Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущий педагог / вуз / поиская деятельность / моральное самовоспитание / future teacher / university / search activity / moral self-education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

Актуальность темы определяется тем, что в последние годы изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, одной из которых является ориентация на активное освоение человеком способов поисковой деятельности. Это требует разработки моделей обучения, которые преобразуют его характер, целевую ориентацию, позицию тех, кто учится, степень их самостоятельности и управления со стороны тех, кто учит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the topic is determined by the fact that in recent years changes in the nature of learning have been taking place in the context of global educational trends, one of which is the orientation towards the active development of human methods of search activity. This requires the development of learning models that transform its character, target orientation, the position of those who study, the degree of their independence and management by those who teach.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

7. Юденко, Т.А. О самообразовании и работе с книгой / Т.А. Юденко // Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/v-a-suhomlinskiy-o-samoobrazovanii-i-rabote-s-knigoy

8. Янина, С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании / С. Янина // Режим доступа: https://studylib.ru/doc/2160235/klassiki-pedagogicheskoj-mysli-o-roli-chteniya-knig-v-duhovno?ysclid=1199xwwfhq669888182

Педагогика

УДК 37.004

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Актуальность темы определяется тем, что в последние годы изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, одной из которых является ориентация на активное освоение человеком способов поисковой деятельности. Это требует разработки моделей обучения, которые преобразуют его характер, целевую ориентацию, позицию тех, кто учится, степень их самостоятельности и управления со стороны тех, кто учит.

Ключевые слова: будущий педагог, вуз, поиская деятельность, моральное самовоспитание.

Annotation. The relevance of the topic is determined by the fact that in recent years changes in the nature of learning have been taking place in the context of global educational trends, one ofwhich is the orientation towards the active development of human methods of search activity. This requires the development of learning models that transform its character, target orientation, the position of those who study, the degree of their independence and management by those who teach.

Key words: future teacher, university, search activity, moral self-education.

Введение. Педагогическая культура педагога - это сложное интегральное, динамическое образование, в котором в единстве представлены профессиональные и человеческие качества педагога, показатель сформированности различных видов его личностной культуры, условие и результат эффективной педагогической деятельности [2].

Среди факторов ее формирования у будущих педагогов едва ли не самое важное место занимает учебно-воспитательный процесс в высшей школе, который является сложным взаимодействием субъекта с заданным объектом и осуществляется в педагогической системе, которую рассматривают как систему управления учебной деятельностью. Его можно условно разделить на деятельность учения и те деятельности, которыми овладевают в учении. Продуктом обучения является изменение объекта, подлежащего изучению и преобразованию. Результаты учебной деятельности являются ее регулируемыми параметрами.

На протяжении ряда последних лет в разных странах мира педагогами взят курс на создание для того, кто учится, возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, чтобы не просто усваивать предлагаемый (программой, учебником, учителем) материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном. Ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем [2; 4].

Изложение основного материала статьи. Дидактические поиски являются пространством для развертывания двух типов научно-педагогического сознания - технократического и гуманистического. Именно второй реализует идеалы развития творческих потенций человека в ходе обучения, ориентирует его на самостоятельное освоение нового опыта с неочевидными результатами, развитие своих познавательных и личностных возможностей и воплощается в инновационном подходе к преобразованию обучения, получившем название поискового. Этот подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности тех, кто учится, определяет разработку моделей обучения как инициированного ими освоения нового опыта, творческого поиска.

Эти модели [3] основаны на продуктивной деятельности обучающихся в ходе решения проблем и воплощаются в двух вариантах: поисковом подходе практической, познавательно-прикладной ориентации и поисковом подходе теоретически-познавательной ориентации. Последний завоевывает позиции в зарубежной педагогике: учебный процесс строится как самостоятельный поиск теми, кто учится, нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности. Процесс учебного исследования становится определяющим для построения обучения, получившего название процессуально-ориентированного.

Общей основой различных инновационных моделей обучения с поисковой направленностью является сверхпредметная поисковая учебная деятельность, то есть специальная Деятельность, которая предполагает построение собственного учебного познания, что, в ряде случаев, является основным содержанием обучения, - считает М.В. Кларин [2].

Это позволяет преодолевать противоречия между ранее определенным содержанием обучения и необходимостью свободы и гибкости в отборе видов деятельности того, кто учится, и их содержанием в соответствии с обстоятельствами и ситуативными потребностями, активизировать обучение, придать ему исследовательский характер, передать инициативу в организации учебного познания тому, кто учится [4].

Одной из разновидностей поисковой деятельности является исследовательская, сущностной характеристикой которой считается рефлексивная деятельность обучающегося [1]. Учебный процесс строится как модель процесса научного исследования. Формой обучения, которая соответствует такой модели, является выполнение студентами высших педагогических учебных заведений курсовых, квалификационных и дипломных работ по психолого-педагогическим дисциплинам. Студент ставится в ситуацию, когда он сам выбирает тему, ставит проблему, овладевает понятием, осуществляет поиск методов и разрабатывает само решение. Степень самостоятельности студента и руководства его познавательной деятельностью со стороны преподавателя определяется уровнем подготовленности обучающегося, сформированностью мотивации, наличием необходимой литературы, производственной базы и др.

В этом случае учебный процесс строится как самостоятельный поиск ими теоретических основ исследуемого вопроса и использованием знаний как инструмента творческого преобразования педагогического процесса. Студент-исследователь чувствует ограниченность своих знаний, стремится глубже проникнуть в суть предмета изучения.

Он сталкивается с явлениями, которые иногда вступают в противоречие с имеющимися у него представлениями, что побуждает к поиску альтернативных объяснений, догадок.

Новые понятия воспринимаются ими согласованно с ранее приобретенными, как продуктивные и такие, которые помогают решить нерешенный вопрос, ведут к новым идеям, открывают возможности для объяснения или предвидения.

Создаются условия для апробации последних в условиях семинарского занятия, научно-практической конференции, экстраполирования новых представлений на более широкий круг педагогических явлений. При этом обучение меняется, по сравнению с традиционным, позиция студента становится инициативной, приобретает субъективный характер, ориентирует и обеспечивает поисковую учебную деятельность.

Одним из важных моментов организации учебной научно-исследовательской работы студентов являются критерии, которые определяют значимость тематики такой работы для студентов. К ним относятся:

а) учет тенденций развития образования и особенностей функционирования школы в настоящее время, таких как: формирование новой философии образования, системы непрерывного образования;

б) соответствие тем интересам и потребностям студентов определенного факультета;

в) образная тема должна допускать выбор направлений, способов и средств ее исследования;

г) выбранная тема должна быть значима для будущей профессиональной деятельности;

д) при составлении тематики необходимо учитывать наличие доступной для студентов литературы, других материалов и базы для проведения экспериментальной работы. В соответствии с этими критериями тематика квалификационных работ на педагогическом факультете включает такие темы, как, например: формирование основ национального сознания младших школьников в процессе обучения, преемственность в работе комплекса детский сад - школа по подготовке шестилеток к систематическому обучению, детские дома семейного типа как воспитательные заведения нового типа и др.

Учитывая целостную включенность индивида в учебный процесс, выполнение таких исследований не сводится только к рационально осознанным действиям, связанным с рациональным познанием, а включает и интуитивную, эмоциональную сферу, эмпирические наблюдения, жизненные впечатления студента, которые служат источниками поисковой деятельности. Непосредственный контакт студента-исследователя с реальными педагогическими фактами осуществляется поэтапно: фаза конкретного опыта предполагает способность его к высокой восприимчивости нового опыта; интерпретацию фактов с разных точек зрения; фаза абстрактной концептуализации - способность к целостному пониманию данных наблюдений и построению логической теории, фаза активного экспериментирования - способность использовать теоретические положения для принятия решений [1].

В реализации таких исследований значительная роль принадлежит преподавателю. Выступая организатором поисковой деятельности он должен действовать как руководитель, партнер, координатор, пытаться увлечь студента процессом исследования, развивать у студентов возможности творческого освоения нового опыта.

Ход и результаты такого обучения приобретают для них личностный характер, формируют творческое и критическое мышление как составляющей педагогической культуры будущего учителя.

Данное исследование позволило определить характер и место поисковой деятельности учебному процессу, который осуществляется в высшей педагогической школе, и в формировании составляющих педагогической культуры будущего учителя. Углубленного исследования требуют такие аспекты обозначенного вопроса, как, например, мотивация поисковой деятельности, реализация ее в других формах обучения будущих учителей, создание условий сверхпредметной поисковой деятельности в учебном процессе и др.

Выводы. Таким образом, характерной особенностью поисковой модели обучения является организация учебного исследования. Условия обучения, характер учебного взаимодействия в системе преподаватель-студент трансформируются, подчиняясь требованиям обстановки совместного исследовательского поиска, что способствует формированию личностных качеств будущего учителя.

Учебный процесс строится как поиск теоретических представлений о предметах и явлениях окружающего мира и превращение знаний в инструмент творческого освоения мира.

Это означает необходимость всеми средствами стимулировать познавательную деятельность тех, кто учится, и требует построения ее в соответствии с определенными психолого-педагогическими требованиями.

Выводы. Особое значение приобретает такое построение учебного познания, при котором тот, кто учится, чувствует неудовлетворенность имеющимися знаниями. Новые знания должны быть эвристическими, новые идеи восприниматься как более полезные, чем старые, новые представления как более плодотворные, такие, которые помогают решить проблему [2]. Именно это выводит обучение за пределы традиционного, обеспечивает его поисковый характер, способствует развитию мышления будущего учителя как составляющей его педагогической культуры.

Литература:

1. Карпей, Ж. Дидактические модели и проблема обучающей дискуссии / Ж. Карпей // Вопросы психологии. - 1993. -№ 4. - С. 20-26.

2. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. - Москва-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1998. - 180 с.

3. Кондрашова, Л.В. Имитационно-игровое обучение в высшей школе: учебное пособие / Л.В. Кондрашова. - Кривой рог: Кривор. ос. пед. ун-т, 2001. - 194 с.

4. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.