ü
Магзумов Б.К.,
заведующий отделением электротехнического профиля КГКП «Костанайский строительно-технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области
Вестник «Орлеу^-kst —
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ТОКАРЕЙ ПО ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Ацдатпа
Макдланыц авторы окушылардыц бшм сапасын жэне тэж1рибе децгешн арттыратын «Кэсшорында бiлiм беру» жэне «Кэсiпорыннан тыс бшм беру», ду-алдык тэртштемеде жеке дайындауды уйымдастыра-тын тeкiрлердi окыту жYЙесiн усынады.
Аннотация
В статье представлена система обучения токарей в дуальном режиме «Обучение на предприятии» и «Обучение вне предприятия», что улучшит качество обучения и повысит уровень практической подготовки учащихся.
Annotation
The quality of learning and how to up the level of student practical education is presented in the article " The learning at the enterprice" and " The learning out of the enterprice" about the system of learning of turners in double regime.
Нег1зг1 свздер: кэсттт-тех-никалыц бшм беру ЖYйесi, Жу-мыспен цамту 2020 жол карта-сы,тешрлер,дуалдыц кэсттт бшм беру,жалпытехникалыц жэне кэЫби циклдердщ пэндерi, «Агромашхол-динг» АК, шебер, тэлiмгер, шэюрт, эксперимент, Yйлестiру кецеси
Ключевые слова: система профтехобразования, Дорожная карты занятости 2020 ,токари, дуальное профессиональное образование, предметы общетехнического и профессионального циклов, АО «Агромашхолдинг», мастер, наставник, подмастерье, эксперимент, координационный совет.
Key words: the system of professional technical education, Road map of business 2020, the turners, the double professional education, the subjects of providing general technical and professional cycles, AU " Agromashholding", the master, the tutor, the apprentice, experiment, coordinational council.
«Важно развивать дуальное профессиональное образование», - такую задачу поставил Президент страны Н.А. Назарбаев перед системой образования, которая находится в настоящее время в процессе модернизации.
Система профтехобразования действует с 1940 года и за это время подготовила для народного хозяйства не одно поколение рабочего класса. Делая анализ более чем 60-ти летней системы профтехобразования, следует отметить, что за эти годы в целом по стране было немало проблем, однако они успешно преодолевались. Но реалии сегодняшнего дня по проблеме обеспечения рабочими кадрами Казахстана вызывает тревогу. С учетом роста экономики через 2-3года рабочих рук просто может не хватить, особенно в таких сферах как в машиностроении, обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве. В Казахстане по инициативе Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева начат процесс модернизации системы технического и профессионального образования с тем, чтобы она давала нашей стране самых эффективных и конкурентоспособных специалистов.
КГКП «Костанайский строительно-технический колледж» был создан в 1943 году как
m
о
Рч
w
О *
s
1-4
о §
S
Рч
о
т о
л РЧ
О
и
О §
ш Е-
к
рц
о
ш Е-
ремесленное училище № 17. подготовки кадров - сельское хозяйство. Первые профессии - слесари по ремонту тракторов, автомобилей, кузнецы, токари-универсалы. Сегодня на всех курсах колледжа обучаются студенты по следующим специальностям: токарь, электрогазосварщик, машинист автомобильных кранов, мастер столярного и мебельного производств, мастер отделочных строительных работ.
Год назад наше учебное заведение вышло с инициативой: на базе колледжа (бывший лицей № 3), где существует станочный парк, начать подготовку токарей для предприятий города Костанай и районов Костанайской области.
КГКП «Костанайский строительно-технический колледж» с 2013 года по государственной программе «Дорожная карта занятости-2020» сделал набор 16 студентов по профессии «Токарь». Для обучения студентов данной специальности в нашем колледже имеются все необходимые условия.
Для станочников созданы новые кабинеты и лаборатории, оснащенные компьютерными тренажерами, имитаторами, демонстрационными стендами и электронными интерактивными досками. Библиотека колледжа пополнена большим количеством современной учебной литературой для станочников.
Теоретический курс по предметам общетехнического и профессионального циклов ведут опытные преподаватели с большим производственным опытом. Спецпредметы ведут инженеры, отработавшие на предприятиях многие годы. Они знают свой предмет и любят ребят, а это очень важно.
Если взять материальную базу нашего учебного заведения по подготовке студентов по профессии «Токарь», то она состоит из 2 токарно-винторезных, 1 новейшего токарно-обрабатывающего станка известной немецкой фирмы Siеmens 810D с ЧПУ, 2 горизонтально-фрезерных, 2 строгальных, 1 горизонтально-сверлильного и 1 точильного станков.
Ключевой фигурой в учебном про-
Вестник «Oрлеу»-kst -
Профиль цессе является мастер производственного
обучения, который дает студентам практические навыки по обработке и расточке цилиндрических, конических поверхностей и сложных фасонных деталей, торцевых плоскостей, нарезанию резьбы, сверлению, зенкерованию, калибровке, используя в качестве заготовок металл и другие материалы. Сейчас ребят обучает практик, знающий и любящий свое дело.
Система обучения в нашем колледже построена на использовании дуальной системы Германии, которая включает «Обучение на предприятии» и «Обучение вне предприятия». Обучение на предприятии проходит в стенах нашего колледжа в виде получения студентами теоретических знаний, а компонент вне предприятия - практика в мастерских нашего же колледжа. Данная модель обучения предполагает создание рабочей среды, максимально приближенной к производственной среде.
В феврале месяце 2014 года в рамках социального партнерства мы заключили соглашение с Костанайским филиалом АО «Агромашхолдинг» по совместному обучению студентов по профессии «Токарь». От колледжа было направлено 7 человек, обучающихся по программе Дорожной карты занятости 2020.
Учитывая условия эксперимента, нами при колледже был создан координационный совет, который оперативно проводит консультации и координирует действия при обучении студентов. В первую очередь координационным советом были внесены дополнения и изменения в Положение о производственной практике, был заключен договор с социальным партнером по специальности «Токарь» об организации дуального обучения в Костанайском филиале АО «Агромашхолдинг».
Условием допуска к обучению на предприятии студентов экспериментальной группы является пятимесячная профессиональная практическая работа студентов в цеху механической обработки металлов нашего колледжа под руководством мастера производственного обучения и опытного преподавателя спецдисциплин с 40 летним стажем.