Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ'

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ И ГОСТЕПРИИМСТВЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ / EDUCATION IN SPHERE TOURISM AND SERVICE / HIGHLY QUALIFIED STAFF/ TOURISM INDUSTRY / IS AN INNOVATIVE TYPE OF EDUCATION / QUALIFICATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силина Елена Дмитриевна

Статья посвящена представлению инновационного практико-ориентированного метода обучения студентов направления 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата), разработанного и внедренного в образовательный процесс на базе Мастерской туризма ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса». В статье рассматриваются методические подходы, направленные на преодоление проблемных аспектов овладения практическими навыками в процессе подготовке студентов для работы в туризме, возникшие в связи известного разрыва теоретического обучения и потребности со стороны бизнеса в конкретных практических навыках выпускников. Срок адаптации молодого специалиста на производстве становится слишком большим, а работодатель тратит большие средств на послевузовское обучение молодого специалиста. Эта ситуация является причиной нарастающего противоречия между системой высшего образования в области подготовки кадров для индустрии туризма и современным туристским бизнесом. В сложившейся ситуации высшей школе надо менять технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта. В статье подводятся итоги более чем трехлетнего практического опыта обучения студентов практикам туризма, раскрываются формы и методы обучения и мотивации студентов, разработанные в РГУТИС, подробно разбираются специальности и предприятия туризма, где могут работать выпускники ВУЗов направления «Туризм» после прохождения обучения практическим навыкам по представленной инновационной программе. Определена точка зрения авторов на дальнейшее развитие аналогичных программ обучения студентов и повышения квалификации преподавателей, ведущих туристские дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силина Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TECHNOLOGIES OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING FOR THE TOURISM INDUSTRY

The article presents an innovative practice-oriented teaching method for students mastering the specialty "Tourism" at bachelor's level, developed and implemented in the Tourism Workshop of the Russian state University of Tourism and Service. The article deals with methodological approaches aimed at overcoming the problematic aspects of mastering practical skills in the process of preparing students for work in tourism, caused by the gap in theoretical training and the need on the part of business for specific practical skills of graduates. The period of adaptation of a young specialist in production becomes too long, and the employer spends a lot of money on postgraduate training of a young specialist. This situation is the reason for the growing contradiction between the system of higher education in training personnel for the tourism industry and the modern tourist business. In this situation, higher education needs to change the technology of training and move from technology of knowledge transfer to technology of training with the acquisition of experience. The article summarizes more than three years of practical experience teach students the practices of tourism, reveals the forms and methods of teaching and motivating students, developed in RSUTS, detail the specialty businesses and tourism, which could employ graduates of specialty "Tourism" after the training the practical skills presented at the innovative program. The author determines her own point of view on the further development of similar training programs for students and advanced training of teachers leading tourism disciplines.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ»

УДК 378.016; 379.85 ЭО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10214

СИЛИНА Елена Дмитриевна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);

старший преподаватель; diclofen@yandex.ru

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Статья посвящена представлению инновационного практико-ориентированного метода обучения студентов направления 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата), разработанного и внедренного в образовательный процесс на базе Мастерской туризма ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса». В статье рассматриваются методические подходы, направленные на преодоление проблемных аспектов овладения практическими навыками в процессе подготовке студентов для работы в туризме, возникшие в связи известного разрыва теоретического обучения и потребности со стороны бизнеса в конкретных практических навыках выпускников. Срок адаптации молодого специалиста на производстве становится слишком большим, а работодатель тратит большие средств на послевузовское обучение молодого специалиста. Эта ситуация является причиной нарастающего противоречия между системой высшего образования в области подготовки кадров для индустрии туризма и современным туристским бизнесом. В сложившейся ситуации высшей школе надо менять технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта. В статье подводятся итоги более чем трехлетнего практического опыта обучения студентов практикам туризма, раскрываются формы и методы обучения и мотивации студентов, разработанные в РГУТИС, подробно разбираются специальности и предприятия туризма, где могут работать выпускники ВУЗов направления «Туризм» после прохождения обучения практическим навыкам по представленной инновационной программе. Определена точка зрения авторов на дальнейшее развитие аналогичных программ обучения студентов и повышения квалификации преподавателей, ведущих туристские дисциплины.

Ключевые слова: образование в туризме и гостеприимстве, профессиональные кадры, индустрия туризма, инновационный тип обучения, подготовка кадров, повышение квалификации специалистов

Для цитирования: Силина Е.Д. Новые технологии практико-ориентированной подготовки кадров для туристской индустрии // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №2. С. 157-165. ЭО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10214.

Дата поступления в редакцию: 8 мая 2020 г. Дата утверждения в печать: 12 июня 2020 г.

UDC 378.016; 379.85 DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10214

Elena D. SILINA

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia);

Senior Techear; e-mail: diclofen@yandex.ru

NEW TECHNOLOGIES OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING FOR THE TOURISM INDUSTRY

Abstract. The article presents an innovative practice-oriented teaching method for students mastering the specialty "Tourism" at bachelor's level, developed and implemented in the Tourism Workshop of the Russian state University of Tourism and Service. The article deals with methodological approaches aimed at overcoming the problematic aspects of mastering practical skills in the process of preparing students for work in tourism, caused by the gap in theoretical training and the need on the part of business for specific practical skills of graduates. The period of adaptation of a young specialist in production becomes too long, and the employer spends a lot of money on postgraduate training of a young specialist. This situation is the reason for the growing contradiction between the system of higher education in training personnel for the tourism industry and the modern tourist business. In this situation, higher education needs to change the technology of training and move from technology of knowledge transfer to technology of training with the acquisition of experience. The article summarizes more than three years of practical experience teach students the practices of tourism, reveals the forms and methods of teaching and motivating students, developed in RSUTS, detail the specialty businesses and tourism, which could employ graduates of specialty "Tourism" after the training the practical skills presented at the innovative program. The author determines her own point of view on the further development of similar training programs for students and advanced training of teachers leading tourism disciplines.

Keywords: education in sphere tourism and service, highly qualified staff/ tourism industry, is an innovative type of education, qualification, training

Citation: Silina, E. D. (2020). New technologies of practice-oriented training for the tourism industry. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(2), 157-165. doi: 10.24411/1995-042X-2020-10214. (In Russ.).

Article History

Received 8 May 2020 Accepted 12 June 2020

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Подготовка кадров для индустрии туризма является важнейшей государственной задачей. Согласно экспертной оценке Росту-ризма, ежегодная потребность в кадровых ресурсах в сфере туризма составляет более 50 тыс. человек1. Внутренний туристский поток надо обслуживать на высочайшем уровне, чтобы каждый турист повторил свое путешествие. Важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит высшему образованию, системе подготовки профессиональных кадров. По данным статистики Ростуризма за 2019 год более 25 миллионов граждан России выезжали на отдых за рубеж, более 60 миллионов провели отпуска на российских курортах. Россия в 2019 году приняла у себя около 11 миллионов иностранных туристов2. В России активно развивается гостиничный бизнес. Появляются высокоуровневые пятизвездочные отели известных мировых брендов. Увеличивается количество объектов инфраструктуры туризма.

В Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», говорится, что в субъектах Российской Федерации в эксплуатацию войдет более 300 объектов туристской инфраструктуры (отели, рестораны, музеи).Это говорит о дополнительной потребности в кадрах с профильным образованием, так как новые объекты дадут прирост рабочих мест, более чем дает динамика рынка за последние годы.

Актуальность подготовки профессиональных кадров для туриндустрии выросла в разы несмотря на то, что готовят специалистов по туризму в почти 600 из 3000 вузах России, в турбизнесе есть проблемная ситуации с кадрами. В тоже время туркомпании жалуются на низкий уровень подготовки студентов направления туризм: отсутствия опыта, основных навыков практической работы, незнание рынка туризма.

Политическая ситуация, сложившаяся в мире по отношению к России с 2014 года, и усугубившаяся сегодняшними проблемами с пандемией коронавируса, привела к банкротству более 15 крупных туркомпаний. В связи с этим освободилось много сотрудников с большим опытом работы в туризме. С другой стороны, этот печальный факт привел к положительной тенденции. Практики туризма стали преподавателями вузов. Накопленный многолетний практический опыт стали передавать студентам, сокращая время стажировок в туркомпаниях.

В сочетании с сильной теоретической базой ВУЗов, осуществляющих подготовку кадров по направлению «Туризм» и практического опыта выходцев из туризма возникла уникальная возможность создания инновационных программ по обучению будущих специалистов.

По словам ректора ФГБОУ ВО «РГУТИС» Александра Алексеевича Федулина - «Институт «лекций и семинаров» безнадежно устарел, общество и бизнес требуют иных принципов образования, пересмотр методов и форм подготовки будущих специалистов в туризме...». Вся научно-образовательная деятельность университета направлена на реализацию принципа «Наш выпускник - готовый продукт». С 2015 года в университете внедрена оценка компетенций, которая состоит из оценки по приобретенным знаниям, навыкам, умениям и готовности и способности их применения в практической деятельности с участием работодателей. Данные условия позволяют создать реальный спрос со стороны туристского бизнеса на выпускников РГУТИС как продукта, не требующего «доработки» в реальных условиях» [13].

Турбизнесу нужны молодые профессионалы, вооруженные теоретическими знаниями в различных дисциплинах. В то же время они значительно лучше должны быть приспособлены к ведению бизнеса в современных жестких конкурентных условиях. Если раньше

1 и^: tass.ru/obschestvo/3821703 (Дата обращения: 12.03.2020).

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 №2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года»

профессионализм определялся исключительно размером опыта в виде количества лет, проработанных в туризме, то сейчас только практических знаний уже не хватает. Новые технологии бронирования, продвижения тур-продукта, правовые аспекты требуют дополнительных профессиональных знаний.

Разработкой практико-ориентированных методик подготовки кадров занимаются многие ВУЗы России, включая РГУТИС. В последние годы данная тематика поднималась Акбердие-вой Д.Ф. [1], Бушуевой И.В. [4-9], Ананьевой Т.Н., Илюхиной Г.М. [2,3], Силиной Е.Д, [3,5], Кобелевой О.В., Зайцевой О.М. [2] Гаджиевой Е.А., Комиссаровой Т.С. [11], Шпырня О.В., Ан-дрейко М.Н. [14] и другими специалистами.

Целью данной статьи является представление разработанной в стенах ФГБОУ ВО «РГУТИС» инновационной авторской программы обучения практическим навыкам и владениям студентов направления «Туризм» без дополнительных стажировок в туркомпаниях, создание платформы для демонстрации студентами освоенных практических навыков турагент-ской, туроператорской и предпринимательской деятельности на основе проектного подхода. Авторами данной методики являются ректор университета Федулин А.А., руководитель Мастерской туризма РГУТИС Силина Е.Д. и директор высшей школы туризма и гостеприимства РГУТИС Бушуева И.В.

Данная программа практико-ориентиро-ванного обучения направлена на умение создавать турпродут из туристских услуг (размещение, транспорт, визовая поддержка, страхование, наземное обслуживание) и продвижение этого турпродукта на рынке туризма. Программа постоянно обновляется и дополняется в соответствии с требованиями времени, ведь туристический рынок не стоит на месте. Так с развитием интернета многие клиенты стали отдавать предпочтение онлайн-бронированию туруслуг без помощи общения с менеджерами в офисах продаж. Возникло большое количество on-line компаний, поисковиков, агрегато-ров. Это породило спрос на специалистов,

являющихся уверенными пользователями новых 1Т технологий в туризме. Потребовались не только знания тур продукта, но и необходимость оптимизировать продажи туров в интернете и через социальные сети.

Как уже было отмечено ранее, до последнего времени туристический рынок скептически относился к выпускникам, окончивших университеты с направлением «Туризм». Жаловались на незнание турпродукта, отсутствие практического опыта, слабый английский язык. Чтобы ликвидировать пропасть между практиками и теоретиками туризма мы создали уникальную программу практик на базе ряда теоретических дисциплин.

Студенты в течение семи семестров, начиная с первого, проходят учебную и затем производственную практику на базе ФГБОУ ВО «РГУТИС» один раз в неделю по два академических часа. В практических занятияхзакрепля-ются теоретические знания, которые студенты получают на лекциях и семинарах, и осваиваются и отрабатываются связанные с ними практические навыки и умения. При таком совмещении новой программы практик, где теоретические знания подкрепляются практическими навыками и владениями, выпускник получает неограниченные возможности для трудоустройства. В табл. 1 перечислены возможные варианты.

Задача таких практик - подготовить бакалавра, готового к практической деятельности в туриндустрии на базовом уровне, но в достаточно широком профессиональном поле. Дать ему попробовать отработать приобретённые навыки на практике в ситуации максимально приближенной к реальной. Кроме того, не малую роль в подготовки играет и эмоциональная составляющая. Студент должен прочувствовать ответственность, научиться пунктуальности и точности выполнения заданий. Поэтому для обучения необходимо создать, во-первых, позитивные комфортные условия, во-вторых, подобрать оптимальные методы обучения и проведения контрольных и аттестационных мероприятий.

Таблица 1 - Профессиональная деятельность и места трудоустройства выпускников университетов, обучавшихся по направлению «Туризм»

Профессиональная деятельность Места трудоустройства

Специалист по продажам консультант туроператоры, турагентства off-line, on-line

Специалист по организации отдыха по России

Специалист по выездному туризму широкого профиля

Sales manager - ведение переговоров и заключение контрактов с поставщиками услуг

Тревел-дизайнер - разработчик персональных туров под индивидуальный заказ клиента

Специалист по рекламе и PR в туризме

Секретарь

Директор турагентства любая компания в туризме

Гид-сопровождающий экскурсионную группу туроператоры, турагентства, туристско-ин-формационные центры, администрации регионов, туристские кластеры

Product manager - разработка новых туристских маршрутов и туров туроператоры off-line, on-line, администрации областей и районов

Тарификатор в системе бронирования «Мастер тур» туроператоры off-line

Специалист MICE туроператоры off-line, заводы, комбинаты

Специалист организации детского и школьного туризма туроператоры, турагентства, туристско-ин-формационные центры, заводы, комбинаты

Менеджер туристско-информационного центра туристско-информационные центры, администрации регионов и районов

Специалист по оформлению виз консульства при посольствах, визовые центры, туроператоры

Организатор выставок и Workshop туроператоры, любые компании, организующие выставки

Специалист по страхованию путешествий страховые компании, туроператоры

В подборе форматов обучения и срезов знаний большое значение играет мотивация. Если в теоретических дисциплинах оценка является основной мотивацией, то для успешности ведения практических занятий этого мало. Мотивацией здесь может являться:

• выдача соответствующего сертификата по освоению компетенций, который можно заносить как портфолио в резюме;

• создания духа соревнований и получение дипломов победителя с небольшими призами;

• публичность мероприятия, с размещением отчетов в социальных сетях на сайте РГУ-ТИС;

• возможность встретиться с представителями профессиональной тур индустрии,

получение советов и оценок из первых рук, возможность быть приглашенным на работу.

Самым главным, на наш взгляд, в подборе форматов текущих контролей различных видов аттестаций является создание стрессовой ситуации для студентов. Опыт показал, что знания, полученные за счет, прослушивания лекций и подготовки к семинарам быстро забываются, а опыт публичного выступления остается надолго.

В результате трехлетних исследований мы остановились на следующих формах обучения:

• практические занятия на базе кабинетных занятий;

• выездные мероприятия - проведение дней открытых дверей в отелях и

туркомпаниях, учебные экскурсии, посещение офисов турагентств, выставок МИТТ и Отдых;

• встречи с работодателями турбизнеса;

• дополнительные тренинги с приглашенными узкими специалистами.

Для зачетов были выбраны следующие форматы срезов:

• публичные презентации в составе команд;

• деловые игры «Выставка» и Workshop;

• лабораторные работы;

• демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills.

На базе Российского государственного университета туризма и сервиса была создана Мастерская туризма, оборудованная как офис турагентства и обучающий зал с интерактивной доской, персональными компьютерами и плакатами по созданию турпродукта туроператором. Именно там и проводится основная часть занятий и подготовка к мероприятиям текущего контроля промежуточной аттестации. Календарный план этих мероприятий с указанием форматов и базовых дисциплин указан в табл. 2.

Таблица 2 - Календарный план проекта

Название среза Семестр Бизнес-формат Формат среза Используемые теоретические дисциплины

Менеджер турист-ско-информацион-ного центра 1 B2C Демонстрационный экзамен ✓ Основы туризма ✓ Технологии обслуживания в туристско-информа-ционных центрах

Мое рабочее место в турагентстве 2 B2C Публичное выступление в команде ✓ Технологии делового общения

Workshop «Лучшие курорты мира» 3 B2B Деловая игра ✓ Основы туризма ✓ Маркетинг ✓ Технология делового общения

Создай свое агентство 4 B2C Публичное выступление ✓ Основы туризма ✓ Маркетинг ✓ Технологии делового общения ✓ Информационное обеспечение профессиональной деятельности

Гид-сопровождающий группу 5 B2C Демонстрационный экзамен ✓ География туризма и страноведение ✓ Туристское ресурсоведение ✓ Технологии и организация услуг в туризме

Студенческая инновационная выставка «Отдых для всей семьи» 6 B2B Деловая игра ✓ Основы туризма ✓ Маркетинг ✓ Технологии делового общения ✓ Информационное обеспечение профессиональной деятельности ✓ Иностранный язык (английский) ✓ География туризма и страноведение ✓ Туристское ресурсоведение ✓ Технологии и организация услуг в туризме ✓ Правовое обеспечение организации и оказания услуг на предприятиях индустрии туризма

Тарификатор 7 B2B Лабораторное занятие ✓ Информационное обеспечение профессиональной деятельности ✓ Технологии и организация услуг в туризме ✓ Туристско-рекреационное проектирование

Менеджер по России 8 B2C, B2B Демонстрационный экзамен ✓ География туризма и страноведение ✓ Туристское ресурсоведение ✓ Технологии и организация услуг в туризме ✓ Иностранный язык ✓ Туристско-рекреационное проектирование

Подводя итоги представленного проекта, можно сделать несколько основных выводов: данные мероприятия полностью оправдывают свое проведение в связи с минимальными финансовыми затратами. Они служат надежным методом отработки у студентов навыков и компетенций и предоставляют ряд возможностей для знакомства с потенциальными работодателями, что в дальнейшем положительно сказывается на становлении карьеры студентов. Предложенные технологии увеличивают качество подготовки выпускников к работе в туризме.

Самым главным условием обучения практикам является то, что принимать срезы должен не преподаватель-наставник, а профессионалы туриндустрии. Это повышает градус ответственности у студентов и облегчает усвояемость материала. Для оценки знаний студентов по компетенциям туризма заключены контракты с профессиональными компаниями из сферы туризма. Такие как: Национальный туроператор Алеан, Дельфин, TUI Russia, Space Travel, Музенидис, АртТур, МГП,

Атурагентства, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.

Срезы должны быть максимально приближенными к реальному бизнесу в туризме. Студенты, выполняя задания, находятся в состоянии стресса, что увеличивает процент запоминания навыка. К зачетным проектам надо привлекать преподавателей смежных дисциплин. Результаты таких срезов - это итог работы коллектива университета на стыке теории и практики. Студентам наглядно показывается важность комплексного обучения. В деловых играх надо задействовать студентов разных курсов. Такие зачеты заменяют многодневные практики и облегчают в прохождении собеседования. Сами студенты отмечают легкость в усвоении знаний, не стандартный активный метод обучения.

Данный опыт проведения практик позволяет использовать данную программу обучения во всех ВУЗах с направлением «Туризм» и для дополнительного образования преподавателей как повышение квалификации.

Список источников:

1. Акбердиева Д.Ф. Инновационные формы и методы организации подготовки кадров в вузе для индустрии туризма и гостеприимства // Современные инновации. 2018. №4 (32).

2. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.М., Силина Е.Д. Основная образовательная программа как регламент подготовки профессиональных кадров для индустрии туризма // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т.13. №4/86. С. 54-65.

3. Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., Зайцева О.М. Подготовка профессиональных кадров для сферы туризма и гостеприимства // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. Т.5. С. 17-22.

4. Бушуева И.В. Инновации в туристском образовании. Прикладной бакалавр в туризме глазами РГУТИС // В сб.: Профессиональное туристское образование: новые вызовы и возможности: Междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 4-7.

5. Бушуева И.В. К вопросу об организации практикоориентированной подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. 2014. №7(54). С. 192-202.

6. Бушуева И.В. Учебная среда практикоориентированной подготовки кадров для туриндустрии в Российском государственном университете туризма и сервиса // Форсайт санаторно-курортной и туристской сферы: Мат. Всерос. семин.-конф. 12-13.12.2013. Анапа, Анапский филиал СГУ, 2013. С. 5-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Бушуева И.В., Скабеева Л.И. О современных практико-ориентированных подходах к разработке образовательных программ подготовки магистров по направлению «Гостиничное дело» // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т.10. №1. С. 12-20.

8. Бушуева И.В., Силина Е.Д. Инновации в туристском образовании: Направление на будущее! // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т.4. №9. С.84-87.

9. Бушуева И.В., Сумзина Л.В. Взаимодействие с рынком труда: инновационные подходы РГУТИС // Ректор ВУЗа. 2015. №1. С. 10-11.

10.Гаджиева Е.А., Комиссарова Т.С. Опыт внедрения бизнес-ориентированной модели подготовки кадров для индустрии туризма/ Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса 2017. Т.11. №2. С. 58-63.

11.Пяткова С.Г. Формирование проектных профессиональных компетенций у бакалавров сферы туризма // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2017. №1-2. С.43-48.

12.Силкина Н.В., Канина Н.П. Формирование практико-ориентированных компетенций студентов в туристском образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1(25). С. 68-72

13.Федулин А.А. Приближаем учебу к индустрии // Туринфо. 2017. №795. С. 12-13.

14.Шпыря О.В., Андрейко М.Н. Развитие системы подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. №2. С. 106-110.

References

1. Akberdieva, D. F. (2018). Innovacionnye formy i metody organizacii podgotovki kadrov v vuze dlja industrii turizma i gostepriimstva [Innovative forms and methods of organizing personnel training at the university for the tourism and hospitality industry]. Sovremennye innovacii [Modern innovation], 4 (32). (In Russ.).

2. Ananieva, T. N., Iljukhina, G. M., & Silina, E. D. (2019). Osnovnaja obrazovatel'naja programma kak reglament podgotovki professional'nyh kadrov dlja industrii turizma [The main educational program as a regulation for the training of professional personnel for the tourism industry]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 13(4), 54-65. (In Russ.).

3. Ananieva, T. N., Kobeleva, O. V., & Zaytseva, O. M. (2011). Podgotovka professional'nyh kadrov dlja sfery turizma i gostepriimstva [Professional training for tourism and hospitality]. Vestnik As-sociacii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Universities Association for Tourism and Service], 5, 17-22. (In Russ.).

4. Bushueva, I. V. (2014). Innovacii v turistskom obrazovanii. Prikladnoj bakalavr v turizme glazami RGUTIS [Innovation in tourism education. Applied Bachelor in Tourism through the Eyes of RSUTS]. Professional'noe turistskoe obrazovanie: novye vyzovy i vozmozhnosti [Professional tourism education: new challenges and opportunities]: International scientific and practical conference, thematic collection, 4-7. (In Russ.).

5. Bushueva, I. V. (2014). K voprosu ob organizacii praktikoorientirovannoj podgotovki kadrov dlja sfery turizma i gostepriimstva [On the issue of organizing practice-oriented training for tourism and hospitality]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 7(54), 192-202. (In Russ.).

6. Bushueva, I. V. (2013). Uchebnaja sreda praktikoorientirovannoj podgotovki kadrov dlja turin-dustrii v Rossijskom gosudarstvennom universitete turizma i servisa [Learning environment for practice-oriented training for the tourism industry at the Russian State University of Tourism and Service]. Forsajt sanatorno-kurortnoj i turistskoj sfery [Foresight of the spa and tourism sector]: Mater. All-Russian. semin.-conf., December 12-13, 2013 - Anapa, SSU Anapa branch, 5-6. (In Russ.).

7. Bushueva, I. V., & Skabeeva, L. I. (2016). O sovremennyh praktiko-orientirovannyh podhodah k razrabotke obrazovatel'nyh programm podgotovki magistrov po napravleniju «Gostinichnoe delo» [About modern practice-oriented approaches to the educational programs development for the preparation of masters in the direction of "Hospitality"]. Vestnik associacii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Universities Association for Tourism and Service], 10, 1, 12-20. (In Russ.).

8. Bushueva, I. V., & Silina, E. D. (2015). Innovacii v turistskom obrazovanii: Napravlenie na budushhee! [Innovation in Tourism Education: Directing the Future!]. Vestnik Associacii vuzov

turizma i servisa [Bulletin of the Universities Association for Tourism and Service], 4(9), 84-87. (In Russ.).

9. Bushueva, I. V., & Sumzina, L. V. (2015). Vzaimodejstvie s rynkom truda: innovacionnye pod-hody RGUTIS [Interaction with the labor market: innovative approaches of RGUTIS]. Rektor VUZa [University Rector], 1, 10-11. (In Russ.).

10. Gadzhieva, E. A., & Komissarova, T. S. (2017). Opyt vnedrenija biznes-orientirovannoj modeli podgotovki kadrov dlja industrii turizma [Experience in implementing a business-oriented training model for the tourism industry]. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Universities Association for Tourism and Service], 2(11), 58-63. (In Russ.).

11. Pjatkova, S. G. (2017). Formirovanie proektnyh professional'nyh kompetencij u bakalavrov sfery turizma [Forming project professional competencies in bachelors studing tourism]. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 1-2, 43-48. (In Russ.).

12. Silkina, N. V., & Kanina, N. P. (2017). Formirovanie praktiko-orientirovannyh kompetencij stu-dentov v turistskom obrazovanii [Formation of practice-oriented competencies of students in tourism education]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad], 1(25), 68-72. (In Russ.).

13. Fedulin, A. A. (2017). Priblizhaem uchebu k industrii [Bringing learning to industry]. Turinfo, 795, 12-13. (In Russ.).

14. Shpyrja, O. V, & Andreyko, M. N. (2018). Razvitie sistemy podgotovki kadrov v industrii turizma i gostepriimstva [Development of a personnel training system in the tourism and hospitality industry]. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Maikop State Technological University], 2, 106-110. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.