Особенности функционирования системы защиты детей от насилия в России
Голубь Марина Сергеевна
Кубанский государственный университет
Ключевые слова:
Семейный Кодекс, кризисные центры, детские приюты, социальная защита детства
В России наметился переход от карательных мер к социальному поддерживающему и профилактическому воздействию, в частности, работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами, например, повсеместно, созданы кризисные центры-убежища стационарного и дневного пребывания, телефоны доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, налажено комплексное социальное обслуживание населения.
В Семейном кодексе РФ закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов. Но сообщать об этом нужно не в органы социальной защиты по месту нахождения ребенка, а в органы опеки и попечительства, так как именно органы опеки и попечительства принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Следует отметить, что органы опеки начинают работать только со случаями, принимающими крайние, необратимые формы, и никак не влияют на возможность их предупреждения и устранения.
Известно, что во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют не правоохранительные органы в сотрудничестве с органами опеки попечительства, местного самоуправления, а специалисты по социальной работе. Именно у них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования, и именно поэтому его работа оказывается профессиональной и эффективной.
Для России одной из важнейших остается проблема получения достоверной информации о распространенности насилия над детьми. К сожалению, сегодня мы не располагаем этой информацией. Несмотря на то, что существуют ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации», где зафиксированы негативные тенденции, характеризующие положение детей в современной России (рост количества детей, оставшихся без попечения родителей; рост количества детей с задержкой психического развития; высокий уровень количества детей и подростков, совершивших преступления и стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; рост наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних), прямых показателей распространенности тех или иных видов насилия над детьми в этих материалах нет.
В ряде документов приводятся данные о распространенности насилия над детьми, но они не всегда валидны и часто не могут служить основанием для принятия управленческих решений. В настоящее время результатом различных международных исследований по проблеме насилия над детьми (она была затронута в ряде документов, представленных Комитету по правам человека в формате исследования Организации Объединенных Наций по вопросам насилия в отношении детей в 2005г.) стал вывод о том, что достоверной официальной статистики о распространенности разных видов насилия в отношении детей в Российской Федерации нет либо эта информация недоступна специалистам, работающим над данной проблемой.
Как показывает опыт, для эффективного функционирования системы защиты детей от насилия необходимо наличие следующих служб помощи , профилактики и реабилитации:
-службы кризисного реагирования(кризисные центры временного пребывания, кризисный телефон доверия);
-службы, несущие функции опеки и попечительства (детские дома, интернаты, дома ребенка, приемные семьи);
-службы реабилитации и помощи (социально-психологические центры, юридические консультации, поликлиники, детские больницы, центры социальной реабилитации);
-службы организации досуга (детские клубы, дома творчества, музыкальные школы, спортивные секции).
Большинство из указанных служб в России существует. Однако рост и развитие этих служб неоднородны. Наблюдается увеличение детских домов и интернатов, центров социальной реабилитации детей и подростков, но сокращается число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий и учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, уменьшается число не только специализированных детских больниц, но и врачей-педиатров. Крайне мало служб кризисного реагирования, телефонов доверия, кризисных центров, специализированных приютов для детей - жертв насилия.
С сожалением можно констатировать, что деятельность большинства имеющихся служб при всей своей важности и позитивности не лишена недостатков, к которым можно отнести:
- рассогласованность (методологическую, организационную и методическую) в деятельности множества существующих и вновь открывающихся центров, организаций, служб и др.;
- ведомственные барьеры, препятствующие решению проблемы предотвращения насилия над детьми;
-ограниченный опыт взаимодействия специалистов разных профилей; -неразработанность подходов к подготовке квалифицированных кадров этих служб; -отсутствие у специалистов навыков работы «под задачу»,командой; -неумение распределять и нести коллективную ответственность;
-недостаточное количество этих служб в пересчете на количество детского населения России;
- недоступность служб для части населения в силу территориальной удаленности или платности предоставляемых услуг.
В качестве положительного примера приведем сведения об эффективной деятельности одного из Краснодарских центров. С момента создания Центр является инициатором и активным участником работы над проблемой насилия над детьми в Краснодарском крае.
Начиная с 2010 года Краснодарский ресурсный центр реализовывал программы социального назначения, осуществление которых в рамках деятельности государственных организаций не всегда представляется возможным.
Основными источниками финансирования служат грантовая поддержка зарубежных фондов и хозрасчетная деятельность. К приоритетным и постоянно действующим направлениям деятельности центра относятся:
- обучение специалистов, работающих над проблемой насилия над детьми; -организация и проведение исследований распространенности насилия над детьми; -создание информационной базы данных по проблеме насилия и жестокого обращения с детьми;
-подготовка и публикация учебных, методических и информационных изданий по проблеме насилия над детьми.
Кроме того, направлениями деятельности при получении грантовой поддержки и наличии материально-технической базы и помещений являются:
-консалтинговая служба и научно-методическое обеспечение для организаций, работающих в сфере предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми;
-школа для специалистов по актуальным проблемам социального и психологического здоровья детей и подростков;
-школа для подростков и волонтеров по проблемам психологической безопасности, самопомощи и правовой грамотности;
-консультационная помощь дисфункциональной семье.
Таким образом, опыт работы данного ресурсного Центра Краснодарского края является примером: создана база данных по организациям и специалистам, работающим с проблемой семейного неблагополучия в Краснодарском крае; разработаны и апробированы диагностические комплексы по оценке распространенности насилия; проведено 37 семинаров по профилактике насилия для специалистов различных ведомств; проведено более 10 конференций (6 региональных и 4 международных) для специалистов по профилактике семейного неблагополучия.
Список литературы: