Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ТУРИЗМА И ЭКОЛОГИИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ТУРИЗМА И ЭКОЛОГИИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СПЕЦИАЛИСТЫ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ден Валерия Гихоевна

Современная индустрия туризма и гостеприимства требует высококвалифицированных специалистов, имеющих разностороннее и качественное образование по отдельным областям индустрии туризма и гостеприимства. На текущий момент в условиях активной модернизации общества, в том числе стремления к повышению эффективности и оптимизации рабочих процессов, усиления интеграции и демократизации, необходимо обратить внимание на уровень профессионального туристского образования. Сегодняшний специалист должен отвечать определенным требованиям и стандартам, обладать широкой универсальной подготовкой, умением адаптироваться и ориентироваться в изменяющихся условиях рыночных отношений, проявлять гибкость и оперативно включаться в различные виды труда. Цель: определить место практико-ориентированного образования в формировании системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Методы: использованы методы анализа вторичных источников информации, систематизации, интерпретации, индукции и дедукции, выявления причинно-следственных связей, сравнительно-описательный, статистический методы и метод опроса. Результаты: в ходе исследования были рассмотрены теоретические аспекты образования в индустрии туризма и гостеприимства, проведен анализ системы подготовки кадров в туризме и индустрии гостеприимства в Приморском крае и оценка наполнения образовательных программ кафедры туризма и экологии (МИТГ ВГУЭС), предложена схема наставничества в рамках учебных и производственных практик. Научная новизна: в статье уточнены понятия «образовательная услуга», «практико-ориентированное обучение» и предложено определение термина «система наставничества в вузе». Практическая значимость: предложенные концептуальные основы внедрения практико-ориентированного обучения универсальны и могут быть применены в рамках любого вуза и любых дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ден Валерия Гихоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRACTICE-ORIENTED EDUCATION IN THE INDUSTRY OF TOURISM AND HOSPITALITY ON THE EXAMPLE OF THE DEPARTMENT OF TOURISM AND ECOLOGY OF VLADIVOSTOK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND SERVICE

The modern tourism and hospitality industry requires highly qualified specialists with a versatile and high-quality education in specific areas within the tourism and hospitality Industry. At the moment, in the context of active modernization of society, including the desire to increase efficiency and optimize work processes, enhance integration and democratization, it is necessary to pay attention to the level of professional tourism education. Today's specialist must meet certain requirements and standards, have a broad universal training, the ability to adapt and navigate in the changing conditions of market relations, be flexible and quickly engage in various types of work. Purpose: to determine the place of practice-oriented education in the formation of a training system for the tourism and hospitality industry. Methods: methods of analysis of secondary sources of information, systematization, interpretation, induction and deduction, identification of cause-and-effect relationships, comparative-descriptive, statistical methods and a survey method were used. Results: during the study tourism and hospitality industry theoretical aspects of education were considered, we carried out an analysis of the training system in tourism and the hospitality industry in the Primorsky Territory and survey on the content of educational programs of the Department of Tourism and Ecology (IITH VSUES), and proposed a mentoring scheme in the framework of educational practices. Scientific novelty: the article clarifies the concepts of "educational service", "practice-oriented learning" and offers a definition of the term "mentoring system in a university". Practical significance: the proposed conceptual framework for the implementation of practice-oriented learning is universal and can be applied within any university and any discipline.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ТУРИЗМА И ЭКОЛОГИИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. № 1. С. 130-143 The Territory of new opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. № 1. Р. 130-143

Научная статья УДК 378.1

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/130-143

Организация практико-ориентированного образования в индустрии туризма и гостеприимства на примере кафедры туризма и экологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Ден Валерия Гихоевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Аннотация. Современная индустрия туризма и гостеприимства требует высококвалифицированных специалистов, имеющих разностороннее и качественное образование по отдельным областям индустрии туризма и гостеприимства. На текущий момент в условиях активной модернизации общества, в том числе стремления к повышению эффективности и оптимизации рабочих процессов, усиления интеграции и демократизации, необходимо обратить внимание на уровень профессионального туристского образования. Сегодняшний специалист должен отвечать определенным требованиям и стандартам, обладать широкой универсальной подготовкой, умением адаптироваться и ориентироваться в изменяющихся условиях рыночных отношений, проявлять гибкость и оперативно включаться в различные виды труда. Цель: определить место практико-ориентированного образования в формировании системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Методы: использованы методы анализа вторичных источников информации, систематизации, интерпретации, индукции и дедукции, выявления причинно-следственных связей, сравнительно-описательный, статистический методы и метод опроса. Результаты: в ходе исследования были рассмотрены теоретические аспекты образования в индустрии туризма и гостеприимства, проведен анализ системы подготовки кадров в туризме и индустрии гостеприимства в Приморском крае и оценка наполнения образовательных программ кафедры туризма и экологии (МИТГ ВГУЭС), предложена схема наставничества в рамках учебных и производственных практик. Научная новизна: в статье уточнены понятия «образовательная услуга», «практико-ориентированное обучение» и предложено определение термина «система наставничества в вузе». Практическая значимость: предложенные концептуальные основы внедрения практико-ориентированного обучения универсальны и могут быть применены в рамках любого вуза и любых дисциплин.

Ключевые слова: образование, подготовка кадров, специалисты в сфере туризма и гостеприимства, практико-ориентированный подход, практико-ориентированные технологии. Для цитирования: Ден В. Г. Организация практико-ориентированного образования в индустрии туризма и гостеприимства на примере кафедры туризма и экологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. № 1. С. 130-143. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/130-143.

Original article

Organization of practice-oriented education in the industry of tourism and hospitality on the example of the department of tourism and ecology of Vladivostok State University of economics and service

© Ден В. Г., 2022 130

Valeriya G. Den

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Abstract. The modern tourism and hospitality industry requires highly qualified specialists with a versatile and high-quality education in specific areas within the tourism and hospitality Industry. At the moment, in the context of active modernization of society, including the desire to increase efficiency and optimize work processes, enhance integration and democratization, it is necessary to pay attention to the level ofprofessional tourism education. Today's specialist must meet certain requirements and standards, have a broad universal training, the ability to adapt and navigate in the changing conditions of market relations, be flexible and quickly engage in various types of work. Purpose: to determine the place of practice-oriented education in the formation of a training system for the tourism and hospitality industry. Methods: methods of analysis of secondary sources of information, systematization, interpretation, induction and deduction, identification of cause-and-effect relationships, comparative-descriptive, statistical methods and a survey method were used. Results: during the study tourism and hospitality industry theoretical aspects of education were considered, we carried out an analysis of the training system in tourism and the hospitality industry in the Primorsky Territory and survey on the content of educational programs of the Department of Tourism and Ecology (IITH VSUES), and proposed a mentoring scheme in the framework of educational practices. Scientific novelty: the article clarifies the concepts of "educational service", "practice-oriented learning" and offers a definition of the term "mentoring system in a university". Practical significance: the proposed conceptual framework for the implementation of practice-oriented learning is universal and can be applied within any university and any discipline.

Keywords: education, training, tourism and hospitality specialists, practice-oriented approach, practice-oriented technologies.

For citation: Den V.G. Organization ofpractice-oriented education in the industry of tourism and hospitality on the example of the department of tourism and ecology of Vladivostok State University of economics and service // The Territory of new opportunities. The Herald of Vladivostok State University ofEconomics and Service. 2022. № 1. P. 131-143. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/130-143.

Введение

Индустрия туризма и гостеприимства считается одной из самых быстро-развивающихся и перспективных, и сейчас требуются профессионально подготовленные кадры. До кризиса, связанного с пандемией коронавирусной инфекции, на долю туризма приходилось до 5 % занятости в стране [1]. Несмотря на снижение показателей туристских потоков в период введения карантинных мер в связи с пандемией коронавируса, эти же события выступили катализатором важных структурных изменений, которые будут определять формат работы туристской отрасли и после снятия ограничений, связанных с COVID-19 [2].

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержательной части образовательной программы, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результатов обучения.

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [3].

131

В связи с необходимостью обновления и оптимизации сложившихся моделей профессионального туристского образования выбранную тему можно считать актуальной.

Теоретические основы туристского образования подробно рассмотрены в работах [4-7] и др.

Источником зарождения практико-ориентированного образования можно считать Германию и то время, когда произошло формальное возникновение дуального образования в связи с принятием Закона о профессиональном обучении 1969 года, которое было усилено реформами 2005 года [8].

Опыт применения практико-ориентированных технологий рассмотрен в преподавании экономико-правовых дисциплин [9] в рамках подготовки педагогов профессионального обучения [10], специалистов медицинского профиля [11], среднего профессионального образования [12, 13]. Авторы указанных работ отмечают эффективность формирования профессиональных компетенций средствами практико-ориентированного образования и предлагают собственные разработки проведения учебных занятий.

Практические аспекты и тенденции развития туристского образования освещаются в периодической литературе [14-16].

Основная часть

Главной особенностью оказания образовательных услуг является отсутствие готового результата. В процессе образования получение новых знаний, умений и навыков сопровождается активным участием слушателя, и во многом конкретное содержание образовательной услуги зависит от роли и степени вовлеченности потребителя образовательной услуги [6].

Существуют разные подходы к определению образовательных услуг. В Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года» образовательными называют «услуги, представляющие собой целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни» [17].

В таблице 1 рассмотрены различные подходы к определению термина «образовательные услуги» [5, 6, 18-21].

Таблица 1

Научные подходы к определению термина «образовательные услуги»

Автор Определение

А. А. Воронин Специфическая форма деятельности учебного учреждения, направленная на человека и имеющая конечной целью создание определенного, признаваемого обществом и человеком, полезного эффекта

Д. Джоббер Комплекс учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения

132

Окончание табл. 1

Автор Определение

А. В. Морозов Процесс формирования разнообразных способностей человека к труду, т.е. инвестирование в человеческий капитал, принимающий форму комплексного блага

А. П. Панкрухин Комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования

М. Лукашенко Совокупность целесообразной деятельности, удовлетворяющей потребность субъекта в образовании и промежуточных образовательных продуктах, сопровождающих такую деятельность

В. А. Долятов-ский Неосязаемые действия, направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии или квалификации; обеспечивают удовлетворение спроса на рынке труда

Понятийный аппарат феномена «образовательные услуги» недостаточно конкретизирован и в некоторых случаях может относиться непосредственно к образованию в целом, а не конкретно к услугам образовательного характера.

Особенностями образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг, можно назвать следующие:

- высокая стоимость;

- задержка выявления результата;

- зависимость результатов от условий будущей работы и жизни слушателя;

- зависимость результатов от интеллектуального уровня, опыта, возможностей и степени подготовки слушателя;

- невозможность перепродажи;

- необходимость лицензирования;

- конкурсный характер (в большинстве государственных образовательных организаций высшего образования);

- относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг.

Образовательной услугой, на наш взгляд, можно считать процесс предоставления знаний и формирования умений и навыков, выработки профессиональных компетенций в определенной области, результат которых носит неопределенный характер ввиду различного уровня предварительной подготовки слушателя (получателя услуги), возможностей и интеллектуальных способностей.

Практико-ориентированный подход к образовательной услуге заключается в организации учебного процесса в контексте будущей профессии путем воспроизведения в формах и методах учебной деятельности студентов реальных психолого-социальных ситуаций, сопровождающих конкретную профессиональную деятельность [22].

Обобщая опыт предыдущих исследователей, можно обозначить практико-ориентированное обучение как активную форму обучения, целью которой

133

является применение знаний и формирование профессиональных компетенций за счет выполнения практических задач в условиях, максимально приближенных к реальным.

Сегодня рассматривается несколько подходов к практико-ориентирован-ному образованию: организация учебной, производственной и преддипломной практик, внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, формирование и реализация инновационных форм профессиональной занятости студентов, создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин [23].

Выделенные подходы позволяют переориентировать студента на получение опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определённым действиям и решениям на базе имеющихся знаний, умений и навыков.

Главная ценность применения практико-ориентированного подхода в процессе подготовки кадров заключается в получении студентами опыта будущей профессиональной деятельности, который формирует уровень компетентности, соответствующий сегодняшнему рынку.

Практико-ориентированный подход не исключает изучения традиционных для отечественного образования фундаментальных наук в сочетании с прикладными, практическими дисциплинами на основе реализации построения целостной образовательной среды (учебной, образовательно-рефлексивной, социально-практической), академической мобильности и обеспечения гибкости и динамичности образовательно-профессиональных программ, использования различных форм и методов профессиональной подготовки.

Внедрение практико-ориентированного подхода в образовательный процесс обусловливается потребностью поиска определенных образовательных технологий - синтез средств и методов преподавания и развития обучающихся, позволяющих успешно осуществить эффективное формирование и развитие заявленных в ФГОС компетенций.

В современных условиях язык компетенций является наиболее распространенным для описания результатов образования. В новом поколении стандартов предусмотрено расширение свободы вузов. ФГОС определяет в качестве базовой (обязательной) по набору дисциплин (модулей) лишь половину (50 %) образовательной программы бакалавра (для программы магистра вариативная часть составляет более 70 %).

Организация практико-ориентированного обучения вписывается в рамки общеобразовательного обучения и государственных стандартов. Более того, такой формат, при котором полученные знания и практические навыки являются востребованными, повышает эффективность обучения.

Рынок образовательных услуг в Приморском крае достаточно обширен, в том числе в городе Владивостоке. Профильные специальности выпускники могут освоить в ряде государственных и негосударственных учреждений, а также в учреждениях среднего профессионального образования. Что касается подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства, то лидерами на образова-

134

тельном рынке являются Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС).

На сегодняшний день осуществляются программы бакалавриата 43.03.03 «Туризм» по профилям: «Гостинично-ресторанный бизнес», «Организация деятельности туристско-рекреационных комплексов», «Организация туристских и гостиничных комплексов», «Туризм» и магистратуры по специальности 43.04.02 «Туризм», профиль «Управление туристско-рекреационными комплексами».

В настоящее время очевидны преимущества кафедры туризма и экологии на рынке образовательных услуг города Владивостока в сфере туризма и гостеприимства. Основным конкурентным качеством является широкий спектр программ подготовки и переподготовки кадров. Однако следует учитывать, что и вузы-конкуренты разрабатывают и вводят новые образовательные продукты.

В связи с этим представляется необходимым разработать принципиально новый подход в обучении, в том числе программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, студентов и других заинтересованных граждан, занятых в сфере туризма и гостеприимства.

Согласно проведенному среди студентов кафедры туризма и экологии исследованию наиболее интересные виды занятий в рамках образовательного процесса представлены на рис. 1.

Рис. 1. Рейтинг видов деятельности в вузе

Источник: составлено автором.

Согласно полученным данным наиболее интересными видами деятельности являются экскурсии, мастер-классы и опыт приглашенных спикеров, занятия на предприятиях, участие в значимых мероприятиях отрасли, выход на практику и работа с бизнесом (например, в рамках проектной деятельности). Однако наблюдается интерес и к таким видам занятий, как программы дополнительного образования (50 %), участие в научно-исследовательских конференциях и конкурсах (33,3 %), работа в компьютерных классах (25 %).

Анализ ответов респондентов позволяет расположить виды компетенций по значимости (табл. 2).

135

Таблица 2

Компетенции по степени значимости среди опрошенных

Место Вид компетенции Описание

1 Ценностно-смысловые компетенции Знание особенностей культуры и религии стран, толерантное отношение и умение прививать уважение к традициям своей страны и других стран

2 Компетенции охраны здоровья и безопасности Знание правил личной гигиены; обеспечение санитарных норм и техники безопасности на предприятиях; толерантное отношение к нормам образа жизни в других странах и их религиозным традициям

3 Компетенции личностного саморазвития, саморегуляции и самоконтроля Способность регулировать свое физическое и эмоциональное состояние, стремление к непрерывному саморазвитию и профессиональному становлению, совершенствование языковой практики

4 Гражданско-общест-венные компетенции Получение и распространение знаний о правах и обязанностях граждан во время пребывания в РФ и других государствах, соблюдение законодательства сферы

5 Компетенции в профессиональном общении Умение находить общий язык с клиентами, коллегами и партнерами; владение технологиями обслуживания гостей предприятия, умение вести презентации и переговоры; знание и соблюдение этикета, в том числе и телефонного; знание документооборота в сфере гостеприимства, владение иностранными языками

6 Компетенции социального и профессионального взаимодействия в сфере Коммуникабельность, стрессоустойчивость, доброжелательность, склонность к командообразованию, соответствие корпоративной культуре гостиничного предприятия, толерантность, социальная и профессиональная мобильность

7 Интегративная компетенция Систематизация и непрерывное получение знаний о новых тенденциях развития отрасли

8 Компетенции познавательно-аналитической деятельности Владение навыками определения и разрешения проблемных ситуаций; способность проводить маркетинговые исследования для предприятий, сегментацию рынка услуг

9 Компетенции профессиональной деятельности на предприятиях Владение навыками планирования, проектирования и прогнозирования развития предприятия; владение информацией и соблюдение туристских формальностей

10 Информационные компетенции Знание оргтехники предприятия сферы; знание специализированных компьютерных программ в области обеспечения безопасности, бронирования, реализации автоматизированных систем управления

Источник: составлено автором.

Навыки, по мнению учащихся, которыми должен обладать специалист в сфере туризма и гостеприимства: клиентоориентированность, знание языков, Soft Skills, понимание различных культур, коммуникативность, стрессоустойчи-вость и умение работать с информацией.

136

Из комментариев к анкетному вопросу выяснено, что респондентам в образовательном процессе не хватает: мастер-классов, интерактива на практических занятиях, практик в лабораториях ВГУЭС, выходов на предприятия.

Следует отметить, что редакция ФГОС ВО формирует существенно большую степень академической свободы вуза, которая позволяет модернизировать образовательные программы бакалавриата в направлении усиления их практи-коориентированности.

В рамках практических занятий необходимы: приглашение спикеров, специалистов отрасли, работа в профессиональных лабораториях с использованием программного обеспечения, занятия на предприятиях города и края с привлечением узкопрофильных специалистов, в том числе в аэропорте, турфирмах, ресторанах, гостиничных и санаторно-курортных комплексах, заказниках, национальных парках и заповедниках, а также экскурсионные программы на эти предприятия и стажировки в них.

На наш взгляд, необходимо сформировать систему бизнес-наставничества совместно с предприятиями-партнерами туристского бизнеса. Так как в обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана входят несколько видов практик, то такую систему необходимо внедрить в допрактический период.

Системой бизнес-наставничества в вузе можно назвать систематизированную форму взаимодействия студента-практиканта с опытным работником, сущность которой заложена в добровольном содействии в адаптации потенциального сотрудника и развитии необходимых для будущей работы профессиональных навыков.

Так, каждому предприятию-партнеру еще до выхода студентов на практику (например, со второго курса) необходимо привлечь одного наставника, который мог бы осуществлять деятельность по работе с новым сотрудником (студентом-практикантом). В режиме такого взаимодействия обе стороны (студент и предприятие) смогут принять решение о дальнейшем выходе на практику именно на это предприятие.

Нами предлагается следующая система взаимодействия в форме наставничества (рис. 2).

Рис. 2. Схема взаимодействия

Источник: составлено автором.

137

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация взаимодействия в данном вопросе происходит путем предоставления заявки менеджеру по образовательным программам на предприятии-партнере с указанием дат отработки, количества человек и вопросов для рассмотрения. Сотрудничество в такой форме дает дополнительные преимущества для продвижения образовательных программ, так как происходит привлечение практиков и вовлечение студентов в практическую деятельность на ранних этапах обучения.

На рисунке 3 представлена схема наставничества кафедры туризма и экологии и предприятий-партнеров.

Кафедра туризма и экологии Международного института туризма и гостеприимства

ZY

\z

Куратор от кафедры

Обязанности студента:

- соблюдать рабочий график;

- выполнять задания наставника;

- не нарушать правила, установленные предприятием;

- вести дневник практики

Обязанности наставника:

- помогать в адаптации студента-практиканта;

- содействовать проф. развитию и формированию навыков;

- оценивать деятельность студента-практиканта

Наставник от предприятия

Администрация города и края Турфирмы ТИЦ ПК КСР

Агентство по туризму ПК

Нац. парки, заповедники

Предпр ия тия- пар тнер ы

Рис. 3. Схема наставничества кафедры туризма и экологии и предприятий-партнеров

Источник: составлено автором.

Организация работы с кафедрой: формирование заявки от предприятия, обработка заявки куратором на кафедре, согласование с учебным отделом и предоставление студентов на допрактический период. У студентов-практикантов и наставников есть ряд обязанностей; взаимодействие между предприятиями-партнерами и кафедрой закрепляется в положении.

Для функционирования данной модели в структуре университета необходимо привлечение специалиста (куратора), который возьмет на себя функции наставника и будет осуществлять: распределение студентов на предприятия; согласование процесса наставничества с предприятием-партнером, контроль результатов и сбор данных об оценке студентов от предприятия.

138

Студенты, выступая одновременно в качестве сотрудников предприятия, получают практические навыки, подкрепляя свои теоретические знания.

Необходимо согласовать расписание с учебным отделом и организовать наставничество, например, за счет:

1) выделения нескольких выходных дней (двух в неделю), в которые студент работает на предприятии. Основные проблемы: формирование точного списка студентов, групп;

2) отработки по одной неделе в месяц; в дни отработки студенту не нужно посещать занятия - он считается присутствующим; после выхода на учебу он должен сдать необходимые материалы по пропущенным предметам. Основные проблемы: нарушение учебного процесса, возможно влияние на успеваемость;

3) отработки студентом полного месяца. Основные проблемы: существенное нарушение учебного процесса и образовательных стандартов.

В ходе активного взаимодействия целесообразно рассмотреть совместную деятельность кафедры и предприятий-партнеров по составлению методической литературы. Данная деятельность может осуществляться только при длительном партнерстве, когда сотрудничество вуза и предприятия выйдет на уровень, при котором возможна совместная деятельность в данном направлении. Разработка текста происходит на уровне: руководители подразделений - профессорско-преподавательский состав кафедры. Формирование проблемы осуществляется на уровне: наставник на предприятии - куратор системы наставничества на кафедре.

На наш взгляд, необходимо введение регулярного графика семинаров и тренингов, направленных на повышение квалификации преподавателей образовательных заведений, готовящих специалистов для сферы туристического бизнеса и гостеприимства, которые позволят в интенсивной форме рассмотреть содержание, методику подачи материала на лекциях и практических занятиях. Особенно полезными подобные программы будут для специалистов, начинающих свою деятельность в образовании.

Международный опыт организации практико-ориентированного образования в индустрии туризма и гостеприимства показывает, что оптимальной формой организации практического обучения является модель учебной гостиницы или использование элементов этой модели, однако из-за невозможности полного погружения в процессе обучения (до выхода на практику) можно применить систему наставничества.

Выводы

Таким образом, образовательные услуги выступают важной категорией экономики образования. Отсутствие единого подхода к определению термина заключается в многообразии деятельности и услуг, заключенных в нем, а границы услуг - специфических нематериальных благ - довольно размыты.

Практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке рассматривается как ориентация учебного процесса на конечный продукт профес-

139

сионального обучения, в котором конкретизированы виды действий, усвоенные студентами в ходе работы с учебной информацией в виде опыта. Данные опроса показали, что необходимо внедрять практико-ориентированное обучение в рамках образовательного процесса. Такая форма обучения позволит повысить интерес студентов к образовательной деятельности и к профессии в целом, научит применять свои знания, умения и навыки в профессиональной деятельности и оттачивать освоенные компетенции, ускорит процесс адаптации к реальным рабочим условиям, а также улучшит показатели трудоустройства выпускников.

Нами была предложена система наставничества и схема работ в нем, а также алгоритм взаимодействия учебного подразделения с вышестоящим руководством вуза и предприятиями отрасли.

Список источников

1. Ростуризм подсчитал, сколько сотрудников туриндустрии остались без работы из-за ковида. - Текст: электронный // Информационный портал «Турпром». - 2020. - URL: https://www.tourprom.ru/news/46396/

2. Влияние пандемии COVID-19 на сферу туризма в РФ: текущая ситуация и перспективы восстановления. Результаты опроса участников рынка. - Текст: электронный. -Москва, 2020. - URL: https://ru.investinrussia.com/data/files/sectors/ru-ru-tourism-in-russia-current.pdf

3. Волков В. И. Цели и задачи системы профессиональной подготовки кадров на современном этапе // Вестник Удмуртского университета. Серия: «Экономика и право». -2015. - № 1. - С. 20-29.

4. Креативная педагогика и психология: учебное пособие / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академический проспект, 2020. - 560 с.

5. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием: монография / В. А. Долятовский. - Ростов-на-Дону: Невинномысский ин-т экономики, упр. и права; Невинномысск: СКНЦ ВШ-РГЭУ-НИЭУП, 2003. - 234 с.

6. Банслова В. Б. Российский рынок образовательных услуг: этапы и факторы его развития // ПСЭ. - 2016. - № 3 (59). - С. 201-206.

7. Романова М. М. Специфика и особенности образовательных услуг в сфере услуг // Вестник УМО. - 2014. - № 2. - С. 13-16.

8. The German Vocational Training System - BMBF. Federal Ministry of Education and Research. BMBF. Retrieved, 2017. - 200 p.

9. Петров В.Н. Практико-ориентированные коммуникативные технологии в преподавании экономико-правовых дисциплин // Сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием «Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства» / под ред. И. А. Максимцева, В. Г. Шубаевой, Л. А. Миэринь. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 228-235. - https: // doi.org/10.31775/2305-3100-2018-4-124-131.

10. Рыбакова Н. Н. Организация практико-ориентированной подготовки будущих педагогов профессионального обучения в вузе // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Омск, 2019. - С. 559-562.

140

11. Ярочкина Н.В. Реализация практико-ориентированного подхода при подготовке специалистов медицинского профиля // Медсестра. - 2019. - № 1. - С. 7-10.

12. Косинова И.В. Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов среднего профессионального образования // Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации». - 2019. - С. 98-100.

13. Фахретдинова М. А. Практико-ориентированные образовательные технологии в формировании и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании // Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития науки и образования». -2019. - С. 212-214.

14. Ваганова О. И. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-2. - С. 51-56.

15. Лошкарева Д. А. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 169-182.

16. Степанова С. А. Опыт проектной и практико-ориентированной организации учебной работы современной кафедры (на примере кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса факультета сервиса, туризма и гостеприимства СПбГЭУ // Сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием « Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства / под ред. И. А. Максимцева, В. Г. Шубаевой, Л. А. Миэринь. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 317-322.

17. Титова А. В. Маркетинг и управление инновациями. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 240 с.

18. Воронин А. А. О механизме финансирования платного сектора образовательных услуг // Финансы. - 2018. - № 12. - С. 21-24.

19. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга: пер. с англ. - Москва: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 688 с.

20. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. - Москва, 1995. - 43 с.

21. Лукашенко М. А. Маркетинг и PR в учебном заведении // Высшее образование в России. - 2002. - № 4. - С. 32-40.

22. Вяткина И. В. Практико-ориентированное обучение как средство профессионализации подготовки будущих специалистов в университете // Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции «Новый взгляд на систему образования». - Прокопьевск, 2019. - С. 007.1-007.5.

23. Полисадов С. С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Известия Томского политехнического университета. - 2014. - № 2. - С. 7-11.

References

1. Rostourism calculated how many employees of the travel industry were left without work because of the covid. - Text: electronic // Information portal "Turprom." - 2020. - URL: https://www.tourprom.ru/news/46396/

2. The impact of the COVID-19 pandemic on the tourism sector in the Russian Federation: the

current situation and prospects for recovery. Survey results of market participants. - Text: electronic. - Moscow, 2020. - URL: https://ru.investinrussia.com/data/files/sectors/ru-ru-tourism-in-russia-current.pdf

141

3. Volkov V. I. Goals and objectives of the system of professional training of personnel at the modern stage // Bulletin of Udmurt University. Series: "Economics and Law." - 2015. -№ 1. - P. 20-29.

4. Creative pedagogy and psychology: textbook / A. V. Morozov, D. V. Chernilevsky. - 2nd ed., amended and additional. - Moscow: Academic Avenue, 2020. - 560 p.

5. Measurement and management of the quality of training of specialists with higher education:

monograph / V. A. Dolyatovsky. - Rostov-on-Don: Nevinnomyssky Institute of Economics, reproach. and rights; Nevinnomyssk: SKNTS VSH-RSEU-NIEUP, 2003. - 234 p.

6. Banslova V. B. Russian market of educational services: stages and factors of its development // PSE. - 2016. - № 3 (59). - P. 201-206.

7. Romanova M. M. Specifics and features of educational services in the field of services // Bulletin of UMO. - 2014. - № 2. - P. 13-16.

8. The German Vocational Training System - BMBF. Federal Ministry of Education and Research. BMBF. Retrieved, 2017. - 200 p.

9. Petrov V. N. Practical-oriented communication technologies in the teaching of economic and

legal disciplines // Collection of works of the III National Scientific and Methodological Conference with international participation "Architecture of the University of Education: Modern Universities in a Single Information Space " / ed. I. A. Maksimtseva, V. G. Shu-baeva, L. A. Mierin. - St. Petersburg, 2019. - P. 228-235. - https: // doi.org/10.31775/2305-3100-2018-4-124-131.

10. Rybakova N.N. Organization of Practical-Oriented Training of Future Teachers of Vocational Training at the University // Collection of Materials III International Scientific and Practical Conference. - Omsk, 2019. - P. 559-562.

11. Yarochkina N. V. Implementation of a practice-oriented approach in the training of medical specialists // Nurse. - 2019. - № 1. - P. 7-10.

12. Kosinova I. V. Practical-oriented approach in the training of specialists among professional education // Collection of articles of the V International Scientific and Practical Conference "Pedagogy and Modern Education: Traditions, Experience and Innovation." - 2019. -P. 98-100.

13. Fakhretdinova M. A. Practical-oriented educational technologies in the form of peacemaking and assessment of the qualifications of students in secondary vocational education // Collection of articles of the V International Scientific and Practical Conference "Priority Directions for the Development of Science and Education." - 2019. -P. 212-214.

14. Vaganova O.I. Organization of control and evaluation activities of a university teacher in e-learning // Problems of modern pedagogical education. - 2017. - № 56-2. - P. 51-56.

15. Loshkareva D. A. Contextual approach to vocational education // Problems of modern pedagogical education. - 2018. - № 58-3. - P. 169-182.

16. Stepanova S. A. Experience in the design and practice-oriented organization of the educational work of the modern department (on the example of the Department of Hotel and Restaurant Business of the Faculty of Service, Tourism and Hospitality of St. Petersburg State Economic University // Collection of Works of the III National Scientific and Methodological Conference with International Participation "Architecture of University Education: Modern Universities in a Single Information Space / ed. by I.A. Maksimtseva, V. G. Shubaeva, L. A. Mierin. - St. Petersburg, 2019. - P. 317-322.

17. Titova A. V. Marketing and Innovation Management. - St. Petersburg: Peter, 2004. -240 p.

18. Voronin A. A. On the mechanism for financing the paid sector of educational services // Finance. - 2018. - № 12. - P. 21-24.

142

19. Jobber D. Principles and marketing practice: per. From English. - Moscow: Williams Publishing House, 2005. - 688 p.

20. Pankrukhin A. P. Marketing of educational services: autoref. dis. ... dr. econ. sciences: 08.00.05. - Moscow, 1995. - 43 p.

21. Lukashenko M. A. Marketing and PR in an educational institution // Higher education in Russia. - 2002. - № 4. - P. 32-40.

22. Vyatkina I. V. Practical-oriented training as a means of professionalizing the training of future specialists at the university // Collection of scientific works on the materials of the II International Scientific and Practical Conference "A New Look at the Education System." - Prokopyevsk, 2019. - P. 007.1-007.5.

23. Polisadov S. S. Practical-oriented training at the university // Izvestia Tomsk Polytechnic University. - 2014. - № 2. - P. 7-11.

Информация об авторе:

Ден Валерия Гихоевна, ассистент кафедры туризма и экологии ВГУЭС,

г. Владивосток. E-mail: valeradenla@gmail.com. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5872-

6723

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/130-143

Дата поступления: 19.01.2022

Одобрена после рецензирования: 31.01.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принята к публикации: 21.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.