие новых факторов диверсификации на основе сочетания свойств(качеств) соединяемых программ. К этим факторам можно отнести:

• номенклатуру и назначение объединяемых направлений и специальностей;

• структуру дуальных программ;

• систему соподчиненности составляющих дуальной программы;

• время реализации составляющих дуальной программы;

• степень вовлеченности образовательных и научных структур в процесс реализации дуальных программ.

Рассмотрим их подробнее.

Спектр разновидностей дуальных программ, определяемых номенклатурой объединяемых специальностей, может быть чрезвычайно широким. Это связано с потребностями общества, с желаниями студентов освоить ту или иную специальность, с возможностями университетов по объединению содержательных компонентов. Студенты могут выбрать варианты комбинаций специальностей во многих различных отраслях.

Отметим, что назначение каждой составляющей дуальной программы может быть разным относительно содержания исходных программ.

Один вариант объединения предполагает возможность расширения содержательной сферы будущей профессиональной деятельности работника (например, подготовка в области металлургии и химии, педагогики и психологии, органической химии и физической химии и т.п.) - такого рода объединение можно назвать мульти-содержательным.

Другой вариант предполагает возможность объединения программ, одна из которых носит узкоспециальный характер и

покрывает сферу труда будущего специалиста, а вторая является достаточно универсальной. Например, подготовка в области металлургии и математического моделирования, металлургии и управления, автомобилестроения и дизайна, ракетостроения и информационных технологий, машиностроения и иностранного языка, фармакологии и права и т.п. Очевидно, что первая составляющая в этом случае определяет сферу профессиональной деятельности, а присоединение второй обеспечивает существенное расширение функциональных возможностей работника. Такого рода объединение можно назвать функционально-содержательным.

Структуры дуальных программ могут отличаться как направлениями/специальностями, так и степенями:

• Дуальная подготовка на одном уровне по двум направлениям/ специальностям (объединение «по горизонтали»). Пример - подготовка магистров по двум направлениям.

• Дуальная подготовка на двух уровнях по одному направлению или по направлению и соответствующей специальности (объединение «по вертикали»). Пример -дуальная программа «магистр - кандидат наук».

• Дуальная подготовка на двух уров-няхпо разным направлениям или по направлению и специальности, не соответствующей этому направлению (комбинация объединений «по вертикали» и «по горизонтали»). Пример - дуальная программа «бакалавр по одному направлению - магистр по другому направлению».

Составляющие дуальных образовательных программ могут существовать на условиях как равноправия, так и соподчинен-ности. В условиях реализации дуальных образовательных программ по вертикали программа более высокого уровня всегда имеет более высокий статус, она является доминантной по отношению к программе низшего уровня. Например, при реализации дуальной образовательной программы

«магистр - кандидат наук» тема, структура и содержание магистерской диссертации должны быть определены в зависимости от темы или направления кандидатской диссертации.

В дуальных программах, структуриро-ванныхпо горизонтали, возможны варианты: равноправное отношение исходных программ и их соподчиненное состояние. Дуальная образовательная программа с соподчиненной составляющей обычно реализуется тогда, когда одна из программ (подчиненная) начинается со сдвигом по времени от начала обучения по основной программе. Однако обозначение «подчиненная»невли-яет на качество обучения по этой программе. После окончания обучения студент получит соответствующие дипломы по двум направлениям и может работать в любом из них. В этом случае студент обязан удовлетворять требованиям обеих программ - как основной, так и подчиненной, т.е. освоить оба комплекта фундаментальных, базовых и элективных дисциплин. Соподчиненность выразится в том, что для комплектации второй (подчиненной)программы будут заимствованы уже освоенные дисциплины из первой (основной) программы.

Дуальные образовательные программы могут быть реализованы по-разному, в зависимости от времени начала освоения каждой из составляющихдуальной программы.

• При параллельном объединении составляющих дуальной программы имеет место одновременное начало процесса обучения по обеим составляющим и одновременное окончание процесса обучения, например одновременное обучение в магистратуре по двум направлениям.

• При последовательном объединении составляющих дуальной программы процесс обучения по одной из составляющих следует непосредственно за процессом обучения по другой составляющей. Пример - дуальная образовательная программа «магистр - кандидат наук». На первом этапе происходит подготовка магистра, по окончании которой студент сдает Государ-

ственный экзамен и защищает магистерскую диссертацию. При продолжении обучения в аспирантуре по специальности, соответствующей направлению магистерской подготовки, результаты Государственного экзамена могут быть зачтены в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру, а магистерская диссертация - в качестве реферата, требуемого при поступлении в аспирантуру. Затем следует второй этап -обучение в аспирантуре. Дуальность реализуется через объединение выпускных экзаменов в магистратуре и вступительных в аспирантуру и выбор единой темы НИР на магистерском и аспирантском этапах. Таким образом обеспечивается взаимопроникновение программ магистерской и аспирантской подготовки.

• При параллельно-последовательном объединении составляющих дуальной программы имеет место сдвиг по времени как при поступлении на какую-либо из составляющих дуальной программы, так и при окончании любой из этих составляющих (пример - дуальная образовательная программа с соподчиненной составляющей). В случае, если условия (содержание, процедура) поступления на каждую из составляющих одинаковы, результаты поступления на первую программу перезачитываются для второй. В случае несовпадения студент обязан досдать необходимое.

Очевидно, что дуальная программа, объединенная по горизонтали, может быть реализована в виде параллельного или параллельно-последовательного объединения, а дуальная программа, объединенная по вертикали, может быть реализована в виде последовательного или параллельно-последовательного объединения.

В случае реализации параллельного и параллельно-последовательного сочетания составляющих дуальных образовательных программ выпускные мероприятия могут проходить по разным сценариям в зависимости от комбинации специальностей (направлений) и от времени окончания процесса обучения по каждой из составляющих:

- государственные экзамены соответствующего уровня могут сдаваться один раз, если удовлетворяются следующие требования: программа экзамена включает в себя вопросы и задания, соответствующие дуальной образовательной программе, а процесс обучения по обеим составляющим заканчивается в одно время;

- выпускная квалификационная работа (в том числе магистерская диссертация) может быть одной, если соблюдены следующие условия: объект исследования лежит в области обеих наук, содержание работы удовлетворяет требованиям обеих специальностей (направлений) и процесс обучения по обеим составляющим заканчивается в одно время.

В противном случае студент обязан написать и защитить две работы и/или сдать два Государственных экзамена.

Дуальные программы могут различаться в зависимости от степени вовлеченности образовательных и научных структур в процесс их реализации, иными словами -по партнерам. Возможны следующие варианты:

■ внутривузовские, как разновидность - внутрикафедральные, межкафежраль-ные, межфакультетские, с привлечением внутривузовских подразделений, не занимающихся учебной деятельностью (конструкторские бюро и т.п);

■ межвузовские (вузы РФ) [6];

■ с привлечением академических структур (институтов РАН) - в основном осуществляется на этапе реализации научной составляющей дуальных образовательных программ как магистерского, так и кандидатского уровней.

■ межвузовские (зарубежные вузы).

Следует отметить, что при внедрении

системы дуальных образовательных программ и организации их прохождения необходимо уделять особое внимание тщательной проработке учебных, организационных и правовых основ кооперации на внутрифакультетском, внутривузовском и межвузовском уровнях.

Особый интерес представляет дуальная программа «магистр - кандидат наук ». Преимущества обучения по такой программе очевидны. Это, во-первых, сокращение срока обучения. Например, в отличие от последовательного обучения в магистратуре, а затем в аспирантуре (магистратура - 2 года, аспирантура - 3 года, всего 5 лет) дуальная программа позволит уменьшить этот срок до 4-хлет (магистратура - 2 года, аспирантура - 2 года). Это связано с тем, что дуальная программа - это сквознаяпрофильнаяпро-грамма. Кандидатская диссертация в этом случае является логическим продолжением и обобщением магистерской, творческим развитием всех результатов, достигнутых на первом этапе. Итоговые экзамены государственной аттестации в рамках магистерской образовательной программы могут (и должны) стать вступительными экзаменами в аспирантуру. Магистерскую диссертацию в данном случае можно рассматривать как начальный этап или первый вариант кандидатской диссертации. Это позволит избежать дублирования при прохождении различного вида аттестации.

Можно утверждать, что реализация дуальной программы подготовки магистра/ кандидата наук по одному направлению/ специальности приведет к повышению качества образования, сокращению времени подготовки и увеличению возможностей для индивидуализации профессионального образования.

Отдельно необходимо остановиться на проблеме времени принятия решения по вхождению в дуальную программу по вертикали, т.е. в процесс получения двух степеней (магистра и кандидата наук) по одному или, что еще сложнее, по двум направлениям. Одно из преимуществ обучения по такой дуальной программе - экономия времени по сравнению с освоением каждой из программ отдельно. Однако в случае, если студент принял решение об обучении на дуальной программе позже, чем он поступил в магистратуру, то время освоения им дуальной программы увеличится. Каждый

такой случай должен рассматриваться индивидуально с указанием условий поступления, сроков и графика обучения. При этом кафедре следует установить предельное время с момента поступления в магистратуру, в течение которого возможен переход студента на дуальную программу.

В процессе реализации дуальной образовательной программы по вертикали защита кандидатской диссертации происходит традиционным образом. Кандидатский экзамен по специальности в условиях реализации этой дуальной программы может не отличаться от традиционного кандидатского экзамена содержательно, однако будет отличаться организационно. Процесс сдачи кандидатского экзамена целесообразно разбить на части с проведением каждого этапа в определенные моменты освоения дуальной программы. Так, первую часть экзамена, фиксирующего глубину профессиональных знаний, соответствующих первому (в данном случае - магистерскому) уровню получаемого образования, имеет смысл совместить по времени с Государственным экзаменом в магистратуре. Возможно проведение данного экзамена с использованием типовой программы кандидатского экзамена по специальности. Вторую часть экзамена имеет смысл совместить по времени с окончанием процесса обучения в аспирантуре и провести его с использованием дополнительной программы кандидатского экзамена по специальности.

Дуальные образовательные программы в системе высшего и послевузовского профессионального образования можно рассматривать как инновационную модель организации учебного процесса.

Выделяются следующие группы макропоказателей этой модели, характеризую-щихее эффективность.

Во-первых, это группа экономических показателей:

■ снижение затрат на подготовку специалистов по сравнению с традиционной траекторией обучения за счет сокращения повторяющихся дисциплин;

■ снижение сроков обучения при получении второго высшего образования.

Во-вторых, это группа показателей, характеризующих качество образования:

повышение вариативности образования за счет расширения базы вариативных дисциплин дуальной образовательной программы;

■ повышение практикоориентирован-ности обучения за счет расширения базы профильных дисциплин дуальной образовательной программы;

■ более полное удовлетворение потребностей студентов в получении второго высшего образования;

■ более полное удовлетворение потребностей работодателей за счет подготовки разностороннего специалиста;

■ диверсификация образовательных программ за счет различных сочетаний основных образовательных программ.

Дуальные образовательные программы востребованы как студентами, так и работодателями. Востребованность таких программ студентами объясняется сокращением финансовых и временных затрат в процессе обучения, более полным удовлетворением их запросов и более быстрым будущим карьерным ростом. Работодатели, в свою очередь, заинтересованы не только в узкопрофессиональном, но и в многогранном и многопрофильном специалисте. Дуальная образовательная программа является инновационной моделью подготовки кадров высшей квалификации, обеспечивающей синергетический эффект повышения качества профессиональной подготовки за счет интеграции, слияния и взаимопроникновения различных компонентов объединяемых образовательных программ.

Литература

1. См.: Гитман М.Б, Столбов В.Ю, Гитман Е.К. Дуальная образовательная программа в высшей школе: зарубежный опыт и российские перспективы // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 16-22.

2. Матушкин Н.Н, Гитман М.Б, Столбов

В.Ю, Гитман Е.К. Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы// Высшее образование в России. 2007. №1. С. 119-127.

3. Бутби Д. Кто и почему едет в Северную

Америку за степенью // Форсайт. 2007. № 4. С. 36-43.

4. См.: Гитман М.Б., Гитман Е.К. План-про-

спект курса для студентов, или Что такое

syllabus // Высшее образование в России. 2007. №10. С. 43-48.

5. См.: Howard B. Altman. Syllabus shares «What

the Teacher Wants» // The Teaching Professor. 1989. Vol. 3. № 1-2.

6. См.: Организация, уровни и квалификации

образования в зарубежных странах: справ.-метод. пособие // Под ред. В.М.Филиппова. М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2004. 416 с.

(7-

ПЕРЕЧЕНЬ

ведущих научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК

S\

Высшее образование в России

Педагогика

Социологические исследования

73060

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

71020 70934

45490

Философские науки Человек 71076

Эпистемология и философия науки 46318

по философии, социологии и культурологии по педагогике и психологии по истории

по педагогике и психологии по философии, социологии и культурологии по философии, социологии и культурологии по философии, социологии и культурологии

по философии, социологии и культурологии

GITMAN M, GITMAN E, MATUSHKINN. DIVERSIFYING THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION BASED ON DUAL DEGREE PROGRAMS

The dual degree programs introduce additional opportunities to increase the efficiency of the professional education in order to improve the quality of the specialists. The dual programs provide diversification of the professional education due to the following factors, namely: dual programs allow to increase a variety of offered professional programs; the education under dual programs provides more versatile professional progress of students; dual programs provide a possibility and an indispensability of interrelation, interosculation and interference of various different systems (such as science and education, science and business, etc), that leads to qualitative changes in the professional education.

Keywords: graduate and post-graduate education, dual degree program, diversification.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.