Научная статья на тему 'Технологии обеспечения доступности высшего образования для учащихся общеобразовательных школ'

Технологии обеспечения доступности высшего образования для учащихся общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии обеспечения доступности высшего образования для учащихся общеобразовательных школ»

Студентам предоставят возможность:

- ознакомиться с работой отдела и его нормативной базой;

- собрать информацию психологического, философского, юридического, социального, социологического и т.д. характера по проблеме семейного насилия в методическом кабинете Центра и отделе по проблемам женщин, подвергшихся насилию в семье;

- узнать о технологии проведения социологических исследований в Челябинской области и самим провести социологические исследования по выявлению актуальности проблемы насилия по отношению к женщинам в районных центрах социальной защиты населения; собрать информацию о путях решения данной проблемы в данных районах;

- освоить технологию составления и распространения рекламных проспектов отдела по проблемам женщин, подвергшихся насилию, и Центра «Семья» в г. Челябинске и районных центрах;

- изучить опыт работы Почты «Доверие» и социальной гостиницы для клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Таким образом, студенты получат знания, умения и навыки, связанные со всем спектром направлений социальной работы с семьей. Подобная организация практики также поможет сформировать профессиональную направленность личности студента - будущего социального работника, - что позволит последнему оперативнее ориентироваться в профессиональном самоопределении.

Л.П.Мальцева

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В жизни учащейся молодежи образование выступает важной ценностной ориентацией. Оценочная интерпретация образования отражает значительность ее для учащихся общеобразовательных школ как ценности будущего информационного общества, как средства удовлетворения потребности в профессиональной подготовке; ценности, способствующей развитию ресурсов личности, ее самореализации.

В условиях рыночных отношений доступность высшего образования имеет определенные материальные, социокультурные ограничения. Понятно, что часть достаточно одаренной, способной молодежи не может учиться в вузе из-за экономических трудностей. Другая часть молодых людей, обеспеченная материально, испытывает затруднения в связи с качеством подготовки в общеобразовательной школе. Уровень качества знаний далеко не соответствует требованиям, предъявляемым вузами к выпускникам средней школы. Разрыв знаний внутри различных ступеней в системе образования очевиден. Как его разрешить? Какие пути, технологии применить, чтобы обеспечить доступность высшего образования для учащихся?

Изучение опыта подготовки абитуриентов к поступлению в Челябинский государственный университет показало, что найдена эффективная форма подготовки к обучению в вузе - университетские классы. Их цель - дать возможность ликвидировать разрыв в уровне знаний, профессионально сориентировать, развить творческие способности личности будущего студента. По данным опроса , обучение и

1 Исследование проведено в мае - октябре 2000 г. под руководством В.Н.Козлова, Е.А. Мартыновой. См.: Программа социологического исследования по теме: «ФДВО для молодежи с ограниченными физическими, социальными возможностями и учащихся университетских классов». Челябинск, 1999.

воспитание в университетских классах способствует реализации доступности высшего образования для этой категории молодежи. Так, абсолютному большинству опрошенных учащихся нравится учиться в университетском классе. Это дает хорошую подготовку в вуз, качественные базисные знания, приближает к вузовским требованиям и программам. Как основная технология университетские классы помогают решать ряд вопросов - адаптацию к вузовским методам обучения, вузовским специальным предметам. Учащиеся университетских классов первого года обучения воспринимают трудными обычные виды вузовских занятий: запись лекций (39%), сдачу зачетов и экзаменов (21%), выступления на семинарах (14%), 13% как проблему указали умение чередовать учебу и отдых. Родители учащихся первого года обучения считают, что наиболее трудными для их сына (дочери) являются организация и планирование своего времени (22%), самостоятельная работа с научной литературой (20%), сдача зачетов и экзаменов (14%), выступления на семинарах (9%).

Учащиеся второго года обучения уже несколько освоили методику высшей школы, меньше отмечают в качестве трудных запись лекций (указали только 14%), но для них по-прежнему сложны сдача зачетов и экзаменов (42%), выступления на семинарах (27%), чередование учебы и отдыха (18%), организация и планирование своего времени (19%), самостоятельная работа с научной литературой (16,5%). Родители учащихся второго года обучения считают трудными для их сына (дочери) организацию и планирование своего времени (17%), пользование справочной, библиографической литературой (16%), чередование учебы и отдыха (15%), самостоятельную работу с научной литературой (17%). Преподаватели университетских классов считают все виды вузовских методов обучения трудными для учащихся. Чтобы решить эту проблему, мы предлагаем читать курс «Основы научного познания», предусматривающий познание научных методов, умения рационализировать бюджет времени, гигиену умственного труда и т. д.

Реализации доступности высшего образования способствуют технологии, направленные на профессиональную ориентацию молодежи. По данным исследования, будущие абитуриенты в основной своей массе имеют представления о будущей работе: содержании, характере и условиях труда, возможностях социально-профессионального продвижения и трудоустройства. Но эти представления о будущей работе по специальности у половины учащихся первого года и двух третей второго года сложились лишь в общих чертах. Характерно, что такое представление учеников о будущей работе по специальности подчеркивают 75% преподавателей. Условия труда, размер его оплаты, возможности продвижения и тем более особенности коллектива знает незначительная часть обучающихся в университетских классах. Интересно, что их родители представляют будущую работу своего сына (дочери) практически так же.

Проблемы трудоустройства по избранной специальности до 40% обучающихся в университетских классах возлагают на свое ближайшее социальное окружение (родителей и родственников). Примечательно, что надеются на помощь университета более 20% опрошенных. Каждый четвертый «еще не знает» на кого можно рассчитывать в устройстве на работу по избранной специальности.

Такое незнание требует проведения мероприятий по профессиональному просвещению, информированию, диагностике и отбору и обязательного чтения курса «Введение в специальность», который поможет познакомиться с различными специальностями и получить первичные представления о будущей профессии. Университетские классы вводят в специальность, учащиеся проверяют свои способности к будущему труду.

Для ослабления психологической напряженности, улучшения морального климата в классах и контактов будущих студентов и преподавателей необходимо ввести должности психолога либо телефон доверия для университетских классов. Для оптимального управления процессом обучения и воспитания в университетских классах может быть полезен социально-психологический мониторинг.

В целях расширения высшего классического университетского образования для способной и талантливой молодежи, особенно из малоимущих слоев населения, может быть разработана система материальной поддержки учебы, в том числе и в университетских классах, для лиц с ограниченными социальными возможностями.

Таким образом, университетский класс - эффективная форма реализации доступности высшего образования, профессиональной ориентации, развития духовности учащихся общеобразовательных школ.

Е.А. Журавская

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Одной из основных задач учреждений социальной сферы является предоставление социальных услуг семье и детям. Это требует от специалистов высокой квалификации.

Поскольку современная семья под влиянием социальных изменений испытывает различные социальные, а так же внутрисемейные и личностные сложности, специалистам, работающим с семьей, необходимо постоянно повышать профессиональный уровень, внедрять новые формы и методы работы.

Специалисты по работе с семьей центров социальной помощи (ЦСП) Челябинской области зачастую не имеют специального образования, ощущают дефицит теоретической подготовки. Между тем специфика новых форм работы с населением постоянно требует специальных социально-психологических, юридических, социально-педагогических и других знаний. В связи с недостаточным финансированием методической базы ЦСП или отсутствием таковой специалисты на местах практически не имеют возможности изучать новые формы и методы социальной работы с семьей.

С целью повышения квалификации специалистов учреждений социальной сферы в июле 1998г. в составе Челябинского областного центра социальной защиты (ЧОЦСЗ) «Семья» создан методический кабинет.

Методический кабинет ведет работу со следующими категориями: специалистами по работе с семьей, женщинами и детьми центров социальной помощи населению; специалистами ЧОЦСЗ «Семья»; психологами стационарных учреждений социальной защиты; социальными педагогами стационарных учреждений системы социальной защиты; воспитателями, работающими в детских учреждениях социальной защиты; медицинским персоналом детских социальных учреждений; студентами ВУЗов.

Одной из основных задач деятельности методкабинета является повышение квалификации кадров с отрывом и без отрыва от производства. Решение задачи мы видим в оказании специалистам информационной, методической помощи, помощи в изучении практического опыта и теоретической подготовке, а также внедрении новых форм и методов работы.

Поскольку работа с семьей - это достаточно сложный процесс, требующий специальных знаний, в методкабинете представлен довольно обширный выбор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.