Территория науки. 2015. № 6
заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания для отклонения заявления обычно устанавливаются законодательно. Утрата гражданства как особый случай прекращения гражданства носит автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных действий, например, поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства. В США, например, автоматически (т.е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или особым образом заявившее о верности иностранному государству или его политико -территориальному подразделению. Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам в течение небольшого срока после натурализации.
Список литературы
1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. -М.: Проспект, 2009. - 624с.
2. Борискова И.В. Юридические коллизии // Территория науки. 2014. № 3. С. 97-99.
3. Борискова И.В. Правовое регулирование статуса ребенка: исторические и международно -правовые аспекты// Территория науки. 2013. № 1. С. 111-115.
4. Мишин А.А., Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2008. - 620с.
Гаврилов С.Т.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ
ОПЫТ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: несовершеннолетние, отклоняющееся поведение, трудные подростки, девиантность.
Keywords: minor, deviant behavior, troubled teens, deviance.
Аннотация: в данной статье рассмотрен механизм предупреждения отклонений в поведении несовершеннолетных, предложены основные принципы и методы организации предупредительных воздействий данных проблем.
146
Территория науки. 2015. № 6
Abstract: This article discusses the mechanism of prevention of deviant behavior of minors, proposed basic principles and methods of preventive effects of these problems.
Каждый, кто включается в практическую деятельность педагога, юриста, социального работника, психолога обязательно сталкивается с неразрешенной и до настоящего времени проблемой так называемого «трудного» подростка.
Проблема существует многие десятилетия, но спектр причин, ее порождающих, настолько широк, что большинство исследователей не прогнозируют ее разрешения в ближайшее время.
Обозначив аспект проявления трудного подростка как причину педагогическую, можно здесь же констатировать, что кризисное состояние семьи, или низкий уровень гуманизации образования, или абсолютно устаревшая законодательная база также не способствуют профилактике запущенности подростков.
В наше время, когда политические и экономические реформы сменяют одна другую, когда школа и народное образование в течение более полутора десятков лет продолжают пребывать в состоянии реформирования, когда система правовой и юридической защиты подростков не имеет достаточно прочной и обоснованной законодательной базы, мы, вместе с тем, считаем наиважнейшим для разрешения проблемы является изучение исторического и передового опыта, того, чем располагала и располагает воспитательная и правоохранительная отечественная и зарубежная практика.
Опыт - это чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира, это деятельность и ее результат. В опыте отражаются традиции, мудрость старших поколений, складывающиеся в результате эмпирического накопления знаний, умений и навыков, сопряженных с поисками через пробы и ошибки. В нем отражаются также противоречия между новыми ситуациями в развитии общества и старыми традициями, знаниями, взглядами. Чем выше уровень цивилизации общества, тем большую роль в накоплении, осмыслении, оценке и употреблении опыта предыдущих поколений играет его теоретическое осмысление.
Опыт работы с детьми с отклоняющимся поведением отражает сознательную предметно-практическую деятельность субъектов воспитательной системы всех социальных институтов в области организации жизнедеятельности несовершеннолетних на основе закономерностей и принципов цивилизованного общества.
Результат данной деятельности выражается в совокупности знаний
147
Территория науки. 2015. № 6
(теория), умений и навыков, а также соответствующих методов и приемов самой деятельности (методика), с одной стороны, а с другой -в уровне исправленности, воспитанности несовершеннолетних, в уровне зрелости отношений между общностями несовершеннолетних и взрослых, а также внутри общностей несовершеннолетних.
Накопление опыта перевоспитания несовершеннолетних может идти двумя путями. Первый - это эмпирическое накопление знаний, умений, навыков, фактов, вскрытие связей между сущностями путем многократно повторяющихся действий, путем проб и ошибок. Второй путь предполагает осмысление большого количества факторов с позиции современного состояния педагогики, психологии, социологии, права. Значит, требование теоретического осмысления опыта, его научности является основополагающим.
Как отмечал К.Д. Ушинский, «следует более всего иметь в виду при новых реформах, чтоб неосторожными преобразованиями не попортить корней того дерева, которое столько уже принесло плодов и продолжает их приносить».
Исторический аспект рассматриваемой нами проблемы в различное время изучали и, необходимо отметить, основательно анализировали юристы, педагоги, психологи, философы, историки А.И. Алексеев, Л.И. Беляева, Л.С. Выготский, М.Н. Гернет, Е.А. Горшкова, Д.А. Дриль, С.А. Завражин, Т.П. Кудлай, Г.Ф. Кумарина, Е.Д. Кускова, А.Р. Лурия, А.С. Макаренко, Н.В. Нечаева, С.В. Познышев, В.Л. Поляков, Н.С. Таганцев, Г.Н. Тростанецкая, П.И. Элиасберг, Л.В. Яссман и др.
Мы остановимся лишь на ключевых моментах истории работы с подростками с отклоняющимся поведением в нашей стране, обратив основное внимание на последние десятилетия, когда автор данного исследования искал свои подходы к решению злободневной социальной подростковой проблемы.
Идеи и первые попытки организации воспитания несовершеннолетних правонарушителей принадлежат Западной Европе и относятся к XVI в. В этот период предпринимаются шаги к организации особых заведений для таких детей: в 1547 г. в Голландии, в 1595 г. в Германии были открыты первые такие заведения. В них содержались вместе дети-сироты, дети-правонарушители и дети, совершившие общественно опасные деяния.
Однако со временем из этих учреждений были удалены дети -правонарушители и дети, совершившие преступления.
Первые шаги к организации заведений воспитательного характера для детей -правонарушителей были сделаны выдающимся швейцарским педагогом И. Песталоцци. Им в основу воспитания была
148
Территория науки. 2015. № 6
положена любовь к детям, забота о них, организация их труда, обучение детей чтению, письму, счету.
Заведения для исправления несовершеннолетних
правонарушителей начинают постепенно распространяться по всем странам. Общим для них являлось то, что они были делом частной инициативы.
Формирование системы работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением в России приходится на вторую четверть XIX века, когда появились заведения для «нравственно-заброшенных детей».
Необходимо отметить, что в первое такое учреждение, которое появилось в 1839 г. и называлось «Спасительно - воспитательное заведение», собирались не правонарушители, а дети, склонные к совершению антиобщественных поступков. Главная его задача, помимо спасения детей от бедности, нищеты, голода, заключалась в том, чтобы путем воспитательной деятельности, «отеческой власти» над воспитанниками, которую имели десять попечителей (ибо заведение существовало на их средства как частное училище), наконец, личного примера воспитателя (он же учитель) подготовить воспитанников к жизни в обществе, сформировать нравственную позицию человека, противостоящего негативным проявлениям.
В Спасительно -воспитательное заведение принимались и мальчики, и девочки. Они получали начальное образование, так как заведение приравнивалось к начальной школе Министерства народного просвещения, и навыки по некоторым ремеслам: земледелию, рукоделию, сапожным делам, домоводству.
Опыт работы Спасительно -воспитательного заведения в России был оценен однозначно положительно, и уже к середине пятидесятых годов XIX столетия воспитательные заведения для «нравственно-заброшенных» детей были открыты на частные пожертвования в нескольких городах, в том числе Санкт-Петербурге, Нарве, Ревеле (Т аллине).
В 1871 г. в Санкт-Петербурге впервые в России под руководством А.Я. Герда была создана колония для несовершеннолетних правонарушителей, которая просуществовала семь лет. В основу ее деятельности были положены идеи трудового перевоспитания подростков, уважения их личности, самоуправления, сотру дничества педагогов и воспитанников.
Во второй половине XIX века в России появились учреждения предупредительного характера для детей ссыльных и арестантов. Назывались они приютами.
149
Территория науки. 2015. № 6
Необходимо отметить разумность данного нововведения, т.к. практика доказывала, что питательной средой для преступного мира были именно дети из криминальных семей или дети -сироты, ставшие таковыми в результате последовавшего наказания родителей.
При приютах создавались попечительские и опекунские советы, члены которых наблюдали за качеством преподавания предметов начальной школы, уровнем освоения различных ремесел, последующим устройством выпускников на работу, духовным и нравственным закаливанием подростков.
По сути своей, приюты - это прообраз современных детских домов семейного типа.
Например, в Ярославском приюте, представлявшем собой «союз» детей в количестве 12 человек, воспитанники проживали вместе с семьей своего смотрителя. Детям давались элементарное образование, навыки по некоторым ремеслам, да и сама жизнь в семье способствовала передаче традиций, нравственных норм и правил, интеграции детей в общество.
В Москве известный промышленник Н.В. Рукавишников в 1869 г. возглавил городской исправительный приют.
Он, а после его смерти брат К.В. Рукавишников на свои деньги построили мастерские, в которые закупили оборудование, где воспитанники не только обучались ремеслам, но и по индивидуальным заказам населения шили обувь и одежду. Для воспитанников существовала школа, библиотека, больница, церковь. Среди методов, используемых в перевоспитании детей, помимо трудовых, постоянно присутствовали методы поощрительные и индивидуального воздействия, детей водили в театры и музеи, покупали сладости. Не случайно 96 из 100 обитателей такого приюта никогда более не конфликтовали с законом.
Особый вклад в решение проблемы нравственного становления подростков с отклоняющимся поведением внес В.П. Кащенко. Изучая со своими соратниками «трудных» подростков, он пришел к выводу, что корни подростковых правонарушений уходят в семью и школу. Школа, работая со «средним» учеником, всякого «не среднего», не желая того, приближает к группе педагогически запущенных, а семья своими патерналистскими приемами воздействия на детей порождает в них раздражительность, тревожность, недисциплинированность. На основе этого ученый сделал вывод - необходимо создать для ребенка новую здоровую среду, которая закалит его и нравственно, и физически, и предлагал открыть специальные учреждения с правильным режимом, в которых будут работать в союзе врачи и
150
Территория науки. 2015. № 6
педагоги.
Идея была реализована, открыта «санатория - школа». В нее набрали 22 воспитанника. В школе работали 17 сотрудников, врачей и педагогов. Концепция их деятельности заключалась во внушении детям лучших человеческих качеств, например, реальной возможности успехов в поведении, труде, учебе. Дети здесь занимались ручным трудом, хозяйственными работами, участвовали в олимпийских играх.
Еще одна находка русской педагогики в работе с подростками, склонными к правонарушениям - детские площадки. В задачу этих формирований входила организация досуга детей и подростков.
Подводя итоги анализу начального этапа формирования в России системы профилактической работы с подростками, склонными к правонарушениям, и нравственного закаливания их от асоциальных проявлений, думаем, необходимо сказать следующее:
- русские педагоги считали наиболее эффективным путем искоренения подростковой преступности - создание специальных заведений для педагогически запущенных детей (общепринятое впоследствии название - приюты), где последние получали педагогическую и медицинскую помощь, начальное образование, навыки необходимых ремесел;
- в России практически во всех приютах работа велась на благотворительной основе;
- воспитание в приютах было религиозным, религия использовалась как средство формирования нравственных качеств подростков;
- работа в приютах строилась по семейному принципу;
- обязательным условием существования приютов была работа в них врачей - психиатров и педиатров, которые изучали характер, привычки, наклонности, хорошие и дурные стороны личности детей;
- все приюты работали под контролем попечительских советов, главной задачей которых было наблюдение и оказание помощи выпускникам в течение длительного времени.
Список литературы
1. Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России. - М., 1995. - 96 с.
2. Гаврилов С.Т., Польшиков А.В. Некоторые вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних// Территория науки. 2013. № 1. С. 122-128.
3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление
151
Территория науки. 2015. № 6
недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2 -е. изд. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.
4. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Предупреждение преступлений среди студентов высших учебных заведений // Территория науки. 2014. Т 1. № 1. С. 22-31.
5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова // Собр. соч.: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - Т. 3. - С. 54-55.
Зайцева В.А.
УРОВНИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: уровни, компетентность, профессиональная
компетентность, правовая компетентность, педагогический работник.
Keywords: levels, competence, professional competence, legal
competence, pedagogical workers.
Аннотация: статья посвящена характеристике уровней
профессиональной и правовой компетентности современного педагогического работника в становлении себя как специалиста.
Abstract: The article is devoted to the characteristics of a professional and legal competence of the modern teaching staff in establishing itself as a specialist.
Вопрос определения уровней развития личностных свойств и качеств, всегда привлекал внимание научных исследователей. Под развитием понимается устойчивая последовательность изменений качественных состояний систем, связанная с переходом к новому уровню целостности с сохранением их эволюционных возможностей. Именно эти качественные изменения в развитии и обуславливают существование уровней, каждый из которых имеет свои собственные элементы.
Проблема уровневой градации и оценки профессиональной компетентности нашла свое отражение в работах отечественных ученых и зарубежных специалистов М.В. Ильина, Э.М. Калицкого, Н.Н. Кошель, Н.Н. Сикорской, Т.Н. Андрюхиной, В.Н. Введенского, Н.Н. Шкодкиной O.K. Клотювой и др.
Понятие «уровень» отражает диалектический характер процесса развития, позволяющий познать предмет во всем многообразии его свойств, связей и отношений, и употребляется для отображения
152