Актуальные направления совершенствования боевой подготовки войск с учетом опыта, полученного в Сирии
Генерал армии А.В. ДВОРНИКОВ Полковник Р.Р. НАСЫБУЛИН
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Раскрываются некоторые новые, внедренные в войсках Южного военного округа (ЮВО) подходы к организации боевой подготовки и проведению тактических учений, позволяющие учить командиров нестандартно мыслить, обманывать противника и достигать внезапности, а подразделения — вести боевые действия с высокой интенсивностью днем и ночью.
The paper discloses certain new approached to organizing combat training and tactical exercise conduct introduced in the troops of the Southern Military District, which help teach commanders to think ingeniously, deceive the adversary, and achieve a surprise effect, while the units learn to fight intensely round the clock.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Двустороннее тактическое учение, штаб руководства учением, система «Колесо», учебный модуль.
Bilateral tactical exercise, exercise control HQ, Wheel system, training module.
Учить войска тому, что необходимо на войне.
АНАЛИЗ современных вооруженных конфликтов, в том числе в Сирийской Арабской Республике (САР), свидетельствует, что объективной реальностью становится активное применение противоборствующими сторонами наряду с регулярными войсками иррегулярных вооруженных формирований (ИВФ), использующих несвойственные воинским подразделениям тактику и способы ведения боевых действий.
Уже на начальном этапе вооруженного конфликта в САР вскрылась неэффективность прямолинейной, шаблонной тактики правительственной армии в вооруженной борьбе против ИВФ так называемой оппозиции, которые довольно эффективно противостояли регулярным войскам. Их мобильные, небольшие по составу группы проникали сквозь боевые порядки подразделений сирийской армии и наносили по ним короткие, но чувствительные удары, заставая врасплох.
Успешно противодействовать ИВФ могли только воевавшие на стороне правительственных войск отряды ополчения, поскольку применяли нестандартные, неожиданные для противника способы действий. Так, в октябре 2015 года в ходе наступления группировки «Северная» в целях деблокирования аэродрома Квайрес отряды ополчения под руководством Сухела Аль-Хасана без предварительной огневой подготовки атаковали противника с занимаемого рубежа, что стало для него полной неожиданностью. Действуя передовыми отрядами, применяя обходы и охваты, ведя огневые бои на отдельных направлениях, подразделения Сухела без потерь овладели двумя населенными пунктами (Тель-Эн-Наам и Мамлабад-Эль-Джаб-буль). При этом глубина продвижения за два часа составила до 5 км.
Нестандартно мыслить, умело использовать свои преимущества и нивелировать превосходство противника, вводить его в заблуждение и достигать внезапности — вот что не-
обходимо для успешного ведения боевых действий в современных военных конфликтах, вот чему нужно учить командиров и воинские формирования Вооруженных Сил (ВС) России.
Конечно же, основной формой обучения войск и совершенствования их полевой выучки по-прежнему остаются тактические учения. При этом надо понимать, что вышеперечисленные качества, умения и навыки невозможно приобрести и развить в условиях, когда противником обучаемого является «кусок фанеры», т. е. статическая мишенная обстановка. Для этого нужно противодействие реального соперника и элементы состязательности, что достижимо только на двусторонних учениях. Именно поэтому в Южном военном округе все тактические учения, начиная с ротных, проводятся в двустороннем формате.
За два года апробации данного подхода, взяв за основу проведение двусторонних тактических учений с усиленными мотострелковыми (танковыми) ротами, удалось достичь реального противостояния командиров рот. Созданы условия, при которых средства разведки, связи, навигации, топографические карты стали необходимыми и неотъемлемыми составляющими успешных действий подразделений. Как результат, командиры стали более раскованны в принятии решений, научились в борьбе за превосходство действовать нешаблонно, нестандартно, применять эффективные меры по обману противника и военную хитрость.
Такой подход к проведению учений сразу вскрыл ряд ошибок и недочетов в работе командиров по принятию решений, которые ранее были незаметны либо упускались по умолчанию. В дальнейшем для накопления полученного опыта,
Наряду с этим потребовалось принять меры по совершенствованию руководства учениями. Дело в том, что все существующие наставления и руководящие документы разработаны для проведения учений с мотострелковыми (танковыми) подразделениями без средств усиления. Между тем современный боевой опыт свидетельствует, что автономные действия небольших по составу мотострелковых (танковых) подразделений,
Соответственно расширяется и управление усиленной мср — в его состав, кроме командира роты и его заместителя по военно-политической работе, дополнительно входят оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и нештатный передовой авианаводчик (ПАН).
достижения противоречивости на учениях, создания «живой», динамичной тактической обстановки в ЮВО разработан каталог мер по обману противника, и от учения к учению ведется работа по его дополнению (рис. 1).
усиленных специалистами, силами и средствами других видов ВС и родов войск, полностью укомплектованных и всесторонне обеспеченных всем необходимым, наиболее эффективны и, как правило, приводят к успеху.
Именно поэтому в ЮВО двусторонние тактические учения проводятся с усиленными мотострелковыми ротами (мср), боевые возможности которых существенно выше, чем штатных мср (рис. 2).
Для повышения духа соревновательности на двустороннее учение привлекаются, как правило, роты из разных батальонов. Естественно, руководить таким учением должен командир на две ступени выше обучаемых подразделений, т. е. двусторонним ротным тактиче-
Меры по обману «о вопросам разведки Mepfj по обману по вопросам МТО Меры по Обману по вопросам РХБ-защиты
Меры по обману по вопросам связи Меры по обману по вопросам ПВО Меры по обману для общевойсковых подразделений
Меры по обману по вопросам РЭБ Меры по обману по вопросам применения артиллерии Меры по обман)' для подразделений морской пехоты
Меры по обману по вопросам топографии Меры по обману по вопросам инженерного обеспечения Меры по обману для подразделений береговой обороиы и флота
Рис. 1. Каталог мер по обману противника
Рис. 2. Состав штатной и усиленной мотострелковой роты (вариант)
Для накопления полученного опыта, достижения противоречивости на учениях, создания «живой», динамичной тактической обстановки в Южном военном округе разработан каталог мер по обману противника, и от учения к учению ведется работа по его дополнению.
ским учением (РТУ) — командир полка (бригады). Однако в целях соблюдения принципа «каждый командир учит своего подчиненного» и выработки (поддержания) навыков командиров мотострелковых (танковых) батальонов (мсб, тб) в ЮВО внедрена практика, когда по одному учению в батальоне проводится под их руководством, но также в двустороннем формате (рис. 3).
При таком подходе возникает проблемный вопрос, связанный с формированием штаба руководства для проведения двустороннего РТУ под руководством командира батальона из-за небольшой штатной численности управления батальона. В этом случае в соответствии со статьей 12 Наставления по подготовке и проведению общевойсковых тактических учений в состав штаба руководства и посреднического аппарата привлекаются должностные лица из управления бригады (полка) и других подразделений (рис. 4).
Развертывание руководства учением и посреднического аппарата в подобном составе необходимо для всесторонней качественной оценки и анализа действий обучаемых в режиме реального времени.
На двусторонних ТУ создается единая тактическая обстановка, позволяющая каждой обучаемой стороне действовать против реального противника, вести разведку для
вскрытия его состава и боевых порядков, по результатам которой командиры принимают решения, а затем управляют подразделением при розыгрыше тактических эпизодов под контролем руководителя учения с соблюдением требований безопасности, своевременными остановками и последующим разведением сторон.
При этом установленный в ЮВО порядок проведения учений никак не противоречит положениям руководящих документов Министерства обороны РФ, более того — позволяет их развивать и искать новые подходы к подготовке войск.
Еще одна особенность ведения боевых действий в современных военных конфликтах — их высокая интенсивность. Например, в ходе операции по освобождению Алеппо (декабрь 2016) в целях постоянного огневого воздействия по противнику применялась тактика наступления в три смены днем и ночью без перерыва. Такой способ боевых действий оказал изнуряющее воздействие на противника и подтвердил свою эффективность, но в то же время его успешная реализация требует высокой организованности и соответствующей боевой выучки органов управления и войск, в том числе физической выносливости и психологической устойчивости личного состава. Очевидно, что вырабатывать такие навыки, приучать командиров и подразделения к ведению боевых действий с высокой интенсивностью днем и ночью необходимо еще в мирное время, в ходе плановой боевой учебы.
Подобный нестандартный способ ведения боевых действий требует такого же неординарного подхода к организации боевой подготовки. В войсках ЮВО эта задача решается путем разработки и внедрения методики обучения подразделений на полевой учебно-материальной базе (УМБ) по системе «Колесо» в рамках типовой недели.
АППАРАТ РУКОВОДСТВА
— 21 человек
при 1 мер
1. Руководитель учения — КБ
2. НШ руководства — первый заместитель руководителя учений — НШБ
3. Помощник НШ руководства по разведке — помощник НР мсп (омсбр)
4. Помощник НШ руководства по связи — командир взвода связи мсб
5. Помощник руководителя учения по ПВО — командир зрв здн мсп (омсбр)
6. Помощник руководителя учения по авиации — ПАН ГБУ А ВВС и ПВО при 1 мсб
7. Помощник руководителя учения по артиллерии — ПНАрт мсп (омсбр)
8. Помощник руководителя учения по ПО — командир исв иер мсп (омсбр)
9. Помощник руководителя учения по РХБЗ — командир вРХБЗ рРХБЗ мсп (омсбр)
при 2 мер
1. Руководитель учения — 3КБ
2. НШ руководства — первый заместитель руководителя учений — ЗНШ мсб
3. Помощник НШ руководства по разведке — командир рр мсп (омсбр)
4. Помощник НШ руководства по связи — командир роты связи мсп (омсбр)
5. Помощник руководителя учения по ПВО — командир зрв здн мсп (омсбр)
6. Помощник руководителя учения по авиации— ПАН ГБУ А ВВС и ПВО при 2 мсб
7. Помощник руководителя учения по артиллерии — командир гсабатр мсп (омсбр)
8. Помощник руководителя учения по ИО— командир исв иер мсп (омсбр)
9. Помощник руководителя учения по РХБЗ — командир вРХБЗ рРХБЗ мсп (омсбр)
мсп (омсбр)
мсб
№ п/п Штатная должность Количество
1 Помощник НР мсп (омсбр) 1
2 Помощник НАрт мсп (омсбр) 1
3 командир мер 2
4 командир рр мсп (омсбр) 1
5 командир гсабатр мсп (омсбр) 1
б командир роты связи мсп (омсбр) 1
7 командир зрв здн мсп (омсбр) 2
8 командир исв иер мсп (омсбр) 2
9 командир вРХБЗ рРХБЗ мсп (омсбр) 2
10 ПАН ГБУ А ВВС и ПВО 2
11 оператор БПЛА 2
Итого 17
По ВПР
3КБ по ВПР
По мишенной обстановке
Командир мсв
По имитации
Командир мсв
ПОСРЕДНИКИ ПРИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ —4 человека
При командире 1 мер
Командир 4 мер
При командире 2 мер
Командир 9 мер
№ п/п Штатная должность Количество
1 КБ 1
2 НШБ 1
3 3КБ 1
4 3КБ по ВПР 1
5 3КБ по В 1
6 ЗНШ Б 1
7 Командир мсв 2
Итого 8
При командире
ТВ
| Командир тв |
При командире
При командире гсабатр
При
Командир зрв здн
Командир исв иер
Командир вРХБЗ
При командире тв
| Командир тв
При командире рв
Командир рр
При команлмрс гсабатр При командире оПЗРК
Ком. гсабатр Командир | зрв здн
При командире исо Командир исв иер
При командире оРХБЗ Командир I
Управление
! Оператор БПЛА ПАН • (нештат.) ;
Ср е д ств а
2 мер
Управление
Оператор БПЛА ПАН (нештат.)
усиления
Сред
Всего — 25 человек
гсабатр
Рис. 4. Состав руководства и посреднического аппарата на двустороннем РТУ (вариант)
Поскольку в ВС России действует троичная организационная структура соединений, воинских частей и подразделений, во всех полках (бригадах) ЮВО созданы по три батальонные тактические группы (БТГр) на базе мотострелковых батальонов, а танковый батальон выделяет свои подразделения в их состав. Кроме того, они усиливаются подразделениями других родов войск и специальных войск: артиллерийскими, зенитными ракетными, разведывательными, инженерными, РХБ защиты и др. Аналогично формируются БТГр и в танковых полках.
Исходя из этого, в ЮВО разработана система модулей, привязанных к видам УМБ, причем их принято называть учебными модулями, чтобы не путать с модулями тематическими, определенными программой боевой подготовки. Всего определено три учебных модуля:
первый — для проведения занятий на полевой УМБ под руководством командира соединения (воинской части) и его заместителей;
второй — на приказарменной УМБ под руководством начальников родов войск и служб и начальников штабов соединений и воинских частей;
третий — для несения службы в суточном наряде, выполнения других задач по обеспечению мероприятий повседневной деятельности. Занятия в нем проводятся с использованием классной УМБ, в учебных корпусах и на тренажерах.
Для занятий в первом модуле разработан и апробирован типовой почасовой график распределения учебного времени занятий на полевой УМБ, обеспечивающий наивысшую степень загруженности объектов полигонов, другой УМБ и недопущение их «простаивания» за исключением времени, отводимого на обслуживание и подготовку к следующим занятиям: накрытие мишенных по-
лей, проверка полигонного оборудования, установка препятствий по маршруту выполнения упражнений и т. п. (рис. 5).
Продолжительность занятий в первом модуле составляет 10 часов в сутки. На отдых отводится 8 часов, из них непрерывный отдых — 6 часов и дополнительно в течение суток — еще два часа во время, определенное командиром. На приемы пищи и передвижения на занятия и с занятий отводится по три часа.
В рамках типовой недели в понедельник подразделения, назначенные для занятий в первом модуле, до обеда совершают марш на полигон, принимают полевой лагерь, технику учебно-боевой группы эксплуатации, объекты УМБ боевой подготовки, размещаются, организуют быт, службу войск и мероприятия противодействия терроризму в полевых условиях. Также проводятся проверка и приведение оружия к нормальному бою, выверка прицельных приспособлений. Подразделения проходят инструктаж у начальника полигона по мерам безопасности, особенностям организации и проведения ночных занятий.
Затем в течение четырех с половиной суток (с 15:30 понедельника до 6:00 субботы) круглосуточно проводятся занятия по боевой подготовке (рис. 6).
Во всех полках (бригадах) Южного военного округа созданы по три батальонные тактические группы на базе мотострелковых батальонов, а танковый батальон выделяет свои подразделения в их состав. Кроме того, они усиливаются подразделениями других родов
войск и специальных войск: артиллерийскими, зенитными ракетными, разведывательными, инженерными, РХБ защиты и др.
нн
2
П ^ ^ И
Рис. 5. Распределение времени при проведении занятий на полевой учебно-материальной базе в первом модуле
Отдых в «КОЛЕСО»
течение суток
"о,. о .
Занятия (подготовка к ночным занятиям, или отдых)
■ Дневные занятия (отдых, в случае проведения ночных занятий)
■ Перемещение на обед
■ Обед
■ Перемещение на занятия
Проведение занятий (подготовка к ночным занятиям, отдых) Перемещение на ужип
Ужин
Перемещение на занятия
Отдых (ночные занятия, в случае проведения
отдыха в дневное и послеобеденное время) Дополнительный отдых
Перемещение на завтрак
Завтрак
Перемещение на занятия
Занятия —10 часов
Время на перемещение
не более 3 часов
Непрерывный отдых — 6 часов
Время на перемещение корректируется в зависимости от удаления полевого лагеря от объектов УМБ
Отдых в течение суток — 2 часа
Приемы пищи
не менее 3 часов
а ц
и л б а Т
б ь
«
е р
т с
«
я
«
я
*
о
-
рб
В <и ¡^ №
и
е ие
н
е
№
е т
в и м а т
а
д
И
о с
и
и
рм еа
=
о
=
я и н а в о б е
£
т н а
*
р
е с
оюхи
чd9кoн
ж^кхяо
чd9кxнээ
хэАхяу
чпощ
чнощ
ивдо
Ч1^иу
xdвpv
чг^яэф
qdвян]f
чd9внэ|п,
§
Я | 00 ^ ш л о
г
н «
г
я о
л &
V
я
«
«в я
и
а
Рч
а
Я а
я ?
н
V
г £
Я
Н М К
V &
н
и
V
г Э
«в н
и «
г
я
»
к
V
н н о
3
г
н я
«в г
о «
<м
<м
Ио^эы иннчкзхияохшйоц
ЧО
Ио^эи иннчкзхияохшйоц
<м
<и о и
о
й * и ^
& Б
и
м V
3 м
я
о
о ^ н
Ч Л й
-Им & ®
и
я я
V &
н
я
<и
о
И а
О 8 И ^
& Б
и
\о л к
V &
н
и
И
* з
3 я ^^
и а
^ еч
я в
«
я я
я
я
я к о я 3 м
<и
о
И а
О 8 И ^
& Б
и
« о
И
и «
¡13 Я Л
к
«
я я
я
V &
н
и «
о м и
я
я я
я к о я 3 м
о
1-1 м и м
8 «
«
О «
ей со о 2
о
—
2 о
И
ей и 2 <и 8 С5
<и н 2 1
со ей <и « 2 н 8 ей
^ <и 8
о *
ей со
к <и
- 2 и
<и 8
« 8
о «
2 <и н
о и «
^ о И РП « О о
¡3
<и *
2 И
си о
I н
ей о
н и — « ^ и
о и о 8 8 2
И
« 2 О
и ■с ю
8 л =
« О <и
О ^ 8 н и
8 2 =8
н ^
£ ю 8 У К и <и 8 <и 8 X
8 I <и <и « 2 ■с ^ 8
н 2 I ^ 0 1 н
со ей = О
^ 8 <и
Я О 8 2 И СГ 2 Ч
ей о О
« И
О 8
^ « <и
О — О X 3
о ю 2
8 о
ю <и «
<и 8 <и
2 и
<и 8 I <и
<и н И <и
я я
Л
г
§
я
8 Л * «
с «
Ёу ° « 8
И
2 I
X ^
о «
Для занятий в первом модуле (на полевой учебно-материальной базе) разработан
и апробирован типовой почасовой график распределения учебного времени занятий, обеспечивающий наивысшую степень загруженности объектов полигонов и недопущение их «простаивания» за исключением времени, отводимого на обслуживание и подготовку к следующим занятиям: накрытие мишенных полей, проверка полигонного
оборудования, установка препятствий по маршруту выполнения упражнений и т. п.
Наличие четырех батальонов (трех мотострелковых (танковых) и танкового (мотострелкового)) обусловливает выход на полигон в первый модуль каждого из них не более одного раза в месяц. Исходя из этого месячную программу занятий на полевой УМБ батальон должен отработать за неделю. Отсюда и высокая интенсивность занятий в течение данных четырех с половиной суток.
Проведенные расчеты показали, что при такой организации боевой подготовки подразделения вполне успевают отработать учебную программу. Так, в течение четырех с половиной суток проводится пять занятий по огневой подготовке (см. рис. 6), и в ходе каждого из них обучаемые выполняют по два упражнения стрельб, а всего — 10, как и предусмотрено программой на месяц (см. табл.).
В субботу до обеда осуществляется сдача полевого лагеря, техники учебно-боевой группы эксплуатации и объектов УМБ боевой подготовки. Затем подразделения совершают марш в пункт постоянной дислокации, ставят технику в парк боевых машин, сдают оружие и боеприпасы.
Командиры докладывают о прибытии подразделений, проверяют наличие материальных средств и организуют чистку оружия.
С 15:00 субботы, воскресенье и понедельник следующей недели, т. е. двое с половиной суток — выходные дни, что обеспечивает норму отдыха военнослужащих в соответствии с законодательством РФ.
Также в субботу проводится строевой смотр готовности подразделений, переходящих со следующей недели в состав первого модуля.
Необходимо отметить, что представленная система боевой подготовки требует тщательного планирования и высочайшей организованности при выполнении мероприятий. Ее внедрение позволяет выработать у командиров и личного состава такие незаменимые в бою качества, как собранность, настойчивость, выносливость, морально-психологическую устойчивость и др.
В заключение подчеркнем, что изложенные в настоящей статье подходы к организации боевой подготовки и проведению тактических учений, практикуемые в войсках ЮВО, в значительной степени способствуют развитию у командиров всех уровней способности быстро находить наиболее целесообразные варианты решений, смело маневрировать войсками (подразделениями), применять новые, неожиданные для противника способы действий, проявлять упорство и настойчивость в выполнении поставленных задач, а также готовность к разумному риску. Вместе с тем внедрять их, безусловно, необходимо с учетом конкретных условий и наличия объектов УМБ в войсках военного округа и постоянно совершенствовать в соответствии с тенденциями развития военного искусства, способов ведения боевых действий и требований руководящих документов.