Научная статья на тему 'Организация педагогической поддержки студентов техникума'

Организация педагогической поддержки студентов техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / LARVAL DEVELOPMENT / LARVAL-ORIENTED APPROACH / PROFESSIONAL-PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Людмила Михайловна

Проблема педагогической поддержки личности студента техникума является одной из востребованных в современной науке и образовательной практике. В условиях развития профессионального образования, которое должно играть опережающую роль в развитии нашего общества (а его упорно пытаются превратить только в сферу оказания образовательных услуг), все же акценты переносятся на личностное развитие студента, его самосовершенствование, актуализацию личностных ресурсов в становлении как человека и как профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of pedagogical support for student in college

The problem of pedagogical support of student in college is one of popular in contemporary science and educational practice. With development of vocational education, which should play an early write role in the development of our society (and its hard trying to turn in the provision of education, educational services), yet the emphasis moved to the personal development of students, their self-improvement, updating personal resources in establishing him as a person and as a professional.

Текст научной работы на тему «Организация педагогической поддержки студентов техникума»

Адрес для переписки: e-mail: bardina_55@mail.ru

БАРДИНА Екатерина Г еннадьевна, кандидат ветеринарных наук, старший преподаватель кафедры «Бе- Статья поступила в редакцию 22.11.2010 г.

зопасность жизнедеятельности». © Е. Г. Бардина

УДК 377.3.091.21 л. м. КАЛАШНИКОВА

Приморский институт железнодорожного транспорта (филиал ДВГУПС), г. Уссурийск

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

Проблема педагогической поддержки личности студента техникума является одной из востребованных в современной науке и образовательной практике. В условиях развития профессионального образования, которое должно играть опережающую роль в развитии нашего общества (а его упорно пытаются превратить только в сферу оказания образовательных услуг), все же акценты переносятся на личностное развитие студента, его самосовершенствование, актуализацию личностных ресурсов в становлении как человека и как профессионала. Ключевые слова: педагогическая поддержка, личностное развитие, личностноориентированный подход, профессионально-личностное развитие.

Основными тенденциями развития современного образования, наряду с интенсивным обновлением технологий, расширением межкультурного взаимодействия, демократизацией и гуманизацией, возрастанием роли человеческого капитала, является создание такой системы профессионального образования, которая могла бы повысить уровень готовности личности к ответственному и осознанному выбору своего жизненного пути, готовить человека к жизни в быстро меняющихся условиях. Для создания такого образовательного процесса необходимо выстраивать уклад жизни образовательных учреждений среднего профессионального образования на принципах педагогики сотрудничества и сотворчества студентов и преподавателей.

Современное образование постепенно становится для человечества особой культурно-общественной сферой, в которой педагоги, реализующие гуманистическую парадигму образования, получили возможность средствами образования создавать реальную практику гуманистических отношений. Анализ развития гуманистических идей в педагогике (Ш.А. Амонаш-вили [1], Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков [2], И. С. Якиманская [3] и другие) показывает, что ведущими являются идеи гуманного отношения к личности студента, поддержка творческого начала в человеке, предоставление условий для полноценного развития личности, поддержка способности к саморазвитию.

Теоретические и практические аспекты педагогической поддержки представлены в трудах А.Г. Асмо-лова [4], О.С. Газмана [5], и др., в которых определены основные механизмы, принципы, условия, виды и способы оказания педагогической и психологической поддержки личностного развития студентов в образовательном процессе. В данной трактовке психологическая поддержка выступает как одна из составляющих педагогической поддержки, которая рассматривается как многомерный процесс, сосредоточенный на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствующий сохранению и развитию веры в се-

бя, свои возможности, повышению резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, создание оптимальных условий для личностного развития.

Педагогическая поддержка в большей степени выступает как технология организации личностного взаимодействия преподавателя и студента, как процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология.

В систему среднего профессионального образования (СПО) меньше всего проникли инновационные изменения, оно остается более консервативным, чем другие его уровни. С одной стороны, в ситуации демографического спада в учебные заведения среднего профессионального образования приходят абитуриенты, которые нуждаются в особом внимании, в выявлении ресурсов их профессионально-личностного развития, в создании дидактических условий, способствующих реализации индивидуальных программ обучения и развития, в выстраивании педагогического взаимодействия на принципах личностно-ориентированного подхода с обязательным использованием технологии педагогической поддержки.

С другой стороны, в системе СПО сложилась ситуация, которая характеризуется тем, что большая часть преподавателей не имеет специальной педагогической подготовки (инженеры, экономисты, мастера производственного обучения), что существенно затрудняет оказание помощи и поддержки личностному развитию студентов.

Анализируя сложившуюся образовательную ситуацию в сфере среднего профессионального образования, можно увидеть некоторые противоречия:

— между новыми теоретическими подходами и недостаточной практической готовностью педагогического коллектива работать в парадигме личностноориентированного образования;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

— между потребностями в педагогической поддержке со стороны студента и неспособностью и неготовностью ее оказания со стороны педагогов;

— между потребностью образовательных учреждений СПО в повышении эффективности педагогической деятельности и отсутствием адекватных научнообоснованных и практико-ориентированных моделей педагогической поддержки.

На наш взгляд, система педагогической поддержки профессионально-личностного развития студентов ОУ СПО будет эффективной, если будут созданы следующие условия:

— концептуальные, где педагогическая поддержка рассматривается как сложная, высокотехнологичная, «психологоемкая» система педагогического взаимодействия; как процесс, сосредоточенный на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствующий укреплению и восстановлению веры в себя и свои возможности, повышению резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, как процесс создания оптимальных условий для личностного развития;

— содержательные: которые определяются стратегическими документами развития ОУ, комплексноцелевыми программами сопровождения образовательного процесса, где педагогами ОУ СПО будет принята гуманистическая парадигма образования и освоена технология педагогической поддержки студентов в их развитии, адаптации к социальной ситуации обучения в ОУ СПО; своевременно будут выявляться индивидуальные особенности, образовательные и личностные проблемы студентов, а программа педагогической поддержки будет выстроена с учетом выявленных проблем; все субъекты образовательного процесса будут ориентированы на личностное саморазвитие студентов;

— технологические, выступающие в основных формах взаимодействия при педагогической поддержке: собеседование, консультирование,игровое моделирование, тренинги, заседания учебно-воспитательной комиссии, совета по профилактике нарушений, организация взаимопомощи, разнообразных видов творческой деятельности и др.

— критериальные, включающие в себя уров-невые, системно-структурные, ролевые и социальнопсихологические характеристики социальной зрелости личности. Система педагогической поддержки в образовательном учреждении должна быть построена на основе принципов комплексности, поэтапности, дифференцированности, индивидуализации, личностной направленности.

В зарубежных исследованиях педагогическая поддержка рассматривается как школьное консультирование, психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования в США; как коучинг — помощь и содействие личности в позитивных изменениях в Австралии; как помощь в ситуации выбора, как опекунство, пасторская забота, как курс личностного и социального образования в Англии; как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути в Голландии [6].

Психологическая поддержка выступает как составная часть педагогической поддержки, является ее неотъемлемым звеном. Сущность психологической поддержки заключается в преобразованиях, затрагивающих личность. Она определяется уровнем осознания личностью собственных проблем и мерой помощи, которая может быть оказана педагогом в личностном становлении студента ОУ СПО, поэтому поддер-

жка не может иметь неограниченный характер, она ограничена мерой понимания ситуации самим студентом, способами, адекватными пониманию создавшейся ситуации, уровнем развития субъектности студента, нравственно-волевыми его качествами. Процесс психологической поддержки обозначает, опредмечивает себя актами саморазвития, побуждаемыми не только системой внешних стимулов (требований, ожиданий, возможностей), но, прежде всего, системой внутренних побуждений — стремлениями, убеждениями, интересами, установками самой личности. Парадигмальными и методологическими основаниями модели педагогической поддержки служат идеи личностно-развивающего подхода, субъ-ект-субъектного характера педагогического взаимодействия, нравственной сущности воспитания.

Механизмами, задающими личностное развитие и саморазвитие, являются обретенная рефлексия и субъ-ектность личности.

Рефлексия как регулятивный механизм связан с внутренними преобразованиями — осмыслением и переосмыслением стереотипов мышления и их эвристическим преодолением, это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации: во-первых, рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о содержании, способах и средствах своей деятельности; во-вторых, позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; в-третьих, делает человека (социальную систему) субъектом своей активности.

Направление в интерпретации феномена педагогической поддержки предполагает ее рассмотрение в качестве принципа всей гуманистически ориентированной системы образования (всех ее субъектов). Именно в этом значении его чаще всего используют практики. Если существующая или проектируемая воспитательная система ориентирована на реализацию гуманистическою подхода к взаимодействию преподавателей и студентов, поддержка в ней приобретает смысл принципа педагогической деятельности, то есть становится важнейшим педагогическим кредо людей, работающих в системе СПО со студентами.

Под педагогической поддержкой мы понимаем систему педагогической деятельности, раскрывающую личностный потенциал человека, включающую помощь студентам, преподавателям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей (проблем). Выделение проблемы студента в качестве стержня, на котором удерживается педагогическая поддержка как деятельность конкретного педагога с конкретным студентом, является попыткой выделить специфику педагогической поддержки как особой деятельности, отличной от обучения и воспитания, требующей от педагога умения задавать направление и управлять, таким образом, динамикой развития студента. Основным направлением педагогической поддержки является помощь педагога в личностном развитии студента, направленная на актуализацию собственных внутренних сил и резервов самореализации. О. С. Газман [5] в качестве предмета психолого-педагогической поддержки рассматривал процесс совместного с ребенком определения его интересов и целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), способствующий сохранению и развитию нравственного потенциала личности и достижению желаемых результатов в учении, самовоспитании, общении.

Определяя место педагогической поддержки между социализирующими процессами — воспитанием,

обучением и процессами становления отношений субъекта к фактам собственной жизнедеятельности — процессами индивидуализации, — можно предположить, что педагогическая поддержка направлена на то, чтобы выйти на проблемы студента как «точки его отчуждения» от тех педагогических воздействий, которые направлены на него и обусловлены целями воспитания и обучения; помочь субъекту преобразовать эти «точки» в самообразовательную ситуацию, т.е. ситуацию, которая дает ему личный опыт решения возникшей проблемы; далее—увидеть собственный смысл во взаимодействии со взрослыми; и, наконец, построить свою линию поведения, которая признается воспитанником как значимая и необходимая для него. Предметом их взаимодействия является отношение студента к себе в ситуации проблемы. Это принципиально отличается от предмета взаимодействия между педагогом-предметником и обучаемого или воспитателем и воспитуемым. Там предметом взаимодействия выступают знания, нормы, образы и т.д. В педагогической поддержке предмет никогда не отчужден от ребенка, ее целью является «создание» субъектной позиции ребенка.

Серьёзным остается вопрос о том, что следует «поддерживать» в растущем человеке. На наш взгляд, поддерживать и развивать следует субъектность, то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой).

Теоретической основой педагогической поддержки в образовании и личностном развитии служат: че-ловекоцентрированный подход К. Роджерса [6]; лич-ностно ориентир ованная ситуация В. В .Серикова [ 2], как основа технологии личностно-ориентированного образования; проектирование условий для учащихся, в которых они могут создавать себя средствами культуры, диалога с другими личностями по Н.Г. Алексееву [7]; личностно ориентированное образование культурологического типа по Е.В. Бондаревской, сущность и назначение которого — образование Человека.

Предметом деятельности педагога по поддержке в образовании выступает процесс совместного с воспитанником преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно достигать результатов.

Педагогическая поддержка, как мы выяснили, непосредственно связана с такими понятиями, как педагогическая помощь, педагогическое сопровождение. А в оптимально организованной педагогической практике, как показывают последние исследования, педагогическая поддержка как система преобразуется в психолого-педагогическое сопровождение личностного развития студента [8].

В качестве культурно-образовательной среды, способствующей созданию внешних условий для саморазвития личности, является современное образовательное учреждение среднего профессионального образования, что требует оценки его места в системе образования с позиций сегодняшнего и перспектив завтрашнего дня.

Обобщая вышеизложенное, можно определить педагогические условия организации педагогической поддержки студентов в профессиональном образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Первое условие состоит в безоценочном восприятии преподавателем личности, наличие педагогических установок, понимающих и принимающих внутренний мир обучаемых.

Также необходима организация деятельности по получению обратной связи от обучаемых, оказание помощи преподавателям в выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Вторым условием организации педагогической поддержки студентам является реализация программ профессионально-личностного развития самих студентов. Для актуализации внутренних факторов саморазвития личности необходимы внешние условия, обязательными среди которых являются следующие:

1. Формирование профессиональной направленности: мотивов, потребностей, жизненного опыта студентов, профессиональных планов, представлений, ожиданий.

2. Развитие самосознания личности: адекватной самооценки, перевода требований общества к профессии в требования к себе.

3. Организация и психологическое сопровождение образовательного процесса как условия, обеспечивающего профессиональное становление личности выпускника.

Библиографический список

1. Амонашвили, Ш. А. Как живете, дети? [Текст] : пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили, - Москва : Просвещение, 1986. — 176 с.

2. Сериков, Г. Н. Элементы теории системного управления образованием [Текст]. В 3 ч. Ч. 1. Системное видение образования / Г. Н. Сериков. -Челябинск : ЧГТУ, 1994. - 169 с. - ISBN 569600203Х.

3. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. - Издание 2-е. — М., 2000. - 112 с. - ISBN 5-88753-007-3.

4. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А. Г. Асмолов // Вопросы образования : ежеквартальный научно-образовательный журнал : издается с 2004 года / Ред. Я. И. Кузьминов, Е. Н. Пенская. -Москва : МаксПресс , 2008.-№ 1. — С. 65-87.

5. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века [Текст] : идея свободы ребенка в образовании как пед. цель / О. С. Газман // Клас. рук. - 2000. - № 3. -С. 6-33.

6. Роджерс, К. Становление личности : взгляд на психотерапию [Текст] / К. Роджерс : перевод с английского ; общ. ред. и пре-дисл. Исениной. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с. - ISBN 5-04-008274-6.

7. Алексеев, Н. Г. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения [Текст] / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А. А. Смирнов, О. А. Конопкин. - Москва : Педагогика, 1979. -№ 2. -С. 164- 170.

8. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] = Motivation and personality / А. Маслоу. - 3-е издание. - СПб. : Питер, 2003. - 352 с. -ISBN 5-318-00616-7.

КАЛАШНИКОВА Людмила Михайловна, преподаватель специальных дисциплин.

Адрес для переписки: e-mail: info@primizt.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2010 г.

© Л. М. Калашникова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.