Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
контроль / педагогический контроль / контрольно-оценочная деятельность / оценочные и рефлексивные умения / самооценка / самоконтроль / control / pedagogical control / assessment and evaluative activity / evaluative and reflexive skills / self-assessment and self-control

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чмых Инна Евгеньевна, Симонова Ольга Алексеевна, Ситникова Анастасия Юрьевна

В статье рассматриваются особенности организации педагогического контроля при обучении иностранному языку посредством использования различных форм контроля, включающих тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, самооценки, взаимооценки, мониторинга качества и учебного портфолио обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чмых Инна Евгеньевна, Симонова Ольга Алексеевна, Ситникова Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL CONTROL WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the features of the organization of pedagogical control while teaching a foreign language through the use of various forms of control, including testing, modular and rating systems for assessing the quality of knowledge, self-assessment, mutual assessment, monitoring the quality and the educational portfolio of students.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10642 ЧМЫХИнна Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения БУ ВО «Сургутский государственный университет»

e-mail: [email protected]

СИМОНОВА Ольга Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения БУ ВО «Сургутский государственный университет»

e-mail: [email protected]

СИТНИКОВА Анастасия Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков БУ ВО «Сургутский государственный университет»

e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации педагогического контроля при обучении иностранному языку посредством использования различных форм контроля, включающих тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, самооценки, взаимооценки, мониторинга качества и учебного портфолио обучающихся.

Ключевые слова: контроль, педагогический контроль, контрольно-оценочная деятельность, оценочные и рефлексивные умения, самооценка, самоконтроль.

CHMYKH Inna Evgenievna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Linguistics and Translatology,

Surgut State University

SIMONOVA Olga Alekseevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Linguistics and Translatology,

Surgut State University

SITNIKOVA Anastasia Yurievna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Foreign Languages Department,

Surgut State University

ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL CONTROL WHEN TEACHING

A FOREIGN LANGUAGE

Annotation. The article discusses the features of the organization of pedagogical control while teaching a foreign language through the use of various forms of control, including testing, modular and rating systems for assessing the quality of knowledge, self-assessment, mutual assessment, monitoring the quality and the educational portfolio of students.

Key words: control, pedagogical control, assessment and evaluative activity, evaluative and reflexive skills, self-assessment and self-control.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

Инновационное обновление образования как в России, так и во всем мире, нацелено на решение различных задач, одной из которых является решение проблемы повышения качества обучения иностранному языку, его оптимизации и интенсификации. Все это обусловило интерес к исследованиям и разработке проблем педагогического контроля в дидактическом процессе, поскольку в функционировании системы управления обучением, особая роль принадлежит научно-обоснованному, тщательно спланированному и рационально организованному контролю за процессом и результатами учебно-познавательной деятельности обучаемых. Являясь важной частью процесса обучения учащихся, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. Педагогический контроль является системой научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся. В более узком значении, как отмечает Якунин В. А. применительно к процессу обучения учащихся, «контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность учителя и учащихся» [11, с. 112].

Понятие «педагогический контроль» применительно к учебному процессу имеет несколько толкований. С одной стороны, педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. С другой стороны, применительно к повседневному учебному процессу под контролем понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности школьников или студентов» [9, с. 11].

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: диагностическую, проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную, и др. Знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта, при этом важно, чтобы контроль знаний учащихся отвечал общедидактическим требованиям и выполнял также учетную, контрольно-корректирующую функции» [6, с. 85-88].

Педагогическая диагностика - это важнейшая часть научной системы педагогического контроля, которая непосредственно связана с процессом выявления уровня знаний, умений, навы-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

ков, воспитанности. Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки и принятие по итогам контроля управленческого решения. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

Показатели контроля служат главным основанием для анализа результатов учения. Проверочная функция состоит в том, что данные контроля констатируют не только результаты и оценку деятельности отдельных обучающихся и педагогов, но и состояние учебно-воспитательной работы всего образовательного учреждения. Обучающая функция реализуется в ходе выполнения контрольных заданий на этапах повторения и закрепления материала. При выполнении контрольных заданий происходит повторение и закрепление приобретенных знаний, через их уточнение, дополнение или/и переосмысление. Контроль учит также рационально организовывать учебную деятельность.

Развивающая функция способствует развитию личности учащегося, формированию его познавательных способностей. Она заключается в том, что контроль дает больше возможности для развития личности обучающегося, его познавательных способностей. Любая форма контроля требует от человека обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения, умения сопоставлять и систематизировать имеющиеся знания. Учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания разными способами, например, помощью ментальных карт [3].

Воспитательная функция затрагивает эмоциональную сферу личности, поскольку индивидуальные усилия по усвоению информации становятся предметом общественного суждения. Часто от оценок зависит репутация обучающегося и его статус в коллективе (группе, классе). Контроль дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за свою работу, стимулирует добросовестное отношение к ней. Грамотное осуществление контроля побуждает обучающихся совершенствовать свои знания и умения, вырабатывает самооценочные суждения.

Методическая функция заключается в том, что процесс и результат важны для совершенствования работы самого учителя, позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углу-

блении, какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Эмоциональная функция проявляется в том, что «любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками» [6, с. 79].

Таким образом, педагогический контроль, как система мероприятий, обеспечивает проверку запланированных показателей для оценки применяемых средств, методов обучения иностранному языку.

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов требует переосмысления профессиональной деятельности педагогов вообще и систему оценивания в частности. Как отмечалось в нашем исследовании, «актуальность проблемы формирования оценочной компетентности субъектов образовательной деятельности обусловлена тем, что эффективность деятельности образовательных организаций и системы образования в целом во многом будет зависеть от степени заинтересованного включения учителей и обучающихся в оценочную деятельность» [4; 5].

Основной функцией новых ФГОС является критериально-оценочная функция, связанная с необходимостью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода и использования системы объективных измерителей при оценивании качества подготовки выпускников. В частности, в ФГОС общего образования в качестве основных метaпредметных результатов освоения программы определены оценочные умения, в частности, умение осуществлять критичную и осознанную оценку своей деятельности, умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, умение адекватно оценивать объективную трудность выполнения задания и свои возможности для достижения цели [10, с. 7].

При новом подходе к оцениванию признается право учащихся на самооценку, поощряется их взаимная оценка, усиливается элемент самоконтроля и повышения ответственности за процесс и результат обучения. Формирование способности учащегося прогнозировать результаты своих собственных усилий, планировать стратегии решений, распределять время, размышлять при выполнении работы для улучшения понима-

ния, учитывать ошибки непонимания, оценивать результаты, предполагает развитие у них оценочных умений. Без овладения учащимися и студентами контрольно-оценочным компонентом, т^. умениями самоконтроля и самооценки, нельзя говорить о готовности обучающихся учиться самостоятельно.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показывает, что системный подход к изучению контрольно-оценочной деятельности в контексте новых образовательных реалий еще только формируется. Имеющиеся исследования опираются, в основном, на теории XX века (теория психологических доминант А.А. Ухтомского, технология саморазвития личности Г.К. Селевко, теория навыков поэтапного формирования умственных действий, П.Я. Гальперина) и касаются понятий оценки, оценочной деятельности, самооценки и самоконтроля, его отдельных составляющих и способов их формирования. Как показывают исследования (Доманов А.Г., Лукьян-чикова Н.В., Хмельницкая А.Ю., Чудинский Р.М. и др.), оценочная компетентность представляет собой сложное системной образование, которое включает ряд других компетенций, в частности, компетенцию целеполагания, критериальную, оценочную, самооценочную, а также компетенции контроля, самоконтроля и рефлексивную компетенцию. Поэтому нам представляется целесообразным рассмотреть, новые подходы к изучению составляющих оценочной компетентности и методов ее формирования в практике обучения иностранному языку.

Р.М. Чудинский и Н.В. Лукьянчикова рассматривают оценочную компетентность как «интегра-тивное качество личности, системное образование способностей субъекта в сфере осуществления оценочной, контролирующей, рефлексирующей деятельности, а также способность совершенствовать свои умения в меняющихся условиях. Данная компетентность включает в себя знания и опыт по оценке себя, своих возможностей, своей деятельности, восприятие и анализ оценки совместной деятельности с другими субъектами образовательного процесса, осуществление оценки и контроля других обучающихся в процессе коллективной, совместной и индивидуальной учебной деятельности» [10, с. 87].

А.Ю. Хмельницкая трактует оценочные умения как «качество личности, выражающееся в умении поставить цель своей деятельности, добиваться ее выполнения собственными силами, в умении соотносить полученные результаты с эталоном (осуществлять самоконтроль) и оценивать результат своей деятельности согласно критериям оценивания (осуществлять самооценку), намечая пути коррекции результата» [7, с. 45].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

Оценочные умения взаимосвязаны с рефлексивными умениями, которые представлены в исследовании Г.П. Щедровицкого, выделившего 4 основных вида рефлексии:

- кооперативные - самоопределение в рабочей ситуации, умение удерживать коллективную задачу, умение принимать ответственность за происходящее в группе, умение осуществлять пошаговую организацию деятельности, умение соотносить результаты с целью деятельности;

-интеллектуальные - определение основания деятельности, оценка собственной позиций, умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана;

- личностные - умение анализировать себя, адекватное самовосприятие, умение определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки;

- коммуникативные - умение «встать на место другого», проявление эмпатии, понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других в своих поведенческих стратегиях, понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития [9, с.201]. Определение самооценки представлено в словаре практического психолога: «Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида» [2].

Контрольно-оценочная деятельность педагога неразрывно связана с формированием его собственной оценочной компетентности и этой же компетентности у обучаемых. В исследовании А.Г. Доманова были выделены следующие оценочные действия, образующие структуру оценочной деятельности учителя: планирование оценочных воздействий, принятие оценочных решений, оценка собственной оценочной деятельности, планирование процесса контроля, изучение личности учащегося, их поведения и отношений; межличностное взаимодействие, использование и реализация оценочных решений, прогнозирование влияния оценок на поведение и развитие личности учащегося, коррекция оценок [1].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

В процессе обучения иностранному языку происходит процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, их оценочная деятельность на уроке носит взаимообусловленный характер, у учащихся развиваются следующие оценочные действия: умение поставить цель своей деятельности на уроке, умение оценивать результат своей деятельности согласно критериям оценивания (самооценка), умение принять ответственность за результат своей работы, умение соотносить полученные результаты с образцом (самооценка, взаимооценка). Все это способствует самореализации личности и саморазвитию обучающихся.

В современной системе образования педагоги стремятся к повышению объективности оценивания, использованию наряду с традиционными средствами контроля и инновационных достижений педагогической науки, таких как самоконтроль, тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио, Единый государственный экзамен. Рассмотрим некоторые из них более подробно в контексте иноязычного обучения.

Самоконтроль позволяет учащимся сравнивать результаты собственной деятельности с заданными образцами (эталонами), выявлять собственные ошибки и неверные действия с языковым материалом. Самоконтроль остается единственной возможностью организовать систематическое подкрепление при формировании речевых навыков. При обучении иностранному языку для самоконтроля можно использовать возможности учебного пособия, где есть ключи для выполнения заданий. Для исключения списывания и превращения данной работы из фиктивной в эффективную, учителю необходимо проводить воспитательную работу с учащимися и развивать у них сознательность и ответственность за результаты своего труда, в противном случае педагог создает свои собственные задания для проведения самоконтроля.

Самооценка начинается там, где ученик сам участвует в производстве оценки, в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Приобщение учащихся к творческой работе по созданию учебных заданий, например, в виде кроссвордов с новой лексикой с ответами или вопросов к тексту с ответами и т.д., имеет огромное воспитательное значение. Многие педагоги используют поурочную систему самооценки в форме «листов самооценки», которые составляются учителем для каждого ученика на основе технологической карты урока, где указаны виды работы или задания для выполнения на уроке и самостоятельно. В зависимости от уровня

владения языком, формулируются вопросы типа "What Have I done?" (Что я сделал на уроке?); "What was the purpose of this activity?" (Какова цель данного упражнения?); "Why have I done it this way"? (Почему я это так выполнил?) и т.п. Вариантом оценочного листа может быть самооценка качества выполнения задания «Как хорошо я выполнил это задание», где учащийся сам проверяет и отмечает сколько правильных ответов он получил. Американская исследовательница Кристин Кумб (С. Coombe) приводит пример «Карты успеха» (Student Progress Card), в которой ученик самостоятельно отмечает, насколько успешно он выполнил данное задание, а учитель вносит свою отметку [12].

Эффективной формой самооценки является взаимооценка (Peer assessment), когда учащиеся в парах оценивают друг друга по критериям и заполняют оценочный лист (Check list). Это повышает эффективность обучения, обеспечивает интерактивность и коммуникативность урока. Важное воспитательное значение также имеет оценка эмоционального состояния ученика на уроке, когда учащиеся отмечают свое удовлетворение работой на уроке «смайликами» или цветными маркерами.

Тестирование как одна из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества, стало наиболее популярной формой контроля по иностранному языку. Обучающие тесты применяются на всех этапах дидактического процесса, с их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль лексических и грамматических знаний, умений чтения и аудирования и т.п. Однако не все тесты могут быть валидными и дать желаемый результат, особенно для определения уровня владения иностранным языком. В нашей практике обучения английскому языку мы используем Кембриджские тесты, зарекомендовавшие себя во всем мире и доступные на сайте Cambridge English [13].

В процессе обучения иностранному языку используют Языковой портфель как альтернативную форму контроля, представляющую собой собрание работ учащегося по иностранному языку (сочинения, проекты, творческие работы и т.п.), осуществляемое на протяжении определенного времени как показатель прогресса ученика. Технология языкового портфеля не исключает возможности задействовать различные приемы самоконтроля, выбор которых будет определяться контекстом, в котором осуществляется учебный процесс (целями, сложившейся культурой учения

и преподавания и т.д.), и возможностью их встраивания в привычные для учащихся задания и виды деятельности.

Модульная и рейтинговая системы чаще всего используются в старших классах школы и в вузе. Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Ученик (студент) работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю. Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося, определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса; отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения; дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);отра-жать текущей и итоговой оценкой количество вложенного обучающимся труда; повысить объективность оценки знаний.

Введение ЕГЭ и ГИА (ОГЭ) по иностранному языку, как одно из направлений модернизации российской школы, нацелено на определение уровня обученности учащихся по предмету, задаваемого стандартом по иностранным языкам (критериальный аспект), и дифференциация их по уровню подготовки для отбора при поступлении в высшие учебные заведения (нормативный аспект). Специфика учебного предмета «Иностранный язык», а именно его направленность на межличностное и межкультурное взаимодействие/ общение, его многоуровневый и многоцелевой характер, включающий различные виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо; языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) и социокультурные знания и навыки, а также интегративность содержания иноязычного общения, затрагивающего различные сферы общения (семейно-бытовую, учебно-трудовую, социально-культурную и др.), обусловливает выбор объектов контроля разного уровня сложности при проведении итоговой аттестации выпускников. Для самоподготовки к данным экзаменам и самоконтроля можно использовать открытые банки заданий на сайте ФИПИ и издательства МастШап.

В заключение, можно сделать вывод о том, что организация педагогического контроля при обучении иностранному языку через использова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

ние разнообразных форм самоконтроля, нацеленных на индивидуализацию обучения и самостоятельность учащихся, позволит выполнить требования ФГОС нового поколения к качеству обучения иностранному языку в школе и вузе.

Список литературы:

[1] Доманов А.Г. Индивидуальные особенности оценочной деятельности педагога: Дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 1991. - 149 с.

[2] Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск, Харвест, 1998. - URL: http:// vocabulary.ru/dictionary/25/word/samocenka (дата обращения: 12.05.2020).

[3] Егоров А.И., Егорова Ю.А. Интерактивные технологии в обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы // Материалы I научно-практической конференции с международным участием.

- Саратов, Изд-во: Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, 2019. - С. 370-375.

[4] Симонова О.А., Ситникова А.Ю., Чмых И.Е. Развитие оценочной компетентности субъектов образовательного процесса при реализации международных языковых проектов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре // Высшее образование сегодня. 2016. № 2. - С. 12-15.

[5] Симонова О.А., Чмых И.Е. Лингводидак-тическое тестирование как объективная оценка языковой компетенции студентов// «Лингвистическое образование на современном этапе: российский и зарубежный опыт»: сборник научных статей и материалов международной конференции. Сургут, 11-12 апреля 2017 г. / Отв. ред. И.А. Курба-нов. - Сургут, 2017. - С. 395-401.

[6] Столярова И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России: Дисс. ... канд. пед. наук.

- СПб., 1999. - 198 с.

[7] Хмельницкая А.Ю. Формирование оценочных умений учащихся при обучении физике // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки). - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2011_4pp/21.pdf (дата обращения: 12.05.2020).

[8] Чмых И.Е., Симонова О.А. Validity and Reliability within Language Assessment//«Лингви-стическое образование на современном этапе: российский и зарубежный опыт»: сборник научных статей и материалов международной конференции. Сургут, 11-12 апреля 2017 г. / Отв. ред. И.А. Курбанов. - Сургут, 2017. - С. 422-426.

[9] Щедровицкий Г.П. Мышление - Понимание - Рефлексия. - М., Наследие - ММК, 2005. -800 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

[10] Чудинский Р.М., Лукьянчикова, Н.В. Модель формирования оценочной компетентности обучающихся на ступени основного общего образования // Теория и практика общественного развития (электронный журнал). 2013. Вып. № 3. - URL: http://teoria-practica.ru/vipusk-3-2013 (дата обращения: 12.05.2020).

[11] Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - С. 348.

[12] Coombe Ch., Canning Ch. Using Self-Assessment in the Classroom: Rationale and Suggested Techniques. - URL: http://www. philseflsupport.com/self-assessmentechniques.htm (дата обращения: 12.05.2020).

[13] Test your English - URL: www. cambridgeenglish.org/test-your-english (дата обращения: 12.05.2020).

Spisok literatury:

[1] Domanov A.G. Individual'nye osobennosti ocenochnoj deyatel'nosti pedagoga: Diss. ... kand. psihol. nauk. - SPb., 1991. - 149 s.

[2] Golovin S.Yu. Slovar' prakticheskogo psi-hologa. - Minsk, Harvest, 1998. - URL: http://vocab-ulary.ru/dictionary/25/word/samocenka (data obrash-cheniya: 12.05.2020).

[3] Egorov A.I., Egorova Yu.A. Interaktivnye tekhnologii v obuchenii inostrannomu yazyku studen-tov neyazykovyh napravlenij podgotovki // Pedagog-icheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti i perspektivy // Materialy I nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Saratov, Izd-vo: Saratovskij gosudarstvennyj medicinskij universitet imeni V.I. Razumovskogo, 2019. - S. 370-375.

[4] Simonova O.A., Sitnikova A.YU., CHmyh I.E. Razvitie ocenochnoj kompetentnosti sub"ektov obrazovatel'nogo processa pri realizacii mezhdunar-odnyh yazykovyh proektov v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - YUgre // Vysshee obrazovanie segodnya. 2016. № 2. - S. 12-15.

[5] Simonova O.A., Chmyh I.E. Lingvodidak-ticheskoe testirovanie kak ob"ektivnaya ocenka yazykovoj kompetencii studentov// «Lingvisticheskoe obrazovanie na sovremennom etape: rossijskij i zarubezhnyj opyt»: sbornik nauchnyh statej i materi-alov mezhdunarodnoj konferencii. Surgut, 11-12 aprelya 2017 g. / Otv. red. I.A. Kurbanov. - Surgut, 2017. - S. 395-401.

[6] Stolyarova I.V. Pedagogicheskij kontrol' kak faktor povysheniya kachestva obucheniya slushatelej vuzov MVD Rossii: Diss. ... kand. ped. nauk. - SPb., 1999. - 198 c.

[7] Hmel'nickaya A.Yu. Formirovanie ocenoch-nyh umenij uchashchihsya pri obuchenii fizike // Yaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. 2011. № 4. T. II

(Psihologo-pedagogicheskie nauki). - URL: http:// vestnik.yspu.org/releases/2011_4pp/21.pdf (data obrashcheniya: 12.05.2020).

[8] Chmyh I.E., Simonova O.A. Validity and Reliability within Language Assessment//«Lingvis-ticheskoe obrazovanie na sovremennom etape: rossijskij i zarubezhnyj opyt»: sbornik nauchnyh statej i materialov mezhdunarodnoj konferencii. Surgut, 11-12 aprelya 2017 g. / Otv. red. I.A. Kurbanov. - Surgut, 2017. - S. 422-426.

[9] Shchedrovickij G.P. Myshlenie - Ponimanie - Refleksiya. - M., Nasledie - MMK, 2005. - 800 s.

[10] Chudinskij R.M., Luk'yanchikova, N.V. Model' formirovaniya ocenochnoj kompetentnosti obuchayushchihsya na stupeni osnovnogo obsh-

chego obrazovaniya // Teoriya i praktika obshchest-vennogo razvitiya (elektronnyj zhurnal). 2013. Vyp. № 3. - URL: http://teoria-practica.ru/vipusk-3-2013 (data obrashcheniya: 12.05.2020).

[11] Yakunin V.A. Pedagogicheskaya psi-hologiya: Ucheb. posobie. - SPb: Izd-vo Mihajlova V.A., 2000. - S. 348.

[12] Coombe Ch., Canning Ch. Using Self-Assessment in the Classroom: Rationale and Suggested Techniques. - URL: http://www.philseflsupport.com/ self-assessmentechniques.htm (data obrashcheniya: 12.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Test your English - URL: www. cambridgeenglish.org/test-your-english (data obrashcheniya: 12.05.2020).

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.