УДК 378.1
О.А. Симонова, А.Ю. Ситникова, И.Е. Чмых,
Сургутский государственный университет
Развитие оценочной компетентности субъектов образовательного процесса при реализации международных языковых проектов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра
Современный этап развития общества характеризуется активными процессами обновления российской системы образования. Основной целью реализуемых инноваций является достижение социальной эффективности как главного образовательного результата. На всех ступенях образования осуществляется поиск и широкое использование методик, позволяющих повысить эффективность обучения и мотивацию к изучению дисциплины и в конечном итоге обеспечивающих формирование
Сургутский государственный университет
личности обучающихся с новым типом мышления, инициативных, творческих, ответственных в принятии решений.
Одним из ключевых моментов, определяющих личностно-ориен-тированный и субъектно-деятель-ностный характер образования, является формирование оценочной компетентности у школьного учителя и ученика, вузовского преподавателя и студента. Характеризуя субъектов педагогической и учебной деятельности, И.А. Зимняя отмечает, что «каждый педагог и ученик, представляя собой
общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса» [2, с. 112].
В новых образовательных стандартах разных уровней можно отметить их общую стратегическую направленность на формирование основных компетенций, среди которых особое место занимает оценочная компетентность как «интегративное качество личности, системное образование способностей субъекта в сфере осуществления оценочной, контролирующей, рефлексирующей деятельности, а также способность совершенствовать свои умения в меняющихся условиях» [6, с. 87]. По мнению Р.М. Чудин-ского и Н.В. Лукьянчиковой, эта компетентность включает знания и опыт по оценке себя, своих возможностей, своей деятельности, восприятие и анализ оценки совместной деятельности с другими субъектами образовательного процесса, осуществление оценки и контроля других обучающихся в процессе коллективной, совместной и индивидуальной учебной деятельности.
Как показывают исследования (С.М. Бутакова, А.А. Вербицкий, Н.В. Лукьянчикова, А.А. Плигин, Р.М. Чудинский и др.), оценочная компетентность представляет собой сложное системной образо-
© Симонова О.А., Ситникова А.Ю., Чмых И.Е., 2016
ОЛЬГА
АЛЕКСЕЕВНА
СИМОНОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания английского языка и перевода Сургутского государственного университета. Сфера научных интересов: методика преподавания иностранных языков, межкультурная коммуникация. Автор 65 публикаций
АНАСТАСИЯ
ЮРЬЕВНА
СИТНИКОВА
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Сургутского государственного университета. Сфера научных интересов: преподавание иностранных языков для специальных целей, информационные технологии в лингвистке. Автор 34 публикаций
ИННА ЕВГЕНЬЕВНА ЧМЫХ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания английского языка и перевода Сургутского государственного университета. Сфера научных интересов: лингвистика, межкультурная коммуникация. Автор 59 публикаций
Рассматриваются вопросы развития оценочной компетентности субъектов образовательного процесса на основе учета национальных, зарубежных подходов и на примере опыта реализации международных языковых проектов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
Ключевые слова: оценочная компетентность, субъекты образовательного процесса, международные языковые проекты, обучение английскому языку.
The article discusses the development of evaluation competence of subjects of educational process on the basis of national, international approaches and the example of the implementation of international linguistic projects in the Khanty-Mansi autonomous district -Yugra.
Key words: assessment competence, subjects of educational process, international language projects, English language teaching.
вание. Оно включает ряд других компетенций, в частности компетенцию целеполагания, критериальную, оценочную, самооценочную, рефлексивную, а также компетенции контроля и самоконтроля. Формирование этих компетенций в той или иной форме предусматривают новые российские образовательные стандарты.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования в качестве основных метапредметных результатов освоения программы определены оценочные умения, в частности умения осуществлять критичную и осознанную оценку своей деятельности, самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, адекватно оценивать объективную трудность выполнения задания и свои возможности для достижения цели [5, с. 7].
Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Линг-
вистика» (уровень бакалавриата) показывает, что в процессе профессионального обучения лингвистов также формируются компетенции, составляющие оценочную компетентность. Это, в частности, владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения (общекультурные компетенции -7), способностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (общекультурные компетенции - 11), способностью оценивать качество исследования в своей предметной области, соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования (общепрофессиональные компетенции - 17), критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности (профессиональные компетенции - 5), оценить качество
исследования в конкретной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (профессиональные компетенции - 27), готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства [4].
Таким образом, новые стандарты как основа процесса модернизации образования требуют совершенствования системы управления его качеством и организации контрольно-оценочной деятельности, которая становится особенно актуальной для образовательных учреждений, использующих балльно-рей-тинговую или модульную системы оценки учебных результатов. Как отмечает А.А. Воскресенская, «технологическая процедура контрольно-оценочной деятельности по иностранному языку строится с учетом разных способов овладения содержанием, интегрирует педагогический контроль и самоконтроль, сочетает количественные и качественные способы оценки» [1, с. 105].
Формирование оценочной компетентности происходит при обучении различным учебным дисциплинам, в частности иностранному языку в школе и вузе. Организация изучения иностранного языка в контексте коммуникативного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов требует поиска качественно новых способов оценки учебных результатов иноязычного образования. В системе образования педагоги стремятся к повышению объективности оценивания, использованию наряду с традиционными средствами контроля и инновационных достижений педагогической науки, таких как самоконтроль, тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфо-лио, единый государственный экзамен.
Использование образовательных стандартов привело к открытости контроля и мониторинга процесса обучения иностранному языку, благодаря которой обучающиеся информированы о том, какой уровень языковых навыков и речевых умений должен быть достигнут ими на соответствующем этапе обучения. Такой теоретико-практической основой является международная «Общеевропейская шкала оценивания» (Common European Framework of Reference), принятая в 1997 году для унификации оценивания уровня владения иностранным языком по специальным дескрипторам [2]. «Открытость системы oценивания, четкое и шнкретное описание знаний, навыков и умений, определение уровня их сфoрмированности и развития позволяют самому учащемуся осуществлять самоконтроль за собственной траекторией продвижения. Оценивание и использование этой шкалы развивает у обучающихся способность к рефлексии и самооценке, повышает мотивацию к изучению иностранного языка» [3, с. 168].
Как показывает практика, при введении в Российской Федерации стандартизированной аттестации выпускников по иностранному языку (государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена) большая часть учеников выпускных классов, особенно сельских школ, не смогли получить квалифицированную помощь. Причина - отсутствие у учителей соответствующей языковой и оценочной компетентности, что является серьезным упущением в системе профессиональной подготовки преподавателей иностранного языка в педагогических вузах и университетах. Такое положение дел обусловило инициацию рядом российских вузов (Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарева, Карельской государственной педагогической академией, Нижегородским го-
сударственным лингвистическим университетом им. Н.А. Добролюбова, Южным федеральным университетом, Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Челябинским государственным педагогическим университетом, Балтийским федеральным университетом им. И. Канта, Дальневосточным федеральным университетом, Самарским государственным университетом, Сургутским государственным университетом, Ульяновским государственный университетом) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации реализации международного проекта на средства гранта Евросоюза ТЕМПУС-IV по теме «Формирование компетенций и практических навыков преподавателей английского языка в области оценки языковых знаний» (Promoting Sustainable Excellence in Testing and Assessment of English - PROSET). Его цель -разработка совместно с европейскими вузами (Университетом Бедфордшира (Великобритания), Техническим университетом Дрездена (Германия) и др.) учебно-методических ресурсов для формирования у преподавателей английского языка компетенций и практических навыков тестирования и оценивания языковых знаний в рамках квалификационных требований.
Реализация проекта PROSET вузами-партнерами в ряде российских регионов (Калининградской, Самарской, Челябинской, Нижегородской областях, в Республике Татарстан, Владивостоке, Сургуте и др. ) с 2011 по 2015 год помогла найти новые подходы к решению этой проблемы. Были проведены международные конференции и семинары с приглашением известных российских ученых в этой области Е.Н. Со-лововой, М.В. Вербицкой и др., а также зарубежных специалистов Тони Грина, Кристин Кумб и др. Было издано совместное россий-
ско-британское учебное пособие для проведения курсов повышения квалификации учителей в области оценки языковых знаний.
В рамках этого проекта в Сургутском государственном университете был отрыт Центр повышения квалификации преподавателей английского языка и международного тестирования «Интекс». В сентябре 2012 года он успешно прошел международную аккредитацию, что позволило университету стать первым вузом на территории Российской Федерации, получившим исключительное право на ведение образовательной деятельности по подготовке и приему кембриджских квалификационных экзаменов.
За три года деятельности Центра более 500 преподавателей английского языка из городов и районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югра сдали международные квалификационные экзамены по методике преподавания (Teaching Knowledge Test) и языковые экзамены «Первый сертификат на английском языке» (First Certificate in English -FCE) , «Расширенный сертификат на английском языке» (Certificate in Advanced English - CAE). Сотрудниками Центра (И.Е. Чмых, О.А. Симоновой, И.А. Курбано-вым) разработана программа дополнительного образования по повышению квалификации учителей английского на основе проекта PROSET «Формирование профессиональной компетенции и практических навыков учителей иностранного языка в области оценки языковых знаний», которая реализуется в городах Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Урай, Нягань, Когалым, Нефтеюганск, Лангепас, Сургут. Уже более 300 учителей повысили профессиональную квалификацию в области методики преподавания английского языка и основ языковой те-стологии в 2014 году, и более 200 человек пройдут методические курсы в 2016 году. В своей педа-
гогической деятельности учителя широко используют разнообразные формы оценки учебных достижений учащихся по английскому языку, такие как тестирование, модульная и рейтинговая система, учебное портфолио, мониторинг и экзамены (национальные и международные).
Формирование оценочной компетентности учащихся школ и студентов вузов в области иностранного языка происходит как непосредственно в учебном процессе, так и по программам дополнительного образования. По инициативе представительства Департамента экзаменов по английскому языку Кебриджского университета (Cambridge English Language Assessment) в России и Сургутского государственного университета реализуется международный образовательный проект «Кембриджский английский для школ» (Cambridge English for
Schools) в 30 гимназиях, лицеях и школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. Более 1000 югорских школьников сдали языковые кембриджские экзамены разного уровня сложности, нацеленные на проверку начального (Young Learners English - YLE) и продвинутого уровней владения английским языком (Certificate in Advanced English - CAE).
Подготовка к экзаменам по английскому языку проводится по специализированным учебным пособиям издательства Кембриджского университета, нацеленным на развитие уровня языковой и оценочной компетентности учащихся. Так, например, серия пособий по подготовке к экзаменам разного уровня сложности «Objective PET, FCE, Advanced», которые используются для обучения студентов-лингвистов Сургутского государственного университета, имеет широкий спектр
дидактических средств, организующих самостоятельную работу студента по выполнению коммуникативно-ориентированных заданий и обеспечивающих возможность самооценки достигнутых результатов посредством использования ключей к заданиям, лазерного диска и сопровождающего веб-сайта.
Таким образом, для формирования оценочной компетентности субъектов образовательного процесса необходимо сочетание различных форм учебной деятельности и дополнительного образования, использование лучшего российского и международного опыта, что в конечном итоге обеспечит выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и повысит эффективность и качество обучения иностранному языку в школе и вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воскресенская А.А. Технология контрольно-оценочной деятельности по обучению иностранному языку в неязыковом вузе. URL: https://www.researchgate.net/ publication/277057578_Teoreticeskaa_model_modulno-rejtingovoj_tehnologii_v_sisteme_kontrola_i_ocenki_ rezultatov_inoazycnogo_obrazovania (дата обращения: 15.12.2015).
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на /Д: Феникс, 1997. 480 с.
3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка (русский перевод). Мо^овский государственный лингвистический университет, 2003.
4. Солохина А.С. Формирование и оценивание компетенций при обучении иностранному языку, согласно требованиям Болонской декларации // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Вып. № 5. Т 5. Научная библиотека Кибер Ленинка: URL:
LITERATURA_
1. Voskresenskajа A.A. ТэЬтоЬдУа kontrol'no-ocenochnoj dejHtel'nosti po obucheniyu inostrannomu jаzyku v nejаzykovom vuze. URL: https://www.researchgate.net/ publication/277057578_Teoreticeskaa_model_modulno-rejtingovoj_tehnologii_v_sisteme_kontrola_i_ocenki_ rezultatov_inoazycnogo_obrazovania (data obrashhenijа: 15.12.2015).
2. Zimnjаjа I.A. Pedagogicheskajа psihologijа. Rostov na /D: Feniks, 1997. 480 s.
3. Obshheevropeiskie kompetencii vladenijа inostrannym jаzykom: izuchenie, prepodavanie, ocenka (russkij perevod). Mockovskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet, 2003.
4. Solohina A.S. Formirovanie i ocenivanie kompetencii pri obuchenii inostrannomu jаzyku, soglasno trebovanijаm Bolonskoj deklaracii // Izvestijа Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2008. Vyp. № 5. T. 5. Nauchnajа biblioteka Kiber Leninka:
http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-otsenivanie-kompetentsiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-soglasno-trebovaniyam-bolonskoy-deklaratsii#ixzz3w57ZtBmv (дата обращения: 15.12.2015).
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. URL: http://www.linguanet.ru/umo/Standartsnew/450302b-lingvo. pdf (дата обращения: 15.12.2015).
6. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. URL: http://www. edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html (дата обращения: 15.12.2015).
7. Чудинский Р.М., Лукьянчикова Н.В. Модель формирования оценочной компетентности обучающихся на ступени основного общего образования // Теория и практика общественного развития: электрон. журн. 2013. Вып. № 3. URL: http://teoria-practica.ru/vipusk-3-2013 (дата обращения: 15.12.2015).
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-
otsenivanie-kompetentsiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-soglasno-trebovaniyam-bolonskoy-deklaratsii#ixzz3w57ZtBmv (data obrashhenijа: 15.12.2015).
5. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovanijа. URL: http://www. linguanet.ru/umo/Standartsnew/450302b-lingvo.pdf (data obrashhenijа: 15.12.2015).
6. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty osnovnogo obshhego obrazovanijа. URL: http://www.edu. ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html (data obrashhenijа: 15.12.2015).
7. Chudinskii R.M., Luk^nchikova N.V. Model' formirovanijа ocenochnoj kompetentnosti obuchayushhihsjа na stupeni osnovnogo obshhego obrazovanijа // Tso^ i praktika obshhestvennogo rnzvitp: yеlektron. zhurn. 2013. Vyp. № 3. URL: http://teoria-practica.ru/vipusk-3-2013 (data obrashhenijа: 15.12.2015).