Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ТРЕНАЖЕРОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ТРЕНАЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ТАКТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР / ПРОГРАММА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / ЕДИНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левентов Николай Николаевич, Алёшечкин Николай Дмитриевич, Анастасин Александр Валентинович

Обосновывается необходимость и целесообразность создания и внедрения в процесс боевой учебы Сухопутных войск комплексных тактических тренажеров в интересах повышения качества подготовки батальонных тактических групп к выполнению задач по предназначению. Особое внимание уделено рассмотрению условий, обеспечивающих их встраиваемость в существующую систему боевой подготовки (в части ее организации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левентов Николай Николаевич, Алёшечкин Николай Дмитриевич, Анастасин Александр Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING UNIT AND CONTROL BODIES TRAINING WITH INTEGRATED TACTICAL SIMULATORS

The paper substantiates the need and expediency of creating integrated tactical simulators to be introduced in the process of combat training of the Ground Forces in the interests of improving the standards of battalion tactical groups’ readiness for accomplishing missions as intended. Particular attention is given to conditions that ensure their integration in the existing system of combat training (as regards its organization).

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ТРЕНАЖЕРОВ»

Организация подготовки подразделений и органов управления с использованием комплексных тактических тренажеров

Полковник в отставке Н.Н. ЛЕВЕНТОВ, кандидат военных наук

Полковник в отставке Н.Д. АЛЁШЕЧКИН, кандидат технических наук

Полковник в отставке А.В. АНАСТАСИН, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Обосновывается необходимость и целесообразность создания и внедрения в процесс боевой учебы Сухопутных войск комплексных тактических тренажеров в интересах повышения качества подготовки батальонных тактических групп к выполнению задач по предназначению. Особое внимание уделено рассмотрению условий, обеспечивающих их встраиваемость в существующую систему боевой подготовки (в части ее организации).

The paper substantiates the need and expediency of creating integrated tactical simulators to be introduced in the process of combat training of the Ground Forces in the interests of improving the standards of battalion tactical groups' readiness for accomplishing missions as intended. Particular attention is given to conditions that ensure their integration in the existing system of combat training (as regards its organization).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Комплексный тактический тренажер, программа боевой подготовки, единая комплексная тактическая задача, комплексный подход, модульная организация боевой подготовки.

Integrated tactical simulator, combat training program, uniform integrated tactical task, integrated approach, modular organization of combat training.

СПЕЦИАЛЬНАЯ военная операция на территории Украины в полной мере высветила важность подготовки батальонных тактических групп (БТГр) Сухопутных войск (СВ), которым принадлежит ведущая роль в достижении поставленных целей, а их командиры несут особую ответственность за успешное решение боевых задач при заданных условиях сохранения жизней мирных граждан.

Трудности в подготовке БТГр были известны и ранее, поэтому вопросы поиска путей решения назревших проблем прежде неоднократно подни-

мались авторами настоящей статьи. Но непосредственным поводом вновь уделить внимание данной теме послужил ряд мероприятий, на которых

в том или ином контексте рассматривались новые подходы к решению проблемных вопросов боевой подготовки войск и корректировалось содержание уже решаемых задач.

Так, в ходе прошедшего в марте 2022 года выездного заседания Совета главных конструкторов по техническим средствам обучения (ТСО) системы вооружения сухопутной составляющей сил общего назначения на его секции № 2 «Обучающие тренажерные средства ВВСТ» обсуждались вопросы совершенствования подготовки БТГр с использованием комплексных тактических тренажеров (КТТ). Мероприятие, проводившееся на территории тульского предприятия АО «Тулаточмаш», стало, по сути, развернутым продолжением обсуждения вопросов, ранее затронутых в ходе конференций, состоявшихся в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2021». Оно позволило участникам всесторонне обсудить подходы к созданию КТТ на основе современных технологий, оценить реалистичность основных идей и принять ряд важных решений, направленных на их реализацию.

Батальонная тактическая группа в текущий момент и на обозримую перспективу является основным тактическим формированием в СВ. От качества их полевой выучки непосредственно зависит боевая способность данного вида Вооруженных Сил РФ в целом. Поэтому на приоритетной подготовке БТГр необходимо сосредоточить главные усилия в деятельности командующих и командиров всех уровней.

Известно, что высшей формой подготовки войск считаются тактические учения (ТУ), а органов управления — командно-штабные учения (КШУ) с привлечением войск. При их проведении в максимально возможной в мирное время степени воссоздаются условия реального боя.

Однако главная условность любого учения, связанная с отсутствием реального противодействия противника, сохраняется. К тому же данные мероприятия боевой подготовки требуют серьезных финансовых и материальных затрат.

В связи с этим на экспертном уровне признано, что создание и внедрение КТТ — наиболее перспективное направление повышения качества подготовки БТГр для выполнения задач по предназначению. При такой постановке вопроса КТТ рассматривается как совокупность тренажерных и программно-технических средств, объединенных в единое информационное пространство и предназначенных для слаживания подразделений и органов управления тактического звена. На наш взгляд, занятия и учения с использованием КТТ позволят развивать у командиров подразделений способность предвидеть ход и исход общевойскового боя как при его подготовке, так и в динамике, а также умение оценивать еще до боевого столкновения с противником, насколько эффективным окажется тот или иной тактический прием или способ выполнения боевой задачи.

По существующей классификации учебной материальной базы (УМБ) боевой подготовки КТТ относится к ее классному сегменту, который позволяет обучать подразделения, офицеров и органы управления с наименьшими финансовыми организационными, временными, транспортными и другими затратами. Вместе с тем в ходе обсуждения и оценки реального состояния классных тренажеров специалисты приходят к заключению, что на перспективу предпочтительнее создавать элементы КТТ в контейнерном исполнении. Данный вариант построения КТТ имеет целый ряд преимуществ перед классным (стационарным). В частности,

он обладает транспортабельностью, и, следовательно, его легко переместить с одного операционного направления на другое в соответствии с текущей потребностью, а также способностью к гибкому конфигурированию состава и структуры, т. е. из отдельных модулей-контейнеров можно создавать тренажеры необходимого масштаба — от отделения и взвода до бригадного уровня.

У разработчиков КТТ имеется ясное понимание, что данное средство обучения является наиболее сложным и дорогостоящим компонентом в системе ТСО СВ, поэтому цена возможных ошибок при его проектировании может оказаться высокой. Лидирующее положение КТТ среди других тренажеров предопределено его ролью как связующего звена между традиционными и новыми формами подготовки войск, основанными на применении современных технологий, включая искусственный интеллект (ИИ).

Однако даже новейшие учебно-тренировочные средства (УТС) — это всего лишь инструменты, позволяющие обучаемым быстрее овладевать необходимыми умениями и навыками для успешного выполнения задач по предназначению. Требования к организации боевой подготовки и ее содержанию изложены в программах боевой подготовки, которые регламентируют построение процесса обучения военнослужащих и слаживания подразделений. Тем не менее сами по себе они не дают исчерпывающих отправных положений для организации подготовки подразделений. Их содержание уточняется, дополняется и расширяется другими руководящими документами: приказами, организационно-методическими указаниями, директивами и др. В полку и бригаде документом, суммирующим все требования данных документов, является Единая комплексная тактическая задача (ЕКТЗ).

В Наставлении по боевой подготовке в Вооруженных Силах РФ обращается внимание, что при практической отработке ЕКТЗ необходимо «последовательное наращивание обстановки от одного занятия к другому по единому тактическому замыслу применительно к боевым задачам»1. Командир полка или бригады, обучая БТГр, обязан исходить из того, что «любое последующее мероприятие, проводимое в рамках ЕКТЗ, должно быть логическим продолжением пре-дыдущего»2.

При этом ЕКТЗ — не только «совокупность требований к содержанию, объему и срокам выполнения мероприятий, предназначенных для отработки в полном объеме программ боевой подготовки»3, но и документ, содержательно определяющий порядок подготовки соединения (воинской части) к главному мероприятию в учебном году — тактическому учению. По сути, ЕКТЗ — инструмент, позволяющий добиться объединения усилий по трем основным направлениям боевой учебы: подготовке органов управления (штабов), офицеров и подразделений в целях обеспечения готовности воинской части, соединения к выполнению боевых задач по предназначению или внезапно возникших боевых (специальных) задач в ограниченные сроки.

Полагаем, что для реализации требований к подготовке подразделений, офицеров и органов управления, отраженных в ЕКТЗ, необходим комплексный подход. Его сущность заключается в последовательном согласовании (синхронизации) по тематике и времени проведения ТУ, КШУУ групповых упражнений, тактических летучек, штабных тренировок, что позволяет в полном объеме раскрыть содержание и достичь цели отработки каждого модуля — учебно-боевой задачи.

При этом решение командира и другие планирующие документы,

разрабатываемые штабом воинской части (соединения), становятся основой для отработки документов и подготовки нижестоящих органов управления (штабов), офицеров, подразделений. Все занятия в рамках комплексного подхода проводятся в единой тактической обстановке. Командиры низших уровней (батальона, роты, взвода, отделения) не создают исходную обстановку самостоятельно, а использует ту, которую определил обучающий их вышестоящий начальник. Знание командиром бригады боевой задачи по предназначению и его опыт позволяют не просто максимально приблизить условия решения учебно-боевой задачи (проведения занятия) к ситуациям реального боя (с использованием лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП), устройств, имитирующих звуки боя, визуальные эффекты и т. п.), но и увязать все вопросы, отрабатываемые на учениях и занятиях в рамках ЕКТЗ, с подготовкой к выполнению боевой задачи.

Таким образом, все занятия по тактической подготовке объединяются не только общей тематикой и исходной обстановкой, но и ее главным компонентом — решаемой боевой задачей. Умение действовать в динамике боя является целью отработки всей темы, что дает возможность достичь высокого уровня полевой выучки обучаемых. Мерилом полевой выучки офицеров и органов управления считается результат практического выполнения подразделением (воинской частью, соединением) решения, выработанного командиром (органом управления) и реализуемого на поле боя (пусть даже виртуальном). Следовательно, главным инструментом, обеспечивающим достижение цели подготовки органов управления (штабов), офицеров, подразделений при рациональном использовании отпущенных времени и средств дол-

жен стать, на наш взгляд, именно КТТ. Вариант организации боевой подготовки на основе комплексного подхода с применением КТТ представлен на рисунке 1.

Объединение тренажерных средств различных уровней в целостный комплекс, функционирующий в едином информационном пространстве с применением новых технологий, в том числе ИИ, в перспективе позволит рассматривать создание КТТ как магистральное направление развития всей системы УТС СВ4. Одно из базовых требований к перспективному КТТ заключается в необходимости его построения с обязательным использованием средств и возможностей автоматизированной системы управления тактического звена (АСУ ТЗ).

Особое значение в ходе обучения БТГр на КТТ приобретает практическая отработка вопросов комплексного огневого поражения противника в рамках цикла управления разведывательно-огневыми контурами по принципу «разведка—решение—поражение». Эту возможность АСУ ТЗ обеспечивает за счет интеграции в ней средств разведки, управления и поражения5.

Применение в КТТ средств и технологий из состава АСУ ТЗ позволит готовить командиров подразделений и органы управления с применением тех же средств автоматизации, которые являются в ней штатными, что даст возможность получить двойной эффект. Во-первых, должностные лица с опережением, еще до получения штатных средств АСУ приобретут необходимые навыки в работе на средствах автоматизации. Во-вторых, это позволит существенно сэкономить ресурс штатной АСУ (рис. 2).

Важнейшим условием успешного внедрения КТТ является, на наш взгляд, возможность его встраивания в существующую систему бое-

Профессионально-должностная подготовка офицеров органов управления

споктг

Профессионально должностная подготовка офицеров подразделений

СПОКТГ

Рис. 1. Комплексный подход к организации подготовки органов управления, офицеров, подразделений с использованием КТТ (вариант)

Единая комплексная тактическая задача бригады

Боевая готовность

Спец. задачи

Оборона

Подготовка органов вправления

' спокгт

Бригада. батальон

Профессионально-должностная подготовка офицеров

РШТ, СШТ КШТ КШУ БрТУ

Штаба бригады (полка, батальона! НРВиС

Решение командира батальона Боевой приказ (боевое распоряжение), указания по видам обеспечении

ШТ

КШТКШУБТУ

Экипажные и взводные

тренажеры KJT Отделение, взвод, рота

Командиры подразделений

Должностная подготовка сержантов

Экипажные, и взводные тренажеры КТТ

Решение командира взвода Боевой приказ (боевое распоряжение), указания по видам обеспечения

Исходная обстановка

Экипажей БТР

Водителей ВАТ

Классы подготовки специалистов с ПТК АСУ ТЗ

ТПункты управления в классах

Подготовки К и Ш

Разведки

Артиллерии

ПВО

Авиации

Инженерных войск

РХБ защиты

РЭБ

Тылового обеспечения

Технич. обеспечения

Связи

Медицинского обеспечения

мед

УСК-Д

(27-51 АРМ)

МОП

кп, ППУ

УСК-П

(12-36 АРМ)

щ

ш

УСК-Б

(4-7 АРМ)

УН К В

УНКВ

Полевая УМБ

птк-м

Тактическое поле

п

БТГр с ЛИСП

I 4

УПТК-Н

Тренажеры ВВСТ | с ПТК АСУ ТЗ_|

Экипажей танков

Экипажей БМП

Примечание: ПТК-М (Н) — программно-технический комплекс мобильный (носимый);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УСК-Д (П, Б) — унифицированный стационарный комплект дивизионный (полковой, батальонный); УНКВ — универсальный носимый комплект военнослужащего.

Рис. 2. Слаживание органов управления и подразделений с использованием средств АСУ ТЗ на примере

центра боевой подготовки (вариант)

вой подготовки и использования в центрах боевой подготовки, в том числе мобильных6, а также в пунктах постоянной дислокации воинских частей. Следовательно, применение КТТ должно обеспечить органичное сочетание традиционных форм и методов подготовки с компьютерными технологиями и технологиями ИИ, что позволит вывести процесс боевой учебы на новый, интеллектуальный уровень.

Встраиваемость КТТ в существующую организацию боевой подготовки достигается планированием мероприятий профессионально-должностной подготовки офицеров, слаживания органов управления и подразделений в соответствии с разработанной ЕКТЗ, где каждый отрабатываемый вид боя (тактического действия) сгруппирован в модуль. В рамках модуля взаимоувязаны и согласованы (на основе решения командира) все формы подготовки офицеров и органов управления с боевой учебой подразделений (рис. 3).

При этом чередование занятий с использованием КТТ и занятий на полевой УМБ обеспечивает реализацию основополагающего принципа обучения — «от простого к сложному». Занятия на тренажере позволят добиться устойчивых навыков в управлении экипажем, расчетом и подразделением до перехода на материальную часть с расходом моторесурсов, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и других материальных средств7.

Приведенный на рисунке 3 вариант планирования мероприятий боевой подготовки на основе комплексного подхода позволяет, на наш взгляд, эффективно готовить соединения и воинские части к предстоящим действиям независимо от территориального расположения объектов полевой УМБ относительно пунктов постоянной дислокации.

Применение КТТ в условиях комплексного подхода будет наиболее плодотворным при использовании новых программ боевой подготовки (2017—2019 годов издания), в основе которых лежит «модульный» принцип слаживания подразделений.

Содержание модуля соответствует одному виду боевых действий и одному конкретному способу выполнения задачи. Темы предметов боевой подготовки, формирующих понятие «полевая выучка», выстраиваются вокруг темы тактической подготовки как основы всего модуля. В результате обучение строится на основе принципа «поэтапной» подготовки, а в каждом модуле отрабатывается один вид боевых действий на основе решения старшего начальника на бой (тактическое действие).

Модульная организация боевой подготовки позволит обеспечить более высокий и равномерный рост боеспособности обучаемых подразделений в течение учебного года, сократить сроки их готовности к выполнению боевых задач по предназначению. Проведенные расчеты показывают, что темпы приращения боеспособности мотострелкового батальона (мсб), проходящего подготовку по модульному принципу, в 1,5—2 раза выше, чем при поэтапном боевом слаживании (рис. 4).

Объединение тренажерных средств различных уровней

в целостный комплекс, функционирующий в едином информационном пространстве с применением новых технологий, в том числе искусственного интеллекта, в перспективе позволит рассматривать создание комплексных тактических тренажеров как магистральное направление развития всей системы учебно-тренировочных средств Сухопутных войск.

ГО О

н

н

а

н ь

К я и н

а в о з ь л о п

н н

о н ь л а

и ц

о н н о ь л а т а б

ч у

а к в

о р

и н

е р

т я а н б

о

о н н о ь л а т а б

а к в

о р

и н

ч у

X

й в" <и

г

г &

В

и

н

Он

и н

е

ч у

е о н б а

о

н

д

н

а ма

о к

т н а

и ар

Т Т К

м

е ие

н а в о

з

А

л о п с и

й и н е

ле д

з

а р

д

о п и

н

е л в

а р

п

у

в о н а

г р

о в,

о р

е ц

и ф

о и к в о т о

г

д

о п е и н а в

о р

и н а

л

И

с и

А

Рис. 4. Сравнение темпов приращения боеспособности мсб, проходящего поэтапную подготовку и обучение по модульному принципу

Таким образом, боевая подготовка, организованная на основе новых программ боевой подготовки в сочетании с применением перспективных УТС, главным из которых является КТТ, может обеспечить существенный рост уровня обученности подразделений и органов управления общевойсковых формирований тактического звена СВ типа БТГр. Такой подход будет в полной мере соответствовать обозначенным приоритетам боевой учебы СВ, цель которых — повышение качества проведения мероприятий боевой подготовки, совершенствование слаженности органов управления и подразделений различного уровня на основе современных информационных и дидактических технологий.

Необходимо отметить, что в дальнейшем процесс создания, внедрения КТТ и его опытной эксплуатации потребует проведения научных исследований для решения ряда проблемных вопросов. В частности, необходимо определить дополнительные требования к структуре, составу, дидактическим и техническим характеристикам КТТ, разработать методики оценки эффективности боевой подготовки и ее приращения за счет внедрения КТТ, провести эксперимент, выработать рекомендации по его применению и, наконец, подготовить предложения по внесению изменений в руководящие документы, регламентирующие организацию боевой подготовки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Наставление по боевой подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: Воениздат, 2013. 167 с.

2 Там же.

3 Там же.

4 Концепция развития учебно-тренировочных средств (тренажеров) Вооруженных Сил РФ до 2027 года, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2019 года. М.: МО РФ, 2019. 48 с.

5 Владимиров И.В., Хватов Ф.Ю., Якимов В.Н. Роль и место АСУ ТЗ в системе боевой подготовки Сухопутных войск // Вестник Академии военных наук. 2021. № 3. С. 86—91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Концепция развития межвидовых мобильных центров боевой подготовки. Проект. М.: ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», 2018. 161 с.

7 Владимиров И.В., Хватов Ф.Ю. Якимов В.Н. Роль и место АСУ ТЗ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.