Список источников и литературы
1. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника / С.Н. Башмакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). -СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 66-68
2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности.- Ростов -на-Дону; 1993. -ч.1. -с.11.
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издательство «Радянська школа», 1973.
DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1-64-68
Балыбердина С. В.
студент, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
ВАЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольное образование, экономическая культура, денежные операции, финансовые решения, совместная деятельность, педагог-воспитанник.
Аннотация. В данной статье рассматривается важность формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Автором приводится опыт различных авторов, подтверждающих актуальность проблемы. Подчеркивается роль различных методов и средств обучения, включая интерактивные в процессе формирования финансовой грамотности у детей.
Функциональная грамотность - это умение владеть определенными знаниями и применять их в жизненных целях, способность выходить за рамки базовых предметов и проявлять инициативу для решения определенных задач, согласно определению Е. Блискавка, финансовая грамотность представляет собой особое
умение человека, формирующееся с самого раннего возраста и отражающее способность самостоятельно зарабатывать денежные средства и эффективно их использовать [3].
В современном мире формирование финансовой грамотности является одним из ключевых факторов, определяющих успешное существование в социуме. Однако ее формирование не должно ограничиваться лишь школьным возрастом, на что в частности указывает Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.», согласно которому формировать основы финансовой грамотности необходимо начиная с дошкольного возраста [6].
О необходимости формирования экономической культуры личности дошкольника идет речь также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный стандарт устанавливает требования, касающиеся развития у детей начальных представлений об экономических понятиях, а также интеллектуальных и моральных качеств.
Тем не менее, лишь малая часть родителей понимает всю важность и ценность финансового воспитания подрастающего поколения. У них это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?». Между тем, дети дошкольного возраста также нуждаются в обучении основам финансовой грамотности. В наше время важно научить ребёнка ответственно подходить к финансовым вопросам и вложить в него навыки грамотного обращения с деньгами.
Стоит отметить, что значительный вклад в развитие теории и практики экономического воспитания внесли отечественные педагоги - П. П. Блонский, Р. И. Жуковский, А. С. Макаренко и др. В свою очередь о важности формирования финансовой грамотности у старших дошкольников как одной из составляющих трудового воспитания писали такие исследователи, как Р. С. Буре, И. В. Житко, Л. Я. Мусатова. Они отмечали, что экономическая грамотность влияет на подготовку детей к взрослой жизни, позволяя им правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения в различных ситуациях.
К сожалению, в детских садах практически не уделяется внимания формированию финансовой грамотности, хотя начинать обучение рекомендовано уже с 5-6 лет, как отмечает автор статьи И. Б. Бичева. Такое раннее обучение объясняется несколькими причинами. Во-первых, в старшем дошкольном возрасте происходит активное формирование логического мышления, аналитических способностей и умения планировать свои действия, что является основой для успешного освоения финансовых понятий и концепций. Во-вторых, дети в этом возрасте уже обладают определенным уровнем финансовой грамотности, так как они ежедневно сталкиваются с денежными операциями в семье. В-третьих, включение элементов финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольных учреждений поможет подготовить детей к будущей жизни в условиях рыночной экономики [2].
Из вышеизложенного вытекает актуальность статьи, обусловленная рассмотрением важной проблемы, которая связана с непониманием многими родителями, педагогами важности формирования финансовой грамотности у воспитанников детского дошкольного учреждения. Учитывая, что в современном мире дети уже с малых лет сталкиваются с различными финансовыми операциями.
О. В. Морозова указывает на то, что финансовая грамотность у детей дошкольного возраста должна формироваться через воспитание таких качеств, как бережливость, разумное поведение в отношении простых операций обмена, трудолюбие и адекватная оценка результатов труда. Для решения задачи автором рекомендуется активно использовать интерактивные средства, такие как диалоговые режимы и взаимодействие ребенка с соответствующими обучающими материалами [5].
Как отмечает А. Е. Домнина, формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста может быть реализовано, подключив четыре базовых направления:
- «Потребности» (формирование у детей понимания необходимости удовлетворения основных потребностей человека (еда, одежда, жилье и т. д.) и осознания важности труда для их обеспечения);
- «Труд и профессии» (знакомство детей с профессиями, беседы с ними о важности труда и его роли в жизни человека);
Занкиевские чтения
- «Товар, товарообмен» (изучение понятия товара, его стоимости, принципов товарообмена);
- «Деньги и семейный бюджет» (беседы с детьми о понимании функции денег и их значения, о семейном бюджете и планировании расходов).
Работа по данным направлениям поможет детям лучше понимать ценность денег. Как следствие дети будут иметь опыт использования финансовых продуктов и, как итог, грамотно подходить к деньгам. В будущем это позволит принимать осознанные решения и способствовать финансовому благосостоянию детей, когда они станут взрослыми [4].
С. В. Алпатикова также акцентирует внимание на значимости формирования финансовой грамотности у дошкольников. По мнению автора, обучение финансовой грамотности в дошкольном возрасте должно быть связано с формированием умения правильно планировать бюджет. Осуществить задачу возможно, используя для этого различные средства и методы, такие как кроссворды, чтение книг, видео, скрайбинг (зарисовки), логические задачи, коллажи, картотеку игр, серию загадок и др. [1].
М. А. Сабурова подчеркивает, что одним из эффективных способов формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста является использование дидактических игр. Автор объясняет это тем, что игра является основной формой организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях [7].
Резюмируя вышеизложенное, следует, что формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является важным аспектом их развития. Обучение финансовой грамотности с раннего возраста помогает детям понимать значение денег, принимать обоснованные финансовые решения и быть успешными во взрослой жизни. Необходимо использовать разнообразные методы и средства. Это позволит сделать процесс изучения финансовой грамотности интересным и доступным.
Список источников и литературы
1. Алпатикова С. В. Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: подгот. по 48-му эл. изд. 2021 г. / С. В. Алпатикова. - Электрон. дан. - Казань: Молодой ученый, 2021. - 1 электрон. опт. диск. - (Электронный журнал).
2. Бичева И. Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: И. Б. Бичева и др. -Электрон. дан. - Крым: Проблемы современного педагогического образования, 2019. - 1 электрон. опт. диск. - (Электронный журнал).
3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. -М: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 80 с.
4. Домнина А.Е. Финансовая грамотность дошкольников [Электронный ресурс]: А.Е. Домина. - Электрон. дан. - Красноярск: Международный педагогический портал «Солнцесвет», 2023. - 1 электрон. опт. диск. - (Статья)
5. Морозова О.В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации. - Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. - 50 с.
6. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. №2 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - М.: 2023 г.
7. Сабурова М.А. Описание педагогического опыта: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» [Электронный ресурс]: М.А. Сабурова. Электрон. дан. -Щёкино, 2020. - 1 электрон. опт. диск. - (Статья)