Научная статья на тему 'Организация практики студентов в чоцсз «Семья»'

Организация практики студентов в чоцсз «Семья» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация практики студентов в чоцсз «Семья»»

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.Д. Панова

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В ЧОЦСЗ «СЕМЬЯ»

Социальная работа в любой стране предполагает обучение тех, кто собирается ею заниматься. Подготовка специалистов данной области включает разнообразные формы и методы обучения и отражает специфику социальной работы как профессиональной деятельности.

Квалификационный справочник предписывает социальному работнику весьма широкий перечень должностных обязанностей:

- выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социальной, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья;

- устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций, оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и социальную защиту;

- содействовать в совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи нуждающимся;

- оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;

- проводить психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;

- выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

- организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать в качестве их общественного защитника на суде;

- участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье и т.д.

Проблема заключается в существовании потребности студентов в практическом компоненте профессионального обучения и подчас нерациональном использовании ресурсов и форм учебно-производственной практики на местах. Студенты чаще всего находятся в роли наблюдателей или пассивных исполнителей рутинных механических работ. Теоретические же курсы общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, читаемых в вузе, не могут охватить весь спектр умений и навыков, необходимых специалисту социальной работы. Идея проведения практики на базе ЧОЦСЗ «Семья» возникла из понимания того, что социальная работа с семьей предполагает освоение большинства профессиональных навыков специалиста данного профиля, т. к. последняя представляет собой систему социального функционирования человека, один из социальных институтов общества. Семья является едва ли ни самым главным объектом социальной работы в широком смысле этого слова, так как сегодня в России, согласно последней переписи населения (1989 г.), примерно каждые 9 из 10 жителей являются членами семьи.

Центр «Семья» - многопрофильное учреждение по оказанию услуг семье, детям и женщинам, которое оказывает им социальную, психологическую, юридиче-

скую, педагогическую и др. виды социальной поддержки, а также занимается оказанием методических услуг социальным работникам Челябинской области.

Сформировать профессиональные навыки и умения студент сможет, проходя практику в следующих подразделениях Центра:

В опытно-экспериментальном отделе. Предлагаются виды деятельности, связанные с методической работой, сбором социальной информации, банков данных, научно-исследовательской работой в рамках научно-исследовательских тем Центра. Им предлагается выполнить следующие виды работ:

- изучение философской, социологической, психологической, медицинской, юридической и др. литературы по проблемам семьи и детства, составление библиографий по данной тематике, проведение исследований периодики по вышеуказанной теме методом контент-анализа;

- сбор информации об опыте работы с незащищенными категориями семей;

- исследование проблем детства;

- изучение нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства, документов Центра «Семья»; создание подборок нормативно-правовых актов, регламентирующих работу социальных, юридических и др. органов по отношению к различным категориям семей;

- составление сообщений по темам, утвержденным специалистами Центра. Выступления на методических семинарах Центра «Семья», совместных заседаниях кафедры социальной работы и Центра «Семья»;

- проведение социологических и педагогических исследований по вопросам семьи и детства в рамках Центра «Семья» и за его пределами;

- обобщение и описание работы Центра «Семья»: публикация статей в сборниках научно-практических и студенческих конференций, выпуск видеофильмов и фотоальбомов о деятельности вышеуказанного учреждения;

- обобщение и описание работы системы социальной помощи семье и детству города и области: анализ отчетов о деятельности различных подразделений районных Центров социальной помощи населения, приютов, домов-интернатов, домов ребенка и др. учреждений, работающих с семьей и детством;

- написание на основе исследований, проведенных во время учебно-производственной практики, курсовых и дипломных работ;

- сбор информации о нововведениях и новых формах работы с семьей и детством;

- изучение структуры, нормативных документов, регламентирующих деятельность Центра «Семья» («Положение о Центре "Семья"»);

- знакомство со структурой опытно-экспериментального отдела, его специалистами, их должностными инструкциями и направлениями деятельности;

- изучение работы следующих специалистов Центра «Семья»:

заместителя директора по опытно-экспериментальной работе (роль в организации работы отдела, принципы деятельности, цели, задачи и т. д.);

нарколога (методика работы с клиентами на выездных консультациях, приемах в Центре «Семья»);

психолога (основы профессиональной деятельности при работе с населением, методика индивидуальных консультаций, групповых занятий и т.д.);

заведующего методическим кабинетом (специфика методической работы: технология подготовки методических семинаров для работников Центра «Семья» и работников отделов по вопросам семьи при центрах социальной помощи и приютах, основы методического обеспечения специалистов области, организация выездной консультационной службы);

методиста (методы и технологии изучения и обобщения опыта центров

социальной помощи и приютов, подготовка и организация выставок, методических семинаров, консультаций по ведению документации, ознакомление с новыми методиками и т.д.);

юриста (статистика тематики вопросов, возникающих у населения при юридических консультациях, технологии взаимодействия специалиста с клиентами в Центре и на выездной консультационной службе). В отделе социальной адаптации детей-инвалидов. Студенты приобретут навыки работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, узнают об особенностях психолого-педагогического сопровождения социальной работы с детьми-инвалидами, организации работы отделений, занимающихся реабилитацией детей с ограниченными возможностями. В ходе практики им будут предложены следующие виды работ:

- знакомство со структурой отдела и персоналом, принципами и направлениями его деятельности;

- изучение деятельности заведующего отделением, его должностных обязанностей, документов, регламентирующих его деятельность («Положение об отделе социальной адаптации детей-инвалидов», перспективный план работы отдела, должностные инструкции и т. д.);

- описание приемов и технологий работы воспитателя, работа в рамках данной должности в соответствии с должностными инструкциями, ведение совместной методической работы в отделении; освоение умений и навыков работы с детьми-инвалидами (нахождение контакта с детьми, родителями; прививание социокультурных, гигиенических навыков, обучение правилам поведения, навыкам самообслуживания; санитарно-гигиеническое обслуживание детей);

- освоение приемов и технологий работы специалистов художественно-эстетического цикла социальной реабилитации детей-инвалидов (преподавателя ИЗО, трудотерапевта, режиссера культурно-массовых мероприятий; самостоятельное проведение культурно-массовых мероприятий в отделении; проведение кружковой работы с детьми, оздоравливающимися в данный период времени;

- знакомство с работой психолога и психотерапевта, их должностными обязанностями; наблюдение и помощь в работе; изучение психологических особенностей детей-инвалидов и их семей, методик корректировки их поведения и самооценки, первичной диагностики, групповой психотерапии, применяющихся специалистами отделения; изучение методик, использующихся для работы с персоналом центров социальной защиты населения. Описание совместно со специалистом психофизиологических особенностей детей, наблюдающихся в Центре;

- совместная работа со специалистом по первичному отбору, изучение принципов деятельности по данному направлению, подготовка (или оформление) документации, необходимой для устройства ребенка в центр, технологии отбора детей в Центрах социальной защиты на местах (в районах Челябинской области), создание банка данных о детях-инвалидах, проживающих в семьях на территории Челябинской области; разбор проблем, касающихся данного участка работы с отделами по вопросам семьи и детей на местах и клиентами;

- освоение приемов работы и технологий социального педагога. Изучение должностных инструкций. Работа с детьми и их семьями: оформление соответствующих документов, сбор информации о семье (психологический климат, особенности отношения к ребенку, характеристика ребенка родителями и окружающими и т.д.), составление рекомендаций родителям по поводу дальнейшего воспитания ребенка, индивидуальная коррекционная работа с детьми; присутствие на медико-психологическом консилиуме, посильное участие в его работе;

- знакомство с работой отделения по профессиональной ориентации детей-

инвалидов; освоение технологий занятий трудотерапией (шитье, вязание, плетение, работа с бумагой, лепка из пластилина, обувное дело и т.д.);

- овладение технологиями работы с детьми-инвалидами и их семьями: выявление в городе или районе всех детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях; создание компьютеризированной базы данных о вышеуказанных детях и подростках; разработка на основании типовых базовых программ индивидуальных программ абилитации и реабилитации; оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в условиях Центра; социальная реабилитация родителей детей, имеющих отклонение в физическом развитии. Описание вышеназванных технологий; изучение социального, психологического, юридического статуса детей-инвалидов и их семей.

В отделе медико-социальной реабилитации инвалидов. Студенты будут заняты: изучением штатного расписания, должностных инструкций отдела, описанием основных направлений деятельности отдела, описанием технологии медико-социальной реабилитации детей инвалидов.

В рамках лечебного направления деятельности отделения студентов проинформируют об условиях приема детей-инвалидов в отделение, проблемах санитарно-гигиенической подготовки ребенка к помещению в Центр, с перечнем документов, необходимых для принятия ребенка-инвалида в отделение; познакомят с технологией собеседования с родителями, оформлением карты медицинской реабилитации, проведением базисной терапии (витаминотерапия, фитотерапия, аэроионотерапия, массаж) и поддерживающей терапии по основному заболеванию, условиями защиты ребенка от обострений, технологиями выявления потребности семьи, имеющей ребенка-инвалида в консультациях специалистов высокой квалификации с целью уточнения диагноза или назначения лечения, организацией вышеуказанных консультаций, ведением дневника состояния ребенка, медицинскими осмотрами ребенка; подготовкой рекомендаций для соответствующих разделов карты индивидуальной реабилитации, возможностями их использования в медицинских учреждениях по месту жительства.

Изучая санитарно-профилактическое направление деятельности отделения, студенты ознакомятся с методикой оформления стендов на медицинскую тематику сотрудниками и детьми с учетом условий проведения данного мероприятия (сезон, характер заболевания и возраст детей, их индивидуальные особенности и т.д.), возможными темами для оформления стендов; порядком проведения лекционных занятий, бесед о здоровом образе жизни, заболеваниях, их протекании, лечении, профилактике учетом контингента оздоравливающихся, специальных условий при проведении занятий; возможными формами сотрудничества с различными общественными и медицинскими учреждениями по данному направлению деятельности Центра; работой с методической литературой по вопросам здоровья среди детей и их родителей, технологиями медико-социальной работы с семьями, имеющими ребенка-инвалида.

Также студенты в ходе практики узнают о новых формах медико-социальной реабилитации детей-инвалидов.

В отделе помощи женщинам, подвергшимся насилию в семье. Этот отдел создан для решения проблем насилия в семье. Данная цель достигается различными способами. Это профилактическая работа с населением области (распространение буклетов, плакатов, информационных сообщений, чтение лекций), применение кризисной терапии по отношению к женщинам, подвергшимся насилию в семье, социально-психологическая и юридическая помощь жертвам семейного насилия и социальный патронаж семей с неблагоприятным психологическим климатом.

Студентам предоставят возможность:

- ознакомиться с работой отдела и его нормативной базой;

- собрать информацию психологического, философского, юридического, социального, социологического и т. д. характера по проблеме семейного насилия в методическом кабинете Центра и отделе по проблемам женщин, подвергшихся насилию в семье;

- узнать о технологии проведения социологических исследований в Челябинской области и самим провести социологические исследования по выявлению актуальности проблемы насилия по отношению к женщинам в районных центрах социальной защиты населения; собрать информацию о путях решения данной проблемы в данных районах;

- освоить технологию составления и распространения рекламных проспектов отдела по проблемам женщин, подвергшихся насилию, и Центра «Семья» в г. Челябинске и районных центрах;

- изучить опыт работы Почты «Доверие» и социальной гостиницы для клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Таким образом, студенты получат знания, умения и навыки, связанные со всем спектром направлений социальной работы с семьей. Подобная организация практики также поможет сформировать профессиональную направленность личности студента - будущего социального работника, - что позволит последнему оперативнее ориентироваться в профессиональном самоопределении.

Л.П.Мальцева

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В жизни учащейся молодежи образование выступает важной ценностной ориентацией. Оценочная интерпретация образования отражает значительность ее для учащихся общеобразовательных школ как ценности будущего информационного общества, как средства удовлетворения потребности в профессиональной подготовке; ценности, способствующей развитию ресурсов личности, ее самореализации.

В условиях рыночных отношений доступность высшего образования имеет определенные материальные, социокультурные ограничения. Понятно, что часть достаточно одаренной, способной молодежи не может учиться в вузе из-за экономических трудностей. Другая часть молодых людей, обеспеченная материально, испытывает затруднения в связи с качеством подготовки в общеобразовательной школе. Уровень качества знаний далеко не соответствует требованиям, предъявляемым вузами к выпускникам средней школы. Разрыв знаний внутри различных ступеней в системе образования очевиден. Как его разрешить? Какие пути, технологии применить, чтобы обеспечить доступность высшего образования для учащихся?

Изучение опыта подготовки абитуриентов к поступлению в Челябинский государственный университет показало, что найдена эффективная форма подготовки к обучению в вузе - университетские классы. Их цель - дать возможность ликвидировать разрыв в уровне знаний, профессионально сориентировать, р1 азвить творческие способности личности будущего студента. По данным опроса , обучение и

1 Исследование проведено в мае - октябре 2000 г. под руководством В.Н.Козлова, Е.А. Мартыновой. См.: Программа социологического исследования по теме: «ФДВО для молодежи с ограниченными физическими, социальными возможностями и учащихся университетских классов». Челябинск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.