Научная статья на тему 'Организация педагогического процесса на основе интегративного подхода'

Организация педагогического процесса на основе интегративного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипина Наталья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация педагогического процесса на основе интегративного подхода»

Наталья Витальевна Скрипина

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

Процесс формирования профессионализма средствами прикладной хореографии у студентов режиссерских специализаций требует установления межпредметных связей со специальными дисциплинами. Практическая деятельность преподавателя носит целостный, нерасчленимый характер. В соответствии с этим профессиональная хореографическая подготовка режиссера должна быть интегративной, обеспечивать целостное видение педагогического процесса.

Существует несколько определений понятия «интеграция».

Интеграция - «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» [3, с. 215].

Интеграция - «объединение в целое, единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства» [5, с. 274].

Интеграция - «ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в объединении, синтезе знаний, повышающих эффективность научных исследований» [4, с. 167].

Установлено, что наука развивается экстенсивнее, когда в ней преобладает дифференциация, и, соответственно, интенсивнее, когда в ней доминируют процессы интеграции [6, с. 167]. Интеграция открывает в этом плане широкие возможности. Новые результаты возникают не за счет вовлечения дополнительных средств, а за счет взаимодействия наук и появления в результате новых системных качеств. «Интеграция

наук и синтез научного знания приводят к новым результатам, взаимодействие дает новый эффект для системы взаимодействующих элементов, компонентов, которые ранее отсутствовали, причем без экстенсивного развития всей системы, что имеет место на пути дифференциации» [7, с. 105].

М. Н. Берулава рассматривает осуществление интеграционных взаимосвязей учебных предметов на следующих трех основных уровнях: уровне межпредметных связей, уровне дидактического синтеза и уровне целостности [1, с. 142-145].

В качестве первого уровня в данном исследовании интеграционных взаимосвязей выделяется уровень межпредметных связей. Считается, что на первом уровне каждый из учебных предметов в учебном процессе сохраняет свой суверенитет. При установлении связей между предметами каждый из них периодически выступает в качестве основы. Мы разделяем точку зрения И. Д. Зверева, который выводит проблему межпредметных связей из дидактического принципа системности, отражающего общее философское понятие о связи. По его словам, «межпредметные связи прежде всего предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учетом познавательных задач, обусловленных специализацией каждого предмета» [3, с. 6].

51

Мы учитываем, что межпредметные связи формируются в процессе обучения и осуществляются с помощью различных методов и организационных форм. Это позволяет нам сгруппировать организационно-методические связи по следующим признакам:

- по способам установления связей в различных видах знаний (репродуктивный, поисковый, творческий);

- по широте осуществления (межкурсовые, внутрицикловые, меж-цикловые);

- по времени осуществления (преемственные, сопутствующие, перспективные);

- по способу взаимосвязи предметов (односторонние, двусторонние, многосторонние);

- по постоянству реализации (эпизодические, постоянные, систематические);

- по уровню организации учебновоспитательного процесса (поурочные, тематические и др.);

- по формам организации учебной работы (индивидуальные, групповые, коллективные).

По мнению М. Н. Берулавы, более высоким уровнем интеграции содержания образования является уровень дидактического синтеза, в котором интеграция предметов осуществляется на базе одного из них. При этом каждый из взаимодействующих предметов сохраняет свой суверенитет [1, с. 143].

Дидактический синтез характеризуется как содержательной стороной, так и процессуальной. Он предполагает, прежде всего, интеграцию форм учебных занятий. При этом изучение интеграционного материала происходит на общем учебном занятии, т. е. сконцентрировано в рамках единицы учебного процесса.

52

Однако мы учитываем, что синтез знаний, получаемых при изучении различных предметов, чаще всего имеет место только при изучении отдельных тем программы, поэтому параллельно с ним должно осуществляться взаимодействие на уровне межпредметных связей.

Весьма существенную роль в нашем исследовании играет утверждение М. Н. Берулавы о том, что высшим уровнем содержания образования является уровень целостности, характеризующийся формированием нового учебного предмета, носящего интегративный характер и имеющего свою область изучения. В данном случае наиболее полно наблюдается интеграция на процессуальном и содержательном уровнях.

Немаловажное место в исследовании занимают выводы Ю. Ю. Дика,

А. А. Пинского и В. В. Усанова об основных условиях интеграции предметов:

- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

- в интегрированных учебных предметах используются близкие или одинаковые методы исследования;

- интегративный учебный предмет строится на общих закономерностях, общих теоретических концепциях [2, с. 47].

Вышеизложенные положения послужили теоретической базой для повышения качества подготовки студентов режиссерских специальностей к профессиональной деятельности в преподавании спецкурса «Прикладная хореография» и специальных дисциплин.

Межпредметные связи в преподавании специальных дисциплин, по нашему мнению, предполагают:

- согласование материалов практических занятий, которые определяют-

ся как общими целями образования, так и целями развития качеств творческой личности студента - будущего режиссера;

- преемственность не только знаний, но и творческих способностей; единство в интерпретации понятий, общих для всех дисциплин специальности;

- систематизацию и обобщение творческих профессиональных умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе развития профессионального мышления; выработку умения подходить к изучению специальных предметов творчески, рассматривать их во взаимосвязи;

- совместную разработку тематики творческих работ, координацию коллективного руководства этими работами и всей самостоятельной деятельностью студентов.

Как показало изучение научной литературы и вузовской практики, профессиональные умения и навыки, приобретенные будущим специалистом на занятиях по предметам специального цикла, должны способствовать:

- проявлению его личных качеств;

- становлению манеры его профессионального поведения;

- формированию особенностей его общения с творческим коллективом;

- отражению его нравственной, эстетической, профессиональной позиции.

Процесс обучения при подготовке студентов к режиссерской деятельности реализует следующие целевые установки:

- понимание сущности профессии режиссера, усвоение ценностей театральной культуры;

- развитие способностей предвидения;

53

- формирование потребности в самосовершенствовании и преобразовании действительности;

- упрочение активной жизненной позиции и готовности к труду.

Предметы специального цикла, как известно, основаны на прикладных методах обучения, включающих, помимо прочего, и профессиональнопрактическую деятельность. В этой связи интегративный подход в изучении прикладной хореографии и специальных дисциплин предполагает:

- совместную деятельность, при которой соблюдается пропорциональность усилий студентов и педагогов, причем активность студентов должна возрастать по мере их вовлечения в процесс партнерского взаимодействия;

- постоянное повышение познавательной активности студентов посредством применения различных методов и средств профессиональной подготовки, варьирования системы задач и заданий, отражающих специфику режиссерской деятельности;

- определенное содержание деятельности студентов, обусловленное ценностями профессии режиссера.

По нашему мнению, при подготовке студентов к режиссерской деятельности необходимо использовать различные методы обучения в зависимости от задач образования, этапов подготовки, уровня познавательной активности студентов и содержания их учебной деятельности. При изучении предмета «Хореография в театрализованном представлениях» студенты режиссерских специальностей приобретают хореографические навыки; изучают совпадения и различия в творческой деятельности режиссера и балетмейстера, принципы их творческой взаимосвязи; рассматривают

историю хореографического искусства и его взаимосвязь с другими видами художественного творчества; структуру и сценические формы классического, историко-бытового, современного бального танца; а также современные направления в хореографии.

Тем не менее мы вынуждены признать, что в федеральном стандарте образования предмету «Хореография» отведено слишком мало учебных часов. Специфика обучения хореографии в вузе культуры и искусств обусловлена, во-первых, возрастом студентов, их, как правило, поздним знакомством с пластической культурой и недостаточной подготовкой к такого рода занятиям; во-вторых, функциями хореографии в театральном представлении, которые постоянно меняются под воздействием современной жизни.

Предлагаемый нами спецкурс «Прикладная хореография» формирует необходимые в режиссерской деятельности знания и умения, способствует развитию творческой активности и пластического мышления. «Прикладная хореография» предполагает целенаправленное, основанное на знании индивидуальных потребностей, психологического развития и возрастных особенностей студентов педагогическое руководство, в ходе которого происходит развитие внутренних сил, нравственно-волевых качеств будущего режиссера. Спецкурс связан с предметами специального цикла, опирается на теорию и практику режиссерской деятельности, частные методики преподавания. Изучаемый материал связывает методологическую, теоретическую и методическую подготовку студентов с их предстоящей профессиональной деятельностью; обеспечивает выявление субъектного опыта студента,

54

включая опыт его предшествующего обучения по всем предметам учебного плана; направлен не только на расширение, структурирование, интегрирование предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта, активное стимулирование студентов к самообразованию, самовыражению, саморазвитию в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. В рамках спецкурса аудиторные занятия сочетаются с регулярной самостоятельной работой студента, обеспечивается построение, реализация, рефлексия, оценка обучения как субъектной деятельности.

В процессе изучения интегрированного курса «Прикладная хореография» студенты решают задачи, анализируют конкретные ситуации, усваивают опыт применения творческих процедур, знаний и умений в сфере театрального искусства. Студенты усиленно вовлекаются в образовательный процесс, постоянно принимают на себя ответственность за ход и результат занятий.

По нашему мнению, одной из важнейших задач улучшения качества подготовки будущих режиссеров является воспитание творческого (креативного) и так называемого критического (когнитивного) мышления. Спецкурс «Прикладная хореография» включает учебные задачи, которые ставят студентов перед необходимостью принимать собственные решения и не допускают использования стереотипов. Подобная методика направлена на формирование самостоятельного, творчески устойчивого интеллекта.

Организация процесса обучения будущих режиссеров на основе интегративного подхода в преподавании спецкурса «Прикладная хореография» и специальных дисциплин предполагает активное совместное творчество педагогов

и студентов, основанное на учете региональных социально-культурных потребностей и национальных традиций.

В ходе реализации данного педагогического условия пройдено несколько организационных этапов.

На первом этапе были приняты меры по повышению уровня методической подготовки преподавателей специальных дисциплин. В начале каждого семестра на совместных заседаниях преподавателей специальных дисциплин отрабатывались учебно-методические приемы, направленные на формирование творчески мыслящей личности. Нам было важно, с одной стороны, сформировать у педагогов единое понимание цели и путей ее достижения, с другой - предложить им конкретные методы и способы ее реализации в том или ином учебном предмете с учетом его специфики.

Особое внимание на данном этапе было уделено установлению межпредметных связей в преподавании специальных дисциплин. Совместная программа действий преподавателей предусматривала: 1) согласование материалов практических занятий, которые определяются как общими целями образования, так и целями развития качеств творческой личности студента - будущего режиссера; 2) преемственность не только знаний, но и творческих способностей студентов; 3) единство в интерпретации понятий, общих для всех дисциплин специализации; 4) систематизацию и обобщение профессиональных творческих умений, приобретаемых студентами в процессе изучения дисциплин специального цикла; 5) формирование у студентов профессионального мышления, выработку умения подходить к изучению специальных предметов творчески, рассматривать их взаимосвязи;

55

6) совместную разработку тематики творческих работ, координацию коллективного руководства этими работами и всей самостоятельной деятельностью студентов.

Проанализировав вместе с преподавателями кафедры учебный процесс по предметам специальности, мы пришли к выводу, что его содержание не может обеспечить качественную подготовку будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, сформировать у них потребность в предстоящей профессиональной деятельности. Таким образом, возникла необходимость внесения коррективов в учебный процесс.

При разработке структуры и содержания программы спецкурса «Прикладная хореография» были учтены следующие требования:

- изучаемый материал должен быть построен таким образом, чтобы в наибольшей степени связать методологическую, теоретическую, методическую подготовку студентов с их предстоящей профессиональной деятельностью;

- обучение должно быть личностно-ориентированным;

- изучаемый материал должен обеспечивать выявление субъектного опыта студента, включая опыт его предшествующего обучения по всем предметам учебного плана;

- изложение материала должно быть направлено не только на расширение, структурирование, интегрирование предметного содержания, но и на преобразование имеющегося опыта, активное стимулирование студентов к самообразованию, самовыражению, саморазвитию в ходе овладения знаниями, умениями и навыками;

- учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы аудиторные занятия сочетались с регулярной самостоятельной работой;

- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку обучения как субъектной деятельности.

Основной целью программы спецкурса «Прикладная хореография» является создание организационных и содержательных условий, необходимых для овладения студентами знаниями, умениями и навыками, лежащими в основе их профессиональной деятельности.

Основные задачи курса «Прикладная хореография» заключаются в раскрытии теоретических основ хореографического искусства в режиссуре театрализованных представлений и праздников; в формировании и развитии у студентов качеств личности, необходимых будущему режиссеру.

Подбирая задания и упражнения, мы ориентировались на то, чтобы при их выполнении студенты учились думать самостоятельно, разумно сочетать профессиональные законы режиссуры и хореографии, находить несколько вариантов решения учебных задач, учитывать различные факторы режиссерских ситуаций, влияющие на принятие решений,

применять выразительные средства хореографии в творческих ситуациях различной степени сложности.

Мы старались поощрять самостоятельность мышления, что позволяет избежать слепого усвоения существующих знаний, помогает развивать инициативу и творческие способности.

Формы обучения выстраивались в соответствии с целями и задачами образования, в зависимости от уровня подготовленности студентов к профессиональной деятельности. В ходе проведения групповых и индивидуальных практических занятий по прикладной хореографии, режиссуре, актерскому мастерству мы, учитывая специфику каждого предмета, использовали такие формы деятельности студентов, которые способствовали развитию их личностного потенциала. Нами применялись разнообразные формы обучения, используемые в практике театральной педагогики высшей школы, - чтение лекций, работа в этюдах, задания на импровизацию, консультации, анализ художественного произведения, защита режиссерского замысла и т. п. Эти приемы способствовали организации взаимодействия участников учебного процесса, помогали включить студентов в самостоятельную, активную познавательную деятельность.

1. Берулава, М. Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах: теоретико-методологический аспект / М. Н. Берулава. - Томск: ТГУ, 1988.

2. Дик, Ю. И. и др. Интеграция учебных предметов / Ю. И. Дик, А. А. Пинский, В. В. Усанов // Совет. педагогика. - 1987. - № 9.

3. Зверев, И. Д. Взаимосвязь учебных предметов / И. Д. Зверев. - М.: Знание, 1977.

4. Немкин, В. А. Критерии оценки взаимодействия педагогической и выпускающих кафедр в воспитании профессионально-педагогической направленности студентов /

В. А. Немкин // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи. - Челябинск: ЧГАФК, 1993.

56

5. Словарь практического психолога / сост. Ю. Г. Головин. - Минск: Харвест, 1997.

6. Социологические и методические проблемы междисциплинарных исследований // Вопр. философии. - 1985. - № 5.

7. Урсул, А. Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы / А. Д. Урсул. -М.: Наука, 1985.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.