Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПУТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯМИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПИЛОТИРУЕМОЙ АВИАЦИИ'

ОЦЕНКА ПУТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯМИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПИЛОТИРУЕМОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
317
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫМИ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ / БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ / АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ / JOINT COMBAT ACTIONS CONTROL ORGANISATION / UNMANNED AERIAL VEHICLES / TACTICAL AVIATION / ARMY AVIATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ананьев Александр Владиславович, Петренко Сергей Петрович, Филатов Сергей Валентинович

Проведена оценка путей организации управления формированиями беспилотных летательных аппаратов (БЛА) малой дальности при обеспечении боевых действий пилотируемой авиации. На основе проведенного анализа разработаны функциональные модели и алгоритм организации непосредственного управления формированиями беспилотных летательных аппаратов при подготовке и в ходе выполнения боевых задач в интересах соединений (частей) оперативно-тактической и армейской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ананьев Александр Владиславович, Петренко Сергей Петрович, Филатов Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING WAYS TO ORGANIZE UNMANNED AERIAL VEHICLES FORMATIONS CONTROL IN MANNED AVIATION COMBAT EMPLOYMENT SUPPORTING

Ways of organization of short range flight unmanned aerial vehicles (UAV) formations control in manned aviation combat employment supporting are assessed. Based on the produced analysis functional models and the algorithm of the immediate control organization for unmanned aerial vehicles formations when preparing and combat missions carrying out in the interest of tactical and army aviation formations (units).

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПУТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯМИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПИЛОТИРУЕМОЙ АВИАЦИИ»

Оценка путей организации управления формированиями беспилотных летательных аппаратов при обеспечении боевых действий пилотируемой авиации

Подполковник A.B. АНАНЬЕВ, кандидат технических наук

Полковник С.П. ПЕТРЕНКО

Полковник С.В. ФИЛАТОВ

АННОТАЦИЯ

Проведена оценка путей организации управления формированиями беспилотных летательных аппаратов (БЛА) малой дальности при обеспечении боевых действий пилотируемой авиации. На основе проведенного анализа разработаны функциональные модели и алгоритм организации непосредственного управления формированиями беспилотных летательных аппаратов при подготовке и в ходе выполнения боевых задач в интересах соединений (частей) оперативно-тактической и армейской авиации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Организация управления совместными боевыми действиями, беспилотные летательные аппараты, оперативно-тактическая авиация, армейская авиация.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ боевых действий оперативно-тактической и армейской авиации (OTA, АА), формированиями беспилотной авиации, а также их совместные действия по поражению объектов, повышают эффективность применения разновидовой группировки войск (сил) в операциях. Так, например, совместное применение пилотируемой и беспилотной

SUMMARY

Ways of organization of short range flight unmanned aerial vehicles (UAV) formations control in manned aviation combat employment supporting are assessed. Based on the produced analysis functional models and the algorithm of the immediate control organization for unmanned aerial vehicles formations when preparing and combat missions carrying out in the interest of tactical and army aviation formations (units).

KEYWORDS

Joint combat actions control organisation, unmanned aerial vehicles, tactical aviation, army aviation.

авиации сокращает время реакции единой боевой системы, создаваемой на их базе, повышает ее боевые возможности за счет высокой энерговооруженности пилотируемых авиационных комплексов, снижает риски огневого поражения пилотируемых летательных аппаратов в результате предварительных разведывательно-ударных действий беспилотных летательных аппара-

тов, в том числе БЛА малой дальности (МД)1. Но достижение высокой эффективности боевых действий авиации возможно только при правильной организации управления сводными формированиями пилотируемой и беспилотной авиации.

Однако в настоящее время БЛА МД в авиационных соединениях (частях) отсутствуют и находятся в подчинении командиров общевойсковых соединений и, как следствие, применение БЛА данного класса в интересах обеспечения авиации, возможно только в рамках летного ресурса, назначенного общевойсковому соединению на операцию командующим армией (группировкой войск (сил) (ГрВ(с)) на операционном направлении (ОН)). Поэтому по своей сути совместное управление сводными формированиями пилотируемой авиации и БЛА в операции сводится к планированию боевого применения и управлению межвидовыми разведывательно-ударными контурами (РУК) армии (ГрВ(с)) на ОН.

В данной связи одной из основных проблем при организации межвидового управления и взаимодействия является отсутствие нормативно-правовой базы (регламентирующих документов), определяющих алгоритмы работы должностных лиц органов военного управления (ОВУ) при подготовке и ведении разведывательно-ударных действий БЛА. Также следует отметить, что во время циклов боевого управления смешанными группами тактического назначения пилотируемой авиации и БЛА необходимо стремиться к выполнению по отношению к экипажам воздушных судов и БЛА следующих взаимосвязанных условий: «СЛЫШУ — ВИЖУ — УПРАВЛЯЮ», что к настоящему времени не выполняется в полном объеме.

Для уяснения особенностей организации управления при совместном применении подразделений БЛА и OTA (АА) необходимо принять во внимание следующие ограничения и допущения, которые будут предопределять процесс управления совместными действиями.

Во-первых, авторами предлагается разделить все случаи совместных действий формирований БЛА и OTA (АА) по признаку задач, выполняемых авиацией различных родов, и соответствующих объектов их действий.

С учетом задач родов авиации объектов их действий на формирования БЛА при совместном их применении следует возложить задачи вскрытия (воздушной разведки), размаскирования, обозначения объектов противника, корректировки огня, объективного контроля результатов удара, ретрансляции координат целей на борт ЛА от передового авиационного наводчика (ПАН).

Одной из основных проблем при организации межвидового управления и взаимодействия является отсутствие нормативно-правовой базы.

Во-вторых, все случаи совместного применения БЛА и OTA (АА) следует разделить по признаку уровня управления OTA (АА) (тактический, оперативный) и типу взаимодействующих формирований. Например, на тактическом уровне формирования БЛА и OTA (АА) могут войти в состав иерархических контуров управления объединяющих как командно-наблюдательные пункты (КНП) батальонов и пункты управления

(ПУ) авиационных эскадрилий, так и командные пункты соединений (авиационных дивизий, мотострелковых и танковых бригад (дивизий)). Из опыта ведения боевых действий в специальной операции ВС РФ в САР это также могут быть соответствующие тактические группы (ТГр), усиленные приданными силами и средствами. Следует понимать, чем ниже уровень управления — тем меньше должен быть контур управления.

В-третъих, при организации управления объединенной группировкой OTA (АА) и БЛА следует учитывать, в интересах кого выполняются боевые задачи авиацией: общевойсковых соединений (частей) на поле боя в ходе авиационной поддержки войск по решениям их командиров или в интересах операции в целом при поражении группировок войск (сил) противника по решению командующего ГрВ(с) на ОН.

В-четвертых, все действия следует разделить на плановые, осуществляемые в рамках операции (наступательной или оборонительной), и по вызову для решения внезапно возникающих задач в ходе ведения данной операции.

В-пятых, все совместные действия OTA (АА) и БЛА следует рассматривать по трем вариантам: при отсутствии подчиненности подразделений БЛА командирам авиационных соединений (частей); при оперативном и непосредственном подчинении подразделений БЛА командирам авиационных соединений (частей).

С учетом изложенных ограничений и допущений авторами предлагаются и оцениваются четыре основных системообразующих варианта организации управления формированиями БЛА МД.

Первый вариант основан на устоявшемся представлении о порядке управления авиацией, ведущей боевые действия в операции общевойсковой (танковой) армии (ГрВ(с) на ОН)). В данном варианте командир мотострелкового (танкового) соединения, имеющего в боевом составе формирование БЛА МД, согласно боевому распоряжению командующего армией (ГрВ(с) на ОН)) будет самостоятельно организовывать в своей зоне ответственности обеспечение боевых действий пилотируемой авиации путем разведывательно-ударных действий подчиненных БЛА МД. По своей сути в основе данного варианта организации управления авиацией лежат несколько расширенные положения о Центре боевого управления и организации взаимодействия авиации с Сухопутными войсками2.

Достоинством такого варианта организации управления авиацией является наиболее отработанный порядок управления ею и действий должностных лиц пунктов управления авиацией (СКП ПВО и авиации армии, групп боевого управления (ГБУ) в общевойсковых соединениях, пунктов управления авиационных наводчиков (ПУАН)) в подразделениях Сухопутных войск и десантов. К основным недостаткам следует отнести: непрофильную направленность профессиональной подготовки командиров общевойсковых формирований и лиц боевого расчета ПУ подчиненных подразделений БЛА, которая не позволяет в полной мере учесть специфику действий пилотируемой авиации и их обеспечения.

Второй вариант организации управления формированиями БЛА МД предполагает постановку им боевых задач командиром смешанной авиационной дивизии

(сад). При этом принятие решения на применение и контроль выполнения боевой задачи БЛА МД осуществляет орган управления (должностное лицо), которому подчинено формирование БЛА, например командир общевойскового соединения. Основным отличием данного варианта организации управления от первого варианта является непосредственная постановка задач формированию БЛА командиром авиационного соединения (части), в том числе по основным задачам и целям действий подразделений OTA (АА) и БЛА МД, формированию совместного боевого порядка пилотируемой авиации и БЛА МД в боевом вылете, порядку подачи заявок и вызова подразделений БЛА МД при действиях пилотируемой авиации «по вызову» для решения внезапно возникших задач и др.

Боевые действия формирования БЛА МД будут осуществляться в рамках летного ресурса, назначенного общевойсковому соединению командующим армией (ГрВ(с) на ОН)) на операцию.

Основным недостатком данного варианта организации управления БЛА МД по-прежнему является инертность системы управления авиацией и малая вероятность предоставления общевойсковым командиром летного ресурса БЛА МД для обеспечения боевых действий пилотируемой авиации. В лучшем случае летный ресурс БЛА МД для решения этой задачи будет назначаться им по остаточному принципу. Однако данный вариант организации управления БЛА МД повысит согласованность действий формирований OTA (АА) и БЛА МД. Для снижения инертности системы целесообразно на этапе организации боевых действий осуществлять непосредственное со-

гласование вопросов взаимодействия между командиром авиационного соединения (части) и командиром общевойскового соединения (формирования БЛА МД).

По опыту совместного применения авиации (армейской и оперативно-тактической) и формирований БЛА МД в вооруженных конфликтах последних лет подразделения БЛА МД находились в прямом подчинении у командующего группировкой войск (сил), а представители БЛА входили в состав пункта управления разведкой, который, тесно взаимодействуя с группой планирования и координации огневого поражения, группой общего оперативного планирования полного боевого расчета, принимал участие в планировании применения формирований БЛА МД и координации их действий. При решении наиболее важных и ответственных задач создавался разведывательно-ударный контур, в который входили офицеры ПУ начальника авиации и ПУ разведки, включая офицера подразделения БЛА.

Третий вариант организации управления предполагает непосредственное или оперативное подчинение формирования БЛА МД командиру смешанной авиационной дивизии (сад). При таком варианте применения формирований БЛА организация управления осуществляется в соответствии с решением командира авиационного соединения (части), которому формирование БЛА МД подчинено, и по установленным руководящими документами алгоритмам работы должностных лиц полных боевых расчетов авиационного соединения (части), компетентных в вопросах применения БЛА при решении всего спектра задач пилотируемой авиации (рис. 1).

№ Наименование

п/п функциональной группы

Определение замысла

Этапы организации боевых действий

Выработка решения

Планирование

Группа командования

Командир, НШ, ЗК, НОО

Начальник разведки Старший штурман

Контроль \ работы > функциональ , пых групп /

Заслушивание предложений заместителей и нач. служб

Подготовка и доклад командиру предложений по боевой задаче подразделению ударных БЛЛ, порядку выполнения

Контроль работы^ функциональных групп

Контроль выполнения распоряжений

>Рассмотрение\ и утверждение \

плана-графика / ч ВД /

Участие в планировании примснс: подразделений ударных БЛЛ

Группа обобщения информации, планирования и отработки боевых документов

НОО, офицер 00, НРЭБ

ЗНШ по БУ-НПУ, штурман, НС-ЗНШ С, РТО и АУ, офицер по применению разведывательно-ударных БЛА

Подготовка, оформление замысла решения (пояснительной записки и графической части), подготовка предварительных распоряжений

Подготовка, предложений в решение по применению _подчиненных сил и средств

Подготовка и доклад командиру предложений по распределению ударных БЛЛ по целям и задачам, составу ГТН в общем боевом порядке и мероприятиям по обеспечению скрытности

Подготовка, \ оформление плана-графика боевых действий

Представление\ плана-графика боевых действий на утверждение у

Сбор и обобщение информации"4 об обстановке

согласование, коррекгировка, уточнение и представление на угверждение плана-графика БД

Подготовка и доклад командиру предложений по боевой задаче подразделению ударных БЛЛ, порядку выполнения и основам обеспечения, взаимодействия и управления

Уча применения

с I кс в планированш7\. -•нения подразделений ^^

ударных БЛА ^^

Рис. 1. Принципиальный алгоритм работы основных должностных лиц боевого расчета авиационного соединения с интеграцией специалистов применения БЛА

Функционал должностных лиц ствующих в планировании приме-полного боевого расчета (ПБР) нения БЛА различного назначения авиационного соединения, уча- представлен в таблице.

Таблица

Функционал должностных лиц ПБР авиационного соединения

№ Должностное лицо Этапы непосредственной подготовки к боевым действиям

пп Определение замысла Выработка решения Планирование

1 Начальник разведки Определение объектов сосредоточения основных усилий и состава тактических групп для ведения разведки (доразведки); участие в определении мероприятий по обеспечению скрытности при подготовке и ведении боевых действий Определение районов (объектов) разведки (доразведки); Определение порядка обмена разведывательной информацией Участие в планировании разведки

2 Старший штурман Участие в распределении сил и средств по задачам и объектам, определение параметров боевого порядка Определение маршрутов и профиля полета, типа и количества боеприпасов Участие в планировании применения сил и средств (вкл. БЛА)

3 ЗНШ по БУ-НПУ Участие в определении мероприятий по обеспечению скрытности при подготовке и ведении боевых действий Участие в определении порядка управления на земле и в воздухе, рубежей приема и передачи управления Участие в планировании применения сил и средств управления

4 НС-ЗНШ по связи РТО и АСУ Участие в определении мероприятий по обеспечению скрытности при подготовке и ведении боевых действий Определение каналов управления, порядка управления на земле и в воздухе, рубежей приема и передачи управления, доведение парольных чисел и сигналов взаимного опознавания Участие в планировании применения сил и средств связи, РТО и АСУ

5 Начальник службы БЛА Распределение БЛА по задачам и объектам; участие в определении способа применения и параметров боевого порядка Участие в определении боевой задачи формированию БЛА: - состав групп тактического назначения БЛА; - тип БЛА; - время (период) работы; - объекты; - потребная степень поражения; - средства поражения; - летный ресурс; - время готовности, определение порядка выполнения по всем этапам Участие в планировании применения сил и средств БЛА

6 Начальник метеослужбы Сбор и анализ данных о метеообстановке. Выдача предложений по применению пилотируемой авиации (БЛА) Сбор и анализ данных о метеообстановке. Выдача предложений по применению пилотируемой авиации (БЛА) Сбор и анализ данных о метеообстановке. Выдача предложений по применению пилотируемой авиации (БЛА)

При подготовке авиационной части к выполнению боевой задачи одним из наиболее важных элементов является организация и согласование взаимодействия с частями и подразделениями других родов авиации и БЛА, с частями и подразделениями Сухопутных войск. При ограниченных сроках подготовки к боевому применению основные вопросы взаимодействия доводятся командиром при постановке задач частям (подразделениям) или элементам боевого порядка авиации (группам тактического назначения) в воздухе.

Постановка боевой задачи подразделению БЛА МД осуществляется боевым распоряжением командира авиационного соединения (части) через группу направлений командного пункта.

Четвертый вариант организации управления формированиями БЛА МД предполагает сокращение контура управления смешанной группой пилотируемых ЛА и БЛА при выполнении боевых задач специально созданными формированиями, например батальонными тактическими группами (БТГр), в различных

условиях. Типовой сокращенный разведывательно-ударный контур в БТГр показан на рисунке 2.

Основу БТГр обычно составляет мотострелковый батальон (,мсб), который усилен танковой ротой, зенитным ракетным дивизионом (зрЭн), взводом БЛА МД, смешанным артиллерийским дивизионом (адн), огнеметным взводом, а также другими силами и средствами. Такой вариант БТГр может быть напрямую подчинен во внутреннем вооруженном конфликте командующему ГрВ(с) на ОН. БТГр является самостоятельной единицей с точки зрения ведения боя и его обеспечения, однако ее боевая мощь существенно ниже типовой бригады. Все огневое поражение противника в районе действия БТГр происходит под руководством ее командира. Бой более скоротечен, поэтому необходимо сокращение контуров авиационной поддержки, в противном случае реакция дежурных сил авиации будет несвоевременной и неэффективной.

При всех вариантах организации управления формированиями БЛА МД по обеспечению

СауО

Рис. 2. Типовой сокращенный разведывательно-ударный контур в БТГр

боевых действий пилотируемой авиации необходимо обеспечить устойчивое и непрерывное управление на всех этапах выполнения боевой задачи многофункциональными авиационными комплексами (МАК). При действиях в оперативной глубине, особенно на предельно малых высотах, что обусловлено необходимостью противодействия средствам ПВО противника, реализация принципа «СЛЫШУ—ВИЖУ—УПРАВЛЯЮ» очень затруднена. Во-первых, это обусловлено ограниченной дальностью действий наземных средств радиолокации по обнаружению летательных аппаратов и связи по их радиодоступности. Во-вторых, тем, что ограничения средств воздушной радиолокации и связи не могут быть восполнены путем ретрансляции информационных потоков с использованием пилотируемых самолетов-ретрансляторов по причине высоких рисков их поражения средствами ПВО противника, особенно за линией боевого соприкосновения войск. Для расширения поля управления на всю глубину применения OTA авторами предлагается применение аэромобиль-

При всех вариантах организации управления БЛА МД необходимо обеспечить устойчивое и непрерывное управление МАК

ной сети связи (АСС) образуемой БЛА МД3. Суть ее применения в интересах расширения поля управления заключается в развертывании БЛА-ретрансляторов на высоте полета за границей досягаемости средств ПВО противника (рис. 3). АСС БЛА МД позволит объединить каналами информационного обмена пункты управления авиации на маршруте боевого полета.

В рассмотренном случае основной акцент ставится на формировании сплошного поля управления, однако очевидно, что в состав группировки БЛА следует включить не только ретрансляционные, но и разведывательные и ударные БЛА. АСС БЛА позволит обеспечить не только бесперебой-

Дальность управления без АСС БЛА

каналы навигации каналы взаимного позиционирования

ВСКС

Поле управления без АСС БЛА

ГНСС

Аэромобильная сеть связи БЛА

Рис. 3. Формирование поля управления с использованием АСС БЛА МД

ное управление авиацией, но и повысит эффективность поисково-спасательных операций в случае вынужденного катапультирования экипажей воздушных судов и огневой поддержки.

Итак, детализируем последовательно реализацию принципов «СЛЫШУ—ВИЖУ—УПРАВЛЯЮ» с использованием АСС БЛА МД. Условие «СЛЫШУ», т. е. сохранение радиосвязи (передачи данных, голосовой радиосвязи) в направлении от МАК к ПУ авиации будет обеспечиваться каналами радиосвязи, в том числе высокоскоростными каналами связи (ВСКС) БЛА. Условие «ВИЖУ», наиболее сложное с точки зрения технической реализации, выполнимо как минимум двумя способами. Во-первых, на борту МАК идет постоянный прием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС), результаты позиционирования по которым на борту МАК могут ретранслироваться АСС БЛА МД на ПУ авиации. Во-вторых, зная координаты полета БЛА, например, по привязке к ПУ БЛА, можно использовать данные о задержках распространения сигналов в каналах БЛА-МАК, для взаимного позиционирования в воздушном пространстве, что

наиболее актуально при радиоэлектронном подавлении каналов спутниковой навигации МАК. Условие «УПРАВЛЯЮ» будет выполняться путем передачи команд управления от ПУ сад (сап) на МАК через АСС БЛА МД.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в работе частично восполнен пробел в организации управления совместными действиями пилотируемой авиации и БЛА. На основе анализа определяющих факторов предложены функциональные модели организации управления (схемы взаимодействия) формированиями БЛА МД и пилотируемой авиации. Определен принципиальный функционал основных должностных лиц полного боевого расчета (ПБР) авиационного формирования при использовании БЛА МД в интересах обеспечения боевых действий пилотируемой авиации и предложен новый алгоритм их работы с учетом интеграции функциональных групп (должностных лиц) формирований БЛА в состав боевого расчета авиационного органа управления. Показаны возможности обеспечения единого поля управления на основе ретрансляционной компоненты — аэромобильной сети связи, образуемой БЛАМД.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ананьев A.B., Федченко B.C., Филатов C.B. Система управления межвидовой группировкой войск (сил) с интеграцией формирований беспилотной авиации // Военная Мысль. 2017. № 9. С. 43—50; Концептуальные взгляды командования ВВС США... URL: http ://pentagonus. ш/publ/koncep -tualnye_vzglj ady_komandovanij a_vvs_ ssha_na_razvitie_bespilotnoj_aviacii_

2017/16-1-0-2776 (дата обращения: 10.03.2018).

2 Будник A.C. Управление авиацией и поддержание взаимодействия с войсками в ходе боевых действий // Военная Мысль. 2016. № 10. С. 20-24.

3 Ананьев A.B., Филатов C.B. и др. Аэромобильная сеть связи — эффективная система ретрансляции объединенной автоматизированной цифровой системы связи // Военная Мысль. 2017. № 4. С. 26-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.