Б01: 10.24412/с1-37095-2024-1 -61 -64
Шамратова Н. Б.
МАОУ «СОШ № 15», г. Тобольск
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Ключевые слова: патриотизм, Родина, семья, школа, воспитание, школьник, культура.
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты патриотического воспитания в системе школьного образования на начальном этапе, а конкретно, в работе классного руководителя младшего школьного возраста. Ведь именно этот возраст является наиболее плодотворным для формирования нравственных ценностей и установок.
Патриотизм, как одна из наиболее значимых непреходящих ценностей является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнедеятельности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. На сегодняшний день через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. Поэтому, перед нами учителями, стоит важная задача: воспитание патриотических чувств учащихся, включающая в себя воспитание любви к ближним людям, к школе, к родному краю, к родной улице, городу и родной стране. Наша задача- создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подрастающего поколения духовность, нравственность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
При составлении воспитательного плана в начале учебного года, я всегда первостепенной задачей стараюсь ставить патриотическое воспитание и продумываю полезные и интересные мероприятия, используя при этом не только наши
школьные ресурсы, но и множество городских учреждений нашего города, которыми наш Тобольск богат. У нас в городе действует прекрасный «Военно-спортивный молодежный центр «Россияне», одним из основных направлений которого является гражданско-патриотическое воспитание молодежи. У меня из класса несколько человек посещают данный центр. Здесь ребята изучают также такие дисциплины, как рукопашный бой, огневая строевая тактика, учебно-полевые сборы. Детям очень нравится и они с удовольствием ходят туда, не пропускают ни одно занятие.
Что касается урочной деятельности, то безусловно, патриотизм - как базовая ценность, всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город растущим и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.
Василий Александрович Сухомлинский, в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Красота родного края - это источник любви к Родине. Понимание у чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту...» [3,47] Вот эту красоту и познаем мы, изучая географию родного края. У нас есть прекрасный парк при школе, где мы проводим уроки под открытым небом, где дети наглядно могут увидеть, рассмотреть сезонные изменения в жизни растений, увидеть отличительные особенности живой природы от неживой и т. д. Также в нашей школе есть единственный в регионе музей реки Иртыш, материал которого мы используем на уроках окружающего мира, литературного чтения.
Патриотизм, применительно к ребенку младшего школьного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Поэтому в своей работе я использую такие формы, как: беседа, классные часы, занятия «Говорим о важном», экскурсии, походы, мастер-классы,
музейные уроки, библиотечные уроки. Одним из таких уроков провела в нашем школьном музее, руководитель музея Кутумова Равиля Сибгатулловна. Урок назвался «Через все испытания» и был посвящен жизни нашего директора Муратова Камала Мазитовича - участника Великой Отечетсвенной войны, кавалера 5-ти орденов и 10-ти медалей. Дети с большим интересом узнавали о подвигах Камала Мазитовича, участвовали в беседе, задавали много вопросов, выражали свою гордость и восхищение за своего бывшего многоуважаемого директора.
Также интересные занятия проводит наш школьный библиотекарь, который знакомит учащихся с местными легендарными личностями, с их подвигами, с творческой деятельностью, с их вкладом в дело развития города и страны.
Патриотическое воспитание наших детей видится в плодотворной работе не только учителей и сотрудников школы, но и родителей, которых мы стараемся приобщать к патриотическому воспитанию посредством проведения тематических мероприятий, родительских собраний, организации совместной творческой деятельности, например, участие в Бессмертном полку, в различных акциях.
На сегодняшний день патриотическое воспитание особенно актуально, поскольку есть ориентиры для подражания, объектами которого являются наши родители - участники СВО. В нашем классе у двоих учащихся отцы на сегодняшний день находятся в зоне СВО. Дети очень гордятся своими папами. Почти у каждого учащегося в семье кто-то воевал в Великой Отечетсвенной войне. Юра Зольников составил свою родословную до 5-го поколения, и с большой гордостью написал исследовательскую работу про свою семью, конкретно остановился на своем прадеде, который прошел всю войну подводником и вернулся домой с победой.
Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика.
Список источников и литературы
1. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника / С.Н. Башмакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). -СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 66-68
2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности.- Ростов -на-Дону; 1993. -ч.1. -с.11.
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издательство «Радянська школа», 1973.
Б01: 10.24412/с1-37095-2024-1-64-68
Балыбердина С. В.
студент, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
ВАЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольное образование, экономическая культура, денежные операции, финансовые решения, совместная деятельность, педагог-воспитанник.
Аннотация. В данной статье рассматривается важность формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Автором приводится опыт различных авторов, подтверждающих актуальность проблемы. Подчеркивается роль различных методов и средств обучения, включая интерактивные в процессе формирования финансовой грамотности у детей.
Функциональная грамотность - это умение владеть определенными знаниями и применять их в жизненных целях, способность выходить за рамки базовых предметов и проявлять инициативу для решения определенных задач, согласно определению Е. Блискавка, финансовая грамотность представляет собой особое