Научная статья на тему 'ПРАКТИКИ И ЭФФЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ РАЙОНЕ'

ПРАКТИКИ И ЭФФЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ РАЙОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА / СЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергиенко Алие Мустафаевна, Кулаева Татьяна Андреевна

Представлены результаты исследования практик поддержки малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления в одном из сельских муниципальных районов Алтайского края - Тюменцевском районе. На основе анализа целевых показателей муниципальной программы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в 2014-2019 гг., данных отчетов администрации района по ее реализации и результатов экспертного опроса показаны эффекты развития и поддержки предпринимательства. Обнаружена слабая корреляция выполнения плана целевых показателей с реальными практиками поддержки. По результатам опроса местных предпринимателей дана оценка уровня и динамики развития малого и среднего бизнеса в изучаемом районе и практик их поддержки местной властью. Выделены институциональные барьеры развития малого и среднего бизнеса, низкий уровень его самоорганизации, недостаточный уровень информационной и консультационной поддержки и ряд других проблем. Сделаны выводы в целом об относительно низких эффектах реализуемых практик муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса. Выявлено низкое качество планирования целевых показателей, возможности и результаты финансовой обеспеченности муниципальной программы. Даны предложения по улучшению качества планирования при разработке и реализации муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в сельских районах, по совершенствованию муниципальных практик их поддержки, в том числе путем развития дистанционного обучения и информационной поддержки, стимулирования его самоорганизации и развития интеграционных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергиенко Алие Мустафаевна, Кулаева Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICES AND EFFECTS OF MUNICIPAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE RURAL DISTRICT

The article presents the results of research of the support practices of local governments for small and medium-sized businesses in a rural municipal district - the Tyumentsevsky District in the Altai Territory. Based on the analysis of the target indicators of the municipal program for the development and support for small and medium-sized businesses in 2014-2019, of the data from the reports of the Tyumentsevsky District Administration on its implementation and the expert survey results, the effects of the entrepreneurship development and its municipal support are shown. A weak correlation is found between the implementation of the target indicators plan and the actual municipal support practices. According to the results of a survey of local entrepreneurs, the level and dynamics of the development of small and medium-sized businesses and the practices of the local government for their support are assessed. Institutional barriers to the development of small and medium-sized businesses, a low level of their self-organization, insufficient information and consulting business support, and a number of other problems are identified. Conclusions are drawn about the relatively low effects of the implemented practices of municipal support for small and medium-sized businesses. Low quality of planning the targets, small opportunities and results financial security of the municipal program are shown. Proposals are made to improve the quality of planning in the development and implementation of municipal programs to support small and medium-sized businesses in rural areas, and to improve the municipal practices for their support, including distance learning and information support, businesses self-organization stimulating and development of their integration connections.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКИ И ЭФФЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ РАЙОНЕ»

УДК 332.14 (571.150) DOI: 10.14258/epb202127

ПРАКТИКИ И ЭФФЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ РАЙОНЕ1

А. М. Сергиенко1, 2, Т. А. Кулаева2,3

1 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск, Россия) 2 Алтайский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Барнаул, Россия) 3 Министерство образования и науки Алтайского края (Барнаул, Россия)

Представлены результаты исследования практик поддержки малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления в одном из сельских муниципальных районов Алтайского края — Тю-менцевском районе. На основе анализа целевых показателей муниципальной программы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в 2014-2019 гг., данных отчетов администрации района по ее реализации и результатов экспертного опроса показаны эффекты развития и поддержки предпринимательства. Обнаружена слабая корреляция выполнения плана целевых показателей с реальными практиками поддержки. По результатам опроса местных предпринимателей дана оценка уровня и динамики развития малого и среднего бизнеса в изучаемом районе и практик их поддержки местной властью. Выделены институциональные барьеры развития малого и среднего бизнеса, низкий уровень его самоорганизации, недостаточный уровень информационной и консультационной поддержки и ряд других проблем.

Сделаны выводы в целом об относительно низких эффектах реализуемых практик муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса. Выявлено низкое качество планирования целевых показателей, возможности и результаты финансовой обеспеченности муниципальной программы. Даны предложения по улучшению качества планирования при разработке и реализации муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в сельских районах, по совершенствованию муниципальных практик их поддержки, в том числе путем развития дистанционного обучения и информационной поддержки, стимулирования его самоорганизации и развития интеграционных связей.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, муниципальная поддержка бизнеса, сельский муниципальный район, органы местного самоуправления, муниципальная программа, целевые показатели, территориальная экономическая политика.

PRACTICES AND EFFECTS OF MUNICIPAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE RURAL DISTRICT

A. M. Sergienko12, T. A. Kulaeva23

1 Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences

(Novosibirsk, Russia)

2 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Altai branch

(Barnaul, Russia)

3 Ministry of Education and Science of the Altai Territory (Barnaul, Russia)

The article presents the results of research of the support practices of local governments for small and medium-sized businesses in a rural municipal district — the Tyumentsevsky District in the Altai Territory. Based on the analysis of the target indicators of the municipal program for the development and support for small and

Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, «Движущие силы и механизмы развития кооперационных и интеграционных процессов в экономике Сибири» (0260-2021-0005).

medium-sized businesses in 2014-2019, of the data from the reports of the Tyumentsevsky District Administration on its implementation and the expert survey results, the effects of the entrepreneurship development and its municipal support are shown. A weak correlation is found between the implementation of the target indicators plan and the actual municipal support practices. According to the results of a survey of local entrepreneurs, the level and dynamics of the development of small and medium-sized businesses and the practices of the local government for their support are assessed. Institutional barriers to the development of small and medium-sized businesses, a low level of their self-organization, insufficient information and consulting business support, and a number of other problems are identified.

Conclusions are drawn about the relatively low effects of the implemented practices of municipal support for small and medium-sized businesses. Low quality of planning the targets, small opportunities and results financial security of the municipal program are shown. Proposals are made to improve the quality of planning in the development and implementation of municipal programs to support small and medium-sized businesses in rural areas, and to improve the municipal practices for their support, including distance learning and information support, businesses self-organization stimulating and development of their integration connections.

Keywords: small and medium-sized enterprises, municipal support for businesses, rural municipal district, local self-government bodies, municipal program, targets, territorial economic policy.

Актуальность исследования и степень изученности проблемы. Важнейшей составляющей эффективной сельской экономики, создающей основу для устойчивого социально-экономического развития ее территорий, их интеграционных связей является активно развивающийся бизнес. В условиях турбулентного развития национальной и мировой экономики сельский малый и средний бизнес сталкивается с различными экономическими, экологическими, институциональными, технологическими внешними и внутренними рисками и угрозами, преодоление которых часто становится невозможным без государственной и муниципальной поддержки.

Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в сельской России относится к стратегическим приоритетам современной политики. Именно государственная и муниципальная политика, реализуемая через национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициати-вы»1, различные федеральные и региональные программы и проекты прямой и косвенной поддержки

Значительная часть мер государственной поддержки МСП реализуется с 2019 г. в рамках данного национального проекта, включающего пять федеральных проектов с планируемым объемом финансирования до 2024 г, равным 481,5 млрд руб. См.: https://www.economy.gov.ru/material/ сПгес1:юпБ/пасюпа1пуу_ргое1с1:_та1ое_1_Бгес1пее_ ргес1рптта:е^^о^_рос1с1еги11ка_тс1тс1иа1поу_ ргес1рптта:е^коу_Ыаа:^у/ (дата обращения: 20.03.2021 ).

малых форм сельского предпринимательства2 является сегодня главным регулятором его становления и развития на селе.

Интерес ученых и практиков концентрируется главным образом на анализе практик поддержки малого и среднего бизнеса органами государственной власти. В таких работах говорится о задачах и мерах федеральной и региональной поддержки, влиянии инфраструктуры поддержки, обсуждаются возможности взаимодействия федеральных и региональных органов в данной сфере, оценка результативности реализуемых практик и ряд других проблем [1-7]. Особое внимание исследователями уделяется анализу влияния различных федеральных и региональных мер государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса в сельской местности, вопросам оптимизации льготного кредитования,

2 Так, в Алтайском крае реализуются государственные программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае», «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края»,

«Развитие сельского хозяйства Алтайского края», региональные проекты «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» в рамках реализации национального проекта, направленного на развитие МСП в сельской местности. См.: Распоряжение Правительства Алтайского края от 19 декабря 2019 года № 462-р «Об утверждении перечня государственных программ Алтайского края на период 2020-2024 годов и признании утратившим силу распоряжения Правительства Алтайского края от 26.04.201 7 № 1 58-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/561674272/ (дата обращения: 20.03.2021 ).

структуры бюджетной поддержки по видам субсидирования и т. д. (Гатаулина Е. А., Балакин А. М., Егорова М. О., Иванов В. А., Самыгин Д. Ю., Су-шенцова С. С. и др. [8]). Оценку результативности государственной поддержки МСП проводит Счетная Палата [9] и другие государственные структуры. В зарубежной литературе есть работы на тему государственной институциональной, инфраструктурной и другим формам поддержки МСП [10-13].

Вместе с тем заметно реже исследователи обращаются к изучению эффектов реализации практик поддержки органами местного самоуправления, в том числе сельского бизнеса, его аграрной части [14-15], поскольку, как хорошо известно, спектр институциональных и инструментальных возможностей, масштабы реализации муниципальных практик поддержки малого и среднего бизнеса намного уже. В статье рассмотрим особенности развития малого и среднего предпринимательства (МСП) за последние пять лет в одном из сельских районов агропромышленного региона страны (Тюменцевском районе Алтайского края), а также практики его муниципальной поддержки и эффекты их реализации.

О понятиях и методологических нюансах исследования. К субъектам МСП, согласно Федеральному закону № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели3. Под практиками муниципальной поддержки МСП нами понимаются устойчивая совокупность действий органов местного самоуправления, направленных на развитие и поддержку МПС.

Особое внимание в статье уделено исследованию практик поддержки, реализованных с помощью муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предприниматель-

3 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020). 1Ж: http://ivo.garant.rU/#/document/12154854/ рагадгарИ/25850;0/ (дата обращения: 20.03.2021)

ства в Тюменцевском районе» 2015-2019 гг.4 Программа была принята для формирования благоприятной экономической среды, направленной на стимулирование деловой активности сельских жителей, дальнейшего развития субъектов предпринимательства в районе, способствующих занятости и росту благосостояния сельчан, повышения налоговых поступлений в бюджет. С 2020 г. в изучаемом районе действует новая пятилетняя программа с аналогичными целями и зада-чами5.

Для выявления проблем развития малого и среднего бизнеса и оценки практик его поддержки в изучаемом районе помимо традиционного анализа документов (муниципальной программы и других документов районной администрации) нами проведена в марте-апреле 2020 г. серия лейтмотивных интервью с представителями администрации Тюменцевского района и экспертный опрос (методом анкетирования) 25 субъектов малого предпринимательства, составляющих более десятой части их общего количества в районе.

Развитие малого и среднего предпринимательства в районе: практики муниципальной поддержки в условиях экономического кризиса.

Рассмотрим динамику малого и среднего бизнеса в Тюменцевском районе по целевым показателям муниципальной программы его поддержки и развития за пять лет ее реализации.

4 С этой целью проведен анализ постановления администрации от 29.12.2014 № 612 «Об утверждении муниципальной программы Тюменцевского района «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Тюменцевском районе» на 2015— 2019 годы» (в новой редакции от 02.05.201 7 № 191), отчетов «Об итогах реализации муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Тюменцевском районе» на 201 5-2019 гг.» и «Оценка эффективности и реализации муниципальных программ за 2016, 2017, 2019 годы» и других материалов сайта Администрации Тюменцевского района Алтайского края. URL: тюменцево.рф/ (дата обращения: 20.03.2021).

5 Паспорт муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Тюменцевском районе» на 2020-2024 годы» см.: URL: https://xn — b1afa0agiw9a6d.xn — p1ai/ administratsiya/strukturnye-podrazdeleniya/komitet-po-ekonomike-imushhestvennym-i-zemelnym-otnosheniyam/ekonomika/munitsipalnye-programmy/ normativno-pravovye-akty/ (дата обращения: 20.03.2021 ).

В 2019 г. в Тюменцевском районе действовало 239 предприятий, в том числе 34 юридических лица (4 средних, 13 малых и 222 микропредприятий1) и 205 индивидуальных предпринимателей. Как ви-

дим в таблице, с 2014 до 2019 г. количество субъектов малого и среднего бизнеса в районе сократилось почти на треть (с 354 до 239), план программы в среднем по годам не был выполнен почти на 13%.

Целевые плановые показатели муниципальной программы и фактические показатели развития малого и среднего предпринимательства в Тюменцевском районе Алтайского края в 2014-2019 гг.2

Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц: план муниципальной программы факт. -354 370 355 377 255 260 248 260 242 270 239

Численность занятых на малых и средних предприятиях, человек: план муниципальной программы факт. -1567 1629 1569 1644 1481 1490 1488 1490 1486 1510 1384

Доля занятых на малых и средних предприятиях в среднегодовой численности занятых в экономике,%/ план муниципальной программы факт. -37,1 39,1 51,6 40,1 51,7 51.5 60.6 51,5 63,8 51,7 30,1

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника на малых и средних предприятиях, рублей: план муниципальной программы факт. -9112 11026 10821 12129 11490 12200 11800 12200 11800 13200 13470

Общий объем поступлений налогов и сборов в бюджет района от субъектов малого и среднего предпринимательства, тыс. рублей: план муниципальной программы факт. -13568 10147 12521 11161 14998 12277 7651 12277 6741 14856 10553

Инвестиции по субъектам малого и среднего предпринимательства, тыс. рублей: план муниципальной программы факт. -40251 93301 38507 111961 56478 58478 58655 58478 64520 65600 65800

По мнению представителей местной власти, столь значительное сокращение произошло в основном за счет малых торговых точек, не выдержавших конкуренцию с крупными торговыми сетями. Причем в первую очередь «закрылись новички», действовавшие на рынке менее трех лет. Вместе с тем, и в 2019 г., по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в отраслевой структуре района по-прежнему превалировала розничная торговля (43 % от общего количества субъектов). Кроме того, период реализации программы пришелся на годы структурного

1 Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к микропредприятию относится экономический субъект с годовым доходом не более 120 миллионов в год, в штате которого трудится не более 15 человек, тогда как малое предприятие — это уже субъект предпринимательства с годовым доходом до 800 миллионов рублей и штатной численностью работников до 100 человек. Менее характерные для сельской местности средние предприятия являются представителями бизнеса с доходом до 2 миллиардов рублей в год и среднесписочной численности до 250 человек. См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.1 1.2017). 1т1_: http://ivo.garant.rU/#/ Соситет/12154854/рагадгар1п/25850:0/ (дата обращения: 21.01.2021 ).

экономического кризиса, «не обошедшего стороной» и сельские районы края; основное сокращение в Тюменцевском районе пришлось на 2016 г.

За рассматриваемые пять лет численность занятых в малом и среднем бизнесе уменьшилось с 1567 до 1384 человек (на 11,7%), соответственно, с 37,1 до 30,1% сократилась доля занятых на таких предприятиях в среднегодовой численности занятых в экономике (см. табл.). Интересно, что представители администрации района связывают эти процессы не только со снижением количества субъектов МСП на территории района, но и трактуют такие потери в сфере занятости, как уход предпринимателей в теневую экономику, что фактически выявить очень сложно, так как у муниципального образования нет рычагов воздействия на эти про-

2 Источники: постановление Администрации Тюмен-цевского района Алтайского края от 29.1 2.2014 № 612 «Об утверждении муниципальной программы Тюменцевского района «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Тюменцевском районе на 201 5-2019 годы» (в новой редакции от 02.05.2017 № 191), отчеты «Об итогах реализации муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Тюменцевском районе на 2015-2019 гг.» и другие документы Администрации Тюменцевского района. URL: тюменцево.рф/ (дата обращения: 20.03.2021 ).

цессы («Налоговая инспекция [Межрайонная ИФНС № 7 по Алтайскому краю] находится отдаленно, в Павловске. Специалист приезжает в Тюменцев-ский район два раза в неделю. Полиция не участвует в данных рейдах, так как у нее нет таких полномочий»). Представители местной власти так описывают экономическую причину ухода малого бизнеса «в тень»: «Во внебюджетном секторе экономики заработная плата в Тюменцевском районе составляет 13000 рублей. Предприниматель должен заплатить подоходный налог — 30,2% за каждого работника. Это не выгодно для малого бизнеса с малым товарооборотом. И как результат, предпринимателю выгодней заплатить штраф, чем оформлять работника по Трудовому кодексу и платить «белую» зарплату».

Рассматриваемое пятилетие характеризуется почти полуторакратным ростом среднемесячной начисленной заработной платы работников малых и средних предприятий района — с 9,1 тыс. рублей до 13,5 тыс. (см. табл.). Этот рост происходил не только в силу инфляционных процессов кризисных лет, «съедающих» реальное наполнение заработной платы, но и, по словам представителя районной администрации, благодаря позитивным процессам развития сельской экономики, главным образом в сельском хозяйстве, что привело к заметному повышению зарплаты в данном секторе экономики («работники получают порядка 17тыс. рублей»).

О процессах развития малого и среднего бизнеса свидетельствуют также представленные в таблице показатели изменения размера поступлений в консолидированный бюджет района налогов и сборов от субъектов МСП, а также привлеченных их силами инвестиций. С 2014 до 2019 г. общий объем таких поступлений в бюджет района сократился с 15,6 млн рублей до 10,6 млн тогда как, напротив, ожидался его почти полуторакратный рост за период действия программы (с 10,1 млн рублей до 14,9 млн). Причем основной, почти двукратный, обвал налоговых поступлений произошел в 2017 г., ставший отголоском кризисных процессов в стране.

Произошедшее же в 2019 г. увеличение налоговых поступлений в бюджет района от субъектов малого и среднего бизнеса представитель комитета по предпринимательству администрации района связал в значимой мере с открытием в районе собственного бизнеса в форме ИП, который «по факту осуществляет деятельность в Барнауле, но платит налоги в районе, по месту регистрации (за 2019 г. только данный предприниматель перечислил 3,6 млн рублей)». Но даже благодаря «столь удачному для района обстоятельству» в завершающий год действия программы удалось собрать лишь 71% запланированной суммы налоговых по-

ступлений. В целом же «недосбор» относительно плановых показателей составил 13,6%.

Вместе с тем положительную динамику за пять лет продемонстрировал показатель объема привлеченных инвестиций, учитываемых по субъектам МСП. Он вырос в 1,6 раза — с 40,2 млн рублей в 2014 г. до 65,8 млн в 2019 г. (см. табл.). Причем за исключением 2015 г. наблюдался поступательный рост инвестиций, позволивший в последние три года действия программы перевыполнить плановые показатели. В первые же два года, как следует из таблицы, была установлена слишком высокая планка, следствием чего явилось более чем двукратное невыполнение плановых показателей. По мнению представителя комитета по экономике, имущественным и земельным отношениям, основной вклад в рост инвестиций был сделан предпринимателями аграрного бизнеса, во многом благодаря закупкам дорогостоящей сельскохозяйственной техники.

Практики муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса: планы и реалии. По данным отчета комитета по экономике, имущественным и земельным отношениям администрации Тюменцевского района общий объем финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства за счет всех источников (включая средства краевого и федерального бюджета) только в 2019 г. должен был составить 283 тыс. рублей. В том числе из местного бюджета для выполнения цели и задач программы планировалось направить в тот год 62 тыс. рублей, в том числе 26 тыс. рублей — на организацию деятельности информационно-консультационного центра, 12 тыс. рублей — на погашение части затрат, связанных с присоединением к коммунальным (электрическим, тепловым, газораспределительным, водопроводным, канализационным) сетям и 24 тыс. рублей — на реализацию мер по формированию положительного образа предпринимателя, популяризацию его роли.

Между тем из всех мероприятий с 2015 по 2019 г. профинансирована была лишь организация деятельности информационно-консультационного центра: выделенные 26 тыс. рублей израсходованы на возмещение затрат на оплату освещения, отопления, услуг телефонной связи и интернета. Остальные мероприятия не были профинансированы, в частности, из-за отсутствия необходимых финансовых средств в местном бюджете.

Информационно-консультационный центр (ИКЦ) Тюменцевского района фактически был создан еще в 2007 г. Администрация района предоставила для его функционирования помещение, оснащенное необходимым оборудованием. В ИКЦ района предприниматели могут получить инфор-

мационно-методическую и консультационную помощь в составлении бизнес-планов, оформлении документов на получение микрозаймов и поручительства гарантийного фонда и др. Совместно с ИКЦ в администрации Тюменцевского района также оказывается помощь по оформлению документов предпринимателям, участвующим в конкурсах на получение государственной поддержки. Информация о формах поддержки предпринимательства размещается в средствах массовой информации и на сайте администрации района.

Несмотря на оказанную финансовую поддержку деятельности районного информационно-консультационного центра, за период реализации программы количество оказываемых специалистом ИКЦ услуг сократилось почти в 2,5 раза (с 1047 до 432). По мнению специалиста, это объясняется растущей удовлетворенностью предпринимателей оказанными услугами («предприниматели обращаются с идентичными проблемами и, однажды получив консультацию, уже не обращаются повторно, так как помощь была оказана качественно»). Причина заключается, на наш взгляд, в большей мере еще и в том, что бесплатно оказывается лишь информационная, консультационная помощь, а практическая помощь в составлении деклараций, подготовке бизнес-планов и других документов осуществляется на платной основе. Впрочем, в 2020 г., уже начиная со второго квартала, в связи с новыми мерами государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса количество обращений предпринимателей в ИКЦ района резко возросло. В частности, предпринимателей интересовало, какие предприятия могут продолжать работу, могут ли они рассчитывать на государственную поддержку, как правильно оформить документы и сохранить рабочие места.

Другим значимым институтом и инфраструктурной составляющей поддержки малого бизнеса в Тюменцевском районе является Общественный совет предпринимателей при главе администрации района и комиссии по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства. Заседания Общественного совета проводятся с привлечением специалистов из краевых органов управления, контрольно-надзорных органов. На заседаниях рассматриваются возникающие у предпринимателей района вопросы, связанные с арендой объектов недвижимости и земельных участков, присоединению дополнительных мощностей и др. Кроме того, на территории Тюменцевского района ежегодно проводятся мероприятия в связи с празднованием Дня российского предпринимательства; представители малого и среднего бизнеса участвуют и в краевых конкурсах, ярмарках, выставках. Для формирования позитивного общественного

мнения о предпринимательстве и пропаганды его социальной значимости ежегодно организуется конкурс «Лучший предприниматель района».

В корона-кризисных условиях 2020 г. для снижения напряженности на рынке труда и организации работы по содействию самозанятости безработных граждан в районе работала комиссия по выполнению мероприятий государственной программы «Содействие занятости населения 2015-2020 гг.». На заседаниях комиссии рассматривались бизнес-планы, представленные безработными жителями района, которые хотели открыть свой бизнес или легализовать его.

Экспертная оценка развития и поддержки малого и среднего бизнеса по результатам опроса предпринимателей района. Экспертами выступили представители малого бизнеса практически всех секторов его экономики. Около трети опрошенных предпринимателей занято в сфере торговли (владельцы магазинов продовольственных, одежды и обуви, мебельного, строительного, канцелярских товаров, товаров для сада и огорода), более четверти — в сфере услуг (парикмахерская, мастерские — швейная и по ремонту обуви, стоматологический кабинет, аптечный киоск, предприятия, оказывающие услуги по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, ритуальные, транспортные). Экспертами стали также представители сферы общественного питания (кафе, столовая и пекарни), сельского хозяйства (животноводы), строительства (мастерская по изготовлению мебели, ремонту крыш, фасадов, окон и дверей и т. д.).

Все респонденты — индивидуальные предприниматели, за исключением одного руководителя ООО. Все опрошенные нами предприниматели представляют микропредприятия: численность штатных сотрудников, как правило, не более пяти, лишь в четырех организациях розничной торговли и общественного питания, ритуальных услуг занято до десяти человек.

О хорошем экспертном потенциале опрошенных представителей малого бизнеса свидетельствует то, что новичков предпринимательской деятельности (с опытом менее полугода) среди них не оказалось: более половины имеют значительный опыт ведения бизнеса (более пяти лет), около четверти осуществляют свою деятельность 3-5 лет и столько же остальные — 1-3 года. Три четверти экспертов проживают и работают в районном центре, остальные — в шести небольших населенных пунктах. Все участники анкетирования относятся к среднему и старшему трудоспособному возрасту, причем возраст почти половины предпринимателей находится в узком диапазоне — 45-49 лет. Две трети респондентов — мужчины.

Эксперты сравнительно низко оценили динамику малого бизнеса в районе. Лишь каждый пятый дал положительную оценку, это представители торговли, бытовых и транспортных услуг (владельцы аптеки, магазина канцелярских товаров, парикмахерской, такси), тогда как каждый третий — отрицательную. Остальные говорили либо об отсутствии каких-то сдвигов в развитии малого бизнеса, либо о значительных колебаниях в его развитии, явно выраженной неустойчивости.

Среди проблем, возникших на этапе организации собственного бизнеса, большинство респондентов выделили в первую очередь финансовые трудности, связанные с недостатком стартового капитала, и высокую конкуренцию в данном рыночном сегменте. Около половины предпринима-

телей испытывали дефицит квалифицированных кадров как проявление значительного дисбаланса спроса и предложения на сельском рынке труда. Также предпринимателями отмечались нехватка знаний законодательства, проблемы прохождения процедур государственной регистрации (каждый пятый в обоих случаях). Не возникло проблем при организации собственного дела лишь у двух из 25 респондентов.

По оценкам предпринимателей района институциональными барьерами, препятствующими ведению их бизнеса, его дальнейшему развитию в первую очередь является высокая фискальная нагрузка (большой объем налоговых платежей, страховых взносов): почти две трети опрошенных поставили наивысший балл значимости данной проблемы (см. рис.).

Оценка предпринимателями Тюменцевского района Алтайского края значимости институциональных барьеров ведения собственного бизнеса, баллов (по результатам опроса в марте-апреле 2020 г.)

Неудовлетворенность среди сельских предпринимателей формирует частое изменение налогового законодательства и большой объем налоговой отчетности. Как следствие, вызовом становится нехватка их знаний в области налогового законодательства. Между тем почти три четверти опрошенных сельских предпринимателей использовали на момент опроса упрощенную систему налогообложения. На втором месте — единый налог на вмененный доход, его использовало 10 из 25 респондентов. И один предприниматель, оказывающий услуги по пошиву одежды, применил патентную систему налогообложения (ПСН).

Традиционно существенно беспокоят предпринимательское сообщество района также проверки контролирующих органов: 10 представителей ма-

лого бизнеса выделили данную проблему как наиболее значительную, хотя были и те, для кого эта проблема малозначима либо даже отсутствует. Наиболее часто проверяют деятельность предпринимателей, по их мнению, налоговые органы, Рос-потребнадзор и прокуратура, реже — органы пожарного надзора.

Более поляризованным оказалось распределение мнений предпринимателей о важности проблем подбора кадров и соблюдения требований трудового законодательства. Для двух третей респондентов эти проблемы создают высокие барьеры, но для почти трети они незначительны. Подавляющее большинство опрошенных представителей малого бизнеса заключают трудовые договоры со своими работниками, редко — гражданско-

правовые договоры, лишь один предприниматель использует устные формы договоренности («не оформляю работников официально»). Ключевыми проблемами в работе с кадрами подавляющее большинство предпринимателей назвали нехватку финансовых средств для выплаты заработной платы, высокий размер взносов по обязательному страхованию и дефицит квалифицированных кадров. Отмечались также проблемы оформления «кадровой» документации и другие требования соблюдения трудового законодательства.

Следующую группу со значительно меньшим весом представляют институциональные барьеры развития бизнеса, связанные с проблемами оформления аренды или выкупа муниципального недвижимого имущества (отсутствие открытой информации о наличии свободных земельных участков и иного недвижимого имущества, длительное оформление документов на их аренду, выкуп), взаимодействия с организациями, оказывающими услуги энерго-, водо- и газоснабжения, а также проблемы прохождения разрешительных процедур по лицензированию, сертификации товаров и услуг. В этих случаях подавляющее большинство предпринимателей уже говорят о малой значимости или отсутствии таких проблем, хотя встречаются и единичные противоположные, крайне негативные оценки.

И, наконец, самыми низкими институциональными барьерами для опрошенных предпринимателей района являются проблемы получения кредитов и займов. Практически отсутствуют для респондентов проблемы участия в государственных, муниципальных закупках.

По оценкам предпринимателей района, в целом институциональная среда для ведения собственного бизнеса в последнее время заметно ухудшилась. Респонденты чаще говорили об ухудшении ситуации с налоговой нагрузкой, проверками, подбором кадров и соблюдением требований трудового законодательства, а также в сфере взаимодействия с организациями, оказывающими коммунальные услуги (энерго-, водо- и газоснабжения). В редких случаях отмечалось и увеличение продолжительности оформления прав аренды, выкупа муниципального недвижимого имущества.

Высока, по мнению представителей малого бизнеса, конкурентная среда. Подавляющее большинство респондентов (22 из 25) оценили конкуренцию как высокую (4 и 5 баллов по пятибалльной шкале). Это прежде всего касается рынков розничной торговли и общественного питания, фармацевтических, парикмахерских, ритуальных и транспортных услуг. Так, представители местного торгового бизнеса жаловались на то, что в районе сложилась сильная конкуренция с крупными тор-

говыми сетями (такими, как «Аникс», «Мария-Ра», «Холди», «Стройбат»), с которыми они не могут конкурировать «на равных». Особенно сложно приходится торговым предпринимателям из небольших сел, поскольку их жители «в местных магазинах зачастую покупают лишь товары первой необходимости и главным образом в тех случаях, когда нет возможности доехать до райцентра» (из-за погодных условий, распутицы).

По результатам опроса сельских предпринимателей Тюменцевского района выявлена их низкая информированность о практиках государственной и муниципальной поддержки, реализуемых в районе. Более половины респондентов на момент опроса ничего не знали о каких-либо государственных и муниципальных программах, мерах поддержки и развития предпринимательства в районе, несмотря на то, что на сайте его администрации размещена необходимая информация. О реализации в районе муниципальной программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и об основных направлениях муниципальной поддержки были осведомлены менее половины опрошенных представителей малого бизнеса. Подавляющее большинство субъектов бизнеса (20 из 25 респондентов) не получали необходимую информацию от органов местного самоуправления об изменениях в законодательстве. Менее трети респондентов были знакомы с перечнем муниципального имущества, предназначенного для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства Тюменцев-ского района. Наибольшую же информированность о практиках поддержки МСП, реализуемых в районе, опрошенные предприниматели подтвердили лишь в отношении деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае (22 из 25).

Незнание предоставляемых практик поддержки органами государственной и местной власти, по мнению 3/4 опрошенных предпринимателей, связано с низкой доступностью информации. Способствовать информированности о таких практиках поддержки можно, по мнению большинства участников опроса, прежде всего с помощью СМИ, «круглых столов» по данной тематике с участием государственных и муниципальных органов управления и бизнеса, а также путем размещения информации в социальных сетях, информационных брошюрах. Как оказалось, менее популярным вариантом является размещение информации на сайтах органов государственной власти и местного самоуправления.

Оценивая значимость отдельных практик муниципальной поддержки для развития собственного бизнеса, почти три четверти опрошенных предпринимателей отметили в первую очередь ну-

ждаемость в субсидировании, получении доступных займов («банки предоставляют дорогие займы и с гарантированным обеспечением») и других формах финансовой поддержки. Более половины дали высокую оценку значимости консультативной и информационной поддержки. И около трети предпринимателей высказались за необходимость поддержки в форме льготной аренды либо выкупа муниципального имущества.

Вместе с тем почти две трети опрошенных предпринимателей района не обращались за получением государственной и муниципальной поддержки. Среди тех десяти предпринимателей, кто обращался за поддержкой в администрацию Тюменцевского района, районный центр занятости, Министерство сельского хозяйства Алтайского края и другие структуры (например, по поводу получения субсидии на открытие малого бизнеса, ходатайства и участия в торгах на объект недвижимости), лишь у троих не возникло никаких проблем. Остальные обратившиеся за поддержкой встретились с такими трудностями, как нехватка информации о порядке получения поддержки, длительные сроки ее получения и значительный объем требуемых документов.

Опрошенные предприниматели в целом невысоко оценили эффективность различных практик государственной и муниципальной развития и поддержки МСП, в том числе реализуемых в рамках рассматриваемой муниципальной программы. Так, местную консультативную поддержку признал эффективной каждый четвертый респондент, информационную поддержку — каждый пятый (остальные считают эти практики поддержки неэффективными либо, по их мнению, они вовсе отсутствуют). Большинство опрошенных участвует в семинарах и совещаниях представителей МСП с участием контролирующих организаций, но каждый четвертый ничего не знает о таких мероприятиях. Услугами действующего в районе информационно-консультационного центра удовлетворены лишь трое опрошенных предпринимателей, десять — остались не удовлетворенными, а остальные респонденты такими услугами еще не пользовались.

Финансовую поддержку оценили как эффективную только четверо предпринимателей, столько же получено ответов о ее неэффективности (остальные посчитали, что данный вид поддержки отсутствует). Среди примеров получения финансовой поддержки предприниматели отмечали следующие. Индивидуальные предприниматели, занятые в сфере сельского хозяйства, оказания медицинских (стоматология) и бытовых услуг (пошив и ремонт одежды), обращались до опроса в Центр занятости населения Тюменцевского района за субсидией на открытие малого бизнеса;

и каждому обратившемуся предпринимателю была оказана единовременная финансовая поддержка в размере 58800 рублей. Предприниматели в сфере общественного питания и торговли (магазин стройматериалов) получили финансовую поддержку от Алтайского фонда микрозаймов на сумму, равную 1500 тыс. и 600 тыс. рублей соответственно. Самые низкие оценки эффективности получили практики имущественной поддержки (лишь два положительных ответа). Об относительно низкой эффективности разных практик поддержки сельского предпринимательства говорит и то, что более половины опрошенных не пользовались услугами «МФЦ для бизнеса», а каждый пятый респондент остался недоволен качеством оказанных услуг. Сравнительно низок уровень участия опрошенных в конкурсе на лучшего предпринимателя района, лишь четверо имеют опыт такого участия, а каждый пятый впервые узнал о таком конкурсе из социологической анкеты (во время проведения опроса).

Тем не менее почти две трети опрошенных предпринимателей оценили практики поддержки бизнеса, реализуемые в Тюменцевском районе, в целом как удовлетворительные, хотя при этом о деятельности районной администрации в этой сфере положительно отозвался лишь каждый пятый респондент.

Заключение. Итак, анализ муниципальных практик развития и поддержки сельского малого и среднего предпринимательства, рассмотренных на примере Тюменцевского района Алтайского края, показал следующее.

1. Несмотря на небольшие институциональные, инфраструктурные и финансово-экономические возможности районной администрации по поддержке местных предпринимателей, в районе реализуются практики, в той или иной степени способствующие развитию МСП.

Вместе с тем результаты реализации муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Тюменцевском районе» в 2015-2019 гг. показали, что целевые показатели, планы финансирования и мероприятий либо не были выполнены, либо был получен их низкий эффект. Планирование целевых показателей и финансовой обеспеченности программы, прямо скажем, далеко от совершенства и слабо сопряжено с реальной ситуацией, что, как нам представляется, отражает общую картину качества планирования в сельских муниципалитетах. В частности, масштабы невыполнения плана целевых показателей слабо коррелируют с реальными практиками поддержки.

Для улучшения качества планирования при разработке и реализации муниципальных программ поддержки субъектов МСП в сельских районах можно, на наш взгляд, ввести следующую

практику: рекомендовать предпринимателям фиксировать на сайте районной администрации свои планы на следующий год по объему производства, инвестиций, численности основных (штатных) и сезонных работников. Эта информация позволит более точно прогнозировать будущие изменения в деятельности предпринимателей.

2. По результатам опроса сельских предпринимателей выявлены высокие институциональные барьеры и степень конкурентной среды при низком уровне самоорганизации малого бизнеса, недостаточный эффект информационной и консультационной поддержки и ряд других проблем, решение которых требует комплексного подхода. Не перечисляя всех необходимых мер, отметим, что для дальнейшего развития более доступных, менее финансово затратных для сельского муниципалитета форм поддержки МСП представляется необходимым активное использование различных дистанционных практик, таких как онлайн-уче-ба для желающих открыть свой бизнес, а для действующих предпринимателей онлайн-консуль-тации — по оформлению отчетных документов,

документов по получению государственной и муниципальной поддержки и других, информирование о предстоящих мероприятиях по развитию и поддержке предпринимателей, в том числе проводимых на конкурсной основе.

Кроме того, целесообразны более эффективные меры по государственному и муниципальному стимулированию самоорганизации, кооперации и иных интеграционных связей субъектов малого и среднего предпринимательства не только в границах района, но и Алтайского края в целом, а также за его пределами, что будет способствовать укреплению их выигрышных позиций в условиях конкуренции с крупными бизнес-структурами (агрохолдингами, торговыми организациями и др.), в том числе благодаря выявлению собственных уникальных «ниш», производству уникальных продуктов, услуг. Эффективной практикой развития экономического потенциала сельских МСП может также стать использование механизма муни-ципально-частного партнерства для реализации значимых проектов с привлечением государственных инвестиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Виленский А. В. Российское малое и среднее предпринимательство в начале коронавирусного кризиса: федеральный и региональный аспекты // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 4. С. 46-57. DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10041.

2. Виленский А. В., Лылова О. В. Трансформация целей и задач государственных программ и проектов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 5. С. 43-57. DOI: 10.24411/2071-6435-2018-10045.

3. Галиева М. Ш. Анализ программ поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России // Вектор экономики. 2017. № 6. 22 с.

4. Гриценко Г. М., Вернигор Н. Ф., Миненко А. В., Апалькова О. П. Роль инфраструктуры государственной поддержки в развитии малого сельского предпринимательства Алтайского края // АПК: экономика, управление. 2018. №. 11. С. 58-67.

5. Загоруйко Д. Л. Региональная поддержка малого предпринимательства в России: успешные практики // Вестник Академии знаний. 2020. № 36 (1). С. 87-93.

6. Макарова М. В. Направления государственной политики поддержки малых и средних предприятий России // Финансы и управление. 2019. № 2. С. 105-117. DOI: 10.25136/2409-7802.2019.2.25750.

7. Пелькова С. В., Кольцова Т. А. Действующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2020. Т. 82. № 1 (83). С. 340-349. DOI: 10.20914/2310-1202-2020-1-340-349.

8. Бедность сельского населения России: генезис, пути преодоления, прогноз. Никоновские чтения: материалы XXV междунар. науч.-практ. конф. № 25. М., 2020. 344 с.

9. Поддержка МСП в контексте COVID-19. Департамент международного и регионального сотрудничества Счетной палаты РФ. М., 2020. 39 с. https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf (дата обращения: 20.03.2021).

10. Douwe van der Ploeg J., Jingzhong Y., Schneider S. Rural development through the construction of new, nested, markets: comparative perspectives from China, Brazil and the European Union // Journal of Peasant Studies. 2012. 39 (1). Pp. 133-173. DOI: 10.1080/03066150.2011.652619.

11. Kulunda: Climate Smart Agriculture. South Siberian Agro-steppe as Pioneering Region for Sustainable Land Use / Editors: M. Fruhauf, G. Guggenberger, T. Meinel, I. Theesfeld, S. Lentz. Cham, Switzerland: Springer Nature Switzerland AG, 2020. 522 p. DOI: 10.1007/978-3-030-15927-6.

12. Improving Safety and Health in Micro-, Small and Medium-Sized Enterprises: An overview of initiatives and delivery mechanisms International Labour Office. International Labour Organization. 2020. 143 р. URL:

https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/--ed_dialogue/--lab_admin/documents/publication/

wcms_740304.pdf/ (дата обращения: 20.03.2021).

13. Ruchkina G., Melnichuk M., Frumina S., Mentel G. Small and medium enterprises in regional development and innovations // Journal of International Studies. 2017. No 10 (4). Pp. 259-271. D0I:10.14254/2071-8330.2017/10-4/20.

14. Андреева О. В., Суховеева А. А., Попова Г. В. Развитие инструментов муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Финансовая экономика. 2019. №. 11. С. 317-320.

15. Соколова Н. С., Борисова Н. М. Совершенствование поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне // Постулат. 2018. № 4. 6 с.

REFERENCES

1. Vilenskij A. V. Russian small and medium-sized enterprises at the beginning of the coronavirus crisis: federal and regional aspects // The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2020. No 4. Pp. 46-57. DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10041.

2. Vilenskij A. V., Ly'lova O. V. Transformation of goals and objectives of state programs and projects for the support and development of small and medium-sized businesses in Russia // ETAP: economic theory, analysis, practice. 2018. No 5. Pp. 43-57. DOI: 10.24411/2071-6435-2018-10045.

3. Galieva M. Sh. Analysis of programs to support small and medium-sized businesses in the regions of Russia // The vector of the economy. 2017. No 6. 22 p.

4. Gricenko G. M., Vernigor N. F., Minenko A. V., ApaPkova O. P. The role of state support infrastructure in the development of small rural entrepreneurship in the Altai Territory // Agro-industrial complex: economy, management. 2018. No 11. Pp. 58-67.

5. Zagorujko D. L. Regional support of small business in Russia: successful practices // The Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No 36 (1). Pp. 87-93.

6. Makarova M. V. Directions of state policy of support for small and medium-sized enterprises in Russia // Finance and Management. 2019. No 2. Pp. 105-117. DOI: 10.25136/2409-7802.2019.2.25750.

7. Pel'kova S. V., Kol'czova T. A. The current system of state support for small businesses in the Tyumen region // The Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2020. T. 82. No 1 (83). Pp. 340-349. DOI: 10.20914/2310-1202-2020-1-340-349.

8. Rural poverty in Russia: genesis, ways to overcome, forecast. Nikon readings. No 25. Moscow, 2020. 344 p.

9. Support for SMEs in the context of COVID-19. Department of International and Regional Cooperation of the Accounting Chamber of the Russian Federation. Moscow, 2020. 39 p. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/ Covid-19-SME.pdf (date of access: 20.03.2021).

10. Douwe van der Ploeg J., Jingzhong Y., Schneider S. Rural development through the construction of new, nested, markets: comparative perspectives from China, Brazil and the European Union // Journal of Peasant Studies. 2012. No 39 (1). Pp. 133-173. DOI: 10.1080/03066150.2011.652619

11. Fruhauf M., Guggenberger G., Meinel T., Theesfeld I., Lentz S. (Eds.). Kulunda: Climate Smart Agriculture. South Siberian Agro-steppe as Pioneering Region for Sustainable Land Use. Cham, Switzerland (Springer Nature Switzerland AG), 2020. 522 p. DOI: 10.1007/978-3-030-15927-6.

12. Improving Safety and Health in Micro-, Small and Medium-Sized Enterprises: An overview of initiatives and delivery mechanisms International Labour Office. International Labour Organization. 2020. 143 p. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/-ed_dialogue/-lab_admin/documents/publication/wcms_740304. pdf/ (date of access: 20.03.2021).

13. Ruchkina G., Melnichuk M., Frumina S., Mentel G. Small and medium enterprises in regional development and innovations // Journal of International Studies. 2017. 10 (4). Pp. 259-271. DOI:10.14254/2071-8330.2017/10-4/20

14. Andreeva O. V., Suxoveeva A. A., Popova G. V. Development of tools for municipal support of small and medium-sized businesses // Financial Economics. 2019. No 11. Pp. 317-320.

15. Sokolova N. S., Borisova N. M. Improving support for small and medium-sized businesses at the municipal level // Postulate. 2018. No 4. 6 p.

Поступила в редакцию: 22.03.2021.

Принята к печати: 20.04.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.