Научная статья на тему 'Актуальность взглядов В. А. Сухомлинского в свете проблемы воспитания гражданственности (Владимирская область)'

Актуальность взглядов В. А. Сухомлинского в свете проблемы воспитания гражданственности (Владимирская область) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1731
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / ГРАЖДАНИН / ОТЕЧЕСТВО / EDUCATION / FAMILY / SCHOOL / CITIZEN / FATHERLAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аванесян Лиана Рубеновна

В статье рассматривается взаимодействие семьи и школы в вопросах гражданского воспитания в свете творчества известного педагога-ученого прошлого века В.А. Сухомлинского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URGENCY OF V.A. SUKHOMLINSKYS SIGHTS IN THE LIGHT OF THE PROBLEM OF CIVICISM FORMATION (VLADIMIR REGION)

The article deals with the interaction of family and school in problems of civil education in the light of creativity of the known teacher-scientist of the last century V.A. Sukhomlinskiy.

Текст научной работы на тему «Актуальность взглядов В. А. Сухомлинского в свете проблемы воспитания гражданственности (Владимирская область)»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

УДК 371.04

ЛР. Аванесян

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ)

В статье рассматривается взаимодействие семьи и школы в вопросах гражданского воспитания в свете творчества известного педагога-ученого прошлого века В.А. Сухомлинского.

Ключевые слова: воспитание, семья, школа, гражданин, Отечество.

L.R. Avanesyan

URGENCY OF V.A. SUKHOMLINSKY’S SIGHTS IN THE LIGHT OF THE PROBLEM OF CIVICISM FORMATION (VLADIMIR REGION)

The article deals with the interaction of family and school in problems of civil education in the light of creativity of the known teacher-scientist of the last century V.A. Sukhomlinskiy.

Keywords: education, family, school, citizen, Fatherland.

Проблема воспитания гражданственности в современном обществе продолжает оставаться задачей, требующей принятия неотложных мер по ее решению, пристального внимания со стороны родителей, педагогов, философов, юристов, чиновников - всех, кто несет ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Вне зависимости от политического строя государства, происходящих в нем событий, проблемы воспитания и образования подрастающего поколения составляют одну из его актуальных и приоритетных задач. Изменяющиеся политические или экономические условия могут изменять цели и методы воспитания, но суть самого процесса неизменна: общество заинтересовано в воспитании своих граждан - основы, опоры и защиты Отечества.

При современном многообразии форм социальных институтов, разнообразии методологических подходов к образованию молодежи, их воспитательные функции ослаблены. На этом фоне тема воспитания гражданина не остается в стороне от обсуждаемых проблем. Сегодня этот вопрос становится особо злободневным на фоне статистики подростковых правонарушений, немотивированной детской агрессии, резкого увеличения численности беспризорных детей и т.д. Отсутствие единой государственной программы воспитания гражданственности на всех этапах становления личности, четко обозначенных целей, задач, ресурсов и полномочий воспитывающих институтов приводит к нивелированию функций родителей, падению ответственности воспитателей и учителей, ослаблению престижа понятия «гражданин Российской Федерации».

В рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (далее - Программа) в разделе IV «Основные направления реализации Программы» подчеркивается, что «... главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций».

Мы считаем актуальным в сегодняшних реалиях обращение к творчеству В.А. Сухомлинского, рассматривающего взаимодействие семьи и школы как первооснову воспитания личности.

Социализация личности в школе происходит на протяжении наиважнейшего жизненного отрезка: взросления, становления мировоззрения, планирования долгосрочных целей и способов их достижения. При этом «система образования призвана создавать условия для становления личности нового типа - гражданина российского общества, человека, соответствующего тенденциям мировой информационной цивилизации и жизнеспособного в условиях меняющейся действительности. Однако до сих пор нет общепринятой концепции воспитания в средней и высшей школе» [1, с.50].

Семья - та часть общества, в которой берет свое начало социализация будущего гражданина. От того, как она будет происходить, зависит дальнейшее формирование личности маленького человека,

2011/1

его отношение к коллективу, к обществу, к Отечеству.

В.А. Сухомлинский - известный педагог-ученый прошлого столетия - оставил после себя огромное педагогическое наследие. Многолетние наблюдения и рекомендации учителя-практика могут оказать большую помощь в решении воспитательных задач, стоящих перед современным обществом.

Семейно-школьное воспитание В.А. Сухомлинский считал «наиболее полноценным общественным воспитанием», а семью - «первой школой интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания» [2, с.20]. Говоря о семейном воспитании, педагог напоминает о значимости дедушек и бабушек, старших сестер или братьев, которые являются первыми воспитателями детей. Важнейшим условием успешного воспитания ребенка, по В.А. Сухомлинскому, является духовное и нравственно-эстетическое богатство семейной жизни. Одной из обязательных функций школы В.А. Сухомлинский считал педагогическое просвещение родителей. Кроме того, школьно-семейное воспитание, по мнению педагога, «не только позволяет хорошо воспитать молодое поколение, но одновременно является важнейшим условием совершенствования нравственного облика семьи, отца и матери» [там же, с.21].

В Павлышской школе, возглавляемой В.А. Сухомлинским, тесная связь школы и родителей осуществлялась посредством функционирования родительской школы. Матери и отцы два раза в месяц посещали занятия, которые охватывали возрастную психологию, психологию личности, теории физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Курс психологии и педагогики составлял 250 часов, более, чем в институте или университете!

Связь школы с жизнью учителя Павлышской школы осуществляли, формируя в сознании воспитанников убеждение, что «главный источник материального благополучия и полноты духовной жизни - это труд...; труд - основа человеческого счастья» [там же, с.34]. Труд на благо другого человека, на благо коллектива, общества является важным фактором воспитания самостоятельности, ответственности, гражданственности в человеке.

Подчеркивая, что труд является необходимым компонентом становления всесторонне развитой личности, В.А. Сухомлинский сформулировал следующие принципы работы по трудовому воспитанию: единство трудового воспитания и общего развития.; выявление индивидуальности в труде; высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность; раннее включение в производительный труд; многообразие видов труда; постоянность и непрерывность труда.. Кроме того, существовала «педагогическая классификация видов труда»: общественная значимость, соотношение учебных и воспитательных целей (здесь под понятием «воспитательные цели» подразумевалось моральное воспитание), соотношение умственных и физических усилий, характер орудий труда и т.д. [там же].

Важным фактором становления молодого человека В.А. Сухомлинский считал воспитание определенного отношения к собственным мыслям, к своей интеллектуальной деятельности: «Переживая знания, человек формирует, утверждает свой гражданский облик» [3, с.22].

Целой областью воспитательной работы педагог считал осознание ребенком исторической судьбы народа, формирование чувства причастности к святыням Родины. «Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливает свою личность, как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство - чувство долга и ответственности перед народом, перед Отечеством» [там же, с. 22].

Логику патриотического воспитания В.А. Сухомлинский видел в том, чтобы любовь к Отечеству утверждалась в человеке на основе активного проявления его души, сердца, разума. «Самое важное..., чтобы питомец увидел самого себя, понял, кто он., каким он должен стать; чтобы ему захотелось стать настоящим человеком., живущим и действующим во имя Отечества» [там же, с.26].

Один из разделов книги «Рождение гражданина» называется «От мира вещей к миру идей». Педагог отмечает, что «если в детские годы важнейшим источником духовной жизни человека является мир вещей - их суть, причинно-следственные связи и зависимости, то в годы отрочества перед ним открывается мир идей [4, с.171]. Все происходящее в мире начинает волновать подростка, касаться его личности. «Г лубокая заинтересованность в судьбе других людей - суть отрочества» [там же]. Задача педагога - развивать, обострять гражданское видение мира. От воспитателя зависит, как видит мир подросток, что его волнует, тревожит, удивляет [там же].

Отрочество - пора бескомпромиссных суждений, максималистского отношения к окружающему миру. В это время особенно важно, чтобы подросток доверял взрослым, находящимся рядом с ним, прислушивался к их советам, мог поделиться своими мыслями.

Какие убеждения формируются у подростка, каким он становится в результате вхождения в мир взрослых? В прямой зависимости от того, как решаются эти вопросы взрослыми, находится и судьба подростка, и будущее нашего общества. «На основе гражданского видения мира строится все моральное воспитание», - замечает В.А. Сухомлинский [там же, с.175].

Отчизна, сыновняя верность, преданность земле, на которой родился - ни с чем не сопоставимые понятия. Родина начинается с детских впечатлений и продолжает существовать в душе человека всю его жизнь. Огромная роль в формировании этого понятия, чувства Родины принадлежит родителям и учителям. «Позаботьтесь о тысяче тончайших нитей, связывающих личность с Отечеством» - совет В.А. Сухомлинского отцу, матери, педагогу по патриотическому воспитанию [5, с.240].

Формирование идеи Отечества - многолетний и сложный процесс. Он базируется на чем-то очень близком и дорогом человеку. «Это красота родной земли., тончайшие черточки окружающего мира» [там же, с.241]. В годы детства не надо говорить много громких слов о Родине, главное - зажигать огоньки, запечатлевать немеркнущие образы, открывать глаза на дорогое и родное [там же].

Исследуя творчество В.А. Сухомлинского в свете проблемы воспитания гражданственности, можно выявить опорные пункты его педагогической идеи: семейное окружение, трудовое воспитание, развитие нравственности и духовности в подрастающем ребенке, приобщение его к истории Отечества и т.д. Эти вопросы являются актуальными и для современного общества. Их постановка и решение есть важнейшая сфера деятельности как государственных, так и социальных институтов.

«Многолетний опыт школьного воспитания, - пишет В.А. Сухомлинский, - приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота» [4, с.209].

Проблема воспитания существует в тесной связи с другими сторонами жизни общества. Формирование гражданского общества зависит, несомненно, от множества факторов, но воспитание чувства гражданственности, чувства патриотизма в отдельно взятом человеке является исходным пунктом в решении этого вопроса. Только совместные усилия государства и его граждан, предпринятые в этом направлении, способны привести к реальным результатам.

Литература

1. Лутовинов В.И., Мешкова С.И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика. - 2008. - № 7. - С.50-53.

2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учеб.-воспит. работы в сельской средней школе. -2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с., 9 л. ил.

3. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / сост. А.И. Сухомлинская, Л.В. Голованов; фотоочерк А.А. Кулешова. - М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с., ил.

4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / пер. с укр. Н. Дангуловой. - 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с.

5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания. Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с. - (Б-ка учителя).

Аванесян Лиана Рубеновна, соискатель кафедры специальной педагогики Владимирского государственного гуманитарного университета. E-mail: avalr@bk.ru

Avanesyan Liana Rubenovna, competitor of department of special pedagogy, Vladimir State Humanitarian University.

УДК 37.012.5 (510)

ИГ. Актамов

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В КИТАЕ КАК ОТДЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Статья посвящена истории сравнительной педагогики в Китае, рассматривается развитие сравнительных исследований в стране.

Ключевые слова: сравнительная педагогика, становление сравнительной педагогики, образование в Китае, сравнительная педагогика в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.