Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ (НА ПРИМЕРЕ СЕРВИСНЫХ И ТУРИСТСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ (НА ПРИМЕРЕ СЕРВИСНЫХ И ТУРИСТСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕРВИСНОЕ И ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балицкая Ирина Валериановна, Лим Эльвира Хаммоковна

Введение. Статья раскрывает специфику реализации программ сервисного и туристского образования в учебных заведениях Республики Корея. Акцент ставится на процессе корректировки программ подготовки специалистов в процессе их реализации, а также на основных недостатках программ и способах их устранения. Проведённый анализ позволит глубже осмысливать аналогичные процессы в российском образовании, выявлять сходные и отличительные черты, глубже понимать российский образовательный контекст, а также оценивать уровень подготовки кадров в России в глобальном масштабе. Материалы и методы. Проведённый авторами анализ законодательных актов, учебных планов и программ вузов, реализующих программы сервисного и туристского профиля, а также отчётов о проведённых в этой области исследованиях позволили выявить основные тенденции проектирования программ, проблемы их реализации, равно как и некоторые рекомендации по их устранению. Результаты исследования. В статье представлен опыт реализации программ сервисного и туристского образования. Выявлены основные проблемы: недостаточная связь между предприятиями и образовательными учреждениями, трудности в поиске партнёров на производстве, недостаточное освещение в образовательном процессе реального положения дел в индустрии сервиса и туризма, несоответствие ожиданий студентов от работы в сфере туризма и гостеприимства и реальной ситуации. Показаны способы решения некоторых проблем и даны рекомендации по их устранению. Подчёркивается, что действующие учебные планы и программы не являются неизменными: в них вносятся изменения в соответствии с изменяющимися условиями труда. Заключение. При постановке задач в целях повышения качества образования в сфере туризма необходимо учитывать опыт передовых зарубежных стран в учебно-образовательном процессе, который находится в состоянии поиска путей совершенствования. Таким образом, изучение и адаптация мирового опыта будет способствовать разработке наиболее эффективных моделей обучения студентов в российских учебных заведениях (с программами обучения по направлению «Туризм и гостеприимство») с учётом своеобразия профессиональной подготовки специалистов в регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балицкая Ирина Валериановна, Лим Эльвира Хаммоковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING PROGRAMS FOR SPECIALISTS IN UNIVERSITIES OF THE REPUBLIC OF KOREA (ON THE EXAMPLE OF SERVICE AND TOURIST AREAS OF TRAINING)

Introduction. The paper reveals the specifics of implementing the service and tourism programs in educational institutions of the Republic of Korea. The emphasis is laid on the adjustment of the programs in the process of their implementation, their main shortcomings and ways to eliminate them. Analysis makes it possible to comprehend the analogous processes in Russian education, to identify similar and different features, to understand the Russian educational context, and also to globally assess the level of training in Russia. Methods and materials. Analysis of legislative acts, curricula and programs of universities that implement hospitality and tourism programs, as well as reports on research conducted in this area, made it possible to identify the main trends in the design of the programs, and problems of their implementation, as well as make some recommendations for their elimination. Results. The paper presents examines the experience of implementing the tourism and service training programs in terms of providing a wide range of knowledge and practical skills. The main problems in the implementation of the programs were identified. These are insufficient collaboration between tourism/hospitality businesses and educational institutions, difficulties in finding partners in companies, insufficient coverage of the real state of affairs in the service and tourism industry in the educational process, a discrepancy between students’ expectations from work in the tourism and hospitality industry with the real situation. The research indicates the ways of solving some problems and makes recommendations for their elimination. It is emphasized that the current curricula and programs are not invariable and can be altered according to changing working conditions. Conclusion. Setting the objectives to improve the quality of tourism and hospitality training programs should take into account the experience of some advanced foreign countries in the educational process, which is in a state of searching for ways of improvement. Thus, the study and adaptation of the world experience will contribute to the development of the most effective training patterns in Russian educational institutions with a focus on the country-specific professional training of specialists in the regions of Russia.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ (НА ПРИМЕРЕ СЕРВИСНЫХ И ТУРИСТСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ)»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 378.1

Совершенствование практико-ориентированных программ подготовки специалистов в вузах Республики Корея (на примере сервисных и туристских направлений подготовки)

И. В. Балицкая, Э. Х. Лим

Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск

Аннотация. Введение. Статья раскрывает специфику реализации программ сервисного и туристского образования в учебных заведениях Республики Корея. Акцент ставится на процессе корректировки программ подготовки специалистов в процессе их реализации, а также на основных недостатках программ и способах их устранения. Проведённый анализ позволит глубже осмысливать аналогичные процессы в российском образовании, выявлять сходные и отличительные черты, глубже понимать российский образовательный контекст, а также оценивать уровень подготовки кадров в России в глобальном масштабе. Материалы и методы. Проведённый авторами анализ законодательных актов, учебных планов и программ вузов, реализующих программы сервисного и туристского профиля, а также отчётов о проведённых в этой области исследованиях позволили выявить основные тенденции проектирования программ, проблемы их реализации, равно как и некоторые рекомендации по их устранению.

Результаты исследования. В статье представлен опыт реализации программ сервисного и туристского образования. Выявлены основные проблемы: недостаточная связь между предприятиями и образовательными учреждениями, трудности в поиске партнёров на производстве, недостаточное освещение в образовательном процессе реального положения дел в индустрии сервиса и туризма, несоответствие ожиданий студентов от работы в сфере туризма и гостеприимства и реальной ситуации. Показаны способы решения некоторых проблем и даны рекомендации по их устранению. Подчёркивается, что действующие учебные планы и программы не являются неизменными: в них вносятся изменения в соответствии с изменяющимися условиями труда. Заключение. При постановке задач в целях повышения качества образования в сфере туризма необходимо учитывать опыт передовых зарубежных стран в учебно-образовательном процессе, который находится в состоянии поиска путей совершенствования. Таким образом, изучение и адаптация мирового опыта будет способствовать разработке наиболее эффективных моделей обучения студентов в российских учебных заведениях (с программами обучения по направлению «Туризм и гостеприимство») с учётом своеобразия профессиональной подготовки специалистов в регионах России.

Ключевые слова:

сервисное и туристское образование в Республике Корея, профессиональные образовательные программы, учебные планы, профессиональные навыки, практико-ориентированное обуче-

Для

цитирования:

Балицкая И. В., Лим Э. Х. Совершенствование практико-ориен-тированных программ подготовки специалистов в вузах Республики Корея (на примере сервисных и туристских направлений подготовки) // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. № 1 (50). С. 4-15.

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-4-15

Дата поступления Введение

статьи в редакцию: Глобализация международного труда и образования

3 ноября 2020 г. формирует новые требования к современным специалистам.

Меняющийся мировой рынок труда, развитие технического прогресса определяют содержание программ, выбор методов обучения, а также требования к профессиональным качествам, которыми должны обладать современные специалисты. Профессиональная подготовка в вузе должна быть ориентирована на будущую профессиональную деятельность в условиях международного рынка труда, трудовую мобильность, работу в транснациональных компаниях: необходимо, чтобы уровень подготовки выпускников соответствовал не только государственным, но и международным стандартам. В этих условиях существенно возрастает значение и общественная ценность реализации принципа единства образования, науки, творческой и практической деятельности, направленного на преодоление актуальных проблем подготовки кадров, адекватных запросам экономики, рынка труда, развития научно-технического комплекса.

Современное российское образование ставит перед собой цель - обеспечить такую подготовку специалистов, которая будет отвечать требованиям современного международного рынка труда. В условиях постоянно развивающихся контактов во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и профессиональной, понимание особенностей подготовки кадров и квалификационных требований в международном контексте будет во многом определять эффективность подготовки специалистов в новых условиях труда. В этой связи своевременно обращение к опыту профессионального образования Республики Корея, которое развивается в соответствии с изменениями производственной отрасли и потребностями рынка. Подготовка специалистов для сферы туризма и гостеприимства представляет особый интерес, так как действующие в корейских вузах программы ориентированы на предоставление широкого спектра знаний и практи-

ческих умений, а также на подготовку специалистов к работе в условиях глобализации труда. Изучение требований к проектированию программ, их анализа и корректировки позволит глубже осмыслить аналогичные процессы в российском образовании, выявить сходные и отличительные черты, глубже понять российский образовательный контекст, а также оценить уровень подготовки кадров в России.

Обзор литературы

Степень исследованности данной проблематики складывается из теоретического анализа двух уровней источников.

К первому уровню следует отнести зарубежные источники, принципиальное значение среди которых имеют труды, рассматривающие основные направления реформирования содержания образования в Республике Корея. Особую роль для изучения вопросов становления туристского образования сыграли труды корейских педагогов-исследователей: Чо М., Су К., Чон К. С., Шин Х.

Многочисленные работы корейских учёных раскрывают не только сложный, комплексный характер процессов, происходящих в университетах Кореи, но и исследуют эволюционное развитие целостного феномена образовательной системы с точки зрения её философии, организации и преемственности (Ан О., К. М., Ли М. Дж.).

Ко второму уровню трудов, позволяющих судить о степени изученности темы, относятся работы российских педагогов-исследователей, рассматривающих историю и современное состояние системы образования и профессионального образования в Республике Корея. Современный уровень изучения проблемы отражён в ряде публикаций отечественных авторов. Ими исследовались такие вопросы, как «Исторические традиции образования в Республике Корея» (И. А. Толстокулаков); «Реформы образования в Республике Корея» (Г. В. Мекаберидзе, М. А. Осетрова); «Современное состояние южнокорейского образования и некоторые тенденции развития современной корейской школы» (Э. Х Лим).

Анализ состояния изученности рассматриваемой темы свидетельствует о нарастании интереса отечественных исследований к проблемам профессионального образования в Республике Корея. В последнее время в научных исследованиях чаще публикуются статьи по различным аспектам современного корейского образования. Тем не менее число подобных публикаций незначительно. В итоге несмотря на то, что российские учёные обращались к проблеме развития профессионального образования Республики Корея, монографические исследования по этой теме в отечественной педагогике до настоящего времени отсутствуют.

Таким образом, имеют место противоречия между объективной научной необходимостью, прикладной педагогической значимостью исследования опыта, накопленного высшими учебными заведениями Республики Корея, и недостаточным вниманием к изучению этого опыта отечественной педагогической практикой.

Указанные противоречия выражаются в виде научной проблемы, которая может быть сформулирована в форме следующего вопроса: «Каковы направления совершенствования и корректировки практико-ориентированных программ сервисного и туристского образования в Республике Корея?»

Материалы и методы

На основе анализа статистических данных Корейского института развития образования (2019 г.) был подтверждён тот факт, что программы сервисного и туристского образования в вузах Республики Корея являются достаточно популярными, о чём свидетельствуют следующие данные: количество подавших документы на бакалаврские программы по этим направлениям составило 44 912. Из них количество зачисленных составило 4 066 человек (средний конкурс по стране 11:1). В 2017 году процент тру-

доустройства по специальности составил 67,4 %. В настоящее время подготовка бакалавров по различным профилям осуществляется в 76 вузах страны [1]. К числу самых востребованных вузов можно отнести университеты Кёнхи, Седжон, Ханян в г. Сеул; университеты Донгсо и Силла в г. Пусан и др. [1].

Практическая направленность программ сервисного и туристского образования определяется потребностями участников образовательного процесса. Проведённый в 2013 году в провинции Кёнги и Чхунчхон опрос студентов сервисных и туристских специальностей позволил сделать ряд важных выводов о целесообразности реализации практико-ориентированного подхода. В опросе приняли участие 453 студента, из них 53,4 % - студенты, обучающиеся по направлению «Организация общественного питания», 33,3 % - по направлению «Туризм», 13,2% - по направлению «Гостиничный бизнес» в возрасте 20-25 лет. Респонденты единогласно отмечают целесообразность накопления практического опыта в период обучения по своей специальности. В качестве основных причин они отмечают следующее: практико-ориентированное обучение способствует лучшему пониманию профессии, позволяет апробировать теоретические знания на практике, помогает определению будущей специализации, знакомит с организацией труда на базах практик и др. [1]. В целом, специалисты пришли к мнению, что практико-ориентированный подход в обучении способствует формированию у студентов важных профессиональных и личностных компетенций, способствует полному погружению в профессиональную среду, повышает качество преподавательского состава путём привлечения к учебному процессу специалистов-практиков.

Анализ действующих программ туризма и гостеприимства в вузах Республики Корея показал, что они в большей мере ориентированы на международные образовательные программы и стандарты. Изначально программы по туризму и гостеприимству в Республике Корея были скопированы с американской модели, но в дальнейшем были изменены в соответствии с социокультурными, экономическими, политическими и экологическими особенностями страны.

Результаты всестороннего анализа законодательных актов, учебных планов и программ вузов, реализующих программы сервисного и туристского профиля, а также отчётов о проведённых в этой области исследований позволили выявить основные тенденции проектирования программ, проблемы их реализации, а также разработать некоторые рекомендации по их устранению.

Результаты исследования

Большое влияние на формирование учебных планов по туризму и гостеприимству оказал документ, получивший название «Глобальный учебный план по туризму» (2002 г.), согласно которому существенные различия в учебных планах программ подготовки специалистов должны быть сведены к минимуму. Специалисты считают, что высокий профессионализм требует ориентации на международные стандарты, полагая, что чем уже программа, тем меньше она даёт возможностей для будущей карьеры. Соответственно, чем более она концептуальна и шире, тем больше ориентирована на быстрые изменения, происходящие в отрасли. Также, они разделяют мнение о том, что глобальный подход к конструированию программ по туризму позволяет сделать их более устойчивыми к изменениям рынка труда, но в то же время признают, что при этом они должны отвечать потребностям региональной экономики и ожиданиям студентов. Экспертами было признано, что прежние учебные планы не отвечали потребностям туристской и гостиничной отрасли страны, поэтому разработка новых программ была ориентирована на вновь появляющиеся секторы туристской индустрии, такие как ивент-туризм, спортивный туризм, индустрия развлечений и др. [2].

Соответственно, задачей туристского образования видится обеспечение конкурентоспособности в глобальном, национальном и региональном масштабах. В этом кон-

тексте идентификация потребностей отрасли и её требования к подготовке специалистов приводят к пониманию необходимости специфически-отраслевого образования и разработки профессиональных стандартов компетенций, а также участия представителей отрасли в составлении учебных планов [3]. При этом программы подготовки специалистов в области туризма и гостеприимства в Республике Корея нацелены на создание таких условий, при которых будущие специалисты смогут интегрировать знания, умения и навыки для достижения более высокого уровня профессионализма. Таким образом, процесс подготовки специалистов в области туризма представляет собой высококачественное широкопрофильное образование, отвечающее международным стандартам качества, и при этом отражает региональный рынок и запросы местных предприятий отрасли.

Действующие учебные планы не остаются неизменными: в них вносятся коррективы на основе тщательного анализа и учёта мнений всех участников образовательного процесса. Исследователи уделяют большое внимание изучению существующих проблем в развитии туристского образования, выделяют наиболее важные и обсуждают пути их решения. Особое значение придаётся укреплению связей между предприятиями и образовательными учреждениями.

В 1977 году был принят индустриально-образовательный акт развития сотрудничества (Industrial-Educational Cooperation Promotional Act), обязывающий предприятия бизнеса и профессиональные корпорации сотрудничать с образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и предоставления студентам возможности получать практический опыт. В этом же году было принято решение об обязательном включении производственной практики в учебные планы, а также были определены сроки и требования к местам её прохождения. В соответствии с этим законом студенты двух- и четырёхлетней формы обучения обязаны пройти практику от одного до двух месяцев во время зимних или летних каникул. По мнению всех участников образовательного процесса, это позволяет не только существенно улучшить качество образования, но и помочь студентам определить будущее место работы, показать свои знания и личностные качества работодателю.

Проектирование и реализация программ профессионального туристского образования осуществляется в результате деятельности промышленно-образовательных союзов. Специалисты (Kang и Lee), впервые давшие это понятие, отмечают преимущества практико-ориентированного обучения: «Студенты приобретают опыт для будущей карьеры, получают современные профессиональные навыки, а также возможность продемонстрировать уже полученные знания и умения в реальной работе. Практи-ко-ориентированные программы предусматривают разнообразные виды практической деятельности: работа под наблюдением супервайзера, полевая практика, практическое обучение на рабочем месте. Названия этих видов деятельности могут отличаться в зависимости от учебного заведения, предприятия, направления подготовки» [4]. Методы практического обучения на основе партнёрства между академическими учреждениями, частными предприятиями и правительственными организациями разных уровней получили название «Подход сотрудничества» (co-operative approach), который обеспечивает баланс между академическими и профессиональными знаниями.

В рамках данного подхода преподавание учебных дисциплин предполагает использование активных методов обучения на основе «решения проблем» (problem solving). Домашние задания составлены так, чтобы студенты обращались к различным источникам информации из разных областей знаний и устанавливали личные контакты с представителями туристического бизнеса и гостеприимства. Обучение посредством деятельности (learning-by-doing) является основным способом обучения. Исследовательская, полевая, практическая работа помогает студентам понять, каковы современные реальные условия труда в туристской индустрии. В рамках программ туризма и

гостеприимства используются методы обучения, нацеливающие студентов на практическое применение полученных знаний на практике, а также раскрывающие сложные взаимосвязи сферы туризма с другими областями: кейс-стади, посещение производства, проведение занятий специалистами-практиками, практическая подготовка на производстве и др. Партнёрство с предприятиями также помогает провести первую экспертизу пригодности существующих методов обучения. Разрабатываются специальные, соответствующие особенностям сферы туризма и гостеприимства методы оценки: оценка, основанная на практических навыках, кейс-стади, оценка на рабочем месте и др. [1].

Подобное сотрудничество вузов и предприятий считается взаимовыгодным: предприятия отрасли получают возможность выявлять будущих перспективных работников, а образовательные учреждения могут усовершенствовать учебный план, расширить источники финансирования и создать новые сети для будущего трудоустройства выпускников.

Тем не менее наряду с успехами при реализации этих задач учебные заведения испытывают определённые трудности.

Специалисты также отмечают, что несмотря на действие закона (Акт 1977 г.), реализация практического подхода остаётся неполной. Прохождение практики является обязательным элементом учебного плана туристских программ, однако отводимого времени бывает недостаточно для приобретения навыков для работы в современных условиях [4].

Одной из трудностей в реализации современных программ туризма и гостеприимства является недостаточно тесная связь между предприятиями и образовательными учреждениями, что приводит к недостатку знаний о современных условиях труда в сфере туризма, при этом учебные заведения часто испытывают трудности в поиске партнёров на производстве. Решением данной проблемы разработчики программ видят в постановке большего акцента на формировании практических навыков, увеличении сроков практики и расширении видов практической деятельности [4].

Важной проблемой современного туристского образования, по мнению исследователей в Республике Корея, является недостаточное освещение в образовательном процессе реального положения дел в индустрии сервиса и туризма. Результаты исследований показали, что знания и навыки, получаемые в учебных заведениях, отличаются от тех, которые необходимы современным специалистам сферы туризма (Cha & Lee) [4]. Анализ мнений преподавателей и специалистов-практиков относительно учебных планов и программ туризма и гостеприимства выявил расхождение взглядов при выборе аспектов, на которые должна быть сосредоточена подготовка специалистов сферы туризма. Например, преподаватели говорят о необходимости постановки акцента на исследовательской методологии и информационных технологиях, тогда как практики подчёркивают первостепенную важность изучения государственной политики в области туризма и законодательства. Были отмечены также недостаточно развитые практические навыки и отсутствие опыта работы, что сказывалось на карьере выпускников, так как в начале профессиональной деятельности они тратят большое количество времени на формирование базовых навыков, которые должны быть приобретены во время обучения.

Другая проблема, которую отмечают специалисты, - это несоответствие ожиданий студентов от работы в выбранной сфере. На предприятии выпускники оказываются в таких условиях, когда им приходится выполнять монотонную, многочасовую работу, что противоречит их ожиданиям, в результате чего молодые специалисты уходят из профессии (Cha и Kim). Получив предложение на более выгодных условиях в другой отрасли, они могут оставить работу несмотря на то, что потратили несколько лет на получение образования [5].

В связи с этим в процессе обучения должно быть показано реальное положение дел в отрасли, а также пути развития будущей карьеры. Учебные материалы также должны обновляться на постоянной основе для того, чтобы в учебном процессе было показано действительное положение дел в отрасли. Таким образом, подготовка студентов к реальным условиям труда поможет им легче адаптироваться на рабочем месте [6].

Актуальным является вопрос обновления академических ресурсов, таких как библиотеки, читальные залы, компьютерные залы, лаборатории, которые также должны отражать уникальную ситуацию развития туризма в Корее и меняющиеся условия туризма в мире. Критике подвергаются используемые в учебном процессе учебники: отмечено, что чаще всего используются переведённые учебники, изданные за рубежом (в основном США и Великобритании), которые не отражают специфики корейской культуры, ценностей и текущего состояния развития туризма в стране. Подобная ситуация подкрепляет несоответствие ожиданий, когда студенты начнут применять полученные знания и умения на практике [7, с. 109]. В связи с решением данной проблемы важность придаётся обновлению академических ресурсов и освещению в них специфики туристской индустрии Кореи, а также современных тенденций глобального туристского рынка. Требования к новым учебникам по туризму и гостеприимству нацелены, с одной стороны, на освещение в них общих, глобальных процессов, а с другой - ориентированы на собственный рынок услуг и особенности культуры.

Глобализация туристской индустрии создаёт необходимость постановки акцента на транснациональные кросс-культурные аспекты туризма. Одним из важных требований к специалистам в этой области является владение иностранным языком. Несмотря на то, что студенты изучают иностранные языки в течение всего периода подготовки, количество отводимых учебных часов не позволяет овладеть им на достаточном уровне. Для решения этой проблемы вводятся дополнительные формы изучения иностранного языка, позволяющие подготовить студентов к работе с зарубежными клиентами: приглашение преподавателей - носителей языка, прохождение практики в зарубежных странах на базе партнёрских университетов, совместное обучение со студентами-иностранцами и др. Республика Корея имеет богатый опыт интернационализации профессионального образования: активно участвует в международных образовательных проектах, развивает академические обмены на базе программы международного сотрудничества, что способствует развитию языковых и межкультурных навыков профессионального общения [8].

Большое внимание уделяется «качественному взаимодействию» между студентами и профессорско-преподавательским составом, организуются всевозможные мероприятия по социализации на протяжении всего периода обучения: выезды на активный отдых, посещение музеев, выставок, организация праздничных обедов и др. Особое значение придаётся развитию кросс-культурных навыков в процессе участия в групповых проектах, предполагающих работу в команде корейских и иностранных студентов.

Ещё одной проблемой, которую отмечают деятели образования Республики Корея, является несогласованность названий программ с их содержанием [4]. Программы подготовки специалистов туризма диверсифицируются, постоянно появляются новые специальности: «Переводоведение для туристской отрасли (английский, японский, китайский, русский языки)», «Менеджмент в туризме», «Отельный менеджмент», «Менеджмент авиакомпаний», «Искусство и дизайн в туристской отрасли», «Фотография в туризме», «Менеджмент в кулинарии», «Менеджмент официальных мероприятий». Однако, по мнению специалистов (Choi), несмотря на различия в названиях программ, содержание учебных планов остаётся идентичным, не вводятся предметы специализации и соответствующие компетенции [4]. Требуют постоянного обновления и учебные материалы в соответствии с целями и содержанием новых программ.

В процессе реализации программ туризма и гостеприимства очевидны и другие не-

достатки, такие как, нехватка квалифицированных преподавателей, отсутствие достаточных возможностей для прохождения практики, сокращающееся финансирование и др.

Постоянное совершенствование программ, внесение корректив на основе выявления проблем и возникающих противоречий даёт возможность своевременно вносить в них корректировки и таким образом совершенствовать процесс подготовки специалистов. Общепринятой в Республике Корея является точка зрения, согласно которой действующие учебные планы и программы не являются законченными и неизменными: в них должны постоянно вноситься изменения в соответствии с развитием отрасли, изменяющимися условиями труда, внешними изменениями глобального масштаба.

Анализ реализации программ сервисного и туристского образования в учебных заведениях Республики Корея позволил выделить ряд проблем, актуальных, в том числе, и для российского образования, например; требуют постоянной доработки и корректировки вопросы взаимодействия вуза и предприятий отрасли. Особо актуальной остаётся проблема мотивации участия производства (которое часто может носить формальный характер), а также вопросы привлечения высококлассных специалистов производства к участию в образовательном процессе.

Своевременным, глубоким вопросом, который ставят корейские специалисты, является проблема соответствия содержания учебных планов их названию. Существующие экспертизы учебных планов могут быть направлены на их анализ по внешним признакам, т. е. проверять их на соответствие количества часов и наличие требуемых разделов. Однако такие вопросы, как концептуальность плана, его предметное наполнение, соответствие формируемых компетенций заявленной специализации, должны находиться в фокусе внимания.

Интересна в корейской практике постановка акцента на процессе получения знаний: например, доверительные взаимоотношения с преподавателями видятся как необходимое условие мотивации учения студентов. Заслуживают внимания подходы к организации международной практики, которая также позволяет восполнить дефицит часов, отводимых на изучение иностранного языка, и позволяет сформировать навыки иноязычной профессиональной коммуникации. Своевременно замечание корейских коллег об ориентированности содержания специальных учебных дисциплин на западную модель менеджмента и явный недостаток учёта национальных и региональных особенностей функционирования туристической отрасли.

Заключение

Знание особенностей подготовки специалистов в зарубежных странах поможет ориентировать российских специалистов сферы туризма на плодотворное профессиональное межкультурное взаимодействие с коллегами в Южной Корее. Особое значение имеет изучение опыта программ сервисного и туристского образования Кореи, так как в настоящее время остро ощущается потребность подготовки к новым условиям мирового рынка труда с учётом вызовов глобализации. Значимость обобщения опыта заключается также в возможности продвижения межкультурного понимания и укрепления международного сотрудничества с Республикой Корея.

Ставя перед собой задачи повышения качества образования в сфере туризма и гостеприимства необходимо учитывать опыт передовых зарубежных стран в учебно-образовательном процессе, который пребывает в состоянии постоянного поиска путей совершенствования образования. Таким образом, изучение и адаптация мирового опыта будут способствовать разработке наиболее эффективных моделей обучения студентов в российских учебных заведениях с учётом своеобразия профессиональной подготовки специалистов в регионах России с акцентом на «национальную специфику» в направлении туризма и гостиничного сервиса.

Заявленный вклад авторов

Фактический вклад И. В. Балицкой в проведённое исследование практико-ориен-тированных программ подготовки специалистов сервиса и туризма в вузах Республики Корея (60 %) отражает ту часть, в которой представлены основные тенденции проектирования программ сервисного и туристского образования, выявлены основные проблемы их реализации.

Фактический вклад Э. Х. Лим в проведённое исследование практико-ориентиро-ванных программ подготовки специалистов сервиса и туризма в вузах Республики Корея (40 %) отражает ту часть, которая опирается на анализ законодательных актов, учебных планов и программ вузов, реализующих программы сервисного и туристского профиля.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Jillo Jongbomang koreannet [Electronic resource] // URL: https://www.career.go.kr/ cnet/front/eng/eng_home_new.do (mode of access: 03.10.2020) (In English).

2. Chon Kye-Sung, Shin Hyun-Ju. Hospitality and Tourism Education in Korea // Hospitality Education and Research Journal. 1989. Vol. 13 (3). Pp. 215-224. (In English).

3. Smith G. International tourism and hospitality careers through education and training: a leadership challenge. Panel presentation for East Meets West: a new trend in World hospitality Management and Culinary Teaching CHRIE Annual Conference. Washington, D. C. 1996. (In English).

4. Lee K. M., Lee M. J., Kim H. J. A Comparison of student and industry perception of the Event management Curriculum in Korea. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism education. 2009. Vol. 8. No. 2. Pp. 60-73. (In English).

5. Cathy Hsu H. S. Global Tourism Higher Education: Past, Present and Future. N. Y : Routledge Press, 2005. 292 p. (In English). DOI: 10.4324/9780203051696

6. Mi-hea Cho, Soo K. Kang. Past, Present and Future of Tourism Education: The South Korean Case. Journal of Teaching in travel & Tourism. 2005. Vol. 5. Is. 3. Pp. 225-250 (In English). DOI: https://doi.org/10.1300/J172v05n03_03

7. Tuzunkan D. Undergraduate tourism students' perceptions and attitudes towards tourism industry: The case of Daejeon, South Korea // GeoJournal 0f Tourism and Geosites. 2018. № 21 (1). Pp. 103-111.

8. Oh I. S. Guay, R.P., Kim, K., Harold, C.M., Lee, J.-H., Heo, C.-G. and Shin, K.-H. Fit happens globally: A meta-analytic comparison of the relationships of person-environment fit dimensions with work attitudes and performance across East Asia, Europe, and North America // Personnel Psychology. 2014. Т. 67. №. 1. Pp. 99-152. DOI: http://dx.doi. org/10.1111/peps.12026

References

1. Jillo Jongbomang koreannet. Available at: https://www.career.go.kr/cnet/front/eng/ eng_home_new.do (accessed: 03.10.2020) (In English).

2. Chon Kye-Sung, Shin Hyun-Ju. Hospitality and Tourism Education in Korea // Hospitality Education and Research Journal. 1989. Vol. 13 (3). pp. 215-224. (In English).

3. Smith G. International tourism and hospitality careers through education and training: a leadership challenge. Panel presentation for East Meets West: a new trend in World hospitality Management and Culinary Teaching CHRIE Annual Conference. Washington,

D. C. 1996. (In English).

4. Lee K. M., Lee M. J., Kim H. J. A Comparison of student and industry perception of the Event management Curriculum in Korea. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism education. 2009. Vol. 8. No. 2. pp. 60-73. (In English).

5. Cathy Hsu H. S. Global Tourism Higher Education: Past, Present and Future. N. Y : Routledge Press , 2005. 292 p. (In English). DOI: 10.4324/9780203051696

6. Mi-hea Cho, Soo K. Kang. Past, Present and Future of Tourism Education: The South Korean Case. Journal of Teaching in travel & Tourism. 2005. Vol. 5. Is. 3. pp. 225-250 (In English). DOI: https://doi.org/10.1300/J172v05n03_03

7. Tuzunkan D. Undergraduate tourism students' perceptions and attitudes towards tourism industry: The case of Daejeon, South Korea // GeoJournal of Tourism and Geosites. 2018. No. 21 (1). pp. 103-111.

8. Oh I. S. Guay, R.P., Kim, K., Harold, C.M., Lee, J.-H., Heo, C.-G. and Shin, K.-H. Fit happens globally: A meta-analytic comparison of the relationships of person-environment fit dimensions with work attitudes and performance across East Asia, Europe, and North America // Personnel Psychology. 2014. Vol. 67. No. 1. pp. 99-152. DOI: http://dx.doi. org/10.1111/peps.12026

Improvement of Practice-Oriented Training Programs for Specialists in Universities of the Republic of Korea (on the Example of Service and Tourist Areas of Training)

Irina V. Balitskaya, Elvira Kh. Lim

Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk

Abstract. Introduction. The paper reveals the specifics of implementing the service and tourism programs in educational institutions of the Republic of Korea. The emphasis is laid on the adjustment of the programs in the process of their implementation, their main shortcomings and ways to eliminate them. Analysis makes it possible to comprehend the analogous processes in Russian education, to identify similar and different features, to understand the Russian educational context, and also to globally assess the level of training in Russia.

Methods and materials. Analysis of legislative acts, curricula and programs of universities that implement hospitality and tourism programs, as well as reports on research conducted in this area, made it possible to identify the main trends in the design of the programs, and problems of their implementation, as well as make some recommendations for their elimination.

Results. The paper presents examines the experience of implementing the tourism and service training programs in terms of providing a wide range of knowledge and practical skills. The main problems in the implementation of the programs were identified. These are insufficient collaboration between tourism/hospitality businesses and educational institutions, difficulties in finding partners in companies, insufficient coverage of the real state of affairs in the service and tourism industry in the educational process, a discrepancy between students' expectations from work in the tourism and hospitality industry with the real situation. The research indicates the ways of solving some problems and makes recommendations for their elimination. It is emphasized that the current curricula and programs are not invariable and can be altered according to changing working conditions.

Conclusion. Setting the objectives to improve the quality of tourism and hospitality training programs should take into account the experience of some advanced foreign countries in the educational process, which is in a state of searching for ways of improvement. Thus, the study and adaptation of the world experience will contribute to the development of the most effective training patterns in Russian educational institutions with a focus on the country-specific professional training of specialists in the regions of Russia.

Keywords: service and tourism education in the Republic of Korea, professional educational programs, curricula, professional skills, practice-oriented training.

Ирина Валериановна Балицкая

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранного языка и страноведения

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-9325-9729

Институт филологии, истории и востоковедения, Сахалинский государственный университет

693008, Россия, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290

тел.: +7 (4242)452301 e-mail: balitskaya_i@mail.ru

Эльвира Хаммоковна Лим

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой восточной филологии

ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-7707-2833

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт филологии, истории и востоковедения, Сахалинский государственный университет

693008, Россия, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290

тел.: +7 (4242)452320 e-mail: limelvira@mail.ru

Irina V Balitskaya

Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor of the Department of Foreign Language and Country Study

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-9325-9729

History and Asian Studies, Foreign Language and Culture, Sakhalin State University Institute of Philology

290 Lenin St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693005, Russia

tel.: +7 (4242)452301 e-mail: balitskaya_i@mail.ru

Elvira Kh Lim

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of Oriental Philology

ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-7707-2833

History and Asian Studies, Foreign Language and Culture, Sakhalin State University Institute of Philology

290 Lenin St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693005, Russia

tel.: +7 (4242)452320 e-mail: limelvira@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.