Научная статья на тему 'Экспериментальные проектные технологии в этнокультурном образовании студентов музыкальных колледжей'

Экспериментальные проектные технологии в этнокультурном образовании студентов музыкальных колледжей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / INTEGRATION / PEDAGOGICAL PROJECT / STUDENT PROJECT / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Ирина Борисовна, Сушкова Людмила Николаевна

В статье рассматривается возможность применения проектных технологий в этнокультурном образовательном процессе в музыкальных колледжах как наиболее предпочтительной системы передачи студентам профессиональных навыков, предложена эффективная апробированная типология проектирования и приведены примеры проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental project technologies in the ethno-cultural education of music colleges students

The article discusses the possibility of using the project education technology in ethno-cultural educational process in music colleges as the most preferable system of transfer skills to students. An effective tested typology of projecting is offered, and examples of projects are given

Текст научной работы на тему «Экспериментальные проектные технологии в этнокультурном образовании студентов музыкальных колледжей»

И. Б. Игнатова, Л. Н. Сушкова

(Белгород)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ

В статье рассматривается возможность применения проектных технологий в этнокультурном образовательном процессе в музыкальных колледжах как наиболее предпочтительной системы передачи студентам профессиональных навыков, предложена эффективная апробированная типология проектирования и приведены примеры проектов

Основная цель этнокультурного образования студентов музыкальных колледжей -удовлетворение потребностей учащихся в культурном обогащении на основе использования этнокультурного духовно-нравственного потенциала; подготовка поколения людей с новым менталитетом, одухотворенных, образованных, освоивших национальную культуру и культуры других народов региона, собственной страны, мира; воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои национальные корни; формирование компетентного специалиста этнокультурной сферы, обладающего навыками педагогической и научной деятельности.

Современная философия образования исходит из идеи превращения образования в образ жизни и мысли, необходимым условием для реализации которого является проектная деятельность студентов. При этом внедрение проектов этнокультурного образования студентов музыкальных колледжей будет эффективно если:

- рассматривать проектную деятельность студентов как активный целенаправленный процесс профессионального становления и развития личности будущего специалиста в области этнокультуры;

- в ыявить и реализовать совокупность следующих педагогических условий: высокий уровень компетентности педагогов; современное оснащение материальной базы; организация профессионального педагогического сопровождения самостоятельной проектной деятельности студентов; предпроектная подготовка студентов; включение студента в самостоятельную практическую деятельность, на базе которой формируются его педагоги-

ческие навыки и закрепляются его теоретические знания;

- разработать педагогическую технологию этнокультурного образования на основе проектной деятельности.

Всё это потребовало разработки основных направлений деятельности преподавателей и студентов с учётом компетентности организации этнокультурного образования. Структура разрабатываемого процесса основана на выявленных нами педагогических условиях и ставит своей целью формирование профессиональной этнокультурной компетенции студентов в профессионально-педагогическом и научно-творческом направлении и включает в себя методическую работу с музыкальными школами, дающую повышение уровня подготовленности абитуриентов, а также корректировку самого образовательного процесса с необходимостью включения в него системы проектных технологий.

Одной из основных задач нашего исследования стало повышение компетентности педагогов колледжа и их подготовка к работе с проектными технологиями. Мы пришли к выводу, что для организации процесса этнокультурного образования на основе проектных технологий первейшие действия должны быть направлены на корректировку учебного плана. Основой для него выступает учебный план «Хоровое дирижирование» со специализацией «Руководитель народного хора». Для адаптации его к задачам этнокультурного образования был использован резерв времени регионального компонента и факультативов, за счёт которых был умножен удельный вес специальных предметов фольклорной направленности: были введены дополнитель-

ные дисциплины, такие, как «Основы этнографии», «История народного костюма», «Вокальный ансамбль», «Фольклорный ансамбль», «Концертная практика»; расширен курс педагогической практики, включивший в себя как работу с творческими коллективами и с солистами, так и преподавание теоретического предмета «Народоведение» в рамках эстетцикла средней школы; были созданы условия для регулярной концертной деятельности на базе Областного музея народной культуры, ССУЗов, вузов, средних школ, и учреждений дополнительного образования области.

Одно из главных направлений педагогической работы в музыкальных колледжах состоит непосредственно в формировании этнокультурной компетентности студентов. Анализируя учебные программы, направленные на реализацию этнокультурного образования, их функцию, нагрузку и место в учебных планах, можно сделать вывод, что интегративный подход, как один из самых популярных и эффективных на сегодняшний день, является предпочтительным в педагогической деятельности в музыкальных колледжах, и наиболее полно позволяет решить данную задачу.

Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей (Г. Д. Глейзера, В. С. Леднёва, С. М. Гапеенковой, Г. Ф. Федорца, Л. И. Новикова, В. А. Караковского и др.].

Так, И. Д. Зверев и В. Н. Максимова определяют интеграцию как «„.процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы] элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплек-сирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [3, с. 57]. В то же время О. Г. Гилязова трактует интеграцию, как систему органически связанных учебных дисциплин, построенную по аналогии с окружающим миром, в основу интеграции положена аксиома, что все в мире взаимосвязано и не существует в «чистом виде». По мнению Л. В. Трубайчука, интеграция представляет собой целенаправленный синтез определенных учебных дисциплин в самостоятельную систему целевого назначе-

ния, направленную на обеспечение целостности знаний и умений, и предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, является ведущим при определении содержания обучения, его целей, форм и методов, что обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.

В нашем случае интегративный подход в образовательном процессе был в полной мере реализован в работе с проектными технологиями. При рассмотрении специфики данных проектных технологий, как универсальной педагогической системы была выявлена общая закономерность: эти проекты, как правило, не являются теоретическими педагогическими явлениями, а основываются на практической реализации студентами полученных навыков, что также отвечает выдвинутым нами педагогическим условиям.

В нашем случае можно выделить два основных вида технологического проектирования:

1. Педагогические проекты, реализованные преподавателем, как одна из форм организации педагогической работы для освоения студентами заданных навыков, реализующие центростремительные свойства педагогического процесса (куда можно отнести долгосрочные проекты, доминирующие на начальном этапе образования и призванные обеспечить студента необходимыми практическими элементами для дальнейшей профессиональной деятельности].

2. Студенческие проекты, создаваемые под руководством педагога, выявляющие и развивающие профессиональные навыки будущих специалистов, реализующие центробежные свойства педагогики проектирования (куда относятся все виды самостоятельной творческой и научной деятельности студентов, таких как собственная работа с коллективами на базе концертной и педагогической, а также научная работа в рамках студенческого научного общества колледжа, и в подготовке собственного дипломного проекта на базе предметов «Экспедиционная практика», «Расшифровка народной музыки», «Анализ фольклорных произведений», и т.д., где студент имеет возможность проявить себя как исследователь].

Такая типология чистых форм проектов по предметам дополняется использованием комбинированных проектов. Комбинирова-

ние, когда студенческий проект включается в преподавательский, или продолжает его как составное звено предмета, дающее в результате более глубокое практическое усвоение материала на собственном опыте с опорой на опыт педагога, мы называем комбинированным проектированием. Также комбинирование в этнокультурном проектировании может быть на уровне интеграции, с включением целого комплекса предметов, такие проекты мы назвали интегративными.

Как один из педагогических проектов в чистом виде можно привести в пример проект по предмету «Основы этнографии». Он разработан для студентов II курса и призван содействовать усвоению студентами этнографических знаний, помочь им осуществлять профессионально-ориентированный этнографический анализ явлений фольклора, способствовать становлению личностно-ценностного отношения студентов к национальному этнокультурному наследию, дать понятие о народном традиционном мировоззрении, явившемся одной из основ формирования национальной этики, эстетики и философии. В образовательном процессе данный предмет сам по себе выступает неоднократно в комбинированных и интегративных проектах как одна из теоретических составляющих.

При создании данного проекта к основным разделам («Народный календарь» и «Обычаи и обряды семейно-бытового цикла»] был добавлен цикл «Народная демонология», включающий в себя традиционные представления о магии и медицине. К само-изучению была добавлена дополнительная литература по всем темам. В результате полученные студентами дополнительные сведения, раскрывающие всю глубину и особенности традиционного славянского мировоззрения, нашли своё воплощение в их успешных выступлениях на научно-практических конференциях и в ярких сценарных постановках на государственном экзамене по предмету «Работа с творческим коллективом».

Также педагогический проект может быть реализован в рамках нескольких родственных предметов на уровне получаемых навыков например, объединение педагогических проектов по освоению фольклорного вокального исполнительства, основанных на принципе постепенного усложнения музыкального и вокально-технического материала, рассчитанных на весь период обучения и реали-

зующихся в рамках предметов «Постановка голоса», «Вокальный ансамбль», «Хоровой класс», «Фольклорный ансамбль». Мы рассматриваем упомянутые предметы специального цикла как родственные, призванные дать студентам сходные знания и умения, реализуемые в профессиональной деятельности выпускников как единый комплекс, но требующие на этапе обучения отдельного внимания как педагога, так и студента.

В педагогическом проектировании пред-проектная подготовка студентов ограничивается общей теоретической и практической подготовкой. Более рельефно разница в пред-проектной подготовке студентов как составном звене проекта проявляется в комбинированных и интегративных видах проектирования, что отвечает выдвинутому нами четвёртому педагогическому условию: предпроект-ной подготовке студентов, включающей освоение базовых теоретических и практических навыков, на основе которых должна осуществляться будущая проектная деятельность.

В качестве примера комбинированного

проекта приведён проект по предмету «Основы народной хореографии», основой которого является преподавательский проект, дающий студентам основные навыки и умения, играющие роль предпроектной подготовки студентов, а в продолжении изучения предлагается студенческое проектирование путём самостоятельной разработки студентами собственных хореографических форм (танец, песня с хореографическим построением], представляющееся на экзамене по предмету в конце VII семестра и на государственном экзамене в работе с творческим коллективом.

Реализация данного проекта (рис. 1] даёт возможность находить наиболее эффективные формы изучения нового материала, получать навыки практического воплощения хореографического номера за наименьший период времени, что в дальнейшем значительно облегчает работу студента в качестве руководителя хореографической постановки, давая ему навыки грамотного управления коллективом. Возможность собственной авторской работы в создании хореографических композиций пробуждает в студентах творческий подход к реализации задачи и здоровую конкуренцию, дающую импульс к новым профессиональным достижениям.

В качестве примера комбинированного интегративного проектирования можно при-

I-

*

О)

о

о.

с

5 О. * Н С О О

Е л ф

2 с 2

о 0) О

го _

ш >

5 -

о

с

О)

о.

с

§ 3 & ?

о

г >1 С)

ш 5 2 К о 8

= н

5

<

\

1

\

/

Подготовка концертного проекта на Государственный экзамен

Рис 1. Схема проекта по изучению основ народной хореографии.

вести проект по педагогической практике, включающий в себя опыт нескольких предметов: преподавательское и студенческое проектирование по основным предметам специального цикла- «Методика работы с творческим коллективом», «Методика преподавания фольклорных дисциплин в школе», «Народное творчество», «Основы этнографии»; предметы практического цикла: «Постановка голоса», «Основы народной хореографии», «Хоровой класс», «Фольклорные инструменты» и собственно «Практика преподавания фольклорных дисциплин в школе» и «Практика работы с творческим коллективом».

Одним из примеров интегративного проектирования может служить работа по подготовке дипломного проекта, куда входит перечень предметов, изучающихся на протяжении всего времени обучения. Данный проект является одним из обобщающих и построен с учётом как практических навыков, так и теоретических студента, разрабатывается с учётом его индивидуальных способностей, а также специфики исследуемого материала.

Результатом подобной деятельности является сборник расшифровок и аранжировок традиционных песен, записанных в фольклорных экспедициях с участием исполнителя

Предметы,

дающие практические навыки, задействованные

Предметы теоретического цикла, задействованные

Рис 2. Структурная схема взаимодействия предметов этнокультурного образования при исполнении дипломного проекта.

проекта (студента], а также научно обоснованных этнографических выкладок по данному материалу, полученных в результате аналитической работы. Данный проект относительно задействованных в нём учебных дисциплин представлен в рис. 2.

Реализация данного проекта значительно повысила заинтересованность студентов в собственной научной деятельности, так как дала возможность проявить себя творчески и реализовать часть материала в качестве научных публикаций в рамках региональных студенческих научно-практических конференций.

К интегративному типу проектирования также можно отнести проектирование концертной части государственного экзамена по работе с творческим коллективом. Сюда входят навыки и опыт работы в рамках четырёх основных для проекта предметов практического и теоретического цикла, а также трёх предметов практического цикла, выполняющих вспомогательную функцию на уровне полученных ранее навыков, применимых в данном проекте.

В рамках данного проекта удельный вес самостоятельной работы студентов и воз-

можности выбора для воплощения своих профессиональных качеств были гораздо выше. Для закрепления собственных профессионально-педагогических навыков одной из экспериментальных групп студентов на 4 курсе колледжа был предложен проект по созданию собственного сценария для проведения итогового государственного экзамена по дисциплине в виде единой сценической формы - спектакля на основе этнографических данных. При этом одним из условий реализации данного проекта было разделение сценария на сцены по количеству выпускников, где выпускник работал как в качестве хормейстера, так и в качестве сценариста, хореографа и режиссёра, реализуя максимум своих профессионально-педагогических навыков. Первоначальное программное условие (освоение с коллективом 2-4 разножанровых песен] также было обязательным и должно было логично войти в сценарную постановку. Студенты, заинтересовавшись творческой работой по созданию сценария, воплотили его на государственном экзамене в полноценном спектакле под названием «Каждому своё».

Таким образом, в процессе работы большинство из выпускников колледжа, кроме

получения собственно профессионального минимума, проявили себя с неожиданной для окружающих стороны: актёр / режиссёр. Результатом была оценка государственной экзаменационной комиссией их работы как проекта вузовского уровня.

В результате формирования и внедрения данной системы проектов была реализована

совокупность выявленных нами педагогических условий для разработки и воплощения педагогической технологии этнокультурного образования на примере музыкальных колледжей. Это дало высокие результаты в образовательном процессе, подтверждённые в дальнейшем в собственной профессиональной деятельности выпускников на местах.

Литература

1. Вазина К. Я. Модель саморазвития человека : Концепция, технологии. - Н. Новгород: Изд-во ВГПИПИ, 1999. - 255 с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студентов сред. и высш. педагог. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 167 с.

3. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика,1981. - 159 с.

4. Лаштабова Н. В. Проектирование и метод проектов в современном образовательном процессе средней и высшей школы // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса : материалы XXVII преподавательской науч.-практич. конф., 12-14 апреля 2006 г. Ч.1 : Секции общей педагогики и педагогики высшей школы. - Оренбург : ОГПУ, 2006.

5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов пед. вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 107 с.

6. Стернберг В. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века : дис. ... канд. пед. наук. - Владимир, 2002. - 194 с.

7. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в по-ликультурном многонациональном обществе // Педагогика. -1999. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.