УДК 614.88
М.Ю. Бобров, Ю.В. Стреляева
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: mixail.bobrov. [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕАНИМАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СПАСЕНИЮ НА ВОДЕ
В статье представлена необходимость подготовки экипажей судов к выполнению реанимационных мероприятий по спасению людей на воде. Рассматривается определенный алгоритм действий спасения людей не только в море, но и в обычных жизненных ситуациях.
Ключевые слова: статистика, несчастный случай, квалифицированная помощь, первая доврачебная помощь.
M.Yu. Bobrov, Yu.V. Strelyaeva
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: [email protected]
ORGANISATION OF TRAINING OF SHIP CREWS FOR RESUSCITATION MEASURES DURING WATER RESCUE
The article presents the necessity to prepare ship crews to perform resuscitation measures to save people on the water. A certain algorithm of actions for saving people not only at sea, but also in ordinary life situations is considered.
Key words: statistics, accident, qualified help, first aid.
По статистике в 2020 г. в России утонуло около семи тысяч человек, и эти цифры удручают. Количество несчастных случаев на водах из года в год постоянно растет. Неоспоримый факт, что эта статистика могла в разы увеличиться, если бы при проведении спасательных работ не была оказана квалифицированная помощь реабилитационного характера (искусственное дыхание, наружный массаж сердца, согревающие мероприятия). При подготовке курсантов и студентов нашего вуза мы не можем этого не учитывать, т. к. многие выпускники связывают свою дальнейшую судьбу с морем, работой в МЧС, службе в силовых структурах. Не секрет, что знания в области оказания первой доврачебной помощи спасут многие человеческие жизни. Особенно это актуально при работе в условиях агрессивной морской среды при проведении спасательных работ на море, когда человек оказывается за бортом судна, и от слаженных действий экипажа зависит его жизнь. Ведь в условиях моря зачастую спасательную операцию проводит экипаж ближайшего от подающего сигнал SOS судна.
Пренебрежением техникой безопасности, недостаточной профессиональной подготовкой экипажей, нарушением положений о технической эксплуатации судов, да и элементарным разгильдяйством обусловлены многие аварийные ситуации на море, когда нередка гибель людей. При подготовке плавсостава судов первоочередная задача состоит в недопущении и предотвращении таких случаев. Но, к огромному сожалению, всех нюансов и стечений обстоятельств предусмотреть невозможно. Правила судоходства обязывают при получении сигнала бедствия первым спешить на помощь аварийному судну и оказать всестороннюю помощь всеми силами и средствами попавшим в беду людям [1]. От знаний и умений, слаженных действий всего экипажа будет зависеть успешный исход спасательной операции и число спасенных человеческих жизней.
Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами
Существует определенный алгоритм действий спасения людей из воды, и его необходимо придерживаться. Но как только люди подняты на борт, необходимо приступить к мероприятиям реабилитационного характера. Приведем один из примеров спасения членов экипажа рыбодобы-вающего судна.
27.05.2018 г. в 8:00 РС «Санширо Мару» следовало заданным курсом в условиях плохой видимости. На баке был выставлен впередсмотрящий матрос. Судно подавало звуковые сигналы в условиях ограниченной видимости согласно Правилу 35 (а) МППСС-72.
27.05.2018 г. в 08:15 в акватории Японского моря произошло столкновение РС «Санширо Мару» с маломерным судном «Yamaha FC-27», в результате которого маломерное судно затонуло, за бортом оказалось три человека.
27.05.2018 г. в 8:15 судно ощутило удар в носовой части левого борта. Впередсмотрящий матрос доложил, что по левому борту видит тонущую лодку и людей в воде. Капитан судна объявил тревогу «Человек за бортом», аварийно застопорил вращение винта, произвел маневр «Человек за бортом» через левый борт.
27.05.2018 г. в 08:25 обнаруженным в воде людям были сброшены спасательные круги, и при помощи линя и подручных средств подняли на борт двух человек. Люди были в сознании, но в шоковом состоянии, т. к. некоторое время находились в холодной воде. Им была оказана всесторонняя доврачебная помощь (предоставлена сухая одежда, горячий чай, помещены в теплое проветриваемое помещение). При опросе спасенных выяснилось, что в лодке находились три человека. Капитан принял решение продолжить поиск третьего человека.
27.05.2018 г. в 9:10 обнаружили тело третьего человека без признаков жизни, перевернутого лицом в воду. Тело было поднято на борт судна, были проведены мероприятия реанимационного характера, но, к сожалению, человек долго находился в холодной воде и погиб от переохлаждения и асфиксии.
27.05.2018 г. в 17:40 судно подошло на внутренний рейд морского терминала Пластун. Спасенных и тело погибшего передали на буксир в сопровождении сотрудников полиции.
При обучении студентов и курсантов действиям при спасении утопающих ставится цель: сохранить жизнь пострадавших с минимальными травмами для здоровья.
Задача: за как можно более короткий промежуток времени оказать действия реабилитационного характера пострадавшему человеку, т. к. спустя 6-7 минут шансы выжить у утопающего минимальны.
Вытащив пострадавшего из воды, нужно немедленно принять меры для оказания первой помощи (рисунок).
ВЫТАЩИВ ПОСТРАДАВШЕГО ИЗ ВОДЫ, ОЧИСТИТЕ РОТ И НОС ОТ ИЛА И ПЕСКА, УДАЛИТЕ ВОДУ ИЗ ЖЕЛУДКА И ЛЕГКИХ ПРИСТУПАЙТЕ К ИСКУССТВЕННОМУ ДЫХАНИЮ
( /
ПОЛОЖЕНИЕ РУК СПАСАТЕЛЯ ПРИ НАРУЖНОМ МАССАЖЕ СЕРДЦА
ПРИ ВЫДОХЕ РОТ ПОЛУОТКРОИТЕ
Доврачебная помощь пострадавшему на воде [2]
Если пострадавший не потерял сознание, с него необходимо снять одежду. Энергично растереть тело, одеть сухое белье и напоить горячим чаем или кофе. При обморочном состоянии с наличием дыхания и пульса надо поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом, растереть тело и приставить к телу грелки. При потере сознания, отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса с него снимают одежду и очищают дыхательные пути от воды. Если рот закрыт, а челюсти плотно сжаты, то с помощью любого предмета их открывают. Затем пострадавшего кладут животом на колено, чтобы голова свешивалась вниз и, похлопывая или нажимая на спину, очищают дыхательные пути от воды.
Если язык закрыл гортань, его нужно вытянуть изо рта и привязать платком к подбородку. После этого пострадавшего необходимо положить на спину, подстелив сухое одеяло, подложить под лопатки любой предмет, чтобы голова находилась несколько ниже грудной клетки, и приступить к искусственному дыханию.
Частота движений - 12-16 раз в минуту, что соответствует обычной частоте дыхания человека.
Эффективно также искусственное дыхание, которое проводится путем вдувания в легкие воздуха через нос или рот пострадавшего с частотой 12-16 вдуваний в минуту.
Чтобы воздух попадал именно в легкие, нужно во время вдуваний через рот зажимать рукой нос пострадавшего. Одновременно с искусственным дыханием целесообразно делать наружный массаж сердца. Для этого положить ладони одна на другую несколько ниже области сердца пострадавшего и производить ритмичные толчкообразные надавливания с частотой 60-70 раз в минуту. После каждого надавливания руки надо моментально снимать с груди пострадавшего. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца выполняется последовательно: после каждого вдувания воздуха 3-4 надавливания. Продолжительность приведения в чувство пострадавшего может быть различной, это зависит от времени его нахождения под водой и от заполнения водой дыхательных путей. Искусственное дыхание необходимо выполнять до тех пор, пока пострадавший не будет дышать сам (на что иногда затрачивается 40 мин и более). Если потерпевший пришел в себя, ему дают горячий чай или кофе, накрывают чем-нибудь теплым, чтобы он мог согреться, а затем как можно быстрее доставить пострадавшего или пострадавших в ближайший медицинский пункт [2].
Таким образом, знания и умения, полученные при подготовке плавсостава для выполнения спасательных мероприятий терпящих бедствие не только в море, но и в обычных жизненных ситуациях, помогут спасти жизни и здоровье многих людей.
Литература
1. Безопасность мореплавания и ведения промысла: бюллетень. Вып. 3 / Под ред. П.С. Савчука. - Владивосток, 2019. - 61 с.
2. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание: Учебник. -Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1989. - 384 с.