верситета, даст возможность проведения мониторинга учебной обстановки.
Для оптимального информирования населения о предоставляемых вузами культуры и искусств образовательных услугах можно предложить сделать большее количество информационных срезов, дополненных пространственной привязкой и возможностью визуализации:
- направления основного и дополнительного обучения и условия приема;
- текущий конкурс на специальности обучения;
- внутренние и внешние показатели учебной и научной деятельности учреждения (рейтинг учреждения);
- условия трудоустройства (приема в учреждения более высокого уровня обучения) выпускников и др.
Университет культуры и искусств третьего тысячелетия позиционируется как университетский комплекс, научно-образовательное многоуровневое учебное заведение. МГУКИ ставит перед собой в качестве одной из приоритетных задач расширение международных контактов, создание зарубежных филиалов, экспорт образовательных услуг, продвижение бренда университета на международном уровне. В свою очередь ГИС, являющаяся представителем креативных и инновационных технологий, должна отражать этот процесс, делать доступными и наглядными эти тенденции.
Примечания
1. Симонов, А. В. Интерактивный картографический сервис на образовательных Интернет-порталах [Текст] / А.В. Симонов // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. ст. - М.: Просвещение, 2004. - Вып. 2. - С.369-393.
2. Кротова, Н. В. Инновационная политика вузов культуры и искусств и задачи вхождения в мировое образовательное пространство [Текст] / Н.В. Кротова // Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве: Международный симпозиум (Москва, 17-18 мая 2007 года): сб. статей. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - Т. I. - С. 9-30.
Н.В. Скрипина
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ РЕЖИССЕРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПРИКЛАДНОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Современный специалист в области режиссуры, как и в других видах деятельности, должен быть профессионалом. Это условие на сегодняшний день является важным и неизменным, этого требуют реалии современной жизни.
Известный специалист в области психологии профессионализма А.К. Маркова подчеркивает, что профессию можно рассматривать как с точки зрения общества, так и с точки зрения личности. Она отмечает, что с точки зрения общества профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, способных обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного ему значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию; это социально зафиксированная обществом область его возможных трудовых действий, для которых он должен обладать суммой знаний, умений и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально значимые качества личности [2, с. 15].
По мнению Э.Ф. Зеера [1], в профессиоведении давно уже различают понятия «специалист» и «профессионал». Специалист - это компетентный работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями и навыками. Профессио-
нал - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности. Изменение требований к современным работникам привело к новому определению квалификации: это не только социально-профессиональные знания и умения, но и качества личности, которые востребованы данным видом профессионального труда.
По нашему мнению, профессионализм режиссера театрализованных представлений и праздников - это уровень его квалификации, характеризующийся наличием у специалиста профессиональных знаний (по истории и теории режиссуры, драматургии и мастерству актера, особенностям режиссуры и драматургии праздничных действ, включающих разнообразные виды и жанры художественного творчества); умений (в яркой форме создавать и реализовывать оригинальный режиссерский замысел постановки представления, празднества и других театральных форм); навыков (режиссуры и мастерства актера, применения разнообразных средств художественной выразительности при постановке театрализованных действ), позволяющих осуществлять ему свою профессиональную деятельность на уровне современных требований театрального искусства.
Специфика профессионализма в режиссуре заключается в синтезе различных видов искусств, а также в умении осуществлять перевод литературного произведения в пространственно-временную форму спектакля. Профессиональная деятельность режиссера неразрывно связана с получением, оценкой, преобразованием и воспроизведением новой информации. Первоисточником его впечатлений, знаний и идей, художественных образов является как чувственное восприятие, так и активное взаимодействие с окружающей действительностью, в том числе и форма целенаправленного поиска информации, которая в конечном счете находит свое выражение в создаваемом пластическом произведении или исполнительской пластической интерпретации.
В процессе обучения искусству режиссуры в вузе формируется готовность студента к постоянному профессиональному росту. Это достигается благодаря формированию у него системы профессионально важных знаний, умений и личных качеств; таким образом, происходит «формообразование» личности студента, адекватной требованиям профессиональной деятельности, формируется «профессиональное самосознание».
Мы разделяем точку зрения С.В. Марковой [2], которая считает, что режиссер должен быть профессионально компетентен в вопросах теории и истории мировой художественной культуры, в вопросах истории танца, мимодрамы, пантомимы, драматургии, знать особенности функционирования системы различных видов искусств, уметь претворять эти знания в своей профессиональной деятельности. Функции режиссера не исчерпываются постановкой того или иного театрализованного представления. Его профессиональное мастерство заключается в умении находить пластическое решение или пластический образ события. Практика доказала, что в современной режиссуре большое место отводится пластическому решению художественного образа. Режиссеру необходимо изучать различные виды пластического искусства, так как эстетическая природа театрализации использует все многообразие различных видов искусств. Поэтому профессия режиссера является не только сложной по своей сути, но и многогранной, требующей от специалистов широкого кругозора, опыта и профессионального мастерства.
Обучение искусству хореографии студентов режиссерских специальностей является тем фактором, который способствует достижению профессионального мастерства будущих режиссеров. Включение хореографии в программу их профессионального обучения мотивировано требованиями современного театра. Профессия режиссера требует знаний всех составляющих театрального искусства, одной из которых и является искусство хореографии.
Режиссеру в своей работе приходится иметь дело с хореографией, которая подчинена замыслу театральной постановки и, таким образом, приобретает прикладной характер.
Прикладная хореография - это вид хореографического искусства, не имеющий самостоятельной художественной ценности, находящийся в специфической среде театрализованного представления, праздника и т.п., в котором выразительные средства хореографии (драматургия, танцевальная лексика, композиционные законы, музыкальное оформление и т.д.) подчиняются общему замыслу театрализованной постановки и имеют
практическое значение для большей выразительности сценического действа.
Прикладная хореография является фактором совершенствования подготовки к профессиональной деятельности интеллектуальных, творчески мыслящих специалистов с развитым пластическим мышлением. Хореографическое искусство выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.
Следовательно, прикладная хореография выступает как движущая сила развития личности при подготовке к профессиональной деятельности студентов режиссерских специальностей.
Являясь фактором формирования профессионализма у студентов режиссерских специальностей, прикладная хореография, на наш взгляд, обеспечивает не только познание, но и формирует отношение личности будущего специалиста к реальной действительности по законам красоты. В результате у студента развивается интеллект, формируются соответствующие поведение, отношение к миру, к людям, природе, к результатам труда, к себе. В танце протекают сознательные процессы личного творчества, то есть выражение живого личного чувства под влиянием подсознательных психических импульсов.
С целью изучения готовности студентов режиссерских специальностей к профессиональной деятельности на поисковом этапе нашего исследования мы изучали научную литературу и использовали опросы преподавателей и студентов. В результате нами были выделены три уровня готовности студентов к режиссерской деятельности на основе изучения ими прикладной хореографии.
Низкий уровень - имитирующе воспроизводящий - характеризуется репродуктивным характером деятельности студента, который проявляется в слабом владении знаниями и профессиональными умениями, неумении их творчески использовать, самостоятельно переносить. Студент не способен выполнять задания творческого характера, в своей профессиональной деятельности не выходит за рамки известных профессиональных умений, действует по шаблону. Он, как правило, проявляет негативное или пассивное отношение к процессу формирования профессиональных умений; испытывает определенные трудности в ситуациях, требующих применения профессиональных умений, нуждается в посторонней помощи.
Средний уровень - интерпретирующе конструктивный - свидетельствует о репро-дуктивно-поисковом характере деятельности студента, который проявляется в некоторых профессиональных умениях. Студент легко осуществляет выбор и использование профессиональных умений при решении учебных задач, способен к самостоятельному переносу профессиональных умений в новую ситуацию, выполняет задачи творческого характера, но его решения не отличаются оригинальностью, следуют предложенным образцам. Мотивация у студента в целом положительная, но не устойчива, зависит от обстоятельств. Ситуации, требующие применения профессиональных умений, у него не вызывают затруднения. Обладает некоторой степенью самостоятельности.
Высокий уровень - креативно-моделирующий - характеризуется творческим характером деятельности студента, который проявляется во владении профессиональными знаниями и умениями и применении их в различных ситуациях. Выполнение заданий и решение задач творческого характера отличаются оригинальностью. У студента наблюдается устойчивая положительная мотивация к процессу формирования профессиональных умений; ситуации, требующие применения профессиональных знаний и умений, у него не вызывают затруднения. Для него характерна высокая степень самостоятельности. Студент придерживается художественно-творческого, партнерского стиля взаимодействия, умеет совмещать личные и коллективные интересы, берется за решения проблемно-поисковых и аналитико-рефлексивных задач.
Проанализируем некоторые результаты проведенного нами обследования студентов.
Как показывает анализ практики, студенты режиссерских специальностей недостаточно осознают цели своей профессиональной деятельности. Уровень готовности к выполнению заказа общества на высокохудожественные, духовно насыщенные праздничные мероприятия и произведения театрального искусства у них достаточно низкий. Студенты не осознают влияние владения умениями и навыками хореографического искусства на профессиональную культуру, не всегда правильно понимают цели изучения прикладной хореографии. Вместе с тем они достаточно критически оценивают свои знания и
владение навыками хореографического искусства и считают необходимым повысить свой уровень танцевальной культуры.
Студенты режиссерских специальностей в большинстве своем понимают инновационный характер учебной деятельности, активно участвуют в групповых занятиях, репетициях, творческих показах, стремятся к общению как с педагогами, так и с сокурсниками. Вместе с тем у них недостаточно сформирован режиссерский стиль художественного мышления, а так же обнаруживается низкий уровень пластического мышления в силу недостаточной технической подготовки и отсутствия базы умений и навыков, необходимых для плодотворного обучения.
Как показало исследование, студенты сталкиваются с проблемой самостоятельного и разумного использования профессиональных законов режиссуры и хореографии в их сочетании. Они имеют средний уровень умений по применению средств хореографии в творческих ситуациях различной степени сложности, не всегда находят оптимальные пути в разрешении проблемных учебных ситуаций, имеют среднюю степень адекватности оценки и самооценки.
Изложенные выше проблемы, продиктованные практикой, требуют выявления и теоретического обоснования педагогических условий совершенствования подготовки студентов режиссерских специальностей к профессиональной деятельности на основе обучения их прикладной хореографии.
Примечания
1. Зеер, Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Из-во УрГПУ, 1998.
2. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1996.
В.П. Подвойский, Цай Ли Янь
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗИТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ОБУЧАЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Общие процессы глобализации и информатизации, наблюдаемые в мире в последние десятилетия, ведут к резкому увеличению межнациональных контактов на разных уровнях, увеличению числа мультикультуральных обществ.
В настоящее время КНР представляет собой стремительно развивающийся регион, все больше интегрирующийся в систему международных отношений. Процессы экспансии охватывают также и сферу культуры - все большее количество людей во всем мире интересуется китайской философской традицией, поэзией, обрядами и ритуалами, историей этой страны.
В широком смысле под социально-культурным взаимодействием понимается умение понимать иную культуру, стремление к сотрудничеству и созиданию, наличие уважения к каждому человеку, не зависимо от расы и национальности, восприятие человечества как единого сообщества, объединенного едиными гуманистическими идеалами и стремлением к развитию. Также взаимодействие предполагает позитивную трансляцию уникальных культурных и социальных элементов, носителем которых является каждый человек - субъект социально-культурного взаимодействия.
Вместе с тем важно отметить, что в настоящее время, как показывает практика, деятельность педагогов-музыкантов (в частности, в КНР) сводится чаще к повышению уровня эрудированности школьников, выработке у них конкретных умений игры на инструменте, вокальных навыков. Подобный ограниченный педагогический подход порождает комплекс взаимосвязанных противоречий, составляющих проблему исследования: