DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1 -282-286
Кутумова Р. С.
педагог дополнительного образования, заведующая музеем,
МАОУ СОШ № 15, г. Тобольск
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МУЗЕЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Ключевые слова: патриотизм, участник СВО, фронтовые письма, музейные уроки, вещественный источник, фактический материал, викторина, встречи. Аннотация. В статье дана информация об огромном образовательно-воспитательном потенциале музея школы. О формах и источниках материалов музея для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания и пропаганде материалов музея в различных мероприятиях и участии детей во многих научно-практических конференциях разного уровня.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем, формирование у молодого человека чувства любви к своей малой родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет.
Исследовательский материал нашего музея постоянно используется на радиопередачах и телестудии, учащиеся с помощью этих документов пишут рефераты и сочинения. Мы проводим встречи с участниками войны, викторины, интеллектуальные развлекательные игры об истории и культуре, участвуем в конкурсах различного уровня: городских, областных, всероссийских и международных. Сегодня огромное патриотическое воспитательное значение имеют
встречи с выпускниками нашей школы, участниками СВО, когда над Россией нависла угроза. Обучающиеся нашей школы являются постоянными участниками научно-практических конференций: Первые шаги, Шаг в будущее, Растим патриота, Отечество, Невиданная отчизна, Юный Менделеевец, Наших улиц имена, Без срока давности, Занкиевские чтения и другие. Они завоёвывают призовые места. Лучшие коллективные и персональные работы отмечаются дипломами. Накопленная богатая информация в музее: это фронтовые письма, воспоминания, книги, персональные папки об учителях, многочисленные альбомы советского периода и другие вещественные источники оказывает большую помощь в пропаганде фактических исторических документов и патриотическом воспитании на национальных традициях молодого поколения. Разработанные музейные уроки: «Отчизны достойный сын» о выпускнике нашей школы Занкиеве Я. К., «Через все испытания» о директоре школы Муратове К. М., «Герои земли Тюменской», «Моя школа в годы войны», «Я помню, я горжусь» о выпускниках и учителях, «Цена Великой Победы» о дедушке нашей ученицы, «Судьба гвардейца» о дедушке нашего ученика, «Фронтовые письма» на русском, татарском языках на трёх графиках - кирилице, латинице, и арабской, «Улица поэта Мусы Джалиля», «Труженики неба» о выпускниках школы, «Наши выпускники-участники СВО», викторины, конкурсы вечера посвященные жизни и творчеству Якуба Занкиева» играют большую роль в патриотическом воспитании обучающихся. Например разработаны вопросы к викторине «Защитники Отечества»:
1. Кто является прототипом главного героя романа «Зори Иртыша»?
2. Назовите улицы города Тобольска, названные именами Героев Советского Союза.
3. Есть ли в Тобольске улица имени Занкиева Я. К.? Если есть, то где она находится?
4. Кому посвящена мемориальная доска, установленная на здании тобольской школы № 15. Кто он? (фото, подробнее).
5. Дом с мемориальной доской о Занкиеве Я. К. в Тобольске, где жил и работал писатель над своими романами. Где он расположен?
6. Назовите первую группу добровольцев города Тобольска и мобилизованных на фронт.
7. На каком пароходе из тобольской пристани были отправлены в Тюмень добровольцы и мобилизованные? (желательно показать фотографию парохода).
8. Едва оправившись от природной стихии весной 1941 года, тоболяков ожидала другая чудовищная беда - война. О какой стихии идет речь? (если есть фото Тобольска того времени, то показать).
9. Мой родственник-участник Великой Отечественной войны (написать минирассказ родственника, желательно с фотографией, годы жизни, когда и где родился, где воевал, какие награды).
10. Что Вы знаете о бывшем выпускнике нашей школы- сподвижнике Мусы Джалиля?
11. Назовите тоболяков - Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны.
12. Кто является автором книги «Любовь, объятая пламенем», посвященной Победе в Великой Отечественной войне?
Огромную роль играют фильмы, видеоролики и участие детей на телевидении. В архиве нашего музея есть фильмы о выпускнике нашей школы 1933 года Занкиеве Якубе Камалиевиче, о Камале Мазитовиче Муратове-бывшем директоре СОШ № 15, Вклад тоболяков в Победу в ВОВ, видеоролики детей на патриотические темы: Родная улица моя (из истории улицы Пушкина г. Тобольска, работа уч-ся 10 класса); Из истории улицы Ленина (работа ученика 7 кл), Татарская слобода Тобольска (работа учащихся 8 класса, Абрамовский экологический парк (учащиеся 8 кл), экскурсия «Уникальные старинные памятники зодчества, касающиеся истории и культуры тобольских татар», по 12-ти объектам Тобольска от Гостиного двора до Тобольской Соборной мечети под горой (1 место, дипломы 1 -й степени и удостоверения Юного экскурсовода России).
Оставлены хорошие отзывы от Героев России: «Школа произвела сильное впечатление. Музей уникален, восхищает богатством экспонатов и экспозиций, охватывающих многие эпохи. Дети воспитаны и духовно богаты, эмоциональны.
Желаю всему педагогическому коллективу и особенно воспитанникам счастливой судьбы и успехов во всех делах и начинаниях. От имени «Боевого братства» в день установления мемориальной доски Подрезову А. В. Герой России В. Шар-патов. 14.09.2009 г»; «Коллективу МАОУ СОШ №15 искренне благодарю за сохранение истории и воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Родине! С уважением Герой Российской Федерации Игорь Родоболь-ский. 28.апреля 2023г».; «21.09.2023 г. Замечательная школа, увлечённые дети и педагоги. Спасибо за гостеприимство, энтузиазм и неравнодушие. Герой России полковник Касков О.А.»
В 2022 году автором этой статьи издан альбом «Музей национальной школы Тюменской области». Этот своеобразный сборник лучших проектов школьников служит практическим помощником учителям для проведения классных часов. Таким образом, в деле патриотического воспитания учащихся музейные средства: экскурсии, встречи, конкурсы, конференции, викторины, фильмы, видеоролики, интеллектуальные игры, презентации, встречи с участниками СВО-выпускниками школы и другие мероприятия играют большую роль в деле патриотического воспитания.
На экскурсиях
Ученица 10 класса Варламова Арина ведет же курс
Список источников и литературы
1. Архив музея школы, папка О Я. К. Занкиеве;
2. Книга отзывов школьного музея;
3. Я. К. Занкиев. Зори Иртыша, 1 и 2 части, Тюмень 1996, 1998 гг;
4. Я. К. Занкиев. Любовь, объятая пламенем, ТГУ,2001г;
5. К. С. Садыков. Сибиряк-сподвижник Мусы Джалиля (воспоминания о Са-лиме Аникине).