алтайский вестник
государственной и муниципальной службы
J17M
12019 Ш
УДК 338.242
Ильин Всеволод Николаевич, доцент кафедры государственного и муниципального управления Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат исторических наук
Борисов Иван Александрович, индивидуальный предприниматель (Барнаул, Россия)
Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений, к тому же это важный сектор экономики. Пристальное внимание со стороны Правительства РФ по направлению развития малого бизнеса на территории страны направлено на Центры поддержки предпринимательства. На территории Алтайского края Центр поддержки предпринимательства продемонстрировал высокую эффективность своей деятельности.
Ключевые слова: бизнес, государство, предпринимательство.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НО «АЛТАЙСКИЙ
ФОНД МСП»)
ORGANIZATION OF SUPPORT AND DEVELOPMENT OF SMALL
BUSINESS IN THE ALTAI TERRITORY (ON THE EXAMPLE OF THE CENTER FOR ENTREPRENEURSHIP SUPPORT OF THE NGO
«ALTAI FUND SME»)
Предпринимательская деятельность по-прежнему остается одним из самых эффективных способов реализации инициативы и самоорганизации граждан РФ, при этом предпринимательство немыслимо без участия государства. Политика Российского государства на протяжении последних лет активно направлена на поддержку предпринимательства в различных сферах хозяйственной деятельности. При этом комплекс проводимых мероприятий направлен не только на увеличение количества субъектов малого бизнеса, но и на увеличение доли малого предпринимательства в ВВП. К при-
меру, в странах Европейского Союза, США, Японии доля малого бизнеса в ВВП составляет около 60% ВВП, в России, по данным 2017 г., на долю малого предпринимательства приходится 21% валового внутреннего продукта. Такая ситуация объясняется рядом причин, варьирующихся в зависимости от отрасли и сегмента рынка, однако во всех сферах деятельности малых предприятий ключевым барьером, препятствующим их динамичному развитию, является недостаточно проработанная система государственной поддержки.
Малый бизнес - один из основных источников налоговых посту-
плений. К тому же это важный сектор экономики. Субъекты малого предпринимательства отличаются гибкостью и мобильностью, что позволяет им более легко адаптироваться к изменениям внешней среды бизнеса и экономики в целом. Необходимо учитывать социально-экономическую роль малого бизнеса. Создание дополнительных рабочих мест повышает уровень занятости и снижает уровень безработицы. Значение малого бизнеса для развития и жизнеобеспечения всего государства предопределяет необходимость более пристального внимания со стороны государства и адекват-
управление
ную поддержку государством малого бизнеса.
Государственная политика поддержки предпринимательства в России должна строиться на принципе создания благоприятных и стабильных условий для развития малого предпринимательства. В России деятельность малого бизнеса регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], который регламентирует формы и конкретные виды государственной поддержки субъектов малого бизнеса.
Пристальное внимание со стороны Правительства РФ по направлению развития малого бизнеса на территории страны направлено на Центры поддержки предпринимательства.
На территории Алтайского края Центр поддержки предпринимательства (ЦПП) входит в структуру Алтайского фонда МСП. Целями деятельности Фонда и, как следствие, ЦПП являются содействие реализации государственной политики в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, координация деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также популяризация предпринимательской деятельности. Основной задачей ЦПП является создание условий для устойчивого развития предприятий на начальном этапе их деятельности. Предоставление предпринимателям, прошедшим конкурсный отбор, материально-технических, информационных, консультационных и других необходимых услуг, комплексное сопровождение их бизнес-проектов в течение всего периода нахождения в бизнес-инкубаторе. ЦПП является катализатором процесса создания и выращивания малых предприятий, обеспечивая им комплексную поддержку и сопровождение проектов для внедрения в бизнес-среду. ЦПП
обеспечивает предоставление следующих услуг субъектам малого бизнеса:
1) консультирование по мерам государственной поддержки, в том числе посредством телефонной связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет («горячая линия»). Осуществляется консультирование по таким вопросам, как виды субсидий, гранты, услуги Фонда, контакты организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, иных видах государственной поддержки;
2) консультирование по вопросам ведения предпринимательской деятельности. Под консультационными услугами вышеназванной деятельности понимается консультирование субъектов малого предпринимательства по различным сферам предпринимательской деятельности (финансовое планирование, маркетинговое сопровождение, правовое обеспечение и пр.);
3) проведение семинаров, тренингов, обучающих программ, иных публичных мероприятий осуществляется сотрудниками ЦПП и сторонними организациями (индивидуальными предпринимателями), привлекаемыми Фондом к оказанию данного вида услуг;
4) обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях, межрегиональных бизнес-миссиях. Под межрегиональной бизнес-миссией понимается коллективная поездка представителей не менее трех субъектов малого предпринимательства в другой субъект Российской Федерации с предварительной организационной подготовкой, включающей определение потенциальных интересантов, при необходимости экспонирование и показ товаров (работ, услуг) с целью их продвижения, определение степени заинтересованности в сотрудничестве и получение отклика, подготовку необходимых презента-
ционных и рекламных материалов, и проведением двусторонних деловых переговоров с целью оказания содействия субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным в Алтайском крае, в заключении контрактов на поставку товаров (работ, услуг) в другие субъекты Российской Федерации.
Фонд предоставляет субъектам малого предпринимательства поручительства перед финансовыми организациями по кредитам, договорам финансовой аренды (лизинга), банковским гарантиям и договорам займа. Размер финансовых активов Фонда на 01.01.2018 г. - 662 млн руб. Максимальный лимит ответственности Фонда по одному заключенному договору поручительства - 25 000 тыс. руб., но не более 70% от суммы не исполненных заемщиком обязательств по заключенному с финансовой организацией договору, на момент предъявления требования. Общий операционный лимит условных обязательств Фонда - 3 429 504 тыс. руб.
За 2018 г. государственную поддержку ЦПП получили 201 физическое лицо, заинтересованное в начале осуществления предпринимательской деятельности (плановое значение - 100), из которых созданы 18 субъектов МСП, плановое значение - 10.
Всего в 2018 г. ЦПП предоставлялись 20 видов услуг, которые включены в региональный реестр услуг организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП. Также 32 услуги оказаны через многофункциональные центры для бизнеса. Так, были оказаны следующие услуги:
Консультации, оказанные привлеченными консультантами:
- по вопросам финансового планирования (бюджетирование, оптимизация налогообложения, бухгалтерские услуги, привлечение инвестиций и займов), плановое значение - 50, фактическое - 60: 10 консультаций оказаны физическим лицам, 24 - юридическим лицам
алтайский вестник государственной и муниципальной службы i
и 26 - индивидуальным предпринимателям, из них: 15 консультаций по вопросам оптимизации налогообложения и бухгалтерским услугам, 45 - по вопросам бюджетирования, финансового планирования и привлечения инвестиций;
- по вопросам маркетингового сопровождения деятельности и бизнес-планированию субъектов малого предпринимательства (далее - «МСП») (разработка маркетинговой стратегии и планов, рекламной кампании, дизайна, разработка и продвижение бренда, организация системы сбыта продукции), плановое значение - 50, фактическое - 70: 12 консультаций оказаны физическим лицам, 17 - юридическим лицам и 41 - индивидуальным предпринимателям, из них: 30 консультаций по вопросам проработки внешней маркетинговой стратегии для привлечения клиентов, 25 - проработка внутренней маркетинговой стратегии для отстройки сервиса, 15 - проработка маркетинговой стратегии компании на следующий календарный год с учетом современных рыночных тенденций;
- по вопросам правового обеспечения деятельности субъекта МСП (в том числе составление и экспертиза договоров, соглашений, учредительных документов, должностных регламентов и инструкций), плановое значение - 20, фактическое - 20: 8 консультаций оказаны юридическим лицам, 11 - индивидуальным предпринимателям. Основные вопросы, содержащиеся в обращениях: как обжаловать судебные решения, по возврату уплаченных государственных пошлин, по смене учредителей и руководства юридических лиц, по регистрации товарных знаков и их оценке, по оформлению договора аренды помещений, договора подряда и др.
Консультационные и информационные услуги, оказанные силами сотрудников ЦПП:
- консультационные услуги по вопросам информационного сопрово-
ждения деятельности субъекта МСП (плановое значение - 100, фактическое - 128): 6 консультаций оказаны физическим лицам, 122 - субъектам МСП;
- предоставление информации о возможностях получения кредитных и иных финансовых ресурсов (плановое значение - 172, фактическое - 202): 22 информационные услуги оказаны физически лицам, 180 - субъектам МСП;
- иные консультационные услуги в целях содействия развитию деятельности субъектов МСП (плановое значение - 200, фактическое
- 212): 212 консультационных услуг оказаны субъектам МСП.
ЦПП организовал и провел для субъектов МСП семинаров, конференций, форумов, круглых столов (плановое значение - 6, фактическое
- 8).
За 2018 г. 202 субъекта МСП (плановое значение - 200) обратились в ЦПП по «горячей линии» (телефон, сайт, электронная почта).
В 2018 г. Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства был перебазирован из Алтайского бизнес-инкубатора.
В 2018 г. было проведено 1890 консультаций для 577 предпринимателей и 500 физических лиц, притом что в среднем каждый предприниматель обращался по 2 раза.
По образовательным программам прошли обучение 457 участников, из которых 230 были действующие предприниматели.
Так, если раньше ЦПП в основном оказывал консультационные услуги, то в настоящее время значительно увеличилось количество образовательных программ, семинаров и тренингов. Именно за счет группового активного живого общения начинающих предпринимателей с уже успешными представителями бизнеса и бизнес-тренерами удается достичь максимального эффекта и поддерживать начинающих малых предпринимателей наиболее качественно. Значительно чаще ЦПП стал
участвовать в организации выставок, ярмарок, то есть физически способствовать выходу малых предпринимателей на рынок. Все это показывает эффективную работу центра.
Градация на сферы бизнеса, исходя из обращений предпринимателей за помощью или консультацией в Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства, выглядит следующим образом:
- услуги - 40%;
- торговля - 30%;
- производство - 20%;
- сельское хозяйство - 10%.
Малое предпринимательство
в рыночной экономике определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Сектор предприятий малого бизнеса является рыночным, составляя основу современной рыночной инфраструктуры.
Развитие предприятий малого бизнеса имеет преимущества, в сравнении с крупным производством: активизируется перестройка структуры экономики, предоставляется широкая свобода рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивается окупаемость затрат, предприятия реагируют на изменение потребительского спроса. Малый бизнес способствует насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевой и территориальной монополии, расширяется конкуренция, вовлекается резерв рабочей силы. Поэтому существует необходимость развития малого предпринимательства в России и, в частности, в Алтайском крае.
В Алтайском крае к категории субъектов малого предпринимательства относятся 65,2% предприятий края - юридических лиц, в том числе 82,3% организаций гостиничного бизнеса и предприятий общественного питания, 78,1% юридических лиц, занятых в обрабатывающих производствах, 77,3% строительных компаний, 77,0% компаний, осуществляющих деятельность в области транспортировки, хранения,
управление
76,0% предприятий сферы торговли и ремонта авто- и мототранспортных средств. В сельскохозяйственной отрасли заняты 65,5% СМСП.
В целях осуществления государственной политики по поддержке и развитию малого бизнеса в регионе реализуется государственная программа Алтайского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014-2020 гг. Государственная программа направлена на создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого предпринимательства на территории региона. Кроме того, Правительством Алтайского края реализуются мероприятия, направленные на достижение показателей целевой модели по направлению «Система мер по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства» и целевых ориентиров, предусмотренных федеральным приоритетным проектом «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
На сегодняшний день можно выделить ряд проблем, препятствующих развитию сферы малого бизнеса:
1. Дефицит оборотных средств. Финансовые ресурсы формируют базу для функционирования предприятия. В связи с этим недостаток как собственных, так и заемных средств негативно сказывается на развитии бизнеса. По оценкам экспертов лишь малая часть - примерно 30% от имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса, сегодня удовлетворена, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. руб.) - всего 10%. Особенно сложно получить кредит начинающему пред-
принимателю. Следует сказать об отсутствии финансовой поддержки со стороны банковского сектора. Для предприятий малого бизнеса устанавливаются, как правило, высокие проценты кредитования с залогом, многократно превышающим стоимость самого кредита, что непосильно большинству предпринимателей данного сектора (отсутствие необходимого обеспечения).
2. Высокий уровень налогообложения. Несмотря на введение упрощенной системы налогообложения (УСН) и специального налогового режима уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД), многие предприниматели выделяют уровень налогообложения в качестве одной из ключевых проблем развития малого бизнеса. Увеличение ставки НДС с 18 до 20% представляется серьезнейшим аспектом в этом вопросе. Такой шаг законодателя может существенно подорвать возможности развития малого бизнеса.
3. Доступность выполнения государственных заказов. Малый бизнес является одним из тех секторов, в наибольшей мере удовлетворяющих часть государственных нужд, которые для крупных предприятий не представляют никакого интереса. Однако наличие определенных барьеров, например, необходимое условие - уставный капитал в размере 20-30 млн руб. или длительность функционирования предприятия -15-20 лет (что фактически невозможно для малого бизнеса), затрудняет получить даже самый минимальный государственный заказ. Малый бизнес участвует в государственных закупках в качестве поставщика товаров и услуг. Чаще всего через государственные закупки малый бизнес
предоставляет услуги по ремонту, приобретению хозяйственных и канцелярских товаров и др.
4. Высокая стоимость аренды нежилых помещений. Высокие цены аренды нежилых помещений можно выделить в качестве еще одной актуальной на сегодняшний день проблемы для малого бизнеса. Отсутствие подходящих для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений негативно сказывается на развитии как производственного, так и инновационного предпринимательства. Причем данный дефицит испытывают как начинающие предприниматели, так и успешно функционирующие на рынке предприятия.
Для того чтобы малый бизнес продолжал свое развитие и положительно влиял на экономику страны, необходимо искать решение существующих проблем. Но не менее важно знать, какие перспективы ожидают малый бизнес в ближайшем будущем [2].
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 31. -Ст. 4006.
2. Петрова О.С. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5 частях / под общей редакцией Ж.А. Шаповал. - 2017. -С. 96.
Vsevolod Nikolaevich Ilyin, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Historical Sciences Ivan Aleksandrovich Borisov, individual entrepreneur (Barnaul, Russia)
Small business is one of the main sources of tax revenue, and also an important sector of the economy. The Russian government pays close attention to business support centersin the course of the development of small business in the country. On the territory of Altai Krai, the Center for Entrepreneurship Support has demonstrated high efficiency of its activities.
Keywords: business, state, entrepreneurship.