Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / финансово-экономический практикум / инвестиции / налоги / практические занятия / личные финансы / финансовый план / бюджет / неэкономические специальности / financial literacy / financial and economic workshop / investments / taxes / practical classes / personal finance / financial plan / budget / non-economic specialties

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна, Винникова Ирина Сергеевна, Прохорова Мария Петровна

Актуализация вопроса финансовой грамотности в России вызвала необходимость включения в учебную программу высших учебных заведений курсов, направленных на формирование у обучающихся основных знаний о финансово-экономическом секторе России, процессов, происходящих в нем, своей роли в финансово-экономической жизни страны, а также умений позволяющих грамотно применять полученные знания на практике. Одной из дисциплин, позволяющих достичь поставленные цели, выступает «Финансово-экономический практикум». Отдельного внимания заслуживают подходы при преподавании дисциплины у студентов неэкономических специальностей. Авторами отмечается, что построение практических занятий по обозначенной дисциплине в данном случае должно учитывать практическую направленность заданий, включение ситуационных моделей, позволяющих сформировать практически значимые навыки использования финансовых инструментов, анализа финансовой информации, применения инструментов страховой защиты. Указанные подходы позволяют сформировать наиболее полную поведенческую модель грамотного финансового поведения, обучающегося в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна, Винникова Ирина Сергеевна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actualization of the issue of financial literacy in Russia has necessitated the inclusion in the curriculum of higher educational institutions of courses aimed at developing in students basic knowledge about the financial and economic sector of Russia, the processes occurring in it, their role in the financial and economic life of the country, as well as skills that allow competently apply the acquired knowledge in practice. One of the disciplines that allows you to achieve your goals is “Financial and Economic Workshop”. The authors note that the construction of practical classes in the designated discipline should take into account the practical orientation of the tasks, the inclusion of situational models that allow one to develop practically significant skills in the use of financial instruments, analysis of financial information, and the use of insurance protection instruments. These approaches allow us to form the most complete behavioral model of a student’s competent financial behavior in the future.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

элемент формирования компонент профессионально-математической компетентности будущего бакалавра профиля «Финансы и страхование».

Литература:

1. Васильева, Т.В. Вопросы организации учебно-исследовательской деятельности студентов при изучении разделов интегрирования / Т.В. Васильева, О.Н. Шамайло // 65-я международная научная конференция Астраханского государственного технического университета: материалы конференции, Астрахань, 26-30 апреля 2021 года. - Астрахань: Астраханский государственный технический университет, 2021. - С. 654-657. - EDN HXFJKM

2. Винникова, И.С. Организация самостоятельной работы обучающихся экономических направлений подготовки при изучении финансовой математики / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, А.К. Закария // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 60-1. -С. 61-64

3. Кузнецова, Е.А. Межпредметные связи блока математических дисциплин с блоком профессиональных финансово-страховых дисциплин для будущих бакалавров профиля "Финансы и страхование" / Е.А. Кузнецова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2022. - № 4(68). - С. 177-182. - DOI 10.52452/18115942 2022 4 177.- EDN OUNSJH

4. Кузнецова, Е.А. Методическая система формирования профессионально-математической компетентности будущих бакалавров профиля «Финансы и страхование» / Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. -2023.-№81-3,-С. 177-179

5. Кузнецова, Е.А. Перспективные направления в подготовке специалистов финансовой сферы / Е.А. Кузнецова // Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 02 апреля 2018 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. - С. 205-208

6. Лабзина, П.Г. Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза / П.Г. Лабзина, С.Г. Меньшенина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 2(35). - DOI 10.26795/2307-12812021-9-2-2. - EDN SNAFCM

7. Латышева, Л.П. Об учебно-исследовательской работе студентов и магистрантов на математическом факультете в педвузе / Л.П. Латышева, А.Ю. Скорнякова, Е.Л. Черемных // Математика и проблемы образования: Материалы 41-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, Киров, 22-24 сентября 2022 года. - Киров: Издательство "Веси", 2022. - С. 116-118. - EDN ALPQEL

8. Недбайлов, A.A. Учебно-исследовательский комплекс в вузе / A.A. Недбайлов // Научно-практические вопросы регулирования рыболовства: Материалы национальной научно-технической конференции, Владивосток, 22-23 мая 2019 года. - Владивосток: Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, 2019. - С. 140-142. - EDN ZQPPPJ

9. Рынкова, С.А. Учебно-исследовательская деятельность как фактор личностного и профессионального развития преподавателей и студентов / С.А. Рынкова // Педагогика. Образование. Практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной юбилею кандидата педагогических наук, доцента A.B. Оконешниковой, Якутск, 15 ноября 2019 года / Под редакцией A.B. Оконешниковой. - Якутск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. - С. 203-205. - EDN YOURPN

10. Храмова, A.B. Современные аспекты преподавания финансово экономических дисциплин / A.B. Храмова, Е.А. Кузнецова // Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе: Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 01 декабря 2017 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2017. - С. 265-268

Педагогика

УДК 377

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Актуализация вопроса финансовой грамотности в России вызвала необходимость включения в учебную программу высших учебных заведений курсов, направленных на формирование у обучающихся основных знаний о финансово-экономическом секторе России, процессов, происходящих в нем, своей роли в финансово-экономической жизни страны, а также умений позволяющих грамотно применять полученные знания на практике. Одной из дисциплин, позволяющих достичь поставленные цели, выступает «Финансово-экономический практикум». Отдельного внимания заслуживают подходы при преподавании дисциплины у студентов неэкономических специальностей. Авторами отмечается, что построение практических занятий по обозначенной дисциплине в данном случае должно учитывать практическую направленность заданий, включение ситуационных моделей, позволяющих сформировать практически значимые навыки использования финансовых инструментов, анализа финансовой информации, применения инструментов страховой защиты. Указанные подходы позволяют сформировать наиболее полную поведенческую модель грамотного финансового поведения, обучающегося в будущем.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансово-экономический практикум, инвестиции, налоги, практические занятия, личные финансы, финансовый план, бюджет, неэкономические специальности.

Annotation. The actualization of the issue of financial literacy in Russia has necessitated the inclusión in the curriculum of higher educational institutions of courses aimed at developing in students basic knowledge about the financial and economic sector of Russia, the processes occurring in it, their role in the financial and economic life of the country, as well as skills that allow competently apply the acquired knowledge in practice. One of the disciplines that allows you to achieve your goals is "Financial and Economic Workshop". The authors note that the construction of practical classes in the designated discipline should take into account the practical orientation of the tasks, the inclusión of situational models that allow one to develop practically significant skills in the use of financial instrumente, analysis of financial information, and the use of insurance protection instruments. These approaches allow us to form the most complete behavioral model of a student's competent financial behavior in the future.

Key words. financial literacy, financial and economic workshop, investments, taxes, practical classes, personal finance, financial plan, budget, non-economic specialties.

Введение. В соответствии со «Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации», утвержденной 25 сентября 2017 года, одной из ключевых задач в сфере государственного управления выступает повышение финансовой грамотности населения, обусловленное современным использования финансовых услуг и появления новых, труднодоступных для понимания инструментов финансового сектора. Новые формы финансовых отношений и операций на финансовом рынке порождают мошеннические схемы ставя под угрозу финансовые операции физических лиц. Эти и иные причины стали основой разработки программы по формированию финансовой грамотности населения, знаний и навыков принятия обоснованных, взвешенных и эффективных решений в финансовой деятельности. Процесс изучения основ финансово-грамотного поведения в современном обществе начинает закладываться с ранних лет в процесс получения образования в школе, постепенно при переходе из класса в класс позволяя изучать все более сложные финансово-экономические процессы и формировать основы финансово-грамотного поведения.

Программа бакалавриата современного вуза включает для ряда специальностей, в том числе и неэкономических, дисциплины, направленные на изучение экономико-финансовых процессов на более высоком уровне, содержат большой объем практических заданий для освоения финансовых расчётов, последовательного анализа личных финансов, применения страховой защиты и инвестиционных инструментов, всего, что необходимо для продуктивного использования возможностей современных финансов. Практические занятия в этом случае должны быть направлены не только на проверку теоретических знаний, но и на выработку навыка их практического применения.

Изложение основного материала статьи. Основу программы дисциплины «Финансово-экономический практикум» для программ бакалавриата неэкономических специальностей составляют пять тематических блоков «Личные финансы», «Налоги», «Инвестиции» и «Страхование». Подобная последовательность изучения тем позволяет построить изучение дисциплины в логической последовательности расположив изучение финансовых вопросов от грамотного распоряжения личными финансами до подключения в управление ими таких финансовых продуктов как договора и инвестирование в ценные бумаги. Программу дисциплины составляют теоретические занятия в лекционной форме и практические работы, большой объем часов составляет самостоятельная работа. В том случае как изучение теоретического блока дисциплины может проходить как в аудитории, так и самостоятельно, то реализация практических занятий требует организации как самостоятельной, так и совместной работы обучающихся. Остановимся на отдельных моментах и заданиях реализуемых в формате практических работ этой дисциплины.

Тема «Личные финансы» затрагивает формирование личного финансового плана на горизонт в 1 месяц. Обучающимся предлагается сформировать перечень расходов, которые могут быть осуществлены после окончания обучения в процессе самостоятельной жизни, спрогнозировать примерный перечень расходов и соотнести их с перспективными доходами. В качестве источников дохода рассматриваются основной вид деятельности в разрезе получаемой профессии, дополнительные доходы от хобби. Как правило в результате сопоставления доходной и расходных статей бюджета, обучающиеся получают дефицит ресурсов, что подводит их к необходимости классификации расходов по приоритетам.

Выстраиваемая классификация опирается на принцип пирамиды потребностей (Пирамида Маслоу). В основу закладываются статьи расходов первостепенного характера: услуги ЖКХ, выполнение финансовых обязательств (кредиты, налоги и др.), пополнение финансовой подушки безопасности (около 10% от ежемесячного дохода) расходы на лекарства для отдельных категорий граждан и расходы на содержание питомца. Далее расходы распределяются по потребностям исходя из предсказуемости их величины в расчете на один месяц, а также частоты возникновения потребностей в покупках определенного характера (совершения их ежемесячно, однократно в несколько месяцев, ежегодно). Для расходов, финансирующих потребности находящиеся на вершине пирамиды (развлечения, хобби, путешествия) обучающимся предлагается, не убирая расходы на данные категории из бюджета спланировать достижение целей альтернативными способами, но через снижение расходной части. Подобное задание позволяет через совместное обсуждение сформировать предложения не менее эффективные по реализации, чем первоначальные планы.

Сформированная иерархия приоритетов позволяет обучающимся иначе взглянуть на систему потребностей и очередность совершения расходов. Наряду с этим предлагается сформировать систему правил рационального потребления при совершении покупок продуктов и одежды. В ходе работы в группах составляется список маркетинговых приёмов, которые вынуждают покупателей увеличивать объем покупок при посещении магазина, а также правила рационального потребления, дисциплинирующие и уменьшающие объем расходов на продукты питания. После формирования общего списка, группам предлагается обсудить действенность всех предложенных правил и выделить ситуации, когда они не применимы. Подобный подход дает формирование иного взгляда не только на потребление в целом, но и на поведенческие модели при посещении магазинов продуктового сегмента и магазинов одежды.

Одним из условий задания является формирование средств на осуществление годовой финансовой цели. Обучающимся предлагается не только сформулировать ежегодную цель, но и придумать альтернативу более бюджетного варианта ее достижения.

Сформированный на данном этапе финансовый план становится основой для дальнейшей работы, анализа и оптимизации расходов.

Второй блок практических занятий посвящен теме «Инвестирование». Поскольку цель занятий анализ и оптимальный выбор направлений инвестирования одно из заданий анализ предложений банков по открытию депозита и использование выбранных предложений для накоплений необходимой суммы для реализации головой цели, формирования финансовой подушки безопасности и условий для дебетовых карт для ведения текущих расчётов. Данным заданием проверяется не только объективность в выборе банка, оценка его с позиции рейтинговых агентств, наличия приложения, удобства проведения онлайн операций, но и, в первую очередь, умение грамотно определить ограничения по возможностям использования средств на депозите в зависимости от цели открытия депозита.

В одним из практических заданий по теме «Инвестирование» для студентов предлагается выбрать инвестиционную стратегию и сформировать свой собственный инвестиционный портфель. Для этого им озвучивается лимит инвестиций,

информационные источники, содержащие данные отражающие котировки ценных бумаг, стоимость валюты, драгоценных металлов. Предварительно предлагается провести анализ динамики цен актива, сделать прогноз поведения цены для того чтобы, опираясь на полученную информацию, сделать «покупку» ценных бумаг и активов. Задание подобного вида направленно в первую очередь на формирования представления об объективных источниках работы фондового рынка, умения анализировать полученную информацию, выбирать необходимые сведения и проводить перспективный анализ и прогноз. Помимо результата реализации своего инвестиционного решения обучающимся предлагается сделать оценку своей инвестиционной стратегии и отнести ее к агрессивной или консервативной. Оценка инвестиционного портфеля сформированная обучающимися самостоятельно, при проверке задания определяет уровень ее объективности с точки зрения оценки уровня риска и элементов с учетом сегментации рынка.

После выполнения задания по теме «Инвестиции», обучающиеся дополняют свой финансовый план и пояснения к нему своими инвестиционными решениями, внося пояснения относительно своего выбора и управления инвестиционными активами.

Тема курса «Налоги» раскрывает перед обучающимися структуру налоговой системы России, определяет уровни налоговой системы, позволяет изучить детально наиболее актуальные налоги физических лиц и налоговые вычеты, которыми могут воспользоваться налогоплательщики. Практические занятия включают ситуационные задачи различного уровня сложности, при решении которых необходимо рассчитать не только совокупный объем налогов, которые уплачивает физическое лицо, но и учесть вычеты на детей, а также сформировать последовательность возврата средств из суммы уплаченных налогов. Для расчёта суммы налога на недвижимость предлагается рассчитать налог на квартиры, в которых они проживают, а для расчёта транспортного налога провести анализ изменения ставки в зависимости от региона страны.

Анализ видов налогов, их классификации и объема уплачиваемого налога позволяет сделать оценку совокупной суммы налогов, которые обучающиеся будут обязаны платить во взрослой жизни. Корректировка финансового плана в данном случае происходит через добавление в статьи расходов статьи «налоги», уменьшением дохода с учетом ставки НДФЛ и, как следствие, изменением расходов по другим статьям бюджета для сохранения равновесия между доходной и расходной частью.

Раздел курса «Страхование» представляется одним из ключевых, по причине того, что все предыдущие разделы содержат информацию, которая изучалась обучающимися на более доступном уровне в рамках школьного курса на предметах «Экономика» или «Обществознание». Вместе с этим страховая деятельность и услуги, которые она предоставляет, которая зачастую может быть сложной для понимания природы оказываемой услуги и тех возможностей, которые она предоставляет для финансового планирования в аспекте защиты финансовых рисков. Страхования, являющееся неотъемлемой частью современного общества, тем не менее недостаточно популяризировано и применяется при управлении личными финансами. Как правило, наиболее известные виды страховой защиты-это те, что предоставляет государство или заключаемые в силу закона (ОСАГО или отдельные виды профессиональной ответственности). Стоит отметить, что мало кто из обучающихся воспринимает страхование как действенный механизм, вероятностная природа, заложенная в основу расчёта страховых сумм, часто ставит под вопрос необходимость заключения договора страхования.

Для организации страховой защиты обучающимся предлагается изначально сформировать карту рисков, которые в случае их наступления могут вызвать необходимость проведения дополнительных финансовых затрат. В формате совместной работы составляется полный перечень, который в последующее обсуждается совместно с педагогом с позиции существования договоров, позволяющих обеспечить защиту или в ином случае возможно ли в принципе застраховать озвученный риск и будет ли это финансово привлекательно для формируемого бюджета. Наряду с этим студенты должны ознакомиться с законодательством, Гражданский кодексом, своими правами и обязанностями.

Когда группа рисков выбрана, вторым шагом выполняемого задания становится выбор страховой компании. Для этого предлагается:

- оценить предложения крупных страховых компаний, представленных в регионе, а далее изучить кредитные рейтинги и рэнкинги таких организаций;

- изучить в каком профессиональном союзе состоит страховая компания;

- изучите договоры, правила страхования, программы страхования жизни, имущества и страховки гражданской ответственности, предлагаемые страховщиком.

Для закрепления знаний и ключевых моментов предлагаются ситуации, обыгрывающие визит в страховую компанию для заключения договора, выяснение в ходе него основных моментов и условий важных для клиента.

При выборе страхового продукта обучающимся рекомендуется следующая последовательностью действий:

- составить карту рисков и выбрать необходимый страховой продукт в соответствии с разрабатываемым финансовым планом;

- определив несколько страховых компаний выбирать страховой продукт методом сравнения продуктов среди этих компаний;

- предварительно использовать финансовые калькуляторы;

- подумайте об уменьшении стоимости страховки (через применение франшизы, если это позволяет договор страхования).

Опираясь на полученные рекомендации, анализ предложения компании ориентируясь на свои потребности в страховании обучающиеся выбирают договора страхования, с помощью страховых калькуляторов рассчитывают годовую стоимость полиса и включают страховую защиту в финансовый план.

Одновременно с дополнением расходных статей покупкой полисов страхования, студенты исключают часть расходов, которые могут быть в последующем компенсированы договором страхования. Это расходы на некоторые виды медицинской помощи, ветеринарная помощь питомцам, договора страхования КАСКО и др.

Дополнение финансового плана страховой защитой-последний шаг в формировании финансового плана, который сдается на проверку с пояснениями и комментариями как итоговая работа по курсу, тем самым охватывая все виды потенциальной деятельности обучающегося в сфере финансового планирования.

Выводы. Изобилие и многообразие информационных потоков финансового характера, финансовые операции различного вида и услуги, предлагаемые финансово-кредитными организациями, зачастую приводят в замешательство человека, не обладающего надлежащим уровнем финансовой грамотности. Высшее обучение, направленное не только на формирование у настоявших студентов знаний и умений будущих профессионалов своей отрасли, вместе с этим должно способствовать воспитанию многосторонней личности знания, которой не ограничиваются рамками профессии. Финансовая грамотность как неотъемлемый элемент характеристики каждого отдельно взятого члена общества должна закладываться на ключевом этапе его формирования, а именно на высшей ступени обучения. Дисциплина «Финансов-экономический практикум», входящая в программу обучения будущих специалистов неэкономических специальностей, позволяет достичь

поставленной цели в первую очередь опираясь на практическую направленность получаемых знаний, необходимость выработки навыков значимых для принятия обоснованных и взвешенных финансовых решений.

Литература:

1. Андрейчук, С.С. Формирование функциональной финансовой грамотности студентов «Кировского лесопромышленного колледжа» на уроках по «Основам финансовой грамотности» / С.С. Андрейчук // Актуальные вопросы современной науки и образования: Сборник научных статей по материалам XX международной научно-практической конференции, Киров, 19-23 апреля 2021 года. - Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. -С. 479-486. - EDN BNDXTK

2. Винникова, И.С. Информационные технологии при изучении финансовой грамотности студентами неэкономических специальностей / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, B.C. Крупинов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. - С. 35-37. - EDN JEFENY

3. Винникова, И.С. Проблемы формирования финансовой грамотности в России / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, Е.С. Мухина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-3. - С. 59-62. - EDN EZPCBU

4. Иванова, И.В. Финансовая грамотность обучающихся: современные подходы к формированию финансовой грамотности как образовательного результата / И.В. Иванова // ТРАДИЦИОННАЯ и ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 21 марта 2019 года. - Пермь: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САИНС", 2019. -С. 242-245. - EDN ZAFNAL

5. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. №2.Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4. (дата обращения 30.11.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-4/

6. Сидорова, B.C. Формирование финансовой грамотности у студентов творческого вуза в рамках элективного курса «Финансовая грамотность» / B.C. Сидорова // Вестник Тюменского государственного института культуры. - 2021. -№ 4(22). - С. 130-139. - EDN GIYRBA

7. Храмова, A.B. Современные аспекты преподавания финансово экономических дисциплин / A.B. Храмова, Е.А. Кузнецова // Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе: Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 01 декабря 2017 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2017. - С. 265-268. - EDN XNZIFN

8. Южаков, В.А. Оценка финансовой грамотности и финансовой ответственности курсантов авиационного вуза / В.А. Южаков, H.A. Докшин, Б.А. Турецкий // Военный научно-практический вестник. - 2023. - № 1(17). - С. 104-111. -EDN AJBWFZ

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Потапова Анастасия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Малых Данил Эдуардович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются общие и частные вопросы обучения экономике в школе. Описываются методические и дидактические особенности проектирования уроков экономики. Приведён пример разработки урока экономики по теме «Переход к рыночной экономике в России». Урок экономики рассмотрен с точки зрения его места в системе школьного экономического образования. Кроме того, описаны этапы урока: операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный. Представлен анализ использования частных методических приёмов. Рассмотрены частично-поисковый (эвристический) метод, и метод укрупнения дидактических единиц с точки зрения их приложения к представлению учебного материала в ходе урока. Выделены некоторые ключевые проблемы обучения экономике в школе. Актуализировано использование междисциплинарных связей, а также информационно-коммуникационных технологий при обучении экономике. Описан комплексных подход к проектированию образовательного пространства, позволяющего учащимся с наибольшим успехом усваивать учебный материал по комплексу экономических дисциплин.

Ключевые слова: обучение экономике, личностно-ориентированный подход, методика обучения экономике, экономическое образование.

Annotation. The article deals with general and particular issues of teaching economics at school. Methodological and didactic features of designing economics lessons are described. An example of the development of an economics lesson on the topic "Transition to a market economy in Russia" is given. The economics lesson is considered from the point of view of its place in the system of school economic education. In addition, the stages of the lesson are described: operational-cognitive and reflexive-evaluative. The analysis of the use of private methodological techniques is presented. A partially searchable (heuristic) method and a method of enlarging didactic units from the point of view of their application to the presentation of educational material during the lesson are considered. Some key problems of teaching economics at school are highlighted. The use of interdisciplinary connections, as well as information and communication technologies in teaching economics has been updated. An integrated approach to the design of an educational space is described, which allows students to assimilate educational material on a complex of economic disciplines with the greatest success.

Key words: teaching economics, personality-oriented approach, methods of teaching economics, economic education.

Введение. Наблюдаемая в последнее время популяризация финансовой грамотности и общая направленность на ее повышение на всех ступенях школьного образования, позволяет по-другому взглянуть на организацию занятий по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.