Научная статья на тему 'Особенности функционирования системы защиты детей от насилия в России'

Особенности функционирования системы защиты детей от насилия в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
860
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС / КРИЗИСНЫЕ ЦЕНТРЫ / ДЕТСКИЕ ПРИЮТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голубь Марина Сергеевна

В России наметился переход от карательных мер к социальному поддерживающему и профилактическому воздействию, в частности, работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами, например, повсеместно, созданы кризисные центры-убежища стационарного и дневного пребывания, телефоны доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, налажено комплексное социальное обслуживание населения. В Семейном кодексе РФ закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов. Но сообщать об этом нужно не в органы социальной защиты по месту нахождения ребенка, а в органы опеки и попечительства, так как именно органы опеки и попечительства принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Следует отметить, что органы опеки начинают работать только со случаями, принимающими крайние, необратимые формы, и никак не влияют на возможность их предупреждения и устранения. Известно, что во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют не правоохранительные органы в сотрудничестве с органами опеки попечительства, местного самоуправления, а специалисты по социальной работе. Именно у них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования, и именно поэтому его работа оказывается профессиональной и эффективной. Для России одной из важнейших остается проблема получения достоверной информации о распространенности насилия над детьми. К сожалению, сегодня мы не располагаем этой информацией. Несмотря на то, что существуют ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации», где зафиксированы негативные тенденции, характеризующие положение детей в современной России (рост количества детей, оставшихся без попечения родителей; рост количества детей с задержкой психического развития; высокий уровень количества детей и подростков, совершивших преступления и стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; рост наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних), прямых показателей распространенности тех или иных видов насилия над детьми в этих материалах нет. В ряде документов приводятся данные о распространенности насилия над детьми, но они не всегда валидны и часто не могут служить основанием для принятия управленческих решений. В настоящее время результатом различных международных исследований по проблеме насилия над детьми (она была затронута в ряде документов, представленных Комитету по правам человека в формате исследования Организации Объединенных Наций по вопросам насилия в отношении детей в 2005г.) стал вывод о том, что достоверной официальной статистики о распространенности разных видов насилия в отношении детей в Российской Федерации нет либо эта информация недоступна специалистам, работающим над данной проблемой. Как показывает опыт, для эффективного функционирования системы защиты детей от насилия необходимо наличие следующих служб помощи, профилактики и реабилитации: -службы кризисного реагирования(кризисные центры временного пребывания, кризисный телефон доверия); -службы, несущие функции опеки и попечительства (детские дома, интернаты, дома ребенка, приемные семьи); -службы реабилитации и помощи (социально-психологические центры, юридические консультации, поликлиники, детские больницы, центры социальной реабилитации); -службы организации досуга (детские клубы, дома творчества, музыкальные школы, спортивные секции). Большинство из указанных служб в России существует. Однако рост и развитие этих служб неоднородны. Наблюдается увеличение детских домов и интернатов, центров социальной реабилитации детей и подростков, но сокращается число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий и учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, уменьшается число не только специализированных детских больниц, но и врачей-педиатров. Крайне мало служб кризисного реагирования, телефонов доверия, кризисных центров, специализированных приютов для детей жертв насилия. С сожалением можно констатировать, что деятельность большинства имеющихся служб при всей своей важности и позитивности не лишена недостатков, к которым можно отнести: рассогласованность (методологическую, организационную и методическую) в деятельности множества существующих и вновь открывающихся центров, организаций, служб и др.; ведомственные барьеры, препятствующие решению проблемы предотвращения насилия над детьми; -ограниченный опыт взаимодействия специалистов разных профилей; -неразработанность подходов к подготовке квалифицированных кадров этих служб; -отсутствие у специалистов навыков работы «под задачу»,командой; -неумение распределять и нести коллективную ответственность; -недостаточное количество этих служб в пересчете на количество детского населения России; недоступность служб для части населения в силу территориальной удаленности или платности предоставляемых услуг. В качестве положительного примера приведем сведения об эффективной деятельности одного из Краснодарских центров. С момента создания Центр является инициатором и активным участником работы над проблемой насилия над детьми в Краснодарском крае. Начиная с 2010 года Краснодарский ресурсный центр реализовывал программы социального назначения, осуществление которых в рамках деятельности государственных организаций не всегда представляется возможным. Основными источниками финансирования служат грантовая поддержка зарубежных фондов и хозрасчетная деятельность. К приоритетным и постоянно действующим направлениям деятельности центра относятся: обучение специалистов, работающих над проблемой насилия над детьми; -организация и проведение исследований распространенности насилия над детьми; -создание информационной базы данных по проблеме насилия и жестокого обращения с детьми; -подготовка и публикация учебных, методических и информационных изданий по проблеме насилия над детьми. Кроме того, направлениями деятельности при получении грантовой поддержки и наличии материально-технической базы и помещений являются: -консалтинговая служба и научно-методическое обеспечение для организаций, работающих в сфере предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми; -школа для специалистов по актуальным проблемам социального и психологического здоровья детей и подростков; -школа для подростков и волонтеров по проблемам психологической безопасности, самопомощи и правовой грамотности; -консультационная помощь дисфункциональной семье. Таким образом, опыт работы данного ресурсного Центра Краснодарского края является примером: создана база данных по организациям и специалистам, работающим с проблемой семейного неблагополучия в Краснодарском крае; разработаны и апробированы диагностические комплексы по оценке распространенности насилия; проведено 37 семинаров по профилактике насилия для специалистов различных ведомств; проведено более 10 конференций (6 региональных и 4 международных) для специалистов по профилактике семейного неблагополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования системы защиты детей от насилия в России»

Особенности функционирования системы защиты детей от насилия в России

Голубь Марина Сергеевна

Кубанский государственный университет

Ключевые слова:

Семейный Кодекс, кризисные центры, детские приюты, социальная защита детства

В России наметился переход от карательных мер к социальному поддерживающему и профилактическому воздействию, в частности, работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами, например, повсеместно, созданы кризисные центры-убежища стационарного и дневного пребывания, телефоны доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, налажено комплексное социальное обслуживание населения.

В Семейном кодексе РФ закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов. Но сообщать об этом нужно не в органы социальной защиты по месту нахождения ребенка, а в органы опеки и попечительства, так как именно органы опеки и попечительства принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Следует отметить, что органы опеки начинают работать только со случаями, принимающими крайние, необратимые формы, и никак не влияют на возможность их предупреждения и устранения.

Известно, что во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют не правоохранительные органы в сотрудничестве с органами опеки попечительства, местного самоуправления, а специалисты по социальной работе. Именно у них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования, и именно поэтому его работа оказывается профессиональной и эффективной.

Для России одной из важнейших остается проблема получения достоверной информации о распространенности насилия над детьми. К сожалению, сегодня мы не располагаем этой информацией. Несмотря на то, что существуют ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации», где зафиксированы негативные тенденции, характеризующие положение детей в современной России (рост количества детей, оставшихся без попечения родителей; рост количества детей с задержкой психического развития; высокий уровень количества детей и подростков, совершивших преступления и стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; рост наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних), прямых показателей распространенности тех или иных видов насилия над детьми в этих материалах нет.

В ряде документов приводятся данные о распространенности насилия над детьми, но они не всегда валидны и часто не могут служить основанием для принятия управленческих решений. В настоящее время результатом различных международных исследований по проблеме насилия над детьми (она была затронута в ряде документов, представленных Комитету по правам человека в формате исследования Организации Объединенных Наций по вопросам насилия в отношении детей в 2005г.) стал вывод о том, что достоверной официальной статистики о распространенности разных видов насилия в отношении детей в Российской Федерации нет либо эта информация недоступна специалистам, работающим над данной проблемой.

Как показывает опыт, для эффективного функционирования системы защиты детей от насилия необходимо наличие следующих служб помощи , профилактики и реабилитации:

-службы кризисного реагирования(кризисные центры временного пребывания, кризисный телефон доверия);

-службы, несущие функции опеки и попечительства (детские дома, интернаты, дома ребенка, приемные семьи);

-службы реабилитации и помощи (социально-психологические центры, юридические консультации, поликлиники, детские больницы, центры социальной реабилитации);

-службы организации досуга (детские клубы, дома творчества, музыкальные школы, спортивные секции).

Большинство из указанных служб в России существует. Однако рост и развитие этих служб неоднородны. Наблюдается увеличение детских домов и интернатов, центров социальной реабилитации детей и подростков, но сокращается число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий и учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, уменьшается число не только специализированных детских больниц, но и врачей-педиатров. Крайне мало служб кризисного реагирования, телефонов доверия, кризисных центров, специализированных приютов для детей - жертв насилия.

С сожалением можно констатировать, что деятельность большинства имеющихся служб при всей своей важности и позитивности не лишена недостатков, к которым можно отнести:

- рассогласованность (методологическую, организационную и методическую) в деятельности множества существующих и вновь открывающихся центров, организаций, служб и др.;

- ведомственные барьеры, препятствующие решению проблемы предотвращения насилия над детьми;

-ограниченный опыт взаимодействия специалистов разных профилей; -неразработанность подходов к подготовке квалифицированных кадров этих служб; -отсутствие у специалистов навыков работы «под задачу»,командой; -неумение распределять и нести коллективную ответственность;

-недостаточное количество этих служб в пересчете на количество детского населения России;

- недоступность служб для части населения в силу территориальной удаленности или платности предоставляемых услуг.

В качестве положительного примера приведем сведения об эффективной деятельности одного из Краснодарских центров. С момента создания Центр является инициатором и активным участником работы над проблемой насилия над детьми в Краснодарском крае.

Начиная с 2010 года Краснодарский ресурсный центр реализовывал программы социального назначения, осуществление которых в рамках деятельности государственных организаций не всегда представляется возможным.

Основными источниками финансирования служат грантовая поддержка зарубежных фондов и хозрасчетная деятельность. К приоритетным и постоянно действующим направлениям деятельности центра относятся:

- обучение специалистов, работающих над проблемой насилия над детьми; -организация и проведение исследований распространенности насилия над детьми; -создание информационной базы данных по проблеме насилия и жестокого обращения с детьми;

-подготовка и публикация учебных, методических и информационных изданий по проблеме насилия над детьми.

Кроме того, направлениями деятельности при получении грантовой поддержки и наличии материально-технической базы и помещений являются:

-консалтинговая служба и научно-методическое обеспечение для организаций, работающих в сфере предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми;

-школа для специалистов по актуальным проблемам социального и психологического здоровья детей и подростков;

-школа для подростков и волонтеров по проблемам психологической безопасности, самопомощи и правовой грамотности;

-консультационная помощь дисфункциональной семье.

Таким образом, опыт работы данного ресурсного Центра Краснодарского края является примером: создана база данных по организациям и специалистам, работающим с проблемой семейного неблагополучия в Краснодарском крае; разработаны и апробированы диагностические комплексы по оценке распространенности насилия; проведено 37 семинаров по профилактике насилия для специалистов различных ведомств; проведено более 10 конференций (6 региональных и 4 международных) для специалистов по профилактике семейного неблагополучия.

Список литературы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.