Научная статья на тему 'ИДЕИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО'

ИДЕИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1632
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУХОМЛИНСКИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЗГЛЯДЫ УЧЁНОГО / ПОДРАСТАЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ / VASILY ALEKSANDROVICH SUKHOMLINSKY / PEDAGOGICAL HERITAGE / CIVIL PATRIOTIC EDUCATION / VIEWS OF A SCIENTIST / YOUNGER GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанбаева Клавдия Ивановна, Ачитаева Елена Андреевна

В статье рассматривается актуальная для XXI века проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи, которая соотносится с наследием В. А. Сухомлинского. Освещены взгляды выдающегося отечественного педагога на гражданско-патриотическое воспитание. Представлены результаты пилотажного изучения интереса современных педагогов к творчеству В. А. Сухомлинского, что позволило констатировать востребованность и значимость его идей и опыта в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IDEAS OF CIVIL PATRIOTIC EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF V. A. SUKHOMLINSKY

The article examines an issue of civil patriotic education of children and youth, which is relevant for the XXI century, being related to the heritage of V. A. Sukhomlinsky. The authors highlight views of an outstanding Russian teacher on civil patriotic education. The results of a pilot study of the interest of modern teachers in the work of V.A. Sukhomlinsky make it possible to state the relevance and significance of his ideas and experience at the present time.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО»

4. Полякова А. В. Русский язык. 3 класс. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. 143 с.

5. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс. Ч. 1. М.: Просвещение, 2017. 159 с.

6. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 4 класс. Ч. 2. М.: Дрофа, 2016. 158 с.

7. Полякова А. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 2. М.: Просвещение, 2014. 127 с.

8. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г., Бабушкина Т. В. Русский язык. 3 класс Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. 159 с.

9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Одобр. решением федерал. учебно-метод. объединения по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/ (дата обращения: 15.05.2020).

10. Козлова М. М. К вопросу о методическом обеспечении непрерывного изучения морфемики в 4-5 классах общеобразовательной школы // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2014. № 9. С. 85-90.

11. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пос. М.: Просвещение, 1979. 431 с.

12. Зиновьева Т. И., Курлыгина О. Е., Сильченкова Л. С., Трегубова Л. С. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум / под редакцией Т. И. Зиновьевой. М.: Юрайт, 2019. 255 с.

13. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс. Ч. 2. М.: Просвещение, 2017. 159 с.

14. Трегубова Л. С. Теория и практика обучения пунктуации в начальных классах. М :Экон-информ, 2011. 128 с.

15. Целикова М. П. Синтаксический разбор как критерий аналитических способностей учащихся на уроках русского языка // Наука и школа. 2010. № 3. С. 85-88.

16. Тутаришева М. К., Тлюстен Л. Ш. Виды грамматического разбора и методика их проведения в начальной школе и вузе: учебно-методическое пособие. Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2010. 259 с.

17. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 4 класс. Ч. 2. М.: Дрофа, 2016. 158 с.

18. ВПР (Всероссийская проверочная работа) // URL: https://vpr.statgrad.org/ (дата обращения 25.12.2018).

19. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г., Бабушкина Т. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. 143 с.

© Соян Н.Т., 2020

УДК 37.035.6

ИДЕИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО

Султанбаева Клавдия Ивановна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и специального образования

Ачитаева Елена Андреевна,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматривается актуальная для XXI века проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи, которая соотносится с наследием В. А. Сухомлинского. Освещены взгляды выдающегося отечественного педагога на гражданско-патриотическое воспитание. Представлены результаты пилотажного изучения интереса современных педагогов к творчеству В. А. Сухомлинского, что позволило констатировать востребованность и значимость его идей и опыта в настоящее время.

Ключевые слова: Василий Александрович Сухомлинский, педагогическое наследие, гражданско-патриотическое воспитание, взгляды учёного, подрастающие поколения.

ON IDEAS OF CIVIL PATRIOTIC EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE

OF V. A. SUKHOMLINSKY

Sultanbaeva Klavdia Ivanovna,

Ph. D., Dr. of Pedagogy, Associate Professor, the Department of Preschool and Special Education

Achitaeva Elena Andreevna,

student

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article examines an issue of civil patriotic education of children and youth, which is relevant for the XXI century, being related to the heritage of V. A. Sukhomlinsky. The authors highlight views of an outstanding Russian teacher on civil patriotic education. The results of a pilot study of the interest of modern teachers in the work of V.A. Sukhomlinsky make it possible to state the relevance and significance of his ideas and experience at the present time.

Key words: Vasily Aleksandrovich Sukhomlinsky, pedagogical heritage, civil patriotic education, views of a scientist, younger generation.

В XXI столетии общественный строй в нашей стране сменился, но идеи гражданского и патриотического воспитания подрастающих поколений остаются актуальными. Это изначально связано с естественными потребностями общества и государства в сохранении независимого статуса и успешного развития всей страны. Так, в федеральных государственных образовательных стандартах начального и среднего общего образования задан ориентир на развитие гражданских позиций у детей и молодёжи, что вполне отвечает сегодняшнему времени: возрастание роли гражданского общества в России определяет заказ системе образования на формирование социально-ориентированного поколения россиян [1; 2].

В сфере гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения властями предприняты реальные шаги: разработана концепция и государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 [3]; сформирована достаточно чёткая нормативно-правовая платформа идейно-гражданских установок, ценностных ориентиров социального развития. Тем не менее очевидно, что поставленные задачи решить невозможно без поддержки общественных сил в постоянно усложняющихся социально-экономических условиях. Поэтому сегодня в педагогическом сообществе очень остро стоит вопрос о подходах к гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодёжи: пригодны ли сегодня наработки советской школы? В связи с этим ключевое значение имеет обращение к историческому опыту педагогов, в частности, к научно-творческому и педагогическому наследию выдающегося отечественного педагога В. А. Сухомлинского (1918-1970).

Из громадного педагогического наследия В. А. Сухомлинского в качестве предмета ис-

следования мы выбрали взгляды учёного о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Отметим, что во главу угла процесса воспитания учёный и педагог ставил воспитание настоящего человека, то есть всесторонне и гармонично развитой личности, среди основных сторон которой он называл духовность и нравственность, органично охватывающие такие качества, как гражданственность и патриотизм. Стержневым моментом гармонии личности педагог считал нравственность.

В таких значимых трудах, как «Как воспитать настоящего человека», «Рождение гражданина», «Воспитание советского патриотизма», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Сто советов учителю», «Разговор с молодым директором школы», Василий Александрович Сухомлинский изложил свою теоретически обоснованную концепцию и систему гражданско-патриотического воспитания.

Контент-анализ вышеуказанных произведений позволяет увидеть взгляды В. А. Сухо-млинского на гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи, а именно:

- сущностный смысл понятия «патриотизм» рассматривается В. А. Сухомлинским через такие категории, как любовь к своему народу, семье, к родной природе, селу, к родному слову; чувство долга, ответственности и верности своей Родине; ненависть к врагам Родины;

- чертами патриотизма, по учёному, являются деятельностный характер (работа рук, труд ума, душевные переживания человека), активность (активное проявление души, сердца и разума);

- Родина (Отечество) определяется мыслителем такими патриотическими ценностями, как: человек, смысл жизни, труд, долг, семья, родное слово, любовь, верность, традиции, народ и др.;

- мотивами патриотического поведения выступают как внутренние (патриотическое сознание, патриотический дух, патриотические

чувства, патриотические мысли и убеждения, патриотический долг), так и внешние (слово, красота, примеры героических поступков, творчество);

- формами и методами гражданско-патриотического воспитания являются составляющие воспитывающей среды, как-то: Уголок красоты, Праздник матери, посадка Материнского дерева, Школа для родителей, Праздник розы, День Неизвестного героя, Сад благодарности, путешествия по Родине, путешествия в мир природы, книга родной природы, комната сказок, правила мужества и т. п.

Даже названия праздников и традиций показывают, какое значение учёным придавалось воспитательной практике педагога и его школы. Подняв на высшую ступень ценность праздников и традиций как средств граждан-ско-патриотического воспитания, В. А. Сухо-млинский сумел создать уникальную, гуманистически ориентированную, авторскую педагогическую систему в сельской школе. Эффективными средствами воспитания человечности и гражданственности в его практике являются этические беседы с детьми и подростками, совместное чтение художественных книг с нравственными смыслами, ознакомление с произведениями искусства, литературные викторины и вечера, сочинения, музыкальные постановки и др.

Так, через этические беседы о гражданственности дети постигали смысл гражданских поступков, а их справедливость зачастую проверялась в сравнении действий самого учителя в жизни. Не столько убеждающая сила слов, сколько их единство с поступками и действиями педагога вызывали перевод чувств детей и подростков в плоскость их нравственных убеждений, в принципы их повседневного бытия. В. А. Сухомлинский совершил принципиально новый, более глубокий и результативный шаг в советской педагогике: от формирования элементарных простых понятий о морали и нравственной культуре младших школьников к во-

площению этических и эстетических норм жизни в повседневном поведении подростков, к воспитанию их моральных убеждений.

Учёный писал: «Более высокой ступенью этого процесса является побуждение к поступкам, заключающим в себе непосредственное отношение к людям, к самому себе, к общественным интересам. Цель этих поступков -пробуждать переживание мысли, что свои поступки мне надо сообразовывать с интересами окружающих людей, что моё счастье не должно приносить им огорчения и несчастья. Поступки, которые учат жить среди людей, - это, образно говоря, тот фундамент моральной культуры, на котором в дальнейшем строится всё» [4, с. 185].

Созданная и реализованная в Павлышской средней школе «Хрестоматия нравственных ценностей» служила верным средством внедрения в сознание школьников нравственных эталонов, достойных примеров исполнения человеческого долга, понимания личной ответственности. Такая «Хрестоматия» содержала яркие, убедительные рассказы о тех людях, чья жизнь может служить достойным образцом для подражания. В. А. Сухомлинский обращался к подвигам Ивана Сусанина, Зои Космодемьянской, Александра Матросова и представителей партизанского движения периода Великой Отечественной войны 19411945 гг. Это знание должно было стать для юношества ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее [5, с. 97]. Сегодня не случайно современники отмечают, что методика патриотического воспитания В. А. Сухомлинского была основана на формировании системы знаний и умений у школьников и молодёжи о родине, своём селе. Так, патриотическое воспитание должно начинаться с понимания непреходящей значимости для человека своей малой родины, семьи, дома, края, а уже затем - понимания географических границ Родины как государства [6]. По сути, любое дело, направленное на познание родно-

го края (беседы, различные патриотические игры, творческие дела, праздничные встречи с ветеранами, интересные викторины, коллективные соревнования, посещение музеев), выполняет воспитательную функцию, если сами педагоги искренни, честно рассказывают об историческом прошлом и настоящем родного края [7]. А для этого им самим необходимо проявлять патриотические чувства и любовь к Родине.

Анализируя современные дошкольные и школьные образовательные программы, мы обратили внимание, что в них практически не указывается задача воспитания нравственной чуткости у детей дошкольного и младшего школьного возраста, под которой В. А. Сухо-млинский подразумевал чувствование другого человека, его настроения, эмоций и умение отвечать доброжелательно, с пониманием и лаской. Гражданственность и патриотизм представляются В. А. Сухомлинским высокими идеалами, которые не могут быть доступны бессердечному человеку, не способному к тонким переживаниям. В этой связи считаем, что «изучение и распространение педагогических идей В. А. Сухомлинского - социально значимая задача не только для педагогики, но и для отечественной национальной культуры, науки и образования» [8, с. 36].

Резюмируя изложенное, можно сказать, что во всех произведениях учёного и педагога тема гражданско-патриотического воспитания личности проходит «красной нитью». В её основе виден целый комплекс педагогического воздействия: нравственное, эстетическое и трудовое воспитание; привитие любви к окружающим людям; раскрытие индивидуальных задатков, наклонностей и способностей воспитанников; приобщение их к мировой культуре, познанию героического прошлого Отечества. Патриотическое воспитание школьников в педагогической системе В. А. Сухомлинского осуществлялось на основе выработки у ребёнка личного эмоциональ-

ного отношения к различным явлениям окружающей действительности.

Анализ педагогического наследия В. А. Су-хомлинского показал, что талантливый педагог-исследователь мужественно развивал и отстаивал столь созвучные и нашей современности идеи гражданственности, патриотизма и человечности в советской педагогике в противовес идеологическим штампам. Воспитательная система гражданственности и патриотизма В. А. Сухомлинского строилась на принципах и идеях гуманистического воспитания и требует ориентации на гуманизм как на мировоззренческую и нравственную основу формирования гражданской позиции педагога и его воспитанников. Сегодня взгляды В. А. Сухо-млинского на гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи имеют колоссальную значимость в педагогике и являются базисом воспитания гуманной личности.

Разработанная В. А. Сухомлинским и реализованная на практике в Павлышской средней школе и других школах Советского Союза теоретическая концепция гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения оказалась значимой и результативной, что даёт основания для современной педагогической практики внимательно отнестись к этому бесценному отечественному опыту. Для определения интереса педагогов нашего региона к педагогическому наследию и творчеству В. А. Сухомлинского нами была предложена анкета-опросник, содержащая ряд вопросов. Всего в пилотажном опросе приняли участие 11 молодых педагогов (воспитателей) из Республики Хакасия.

В ходе исследования проведён анализ знаний воспитателей о педагоге, его творческом и педагогическом наследии по следующим пунктам: биография советского учёного-педагога; его вклад и идеи; научные труды; использование наследия. Итоговое оценивание знаний воспитателей о творчестве В. А. Сухо-млинского определялось суммированием бал-

лов по указанным пунктам, затем предъявленные опрошенными знания анализировались по критериальным уровням: отличное знание; хорошее знание; недостаточное знание (на уровне «имею представление»); полное незнание. Результаты проведённого анализа представлены на предложенном ниже рисунке.

Как видно из диаграммы, 46 % опрошенных (5 человек) показали хорошее знание о научном наследии В. А. Сухомлинского. 27 % (3 человека) - отличное знание и такой же процент - на уровне «имею представление». Педагогов с полным незнанием о творчестве Сухомлинского не выявлено.

Воспитатели с отличными и хорошими знаниями о творчестве учёного-педагога чаще давали полные и верные ответы на такие вопросы, как:

- Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, которая основывается на...;

- Назовите основные педагогические принципы воспитания гражданственности, патриотизма (по В. А. Сухомлинскому);

- В какой работе отражаются основные мысли патриотического воспитания?;

- Какие важнейшие работы В. А. Сухо-млинского Вы знаете?

На вопрос: «Считаете ли Вы, что творческое наследие В. А. Сухомлинского значимо для современной образовательной системы и

патриотического воспитания?» - все воспитатели (100 %) ответили утвердительно, что показывает интерес современных молодых педагогов к наследию учёного-педагога. Примечательно, что большинство воспитателей (82 %) в системе воспитания дошкольников используют сказки В. А. Сухомлинского.

Наше исследование показало, что 64 % воспитателей снова бы перечитали труды В. А. Сухомлинского, поскольку они, по их мнению, и сегодня очень значимы в воспитании детей в семье и школе, детском саду. Большая часть воспитателей (73 %) согласна с нашей точкой зрения в том, что изучение и распространение педагогических идей В. А. Сухомлинского - это социально значимая задача не только для педагогики, но и для отечественной национальной культуры, науки и образования.

На вопрос об участии анкетируемых в работе семинаров, конференций, других мероприятий, посвящённых наследию, идеям, научно-педагогическому творчеству В. А. Сухо-млинского, более половины (55 %) из них дали отрицательный ответ (ввиду того, что им не представлялось такого случая), а 36 % воспитателей не посещали их, хотя такая возможность была, и только 1 человек из опрошенных (9 %) принимал участие в подобном мероприятии.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

46

отличное знание

хорошее знание

недостаточное знание (на уровне «имею представление»)

полное незнание

Уровни знаний педагогов о творчестве В. А. Сухомлинского

Итак, результаты проведённого пилотажного исследования позволяют предположить, что наработки советской школы, а именно научные труды В. А. Сухомлинского, значимы и не потеряли своей ценности сегодня, поскольку существует интерес молодых педагогов к его творчеству. Поэтому идеи В. А. Сухомлинского о гражданско-патриотическом воспитании детей и молодёжи могут стать ориентиром в реализации государственной задачи по взращиванию граждан-патриотов, формированию и развитию гражданских позиций сегодняшнего подрастающего поколения. При этом вполне очевидно, что такая важная задача не может быть реализована в одночасье.

Бесспорно, что В. А. Сухомлинский создал систему гражданско-патриотического воспитания, построенную на гуманистических

принципах: свободы и ответственности, творческой активности, доверия и уважения к детской личности, необходимости создания воспитывающей среды как условия формирования целостной личности. Система взглядов учёного-педагога основана на гуманистических ценностях, познании смысла человеческого существования, человеческого счастья, на обучении детей осмыслению вопросов добра и зла, пониманию свободы и совести. Гуманистический подход к патриотическому воспитанию В. А. Сухомлинского созвучен с идеями современной педагогики, поэтому применение модели гражданского и патриотического воспитания личности по В. А. Сухомлинскому возможно во всём общеобразовательном пространстве и даже в дошкольных учреждениях.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357): приказы и письма Минобрнауки РФ. М.: Сфера, 2016. 96 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 12.01.2020).

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 20.11.2018) // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/8934f282d7a8444f6660f819f372f9c3a11e247/ (дата обращения: 02.03.2020).

4. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. 396 с.

5. Мокроусова Т. А. В. А. Сухомлинский о роли беседы в нравственном воспитании младших школьников // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сборник научных трудов по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. М.: ООО «АР-Консалт». 2014. С. 9799.

6. Сундуй Г. Д. Классические идеи В. А. Сухомлинского о воспитании совести // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 3 (103). С. 106-111.

7. Кейль Е. А., Коваль С. А., Гордиенко Е. В. Идеи В. А. Сухомлинского о патриотическом воспитании школьников в условиях новых ФГОС // Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития: мат-лы Региональной науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов / Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. Красноярск: КГПУ, 2018. С. 42-44

8. Султанбаева К. И. Идеи В. А. Сухомлинского о нравственном воспитании личности в семье // Идеи В. А. Сухомлинского в теории и практике (к 100-летию со дня рождения выдающегося педагога-гуманиста В. А. Сухомлинского): мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 сент. 2018 г.) / редкол.: Л. А. Абрамова [и др.]. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 33-36.

© Султанбаева К. И., Ачитаева Е. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.