Научная статья на тему 'Использование методов критического мышления на уроках русского языка'

Использование методов критического мышления на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редина Т.В.

Данная статья посвящена использованию активных методов обучения, применяемых на уроках русского языка, особенно методу критического мышления, который позволяет реализовать основные направления модернизации образования: деятельный характер образования, личностную ориентацию обучения, востребованность результатов образования в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование методов критического мышления на уроках русского языка»

Теория и методика обучения и воспитания

133

ков, Н.Д. Гальскова, Н.А. Гез, И.А. Халеева и др.), реализация которого позволит сформировать у студентов-нелингвистов комплекс иноязычных компетенций (необходимых и достаточных) для продуктивной (нормальной) межкультурной коммуникации.

Список литературы:

1. Барышников Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация. Монография. - Пятигорск: ПГЛУ 2010. - 264 с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. Учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин-яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

3. Масалкова Э.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в условиях нелингвистического факультета вуза. Монография. -Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2008. - 152 с.

4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация (учебное пособие). - М.: Слово / Slovo, 2000. - 624 с.

5. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика). - М.: Высшая школа, 1989. - 238 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

© Редина Т.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 42, г. Белгород

Данная статья посвящена использованию активных методов обучения, применяемых на уроках русского языка, особенно методу критического мышления, который позволяет реализовать основные направления модернизации образования: деятельный характер образования, личностную ориентацию обучения, востребованность результатов образования в жизни.

Каждому современному учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества. Важнейшей задачей образования на современном этапе становится формирование предметных и универсальных способов действий. А деятельностный подход - основной способ получения знаний. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и

Учитель русского языка и литературы.

134

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление. В некоторых педагогических поисках последних лет особое внимание уделяется специальному формированию мышления, целенаправленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря, обучению мыслительным умениям, процессам познавательного поиска. Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Браус Дж.А. и Вуд Д. определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной [4]. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю [5, с. 288]. Как же можно определить критическое мышление? Клустер Д предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое - и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность - и нам уже хочется проникнуть внутрь.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации,

Теория и методика обучения и воспитания

135

главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей [6]. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации [3]. Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире [1].

По мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом. Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конст-

136

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

руирование своего, которое рождается в процессе обучения. Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Технология РКМ представляет собой целостную систему. В основе 3-фа-зовая модель занятия.

I. Вызов. Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых школьники сами определяют свои личные цели изучения определенной темы. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Осмысление содержания. Цели: а) организация активного восприятия материала; б) направление усилий на отслеживание степени понимания изучаемого; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учениками своих прежних знаний с новой информацией. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента -индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия. Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний; б) вернуть учеников к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения; в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания; е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Приёмы технологии «Развития критического мышления». Толстые и тонкие вопросы. Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут задаваться устно или оформляться в таблицу.

Синквейн. Правила написания синквейнов: в первой строчке тема называется одним словом. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (2 при-

Теория и методика обучения и воспитания

137

лагательных). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы (3 глагола). Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Пятая строчка - это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы. Например: Дорога Широкая, извилистая Ведёт, бежит, поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. Шоссе. Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Приём «Составление кластера». Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия Кластер (пучок) - схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом равнозначных признаков. Целесообразно выполнять данную работу на листе ватмана для более эффективного использования пространства кабинета. Учитель выделяет ключевое понятие. Работа в группах по составлению кластера, отражающего представления обучающихся об изучаемой теме. Изучение нового материала. Работа в группах по исправлению или дополнению кластера в соответствии с новыми знаниями. Обсуждение и анализ результатов.

Прием «Взаимоопрос».Он направлен на то, что ученику легче ответить своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.

Рефлексивные вопросы. Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов: Что показалось вам сегодня трудным? Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе? Что в изученном сегодня для вас самое главное? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой? Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Список литературы:

1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. - М.: Мирос, 2002.

2. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1. - М.: БОНФИ, 2002.

3. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

4. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003.

138

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

5. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288 с.

6. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. - М.: Просвещение, 1994.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

© Хамов Г.Г.* *, Тимофеева Л.Н.*

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена актуальной проблеме вовлечения студентов в исследовательскую деятельность при изучении математики, на примере задач из раздела «Теории чисел», посвященного делимости чисел.

Ключевые слова исследовательская деятельность, теория делимости, диофантовы уравнения.

Подготовка учителя математики в вузе в настоящее время строится на основе компетентностного подхода. Он предполагает организацию обучения, при которой обеспечивается формирование основных компетенций, позволяющих будущим педагогам не только успешно работать в профессиональной сфере, но и действовать в ней самостоятельно, творчески. Соответственно актуальной проблемой становится смещение акцентов с репродуктивной деятельности студентов в процессе обучения на самостоятельную исследовательскую деятельность. В условиях образовательной практики не наблюдается максимального стимулирования исследовательской направленности учебной деятельности студентов, что связано и со слабой школьной подготовкой большинства абитуриентов, и как следствия, отсутствием мотивации к учебе и тем более самостоятельной работе. В таких условиях, привлечение студентов к решению исследовательских задач при изучении различных разделов курса математики, их участие в конструировании собственных задач, позволит постепенно приучить учащихся к самостоятельной деятельности, развить способности, пробудить желание учиться. Тем более что сейчас существует тенденция увеличения часов на само-

* Профессор кафедры Алгебры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор.

* Доцент кафедры Математики Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.