РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Скрынников Н.П.
Скрытников Николай Павлович - преподаватель, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды краснознаменное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова, г. Рязань
Аннотация: статья посвящена рассмотрению особенностей влияния преподавателя на формирование духовно-нравственных ценностей современных студентов вузов. Автором раскрывается сущность и специфические особенности образовательно-воспитательного процесса и определяется роль преподавателя в формировании личностных и профессиональных качеств у студентов. Рассматриваются и описываются приоритеты в современной образовательной системе. Дается оценка ключевых личностных качеств, которыми должен обладать педагог современного вуза.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, образовательно-воспитательный процесс, диалогизация процесса обучения, саморазвитие.
В сфере современного российского образования перед преподавателями вузов, все острее встает вопрос о необходимости большей концентрации на духовно-нравственном развитии студентов в образовательном процессе. Именно воспитание нравственности в человеке и формирование в нем духовности есть основа воспитательного процесса в целом.
Перед педагогами современности стоит важная и сложная задача - воспитать духовно-нравственную, культурно развитую, здоровую молодежь, а как следствие и взрослое поколение государства. На современных молодых людей очень сильное негативное воздействие оказывают средства массовой информации, интернет. И зачастую молодежь самостоятельно черпает эти негативные знания и пополняет ими свой жизненный опыт, реализует их на практике. Отсюда мы наблюдаем возросшую жестокость в подростках, равнодушие, грубость и даже ненависть к окружающему миру. И, к сожалению, здесь педагоги практически бессильны. Однако преподавателям под силу скорректировать и сориентировать студентов в нужное направление.
Естественно, что это тяжелейший труд для любого преподавателя - необходимо найти такой индивидуальный подход к каждому студенту, чтобы понять его ценности и мотивацию поведения.
Нравственные ценности педагога, его жизненные принципы и собственно его личное отношение к своей педагогической деятельности, отношение к студентам -это все оказывает колоссальное влияние на формирование у последних определенных духовно-нравственных ценностей.
Обучение в вузе является важнейшим периодом социализации человека. Данный этап духовно-нравственного формирования личности характеризуется стремлением студента активно и субъективно отдавать предпочтение тому или иному жизненному стилю и идеалам.
Потому обучение в высших учебных заведениях выступает мощнейшим катализатором социализации личности, как студентов, так и преподавателей.
Нет никаких сомнений в том, что система образования дает просто уникальные возможности для спланированного в той или иной степени воздействия на формирование социальных ориентиров молодого поколения. Можно сказать, что образование представляет собой своеобразную ось, вокруг которой тем или иным образом воссоздается система всеобщего самосознания. Кроме того, именно в образовании заложен огромный потенциал для внутреннего развития индивида [3].
На сегодняшний день очень важная задача должна возлагаться на образовательную сферу, суть которой заключается в формировании абсолютно нового мировоззрения у молодого поколения, которое отвечало бы канонам эпохи будущего.
Воспитательный процесс в вузе сегодня является очень важным способом социализации молодежи, наделяет способностью молодое поколение адаптироваться к постоянно меняющимся процессам общества.
Воспитание здесь можно характеризовать как целенаправленное управление процессом социализации человека, которое заключается в осуществлении целенаправленного воздействия на духовное, физическое культурное и интеллектуальное становление личности.
Наряду с воспитанием молодежи встает вопрос о неизбежной необходимости и целесообразности воспитательного процесса и в отношении взрослого поколения. И решение данного вопроса находится в зависимости от толкования этой категории. То есть, «если воспитание понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным» [4, с. 152].
Воспитание обучающихся в вузе студентов осуществляется под воздействием процесса целенаправленной профессиональной социализации индивидов, переплетаясь непосредственно с гуманизацией образовательного процесса.
Это выдвигает определенные требования к преподавателям вузов и приводит к постоянному повышению уровня и качества культуры преподавания, более продуктивному общению и взаимодействию с молодой аудиторией.
Основным приоритетом в работе вузов в целом, и в частности входящих в них факультетов является подготовка образованных специалистов с характерными личностными и профессиональными ценностями и нормами.
Эффективность воспитательного процесса учащихся вузов в порядке социализации личностной и профессиональной находится в зависимости от целого ряда факторов. Именно поэтому существует острая необходимость в четком представлении профессиональных качеств, которыми должен обладать современный специалист, и гражданских качеств, необходимых студенту как полноправному члену современного гражданского общества.
Основной задачей на сегодняшний день для вузов в сфере воспитательной деятельности должно являться создание соответствующих условий для студентов в их активной жизнедеятельности и самореализации, самоопределении. Необходимо удовлетворять потребности и поддерживать стремления учащихся в плане культурного, интеллектуального, и нравственного развития.
В этой связи отдается существенная роль преподавателю. Его личностные качества и профессиональные навыки, культура мышления и система ценностей зачастую оказывают значительное воздействие на студента в процессе его подготовки как будущего профессионала, способствуют развитию личности обучающегося.
Преподаватель вуза должен выступать не только как источник информации для студентов, ведь его функция не ограничивается лишь передачей знаний и профессиональных умений. Он является специалистом с собственным мировоззрением, определенными ценностями и жизненными приоритетами, спецификой профессионального поведения.
Преподаватель приобщает студента к определенной социальной культуре. Помимо того, что он несет полную ответственность за выполняемые профессиональные обязанности, он посредством передачи коммуникативного опыта которым обладает, выстраивает совокупность личностных качеств культурного и образованного специалиста. Данный подход рассматривается в исследованиях духовно -нравственных проблем высшей школы такими научными деятелями как Н.В.Кузьмина, Т.Е. Исаева и пр.[5, с. 21].
Исследованием проблемы взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, педагогами и учениками занимались еще классики, однако и на сегодняшний день эта тема является актуальной для современных преподавателей. Они полагают, что личностная роль педагога в духовно-нравственном воспитании является наиглавнейшей. Основывается данный подход на том, что уровень авторитета преподавателя определяется его нормами поведения и осуществляемой деятельностью, которые должны непременно являться ярким примером подражания для его учеников.
Педагогам следует осознавать то, что максимальной эффективности воспитательного процесса можно добиться лишь в том случае, когда они сами с особой внимательностью относятся к своей профессиональной деятельности, непрерывно анализируют происходящий воспитательный процесс, делают из результатов правильные выводы.
Преподавательская деятельность подразумевает периодическое вторжение в личную внутреннюю сферу молодого человека, которая в период его формирования как личности постоянно находится в противоречии и претерпевает изменения. Здесь можно процитировать К.Д. Ушинского, который вел речь о том, что исключительно «личность» имеет возможность оказывать воздействие на определение и развитие «личности» и лишь «характером» можно сформировать «характер». Никакая даже самая профессионально написанная книга не заменит опыта непосредственно личного общения и сотрудничества педагога и учеников.
В работах доктора педагогических наук Н.М. Борытко имеет место утверждение, что воспитание как некий индивидуальный процесс осуществляется через педагогическую помощь в самоформировании личности студента. Это проявляется через форму сопровождения, поддержки или руководства. С помощью этих форм воздействия на студента происходит его саморазвитие, самоопределение и самореализация впоследствии [3, с. 168].
Плоды такого воспитания выражаются в специфике общения индивида с окружающим его миром - в характерном ему способе обмена информацией и связанных с этим процессом его эмоциональных состояниях. Помимо этого, Борытко ведет речь о том, что процесс воспитания есть специфически организованная деятельность, выстраиваемая ценностно-смысловым взаимодействием педагога с учеником, и данное взаимодействие совершенствует каждого из них. Итогом подобного воспитания будет являться деятельная активность студента как способ утверждения ценностных ориентиров индивида [3, с. 167].
Можно утверждать, что на современном этапе развития образования наиболее актуальным будет являться личностно-ориентированное, а так же личностно-развивающее взаимодействие, предполагающее определение ученика основным субъектом образования и воспитания, а так же партнером в воспитательно -образовательном процессе.
По мнению О.С. Газмана, И.С. Якиманской и пр., основной целью подобного педагогического взаимодействия является формирование благоприятных условий, создание нравственных ценностей, поддержка личностного развития и самоопределения для каждого субъекта образовательного процесса [7, с. 35].
Преподавателям при разработке модели и проекта воспитательного процесса формирования определенных личностных качеств у студентов, немаловажно учитывать социально-психологический портрет нынешней молодежи. На этап формирования вступило абсолютно новое молодое поколение со своими особенными нравственными и личностными качествами, жизненными приоритетами и ценностными установками.
Сейчас, многие студенты вынуждены подрабатывать параллельно учебе, чтобы материально обеспечить себя, а поэтому в большей степени подвержены
психологическим перегрузкам, неврозам и стрессам. Это порождает в них склонность к поведению не соответствующему социальным нормам общества.
Основными катализаторами, вызывающими у студентов проявления отрицательного поведения можно назвать расхождение методов обучения или учебных программ с требуемыми критериями настоящего времени, преобладание авторитарного, подавляющего стиля общения со студентами, игнорирование приоритетных интересов обучающихся и их права на выбор организационной формы образовательного процесса, лишение их права на соучастие в управлении своей учебной деятельностью и пр. [1, с. 88].
Стоит также отметить, что сегодняшняя педагогическая практика вышла на новую ступень межличностных отношений, характеризуемая тесной взаимосвязью личностного воспитания и приоритета диалогических форм образовательного взаимодействия, потому как проявление в человеке тех или других качеств личности является возможным выявить исключительно в общении и взаимодействии с другими субъектами.
Диалог является одной из форм личностно-ориентированного гуманистического педагогического процесса. Построение процесса обучения на базе диалога гуманизирует образовательную сферу и привносит в нее человеческую основу. В процессе образовательно-воспитательного диалога осуществляется саморазвитие и самоопределение как молодого поколения, так и преподавателя, образуются субъект -субъектные отношения.
Организация процесса обучения в форме диалога раскрывает личные позиции студентов и преподавателей. В данном случае межсубъектные отношения в учебном процессе способствуют смене ролевых «обличий» педагога и учеников на индивидуальные позиции общающихся и взаимодействующих индивидов. Что создает благоприятные условия для их самоопределения, саморазвития и самореализации в рамках этого взаимодействия.
И несмотря на существование на сегодняшний день проблемы взаимодействия студента вуза и преподавателя, находящейся еще в фазе психологического анализа, огромный потенциал диалогизации процесса обучения не вызывает никаких сомнений.
Конечный итог воспитательного процесса студентов вузов должен быть достигнут посредством решения многочисленных постоянно меняющихся задач воспитания, которые предстают перед преподавателем. И здесь важным моментом является определение первостепенных и второстепенных задач развития каждого отдельно взятого студента, воспитание его личностных и профессиональных качеств.
Ни для кого не секрет, что личность человека формируется на протяжении всей его жизни, однако фундамент его качеств как специалиста, с которыми он в последствие выйдет в новый уровень личностного развития закладывается именно в вузе.
Студенческое время - это пора личностного, жизненного и профессионального самоопределения индивида. И для каждого студента весь период образовательно -воспитательного процесса в вузе должен протекать под руководством профессионального преподавателя.
Обучение должно быть направлено на развитие в каждом обучающемся наивысшей степени интеллектуального, культурного, духовно-нравственного и физического личностного развития, для его последующей адаптации к жизни в гражданском обществе.
Основополагающим средством воздействия педагога на студентов является непосредственно сам он, как сформировавшаяся личность, а не исключительно как специалист, обладающий необходимым перечнем профессиональных знаний и умений. Именно его личностные, человеческие качества, определенная требовательность к самому себе, а не только к окружающим, становится определяющим фактором в осуществлении эффективной преподавательской деятельности.
17
Уровень нравственности педагога, его приоритеты и принципы, отношение к своей педагогической деятельности, к студентам - все это оказывает влияние на преемственность студентами с его помощью определенных духовно--нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание молодого поколения является одним из путей воспитания, который направлен на принятие студентами и впоследствии применение в практическом поведении определенных личностных и духовных ценностей. Этот процесс протекает сквозь постепенную трансформацию личностных взглядов, характера и ответственности за совершаемые поступки и слова под действием полученных в ходе обучения от преподавателя знаний [10, с. 264].
Постоянного самосовершенствования, развития собственных навыков, способностей, расширение и развитие сфер интересов требует от педагога его профессия. Прирожденный педагог всегда способен увлечь студента, повысить их мотивацию к саморазвитию и сомосовершенствованию. Только истинный педагог сможет добиться от учебного процесса такого эффекта, когда воспитание трансформируется в самовоспитание.
Роль преподавателя в духовно-нравственном воспитании студентов очень велика. Этот факт можно отнести к ключевым факторам, влияющим на развитие страны в целом, обеспечение духовного единения нации и моральных ценностей народа, политической и экономической стабильности в целом.
Темпы и особенности общественного развития напрямую связаны с гражданской позицией педагогов, их жизненными приоритетами и нравственными убеждениями, моральными и духовными ценностями. Духовно-нравственная сущность педагога во многом определяет основу его культуры профессиональной [8]. Воспитание студента и помощь в формировании его как духовно-нравственной развитой личности с потребностями самореализации и самосовершенствования есть важнейшее условие развития государства и общества в целом.
Список литературы
1. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А., Демцура С.С. Проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях // Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2017. С. 87-89.
2. Кузьмина Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. М., 1976. 112 с.
3. Борытко Н.М., Колесникова И.А., Поляков С.Д. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 336 с.
4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
5. Исаева Т.Е. Изменение роли преподавателя высшей школы в современном обществе // Интеграция образования. Саранск, 2003. № 1. С. 19-22.
6. Журавлева А.И. Воспитываем профессионала и гражданина. СПО, 2006.
7. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995. № 2. С. 31-42.
8. Алиева И.Е. Воспитание активной гражданской позиции студентов. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО», 2007. № 6.
9. МудрикА.В. Социализация человека. М., Академия, 2006. 304 с.
10. О значении авторитета в воспитании / История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Академия, 2002, 400 с.