Для ослабления психологической напряженности, улучшения морального климата в классах и контактов будущих студентов и преподавателей необходимо ввести должности психолога либо телефон доверия для университетских классов. Для оптимального управления процессом обучения и воспитания в университетских классах может быть полезен социально-психологический мониторинг.
В целях расширения высшего классического университетского образования для способной и талантливой молодежи, особенно из малоимущих слоев населения, может быть разработана система материальной поддержки учебы, в том числе и в университетских классах, для лиц с ограниченными социальными возможностями.
Таким образом, университетский класс - эффективная форма реализации доступности высшего образования, профессиональной ориентации, развития духовности учащихся общеобразовательных школ.
Е.А. Журавская
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Одной из основных задач учреждений социальной сферы является предоставление социальных услуг семье и детям. Это требует от специалистов высокой квалификации.
Поскольку современная семья под влиянием социальных изменений испытывает различные социальные, а так же внутрисемейные и личностные сложности, специалистам, работающим с семьей, необходимо постоянно повышать профессиональный уровень, внедрять новые формы и методы работы.
Специалисты по работе с семьей центров социальной помощи (ЦСП) Челябинской области зачастую не имеют специального образования, ощущают дефицит теоретической подготовки. Между тем специфика новых форм работы с населением постоянно требует специальных социально-психологических, юридических, социально-педагогических и других знаний. В связи с недостаточным финансированием методической базы ЦСП или отсутствием таковой специалисты на местах практически не имеют возможности изучать новые формы и методы социальной работы с семьей.
С целью повышения квалификации специалистов учреждений социальной сферы в июле 1998г. в составе Челябинского областного центра социальной защиты (ЧОЦСЗ) «Семья» создан методический кабинет.
Методический кабинет ведет работу со следующими категориями: специалистами по работе с семьей, женщинами и детьми центров социальной помощи населению; специалистами ЧОЦСЗ «Семья»; психологами стационарных учреждений социальной защиты; социальными педагогами стационарных учреждений системы социальной защиты; воспитателями, работающими в детских учреждениях социальной защиты; медицинским персоналом детских социальных учреждений; студентами ВУЗов.
Одной из основных задач деятельности методкабинета является повышение квалификации кадров с отрывом и без отрыва от производства. Решение задачи мы видим в оказании специалистам информационной, методической помощи, помощи в изучении практического опыта и теоретической подготовке, а также внедрении новых форм и методов работы.
Поскольку работа с семьей - это достаточно сложный процесс, требующий специальных знаний, в методкабинете представлен довольно обширный выбор
специализированной и научно-методической литературы по следующим направлениям: социальная политика, теория и методика социальной работы с незащищенными слоями населения, проблемы современной семьи, региональный опыт работы с семьей, практика работы центров социальной помощи, социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, практика работы Центра «Семья», проблемы домашнего насилия и насилия над детьми, социальная защита детей-инвалидов, - а также литература юридического, психологического плана, литература для социального педагога, воспитателей, нарколога и др.
Как базовое учреждение ЧОЦСЗ «Семья» осуществляет системное изучение опыта работы социальных учреждений Челябинской области, а также других областей Российской Федерации. Во время работы выездной консультационной службы, мы имеем возможность ознакомить специалистов с опытом работы других территорий, а также сформировать «заказ» на разработку необходимых тем. По предварительным запросам территорий мы формируем пакеты информационно-методических материалов для специалистов с целью изучения интересующих вопросов на местах. По заказу территории методкабинет осуществляет тематический подбор литературы, организует выставки по проблемам социальной работы, проводит обзоры специальной и методической литературы, информационные беседы о новых формах и методах социальной работы.
Семинарских занятий, проводимых совместно с Главным управлением социальной защиты и пенсионного обеспечения населения области, недостаточно для профессионального роста специалистов социальных учреждений, необходимо создание курсов повышения квалификации, которые позволят преодолеть эпизодический характер учебы и на более высоком уровне организуют обмен опытом между специалистами, дадут возможность вести совместное обсуждение спорных моментов в практической деятельности социальных работников.
Накопленный теоретический и практический опыт социальной работы с семьей, постоянное изучение потребностей территорий, регулярно пополняющийся банк данных технологий социальной работы с семьей позволяют на базе методка-бинета организовать такие курсы. Достаточно высокий уровень подготовки и переподготовки специалистов будет обеспечиваться участием преподавателей ВУЗов города, специалистов Главного управления социальной защиты и пенсионного обеспечения населения области, специалистов Центра «Семья» и других базовых социальных учреждений области.
Организация методической работы с территориями позволит повышать профессиональный уровень сотрудников социальных учреждений, работающих с семьей, а также обобщать и освещать передовой опыт работы с семьей Челябинской области в печати.
Л.В. Астахова, Е.В.Ваганова ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Документационное обеспечение управления предприятием (ДОУП) - это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами на предприятиях разных форм собственности. В современной экономике возрастает значение организации работы службы докумен-тационного обеспечения управления предприятием. В период перехода к инфор-