Научная статья на тему 'Подготовка научно-педагогических кадров в России и за рубежом: система отбора и образовательные программы'

Подготовка научно-педагогических кадров в России и за рубежом: система отбора и образовательные программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БАКАЛАВР / МАГИСТР.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завьялов Александр Михайлович

Представлен сравнительный анализ системы отбора и образовательных программ в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка научно-педагогических кадров в России и за рубежом: система отбора и образовательные программы»

РАЗДЕЛ IV

ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.048.2

ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СИСТЕМА ОТБОРА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

А.М. ЗАВЬЯЛОВ

Аннотация. Представлен сравнительный анализ системы отбора и образовательных программ в России и за рубежом.

Ключевые слова: аспирантура, докторантура, образовательная программа, бакалавр, магистр.

Участвуя в Болонском процессе, Россия уверенно входит в мировое образовательное сообщество [1]. На этом пути должен быть осуществлен переход на двухступенчатую (бакалавриат и магистратура) систему подготовки в сфере высшего образования. Один из сложнейших вопросов, возникающих в связи с этим, касается организации приема в аспирантуру [2].

Стоит обратиться к опыту стран, в которых такая структура высшего образования - норма, а проблема отбора кадров для будущей научной карьеры успешно решена. Одной из таких стран являются США.

Известно, что к научным сотрудникам высшей квалификации в России относят кандидатов и докторов наук, а в большинстве западных стран, включая США, к этой категории относят только докторов философии (Ph.D.). Подготовка Ph.D. ведется через докторантуру (Ph.D. degree program).

Ознакомимся с системой правил приема в докторантуру на примере нескольких университетов США.

1. University of Illinois at Urbana-Champaign, Department of Materials Science and Engineering [3]. Требования при поступлении в докторантуру здесь следующие:

• претендент должен иметь степень бакалавра или магистра по естественным или техническим наукам;

• так называемый Grade Point Average (GPA) должен быть не ниже, чем 3.0 по 4балльной шкале; GРА - это, с некоторой долей приближения, средний балл по предметам, указанным в приложении к диплому;

• должны быть представлены результаты Graduate Record Examination (GRE), при этом минимально допустимый балл GRЕ не оговаривается; GRЕ - это стандартизованный общеамериканский тест, который сдают студенты, желающие продолжить свое образование на уровнях, следующих после бакалавриата;

• три рекомендации.

В этом же университете кафедра статистики [4] предъявляет дополнительное требование: к моменту поступления на программу Рh.D. студенты должны пройти следующие курсы: Calculus, Linear Algebra, Advanced Calculus or Real Analysis, Statistics and Probability I & II, Computer programming Language. Однако это требование не жесткое, и допускается прохождение каких-либо из этих курсов уже в процессе обучения в докторантуре.

2. College of Pharmacy of the Medical University of South Carolina. При поступлении на программу Ph.D. на кафедре фармацевтических наук [5] студент должен иметь как минимум степень бакалавра по химии, биохимии, физиологии, биологии или фармацевтике. К моменту поступления в докторантуру вне зависимости от специализации должны быть пройдены следующие курсы: Human Physiology, Mathematics (Calculus или выше, Chemistry (Аnаlуtical, Organic, and Рhysical), Medicinal Chemistry, Pharmacology, Pharmaceutics, Pharmacokinetics.

Кафедра биостатистики, биоинформатики и эпидемиологии этого же университета требует от поступающих в докторантуру обязательного наличия степени магистра [б].

3. Интересный вариант требований предъявляет Florida А&М (Agricultural And Mechanical) University and Florida State University (FAMU-FSU), College of Engineering, Department of Chemical and Biomedical Engineering [7]:

• студент, как минимум, должен изучить основные курсы (core courses [8]) магистерской программы, при этом обязательное наличие магистерской степени не оговаривается;

• GPA должен быть не менее 3.3 из 4.0;

• перед поступлением студент должен успешно сдать кафедральный Ph.D. — квалификационный письменный экзамен (в большинстве университетов подобный экзамен сдается в первом, втором или даже третьем семестре обучения в докторантуре).

4. West Virginia University, College of Engineering and Mineral Resources. При поступлении в докторантуру кафедры Mechanical and Aerospace Engineering [9], требуется, чтобы специализация предшествующего образования совпадала со специализацией Ph.D. программы. При этом в зависимости от уровня подготовки предлагаются различные требования для поступающих на программу Ph.D.

Для магистров: GPA должен быть не менее 3.3 из 4.0; три рекомендации; сдача GRE не является обязательной, но приветствуется; высокий результат GRE при прочих равных условиях дает студенту преимущество при поступлении в докторантуру.

Пример (как подсчитать средний балл):

Для бакалавров: GPA должен быть не менее 3.5 из 4.0; три рекомендации; сдача GRE является обязательной, причем установлены жесткие минимальные уровни результатов по каждой из секций этого теста (языковой, вычислительной, аналитическим).

5. Довольно простые на первый взгляд требования к поступлению на программу Ph.D. предлагает, как это ни странно, Гарвардский университет. При подаче документов, например, в докторантуру Harvard Business School [10] студенту достаточно представить диплом бакалавра по любой специальности, три рекомендации, а также результаты стандартизированного теста Graduate Management Admission Test (GMAT), который является аналогом GRE для бизнес-школ. И это все. Но при конкурсе более 600 человек на 20 мест (данные 2005 г.) можно себе представить уровень академических успехов, продемонстрированный студентами и подтвержденный рекомендующими. В частности, результаты GMAT студентов, принятых в докторантуру Harvard Business School, входят в 10% лучших результатов среди тех, кто одновременно с ними сдавал этот экзамен где бы то ни было еще. Кстати, в 2006 г, из 21 человека, принятого на программу Ph.D., 12 имели степень бакалавра [10]. Для справки приведем пример традиционного подсчета среднего балла и алгоритм, применяемый при подсчете GPA.

Вариант I (традиционный)

п

I4

I=1 — ^

= 4ср ’ где п ^

— оценка;

N1 — число часов по /'-му предмету; п — число предметов.

Вариант II (применяется при подсчете GPA)

n

ILqrNr

= qcP ■

I Ni i

Говоря о схожести и различии образовательных программ подготовки научных кадров у нас и за рубежом, следует заметить, что в настоящее время в Российской Федерации реализация основных образовательных программ в аспирантуре и адъюнктуре производится в соответствии с временными

требованиями к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук. Структура и содержание основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ППО) представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура и содержание основной образовательной программы послевузовского профессионального образования

Наименование дисциплины Объем

0ПД.АФ.00 Образовательно-профессиональные дисциплины подготовки аспиранта 480 час.

0ПД.АФ.01 Иностранный язык 100 час

0ПД.АФ.02 Философия 100 час.

0ПД.АФ.03 J Специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, в том числе дисциплины по выбору аспиранта 280 час

ПП.А.00 Педагогическая практика 100 час.

ФД.А.00 Факультативные дисциплины 500 час.

Итого времени на освоение образовательной компоненты программы: 1080 час. (20 недель)

НИР.А.00 Научно-исследовательская работа и выполнение кандидатской диссертации 110 недель

ИА.А.00 Итоговая аттестация

ИА.А.01 Кандидатский экзамен по иностранному языку

ИА.А.02 Кандидатский экзамен по философии

ИАА.03 Кандидатский экзамен по специальным дисциплинам

ПД.А.00 Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук 10 недель

Итого времени на научно-исследовательскую работу и подготовку диссертации 6480 час. 120 недель

Таким образом, в действующих временных требованиях образовательная составляющая подготовки аспиранта по объему выделенных на нее часов в шесть раз меньше исследовательской (1080 часов против 6480) и делится на три части: цикл образовательно-

профессиональных дисциплин, цикл факультативных дисциплин и педагогическая практика.

В США и странах Европы подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в ведущих университетах и является 3-й ступенью высшего профессионального образования (после бакалавриата и магистратуры). Ученая степень доктора (PhD) присваивается самим университетом, в котором проходила подготовка, поэтому в полной мере обеспечивается принцип преемственности образовательных программ, реализуемых в университете. Подготовка доктора наук обычно длится три года, что соответствует 180 образовательным кредитам или приблизительно 6480 часам. Структура образовательной программы состоит из двух составляющих: образовательной и научно-исследовательской. Объем образовательной составляющей определен в 45 кредитов, а научно-исследовательской составляющей - в 135 кредитов. Образовательная составляющая в свою очередь, содержит четыре части [11].

Первая часть включает набор обязательных специальных дисциплин объемом в 15

кредитов (обычно 5 дисциплин по 3 кредита каждая).

Вторая часть образовательной составляющей состоит из набора специальных и смежных к ним дисциплин по выбору докторанта. Объем элективных дисциплин также составляет 15 кредитов.

В третью часть образовательной составляющей входит одна дисциплина, не относящаяся к специальным и смежным дисциплинам, В том случае, если выпускник докторской программы планирует в дальнейшем работать в системе образования, он обычно выбирает дисциплину педагогического профиля. Если выпускник докторской программы желает заниматься инновационной деятельностью, он выбирает дисциплину, связанную с бизнес-образованием в наукоемких отраслях промышленности.

Четвертая часть образовательной составляющей включает обязательный семинар по выбранной докторантом тематике.

Еще один обязательный семинар по тематике диссертации и подготовка самой диссертации входят в научно-исследовательскую составляющую образовательной программы подготовки докторанта.

Приведем пример индивидуального плана подготовки по программе PhD «Научные основы и инжиниринг окружающей среды».

Таблица 2 - Индивидуальный план подготовки по программе PhD «Научные основы и инжиниринг окружающей среды»

Шифр дисциплины Наименование дисциплин, семинаров и видов деятельности в рамках НИР Кредиты

Образовательная составляющая

1. Обязательные дисциплины по профилю программы

53:157 Environmental Engineering Design 3

53:251 Environmental Systems Modeling 3

53:252 Advanced Environmental Chemistry 3

53:158 Solid and Hazardous Waste 3

53:102 Groundwater 3

2. Обязательные дисциплины не по профилю программы

13:110 Pedagogics 3

3. Элективные дисциплины по выбору докторанта

53:159 Air Pollution and Control Technology 3

53:273 Computational Hydraulics 3

56:271 Non-Linear Programming 3

37:132 Population and Community Ecology 3

102:101 Introduction to Planning and Policy Development 3

4. Семинары

53:192 Environmental Engineering Seminar 12

Всего по образовательной составляющей 45

Научно-исследовательская составляющая

1. Семинары

Environmental Systems Modeling Seminar 15

2. НИР по теме: Environmental Systems Modeling 100

3. Подготовка и защита диссертации 20

Всего по научно-исследовательской составляющей 135

Из табл. 2 видно, что докторанту предлагается широкий набор специальных, смежных и элективных дисциплин, из которого формируется его индивидуальная программа, учитывающая предыдущий уровень и содержание образования, а также его пожелания в зависимости от тех дополнительных компетенций, которые он желает приобрести для будущей профессиональной деятельности. Таким образом, выбирая те или иные дисциплины, докторант формирует свою индивидуальную образовательную траекторию и управляет результатами освоения требуемых ему компетенций.

Сравним структуру и содержание образовательных программ в России и за рубежом. Обе программы содержат академическую (образовательную) и исследовательскую составляющие. Однако по объемам часов, выделенных на эти составляющие, программы существенно различаются. Если в российских программах подготовки аспирантов на образовательную составляющую приходится одна шестая часть от исследовательской, то в зарубежных программах она составляет одну треть от объема исследовательской части,

т.е. в два раза больше. При этом в зарубежных университетах вся образовательная составляющая является обязательной, а у нас факультативные дисциплины не являются обязательными, что еще более усиливает различие в программах. Другими словами, подготовка докторантов за рубежом проводится действительно в рамках образовательной программы, в которую входят не менее 11 дисциплин объемом по 100 часов со всеми видами текущего и итогового контроля и два научных семинара, с обязательным выступлением по их тематике. У нас же образовательная составляющая обычно сводится к изучению двух-трех дисциплин и сдаче трех кандидатских экзаменов.

Существенное отличие наблюдается и в исследовательской составляющей программ. С одной стороны, объем этой составляющей в российских программах существенно больше по сравнению с зарубежными программами, а с другой — значительная часть отведенного времени уходит на организационные мероприятия (выбор и обоснование актуальности темы исследования, подтверждение практической значимости работы, поиск подходяще-

го диссертационного совета и т.д.). Это связано с тем, что за рубежом работа над диссертацией обычно проводится в рамках определенного гранта или заказа со стороны государства или бизнеса. Для выполнения того или иного научного проекта создается команда, в которую входят несколько магистрантов и докторантов. В этом случае не надо тратить время на обоснование темы, ее важности и актуальности. Кроме того, работая в команде над конкретным научным проектом, докторант приобретает очень важные для него компетенции: способность к командной работе, умение довести исследовательскую работу до научного продукта, готовность к инновационной деятельности. Все это позволяет ему проще адаптироваться в своей профессиональной деятельности в ответ на изменения требований со стороны общества и бизнеса.

Назрела необходимость модернизации содержания академической составляющей основных образовательных программ (ООП) отечественного послевузовского профессионального образования. Особенно остро эта проблема встает в контексте задач подготовки аспирантов к инновационной деятельности.

Важную роль в процессе модернизации ООП может сыграть усиление ее элективной составляющей. Теоретически элективные дисциплины занимают существенный объем академической составляющей образовательной программы подготовки аспиранта (табл. 1) и должны оказывать значительное влияние на квалификацию выпускника аспирантуры, однако, как отмечено выше, фактически дела обстоят не столь благополучно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях повышения качества подготовки выпускников послевузовского образования к инновационной профессиональной деятельности можно предложить следующие элективные дисциплины:

• дисциплины для формирования ис-

следовательской компетентности выпускника аспирантуры;

• дополнительные специальные дисциплины;

• дисциплины для формирования пси-

холого-педагогической компетенции;

• дисциплины для формирования ме-

неджерских компетенций;

• дисциплины для повышения обще-

культурных компетенций (информационной, иноязычной коммуникативной и т.п.).

Современный мир требует от специалиста высшей квалификации адаптации к глобальному рынку интеллектуального труда [11]. Поэтому очевидно, что спектр элективных дис-

циплин, направленных на развитие общекультурных компетенций, необходимо расширять. Это должны быть дисциплины, направленные на:

• совершенствование информационных компетенций;

• формирование коммуникативных и иноязычных компетенций.

Необходимо как углубленное изучение русского языка, совершенствование навыков владения грамотной устной и письменной речью, так и совершенствование навыков чтения в написании научных текстов на английском языке. Поскольку в настоящее время английский язык стал языком международного научного общения и инструментом академической мобильности [12]. При этом индивидуализация обучения в аспирантуре при освоении элективных дисциплин на основе разработанных образовательных траекторий для каждого аспиранта вполне возможна.

Выводы

По системе отбора:

• нет единой, жестко установленной системы правил приема на Ph.D. degree program. Каждый университет, колледж и даже кафедра внутри колледжа может установить свои правила;

• зачисление в докторантуру возможно и при наличии только степени бакалавра, у нас пока это невозможно;

• далеко не все вузы выдвигают требование соответствия профиля специальности, полученной на предыдущем этапе, профилю искомой программы Ph.D;

• при поступлении на Ph.D. degree program. чаще всего требуется предоставление результатов стандартизированного теста;

• при решении вопроса о приеме кандидата в программу большое внимание уделяется рекомендациям;

• даже в таких, достаточно нежестких, условиях имеет место индивидуальный подход к рассмотрению каждого заявления. Он может заключаться в рассмотрении вопроса об эквивалентности прослушанных курсов и возможности их перезачета, в организации изучения недостающих курсов уже при обучении в докторантуре, в решении проблемы «смежности» программ и т.п.

По образовательным программам:

• программы подготовки кадров высшей квалификации в России и за рубежом построены на принципе сочетания обучения и исследовательской деятельности;

• структура и содержание академической (образовательной) составляющей про-

грамм подготовки кадров высшей квалификации в России и за рубежом значительно отличаются. В зарубежных университетах объем этой составляющей равен одной трети от объема исследовательской, что как минимум в два раза больше чем у нас, при этом существенная ее часть формируется за счет элективных дисциплин;

• в отличие от российских программ технология реализации исследовательской составляющей PhD-npo-граммы предполагает участие докторанта в командной работе над научным проектом, что обеспечивает инновационный характер исследований и формирование у докторанта ряда важных дополнительных компетенций.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций. - М., 2004.

2. Матушкин Н.Н., Гитман М.Б., Столбов В.Ю.,

Гитман Е.К. Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механиз-

мы//Высшее образование в России. - 2007. - №1.

3. http://courses.uiuc.edu/cis/programs/urbana/ 2007/fall/graduate/matse.htm

4. http://www.stat.uiuc.edu/degrees/admission.shtml

5. http://www.musc.edu/pharmacy/academic_prog гат^/рЬ^^Мт!

6. http://www.musc.edu/dbbe/academics/biostatis-

7. http://www.eng.fsu.edu/cheme/biomed/phd/ad mission.html

8. Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Гитман Е.К. Дуальная образовательная программа в высшей школе: зарубежный опыт и российские перспекти-вы//Высшее образование в России. - 2006. - №10.

9. http://www.mae.cemr.wvu.edu/grad/admis sion.php

10. http://www.math.harvard.edU//graduate/i ndex.html

11. Гитман М.Б., Гитман Е.К., Столбов В.Ю. Подготовка аспирантов и инновационной деятельности // Высшее образование в России. - 2010. - №

5. С. 102-111.

12. Ориоль Л. Доктора наук: рынок труда и международная мобильность // Форсайт. 2007. № 3. С. 34-48.

Training of teachingstaff in russia and abroad

A.M. Zavyalov

This article is devoted to comparative analysis of selection systems and educational programmes in Russia and abroad.

Завьялов Александр Михайлович - д-р техн. наук, проф., академик РАЕН, проректор по научной работе Сибирской государственной автомобильнодорожной академии. Основное направление научных исследований - динамика рабочих процессов строительных и дорожных машин. Имеет 250 опубликованных работ.

е-mail: nis@sibadi.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.